Комментарий к Закону Тульской области от 17 декабря 2007 г. N 930-ЗТО
"О регулировании отдельных отношений в сфере
муниципальной службы в Тульской области"
Комментируемым Законом регулируются такие положения как предоставление муниципальным служащим Тульской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, виды поощрений для муниципальных служащих и порядок их применения.
Также Закон утверждает типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области и Положение о проведении аттестации муниципальных служащих в Тульской области
Необходимо отметить, что в Тульской области отсутствует единый нормативный акт, регулирующий основы муниципальной службы.
На сегодняшний день такие нормы содержатся в целом ряде законов Тульской области, как то:
1. Закон Тульской области от 17 декабря 2007 г. N 931-ЗТО "О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 6 декабря 2007 г. N 55/2531)
2. Закон Тульской области от 21 июля 2007 г. N 875-ЗТО "О повышении предельных значений оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 12 июля 2007 г. N 50/2212)
3. Закон Тульской области от 28 декабря 2005 г. N 660-ЗТО "О системе оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 22 декабря 2005 г. N 27/1090) (с изменениями и дополнениями)
4. Закон Тульской области от 25 июля 2005 г. N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области (принят постановлением Тульской областной Думы от 7 июля 2005 г. N 18/634)
5. Закон Тульской области от 4 июня 2001 г. N 245-ЗТО "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 24 мая 2001 г. N 13/233) (с изменениями и дополнениями)
Статья 1. Порядок и условия предоставления муниципальным служащим ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет
1. Основным документом, регулирующим предоставление дополнительных отпусков, является Трудовой Кодекс РФ.
Что касается муниципальной службы, то здесь действует Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", который устанавливает, что муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.
Таким образом, размер оплаты отпуска будет исчисляться исходя их средней заработной платы муниципального служащего за соответствующий период.
2. Согласно статье 21 Закона 25-ФЗ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство не устанавливает, каким образом рассчитывается количество дней предоставляемого муниципальному служащему дополнительного отпуска.
Норма о предоставлении дополнительного отпуска из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы позаимствована тульскими законодателями из пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
3. В пункте 3 комментируемой статьи вводится особая норма о том, что дополнительный отпуск 15 календарных дней за выслугу лет может получить только муниципальный служащий, замещающий высшие и главные должности муниципальной службы.
Муниципальный служащий, замещающий ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы не может получить дополнительный отпуск более 10 календарных дней.
Такая норма отсутствует в федеральном законодательстве и законодательстве многих субъектов РФ.
Однако введение ее вполне правомерно, так как пункт 5 статьи 21 Закона 25-ФЗ гласит, что Порядок и условия предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет определяются законом субъекта Российской Федерации.
Эта норма является специальной по отношению к норме пункта 2 комментируемой статьи.
Это означает, что даже если муниципальный служащий, замещающий ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы проработал на муниципальной службе более 10 лет, он, тем не менее, не может получить дополнительный отпуск более 10 календарных дней, так как этого не позволяет статус его должности.
4. Согласно пункту 4 комментируемой статьи глава местной администрации МО в любом случае имеет право на дополнительный отпуск 15 дней, и при этом не имеет значения, сколько лет глава администрации проработал на муниципальной службе.
5. По соглашению между представителем нанимателя и муниципальным служащим ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет может быть присоединен к ежегодному основному оплачиваемому отпуску либо разделен на части.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском, а также другими дополнительными оплачиваемыми отпусками. По желанию муниципального служащего ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет может предоставляться по частям.
Норма о присоединении дополнительного отпуска к ежегодному отпуску полностью согласуется с нормами ТК РФ.
Согласно ст. 322 ТК РФ Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.
Положение о том, что по желанию муниципального служащего ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет может предоставляться по частям, означает, что по желанию работника его дополнительный отпуск может быть предоставлен ему в другое время от ежегодного отпуска. При этом еще и сам дополнительный отпуск может быть поделен на части. Например, если дополнительный отпуск составляет 15 дней, его можно поделить на две части 7 и 8 дней.
Необходимо иметь в виду, что статья 125 ТК РФ, где указано, что по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней в данном случае комментируемой норме не противоречит, так как в ней идет речь о том, что не менее 14 дней должна быть одна часть отпуска, но не все его части.
Как правило, часть не менее 14 календарных дней предоставляется их ежегодного основного отпуска, но не дополнительного ежегодного отпуска. Тем более, что размер дополнительного отпуска может даже в целом не составить 14 дней, так как рассчитывается исходя в порядке 1 день за год муниципальной службы.
Статья 2. Виды поощрения и порядок их применения
Статей 2 комментируемого закона устанавливаются виды поощрения и порядок их применения за безупречную и эффективную муниципальную службу.
I. Поощрения условно можно подразделить на несколько видов, в зависимости от уровня поощрения.
Первая группа поощрений муниципальных служащих:
- объявление благодарности органа местного самоуправления с выплатой единовременного денежного вознаграждения;
- награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного денежного вознаграждения или вручением ценного подарка;
- выплата единовременного денежного вознаграждения, в том числе в связи с выходом на пенсию;
- награждение почетным знаком муниципального образования;
- присвоение почетного звания;
Вторая группа поощрений муниципальных служащих:
- объявление Благодарности губернатора Тульской области;
- награждение Почетной грамотой администрации Тульской области;
- награждение Почетной грамотой Тульской областной Думы;
- награждение Благодарственным письмом Тульской областной Думы;
По данной группе поощрений работодатель или наниматель муниципального служащего принимает решение не самостоятельно, он может лишь осуществить представление муниципального служащего к данной группе наград.
Документами, которые регулируют порядок награждения указанными наградами в Тульской области, являются:
1) Постановление губернатора Тульской области - главы Администрации от 21 февраля 1995 г. N 88 "О Положении о Почетной грамоте Администрации Тульской области";
2) Постановление Тульской областной Думы от 12 июля 2001 г. N 16/332 "О положении о почетной грамоте Тульской областной Думы и благодарственном письме Тульской областной Думы";
3) Постановление Тульской областной Думы от 30 ноября 1995 г. N 25/576 "О наградах, почетных званиях и премиях Тульской области"
Третья группа поощрений муниципальных служащих:
- представление к государственным наградам Российской Федерации.
Такие награждения регулируются Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации".
II. Пункт 2 комментируемой статьи регулирует порядок принятия решений о поощрениях муниципальных служащих.
Что касается первой группы наград, поименованной в пп. 1-5 части 1 комментируемой статьи, то решение об этих видах поощрений принимается представителем нанимателя и оформляется муниципальным правовым актом.
Таким образом, решения по таким видам поощрений может принимать непосредственный работодатель муниципального служащего, и оформление поощрения производится путем издания нормативного правового акта МО, где проходит службу муниципальный служащий.
По второй группе поощрений, поименованной в пп. 6-9 части 1 комментируемой статьи решение о поощрении в порядке, установленном НПА Тульской области.
В соответствии с Положением о Почетной грамоте Администрации Тульской области награждение Почетной грамотой осуществляется по решению администрации Тульской области, которое оформляется в установленном порядке постановлением администрации Тульской области.
Ходатайства о награждении Почетной грамотой вносятся в администрацию области организациями всех форм собственности, общественными объединениями, органами исполнительной власти области, подразделениями аппарата администрации области, органами местного самоуправления.
Ходатайства согласовываются с органом местного самоуправления по месту регистрации организации или объединения, с руководителем органа исполнительной власти области и заместителем губернатора области или иным должностным лицом, координирующим сферу деятельности граждан, организаций и общественных объединений, представленных к награждению.
Вместе с ходатайством о награждении представляются следующие документы:
1) для граждан:
- характеристика с информацией об основных достижениях в производственной, служебной, научной, творческой, общественной или другой деятельности и иных заслугах лица, представленного к награждению, за последние три года;
2) для организаций всех форм собственности и общественных объединений:
- справка с информацией о производственных, научных или иных социально-значимых достижениях, содержащая обоснование заслуг перед Тульской областью;
- архивная справка о дате создания организации, объединения (при награждении в связи с юбилейной датой).
Ходатайство о награждении Почетной грамотой вместе с документами, установленными п. 4 настоящего положения, вносится в администрацию Тульской области не позднее, чем за 30 дней до предполагаемой даты награждения.
Положение о почетной грамоте Тульской областной Думы и благодарственном письме Тульской областной Думы" гласит, что почетной грамотой награждаются граждане и коллективы организаций, внесшие значительный вклад в развитие законодательства, обеспечение прав и свобод граждан, в социальноэкономическое и культурное развитие Тульской области, становление и развитие органов государственной власти и местного самоуправления, защиту Отечества, за активное участие в благотворительной и общественной деятельности и (или) в связи с юбилейными датами. Юбилейными датами для организаций считаются двадцатипятилетие со дня основания и последующие затем двадцатипятилетия, для граждан - тридцатилетие со дня рождения и последующие затем десятилетия.
Благодарственным письмом награждаются граждане и коллективы организаций за достижения в социально-экономическом развитии области, осуществление конкретных и полезных для области дел в различных сферах деятельности и в связи с профессиональными праздниками.
С ходатайством о награждении могут обращаться председатель областной Думы, его заместители, комитеты областной Думы, органы местного самоуправления, руководители коллективов организаций, органы общественных объединений, командиры воинских частей, представители нанимателя (для государственных гражданских служащих).
Для рассмотрения вопроса о награждении в областную Думу представляются следующие документы:
При награждении организаций:
- ходатайство о награждении, содержащее данные об участии в выполнении социально-экономических программ Тульской области, о достижениях в производственной и иной деятельности организации, представляемой к награждению;
- архивную справку о дате образования организации при награждении в связи с юбилеем.
При награждении граждан:
- ходатайство о награждении, содержащее биографические данные, сведения о трудовой деятельности, личном вкладе и трудовых достижениях в какой-либо из сфер деятельности, перечисленных в пункте 2 настоящего Положения, о других социально значимых достижениях, представляемого к награждению.
- справка о награждаемом, содержащая дату рождения, паспортные данные, сведения о регистрации по месту постоянного проживания.
Документы с ходатайством о награждении Почетной грамотой направляются в Тульскую областную Думу не позднее 30 дней до предполагаемой даты вручения, а Благодарственным письмом не позднее 10 дней до предполагаемой даты вручения.
Документы и ходатайства, представленные с нарушением требований пункта 5 Положения, подлежат возврату заявителю без рассмотрения с указанием причин отказа.
Вопрос о награждении Почетной грамотой вносится на рассмотрение Тульской областной Думы комитетами областной Думы, председателем областной Думы.
Решение о награждении Почетной грамотой принимается постановлением Тульской областной Думы.
Постановление Тульской областной Думы от 30 ноября 1995 г. N 25/576 "О наградах, почетных званиях и премиях Тульской области" устанавливает также, что награды и почетные звания присваиваются постановлением Тульской областной Думы по представлению администрации области на основе решения Комиссии по наградам и присвоению почетных званий области. Почетные грамоты и дипломы к премиям и почетным званиям подписываются руководителями органов государственной власти области и вручаются от имени этих органов.
Ходатайство о награждении, присвоении звания возбуждается в коллективах предприятий, организаций, учреждений частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности либо органами местного самоуправления;
На представляемых к наградам и присвоению почетных званий области составляется наградной лист (представление).
Документы о награждении и присвоении почетных званий области вносятся в комиссию по наградам и присвоению почетных званий руководителями органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
По третьей группе поощрений, указанной в пп. 10 части 1 комментируемой статьи решение о поощрении принимается в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" государственными наградами Российской Федерации (далее именуются - государственные награды) являются:
- звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;
- почетные звания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
- издает указы об учреждении государственных наград;
- издает указы о награждении государственными наградами;
- вручает государственные награды;
Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Они возбуждаются также органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления сельских поселений, руководители предприятий, учреждений, организаций после согласования с органами местного самоуправления районов, городов направляют ходатайства о награждении государственными наградами соответствующим главам республик, главам администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов или в федеральные органы государственной власти по согласованию с соответствующими главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
III. В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи выплата муниципальному служащему единовременного денежного вознаграждения, предусмотренного комментируемой статьей, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда органа местного самоуправления.
IV. Пункт 4 комментируемой статьи устанвливает, что при поощрении или награждении муниципального служащего на основании комментируемой статьи выплачивается единовременное денежное вознаграждение в порядке и на условиях, установленных соответственно нормативными правовыми актами области и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения о почетной грамоте Тульской областной Думы и благодарственном письме Тульской областной Думы" гражданам, награжденным Почетной грамотой, может выплачиваться денежное вознаграждение в размере 2300 рублей.
Коллективам организаций, награжденным Почетной грамотой, может вручаться ценный подарок стоимостью до 2000 рублей.
Пункт 8 указанного положения гласит, что гражданам, награжденным Благодарственным письмом, может выплачиваться денежное вознаграждение в размере 1150 рублей.
Коллективам организаций, награжденным Благодарственным письмом, может вручаться ценный подарок стоимостью до 700 рублей.
Положение о Почетной грамоте Администрации Тульской области (пункт 8) устанавливает, что лица, награжденные Почетной грамотой, премируются за счет собственных средств организации, общественного объединения, представивших ходатайство о награждении, государственные и муниципальные служащие - за счет средств соответствующего бюджета.
Размер премии устанавливается организацией, общественным объединением, органом местного самоуправления самостоятельно. Источник премирования указывается в ходатайстве о награждении Почетной грамотой.
V. Запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего.
В соответствии с разделом 4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 69 порядок внесения сведений о награждении следующий:
в графе 3 раздела "Сведения о награждении" трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии);
ниже в графе 1 ставится порядковый номер записи (нумерация, нарастающая в течение всего периода трудовой деятельности работника);
в графе 2 указывается дата награждения;
в графе 3 записывается, кем награжден работник, за какие достижения и какой наградой;
в графе 4 указывается наименование документа, на основании которого внесена запись, со ссылкой на его дату и номер.
Статья 3. Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области
Комментируемая статья утверждает квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области.
Квалификационные требования утверждены на основании ст. 9 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", часть 2 которой гласит, что Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с указанным Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.
Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливает Статья 9 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно указанной статье для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Статья 5. Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих в Тульской области
Статьей 5 утверждается типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих в Тульской области.
Утверждение такого положения осуществлено на основании статьи 18 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", часть 7 которой гласит, что Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Также ст. 18 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:
1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;
2) достигшие возраста 60 лет;
3) беременные женщины;
4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).
По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).
По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации.
В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 17 декабря 2007 г. N 930-ЗТО "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"