Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2018 г. N 15-АПГ18-1 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Дело N 3а-30/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 7 июня 2018 г.
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Верховного Суда
Республики Мордовия Тамарова Ю.П,
при секретаре Цыбульской М.Х,
с участием:
административного истца - федерального казённого предприятия "Саранский механический завод", его представителя Мензулина А.А,
административных ответчиков - Совета депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия и Администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, их представителя Тюлюкова А.Ю,
заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, его представителя Караблиной О.М,
заинтересованного лица - Администрации Сабаевского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия,
прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску федерального казённого предприятия "Саранский механический завод" об оспаривании решения Совета депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия шестого созыва от 16 февраля 2018 г. N 126 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 13:13:0315003:0004, площадью 99 999 кв.м, расположенный юго-восточнее с. Сабаево",
установил:
решением Совета депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия шестого созыва от 16 февраля 2018 г. N 126 установлен публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером 13:13:0315003:0004, площадью 99 999 кв.м, расположенный юго-восточнее с. Сабаево (далее - Публичный сервитут).
Полный текст решения и прилагаемого к нему Каталога координат опубликован официально для всеобщего сведения в районной газете "Заря" от 23 февраля 2018 г. N 8.
Решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
ФКП "СМЗ" обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указало, что в пользовании ФКП "СМЗ" находится земельный участок с кадастровым номером 13:13:0315003:0004, площадью 99 999 кв. м, расположенный юго-восточнее с. Сабаево Кочкуровского района Республики Мордовия.
Данный земельный участок является федеральной собственностью и предоставлен ФКП "СМЗ" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Он отнесён к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, его вид разрешённого использования - для эксплуатации детского оздоровительного лагеря.
На земельном участке расположен стационарный детский оздоровительный лагерь "Орлёнок", представляющий собой огороженную территорию, на которой размещены спальные корпуса, пищеблок и столовая, спортивная площадка, помещения для проведения досуга, медицинский пункт, вспомогательные хозяйственные постройки.
Все объекты недвижимости на территории лагеря находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены в оперативное управление ФКП "СМЗ".
Земельный участок, с находящимся на нём ДОЛ "Орлёнок", граничит с озером, которое является водным объектом общего пользования.
Публичный сервитут установлен на часть указанного земельного участка, огороженного забором, путём обеспечения свободного проезда граждан через этот участок к озеру и его береговой полосе.
Административный истец считает, что оспариваемое решение, устанавливающее публичный сервитут в этом месте, не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Оспариваемое решение не соответствует требованиям, предусмотренным:
частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", согласно которой юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищённости в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании;
статьёй 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
статьёй 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", согласно которой в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация обязана создавать безопасные условия пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, содержать детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами, обеспечивать жизнь и здоровье детей, соблюдать требования обеспечения антитеррористической защищённости.
Следовательно, территория ДОЛ "Орлёнок" является особо охраняемой территорией, допуск на которую посторонним лицам запрещён. Размещение, обустройство, содержание и организация работы ДОЛ "Орлёнок" определяются с учётом требований антитеррористической защищённости, обеспечения жизни и здоровья детей.
Оспариваемое решение не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому публичный сервитут устанавливается для соблюдения нужд неопределённого круга лиц (в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту) только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным образом.
Проезд через земельный участок, на котором расположен ДОЛ "Орлёнок", не является единственной, безальтернативной возможностью для свободного доступа граждан к озеру и его береговой полосе. К озеру и его береговой полосе имеется свободный доступ рядом с указанным земельным участком, при этом ограждение территории лагеря также не ограничивает указанный доступ, так как оно не доходит до береговой полосы озера.
Оспариваемое решение не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Публичный сервитут установлен на часть земельного участка, где проходят подземные инженерные коммуникации от водонапорной башни к ДОЛ "Орлёнок", которые обеспечивают его водой, поэтому действие сервитута существенно затруднит производство ремонтных работ подземных коммуникаций в случае такой необходимости.
Оспариваемое решение не соответствует требованиям пункта 3.1 СанПиН 12-4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", согласно которому территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения.
В связи с этим, территория ДОЛ "Орлёнок" огорожена забором из металлических и бетонных конструкций и на входе осуществляется пропускной контроль в целях предотвращения прохода посторонних лиц на его территорию.
Оспариваемое решение не соответствует требованиям пункта 2.1 СанПиН 12-4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", согласно которому земельный участок для детского оздоровительного лагеря размещается за пределами санитарных разрывов от автомагистралей и автостоянок.
Установление публичного сервитута повлечёт скопление транспортных средств в непосредственной близости к зоне отдыха детей.
Кроме того, по мнению административного истца, публичный сервитут установлен с нарушением установленного порядка, поскольку он установлен с учётом акта экспертного исследования автономной некоммерческой организации "Региональный центр судебных экспертиз" от 17 октября 2017 г. N 63/17, однако исследование проведено без согласования с ФКП "СМЗ".
Административный истец полагает, что оспариваемым решением нарушаются его права, так как он ограничивается в пользовании земельным участком, и затрагиваются его законные интересы, поскольку он ограничивается в возможностях обеспечить установленные законодательством условия деятельности ДОЛ "Орлёнок".
Административный истец просил признать незаконным вышеназванное решение.
Административный ответчик Совет депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия подало возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку публичный сервитут был установлен в связи с представлением прокурора для обеспечения интересов неопределённого круга лиц в свободном доступе к водному объекту и его береговой полосе, процедура была соблюдена, иные возможности доступа отсутствуют.
Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области подало письменные объяснения, согласно которым оно согласно с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель административного истца Мензулин А.А. административный иск поддержал по основаниям, содержащимся в административном исковом заявлении. Также пояснил, что забор из профилированного листа был установлен на части земельного участка, прилегающего к территории ДОЛ "Орлёнок", в 2016 г. в связи с необходимостью обеспечения общественного порядка, поскольку это место использовалось для стоянок транспортных средств и различных увеселительных мероприятий, проводимых с нарушением общественного порядка. Грунтовая дорога к озеру в этом месте существует давно, лагерь был создан в 50-х годах, дорога возникла немного позднее.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Тюлюков А.Ю. относительно административного иска возразил по основаниям, содержащимся в возражениях на административный иск. Дополнительно пояснил, что для обеспечения общественного порядка в ДОЛ "Орлёнок" имеются сотрудники органов внутренних дел. Кроме того, публичный сервитут установлен для проезда, а не для стоянок транспортных средств, которые запрещены на территории береговой полосы в соответствии с установленными Правилами использования водных объектов общего пользования на территории Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия. Ширина проезда определялась исходя из необходимости проезда специализированного транспорта. Публичный сервитут установлен для обеспечения доступа к озеру именно в месте пользования им, сложившегося на протяжении многих лет, при этом граждане имеют право пользоваться всем озером и всей его береговой полосой, поэтому наличие иных мест доступа не должно ограничивать их доступ в месте, где установлен публичный сервитут.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Караблина О.М. согласилась с заявленными требованиями.
В судебном заседании прокурор Шитова Е.П. дала заключение, в котором полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Проверив на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемой нормы в полном объёме, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водоёмы (озёра, пруды, обводнённые карьеры, водохранилища (пункт 3 части 2).Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3).
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 данной статьи установлено, что пруд, обводнённый карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
В силу части 3 данной статьи полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Республики Мордовия от 24 июня 2014 г. N 54-З "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями" закреплены до 1 января 2015 г. за сельскими поселениями вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского поселения отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно сообщению Аппарата Государственного Собрания Республики Мордовия от 30 мая 2018 г. N 182 иные законы о закреплении указанного вопроса местного значения за сельскими поселениями не принимались.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 121-З "Об установлении границ муниципальных образований Кочкуровского муниципального района, Кочкуровского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения и муниципального района" установлены границы и наделёно статусом сельского поселения Сабаевское сельское поселение с административным центром в селе Сабаево.
Статьёй 2 данного Закона Республики Мордовия установлена граница и наделён статусом муниципального района Кочкуровский муниципальный район с административным центром в селе Кочкурово.
Уставом Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия предусмотрено, что в состав Кочкуровского муниципального района входит муниципальное образование - Сабаевское сельское поселение.
Таким образом, полномочия по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории Сабаевского сельского поселения реализуются органами местного самоуправления Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия.
В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты принимаются представительными органами муниципального образования.
Положение о порядке проведения публичных слушаний в Кочкуровском муниципальном районе утверждено решением Совета депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия от 3 июня 2010 г. N 268.
Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения публичных слушаний и определяет, что задачей проведения публичных слушаний является определение мнения населения Кочкуровского муниципального района по проектам важнейших нормативных правовых актов Кочкуровского муниципального района, учёт предложений и инициатив граждан при принятии указанных нормативных актов.
По вопросу установления публичного сервитута были проведены публичные слушания, что подтверждается извещением о проведении публичных слушаний (опубликовано в районной газете "Заря" от 19 января 2018 г. N 3), протоколом публичных слушаний от 25 января 2018 г. и итоговым документом публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 13:13:0315003:0004, площадью 99 999 кв.м, расположенный юго-восточнее с. Сабаево" (опубликован в районной газете "Заря" от 2 февраля 2018 г. N 5).
Согласно части 1 статьи 44 Устава Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в систему муниципальных правовых актов Кочкуровского муниципального района входят решения Совета депутатов Кочкуровского муниципального района.
С учётом вышеизложенного следует, что оспариваемое решение принято Советом депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в пределах предоставленных полномочий, форма нормативного правового акта и процедура его принятия соблюдены, данное решение опубликовано в соответствии с требованиями части 5 статьи 49 Устава Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, согласно которым официальным опубликованием муниципальных правовых актов Кочкуровского муниципального района считается первая публикация полного текста соответствующего муниципального правового акта в районной газете "Заря" или информационном бюллетене Кочкуровского муниципального района.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 июня 2010 г. серии 13 ГА N 429699 земельный участок с кадастровым номером 13:13:0315003:0004, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешённое использование - для эксплуатации детского оздоровительного лагеря, площадью 99 999 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира Республика Мордовия, Кочкуровский район, юго-восточнее с. Сабаево, расположенного в границах участка, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКП "СМЗ".
Публичный сервитут установлен в отношении этого земельного участка.
Следовательно, ФКП "СМЗ" имеет право обратиться в суд с вышеуказанным административным иском, поскольку оспариваемое решение применено в отношении него.
Предметом судебного контроля является оспариваемое решение, которым, по мнению административного истца, незаконно установлен публичный сервитут в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Оспариваемым решением установлен постоянный публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером 13:13:0315003:0004 для обеспечения проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (пункт 1). Определено, что действие публичного сервитута распространяется на часть земельного участка шириной 3,5 м, длинной 161 м, площадью 563 кв.м в соответствии с актом экспертного исследования автономной некоммерческой организации "Региональный центр судебных экспертиз" от 17 октября 2017 г. N 63/17. Каталог координат прилагается (пункт 2).
Как следует из материалов проверки, проведённой прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия, свободный доступ граждан к "Чёрному озеру" (Пляж N1) невозможен, так как земельный участок огорожен забором параллельно озеру. С левой стороны от забора доступ невозможен ввиду высокой заболоченности местности и наличия лесных насаждений, а с правой стороны - ввиду примыкания к забору ДОЛ "Орлёнок" лагеря "Энергетик".
Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия направил Главе Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия представление об устранении нарушений законодательства от 16 июня 2017 г. N 7-7-2017/1034, в котором потребовал о принятии мер по установлению публичного сервитута.
Согласно акту экспертного исследования АНО "Региональный центр судебных экспертиз" от 17 октября 2017 г. N 63/17 эксперты пришли к выводам о том, что доступ к береговой полосе, расположенной между территорией ДОЛ "Орлёнок" и водным объектом "Чёрное озеро" невозможен, доступ возможен только с территории лагеря, то есть с северной стороны через металлические ворота и калитку в забое из профлиста.
Имеющиеся в деле видео и фотоматериалы свидетельствуют о том, что к озеру, являющему водным объектом общего пользования, и его береговой полосе проложена грунтовая дорога, которая перекрыта забором из металлического профилированного листа. Территория, ограждённая этим забором, принадлежит ФКП "СМЗ". Свободный доступ к озеру и его береговой полосе по грунтовой дороге и в иных местах невозможен.
Наличие указанной дороги и сложившийся более 15 лет порядок пользования озером и его береговой полосой в указанном месте лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
Согласно пункту 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
При таких обстоятельствах следует, что ввиду отсутствия иных возможностей и с учётом сложившегося порядка пользования установление публичного сервитута необходимо для обеспечения свободного доступа граждан к озеру и его береговой полосе.
Доводы административного истца о не соответствии оспариваемого решения требованиям, предусмотренным частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статьёй 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьёй 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", пунктом 3.1 СанПиН 12-4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", отклоняются, поскольку по делу было установлено, что территория ДОЛ "Орлёнок" огорожена, и ограничение доступа посторонних лиц на его территории не отменяется в связи с установлением публичного сервитута, потому что он не затрагивает территорию лагеря.
Доводы административного истца о не соответствии оспариваемого решения требованиям, предусмотренными пунктами 2 и 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняются, поскольку установлено отсутствие иных возможностей для свободного доступа граждан к озеру и его береговой полосе, кроме как путём установления публичного сервитута. Публичный сервитут не препятствует содержанию и эксплуатации подземных инженерных коммуникаций.
Доводы административного истца о не соответствии оспариваемого решения требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 СанПиН 12-4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", отклоняются, поскольку публичный сервитут установлен для обеспечения проезда по существовавшей более 15 лет грунтовой дороге, и не предполагает создание автомагистралей и парковок, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Доводы административного истца о нарушении установленного порядка при подготовке публичных слушаний, отклоняются, поскольку как видно из акта экспертного исследования АНО "Региональный центр судебных экспертиз" от 17 октября 2017 г. N 63/17 и материалов публичных слушаний представители ФКП "СМЗ" принимали участие и при исследовании объектов и при проведении публичных слушаний.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174, 215, 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
отказать в удовлетворении административного иска федерального казённого предприятия "Саранский механический завод" об оспаривании решения Совета депутатов Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия шестого созыва от 16 февраля 2018 г. N 126 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 13:13:0315003:0004, площадью 99 999 кв.м, расположенный юго-восточнее с. Сабаево".
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Мотивированное решение суда составлено 13 июня 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.