Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Современное состояние и проблемы общеобразовательных учреждений,
расположенных в сельской местности.
В настоящее время в муниципальном образовании Белевский район находится 17 сельских общеобразовательных учреждений, что составляет 85% от общего количества школ, из них 80% приходится на малокомплектные. В структуре сельских школ доля начальных составляет 17,6%; основных - 53,0%; средних - 29,4%. Количество малочисленных школ по контингенту учащихся ежегодно увеличивается. Эта тенденция характерна не только для района, но и страны в целом.
Таблица 1.
Структура сельских общеобразовательных учреждений
Наименование показателя |
Учебный год | |||||||||
2002/2003 | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | ||||||
количество | количество | количество | количество | количество | ||||||
Школ | Уча- щихся |
Школ | Учащи- хся |
Школ | Уча- щихся |
Школ | Уча- щих- ся |
Школ | Уча- щих- ся |
|
Сельских школ всего |
17 | 868 | 17 | 799 | 17 | 722 | 17 | 654 | 17 | 567 |
в % от общего числа |
81 | 31,4 | 81 | 30,5 | 85 | 30,8 | 85 | 30,6 | 85 | 28,6 |
В том числе начальных |
3 | 16 | 3 | 26 | 3 | 18 | 3 | 15 | 3 | 12 |
основных | 9 | 439 | 9 | 391 | 9 | 349 | 9 | 314 | 9 | 273 |
средних | 5 | 413 | 5 | 382 | 5 | 355 | 5 | 325 | 5 | 282 |
Таблица 2.
Количество школ основного общего образования, расположенных в сельской
местности по числу учащихся
Учебный год |
Число основных школ |
Из них с количеством учащихся | |||
40 и менее |
41 - 100 |
101 - 150 |
151 - 200 |
||
2002/ 2003 |
9 | 4 | 5 | - | - |
2003/ 2004 |
9 | 5 | 4 | - | - |
2004/ 2005 |
9 | 5 | 4 | - | - |
2005/ 2006 |
9 | 6 | 3 | - | - |
2006/ 2007 |
9 | 7 | 2 | - | - |
Таблица 3.
Количество школ среднего (полного) общего образования, расположенных в
сельской местности по числу учащихся
Учеб- ный год |
Число средних школ |
Из них с количеством учащихся | |||
50 и менее |
51 - 100 |
101 - 200 |
201 - 280 |
||
2002/ 2003 |
5 | 1 | 3 | 1 | - |
2003/ 2004 |
5 | 2 | 2 | 1 | - |
2004/ 2005 |
5 | 2 | 2 | 1 | - |
2005/ 2006 |
5 | 3 | 1 | 1 | - |
2006/ 2007 |
9 | 3 | 1 | 1 | - |
Таблица 4.
Средняя наполняемость в классах общеобразовательных учреждений,
расположенных в сельской местности
Клас- сы |
Учебный год | ||
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | |
1-4 | 6,17 | 5,51 | 5,15 |
5-9 | 6,02 | 5,56 | 5,20 |
10-11 | 7,20 | 6,10 | 4,90 |
Всего | 6,17 | 5,59 | 5,15 |
Таблица 5.
Состав педагогических работников общеобразовательных учреждений,
расположенных в сельской местности
2006/2007 учебный год
N п/п |
Показатель | Всего (чел.) |
В % от общего числа |
1. | Общая численность педагогических работников (без совместителей) |
169 | 61,9 |
2. | Из них пенсионного возраста | 28 | 22,5 |
3. | Имеют высшее образование | 123 | 72,8 |
4. | Имеют стаж педагогической работы до 5 лет (молодые специалисты) |
26 | 15,4 |
5. | Имеют стаж педагогической работы свыше 20 лет |
73 | 43,2 |
6. | Имеют высшую квалификационную категорию | 35 | 20,7 |
7. | Имеют первую квалификационную категорию | 46 | 27,2 |
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов относится реструктуризация сельских школ как отклик системы образования на социально-экономические и технологические изменения на современном этапе, оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.
Это объясняется рядом причин:
-значительным сокращением численности детей в сельских школах (за 5 лет более чем в 1,5 раза);
- переселением семей;
- длительным недофинансированием системы образования;
- ветшанием фондов образования;
- изменением образовательных потребностей и требований общества к качеству и доступности образования детей;
- необходимостью рационального использования бюджетных средств и стремлением к повышению экономической эффективности образования.
Расходы на обучение в сельских школах в расчете на одного учащегося в среднем в 4 -8 раз выше аналогичных расходов в городских школах. Однако процесс реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, не всегда эффективен.
По мнению специалистов, экономический эффект от закрытия малокомплектных школ просчитать практически невозможно. Опыт показывает, что ориентировочная оценка экономического эффекта от реструктуризации сети сельских школ - до 10 % экономии бюджетных расходов в течение 3-5 лет. Основной эффект может быть достигнут за счет материально-технического оснащения сельских школ, внедрения новых образовательных технологий, а также совершенствования моделей и технологий управления образовательным процессом.
На сегодняшний день финансирование общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, находится на минимально допустимом уровне. Когда реформа планировалась, то ее цель виделась в большей степени как экономическая. И причем экономический эффект планировалось получить, главным образом, от сокращения количества общеобразовательных учреждений. Однако организация подвоза учащихся по объему необходимых финансовых расходов фактически сопоставима с расходами на поддержание существующей сети, поэтому значительного экономического эффекта достичь не удастся.
Кроме того, опыт показывает, что процедура реструктуризации болезненная и особенно нуждается в социальных, финансовых и экономических расчетах. В ходе реструктуризации часть школ меняет свой статус и превращается из основной в начальную, из средней - в основную. В результате финансирование данных школ снижается, высвобождаются педагогические кадры и техперсонал, которые необходимо трудоустраивать. Возникают трудности с доставкой учащихся в другие образовательные учреждения, с предоставлением дополнительных образовательных услуг. Из вышеизложенного ясно, насколько важно предусмотреть изменение объемов финансирования и количество занятых, выяснить, где будут задействованы высвободившиеся работники, найти оптимальное решение проблемы транспортной и географической доступности учебного заведения.
Реструктуризация имеет смысл, если она, по крайней мере,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.