Комментарий к Закону Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 959-ЗТО
"О промышленных округах в Тульской области"
Статья 1. Основные понятия
Статья 1 Закона 959-ЗТО определяет понятие промышленного округа.
Это участок территории Тульской области, в пределах которого осуществляется приоритетное размещение промышленного производства;
Тульская область - это территория где исторически располагалось много производства, что на сегодняшний день неблагоприятно сказывается на экологической обстановке
В то же время развитие промышленности - это одно из самых перспективных направлений экономического развития.
В связи с этим руководством области принято решение о создании специальных зон - промышленных округов, где размещение промышленного производства является приоритетным и с точки зрения экономического развития, и с точки зрения экологической безопасности.
Участник промышленного округа - индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, ведущие промышленно-производственную деятельность на территории промышленного округа.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые будут осуществлять промышленно-производственную деятельность на территории промышленного округа, присваивается статус - участник промышленного округа.
Участник промышленного округа вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства (статья 7 настоящего Закона).
Статья 2. Цель создания промышленных округов
Статья 2 четко определяет цели создания промышленных округов
1) развития промышленности Тульской области;
2) создания импортозамещающего производства;
3) развития экспортного потенциала;
4) вовлечения в хозяйственную деятельность неиспользуемых земель, природных ресурсов и имущественных комплексов;
5) создания новых рабочих мест.
В соответствии с Законом Тульской области от 28 февраля 2007 г. N 801-ЗТО "О программе социально - экономического развития Тульской области до 2010 года" в течение последних лет в экономике Тульской области складывалась благоприятная ситуация, способствующая поддержанию темпов экономического роста на относительно высоком уровне. За 2001 - 2005 годы реальный валовой региональный продукт увеличился на 17,3 процента. В 2005 году сохранилась положительная динамика основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие области. Индексы выпуска продукции и услуг пяти базовых отраслей экономики составили в 1 - 4 кварталах 2005 года 101,2 процента, 113,4 процента, 109,3 процента, 101,8 процента против 113,6 процента, 109,4 процента, 106,7 процента и 108,2 процента в 2004 году соответственно (таблица 1.1.6.1).
В структуре экономики области основное место по вкладу в валовой региональный продукт (ВРП) занимает промышленность. По объему промышленного производства область в 2005 году занимала 5 место среди г. Москвы и 17 областей Центрального федерального округа и 25 место в Российской Федерации.
Наиболее динамично развивающимися направлениями в сфере экономики на протяжении 2003 - 2005 гг. являлись промышленность, розничная торговля, связь, транспорт и строительство (таблица 1.1.7.1). Так, индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил в 2004 году 113,0 процента, в 2005 году - 105 процентов относительно уровня предыдущего года.
Внешнеторговый оборот области сохраняет тенденцию положительного сальдо торгового баланса, которое в 2005 году более чем в 3,2 раза превысило уровень 2002 года. За 2002 - 2005 годы суммарное положительное сальдо торгового баланса области составило сумму, эквивалентную сумме более 4,0 млрд. долларов США.
Вместе с тем в экспорте области по-прежнему доминируют товары с низкой добавленной стоимостью, структура экспорта в большой степени является архаичной, не отвечающей современным тенденциям развития потребностей мирового рынка. Товарная номенклатура экспорта остается узкой. Всего на две товарные позиции (химические товары и металлы) приходится основная часть экспорта области - более 70 процентов.
Внешнеторговый оборот области с Республикой Беларусь (по данным Федеральной службы государственной статистики) в 2005 году составил сумму, эквивалентную 122,7 млн. долларов США, что больше уровня 2004 года на 16,5 процента. Сальдо внешнеторгового оборота сложилось положительное в сумме, эквивалентной 37,1 млн. долларов США (в 2004 году положительное - в сумме, эквивалентной 28,5 млн. долларов США).
Законом 801-ЗТО устанавливаются задачи и механизмы улучшения социально-экономического развития области и одним из таких механизмов призван стать настоящий Закон.
Статья 3. Условия создания промышленных округов
Промышленные округа Тульской области могут быть созданы на земельных участках, находящихся в государственной собственности Тульской области и (или) муниципальной собственности, на которых могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.
Данная норма закрепляет государственный и муниципальный контроль за созданием и функционированием промышленных округов в Тульской области.
Промышленный округ может быть создан только на государственной или муниципальной земле, но при этом расположенные в округе объекты, могут находиться не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности.
Создание промышленных округов основывается на документах территориального планирования Тульской области и муниципальных образований.
На сегодняшний день основным таким документом является Решение Тульской городской Думы от 20 июня 2007 г. N 32/676 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Тула". В остальных МО Тульской области такого рода основополагающие документы в области градостроительства еще не приняты.
Статья 4. Создание и прекращение существования промышленного округа
1. Инициаторами создания промышленного округа могут выступать представительные органы муниципальных образований.
На практике для того, чтобы представительный орган муниципального образования выступил с такой инициативой, должна быть проведена определенная предварительная работа.
Первоначально такая инициатива может исходить все - таки от органов исполнительной власти, либо иных заинтересованных лиц, которые непосредственно связаны с промышленной деятельностью.
Должны быть надлежащим образом оценены возможности того или иного МО, земельные и иные ресурсы, а уже затем такая инициатива может быть оформлена решением представительного органа МО.
2. Заявка на создание промышленного округа подается в администрацию Тульской области с обоснованием целесообразности и эффективности его создания для решения задач регионального и местного значения.
3. Решение о создании промышленного округа на территории муниципального образования принимается администрацией Тульской области и публикуется в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых администрацией Тульской области.
Срок принятия решения Законом не определен, таким образом оно может быть принято после надлежащего изучения заявки муниципального образования и оценки ее целесообразности и эффективности.
4. Администрация Тульской области и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого создается промышленный округ, в течение сорока пяти дней со дня принятия администрацией Тульской области решения о создании промышленного округа заключают соглашение о создании промышленного округа, которое содержит положения:
1) об установлении прав собственности на имущество, созданное за счет средств бюджета Тульской области, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения промышленного округа и прилегающей к нему территории;
2) о порядке управления объектами, созданными за счет средств бюджета Тульской области, местного бюджета и иных средств и расположенными в границах промышленного округа и прилегающей к нему территории;
3) о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств бюджета Тульской области, местного бюджета и расположенным в границах промышленного округа, в случае прекращения существования промышленного округа.
Порядок управления объектами, созданными за счет средств бюджета Тульской области, местного бюджета и иных средств и расположенными в границах промышленного округа и прилегающей к нему территории, а также порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств бюджета Тульской области, местного бюджета и расположенным в границах промышленного округа, в случае прекращения существования промышленного округа устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
На региональном уровне такими документами являются:
Устав (Основной Закон) Тульской области от 12 ноября 2001 г. N 265-ЗТО (принят постановлением Тульской областной Думы от 1 ноября 2001 г. N 18/382) (с изменениями и дополнениями)
Закон Тульской области от 9 ноября 1999 г. N 158-ЗТО "О государственной собственности Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 28 октября 1999 г. N 45/1334) (с изменениями и дополнениями)
Постановление Администрации Тульской области от 19 июля 2007 г. N 374 "Об управлении находящимися в собственности Тульской области акциями открытых акционерных обществ"
Постановление Администрации Тульской области от 28 июня 2007 г. N 318 "Об утверждении Порядка отбора и оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Тульской области"
Постановление Администрации Тульской области от 21 января 2008 г. N 33 "Об утверждении Положения о комитете Тульской области по имущественной политике"
Что касается местного уровня, то в данном случае следует обращаться к Положению об управлении муниципальным имуществом каждого конкретного МО.
5. К соглашению о создании промышленного округа прилагаются:
1) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения и прилегающей к нему территории;
2) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития промышленного округа и порядок их финансирования.
6. Объекты производственной, транспортной и иной инфраструктуры промышленного округа могут создаваться за счет средств бюджета Тульской области, бюджетов муниципальных образований и других источников финансирования.
7. Срок существования промышленного округа не ограничивается.
8. Прекращение существования промышленного округа допускается в случае, если:
1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) в течение трех лет со дня создания промышленного округа не заключено ни одного договора о ведении промышленно-производственной деятельности либо все ранее заключенные договоры расторгнуты;
3) в течение трех лет подряд в промышленном округе его участниками не осуществляется промышленно-производственная деятельность.
9. Решение о прекращении существования промышленного округа принимается администрацией Тульской области.
Статья 5. Управление промышленными округами
1. Управление промышленными округами осуществляется органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным администрацией Тульской области (далее - орган управления промышленными округами).
В настоящее время нормативный акт, который бы установил орган исполнительной власти Тульской области, уполномоченный администрацией Тульской области на управление промышленными округами не принят.
Возможно, что эта функция будет возложена на комитет по управлению государственным имуществом Тульской области, существует также департамент промышленной политики, науки и топливно-энергетического комплекса Тульской области.
В любом случае такая функция должна быть закреплена документально специальным нормативным актом администрации либо Губернатора Тульской области.
Статья 6. Порядок заключения договора о ведении промышленно-производственной деятельности
1. Администрация Тульской области заключает с участником промышленного округа договор о ведении промышленно-производственной деятельности в течение сорока пяти дней со дня определения участника промышленного округа.
2. Участники промышленных округов определяются в порядке и на условиях, установленных администрацией Тульской области.
На сегодняшний день порядок и условия определения участников промышленных округов администрацией Тульской области не установлен.
3. Договор о ведении промышленно-производственной деятельности вступает в силу со дня его подписания сторонами.
4. Типовая форма договора о ведении промышленно-производственной деятельности утверждается администрацией Тульской области.
Форма договора о ведении промышленно-производственной деятельности пока администрацией Тульской области не утверждена.
Статья 7. Государственная поддержка участников промышленного округа
В отношении промышленного округа действует Закон Тульской области от 16 августа 2005 года N 615-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области".
В указанном Законе нет ни слова об участниках промышленных округов, что не удивительно, так как Закон 615-ЗТО был принят в 2005 году, и изменения в него вносились в феврале 2007 года, тогда как Закон о промышленных округах был принят в декабре 2007 года, а вступил в силу 10 января 2008 года.
Статья 1 Закона 615 - ЗТО устанавливает следующие налоговые льготы на территории Тульской области:
1. Освобождаются от уплаты налога на имущество организаций инвесторов в отношении имущества, введенного в эксплуатацию в результате осуществления капитальных вложений в соответствии с инвестиционными проектами:
на 100 процентов - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме свыше 500 миллионов рублей;
на 50 процентов - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме до 500 миллионов рублей включительно.
В целях применения настоящей льготы инвесторы обязаны обеспечить раздельный учет имущества, подлежащего льготному налогообложению.
По объекту основных средств, подвергшемуся достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, льгота по налогу на имущество организаций предоставляется при условии, что сумма расходов и затрат, осуществленных на эти цели, составляет не менее 50 процентов первоначальной (восстановительной) стоимости соответствующего объекта основных средств.
Льгота по налогу на имущество организаций предоставляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию соответствующего объекта капитальных вложений. Для целей настоящего Закона под вводом в эксплуатацию объекта капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта понимается учет имущества в качестве основного средства на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета, а также учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Льгота предоставляется инвесторам в отношении объектов капитальных вложений, введенных в эксплуатацию после вступления в силу настоящего Закона.
2. Инвесторам, осуществляющим или осуществившим капитальные вложения в соответствии с инвестиционными проектами, установить налоговую ставку для исчисления суммы налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет области, в размере 13,5 процента от суммы налогооблагаемой прибыли, полученной от реализации этих инвестиционных проектов за отчетный (налоговый) период.
Для применения настоящей льготы инвесторы обязаны обеспечить раздельный учет прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта. Методика раздельного учета закрепляется организацией в приказе об учетной политике.
Указанные налоговые льготы предусмотрены для инвесторов, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области (преамбула Закона 615-ЗТО), что, по сути своей и будут делать участники промышленных округов, так как их задачей является развивать промышленную деятельность в специально отведенных для этого местах, а для этого, в любом случае, придется осуществить капитальные вложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 959-ЗТО "О промышленных округах в Тульской области" - Система ГАРАНТ 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"