Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Формализация целей и задач социально-экономического
развития Тульской области
6. Общие подходы к формализации целей и задач социально экономического развития Тульской области.
6.1. Формализация целей и задач является важнейшим звеном в процессе управления социально-экономическим развитием Тульской области. Система целей и задач регионального развития представляет собой иерархическую структуру. При этом цели и задачи группируются по функциональному признаку.
6.2. Стратегическая цель органов исполнительной власти - развернутое описание конечного результата, который должен быть достигнут за планируемый (как правило, долгосрочный) период.
6.3. Наличие системы стратегических целей позволяет сформировать перечень задач, решение которых необходимо для достижения конкретных результатов в заданные сроки. Наличие корректно сформулированной стратегической цели позволяет оценивать результативность управленческих действий в сфере социально-экономического развития Тульской области, сравнивая текущее состояние с планируемым.
6.4. Стратегические цели социально-экономического развития Тульской области должны обладать следующими свойствами:
а) специфичность (цели должны соответствовать области компетенции Тульской области как субъекта Российской Федерации);
б) измеримость (достижение цели можно проверить с помощью количественных индикаторов);
в) релевантность (наличие четкой связи цели с основной деятельностью Тульской области);
г) достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в долгосрочной и среднесрочной перспективе).
7. Стратегические приоритеты и цели Тульской области должны быть увязаны с федеральными приоритетами и целями, предусмотренными: Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проводимыми реформами; отраслевыми концепциями; с целями приоритетных национальных проектов; федеральными целевыми программами.
8. Цели социально-экономического развития Тульской области представляют собой систему координат, в которой осуществляется анализ деятельности различных секторов социально-экономической системы Тульской области.
9. Показатели достижения стратегических целей количественно характеризуют степень достижения этих целей и должны обладать следующими свойствами:
а) формулировка показателя должна быть понятна и однозначно интерпретирована;
б) целевые показатели должны быть количественно измеримыми.
10. При необходимости расширения состава целевых индикаторов возможно использование социологического инструментария.
11. Разработка показателей достижения стратегических целей должна производиться в соответствии со следующими основными требованиями:
а) показатели должны характеризовать степень достижения целей и решения задач;
б) измеримость. Показатели должны быть количественно оцениваемы;
в) полнота, но не избыточность. Показатели должны отражать все важнейшие аспекты оцениваемого результата с одной стороны и не должны содержать дублирующих оценок одних и тех же последствий с другой;
г) действенность. Показатели должны быть понятными, легко анализируемыми, в наибольшей степени способствовать выявлению скрытых проблем и принятию управленческих решений;
е) доступность информации. Показатели должны рассчитываться на основе доступной, достоверной информации, собираемой на регулярной основе.
12. При выборе показателей в первую очередь определяется, достижение какой цели или решение какой задачи этот показатель должен оценивать. Чем ниже уровень цели или проще задача, тем легче выбрать показатель. До выбора показателя целесообразно разложить (декомпозировать) сложную цель или задачу на более простые составляющие и уже для них подобрать показатели. После этого необходимо вывести сводный показатель для объекта более высокого уровня.
13. Алгоритм целеполагания включает следующие последовательные действия по формализации целей:
13.1. Анализ приоритетов социально-экономического развития и целей государственной политики на уровне Российской Федерации в целом;
13.2. Анализ ситуации в Тульской области и выделение приоритетов развития по функциональным блокам;
13.3. Построение списка целей социально-экономического развития Тульской области, определение их взаимозависимости: влияние достижения одной цели на достижение других, взаимодополняемость результатов по отдельным целям. Определение органов исполнительной власти, к компетенции которых относится решение задач по достижению сформулированных целей.
Для того чтобы можно было определить цели органов исполнительной власти Тульской области и контролировать их исполнение, список целей проецируется на организационную структуру органов исполнительной власти Тульской области.
14. Для того чтобы работа исполнительной власти Тульской области была направлена на достижение тех результатов, которые необходимы обществу, а также, чтобы сделать цели действенным инструментом управления, следует придерживаться ряда требований, предъявляемых к постановке целей:
а) цели исполнительной власти Тульской области должны соответствовать приоритетам государственной и региональной политики и способствовать достижению стратегических целей развития области;
б) задаваемые цели должны быть принципиально достижимы;
в) совокупность целей должна охватывать все основные направления деятельности исполнительной власти Тульской области.
15. При формулировке целей должны выполняться следующие условия:
а) результат, задаваемый при формулировке цели, должен быть однозначно понятным;
б) цель должна задаваться с указанием времени ее достижения. При задании цели следует учитывать, что она должна быть достижимой в рамках планируемого временного периода;
в) формулировка цели не должна содержать описания путей, средств и методов достижения цели. При этом выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования при формировании задач и программ мероприятий.
16. Методы установки целевых значений показателей.
16.1. Определение целей подразумевает не только словесное описание того, что необходимо достичь, но и количественное выражение результата, а также сроки, к которым необходимо его получить. Численное значение результата, которое необходимо достичь в определенные сроки, является целевым значением показателя, оценивающего степень достижения цели, решения задачи.
16.2. При установке целевых значений показателей важно определить как численные значения показателей, так и сроки их выполнения. Процедура установки целевых значений зависит от сроков планирования:
а) долгосрочное планирование (на стратегическую перспективу - не менее 20 лет);
б) среднесрочное планирование (3-10 лет);
в) краткосрочное планирование (до 1 года включительно).
16.3. Способы установки целевых значений показателей зависят от выбранного периода планирования. Чем больше сроки, тем сложнее прогнозировать внешние факторы, тем меньше точность планирования, но вместе с тем долгосрочное планирование необходимо. Чем меньше период планирования, тем детальнее постановка задачи, выше точность оценки результата, меньше риски.
17. Тактические задачи представляют собой краткие описания ожидаемых действий по конкретным направлениям, необходимых для достижения одной из стратегических целей, а также их результаты.
18. Условия формализации тактических задач:
18.1. Формулировка каждой из тактических задач должна выражать отдельные направления достижения стратегической цели в более точном и детализированном виде и давать ясное представление о том, каким образом решение данной тактической задачи будет способствовать достижению соответствующей стратегической цели;
18.2. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной стратегической цели;
18.3. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия сферам деятельности и функциям исполнительного органа государственной власти и подведомственных ему организаций;
18.4. Каждая тактическая задача должна формулироваться таким образом, чтобы можно было определить, за какой срок будет достигнут ожидаемый эффект, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и, при необходимости, корректировка данных тактических задач;
18.5. Тактические задачи должны быть сформированы для всех стратегических целей;
18.6. Сроки решения отдельных тактических задач не должны превышать срок достижения соответствующей им стратегической цели;
18.7. Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности по достижению соответствующей стратегической цели;
18.8. Для каждой тактической задачи должны быть сформулированы показатели, характеризующие количественные результаты ее реализации;
18.9. Для каждой тактической задачи формируется перечень мероприятий, осуществление которых должно обеспечить ее решение и относиться к компетенции исполнительного органа государственной власти.
19. Система мониторинга достижения целей социально-экономического развития Тульской области.
19.1. Мониторинг представляет собой систему наблюдений за показателями и набор инструментариев для анализа этих показателей и прогнозирования их значений в будущем.
19.2. Мониторинг в деятельности органа исполнительной власти Тульской области должен использоваться:
а) для контроля текущих значений показателей с целью оценки их соответствия плановым или нормативным значениям и своевременного предупреждения негативных отклонений;
б) для анализа причин отклонений фактических значений показателей от плановых.
19.3. Необходимость выстраивания системы мониторинга достижения целей социально-экономического развития Тульской области определяется необходимостью осуществления управленческих действий по результатам мониторинга и анализа.
20. Формализация целей и задач социально-экономического развития Тульской области проведена в соответствии с рубрикатором унифицированной системы показателей, применяемой при подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности администраций субъектов Российской Федерации, выносимых на заседания Правительства Российской Федерации на основе Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 года, утвержденной законом Тульской области от 28 февраля 2007 года N 801-ЗТО:
20.1. Повышение уровня и качества жизни населения:
20.1.1. Повышение материального уровня жизни населения:
а) создание условий для положительной динамики роста реальных доходов населения;
б) сокращение уровня бедности;
в) снижение дифференциации в уровне жизни населения;
г) повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами;
д) повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг;
е) повышение обеспеченности населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры;
ж) повышение доступности и качества предоставляемых населению государственных услуг;
20.1.2. Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения:
а) повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
б) повышение уровня личной безопасности граждан;
в) предупреждение заболеваний и других угрожающих жизни и здоровью состояний (усиление профилактической направленности медицины);
г) повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды;
д) повышение уровня защищенности личной собственности граждан;
е) повышение уровня технологической безопасности населения;
20.1.3. Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения их развития:
а) обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
б) расширение возможностей для духовного развития и доступа к культурному наследию;
в) развитие и удовлетворение потребностей в досуге (туризм, спорт, общение и др.);
г) развитие и удовлетворение потребностей в информации;
20.1.4. Обеспечение занятости населения и достойных условий труда:
а) обеспечение занятости экономически активного населения;
б) создание условий для обеспечения продуктивной занятости молодежи;
в) улучшение условий и культуры труда;
20.1.5. Повышение уровня удовлетворения потребностей в образовании:
а) повышение уровня доступности качественного начального и среднего образования;
б) повышение уровня доступности качественного высшего образовании;
в) обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями;
г) обеспечение охвата населения системой непрерывного образования;
д) повышение уровня профессионального образования молодежи;
20.2. Вклад Тульской области в решение задач по повышению уровня национальной безопасности:
20.2.1. Снижение рисков и возможного ущерба от террористических угроз;
20.2.2. Снижение рисков и возможного ущерба от природных и техногенных катастроф;
20.3. Обеспечение высоких темпов экономического роста:
20.3.1. Развитие свободных и конкурентных рынков:
а) обеспечение субъектам рынка равного доступа к потребителям и ресурсам;
б) развитие конкурентного рынка земли и недвижимости.
20.3.2. Повышение устойчивости бюджетной системы:
20.3.3. Создание условий ускоренного экономического роста:
а) повышение инвестиционной привлекательности Тульской области;
б) устранение экономических и административных барьеров;
в) развитие трудовых ресурсов и повышение их качества;
20.3.4. Повышение конкурентоспособности региональной экономики:
а) создание условия для экспорта высокотехнологичных товаров и услуг и импортозамещения;
б) облегчение доступа организаций Тульской области к финансовым ресурсам;
в) повышение восприимчивости организаций к инновациям;
г) повышение культуры предпринимательства, деловой этики и ценностей;
д) повышение суверенного кредитного рейтинга;
е) снижение уровня коррупции;
ж) повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти;
з) развитие практики применения современных технологий менеджмента.
20.4. Создание потенциала для будущего развития:
20.4.1. Развитие научно-технического и инновационного потенциала:
а) развитие потенциала научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
б) развитие потенциала инновационной инфраструктуры;
20.4.2. Развитие потенциала инфраструктуры:
а) развитие потенциала транспортной инфраструктуры;
б) развитие потенциала энергетической инфраструктуры;
в) развитие потенциала финансовой инфраструктуры;
г) развитие потенциала телекоммуникационной инфраструктуры;
20.4.3. Воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов:
а) повышение рождаемости, сокращение детской смертности и инвалидности;
б) сокращение смертности и инвалидности в трудоспособном возрасте;
в) обеспечение компенсации миграцией отрицательного естественного прироста населения;
20.4.4. Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов:
а) повышение объема разведанных запасов полезных ископаемых и природных ресурсов;
б) повышение объема восстановления воспроизводимых природных ресурсов;
20.4.5. Развитие государственного управления:
а) развитие потенциала государственного управления;
б) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти;
в) повышение качества государственных услуг;
г) развитие федеративных отношений и местного самоуправления.
21. Система показателей (индикаторов) социально-экономического развития Тульской области приведена в приложении к Методике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.