Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области
от 6 декабря 2007 г. N А68-АП-239/12-1020/12-05
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей: Игнашиной Г.Д,
Тучковой О.Г.
при ведении протокола
судебного заседания судьей Стахановой В.Н.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 20АП-2133/2007) ГУП ТО "Тулавтодор" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.03.2007 по делу N А68-АП-239/12-1020/12-05 (судья Чубарова Н.И.), принятое по заявлению ГУП ТО "Тулавтодор" к ИФНС России по Центральному району г. Тулы, третье лицо: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, Департамент финансов Тульской области о признании незаконным бездействия и обязании произвести зачет и возврат налога и заявлению ГУП ТО "Тулавтодор" к ИФНС России по Центральному району г. Тулы, третье лицо: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области о признании недействительным ненормативных актов, установил:
Государственное унитарное предприятие Тульской области "Тулавтодор" (далее - ГУП ТО "Тулаавтодор", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району г. Тулы (далее - ИФНС России по Центральному району г. Тулы, Инспекция) о признании незаконным бездействий Инспекции, выразившихся в уклонении от проведения зачета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 33252284 руб. в счет предстоящих платежей по НДС и возврата НДС в сумме 30000000 руб., а также о восстановлении нарушенного права Предприятия и обязании Инспекции произвести зачет излишне уплаченного НДС в сумме 33252284 руб. в счет предстоящих платежей по НДС и возврату НДС в сумме 30000000 руб. на расчетный счет Предприятия. Делу присвоен номер А68-АП-239/12-05.
Также ГУП ТО "Тулавтодор" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции от 30.09.2005 N 38 в части п. 2.23 описательной части решения, подп. "б" п. 2.1 резолютивной части решения - предложения уплатить НДС за 2002 год в сумме 63254272 руб. Делу присвоен номер А68-АП-1020/12-05.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 19.12.2005 оба дела объединены в одно производство, которому присвоен номер А68-АП-239/12-1020/12-05.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.03.2007 заявленные требования ГУП ТО "Тулавтодор" удовлетворены частично, п. 2.23 описательной части решения, подп. "б" п. 2.1 резолютивной части решения ИФНС России по Центральному району г. Тулы от 30.09.2005 N 38 признаны недействительными в части предложения уплатить НДС за 2002 год в сумме 63254272 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ГУП ТО "Тулавтодор" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт в части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Тульской области от 06.04.2007 N 165 внесены изменения в постановление администрации Тульской области от 10.10.2006 N 504 "О реорганизации государственного унитарного предприятия Тульской области "Тулавтодор", из которого следует, что администрацией Тульской области принято предложение департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, согласованное с Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области, о реорганизации ГУП ТО "Тулавтодор" в форме разделения на 13 государственных унитарных предприятий.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.08.2007 N 934 государственная регистрация прекращения деятельности ГУП ТО "Тулаавтодор" произведена 15.06.2007, правопреемниками Предприятия являются 13 юридических лиц (ГУП ТО Алексинское ДРСУ, ГУП ТО Богородицкое ДРСУ, ГУП ТО Ефремовское ДРСУ, ГУП ТО Кимовское ДРСУ, ГУП ТО Киреевское ДРСУ, ГУП ТО Ленинское ДРСУ, ГУП ТО Одоевское ДРСУ, ГУР ТО Суворовское ДРСУ, ГУП ТО Узловское ДРСУ, ГУП ТО Чернское ДРСУ, ГУП ТО Щекинское ДРСУ, ГУП ТО Мостоэксплуатационное управление, ГУП ТО Проектная контора).
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Таким образом, на момент рассмотрения апелляционной жалобы ГУП ТО "Тулавтодор" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме разделения.
В порядке ст. 48 АПК РФ ГУП ТО "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" заявлено ходатайство о замене ГУП ТО "Тулавтодор" на его правопреемника ГУП ТО Алексинское ДРСУ.
В силу ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга или другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Следовательно, в силу положений названной нормы права при указанных выше обстоятельствах арбитражный суд обязан установить, кто является правопреемником заявителя в спорном правоотношении, и произвести соответствующую процессуальную замену ненадлежащего заявителя надлежащим.
В соответствии с п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Согласно ст. 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" правопреемник определяется только на основании утвержденного собственником разделительного баланса.
Как установлено судом, в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 10.10.2006 N 504 "О реорганизации ГУП ТО "Тулавтодор" (с изменениями, внесенными постановлением администрации Тульской области от 06.04.2007 N 165) ГУП ТО "Тулаавтодор" реорганизовано в форме разделения на 13 государственных унитарных предприятий Тульской области.
Свидетельством Федеральной налоговой службы от 15.06.2007 подтверждается, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Государственного унитарного предприятия Тульской области "Тулавтодор".
В качестве доказательства правопреемства ГУП ТО "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" представлены свидетельство о государственной регистрации юридического лица ГУП ТО Алексинское ДРСУ от 28.05.2007, акт приема-передачи документов по судебным делам от 29.06.2007, в частности по судебному делу N А68-АП-239/12-1020/12-05, общий разделительный баланс по ГУП Тульской области "Тулавтодор" на 01.04.2007, утвержденный и.о. председателя комитета по управлению государственным имуществом Тульской области, разделительный баланс на 01.04.2007 в отношении правопреемника ГУП ТО Алексинское ДРСУ.
Разделительный баланс, представленный ГУП ТО "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" в материалы дела, не содержит сведений о правопреемстве оспариваемой ГУП ТО "Тулавтодор" суммы НДС в размере 63254272 руб.
Из пояснений ГУП ТО Алексинское ДРСУ следует, что суммы НДС, заявленные ГУП ТО "Тулавтодор" к возврату из бюджета в соответствии с уточненными декларациями по НДС за налоговые периоды февраль - декабрь 2002 по данному делу, не были включены в разделительный баланс на 01.04.2007, и не подлежат отражению по строкам 220, 240 разделительного баланса.
Представленное ГУП ТО Алексинское ДРСУ в материалы дела приложение N 1 к разделительному балансу ГУП ТО "Тулавтодор" на 01.04.2007, утвержденное и.о. председателя комитета по управлению государственным имуществом Тульской области, которое содержит перечень судебных дел, переданных 13 государственным унитарным предприятиям Тульской области, в том числе по делу N А68-АП-239/12-1020/12-05, не является доказательством правопреемства ГУП ТО Алексинское ДРСУ, поскольку исходя из ст. 59 ГК РФ, пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" правопреемник определяется только на основании утвержденного собственником разделительного баланса.
Учитывая вышеизложенное, акт приема-передачи документов по судебным делам от 28.06.2007 также не может являться надлежащим доказательством правопреемства, поскольку он подписан начальником ГУП ТО "Тулавтодор" 28.06.2007, то есть после прекращения его деятельности путем реорганизации (15.06.2007).
Кроме того, Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области в материалы дела представлена копия регистрационного дела ГУП ТО "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" из которого следует, что разделительный баланс, опись-акт передачи НДС по приобретенным ценностям от 01.04.2007, опись-акт приема-передачи дебиторской задолженности от 01.04.2007, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности не содержат сумму налога на добавленную стоимость в размере 63254272 руб., заявленную к возврату и зачету ГУП ТО "Тулавтодор".
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ иных доказательств, свидетельствующих о правопреемстве обязательства по возмещению НДС в размере 63254272 руб., ГУП ТО "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" суду не представлено.
Поскольку ГУП ТО "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" факт правопреемства не подтвержден, апелляционная инстанция полагает, что процессуальная замена ГУП ТО "Тулаавтодор"# не может быть произведена, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о замене ГУП ТО "Тулавтодор" на его правопреемника ГУП ТО Алексинское ДРСУ следует отказать.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ГУП ТО "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" не является лицом, участвующим в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд постановил:
В удовлетворении ходатайства Государственного унитарного предприятия Тульской области "Алексинское дорожное ремонтно-строительное управление" о процессуальном правопреемстве отказать.
Производство по апелляционной жалобе ГУП ТО "Тулавтодор" по делу N А68-АП-239/12-1020/12-05 прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
|
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области от 6 декабря 2007 г. N А68-АП-239/12-1020/12-05
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Тульской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве