Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
5. Механизмы реализации Программы
5.1. Инвестиционная и инновационная политика
Повышение инвестиционной привлекательности является приоритетным направлением развития области в современных условиях жесткой конкурентной борьбы за инвестиционные ресурсы. Инновационная политика области направлена на повышение эффективности исследований и внедрение результатов научных разработок в различных отраслях экономики области, усиление научно-прикладного аспекта выполняемых задач.
Механизм управления инвестициями и инновациями предполагает создание благоприятной инвестиционной среды и стимулирование привлечения крупных инвестиций в область, оказание целенаправленной поддержки прикладной науке.
Реализация на областном уровне эффективной инвестиционной и инновационной политики предполагает:
- совершенствование нормативной правовой базы; создание системы государственной поддержки инвестиционных процессов, в том числе и на муниципальном уровне;
- формирование инвестиционных площадок с соответствующей инфраструктурой для образования промышленных округов, создание технопарков, научно-образовательных центров, центров трансфера технологий;
- обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса через проведение конкурсов инвестиционных проектов; информирование деловых кругов и общественности, а также зарубежных партнеров о деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере привлечения инвестиций;
- разработка и реализация комплекса мер по формированию благоприятного инвестиционного имиджа области на федеральном и международном уровнях; участие в международных форумах и выставках;
- внедрение механизмов государственно-частного партнерства в формах концессии, поддержки инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Осуществление намеченных мероприятий инвестиционной и инновационной политики, эффективное использование имеющихся ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала, овладение новыми инструментами привлечения инвестиций позволят решить такие задачи, как обеспечение ежегодного роста объемов инвестиций в пределах 15 процентов, увеличение к 2010 году доли инвестиций в валовом региональном продукте до 20 процентов, создание прочной основы для динамичного развития экономики области.
5.2. Финансово-бюджетная и налоговая политика
Финансово-бюджетная политика
Основными целями финансовой политики являются повышение эффективности общественных финансов и поддержание экономической и социальной стабильности в области. Согласно Закону Тульской области от 03.11.2006 N 751-ЗТО "Об Областной целевой программе "Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы" будет осуществлен постепенный переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Реализация данной Программы позволит:
- перейти в рамках среднесрочного финансового планирования на принципы бюджетирования, ориентированного на конечный результат деятельности;
- внедрить системы стандартизации бюджетных услуг;
- создать систему управления государственным долгом области;
- обеспечить прозрачность и эффективность системы государственных закупок;
- законодательно разграничить расходные полномочия и доходные источники между бюджетом области и местными бюджетами;
- внедрить информационные технологии в управлении бюджетным процессом;
- провести реформирование системы управления финансами на уровне муниципальных образований.
Совокупный экономический эффект от проведения мероприятий по повышению качества управления общественными финансами в 2007 - 2008 годы составит 1,5 млрд. рублей.
Налоговая политика
Главной целью проводимой в области налоговой политики является создание эффективной налоговой системы посредством использования следующих инструментов: установление ставок по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и налогу на игорный бизнес, предоставление налоговых льгот категориям налогоплательщиков по региональным видам налогов и снижение ставки налога на прибыль организаций.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в области перед органами государственной власти области стоят важные задачи по совершенствованию Закона Тульской области от 16.08.2005 N 615-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" с учетом правоприменительной практики, а также по проведению мониторинга реализации его положений.
В целях расширения налоговой базы в сложившейся системе принятия ежегодного закона области о льготном налогообложении будут предприниматься меры в двух направлениях:
1) предоставление льгот социально-значимым категориям налогоплательщиков, прежде всего учреждениям социальной защиты населения, учреждениям исполнения наказаний;
2) предоставление льгот категориям, включающим хозяйствующие субъекты, при условии роста основных фондов, создания дополнительных рабочих мест, увеличения объемов выпуска продукции. Основным условием предоставления льготы категориям, включающим хозяйствующие субъекты, является расчет бюджетной эффективности согласно имеющейся в области методике.
5.3. Развитие финансовой инфраструктуры
Одним из важных механизмов реализации Программы является превращение рынка банковских услуг и обслуживающих его кредитных организаций в эффективно функционирующих проводников инвестиций, обеспечивающих удовлетворение потребностей реального сектора экономики области в финансовых ресурсах для текущей деятельности и модернизации производства; расширение участия банковского сектора в стимулировании инвестиционной активности населения и в оказании ему финансовой и иной профессиональной поддержки в решении задач по повышению качества жизни.
Повышение эффективности использования механизмов развитого страхового рынка является одним из главных условий экономического благосостояния общества. Страховой бизнес - мощный инструмент обеспечения социальной стабильности, крупный источник внутренних инвестиций.
Мероприятия по развитию финансовой инфраструктуры области включают в себя:
- расширение участия банковского сектора в кредитовании областной экономики и социальной сферы; развитие взаимовыгодных отношений между кредитными организациями, областными организациями и органами власти; разработку комплекса мероприятий по предоставлению государственных гарантий организациям;
- расширение спектра банковских услуг в виде операций с банковскими картами, потребительского кредитования, кредитования малого бизнеса, расширение операций с ценными бумагами;
- повышение эффективности использования страхования в условиях современного этапа развития экономики с учетом мировой практики в вопросах долгосрочного страхования.
5.4. Реформирование системы государственного
управления Тульской области
В соответствии с целями и направлениями проводимой в России на современном этапе административной реформы, определенными в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р), в области разработаны и утверждены распоряжением губернатора области от 26.05.2006 N 628-рг основные направления действий по реализации административной реформы в области (программа на 2006 - 2008 годы).
Реформирование системы государственного управления области по реализации административной реформы в области предполагает создание условий для осуществления полномочий органов исполнительной власти области с приоритетной нацеленностью предпринимаемых усилий на конечный результат.
В целях координации и контроля за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы в области постановлением администрации Тульской области от 02.03.2006 N 98 "О комиссии администрации Тульской области по проведению административной реформы" утверждено положение о комиссии и утвержден ее состав.
Целями административной реформы в области в 2006 - 2008 годах являются:
1. Повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти области;
2. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти области по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций;
3. Ограничение вмешательства органов исполнительной власти области в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
Мероприятия Программы по реализации административной реформы в области на 2006 - 2008 годы направлены на внедрение пилотных проектов, соответствующих следующим приоритетным направлениям действий:
- формирование новой эффективной системы управления областью путем перехода от отраслевой системы построения исполнительных органов государственной власти области к системе построения, основанной на программно-функциональных принципах;
- формирование публичного государственного областного электронного реестра государственных функций и перечня государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти при исполнении ими государственных функций;
- устранение избыточных и дублирующих функций;
- качественное улучшение и модернизация в 2006 - 2007 годах государственных услуг в сфере предоставления жилищно-коммунальных, социальных и регистрационных услуг;
- введение регламентов и стандартов предоставления услуг, модернизация системы приема и обработки социальных платежей, построенная на базе создаваемого единого областного информационного межведомственного ресурса.
В соответствии с этим предусмотрено осуществление следующих пилотных проектов:
1. Оптимизация функций органов исполнительной власти Тульской области и разработка механизмов по противодействию коррупции. Построение реестра функций органов исполнительной власти Тульской области;
2. Внедрение стандартов государственных услуг и регламентация исполнения функций органами исполнительной власти Тульской области;
3. Внедрение механизма управления по результатам в деятельность исполнительных органов власти области;
4. Модернизация системы информационных ресурсов органов исполнительной власти области и электронных транспортных магистралей информационного обмена;
5. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области и общества. Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства по вопросам государственного стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности.
5.5. Кадровая политика
Эффективное решение задач реформы государственной службы требует соответствующего кадрового обеспечения. В связи с этим реформирование государственной гражданской службы является одним из приоритетных направлений кадровой политики. Оно осуществляется в интересах укрепления государства, развития гражданского общества, открытости и доверия граждан к органам государственной власти.
Нормативной правовой основой совершенствования системы кадрового обеспечения государственного управления в области являются законы области: от 31.10.2005 N 623-ЗТО "О государственной гражданской службе Тульской области", от 31.10.2005 N 624-ЗТО "О реестре должностей государственной гражданской службы Тульской области"; постановление администрации Тульской области от 26.01.2006 N 52 "О конкурсных комиссиях на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Тульской области в органах исполнительной власти, подразделениях аппарата администрации Тульской области".
Мероприятия по совершенствованию государственной службы предусматривают внедрение норм служебной этики и служебного поведения государственных служащих, а также должностных стандартов и квалификационных требований по государственным должностям.
Повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих является приоритетным направлением реформирования государственной службы. Существующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих по различным видам и направлениям обучения обеспечивает реализацию одного из принципов государственной кадровой политики - принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих.
Продолжая работу по реформированию государственной службы, необходимо сосредоточить усилия на формировании кадрового состава государственной гражданской службы, способного на должном уровне реализовывать функции государства. Это обеспечивается оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих; установлением особого порядка оплаты труда по результатам служебной деятельности; созданием и ведением реестра должностей государственных гражданских служащих; формированием кадрового резерва всех уровней; использованием современных кадровых технологий (конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов).
Проведение открытых конкурсных процедур на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы области и включение гражданских служащих и граждан в кадровый резерв позволит усилить мотивацию и повысить конкурентоспособность служащих, вместе с тем позволит обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, открытость и подконтрольность кадровых решений гражданскому обществу.
Все это призвано способствовать развитию кадрового потенциала государственных органов, повышению эффективности их деятельности, качества выполняемых государственными органами функций и задач.
5.6. Реформа муниципального управления
Новый этап реформирования муниципального управления соответствует задачам практической реализации в области Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном объеме с 1 января 2007 года.
Для достижения поставленной цели органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления, Тульской областной Думе необходимо:
- четко разграничить полномочия органов местного самоуправления в сфере расходных обязательств, ответственности между всеми уровнями местной власти путем заключения соглашений между городскими, сельскими поселениями и муниципальными районами;
- разграничить объекты муниципальной собственности между поселениями и муниципальными районами в соответствии с объемом исполняемых ими полномочий;
- обеспечить формирование и принятие собственных бюджетов во всех муниципальных образованиях.
Органам местного самоуправления будет оказано содействие по осуществлению мероприятий, направленных на формирование кадрового резерва, продолжена организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
В целях социально-экономического развития территорий, обеспечения их инвестиционной привлекательности органам местного самоуправления предстоит разработать стратегические планы и целевые программы.
Указанные меры позволят решать вопросы жизнеобеспечения территорий, повысить эффективность управления муниципальной собственностью, создать дополнительные стимулы для развития финансово-экономической основы местного самоуправления, улучшить качество предоставляемых населению муниципальных услуг.
5.7. Управление государственной собственностью
Важным условием ускоренного социально-экономического развития является эффективное управление государственной собственностью, которое предусматривает несколько направлений:
- управление государственными унитарными предприятиями, учреждениями и акциями (долями);
- управление недвижимостью (недвижимым имуществом);
- управление земельными отношениями.
Управление унитарными предприятиями, учреждениями и акциями (долями)
В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024, до 2010 года должны быть приватизированы, перепрофилированы или ликвидированы областные государственные организации, цели деятельности которых не соответствуют полномочиям субъекта Российской Федерации, а также приватизированы находящиеся в государственной собственности области акции в капиталах хозяйственных обществ, не имеющих стратегического значения для области.
Таким образом, к 2010 году будет подвергнуто значительному сокращению количество областных унитарных предприятий и акций в капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности области.
В связи с начатой в настоящее время оптимизацией структуры учреждений будет высвобождено недвижимое имущество, подлежащее перераспределению или отчуждению.
Продолжится работа по передаче в собственность поселений жилого фонда, используемого гражданами на основании договоров социального найма.
Управление недвижимостью (недвижимым имуществом)
В ходе реализации Программы существующую систему управления недвижимостью планируется развивать в следующих направлениях:
1. Обеспечение регистрации права собственности области на недвижимость, включая земельные участки.
2. Обеспечение максимально возможного повышения доходности недвижимости за счет:
- применения механизмов рыночной оценки при использовании недвижимости;
- приоритета возмездного вида использования недвижимости;
- сокращения льгот при использовании недвижимости;
- использования высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
- предоставления в аренду высокодоходной недвижимости на конкурсных условиях.
3. Обеспечение эффективного выполнения администрацией области своих социальных функций за счет обеспечения унитарных предприятий и учреждений области необходимым и достаточным имуществом, исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано предприятие или учреждение:
- проведение анализа эффективности использования организациями закрепленного имущества;
- выявление излишнего, неиспользуемого, используемого не по назначению имущества;
- изъятие в установленном порядке и перераспределение неэффективно используемого имущества.
4. Создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе объектов незавершенного строительства.
5. Обеспечение контроля за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
6. Обеспечение прозрачности действий по предоставлению в пользование недвижимости.
Управление земельными отношениями
Для обеспечения эффективного функционирования и развития государственной и муниципальной собственности стратегически важным направлением является разграничение государственной собственности на землю. В результате разграничения государственной собственности появится прочная основа для создания эффективной системы управления земельными ресурсами и развития полноценного рынка земли и недвижимости.
Реализация одной из ключевых целей государственной политики в сфере земли и недвижимости - передача земельных участков собственникам расположенных на них приватизированных предприятий логически завершит приватизационный процесс. Приватизация земли позволит не только пополнить бюджет области и муниципальных образований, но и значительно активизировать процесс формирования единых объектов недвижимости. Это позволит обеспечить условия для повышения инвестиционной привлекательности области, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью.
Приоритетным с точки зрения реформирования земельных отношений является определение доступных для всех правил предоставления земельных участков из государственной собственности, а также прекращения прав на землю, в том числе при ее неэффективном использовании и изъятии для государственных и муниципальных нужд.
Создание доступного для физических и юридических лиц реестра земельных участков, которые могут быть переданы в аренду или на ином праве, также позволит более рационально использовать земельные участки.
Осуществление государственной политики в области земельных отношений является фактором социально-экономического развития области, формирования инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости, эффективного распоряжения государственной и муниципальной собственностью и обеспечения закрепления собственных доходных источников за бюджетами всех уровней.
5.8. Совершенствование нормативных правовых актов
Тульской области
Развитие и совершенствование нормативных правовых актов будет осуществляться органами государственной власти области с учетом задач, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Посланиях Президента Российской Федерации о бюджетной политике, Посланиях губернатора Тульской области Тульской областной Думе, в рамках федеральных нормативных правовых актов, направленных на реализацию программы административной реформы, исполнение комплекса мероприятий по реформированию областных финансов, совершенствование налоговой и бюджетной политики, реализацию приоритетных национальных проектов на территории области, а также на достижение планируемого уровня социально-экономического развития области.
5.9. Реализация приоритетных национальных проектов:
"Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам
России", "Здоровье", "Развитие агропромышленного комплекса"
В соответствии с приоритетными направлениями социальной политики Российской Федерации в 2006 - 2007 годах, определенными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, одним из ведущих факторов социально-экономического развития территории области является реализация приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие агропромышленного комплекса".
Приоритетный национальный проект "Образование" предусматривает реализацию в области следующих основных мероприятий:
- инвестиции в качество российского образования, обеспечивающие формирование "точек роста" в целях распространения наиболее эффективного и успешного опыта, в том числе:
стимулирование общеобразовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Государственная поддержка инновационных программ будет осуществляться по итогам конкурсного отбора и составит для общеобразовательного учреждения около 1 млн. рублей, для учреждения высшего образования - от 500 млн. до 1 млрд. рублей. Выделение средств федерального бюджета предназначается для приобретения лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовки преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, а также для обеспечения развития высшего профессионального образования в сфере естественно-научного и инженерно-технического образования, медицины и сельскохозяйственных наук, как наиболее ресурсоемких. В 2007 году на эти цели запланировано финансирование: из средств федерального бюджета - 25,0 млн. рублей, из средств бюджета области - 2,5 млн. рублей;
поощрение лучших учителей образовательных учреждений.
Ежегодно в результате конкурсного отбора будут определяться учителя, достигшие востребованного и признанного обществом качества профессиональной деятельности, на материальную поддержку которых запланировано выделение дополнительных средств в сумме 100 тыс. рублей каждому. Кроме того, в области в развитие концепции приоритетного национального проекта "Образование" предполагается учредить из бюджета области пять ежегодных премий для лучших учителей в размере 50 тыс. рублей каждому. В 2007 году на данное направление планируется выделение средств: из федерального бюджета - 8,5 млн. рублей, из бюджета области - 0,25 млн. рублей;
поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования.
Ежегодно в результате конкурсного отбора из средств федерального бюджета будут выделяться специальные гранты для общеобразовательных учреждений, достигших лучших показателей по внедрению эффективных технологий, обеспечивших высокие результаты обучения и воспитания, доступность качественного образования, создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Из бюджета области ежегодно будут учреждаться пять грантов для лучших общеобразовательных учреждений по 500 тыс. рублей;
выплата дополнительного вознаграждения за классное руководство.
Средний размер дополнительной выплаты за классное руководство учителям области увеличивается почти в три раза. В целях повышения значимости и качества воспитательной работы со школьниками ежемесячное дополнительное денежное вознаграждение за классное руководство в размере не менее 1 тыс. рублей будут получать учителя области, включая учителей начальных классов, что составит по области более 8 тысяч педагогических работников. Кроме того, в области в 2007 - 2009 годах предполагается осуществлять выплату вознаграждений за классное руководство из средств бюджета области учителям образовательных учреждений, не подпадающих под действие федеральных программ (классным руководителям вечерних (сменных), коррекционных (специальных) школ, школ-интернатов). В 2007 году на эти цели запланировано выделение 107,018 млн. рублей из средств федерального бюджета и 17,3 млн. рублей из средств бюджета области;
государственная поддержка способной и талантливой молодежи.
По результатам конкурсов будут предоставлены индивидуальные гранты по 60 тыс. рублей каждый, отобраны лучшие российские молодежные проекты и обеспечена их поддержка из средств федерального бюджета. В 2007 году из средств федерального бюджета будет израсходовано 2,76 млн. рублей, из средств бюджета области - 0,62 млн. рублей;
- на оснащение общеобразовательных учреждений учебным, учебно-наглядным оборудованием потребуется в 2007 году финансирование: из средств федерального бюджета - 9,3 млн. рублей, из средств бюджета области - 7,0 млн. рублей;
- на оснащение общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, автобусами в 2007 году будет израсходовано из средств федерального бюджета - 5,4 млн. рублей, из средств бюджета области - 19,72 млн. рублей;
- информатизация образования, в том числе:
поддержка активных пользователей информационных технологий, технологическое обеспечение реализации инновационных программ, лучших учебных курсов.
В рамках данного направления предусматривается ежегодное выделение средств федерального бюджета на закупку оборудования для компьютерных классов в вузах и школах, а также подключение к сети "Интернет" общеобразовательных учреждений. В 2007 году на эти цели будет израсходовано 10,0 млн. рублей из средств федерального бюджета и 2,0 млн. рублей из средств бюджета области;
- государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств;
- государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На данное направление в 2007 году будет израсходовано 6,5 млн. рублей из средств бюджета области;
- развитие системы начального профессионального образования военнослужащих, в том числе:
организация сети учебных центров в воинских частях.
В воинских частях планируется создание учебных центров, в которых будет организовано начальное профессиональное обучение, а также ежегодная подготовка военнослужащих, добросовестно отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, к поступлению в образовательные учреждения высшего профессионального образования;
- обеспечение преференций военнослужащим в сфере повышения доступности высшего профессионального образования для военнослужащих, добросовестно отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Механизм реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в области предполагает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
- повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, в том числе:
- переход на новые формы оплаты труда медицинских работников первичного звена с целью материального стимулирования их деятельности по предупреждению заболеваний и привлечения в эту сферу квалифицированных врачей, в том числе молодых специалистов.
Конкретный размер выплат определяется дополнительными договорами, заключаемыми между медицинскими работниками и лечебно-профилактическими учреждениями, и прямо зависит от объема и качества услуг, оказываемых пациентам на закрепленном участке. При этом заработная плата врачей-терапевтов участковых, участковых врачей-педиатров, врачей общей (семейной) практики в среднем вырастет на 10 тыс. рублей в месяц, а работающих с ними медсестер - на 5 тыс. рублей. Оплата труда врачам скорой медицинской помощи увеличится на 5 тыс. рублей, фельдшеров скорой медицинской помощи на 3,5 тыс. рублей. Размер оплаты труда фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов будет увеличен на 3,5 тыс. рублей;
- подготовка и повышение квалификации медицинских работников первичного звена, укомплектование медицинскими кадрами участковой службы, снижение коэффициента совместительства до 1,1.
Подготовка и переподготовка врачей первичного звена будет осуществляться по графику, разработанному на 2006 - 2008 годы, согласно которому предполагается подготовка 410 специалистов для медицинских организаций области. Оплата расходов на обучение данных специалистов будет производиться за счет средств федерального бюджета. Подготовка врачей на базе медицинского факультета Тульского государственного университета по очной форме обучения за счет средств бюджета области будет продолжена;
- укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи и скорой медицинской помощи.
Современное рентгенографическое и эндоскопическое оборудование, оборудование для УЗИ, электрокардиографы и лабораторное оборудование, современный санитарный транспорт для 80 муниципальных учреждений здравоохранения области будут приобретены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и переданы в безвозмездное пользование муниципальным медицинским организациям согласно плану-графику конкурсных закупок и поставок диагностического оборудования в субъекты Российской Федерации;
- усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, формирование паспорта здоровья, в том числе:
- возрождение профилактического направления в здравоохранении.
Работа по данному направлению предполагает проведение активного медицинского просвещения, направленного на формирование у населения навыков культуры здоровья, снижение масштабов алкоголизма и наркомании, развитие физической культуры, спорта и создание условий, благоприятствующих росту рождаемости, улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации будут приобретены и безвозмездно переданы муниципальным медицинским организациям антиретровирусные препараты и диагностикумы для выявления и контроля лечения ВИЧ согласно плану-графику конкурсных закупок и поставок в субъекты Российской Федерации;
- дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок.
В области работа по данному направлению будет проводиться в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 27.01.2006 N 54 "О дополнительной иммунизации населения Тульской области" и постановлением главного государственного санитарного врача по Тульской области от 07.12.2005 N 10 "Об обеспечении "холодовой цепи" при проведении дополнительной иммунизации населения Тульской области";
- введение новых программ обследования новорожденных детей.
В целях профилактики и своевременного лечения тяжелых наследственных заболеваний будет проводиться неонатальный скрининг новорожденных на 3 наследственных заболевания: галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром. На приобретение и поставку соответствующего оборудования и тест-систем для медицинских учреждений области будут выделены средства федерального бюджета;
- дополнительная диспансеризация работающего населения.
Планируется проведение дополнительного обследования в целях раннего выявления новых случаев заболевания с последующим оформлением паспорта здоровья. На территории области данная работа будет проводиться в соответствии с договорами между Тульским территориальным фондом обязательного медицинского страхования и лечебно-профилактическими учреждениями на оказание амбулаторно-поликлинической помощи работающим гражданам, между фондом социального страхования и лечебно-профилактическими учреждениями на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, и на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в бюджетной сфере;
- модернизация механизма оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с федеральной программой "Государственные родильные сертификаты" медицинские учреждения, оказывающие услуги женщинам в период беременности и родов, будут получать дополнительные средства из федерального бюджета на каждую пациентку, что призвано стимулировать деятельность тех медицинских учреждений, которые лучше будут оказывать услуги населению по родовспоможению;
- удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа, в том числе:
- модернизация механизма и увеличение объема предоставления высокотехнологичной медицинской помощи;
- открытие пяти межмуниципальных диагностических центров для приближения квалифицированной диагностической помощи жителям области.
В соответствии с реализацией данного направления предполагается обеспечить удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи на 80 процентов.
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусматривает реализацию в области следующих основных мероприятий:
- повышение доступности жилья для семей, имеющих возможность к 2008 году приобрести (построить) жилье с помощью жилищных кредитов и займов, в том числе:
- предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы "Жилище" (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей");
Областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной Законом Тульской области от 24.07.2006 N 730-ЗТО, предусмотрена прямая государственная поддержка молодым семьям в размере не менее 40 процентов, в том числе не менее 25 процентов - из средств бюджета области, 10 процентов - из средств федерального бюджета, 5 процентов - из средств бюджета муниципального образования. По результатам реализации Программы ожидается обеспечить жильем 1736 молодых семей;
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования в соответствии с Областной целевой программой "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной Законом Тульской области от 24.07.2006 N 729-ЗТО, в том числе:
- государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
- развитие инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования, включая развитие нормативно-правовой базы;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе:
- предоставление государственных гарантий за счет государственных внутренних заимствований Российской Федерации и субсидирование процентных ставок заемщикам по привлеченным кредитам в рамках федеральной целевой программы "Жилище" (подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства");
- реализация комплекса мер по сокращению административных барьеров, развитию рыночной инфраструктуры, градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства;
- государственная поддержка модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы "Жилище" (подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры");
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе:
- предоставление субсидий на приобретение жилья семьям уволенных и увольняемых военнослужащих, граждан, пострадавших вследствие аварий и катастроф, вынужденным переселенцам, выезжающим из районов Крайнего Севера в рамках федеральной целевой программы "Жилище" (подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством");
- предоставление субсидий за счет субвенций из средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов.
Законом Тульской области от 18 декабря 2008 г. N 1179-ЗТО в абзац шестьдесят второй внесены изменения
Тенденции приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" с 2008 года определены Областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008 - 2012 годы", механизм реализации которых предполагает осуществление мероприятий по следующим направлениям:
- развитие животноводства, в том числе:
- создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование процентных ставок по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов;
- увеличение объемов поставок техники, оборудования и высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней, овец для селекции имеющегося стада на условиях федерального лизинга посредством заключения договоров с ОАО "Росагролизинг";
- внедрение ресурсосберегающих систем;
- повышение сохранности поголовья скота, качественное улучшение ветеринарного обслуживания;
- широкое использование новых условий таможенно-тарифного регулирования по сохранению режима ограничения импорта мяса, а также отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Согласно намеченным мероприятиям прогнозируемый рост производства в животноводческой отрасли области в 2010 году к уровню 2005 года должен составить: по молоку - 25 процентов, говядине - 42 процента, свинине - 31 процент, птице - 55 процентов, пищевым яйцам - 90 процентов;
- развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, в том числе:
- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) на развитие производства, в соответствии с порядком субсидирования по основным направлениям государственной поддержки агропромышленного комплекса области;
- поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи;
- совершенствование инфраструктуры земельно-ипотечной системы, предоставление долгосрочных кредитов под залог земель сельхозназначения;
- стимулирование модернизации и создания предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой личными, подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- организация активной работы по профориентации выпускников школ по поступлению в высшие и средние профессиональные учебные заведения для получения сельскохозяйственных специальностей в рамках целевой контрактной и коммерческой подготовки специалистов для организаций агропромышленного комплекса. Создание системы персонального трудоустройства выпускников аграрных средних специальных и высших учебных заведений в организации агропромышленного комплекса;
Законом Тульской области от 18 декабря 2008 г. N 1179-ЗТО в абзац семьдесят шестой внесены изменения
- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе).
5.10. Зонирование социально-экономического
пространства Тульской области
Необходимость разработки данного раздела вызвана задачей выбора и обоснования среднесрочных и стратегических целей развития области, путей и способов их достижения, определения этапов работы и соответствующих им промежуточных целей и задач.
Пространственное моделирование процессов социально-экономического развития широко применяется в отечественной и зарубежной практике среднесрочного и стратегического планирования. В "Концепции социально-экономического развития Центрального федерального округа (на период до 2020 года)" (разд. 3.1), в частности, указывается: "Характерной особенностью округа является гипертрофированная роль Московской агломерации в хозяйстве, особенно в финансовой сфере, и депрессивное состояние большинства областей. Одна из ключевых проблем - определение точек (или осей) экономического роста, способных использовать потенциал областей и уравновесить социально-экономические процессы". Подобный подход осуществим и на областном уровне.
Выполненный анализ социально-экономического пространства области позволил выявить и сформулировать основные системные проблемы в "пространственном разрезе", на решении которых необходимо сосредоточить усилия власти и общества области, а также оценить ресурсные возможности достижения заявляемых целей.
Разработка ориентиров развития области должна учитывать неравномерность развития составляющих ее территорий (муниципальных образований, групп муниципальных образований, объединенных общими признаками). Учет этой неравномерности может быть обеспечен путем зонирования социально-экономического пространства области по ряду типичных признаков.
В целях разработки данной Программы к типичным признакам, наряду с факторами исторического и природно-географического характера, отнесены:
- плотность размещения производительных сил;
- плотность размещения видов экономической деятельности;
- плотность населения, распределение трудовых ресурсов;
- плотность транспортных магистралей;
- плотность размещения систем энергообеспечения.
Такой подход позволил в концептуальном плане определить границы и ареалы однотипных территорий, обозначить для них ключевые виды экономической деятельности, определить точки экономического роста и социального развития, а также обозначить приемлемые темпы роста и уровни сохранения различий. Таким образом, предпринята попытка создать условия для обеспечения эффективного взаимодействия территорий в целях достижения качественных результатов в социально-экономическом развитии области в целом.
Каждому социально-экономическому пространству, выделенному при зонировании, свойственна своя производственная специализация и соответствующие ей точки роста (рис 5.10.1).
Рис. 5.10.1.* Зонирование социально-экономического пространства
Тульской области
Важно подчеркнуть, что стратегический смысл проводимого зонирования не предусматривает, во-первых, пересмотра вопросов административного деления территории области и, во-вторых, не сводится к искусственному выравниванию доли каждой из зон в валовом региональном продукте. Речь идет о сокращении различий в предоставляемом каждым из секторов уровне и качестве жизни населения на основе максимального использования конкурентных преимуществ каждого из секторов.
Выделяемые пространства имеют свои приоритеты развития и, с другой стороны, нежелательные и недопустимые направления роста, что должно учитываться на уровне области, а также на уровне муниципальных районов и муниципальных образований для осуществления необходимых согласований при формировании программ социально-экономического развития и выработке инвестиционной политики соответствующих уровней. В частности, размещение крупных производств, а также их расширение должно учитывать интересы развития ресурсов отдыха и туризма на прилегающих территориях. В то же время традиционные места отдыха и лечения (водоемы, источники лечебных вод и грязей и т.п.) могут наращивать экономический потенциал как за счет развития рекреационной сферы, так и за счет размещения компактных высокотехнологичных чистых производств, научных и бизнес-центров.
Реализация Программы в числе основных механизмов предусматривает создание коллегиальных консультативно-согласительных органов по оптимизации перспективного планирования выделяемых социально-экономических пространств области (рис. 5.10.2 - 5.10.6; таблицы 5.10.1 - 5.10.5).
Рис 5.10.2.* Агломерация "Центр"
Таблица 5.10.1
Характеристика агломерации "Центр"
Площадь (условно) | 3,3 тыс. км2 | |
Занимаемая территория | г. Тула, Ленинский район, Щекинский район |
|
Демографическая обстановка |
Доля населения в общей численности: Доля экономически активного населения: Нагрузка на одного работающего: |
42,7% 51,4% 1,6 чел. |
Экология | Выбросы в атмосферу:* Уловлено и обезврежено: |
34,1 тыс. тонн 86% |
Уровень жизни | Среднемесячная заработная плата* |
7145,9 руб. |
Уровень безработицы, %* |
0,58% | |
Жилищное строительство |
Введено общей (полезной) площади:* - всего - доля от общей площади по области в т.ч. индивидуальное строительство |
135903 м2 68,4% 51049 м2 |
Объекты культуры | Тульский Кремль (1514-1520 гг.), Успенский собор (XVIII в.), Всехсвятский собор (XVIII-XIX вв.), храм Благовещения Пресвятой Богородицы (XVII в.), музей "Некрополь Демидовых", Тульский государственный драматический театр, Тульский областной художественный музей, Тульская областная филармония, музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (XVIII-XIX вв.), Никольская церковь (Кочаки, XVII в.), Никольская церковь (Крапивна, 1759 г.), усадьба А.С. Хомякова (Богучарово, XVIII-XIX вв.) и др. |
|
Финансы | Доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета* |
67,7% |
Макроэкономика | Вклад в ВРП (условно)* |
57,8 % Основная часть ВРП формируется в г. Туле. Минимальный вклад - Ленинский район |
Экономический профиль пространства |
Доля промышленного производства:* - в общем объеме промышленного производства по области - в общем объеме производства по сектору |
59,9% 66,2% |
Доля сельскохозяйственно- го производства:* - в общем объеме с/х производства по области - в общем объеме производства по сектору |
24,1% 3,8% |
|
Экономика территории значительно диверсифицирована (в ней представлены оборонные производства, металлургическая промышленность, химическое производство, производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов и т.д.). Территория обладает значительным потенциалом роста. Здесь сосредоточены основные учебные и научные учреждения. Вместе с тем эта часть территории области является и наиболее техногенно нагруженной |
||
Инвестиции | Инвестиции в основной капитал* |
52,3% от общего объема по области, в т.ч. 57,7% за счет собственных средств |
Инвестиционный потенциал |
Точки роста: | - создание научно-производственных кластеров в химической, металлургической, оборонной промышленности и в машиностроении; - формирование туристическо-рекреационной зоны с центром в городе Туле; - создание туристической и обслуживающей инфраструктуры; - развитие оптовой и розничной торговли |
Инвестиционные площадки |
14 земельных участков общей площадью 471,5 га |
|
Транспортно-энерге- тическая инфраструктура |
Автомобильные дороги: "Москва - Харьков", "Калуга - Тула - Михайлов - Москва", "Москва - Симферополь". Железные дороги: "Тула - Сухиничи", "Тула - Калуга". Автомобильные дороги областного и местного значения. В г. Щекино расположен Тульский филиал "Тульская генерация" ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" |
|
Минерально-сырьевая база |
Глины, уголь, известняки, песок |
* Данные за 2005 год.
Рис. 5.10.3.* Социально-экономическое пространство "Запад"
Таблица 5.10.2
Характеристика социально-экономического пространства "Запад"
Площадь (условно) | 5,3 тыс. км2 | |
Занимаемая территория | Дубенский район, Одоевский район, Суворовский район, Белевский район, Арсеньевский район |
|
Демографическая обстановка |
Доля населения в общей численности: Доля экономически активного населения: Нагрузка на одного работающего: |
6,5% 5,9% 2,2 чел. |
Экология | Выбросы в атмосферу:* Уловлено и обезврежено: |
291,7 тыс. тонн 89,9 % |
Уровень жизни | Среднемесячная заработная плата* |
4972 руб. |
Уровень безработицы, %* |
1,9% | |
Жилищное строительство |
Введено общей (полезной) площади:* - всего - доля от общей площади по области в т.ч. индивидуальное строительство |
4374 м2 2,2% 4374 м2 |
Объекты культуры | Анастасов монастырь (Анастасово, XVII в.), ансамбль Спасо-Преображенского мужского монастыря (XVII-XVIII вв.), ансамбль Иоанно-Предтеченской церкви (Белев, 1706-1712 гг.), Стефановская церковь (Белев, 1719 г.), Троицкая церковь (Белев, 1782-1785 гг.) и др. |
|
Финансы | Доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета* |
34,8% |
Макроэкономика | Вклад в ВРП (условно)* |
3,5% Основная часть ВРП формируется в Суворовском и Белевском районах. Минимальный вклад - Дубенский, Одоевский и Арсеньевский районы |
Экономический профиль пространства |
Доля промышленного производства:* - в общем объеме промышленного производства по области - в общем объеме производства по сектору |
2,8% 50,3% |
Доля сельскохозяйствен- ного производства:* - в общем объеме с/х производства по области - в общем объеме производства по сектору |
11,2% 29,0% |
|
Территория имеет невысокую плотность промышленного производства, которое размещено по территории весьма неравномерно. Основные точки концентрации промышленного производства: г. Суворов (электроэнергетика, машиностроение, легкая промышленность), г. Белев (машиностроение). Остальная территория в основном специализируется на сельскохозяйственном производстве и производстве пищевых продуктов |
||
Инвестиции | Инвестиции в основной капитал* |
2,9% от общего объема по области, в т.ч. 48,6% за счет собственных средств |
Инвестиционный потенциал |
Точки роста: | - реконструкция "Черепетской ГРЭС"; - создание производства по переработке золоотвалов филиала ОАО "Оптовая генерирующая компания - 3" "Черепетская ГРЭС"; - строительство завода по производству керамзитового гравия в г. Суворове; - организация литейного производства на базе ОАО "Трансмаш" в г. Белеве; - расширение производства строительных материалов в п. Дубна |
Инвестиционные площадки |
3 земельных участка общей площадью 37,5 га |
|
Транспортно-энерге- тическая инфраструктура |
Автомобильные дороги: "Орел - Калуга", "Белев - Тула". Железные дороги: "Горбачево - Сухиничи", "Тула - Белев", "Тула - Калуга". Автомобильные дороги областного и местного значения. На территории Суворовского района функционирует ОАО "Черепетская ГРЭС" - станция федерального уровня, поставляющая всю производимую электроэнергию на оптовый рынок электрической энергии и мощности |
|
Минерально-сырьевая база |
Уголь, глины, известняки, песок, камень, щебень, строительные материалы |
* Данные за 2005 год.
Рис. 5.10.4.* Социально-экономическое пространство "Восток"
Таблица 5.10.3
Характеристика социально-экономического пространства "Восток"
Площадь (условно) | 6,3 тыс. км2 | ||
Занимаемая территория | Новомосковский район, Узловский район, Кимовский район, Богородицкий район, Веневский район, Киреевский район, г. Донской |
||
Демографическая обстановка |
Доля населения в общей численности: Доля экономически активного населения: Нагрузка на одного работающего: |
32,3% 27,4% 2,3 чел. |
|
Экология | Выбросы в атмосферу:* Уловлено и обезврежено: |
65,9 тыс. тонн 96,6% |
|
Уровень жизни | Среднемесячная заработная плата* |
5902 руб. | |
Уровень безработицы, %* |
1,2% | ||
Жилищное строительство |
Введено общей (полезной) площади:* - всего - доля от общей площади по области в т.ч. индивидуальное строительство |
28645 м2 14,4% 15168 м2 |
|
Объекты культуры |
Никольский собор (Епифань, 1810-1850 гг.), Успенская церковь (Епифань, XVII-XVIII вв.), церковь Рождества Богородицы (Монастырщино), дом-усадьба Разумовского (Молоденки), дворец Бобринских (Богородицк, 1771-1778 гг.), парк при дворце Бобринских (Богородицк, XVIII в.), Казанская церковь (Богородицк, 1770-1783 гг.), каменные палаты (Венев, XVII-XVIII вв.), Богоявленская церковь (Венев, XVII-XVIII вв.), Венев монастырь (XVв.), мавзолей-усыпальница гр. Бобринских (Бобрик-Гора, XIX в.) и др. |
||
Финансы | Доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета* |
49% |
|
Макроэкономика | Вклад в ВРП (условно)* | 24,8% Основная часть ВРП формируется в Новомосковском и Узловском районах. Минимальный вклад - Кимовский и Веневский районы |
|
Экономический профиль пространства |
Доля промышленного производства:* - в общем объеме промышленного производства по области - в общем объеме производства по сектору |
28,4% 73,4% |
|
Доля сельскохозяйственного производства:* - в общем объеме с/х производства по области - в общем объеме производства по сектору |
29,9% 10,4% |
||
Фермерские хозяйства:* - количество (доля от общего количества по области) - площадь (доля от общей площади по области) |
41,9% 38,6% |
||
Территория имеет высокую плотность промышленного производства, флагманом которого является химическая отрасль, присутствуют легкая промышленность, угледобывающая, машиностроение, хорошо развито сельское хозяйство |
|||
Инвестиции | Инвестиции в основной капитал* |
29,9% от общего объема по области, в т.ч. 83,1% за счет собственных средств |
|
Инвестиционный потенциал |
Точки роста: | - развитие комплекса химических производств; - цементный завод в Веневском районе мощностью 1,5 млн. тонн (объем инвестиций порядка 100 млн. долларов США); - расширение действующих обрабатывающих производств с темпом роста 107-108% в год; - развитие угледобывающей отрасли; - освоение добычи фосфоритов в Кимовском районе; - активизация деятельности в рамках национального проекта "Развитие АПК", объем предполагаемых инвестиций 1,5 млрд. рублей |
|
Инвестиционные площадки |
3 земельных участка общей площадью 42,54 га; 3 имущественных комплекса общей площадью 25,2 тыс. м2 |
||
Транспортно-энергети- ческая инфраструктура |
Автомобильные магистрали: "Рязань - Тула", "Москва - Воронеж - Ростов - Дон", "Москва - Волгоград", "Михайлов - Рязань". Железнодорожные магистрали: "Москва - Воронеж", "Москва - Донецк", "Калуга - Ряжск", "Тула - Узловая - Павелец". Автомобильные дороги областного и местного значения. В г. Новомосковске расположен Тульский филиал "Тульская генерация" ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" |
||
Минерально-сырьевая база |
Уголь, пирит, глины, гипс, известняки, суглинки, песок, каменная соль, строительные материалы |
* Данные за 2005 год.
Рис 5.10.5.* Социально-экономическое пространство "Юг"
Таблица 5.10.4
Характеристика социально-экономического пространства "Юг"
Площадь (условно) | 7,5 тыс. км2 | |
Занимаемая территория | Чернский район, Плавский район, Тепло-Огаревский район, Куркинский район, Ефремовский район, Каменский район, Воловский район |
|
Демографическая обстановка |
Доля населения в общей численности: Доля экономически активного населения: Нагрузка на одного работающего: |
10,5% 8,5% 2,4 чел. |
Экология | Выбросы в атмосферу:* Уловлено и обезврежено: |
5,17 тыс. тонн 98,5% |
Уровень жизни | Среднемесячная заработная плата* |
4861 руб. |
Уровень безработицы, %* |
1,97% | |
Жилищное строительство |
Введено общей (полезной) площади:* - всего - доля от общей площади по области в т.ч. индивидуальное строительство |
8920 м2 4,5% 5786 м2 |
Объекты культуры | Музей-усадьба "Родовое имение семьи Толстых "Никольское-Вяземское", усадьба Тургеневых, Бежин луг (Тургенево, XIX в.), колонна-памятник (Куликово поле, XIX в.), храм-памятник Сергия Радонежского (Куликово поле, XX в.), дом И.А. Бунина (Ефремов, XIX в.), Казанская церковь (Туртень, 1798-1802 гг.) и др. |
|
Финансы | Доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета* |
36,7% |
Макроэкономика | Вклад в ВРП (условно)* |
9,2% Основная часть ВРП формируется в Ефремовском, Каменском и Плавском районах. Минимальный вклад - Тепло-Огаревский район |
Экономический профиль пространства |
Доля промышленного производства:* - в общем объеме промышленного производства по области - в общем объеме производства по сектору |
5,0% 35,2% |
Доля сельскохозяйственно- го производства:* - в общем объеме с/х производства по области - в общем объеме производства по сектору |
26,3% 50,8% |
|
Фермерские хозяйства:* - количество (доля от общего количества по области) - площадь (доля от общей площади по области) |
19,6% 26,8% |
|
Территория имеет низкую плотность промышленного производства, которое распределяется по территории неравномерно. Точками концентрации промышленности являются Плавск и Ефремов. В основном территория характеризуется сельскохозяйственной специализацией. Большая часть сельхозугодий расположена на черноземах |
||
Инвестиции | Инвестиции в основной капитал* |
9,6% от общего объема по области, в т.ч. 76,9% за счет собственных средств |
Инвестиционный потенциал |
Точки роста: | - главный приоритет - развитие АПК; - промышленно-сельскохозяйст- венный комплекс на основе государственно- частного партнерства; - перерабатывающая промышленность: ОАО Глюкозо-паточный комбинат "Ефремовский"; - нацпроекты: "Развитие АПК", "Доступное и комфортное жилье", "Здоровье", "Образование"; - туризм: музейные комплексы: "Куликово поле", "Никольское-Вяземское" |
Инвестиционные площадки |
7 земельных участков общей площадью 105,6 га |
|
Транспортно-энерге- тическая инфраструктура |
Автомобильные дороги: "Москва - Харьков", "Чернь - Ефремов". Железная дорога: "Москва - Харьков". Автомобильные дороги областного и местного значения. В г. Ефремове расположен Тульский филиал "Тульская генерация" ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" |
|
Минерально-сырьевая база |
Глины, известняки, песок, строительные материалы, камень, щебень, гравий, строительные карбонатные породы |
* Данные за 2005 год.
Рис. 5.10.6.* Социально-экономическое пространство "Север"
Таблица 5.10.5
Характеристика социально-экономического пространства "Север"
Площадь (условно) | 3,2 тыс. км2 | |
Занимаемая территория | Алексинский район, Заокский район, Ясногорский район |
|
Демографическая обстановка |
Доля населения в общей численности: Доля экономически активного населения: Нагрузка на одного работающего: |
8,0% 6,8% 2,3 чел. |
Экология | Выбросы в атмосферу:* Уловлено и обезврежено: |
2,54 тыс. тонн 89% |
Уровень жизни | Среднемесячная заработная плата* |
5963 руб. |
Уровень безработицы, %* |
1,3% | |
Жилищное строительство |
Введено общей (полезной) площади:* - всего - доля от общей площади по области в т.ч. индивидуальное строительство |
20835 м2 10,5% 18803 м2 |
Объекты культуры | Усадьба "Петровское" (Алексин, XVIII в.), музей-усадьба В.Д. Поленова "Поленово" (Страхово, XIX в.), Троицкая церковь (Бехово, 1890 г.), усадьба А.Т.Болотова (Дворяниново) и др. |
|
Финансы | Доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета* |
36,7% |
Макроэкономика | Вклад в ВРП (условно)* |
4,7% Основная часть ВРП формируется в Алексинском районе. Минимальный вклад - Заокский район |
Экономический профиль пространства |
Доля промышленного производства:* - в общем объеме промышленного производства по области - в общем объеме производства по сектору |
3,89% 53,04% |
Доля сельскохозяйственно- го производства:* - в общем объеме с/х производства по области - в общем объеме производства по сектору |
10,37% 20,25% |
|
Территория имеет сравнительно высокую плотность промышленного производства, которое размещено по территории неравномерно. Основные точки его концентрации - г. Алексин, г. Ясногорск, п. Ревякино. Территория прилегает к реке Оке, вдоль которой исторически концентрировались лечебные учреждения, зоны отдыха |
||
Инвестиции | Инвестиции в основной капитал* |
5,3% от общего объема по области, в т.ч. 46,6% за счет собственных средств |
Инвестиционный потенциал |
Точки роста: | - организация производства новой продукции и расширение рынков сбыта на ОАО "Тяжпромарматура"; - организация производства новой продукции на базе ЗАО "Алексинское стекло"; - привлечение государственных инвестиций для модернизации ФГУП "Алексинский химкомбинат"; - обеспечение развития производства на ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика"; - строительство цементного завода в п. Новогуровский. Важным фактором развития областей является близость р. Оки, вдоль которой исторически концентрировались лечебные учреждения и зоны отдыха. Поэтому еще одной "точкой роста" является реконструкция и комплексное освоение приокских территорий в целях развития индустрии отдыха и лечения |
Инвестиционные площадки |
13 земельных участков общей площадью 164,8 га |
|
Транспортно-энерге- тическая инфраструктура |
Автомобильные дороги: "Москва - Харьков", "Кашира - Ненашево", "Новоклейменово - Мордвес", "Ясногорск - Денисово - Горшково". Железные дороги: "Москва - Харьков". Железнодорожная магистраль, проходящая с Вязьмы на Ряжск. Автомобильные дороги областного и местного значения. Пароходная пристань на р. Оке. В г. Алексине расположен Тульский филиал "Тульская генерация" ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" |
|
Минерально-сырьевая база |
Уголь, галит, гипс, глины, известняки, песок, щебень, галька, гравий |
* Данные за 2005 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.