Комментарий к Закону Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 954-ЗТО
"Об административно-территориальном устройстве Тульской области"
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон устанавливает административно-территориальное устройство Тульской области и порядок его изменения.
Принятие настоящего Закона связано в первую очередь с тем, что в РФ, в том числе и в Тульской области реализуется муниципальная реформа, согласно которой были образованы новые муниципальные образования, которые стали полноправными административно-территориальными единицами Тульской области.
В этой связи необходимо четко разграничить статус районов, городов, поселений Тульской области, что и призван сделать настоящий Закон.
Статья 2. Основные термины и понятия
Статья устанавливает основные термины и понятия в целях толкования настоящего Закона.
Статья 3. Принципы административно-территориального устройства области
Данная статья отражает конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий на территории МО.
В отличие от утратившего силу Закона Тульской области от 8 декабря 1997 г. N 65-ЗТО "Об административно-территориальном устройстве Тульской области" в настоящем законе впервые установлено положение о самостоятельности определения административно-территориального устройства и порядка его изменения.
Статья 4. Административно-территориальное устройство области
Данная статья не вносит никаких новшеств, определяются административно-территориальные единицы, входящие в состав Тульской области.
В настоящей статье они перечислены по принципу "вложенности". В первую очередь перечислены районы, из них состоит территория области. Районы, в свою очередь включают в себя города районного подчинения поселки городского типа (рабочие поселки), районы в городах, сельские округа (сельские администрации, сельские территории, волости), сельские населенные пункты.
Несколько особняком стоят города областного подчинения. Это города, которые не входят в состав районов, подчиняются непосредственно области.
Статья 5. Города областного подчинения
1. Городами областного подчинения являются город Тула и город Донской.
2. Город Тула является административным центром области в соответствии с Уставом (Основным Законом) Тульской области.
Город Тула - областной центр Тульской области. В соответствии с муниципальной реформой имеет статус городского округа, который равен по статусу муниципальному району.
Аналогичный статус имеет город Донской. Такой статус города Донского обусловлен тем обстоятельством, что к этому городу не прикреплены территории, которые могли бы создать территорию "Донского района". Иными словами, есть город, который территориально расположен таким образом, что не может стать центром района. И в тоже время, город достаточно развит, чтобы войти в состав какого либо соседнего района.
Необходимо отметить, что Донской - это не самый большой, и не самый экономически развитый после города Тулы город в Тульской области.
Одним из самых экономически развитых городов Тульской области является город Новомосковск, третьим признается город Щекино.
Эти города являются центрами муниципальных районов, именно в них расположены крупные заводы химической промышленности, благодаря которым указанные города получили значительное развитие.
Статья 6. Районы области и их административные центры
В данной статье перечислены все муниципальные районы Тульской области, из которых состоит ее территория.
Статья 7. Изменение границ области
Изменение границ области с другими субъектами Российской Федерации производится на основании соглашения между ними в соответствии с действующим законодательством.
Данная норма дублирует положения Устава Тульской области (ч. 5 ст.1 Устава) и федерального законодательства о том, что границы субъектов определены и не могут изменяться, кроме как по соглашению между субъектами РФ.
Уставы многих субъектов предусматривают, что решение об изменении границ субъекта РФ решается на референдуме. В Уставе Тульской области такой нормы нет. Это означает, что территория области может быть изменена решением Тульской областной Думы (п. 13 ч. 3 ст. 18 Устава Тульской области по представлению Губернатора области (п. 14 ч. 4.1. ст. 30 Устава Тульской области).
Окончательно такое решение утверждается Советом Федерации РФ (пп. "а" части 1 статьи 102 Конституции РФ). Необходимо также отметить, что Концепцией проекта закона Тульской области "Об административно-территориальном устройстве Тульской области", утвержденной постановлением Тульской областной Думы от 2 марта 1995 г. N 16/321 "О некоторых подходах Тульской областной Думы к разработке проекта закона Тульской области "Об административно-территориальном устройстве Тульской области" было предусмотрено, что вопрос об изменении границ области до его решения должен быть вынесен на референдум тех административно-территориальных образований, которых касается изменение границ, но этот принцип не нашел отражения в настоящем Законе.
Статья 8. Полномочия областной Думы в сфере административно- территориального устройства области
Настоящей статьей установлены полномочия Тульской областной Думы в сфере административно-территориального устройства области
Статья 9. Полномочия губернатора области в сфере административно-территориального устройства области
Настоящей статьей установлены полномочия Губернатора Тульской области в сфере административно-территориального устройства области
Статья 10. Полномочия администрации области в сфере административно-территориального устройства области
Настоящей статьей установлены полномочия Администрации Тульской области в сфере административно-территориального устройства области
Статья 11. Образование и упразднение административно-территориальных единиц
Статья устанавливает понятие, правила и порядок образования и упразднения административно-территориальных единиц Тульской области.
В соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Закона образование и упразднение административно-территориальных единиц Тульской области осуществляется на основании решения Тульской областной Думы, который принимается на основании представления Губернатора Тульской области. При этом, должны соблюдаться требования ст. 13.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 12. Реорганизация административно-территориальных единиц
Статья устанавливает понятие, правила и порядок реорганизации административно-территориальных единиц Тульской области.
В соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Закона реорганизация и упразднение административно-территориальных единиц Тульской области осуществляется на основании решения Тульской областной Думы, который принимается на основании представления Губернатора Тульской области.
Статья 13. Присвоение наименований административно-территориальным единицам области и их переименование
Присвоение наименований административно-территориальным единицам области и их переименование производятся в соответствии с федеральным законодательством.
Присвоение наименований административно-территориальным единицам и их переименование производится в порядке, установленном Федеральным законом "О наименованиях географических объектов".
Порядок утверждения и введения в действие нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих единые требования, нормы и правила в области наименований географических объектов, определяется Правительством Российской Федерации.
Наименование, присваиваемое географическому объекту, должно отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой расположен этот объект, или особенности жизни и деятельности населения соответствующей территории, состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов.
Географическим объектам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться географическим объектам, которые не имеют наименований.
Присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам в пределах территориального образования не допускается.
Переименование географического объекта допускается в случаях, если:
два или более однородных географических объекта в пределах территориального образования имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности;
географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющими функции наименований географических объектов, но в действительности ими не являющимися.
Переименование географических объектов допускается также в целях возвращения отдельным географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем. (статья 7 Закона 152-ФЗ)
Переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также городов Российской Федерации осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации.
Присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлениям субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 9 Закона 152-ФЗ).
Статья 14. Установление и изменение границ административно- территориальных единиц
В соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Закона установление и изменение границ административно-территориальных единиц Тульской области осуществляется на основании решения Тульской областной Думы, которое принимается на основании представления Губернатора Тульской области. При этом, должны соблюдаться требования ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 15. Порядок учета административно-территориальных единиц области
Статья говорит о реестре административно-территориальных единиц Тульской области.
Реестр административно-территориальных единиц области является информационным ресурсом Тульской области.
От имени Тульской области правомочия обладателя Реестра административно-территориальных единиц области осуществляются администрацией области.
Статья 16. Разрешение разногласий по вопросам административно- территориального устройства области
1. В целях разрешения разногласий, возникающих при решении вопросов образования, упразднения, реорганизации, наделения статусом административно-территориальных единиц области, определения или перенесения административных центров районов, установления и изменения границ административно-территориальных единиц области, губернатором области может создаваться согласительная комиссия.
2. Порядок создания, деятельности и состав согласительной комиссии устанавливаются губернатором области.
На настоящий момент порядок создания, деятельности и состав согласительной комиссии по вопросам административно- территориального устройства Тульской области Губернатором области не установлен.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Текст Закона опубликован 10 января 2008 г., соответственно, Закон вступает в силу 21 января 2008 года.
Статья 18. Переходные положения
До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года установление и изменение границ административно-территориальных единиц - городов, поселков городского типа (рабочих поселков), сельских населенных пунктов осуществляются администрацией области в порядке, установленном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" устанавливает переходные положения включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов.
Полномочиями на это наделяются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Инициатива изменения границ населенного пункта может исходить от органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц.
В орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района направляется мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Орган местного самоуправления по поводу данного заявления обязан организовать и провести публичные слушания.
По результатам проведения публичных слушаний орган местного самоуправления направляет заключение в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет документы, поступившие от органа местного самоуправления на необходимые согласования.
По результатам согласования исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 954-ЗТО "Об административно-территориальном устройстве Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"