Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
8. Совершенствование межбюджетных отношений
Мероприятие Н1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов
распределения финансовой помощи
Описание исходного состояния
Исходное состояние - нулевой уровень.
С целью выравнивания возможностей бюджетов муниципальных образований области по финансированию закрепленных за ними полномочий, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на муниципальном уровне в Тульской области был разработан и принят Закон от 06.07.2000 N 198-ЗТО "О порядке регулирования межбюджетных отношений в Тульской области" (далее - Закон N 198-ЗТО).
Выравнивание возможностей бюджетов муниципальных образований области по финансированию закрепленных за ними полномочий осуществлялось с применением механизма предоставления финансовой помощи в форме дотации, порядок предоставления которой был закреплен в Законе N 198-ЗТО.
В соответствии с порядком, установленным Законом N 198-ЗТО, распределение дотации производилось между бюджетами муниципальных образований, у которых минимальные доходы не превышают закрепленные за конкретной территорией доходы. Минимальные доходы бюджета - минимально допустимый объем доходов бюджетов муниципальных образований, рассчитанный исходя из среднедушевого муниципального дохода.
В качестве исходных данных для расчета минимальных доходов бюджетов муниципальных образований применялись:
- суммарные доходы консолидированного бюджета области;
- численность жителей области;
- численность жителей муниципального образования;
- среднеобластные душевые доходы;
- корректирующие коэффициенты.
При определении расчетного размера дотации бюджетам муниципальных образований использовались следующие показатели:
1. Подушевой доход бюджета муниципального образования;
2. Закрепленные доходы бюджета муниципального образования;
3. Регулирующие доходы, переданные в бюджет муниципального образования на постоянной основе;
4. Доходы, переданные в порядке регулирования бюджету муниципального образования.
При предоставлении дотаций применялись следующие основные принципы:
- при превышении (или равенстве) закрепленных доходов над доходами, рассчитанными по среднедушевому методу, дополнительные средства из бюджета области в виде дотации муниципальным образованиям не предоставляются;
- превышение закрепленных доходов бюджета муниципального образования над минимальными доходами не может быть перераспределено через межбюджетные отношения.
Следует отметить, что применяемый механизм расчета минимальных доходов муниципальных образований позволял в период действия Закона N 198-ЗТО с достаточной степенью объективности осуществлять распределение финансовой помощи между муниципальными образованиями области.
С 2006 года межбюджетные отношения в Тульской области формируются в соответствии с Законом Тульской области от 11.11.2005 N 639-ЗТО "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области" (далее - Закон N 639-ЗТО).
Законом N 639-ЗТО предусматривается расчет финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности исходя из следующих факторов:
- уровня развития и структуры экономики;
- налоговой базы отдельно по каждому налогу;
- различия в структуре населения и с учетом других факторов и условий, влияющих на стоимость предоставляемых бюджетных услуг;
- репрезентативной системы налогов и расходов.
Для аккумулирования в бюджете области средств, предназначенных для выделения муниципальным образованиям области в виде финансовой помощи, Законом N 639-ЗТО предусмотрено создание следующих фондов:
- областного фонда финансовой поддержки поселений;
- областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- областного фонда сбалансированности местных бюджетов;
- областного фонда муниципального развития;
- областного фонда софинансирования социальных расходов;
- областного фонда компенсаций.
Распределение средств из вышеуказанных фондов регламентируется следующими методиками, являющимися приложениями к Закону N 639-ЗТО:
- Методикой расчета дотаций из областного фонда финансовой поддержки поселений;
- Методикой расчета дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- Методикой расчета дотаций из областного фонда сбалансированности местных бюджетов;
- Методикой расчета и порядком предоставления субсидий на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений и финансовое обеспечение решения вопросов местного значения городских округов;
- Методикой расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений.
Оценка доходного потенциала
Для проведения оценки налоговой доходности департаментом финансов Тульской области ежегодно разрабатывается методика расчета исходной базы, которая доводится до каждого муниципального образования области, в состав которой включается контингент налоговых и неналоговых доходов конкретной территории.
Методика включает в себя порядок расчета конкретных доходных источников, в основу которого положена оценка:
- исполнения консолидированного бюджета (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);
- показателей по налогооблагаемой базе (налог на имущество физических лиц, земельный налог);
- показателей прогноза социально-экономического развития (темпы роста прибыли предприятий, темпы роста фонда оплаты труда).
Департаментом финансов Тульской области осуществляется согласование исходной базы с каждым муниципальным образованием области, результаты согласования оформляются Протоколами согласования, которые подписываются губернатором области и главой администрации муниципального образования.
Дифференциация расходных потребностей
Для оценки относительных различий в расходных потребностях муниципальных районов (городских округов) используется репрезентативная система расходов, которая включает основные виды расходов, связанные с решением вопросов местного значения поселений, муниципальных районов (городских округов).
В целях учета удаленности, протяженности, различной плотности населения территорий области, тарифной политики локальных монополий в методике расчета дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) применяются следующие коэффициенты, учитывающие удорожание стоимости предоставления бюджетных услуг:
- коэффициент масштаба;
- коэффициент дисперсности расселения;
- коэффициент уровня урбанизации;
- коэффициент возрастной структуры населения;
- коэффициент стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений.
Концепция изменений
Основными задачами в рамках реформирования системы предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям области являются:
- совершенствование механизмов распределения финансовой помощи с учетом четырехуровневой бюджетной системы;
- отказ от использования фактических и прогнозируемых доходов/расходов при определении объемов финансовой поддержки;
- совершенствование механизмов формирования и распределения средств дополнительных фондов, через которые будут перечисляться средства муниципальным образованиям (регионального фонда компенсаций, фонда софинансирования социальных расходов, фонда сбалансированности местных бюджетов).
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО позиция раздела 8 настоящей Программы изложена в новой редакции
См. текст позиции в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение методики распределения средств Фонда софинансирования социальных расходов, в рамках которой производится перераспределение средств, с учетом областных нормативов).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (в последнем отчетном году не менее 95 процентов расходов на предоставление финансовой помощи осуществлялось по утвержденным методикам).
На первом этапе планируется выполнить следующие работы:
- утверждение методики оценки уровня социально-экономического положения муниципальных образований области на основе дифференциации налогового потенциала, расходных потребностей и равномерности налоговой базы;
- утверждение методики расчета налогового потенциала муниципальных образований;
- утверждение методики расчета субвенций местным бюджетам на финансирование расходов, возникающих в связи с передачей отдельных государственных полномочий, совершенствование механизма формирования распределения средств фонда сбалансированности местных бюджетов. При формировании подходов к расчету доходного потенциала будут применяться положения, установленные статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 5.1 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
В ходе реализации второго этапа планируется выполнить следующие работы:
- проведение оценки уровня социально-экономического положения муниципальных образований области на основе дифференциации налогового потенциала, расходных потребностей и равномерности налоговой базы на основе утвержденной методики;
- публикация в СМИ и сети "Интернет" проектов методик, утвержденных методик и расчета по распределению финансовой помощи;
- оценка объема расходов бюджета области в последнем отчетном году на предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям на предмет соответствия утвержденным методикам.
Результатом второго этапа должен стать следующий показатель - в последнем отчетном году не менее 95 процентов расходов на предоставление финансовой помощи осуществлялось по утвержденным методикам.
Альтернативы и риски
Альтернативных вариантов реформирования в данной сфере не существует, так как требования к системе распределения финансовой помощи муниципальным образованиям определены на федеральном уровне.
Основные риски заключаются в недостаточном качестве разработанных методик. Для снижения этих рисков предусматривается публикация проектов методик в СМИ и их общественное обсуждение.
Мероприятие Н2. Формализация процедуры оказания
инвестиционной финансовой помощи
Описание исходного состояния
Исходное состояние - первый уровень.
Администрацией области ежегодно на этапе формирования бюджета области на очередной финансовый год проводится работа, связанная с оценкой:
- состояния существующих объектов социального назначения и инфраструктуры на предмет необходимости проведения модернизации и реконструкции;
- потребности в капитальных вложениях муниципальных образований области;
- объемов незавершенного строительства и необходимости продолжения работ на объектах;
- необходимости строительства новых объектов и включения их в адресную инвестиционную программу.
Работа по определению величины инвестиционной финансовой помощи ведется в двух основных направлениях:
- оценка инвестиционной финансовой помощи в объекты инженерной инфраструктуры;
- оценка инвестиционной финансовой помощи в объекты социальной инфраструктуры.
Инвестиционная финансовая помощь в объекты инженерной инфраструктуры
Мероприятия по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности формируются департаментом сельского хозяйства Тульской области на основании заявок муниципальных образований области. При проведении оценки поданных заявок муниципальных образований области учитываются:
- уровень обеспеченности природным газом сельских населенных пунктов;
- численность сельского населения, для которого после выполнения указанных мероприятий повысится уровень удовлетворения основных жизненных потребностей;
- перспективы устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований;
- эффективность функционирования агропромышленного производства и развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;
- расширение рынка труда;
- развитие процессов самоуправления.
При формировании перечня объектов строительства на планируемый год приоритет определяется в соответствии со следующими критериями:
- проект является объектом незавершенного строительства;
- наличие разработанной и утвержденной проектно-сметной документации, прошедшей соответствующую экспертизу;
- софинансирование объекта осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Инвестиционная финансовая помощь в объекты социальной инфраструктуры
Формирование перечня объектов социальной инфраструктуры, планируемых к строительству, осуществляется департаментом строительства Тульской области.
В соответствии с Законом Тульской области от 10.04.1997 N 46-ЗТО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тульской области" в программу строек и объектов могут быть включены объекты государственной и муниципальной собственности на безвозвратной основе, т.е. данная программа носит некоммерческий характер.
Программа согласовывается с органами исполнительной власти области, далее рассматривается депутатами Тульской областной Думы и утверждается в разрезе строек и объектов в качестве приложения к закону области. Как таковой формализованный порядок включения объектов, утвержденный органом исполнительной власти области, отсутствует.
В первоочередном порядке в перечень строек включаются объекты, не завершенные строительством и объекты, на финансирование которых выделяются средства в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
Бюджетные ассигнования бюджетам муниципальных образований области на финансирование капитальных вложений передаются в порядке межбюджетных отношений. Ежегодно принимаемым постановлением администрации области о мерах по реализации закона области о бюджете области на соответствующий год устанавливается, что передача средств бюджета области на финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам муниципальной собственности и местного значения осуществляется по договорам, заключаемым администрацией Тульской области с органами местного самоуправления.
Основными направлениями инвестирования по программе являются здравоохранение и спорт, образование, социальная политика, культура.
За последние три отчетных года в порядке межбюджетных отношений из бюджета области передавались средства на финансирование объектов незавершенного строительства по разделу "Здравоохранение". В перечень объектов программы включены в основном объекты специализированного назначения, это больница скорой медицинской помощи в г. Туле, а также городская больница N 1 областного центра, на базе которой планируется создать кардионейрососудистый центр.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО позиция раздела 8 настоящей Программы изложена в новой редакции
См. текст позиции в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Концепция изменений
Одной из важных задач, решаемых органами государственной власти области, является повышение обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Решение данной задачи достигается на основе проведения оценки разрыва обеспеченности муниципальных образований области объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО позиция раздела 8 настоящей Программы изложена в новой редакции
См. текст позиции в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (сокращение разрыва в обеспеченности муниципальных образований объектами социальной и инженерной инфраструктуры).
На втором этапе реформы будут осуществлены следующие виды работ:
- публикация в СМИ и сети "Интернет" оценки обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований области;
- оценка разрыва обеспеченности муниципальных образований области объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
По результатам реализации второго этапа ожидается сокращение разрыва в обеспеченности муниципальных образований области объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Альтернативы и риски
Альтернативным вариантом является применение существующих механизмов выделения инвестиционных ресурсов муниципальным образованиям области. Основным риском в данном случае будет являться недостаточная эффективность использования средств бюджета области.
Мероприятие Н3. Формализация процедур предоставления
бюджетных кредитов местным бюджетам
Описание исходного состояния
Исходное состояние - второй уровень.
Департаментом финансов Тульской области на регулярной основе проводится анализ причин возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджетов муниципальных образований.
Проводимая оценка причин возникновения кассовых разрывов в ходе исполнения местных бюджетов показывает, что основными причинами их возникновения являются:
- неравномерность поступления доходов (обусловленная спецификой действующего налогового законодательства, а также сезонностью производства на отдельных видах бюджетообразующих отраслей);
- сезонный характер расходов.
До августа 2005 года на территории области порядок предоставления бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов регулировался Правилами предоставления из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, утвержденными постановлением администрации области от 20.04.2004 N 233 "Об утверждении правил предоставления из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов" (далее - постановление N233). Постановлением N 233 предусмотрено, что предоставление бюджетной ссуды оформляется соглашением между департаментом финансов Тульской области и органом местного самоуправления, предусматривающим следующие обязательства органа местного самоуправления:
- полностью ликвидировать задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
- полностью ликвидировать задолженность по оплате коммунальных услуг, оказываемых учреждениям, финансируемым за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Положениями постановления N 233 закреплялся запрет на предоставление бюджетной ссуды муниципальному образованию при наличии просроченной задолженности по ранее полученной бюджетной ссуде.
Следует отметить, что применение норм постановления N 233 позволило по состоянию на 01.01.2006 полностью ликвидировать просроченную задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы.
В соответствии с положениями Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" начиная с Закона Тульской области от 31.12.2004 N 500-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2005 год" установлена плата за пользование бюджетными кредитами на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований области, в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день заключения соглашения о предоставлении бюджетного кредита, а при покрытии расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, по ставке 0 процентов.
В целях реализации Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" принят Закон Тульской области от 15.05.2006 N 696-ЗТО "О бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области" (далее - Закон N 696-ЗТО).
Законом N 696-ЗТО определено, что под временным кассовым разрывом, возникающим при исполнении бюджета муниципального образования области, понимается недостаточное поступление в определенный период финансового года доходов для осуществления расходов, предусмотренных нормативным правовым актом законодательного органа муниципального образования области на соответствующий финансовый год, с учетом источников финансирования дефицита местного бюджета. Бюджетный кредит предоставляется на возвратной и возмездной основах на срок до одного года в пределах текущего финансового года. Плата за пользование бюджетным кредитом устанавливается в размере, утверждаемом законом области о бюджете области на очередной финансовый год.
Законом N 696-ЗТО закреплен запрет на предоставление бюджетного кредита бюджету муниципального образования области при наличии просроченной задолженности органов местного самоуправления перед бюджетом области.
Законом N 696-ЗТО определено, что бюджетный кредит выделяется из бюджета области только при условии предоставления муниципальным образованием необходимых документов, определенных постановлением администрации области.
При предоставлении бюджетных кредитов из бюджета области муниципальному образованию администрацией области проводится:
- анализ финансово-экономического состояния заемщика областных средств;
- оценка фактического разрыва, возникшего при исполнении его бюджета.
Для реализации положений Закона N 693-ЗТО администрацией области утверждено постановление от 17.08.2006 N 400 "Об утверждении порядка рассмотрения обращений муниципальных образований о предоставлении бюджетного кредита из бюджета Тульской области".
Концепция изменений
Введение единой методики прогнозирования возникновения временных кассовых разрывов как при исполнении бюджета области, так и при исполнении местных бюджетов позволит выработать единую финансовую политику в рамках управления областным долгом и применять разработанные механизмы в рамках среднесрочного бюджетного процесса.
Следует отметить, что при разработке методик прогнозирования временных кассовых разрывов будет учитываться величина процентной ставки по предоставляемым бюджетным кредитам. Так, существующая в настоящий момент ситуация со стоимостью привлеченных кредитных ресурсов для области создает, в определенной степени, предпосылки для формирования еще одного механизма дотирования муниципальных образований области .
Приближение величины устанавливаемой процентной ставки по бюджетным кредитам к ставкам финансового рынка должно повысить степень мотивированности органов местного самоуправления к повышению качества планирования бюджета и его исполнения.
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние на первом этапе - третий уровень (утверждение формализованной методики расчета распределения бюджетных кредитов на кассовый разрыв).
Планируемое состояние на втором этапе - пятый уровень (отсутствие просроченной задолженности по представленным бюджетным кредитам).
На первом этапе планируется установление порядка расчета кассовых разрывов по бюджетам муниципальных образований области и возможного объема бюджетных кредитов, предоставляемых на их покрытие.
На втором этапе планируются:
- публикация в СМИ и сети "Интернет" данных о наличии кассовых разрывов и объемах предоставленных бюджетных кредитов в разрезе муниципальных образований области помесячно;
- полная ликвидация просроченной задолженности муниципальных образований области по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
Альтернативы и риски
Отказ от практики предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям области на покрытие временных кассовых разрывов из бюджета области мог бы стать альтернативой запланированным мероприятиям. В этом случае необходимо на местном уровне разработать методику прогнозирования возникновения временных кассовых разрывов при исполнении бюджета муниципального образования или предусматривать резервирование и источники заимствования соответствующих финансовых средств. Однако осуществление данного решения маловероятно в силу дефицитности абсолютного числа местных бюджетов, а привлечение в качестве заемных средств банковских кредитов приводит к удорожанию обслуживания временных кассовых разрывов и к еще большей дефицитности местных бюджетов, а также повышению нагрузки на бюджет области, связанной с увеличением объема финансовой помощи местным бюджетам.
Основные риски связаны не с разработкой методики прогнозирования возникновения временных кассовых разрывов, а с дефицитом свободных финансовых ресурсов у местных бюджетов, необходимых для их покрытия.
Законом Тульской области от 30 июня 2008 г. N 1030-ЗТО в часть настоящего раздела внесены изменения
Мероприятие Н4. Организация мониторинга качества управления
финансами области и платежеспособности муниципальных образований области
Описание исходного состояния
Исходное состояние - первый уровень.
Для проведения оценки перечня показателей, характеризующих качество управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, и для осуществления контроля за выполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации департаментом финансов Тульской области проводятся следующие мероприятия.
С 2001 года администрация области заключает с муниципальными образованиями области соглашения о мерах по оздоровлению муниципальных финансов и условиях оказания финансовой помощи за счет средств бюджета области. Выполнение условий соглашения учитываются при рассмотрении вопросов по оказанию финансовой помощи муниципальным образованиям (предоставление бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов).
Основные критерии соглашений
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2005 N 98 "О мониторинге соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации" с июля 2005 года департаментом финансов Тульской области ежемесячно проводился мониторинг работы органов местного самоуправления по обеспечению формирования местных бюджетов на 2006 год. С 1 января 2006 года ежеквартально проводится мониторинг работы органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области. Результаты мониторинга по форме, разработанной Министерством финансов Российской Федерации, представляются в Департамент межбюджетных отношений Минфина России. Мониторинг ведется в разрезе следующих показателей:
- количество местных бюджетов;
- доходы местных бюджетов;
- расходы местных бюджетов;
- структура расходов местных бюджетов;
- расходы на содержание органов местного самоуправления;
- расходы на оплату труда в муниципальных образованиях;
- структура местных бюджетов по степени дотационности;
- межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Тульской области местным бюджетам;
- межбюджетные трансферты из местных бюджетов;
- сбалансированность местных бюджетов;
- динамика кредиторской задолженности местных бюджетов;
- организация муниципального финансового контроля;
- нормативно-правовое обеспечение бюджетного процесса в муниципальных образованиях;
- повышение квалификации и переподготовка кадров финансовых органов муниципальных образований.
Данные мониторинга позволяют оперативно оценивать работу муниципальных образований области по реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимать меры по устранению нарушений, оказанию консультативной и методологической помощи.
Губернатором области принято постановление от 06.07.2006 N 55-пг "О ходе реализации мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов Тульской области". Данным постановлением одобрен План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы и рекомендовано разработать и утвердить соответствующие мероприятия органам местного самоуправления.
План включает в себя следующие мероприятия и показатели их выполнения:
- увеличение доходной базы;
- оптимизация расходов бюджетов.
Концепция изменений
Предоставление определенной самостоятельности муниципальным образованиям в вопросах финансового планирования и управления бюджетными средствами потребует развития системы оперативного и ежегодного мониторинга качества управления и платежеспособности местных бюджетов.
Практика применения мониторинга в 2005 году показала недостаточность существующих показателей. Учитывая это, в рамках реализации Программы реформирования будет разработана новая система показателей мониторинга финансового положения и качества управления финансами местных бюджетов, основные индикаторы которого будут охватывать следующие направления:
- состояние и качество управления муниципальным долгом;
- условия оплаты труда муниципальных служащих и применяемые механизмы мотивации;
- исполнение бюджета по доходам и расходам;
- состояние кредиторской задолженности (по оплате труда, по оплате коммунальных расходов и пр.);
- установленный и фактический уровень оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства населением, уровень погашения начисленных субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг;
- тарифная политика локальных монополий.
При разработке индикаторов финансового состояния и качества управления муниципальными финансами администрация области будет исходить из положений нормативных актов федерального уровня, а также планирует разработать собственные индикаторы, позволяющие более качественно анализировать проблемы, присущие муниципальным образованиям, входящим в состав области. Планируется, что данные показатели будут охватывать поселенческий уровень и использоваться в качестве дополнительного материала при осуществлении межбюджетного регулирования.
Следует отметить, что развитие системы мониторинга потребует также, внедрения современных информационных технологий, позволяющих обеспечить получение в режиме удаленного доступа и автоматизировать расчет требуемых показателей, а также наглядно отображать полученные данные.
Для поддержки мониторинга качества управления финансами области и платежеспособности муниципальных образований в рамках комплексной автоматизации бюджетного процесса в целях сбора и консолидации информации об исполнении нижестоящих бюджетов в режиме реального времени планируется обеспечить решение следующих задач:
- сбор информации от нижестоящих финансовых органов по оперативным заданиям (ответ на задание формируется автоматически непосредственно из базы данных нижестоящего финансового органа в режиме реального времени), мониторинг оперативной информации;
- сбор информации от нижестоящих финансовых органов по плановым заданиям к установленному сроку;
- отслеживание поступления ответов на задания, анализ, преобразование и консолидация по заданным алгоритмам либо возврат уведомления об ошибках в предоставленной информации;
- сбор произвольной информации по гибко настраиваемым формам;
- упрощение этапа заполнения формы за счет введения автоматических подстановок согласно правилам подстановки, заданным в форме;
- проверка корректности введенных данных согласно правилам контроля, заданным в форме;
- защита передаваемой информации средствами ЭЦП и шифрования;
- мониторинг процесса обмена данными с помощью административных утилит;
- обмен посредством электронной почты по любым каналам связи (даже коммутируемым, с низкой скоростью передачи данных);
- анализ структуры доходов и расходов территориальных бюджетов;
- учет и анализ исполнения бюджетов поселений, включающей в себя:
- планирование доходной и расходной части бюджета поселения, формирование сводной бюджетной росписи;
- санкционирование расходов бюджета;
- учет кассовых поступлений и выбытий;
- ведение бюджетного учета;
- формирование сводной бюджетной отчетности.
В целях повышения качества управления муниципальными финансами необходимо обеспечить вовлеченность муниципальных образований в проводимые реформы. Для этого необходимо предусмотреть субсидии на реформирование муниципальных финансов в составе бюджета области, разработать положение об условиях предоставления, распределения и расходования субсидий на реформирование муниципальных финансов из бюджета области. Для поддержки проведения реформ на муниципальном уровне требуется обеспечить им необходимую информационно-методическую поддержку по реализации бюджетной реформы на муниципальном уровне.
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - второй уровень (утверждение методик оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (увеличение за последний отчетный год средней по муниципальным образованиям оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований в сравнении с предыдущим финансовым годом).
На первом этапе будут осуществлены следующие виды работ:
- утверждение методики оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований области;
- разработка положения об условиях предоставления, распределения и расходования субсидий на реформирование муниципальных финансов из бюджета области.
На втором этапе реформы планируется выполнение следующих работ:
- включение субсидий на реформирование муниципальных финансов в состав бюджета области;
- совершенствование существующей системы мониторинга результатов оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований;
- реализация мероприятий по привлечению муниципальных образований области к проведению бюджетной реформы за счет средств фонда реформирования муниципальных финансов;
- публикация в СМИ и сети "Интернет" результатов оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований области;
- увеличение за последний отчетный год средней по муниципальным образованиям оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований области в сравнении с предыдущим финансовым годом.
Альтернативы и риски
Альтернативой использования комплексной методики оценки качества управления и платежеспособности муниципальных образований является оценка на основе мнения независимых экспертов. Привлечение экспертов позволит увеличить глубину оценки, но при этом повысит субъективность в связи с тем, что критерии оценки будут устанавливаться не системно, а произвольно и будут зависеть от мнения эксперта. Однако в таком случае существует риск неэффективности системы в целом, так как это снизит системность подхода к проводимой оценке.
Риском выбранного варианта реформирования является объемность методики, трудоемкость проведения оценки, систематизации и обобщения полученных данных. Минимизация данного риска может быть получена за счет внедрения современных информационных технологий, позволяющих обеспечить получение в режиме удаленного доступа и автоматизировать расчет требуемых показателей.
<< Раздел 7. Совершенствование долговой политики |
||
Содержание Закон Тульской области от 3 ноября 2006 г. N 751-ЗТО "Об областной целевой программе "Реформирование финансов Тульской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.