Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2018 г. N 74-АПГ18-7 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Егорова Александра Николаевича о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца второго пункта 5.2.1 Правил благоустройства городского округа "город Якутск", утверждённых решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 года N РЯГД-35-10
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 31 мая 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Никифоровой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Егорова А.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 5.2.1 "Правил благоустройства городского округа Город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 года NРЯГД-35-10,
УСТАНОВИЛ:
Решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 года N РЯГД-35-10 утверждены Правила благоустройства городского округа "Город Якутск" (далее - Правила).
Решение опубликовано в издании "Эхо столицы" N48 от 28.06.2011 г.
Разделом 5 Правил определена деятельность по обеспечению при осуществлении отдельных видов деятельности благоприятной среды жизнедеятельности населения городского округа.
Подразделом 5.2 Правил установлен порядок распространения информационных материалов.
Пунктом 5.2.1 Правил предусмотрено, что расклеивание (вывешивание) информационных материалов (объявлений, листовок, плакатов, афиш, иных материальных носителей информации кратковременного размещения, размещаемых путем расклеивания и вывешивания) допускается исключительно на специальных информационных стендах (доска объявлений, афишная тумба и т.п.). Расклеивание (вывешивание) информационных материалов в иных местах, элементах обустройства запрещается.
В случае, если невозможно установить лицо, разместившее информационный материал вне установленных для этого мест, физические и юридические лица, обладающие на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления соответствующими земельными участками, зданиями, сооружениями, помещениями, иными объектами недвижимости, рекламными конструкциями, иными средствами наружной информации, временными объектами, обеспечивают немедленное удаление информационного материала с соответствующего объекта.
Егоров А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части, в котором просит признать недействующим положения пункта 5.2.1 Правил благоустройства городского округа "Город Якутск", указывая, что оспариваемым актом нарушаются его избирательные права, право на размещение и распространение предвыборных агитационных материалов вне специальных мест, отведенных для этих целей администрацией городского округа "Город Якутск".
В обоснование иска также ссылается, что правоотношения в сфере информационного обеспечения выборов и референдумов, включающее в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствующее осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдума, регулируются федеральным и региональным избирательным законодательством и не могут ограничиваться правилами благоустройства.
Определением суда от 11 мая 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика, в соответствии с частью 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), привлечена окружная администрация города Якутска.
В судебном заседании административный истец Егоров А.Н. поддержал исковые требования. Указывает, что оспариваемым нормативным правовым актом установлен запрет на размещение предвыборных агитационных материалов, кроме мест определенных администрацией города Якутска. В Правилах отсутствуют понятия рекламный и информационный материал, что приводит к привлечению к административной ответственности, в частности за расклеивание агитационных материалов на не отведенных для этого местах. При этом пояснил, что оспариваемая норма содержит в себе принуждение к юридической ответственности, что муниципальным органам власти не предоставлено. Каким образом нарушаются права и законные интересы истец не пояснил, вместе с тем настаивает на требованиях о признании оспариваемого пункта недействующим и в этой части.
Представитель административного ответчика, Якутской городской Думы Иванов В.С. не согласился с исковыми требованиями и указывает, что оспариваемый пункт Правил соответствует действующему законодательству, принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления и не нарушает прав и законных интересов истца.
Представители заинтересованного лица на стороне ответчика, Окружной администрации г.Якутска, Жиркова Г.Р. и Габайдуллин Н.С. считают заявленные требования незаконным и необоснованны. Указывают, что оспариваемые требования не вступают в противоречие с нормативными правовыми актами избирательного законодательства, так как Правила благоустройства городского округа "город Якутск" не регулируют вопросы предвыборной агитации.
Прокурор полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку, утверждая Правила благоустройства, Якутская городская Дума действовала в рамках предоставленных ей полномочий. Оспариваемый пункт Правил благоустройства не нарушает каких-либо прав, свобод и законных интересов истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия по утверждению правил благоустройства территории городского округа Якутская городская Дума приняла решение от 16 июня 2011 г. N РЯГД-35-10 об утверждении Правил благоустройства Городского округа "Город Якутск", которые опубликованы в издании "Эхо столицы" N 48 от 28.06.2011 г.
В силу приведенных норм материального права суд приходит к выводу, что оспариваемые в части Правила благоустройства Городского округа "Город Якутск", утвержденные решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 г. N РЯГД-35-10 являются нормативным правовым актом, приняты органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий. Орган местного самоуправления наделен полномочиями по установлению общеобязательных правил, касающихся установления требований к благоустройству города Якутска.
Проверяя соответствие оспариваемых положений Правил положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время Основной закон России, признавая и гарантируя местное самоуправление, закрепляя за органами местного самоуправления право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения (статья 132), поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40), другие полномочия не предусматривает.
Поскольку уголовное и гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации), а административное и трудовое законодательство - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), то и юридическая ответственность может быть установлена только на федеральном или региональном уровне.
Учитывая, что во втором абзаце пункта 5.2.1 оспариваемых Правил благоустройства ответственность за нарушение требований абзаца первого этого же пункта не установлена, считать, что Якутская городская Дума вышла за пределы предоставленных полномочий нельзя, следовательно, указанная норма в этой части не противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
На основании пункта 1 части 2 статьи Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 5.2.1 Правил благоустройства регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с распространением информационных материалов, устанавливая порядок расклеивания (вывешивания) рекламных и информационных материалов, и запреты на его размещение в определенных местах, следовательно, нарушать избирательные права административного истца не может.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления - Якутской городской Думой. Указанный акт содержит требования по обустройству и содержанию территорий, поддержанию в надлежащем состоянии объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры, обеспечению при осуществлении отдельных видов деятельности благоприятных условий жизнедеятельности населения, а также иные общеобязательные правила, применяемые к отношениям, возникающим при организации благоустройства территории.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт содержит нормы, регулирующие вопросы благоустройства и не нарушает каких-либо прав, свобод и законных интересов истца, в том числе избирательные права и право на размещение и распространение предвыборных агитационных материалов вне специальных мест.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 5.2.1 Правил благоустройства Городского округа "город Якутск", принят в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме; опубликован в установленном порядке; оспариваемые административным истцом положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
В соответствии с положениями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Егорова А.Н. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 5.2.1 "Правил благоустройства городского округа Город Якутск", утвержденных решением Якутской городской Думы от 16 июня 2011 года NРЯГД-35-10 - оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 04 июня 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.