Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
6. Создание условий для развития доходной базы
Законом Тульской области от 24 декабря 2007 г. N 948-ЗТО позиция раздела 6 настоящей Программы изложена в новой редакции
См. текст позиции в предыдущей редакции
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
"Мероприятие F1. Организация оперативного учета
задолженности перед бюджетом области
Описание исходного состояния
Исходное состояние - нулевой уровень.
Мониторинг задолженности перед бюджетом области осуществляется на основании информации, предоставляемой налоговыми органами в разрезе видов налогов и сборов.
Оценка потерь от недополученных бюджетом области доходов в связи с недоимкой производится на основании составляемой налоговыми органами информации по задолженности в разрезе недоимки, реструктурированной задолженности, приостановленных к взысканию платежей.
Анализ данных об объеме задолженности по налогам и сборам перед бюджетом области в период 2003 - 2005 годов свидетельствует о росте общей суммы задолженности по региональным налогам и сборам с 2187556 тыс. рублей (2003 год) до 3305121 тыс. рублей (2005 год), основной причиной увеличения которой стал рост объема приостановленных к взысканию платежей. Причиной такого развития ситуации являются активно используемые процедуры введения финансового оздоровления, внешнего управления, открытия конкурсного производства и возбуждения исполнительного производства.
Концепция изменений
Прогнозирование доходной базы бюджета области является важной составной частью среднесрочного финансового планирования и бюджетного процесса. Требуется решить задачу по упорядочению работы с администраторами поступлений в бюджет области. Это позволит, с одной стороны, более точно прогнозировать доходы бюджета, а с другой, повысить собираемость платежей в бюджет области. В дальнейшем будут проводиться работы, направленные на встраивание прогнозирования доходов бюджета области в среднесрочное планирование (мероприятие B5).
Еще одним важным направлением реформирования следует считать реализацию мер по реструктуризации задолженности перед бюджетом области.
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, реструктуризация задолженности перед бюджетом области).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети "Интернет" данных об объемах дебиторской задолженности (с учетом инфляции), реструктурируемых платежах).
На первом этапе будут осуществлены следующие работы:
- утверждение методики оценки потерь бюджета области от недополученных доходов (с учетом инфляции);
- проведение инвентаризации недополученных доходов с учетом разработанной методики с использованием показателя инфляции;
- установление порядка проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, пеням и штрафам перед бюджетом области;
- установление перечня приоритетных видов экономической деятельности, предприятия-налогоплательщики которых, имеющие недоимку, получат возможность на предоставление права по реструктуризации задолженности перед бюджетом области;
- установление порядка, обеспечивающего выполнение недоимщиком условий реструктуризации;
- установление порядка управления реструктуризацией задолженности;
- установление порядка взаимодействия с налоговыми органами по осуществлению реструктуризации;
- создание территориальных комиссий на уровне муниципальных образований области совместно с налоговыми органами Тульской области, в состав которых включаются руководители муниципальных образований области;
- организация совместно с налоговыми органами проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей, по которым установлены факты выплаты заработной платы ниже законодательно установленного уровня (либо не выше) минимального размера оплаты труда;
- формирование списков индивидуальных предпринимателей, имеющих зарегистрированные трудовые договоры с наемными работниками с оплатой ниже установленного в области прожиточного минимума для трудоспособного населения;
- организация взаимодействия с районными органами государственной статистики по формированию списков организаций, в которых средняя заработная плата ниже установленного в области прожиточного минимума для трудоспособного населения;
- систематическое направление в районные отделы внутренних дел перечня организаций, в которых установлена заработная плата работникам в размере ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в области, для проведения проверок;
- размещение в СМИ материалов с разъяснением последствий получения заработной платы "в конвертах";
- проведение совместных проверок наличия у индивидуальных предпринимателей трудовых договоров с работниками.
В рамках второго этапа планируется осуществить публикацию в СМИ и сети "Интернет" данных об объемах дебиторской задолженности (с учетом инфляции), реструктурированных платежей.
Альтернативы и риски
Основные риски связаны с тем, что для проведения качественного анализа предоставляемой реструктуризации задолженности перед бюджетом области необходима обширная информационная база, большей частью которой располагают только налоговые органы. Отсутствие отработанных процедур обмена информацией может проявиться в отказе налоговых служб предоставлять необходимую для проведения такого анализа информацию.
Мероприятие F2. Создание формализованной методики оценки
финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде
пониженной ставки) по уплате налогов и сборов
Описание исходного состояния
Исходное состояние - первый уровень.
Правовое регулирование предоставления налоговых льгот по платежам, зачисляемым в бюджет области, осуществляется следующими нормативными актами:
1. Ежегодно:
Законами Тульской области о льготном налогообложении (с 1997 года) (например, на 2006 год льготное налогообложение установлено Законом Тульской области от 02.03.2006 N 682-ЗТО "О льготном налогообложении в 2006 году");
2. Без ограничения срока действия:
- Законом Тульской области от 28.11.2002 N 343-ЗТО "О транспортном налоге";
- Законом Тульской области от 24.11.2003 N 414-ЗТО "О налоге на имущество организаций";
- Законом Тульской области от 16.08.2005 N 615-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области".
Объемы налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующим субъектам, неоднородны по годам. Так, в разрезе налогов в 2003 году объем предоставленных налоговых льгот по налогу на прибыль составил 33 280,1 тыс. рублей, а по налогу на имущество предприятий и организаций - 54 273,3 тыс. рублей. При этом в 2005 году объем предоставленных налоговых льгот по налогу на прибыль составил 71 636,7 тыс. рублей, а по налогу на имущество предприятий и организаций - 23 415,4 тыс. рублей.
В разрезе отраслей структура налоговых льгот выглядела следующим образом. В 2003 году: оборонная промышленность - 85 730,2 тыс. рублей, предприятия транспорта - 3 785,6 тыс. рублей. В 2005 году: оборонная промышленность - 86 544,3 тыс. рублей, предприятия транспорта - 7 810,3 тыс. рублей.
Порядок предоставления налоговых льгот регулируется постановлением администрации области от 30.08.2004 N 547 "О порядке рассмотрения вопросов налогообложения". В соответствии с данным документом решение о предоставлении налоговых льгот принимается комиссией по региональной налоговой системе Тульской области.
Налоговые льготы предоставляются социально значимым категориям налогоплательщиков либо налогоплательщикам, реализующим инвестиционные проекты.
Предоставление налоговых льгот сопровождается процедурой оценки финансовых последствий их принятия. В соответствии с Законом Тульской области от 07.06.2004 N 449-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области" оценка финансовых последствий предоставления налоговых льгот осуществляется в два этапа:
- одновременно с проектом закона области о бюджете области на очередной год в Тульскую областную Думу представляется оценка потерь бюджета области от представленных налоговых льгот;
- одновременно с проектом закона области об исполнении бюджета области представляется отчет о фактических потерях доходов бюджета области от предоставления льгот в отчетном году.
Проведенный анализ финансовой эффективности предоставленных льгот за 2004 и 2005 годы показал, что при общем объеме недополученных доходов за 2004 год в сумме 39 431 тыс. рублей и за 2005 год 95 052,1 тыс. рублей увеличение доходов бюджета области составило 90 131 тыс. рублей и 131 516,8 тыс. рублей соответственно.
По состоянию на 01.01.2006 объем предоставленных налоговых льгот по платежам в бюджет области составил 95 052,1 тыс. рублей, или 0,96 процента от суммы собственных доходов бюджета за 2005 год.
Концепция изменений
Основным условием предоставления налоговых льгот должно стать проведение качественной оценки планируемой и фактической их эффективности.
Налоговые льготы являются одним из инструментов стимулирования экономического роста и решения социально-экономических проблем области. Для повышения отдачи от предоставления налоговых льгот необходимо увязать их предоставление (как в денежном выражении, так и по получателям) с целями и задачами развития области. Для этого механизм предоставления налоговых льгот будет доработан с учетом следующих требований:
- соответствие предоставляемых налоговых льгот целям и задачам, зафиксированным в программе социально-экономического развития области;
- соответствие предоставляемых налоговых льгот целям и задачам, зафиксированным в докладе о результатах и основных направлениях деятельности администрации области;
Законом Тульской области от 30 июня 2008 г. N 1030-ЗТО в абзац 5 части настоящего раздела внесены изменения
- интеграция показателей недополученных доходов бюджета области и бюджетной эффективности в бюджет области на очередной финансовый год и плановый период;
- обязательность оценки финансово-экономических показателей категорий налогоплательщиков по планируемым к установлению и устанавливаемым налоговым льготам;
- установление критериев целесообразности предоставления налоговой льготы.
Выработанные и утвержденные критерии эффективности позволят запретить предоставление налоговых льгот, дающих недостаточный экономический или социальный эффект.
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - пятый уровень (объем налоговых льгот составляет менее 5 процентов налоговых доходов бюджета за последний отчетный год).
На первом этапе будут выполнены следующие работы:
- установление порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;
- установление запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности для бюджета области.
В рамках второго этапа будут осуществлены следующие работы:
- публикация в СМИ и сети "Интернет" данных об объемах предоставляемых налоговых льгот и оценки их эффективности;
- оценка соотношения объемов налоговых льгот к налоговым доходам бюджета за последний отчетный год.
По итогам второго этапа планируется, что объем налоговых льгот составит менее 5 процентов доходов бюджета области за последний отчетный год.
Альтернативы и риски
Альтернативой может являться полный отказ от предоставления налоговых льгот. Однако в условиях недостаточно развитой социальной сферы, а также в связи с необходимостью стимулирования экономического роста и решения социально-экономических проблем полный отказ от предоставления налоговых льгот является непродуктивным.
Основные риски связаны с тем, что для проведения качественной оценки предоставляемых налоговых льгот необходима не только обширная информационная база, большей частью которой располагают только налоговые органы, но и качественные методики расчета эффективности предоставляемых льгот, учитывающие долгосрочную перспективу.
Мероприятие F3. Повышение деловой активности
Описание исходного состояния
Исходное состояние - первый уровень.
Малое предпринимательство является одним из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики области. Доля сектора малого предпринимательства в валовом региональном продукте (в процентах): 2003 г. - 10,6; 2004 г. - 12,3; 2005 г. - 12,9.
Принятые в последние годы на федеральном и областном уровне меры по регулированию деятельности малого бизнеса позволили обеспечить в области сохранение позитивной динамики в его развитии. Общее число занятых в сфере малого бизнеса составляет около 20 процентов от экономически активного населения области.
Меры по устранению неоправданных административных барьеров, принятые на федеральном и региональном уровнях, позволили существенно улучшить предпринимательский климат в области. По результатам исследования Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения в итоговом рейтинге среди субъектов Российской Федерации Тульской области было присвоено четвертое место.
Несмотря на положительные тенденции развития малого предпринимательства, существует ряд ограничений, сдерживающих его дальнейший экономический рост и повышение конкурентоспособности.
По оценкам предпринимателей в числе факторов, препятствующих развитию бизнеса, на первом месте нехватка финансовых ресурсов.
Банковские кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны вследствие жестких требований банковской системы к обеспечению кредитов.
Одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки малого бизнеса и стимулирования его инвестиционной активности является гарантирование обязательств субъектов малого предпринимательства перед кредитными организациями.
В настоящее время департаментом предпринимательства и потребительского рынка Тульской области совместно с Тульским областным фондом поддержки малого предпринимательства (ТОФПМП) проводится работа по созданию системы гарантирования, в основе которой предоставление поручительств банкам по кредитным договорам субъектов малого предпринимательства, не имеющим достаточного собственного обеспечения.
Успешная реализация первого этапа создания системы гарантирования и формирование основ гарантийного фонда послужат основанием для привлечения из федерального бюджета дополнительных средств на реализацию намеченных мероприятий и позволят существенно увеличить масштаб государственной поддержки предпринимательского сектора и создать полноценный гарантийный фонд. Перечисленные меры не исключают поиска иных источников пополнения гарантийного фонда.
Концепция изменений
Малое предпринимательство является одним из важнейших элементов экономики области.
Необходимо увязать работы по данному мероприятию с повышением инвестиционной привлекательности области в рамках реализации коммерческих инвестиционных проектов (мероприятие Е1).
Изменения будут направлены на создание и внедрение в области механизмов мониторинга деятельности предприятий, прежде всего, в малом предпринимательстве. Это позволит отслеживать текущее состояние дел в отрасли, своевременно выявлять проблемы и принимать на уровне области решения, которые будут направлены на развитие малого предпринимательства.
В результате ожидается получить следующий эффект:
- повысить прозрачность деятельности органов государственной власти области в сфере регулирования малого предпринимательства;
- повысить информированность субъектов малого предпринимательства о нормативном регулировании;
- повысить эффективность расходов бюджета, выделяемых на поддержку малого предпринимательства;
- обеспечить дополнительную инвестиционную привлекательность области, в т.ч. для развития малого предпринимательства.
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение порядка мониторинга деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства (включая финансово-экономические показатели деятельности).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети "Интернет" результатов мониторинга малого предпринимательства).
На первом этапе будут выполнены следующие работы:
- установление порядка оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства;
- установление порядка мониторинга деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства (включая финансово-экономические показатели деятельности), в т.ч. отбор и формализация критериев оценки и мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства, отбор механизмов проведения мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства по отобранным критериям оценки, установление механизмов трансформации результатов мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства в обоснованные решения органов государственной власти и лиц, ответственных за проведение таких работ;
- апробация механизмов мониторинга деятельности организаций в сфере малого предпринимательства;
- формирование реестра СМИ и сайтов в сети "Интернет", где будут публиковаться результаты мониторинга субъектов малого предпринимательства.
На втором этапе планируются:
- переход на использование новых инструментов мониторинга малого предпринимательства;
- систематическая публикация в СМИ и сети "Интернет" результатов мониторинга малого предпринимательства, осуществляемого в соответствии с новыми походами к мониторингу.
Альтернативы и риски
В случае отказа от реформирования в области не будут сформированы необходимые условия для развития малого предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности данного сектора областной экономики. Отказ от мероприятий позволит сэкономить бюджетные средства, которые могли быть выделены, но вместе с тем, это приведет к новым проблемам:
- снижение темпов роста малого предпринимательства;
- снижение прироста налоговых поступлений от малого предпринимательства;
- сокращение рабочих мест, создаваемых малым предпринимательством.
Последствия такого решения могут носить нежелательные экономические и социальные последствия.
Возможна ситуация, при которой при разработке новых подходов к мониторингу малого предпринимательства будут сформулированы и формализованы критерии, на основании которых органам государственной власти области невозможно будет принять адекватное решение.
Мероприятие F4. Организация учета объектов, находящихся
в собственности Тульской области, и предоставление информации
заинтересованным лицам
Описание исходного состояния
Исходное состояние - первый уровень.
Государственная собственность области на 01.01.2006 оценивается по остаточной стоимости в 8,7 млрд. рублей и насчитывает более 3 тыс. объектов.
Государственный сектор имеет незначительный вес в промышленном секторе экономики за исключением дорожного сектора, где стоимость областных дорог составляет более 70 процентов стоимости всего областного имущества.
Основная масса государственного имущества области сосредоточена в отраслях социальной направленности: образовании, здравоохранении, социальной поддержки населения, а также в материальном обеспечении исполнения функций публичной власти.
Комплекс мероприятий по оптимизации структуры областной собственности, повышению эффективности использования имущества области, позволил получить в бюджет области платежей в виде отчислений от прибыли государственных предприятий области в сумме 2 430 тыс. рублей, а также дивиденды на пакеты акций, находящихся в собственности области, на сумму 344 тыс. рублей.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) проводилась следующая работа по передаче и приему имущества:
- в государственную собственность области переданы из федеральной собственности 48 образовательных учреждений;
- из государственной собственности области в собственность Российской Федерации передано государственное учреждение юстиции "Тульский областной регистрационный центр";
- определены перечни муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, подлежащих передаче из муниципальной собственности в государственную собственность области, начата работа по приему указанных учреждений в собственность области.
В целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель проводилась кадастровая оценка земель. В настоящее время работы по государственной кадастровой оценке на территории области полностью завершены. Разработан проект закона области, которым регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением на территории области земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также установлены принципы определения арендной платы за землю, где размер арендной платы определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с активизацией процесса незаконной скупки земельных долей разработан перечень мероприятий, направленных на предотвращение незаконного оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Организована работа в целях обеспечения описания границ вновь образованных муниципальных образований. В области начата и активно ведется работа по разграничению государственной собственности на землю. По состоянию на 01.01.2005 представлены документированные сведения на 467 земельных участков, подлежащих отнесению к собственности области.
В целях повышения качества учета имущества и оперативности информирования о его состоянии в органах местного самоуправления области начато внедрение программного продукта, который позволит:
- вести учет договоров аренды земельных участков;
- осуществлять контроль за ведением претензионной исковой деятельности по вопросам своевременного перечисления в бюджет области средств от аренды государственных земель.
В 2006 году начаты работы по разработке областной целевой программы по созданию автоматизированной системы ведения областного земельного кадастра для эффективного управления земельными отношениями в области.
Управление объектами недвижимости
В 2004 году 51,7 тыс. кв.м площадей помещений, относящихся к областной собственности, сдавалось в аренду и безвозмездное пользование.
В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ в областную собственность в 2005 году было передано более 200 юридических лиц, имеющих около 300 объектов недвижимости. Сегодня от этих организаций поступило более 60 договоров аренды, ожидаемый доход по которым составит не менее 10 000 тыс. рублей.
Концепция изменений
Сегодня область располагает необходимой системой учета объектов, находящихся в областной собственности. Имущественный комплекс, находящийся в собственности области, должен рассматриваться как способ обеспечения достижения ожидаемых результатов, а не способ вложения бюджетных средств. В этой связи необходимо провести следующие преобразования в системе управления государственным имуществом:
- разработать и утвердить порядок проведения рыночной оценки имущества, находящегося в собственности области;
- начать оценку рыночной стоимости имущества, находящегося в собственности области, в т.ч. с привлечением независимых оценщиков;
- разработать механизмы учета показателей рыночной оценки стоимости имущества при формировании бюджета области на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений;
- реализовать мероприятия, направленные на повышение открытости органов государственной власти области в части раскрытия информации о собственности, в том числе по отдельным объектам собственности;
- реализовать мероприятия, направленные на формулирование требований к оптимальной структуре собственности области (совместно с мероприятиями В1, В3 и F5).
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - третий уровень (утверждение порядка оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности области, независимыми организациями).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети "Интернет" информации о стоимости объектов, находящихся в собственности области, в том числе по отдельным объектам собственности).
В рамках первого этапа будут выполнены следующие работы:
- установление порядка отбора и оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности области, в том числе с привлечением независимых организаций;
- выбор оптимального способа раскрытия информации о собственности области, в том числе по отдельным объектам собственности;
- установление порядка раскрытия информации о собственности области, в том числе по отдельным объектам собственности;
- проведение оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности области.
На втором этапе будут выполняться работы по систематической публикации в СМИ и сети "Интернет" информации о стоимости объектов, находящихся в собственности области, в том числе по отдельным объектам собственности.
Кроме этого, необходимо продолжить работы по переоценке рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности области, и оценивать целесообразность владения ими.
В результате ожидается получить действенную и эффективную систему управления имуществом области, которая бы позволяла:
- увязывать имущественный комплекс с потребностями в бюджетных услугах, целями и задачами органов государственной власти области, устанавливаемыми на долгосрочную и среднесрочную перспективы;
- оценивать целесообразность владения объектом имущества, исходя из степени его применения для достижения целей, задач и результатов, закрепляемых за органами исполнительной власти области;
- оценивать доходы и расходы от владения имущественным комплексом на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Альтернативы и риски
Будет допустимо привлекать к выполнению работ сторонние организации, но при условии активного включения в процесс разработки и согласования промежуточных результатов органов исполнительной власти области.
В случае отказа от реформирования область не сможет сформировать систему управления областным имуществом, которая позволяла бы оценивать целесообразность владения объектами имущества не только по показателю доходности, но и по значимости с точки зрения влияния на достижение стратегических целей и задач.
Мероприятие F5. Мониторинг эффективности деятельности
унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых
принадлежат Тульской области
Описание исходного состояния
Исходное состояние - нулевой уровень.
В собственности области по состоянию на 01.01.2006 находятся пакеты акций 38 хозяйствующих субъектов номинальной стоимостью - 210,736 млн. рублей.
В соответствии с постановлением администрации области от 16.05.2003 N 278 "О мерах по повышению эффективности использования имущества, находящегося в собственности Тульской области, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Тульской области" ежегодно руководители государственных унитарных предприятий должны представлять проект программы деятельности предприятия на следующий год. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями администрации области. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения. Руководитель предприятия ежегодно вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет области в текущем году, а также при необходимости -предложения по уточнению показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой деятельности предприятия на текущий год.
Размер прибыли предприятия, подлежащий перечислению в бюджет области, определяется органом исполнительной власти на заседании отраслевой балансовой комиссии на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом сумма прибыли, подлежащая перечислению в бюджет области, рассчитывается с учетом расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия.
Контроль выполнения программы осуществляется путем представления руководителем предприятия отчета о выполнении программы деятельности областного государственного унитарного предприятия.
Концепция изменений
Целью политики эффективного управления унитарными предприятиями будет осуществление финансовых вложений в объекты, которые:
- являются прибыльными;
- способствуют решению социальных и экономических проблем области.
Одновременно будут сокращаться финансовые вложения в уставные капиталы убыточных, низкорентабельных предприятий, а также предприятий и организаций, которые не способствуют решению социальных и экономических проблем области.
Такой подход позволит перенаправить финансовые вложения, осуществляемые за счет средств бюджета области, в те объекты, которые будут обладать высокой бюджетной и социальной эффективностью. Таким образом, решение задачи повышения эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, будет увязано с достижением стратегических целей и задач, поставленных перед областью.
Планируемые мероприятия и их результаты
Планируемое состояние по результатам первого этапа - второй уровень (утверждение порядка предоставления отчетности о деятельности и долговых обязательствах государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области).
Планируемое состояние по результатам второго этапа - четвертый уровень (публикация в СМИ и сети "Интернет" реестров и результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области).
На первом этапе будут выполнены следующие работы:
- формирование системы критериев оценки эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности;
- утверждение методики оценки эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, с учетом оценки бюджетной и социальной эффективности, а также приоритетных направлений развития области;
- установление порядка предоставления отчетности о деятельности и долговых обязательствах государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области;
- проведение оценки результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий за три последних отчетных года.
На втором этапе реформ планируется выполнить следующие работы:
- утверждение методических рекомендаций по оценке целесообразности сохранения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, на основе оценки их бюджетной и социальной эффективности, а также приоритетных направлений развития области;
- оценка целесообразности сохранения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, с учетом результатов оценки бюджетной и социальной эффективности, а также приоритетных направлений развития области;
- публикация в СМИ и сети "Интернет" результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области.
В результате проведенных преобразований в области будет сформирована новая системы управления инвестициями, которая позволит осуществлять инвестиции в форме финансовых вложений с учетом приоритетных направлений развития области, а также целей, задач и ожидаемых результатов, которые будут закрепляться за органами исполнительной власти области.
Альтернативы и риски
Основным риском является утверждение некорректных критериев оценки эффективности деятельности унитарных предприятий и принятие на их основе неверных управленческих решений. Это может привести к излишнему социальному напряжению в области, ухудшению качества предоставляемых бюджетных услуг и снижению социального эффекта от их деятельности.
Альтернативой является применение системы индивидуальной оценки каждого унитарного предприятия на основе индивидуальных критериев эффективности, что, однако, приведет к снижению прозрачности системы в целом, развитию неконструктивных отношений между руководителями предприятий и органами власти области и потребует существенных трудозатрат для проведения постоянного мониторинга по индивидуальным критериям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.