Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Цели и задачи Программы реформирования
Основной целью реформы финансов области является создание необходимой базы для перехода на управление по результатам.
Для достижения данной комплексной цели, а также учитывая недостатки системы управления финансами области, перечисленные выше, необходимо произвести реформу следующих основных составляющих системы управления финансами области:
бюджетного процесса и управления расходами;
системы управления долгом;
инвестиционных процессов;
системы закупок:
системы по развитию доходной базы;
информационной системы по автоматизации бюджетного процесса, объединяющей бюджет области и местные бюджеты.
Кроме того, необходимо осуществить изменения в ряде других сфер управления финансами области (межбюджетные отношения, реформа государственной службы, повышение деловой активности), в результате реализации которых существенно повысятся качество и эффективность управления финансами области.
Реформа бюджетного процесса и управления расходами
Главной целью реформирования финансов области является переход на управление по результатам, частью которого является бюджетирование, ориентированное на результат.
В рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, необходимо:
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО в абзац третий настоящей части Программы внесены изменения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
1. Разработать и утвердить в рамках полномочий, закрепленных за субъектами Российской Федерации, перечень предоставляемых государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Это позволит:
повысить информированность потребителей государственных услуг физическим и юридическим лицам;
повысить ответственность органов исполнительной власти области и
поставщиков государственных услуг физическим и юридическим лицам;
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО в абзац седьмой настоящей части Программы внесены изменения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
3) создать предпосылки для обеспечения единого уровня обслуживания физических и юридических лиц на территории Тульской области;
4) сформировать базу для организации управленческого учета и оценки эффективности бюджетных расходов;
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО в абзац девятый настоящей части Программы внесены изменения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
2. Разработать отраслевые стандарты качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам и использовать их для оценки деятельности субъектов бюджетного планирования и учреждений, предоставляющих государственные услуги физическим и юридическим лицам.
Реализация данного направления деятельности позволит расходовать бюджетные средства более эффективно, направляя их в те органы исполнительной власти области и учреждения, которые стремятся соблюдать требования стандартов качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;
3. Использовать показатели востребованности государственных услуг физическим и юридическим лицам при планировании расходов бюджета.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО в абзац двенадцатый настоящей части Программы внесены изменения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Установление зависимости бюджетного финансирования от востребованности деятельности бюджетных учреждений того или иного субъекта бюджетного планирования Тульской области со стороны физических и юридических лиц - потребителей государственных услуг позволит более рационально использовать ограниченные бюджетные ресурсы.
4. Развить инструменты независимой публичной экспертизы законопроектов в области налогового и бюджетного законодательства.
См. текст абзаца
В рамках развития механизмов независимой публичной экспертизы планируется повысить значимость:
публикации принимаемых нормативных правовых актов и их проектов в средствах массовой информации и сети "Интернет";
вовлечения на общественных началах негосударственных, общественных и научных организаций в экспертизу проектов законодательных актов в области бюджетной и налоговой политики и оценку последствий их принятия;
Перейти на инструменты среднесрочного планирования деятельности.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО в абзац девятнадцатый настоящей части Программы внесены изменения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Расширение временного горизонта бюджетного планирования позволит области ставить и решать более комплексные задачи, выходящие за рамки одного бюджетного года, а также окажет стимулирующее воздействие на субъекты бюджетного планирования Тульской области, повысит их самостоятельность и ответственность.
Для достижения этой задачи необходимо усовершенствовать структуру и статус принимаемых перспективных финансовых планов области, использовать их как полноценный инструмент бюджетного планирования, а также обеспечить увязку со стратегическими целями и задачами развития области. Такая увязка будет обеспечена через внедрение таких инструментов, как доклады о результатах и основных направлениях деятельности и результативные программы субъектов бюджетного планирования.
Реформа системы управления государственным долгом
Финансирование временных кассовых разрывов должно обеспечить, во-первых, оптимальную долговую нагрузку на бюджет, во-вторых, не способствовать приросту кредиторской задолженности, в-третьих, обеспечить непрерывное исполнение бюджета области.
При проведении реформирования финансов области необходимо разработать и внедрить механизмы планирования покрытия временных кассовых разрывов.
Следует разработать и принять механизмы, которые не позволят бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям области принимать на себя обязательства, не покрытые источниками финансирования. С одной стороны, это позволит сбалансировать нагрузку на бюджет области, а с другой, позволит четко привязать финансирование к достигаемым результатам.
Необходимо разработать мероприятия, направленные на реструктуризацию существующей кредиторской задолженности, в т.ч. и просроченной, с тем чтобы снизить долговую нагрузку на бюджет области и уменьшить расходы на обслуживание долга.
В частности, снижение объема просроченной кредиторской задолженности будет обеспечиваться путем реализации всеми муниципальными образованиями области мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, в том числе через вовлечение в фонд реформирования муниципальных финансов. Планируется усовершенствовать нормативную правовую базу области в сфере управления кредиторской задолженностью, внедрить современные информационные технологии в бюджетный процесс.
Реформа инвестиционных процессов
Инвестиции являются одним из способов достижения результатов социально-экономического развития области, поэтому при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат, необходимо провести существенные преобразования в управлении инвестиционными проектами. Планируемые изменения будут направлены на решение следующих задач:
1. Внедрение инструментов оценки бюджетной и социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов.
Сегодня за счет средств бюджета области реализуются социальные и инфраструктурные инвестиционные проекты. Данные проекты направлены на решение социальных проблем, например, обеспечение жильем, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и создание (реконструкцию) необходимой системы инженерных коммуникаций (инфраструктуры). Предлагаемые изменения позволят более точно и системно определять бюджетные и социальные последствия от реализации каждого проекта.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО абзац четвертый настоящей части Программы изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Реализация реформ по данному направлению позволит связать потребность физических и юридических лиц в государственных услугах с предлагаемыми к реализации социальными проектами, а необходимость решения социальных проблем (например, повышение уровня доходов населения и создание новых рабочих мест) - с реализацией коммерческих инвестиционных проектов.
Возможность просчитывать показатели бюджетной и социальной эффективности для каждого инвестиционного проекта, предлагаемого к реализации за счет средств бюджета области, позволит повысить эффективность каждого рубля, вложенного областью в реализацию инвестиционных проектов. Таким образом, станет возможным применять управление по результатам и для расходов, направляемых на реализацию инвестиционных проектов.
Развитием инструментов оценки бюджетной и социальной эффективности станут механизмы досрочного прекращения инвестиционных проектов, не удовлетворяющих установленным критериям. Это позволит уже на ранних стадиях выявлять проекты, реализация которых более не целесообразна, что, в свою очередь, приведет к сокращению объема расходов бюджета области и позволит своевременно их перенаправить на более привлекательные и значимые инвестиционные проекты;
2. Совершенствование инструментов оценки обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, сроков реализации проектов и приоритетов.
Данное направление тесно связано с предыдущим и является его логическим развитием. Планирование и реализация социальных инвестиционных проектов должны обеспечить население области соответствующими объектами, исходя из реальных нужд, с учетом утвержденных федеральных нормативов.
Увязывание социальных инвестиционных проектов с объемами государственных услуг физическим и юридическим лицам позволит более точно планировать средства, направляемые из бюджета области на реализацию этих инвестиционных проектов, и оценить их вклад в достижение целевых показателей деятельности администрации области.
См. текст абзаца
1) утратил силу
См. текст абзаца
2) утратил силу
См. текст абзаца
3) утратил силу
См. текст абзаца
Для повышения качества системы управления инвестиционными проектами (как коммерческими, так и социальными) следует активно развивать информационную систему, которая позволит в оперативном режиме отслеживать состояние и статус каждого инвестиционного проекта. Сегодня прототип такой системы запущен для коммерческих инвестиционных проектов и по прошествии определенного времени ее структуру предполагается дополнить и расширить.
Реформирование системы управления размещением заказа на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд
Одним из основных направлений реформирования должны стать действия, направленные на формирование системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд, органично встроенной в систему бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд следует предпринять следующие меры:
1. Осуществить интеграцию системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд в бюджетный процесс области.
Интеграция системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд в бюджетный процесс области должна позволить добиться следующих результатов:
1) обеспечить увязку стоимостных и натуральных показателей закупок с потребностями в бюджетном финансировании;
2) синхронизировать процессы планирования, утверждения, исполнения и контроля в области бюджетного процесса и закупочной деятельности (планирования, утверждения, исполнения и контроля заказа);
2. Обеспечить взаимосвязь между потребностями в номенклатуре и объеме закупаемой продукции (работах, услугах) с планируемыми объемами бюджетных услуг.
Обеспечение взаимосвязи должно позволить осуществлять закупку продукции (работ, услуг) по номенклатуре, необходимой для оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с установленными стандартами качества предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;
3. Создать интегрированную информационную систему управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд.
Создание интегрированной информационной системы управления закупками для областных нужд должно позволить:
1) уменьшить расходы на размещение государственного заказа для областных нужд за счет увеличения размеров лотов и получения дополнительных скидок по цене;
2) повысить прозрачность и упорядоченность процедур размещения и исполнения заказа;
4. Расширить временной горизонт планирования закупочной деятельности.
Расширение временного горизонта планирования закупочной деятельности позволит более обоснованно подходить к формированию среднесрочного финансового плана.
Система по развитию доходной базы
В сфере формирования системы по развитию доходной базы планируется осуществить следующие мероприятия:
- разработка системы по развитию налоговой базы;
- проведение работ по повышению объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты;
- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты.
Разработка системы по развитию налоговой базы должна обеспечить комплексный подход к повышению налогового потенциала муниципальных мероприятий. Основные элементы данной системы будут включать в себя следующие составляющие:
- проведение работ по повышению объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты;
- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты.
Повышение объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты.
1. Легализация скрытой заработной платы.
Работа по увеличению налогового потенциала области, связанного с проблемой легализации скрытой заработной платы, осуществляется администрацией Тульской области путем создания на областном уровне Межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет области налоговых платежей, а также проведения следующих мероприятий:
- размещение в средствах массовой информации материалов с разъяснением последствий выплаты и получения заработной платы нелегальным способом;
- проведение с контрольными органами области совместных проверок наличия у индивидуальных предпринимателей трудовых договоров с работниками.
Администрацией области в ходе проведения коллективных переговоров по разработке проекта областного трехстороннего соглашения между администрацией Тульской области, Тульской федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей на 2007 - 2008 годы предложено включить для работодателей обязательство по установлению в организациях негосударственного сектора экономики областного минимума оплаты труда в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения области.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО абзац четырнадцатый настоящей части Программы изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
2. Реструктуризация задолженности по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области.
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО абзац пятнадцатый настоящей части Программы изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
В целях урегулирования задолженности юридических лиц по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления планируется провести следующие мероприятия:
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО абзац шестнадцатый настоящей части Программы изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
- подготовка Порядка проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области;
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО в абзац семнадцатый настоящей части Программы внесены изменения
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
- определение приоритетных видов экономической деятельности, недоимщики которых имеют право на проведение реструктуризации задолженности перед бюджетом области;
- разработка механизма обеспечения выполнения недоимщиком условий реструктуризации;
- разработка механизма управления реструктуризацией задолженности по налоговым платежам;
- определение механизма взаимодействия с налоговыми органами по осуществлению реструктуризации.
Законом Тульской области от 30 июня 2008 г. N 1030-ЗТО в текст подраздела раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
Предоставление субсидий на реформирование
В бюджете области предполагается предусмотреть субсидии на реформирование муниципальных финансов, за счет которых планируется осуществлять стимулирование реформирования системы управления финансами на уровне муниципальных образований.. В качестве основных направлений их использования могут быть:
- совершенствование бюджета и бюджетного процесса путем повышения обоснованности и точности бюджетного планирования, сокращения количества пересмотров параметров бюджета, обеспечения прозрачности бюджетного процесса;
- развитие налоговой базы местных бюджетов, в том числе: разработка системы по развитию налоговой базы, проведение комплекса мероприятий по повышению налогового потенциала; разработка и осуществление мер по сокращению налоговой недоимки, в том числе за счет реструктуризации задолженности организаций в местный бюджет; повышение доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, учет доходов (прибыли) муниципальных унитарных предприятий;
- совершенствование управления муниципальным долгом: организация учета совокупного муниципального долга; соблюдение параметров дефицита бюджета, долговой нагрузки, предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга;
- повышение качества управления бюджетными расходами, проведение стандартизации муниципальных услуг, внедрение инструментов оценки качества оказываемых муниципальных услуг, реструктуризация бюджетной сети, развитие системы муниципального заказа и закупок на конкурсной основе;
- повышение качества управления муниципальной собственностью за счет разработки и реализации среднесрочной стратегии управления муниципальной собственностью; разработки и применения критериев оценки эффективности управления и использования муниципальной собственности, инвентаризации и ведения учета (кадастров) земельных участков, объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, внедрения системы оценки имущества физических лиц на рыночной основе.
Субсидии на реформирование муниципальных финансов будут предоставляться муниципальным образованиям, успешно прошедшим конкурсный отбор.
Внедрение комплексной автоматизированной информационной системы для
обеспечения бюджетного процесса
Одним из приоритетных направлений при реформировании системы финансов области является внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом с подключением к ней всех ее участников.
Существующий комплекс автоматизированных систем может быть признан платформой для построения в области единой системы управления финансами области и муниципальными финансами с внедрением в рамках автоматизации инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
В рамках создания единой системы управления финансами области и муниципальными финансами с внедрением инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, необходимо совершенствовать не только организационное, нормативно-методическое, но и информационное обеспечение процесса бюджетного управления области. Развитие существующих автоматизированных систем является неотъемлемым этапом создания в области эффективной системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Изменение принципов и схем работы участников бюджетного процесса предопределяет как развитие функционального наполнения используемых автоматизированных систем, так и расширение круга объектов автоматизации. В единое информационное пространство области должны быть вовлечены все муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения. Таким образом, задачи разработки единых стандартов работы всех участников бюджетного процесса и оснащения органов местного самоуправления единым программным обеспечением и необходимой компьютерной техникой для осуществления четкого и оперативного взаимодействия с департаментом финансов Тульской области в части планирования и исполнения бюджетов разных уровней являются наиболее актуальными.
Прочие направления повышения эффективности системы управления
финансами области
Обязательным условием для осуществления поставленных задач реформирования является общее повышение качества управления финансами области.
В связи с этим область ставит перед собой и ряд задач, которые должны способствовать повышению эффективности системы управления финансами области. К числу подобных задач относятся:
1) совершенствование межбюджетных отношений:
а) установление стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации);
б) внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;
в) организация мониторинга качества управления финансами области и платежеспособности муниципальных образований;
2) реформа государственной службы:
а) внедрение процедур открытого конкурса на замещение государственных должностей;
б) повышение квалификации государственных служащих на регулярной основе;
3) совершенствование политики в области работы с доходной базой бюджета:
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО абзац одиннадцатый настоящей части Программы изложен в новой редакции
См. текст абзаца в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
а) реструктуризация задолженности по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области;
б) создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов;
в) повышение деловой активности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.