Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тульской городской Думы
от 4 мая 2008 г. N 44/1038
Инвестиционная программа ЗАО "Тулатеплосеть"
"Развитие системы теплоснабжения на территории муниципального
образования города Тула на 2008-2010 годы"
Паспорт
Наименование инвестиционной программы |
"Развитие системы теплоснабжения на территории муниципального образования город Тула на 2008 - 2010 годы" |
Основание для разработки |
Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83; "Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов", утвержденные Постановлением Ростехнадзора России от 11.06.2003 г. N 88; "Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления", утвержденные Постановлением Ростехнадзора России от 18.03. 2003 г. N 9; Закон Тульской области от 16.03.2000 г. N 179-ЗТО "Об обеспечении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и порядке их реализации"; Решение Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. N 32/676 "ОБ утверждении Генерального плана муниципального образования город Тула"; Распоряжение главы администрации г. Тулы от 16.08.2007 г. N 1/271-р |
Заказчик программы |
Администрация города Тулы |
Основные разработчики программы |
ЗАО "Тулатеплосеть" |
Основные цели инвестиционной программы |
Обеспечение бесперебойной и качественной подачи тепловой энергии от источника до потребителя при соответствии требованиям экологических стандартов; Привлечение бюджетных и внебюджетных средств в сферу теплоснабжения города с целью осуществления технической модернизации и реконструкции объектов муниципального имущества |
Задачи инвестиционной программы |
Обеспечение возможности подключения вновь строящихся объектов к системе теплоснабжения при гарантированном объеме заявленных мощностей; Обеспечение развития системы теплоснабжения в соответствии с потребностями новых объектов жилищного и промышленного строительств; Формирование экономических и организационных условий развития системы теплоснабжения города; Комплексная модернизация и реконструкция существующей системы теплоснабжения; Повышение надежности и качества теплоснабжения |
Сроки реализации Программы |
2008 - 2010 гг. |
Основные мероприятия программы |
Реконструкция и модернизация теплосетевого хозяйства города, установка современных высокоэкономичных автоматизированных жаротрубных котлов на нерентабельных котельных, реконструкция тепловых сетей с использованием современных материалов и технологий для изоляции теплопроводов для снижения теплопотерь при транспортировке; Проведение проектных работ, технико-экономических расчетов, решение оптимизационной задачи по выбору наиболее эффективного варианта обеспечения новых и существующих потребителей тепловой энергией; Разработка проектно-сметной документации по строительству новых муниципальных объектов теплоснабжения для обеспечения вновь вводимого жилья; Установка приборов учета расхода топлива, электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды на выходе теплоисточников, на границах раздела сфер ответственности между поставщиками тепловой энергии и потребителями |
Основные исполнители программы |
Администрация города Тулы ЗАО "Тулатеплосеть" |
Объемы финансирования программы |
1080,0 млн. руб. |
Источники финансирования программы |
Установление платы за подключение объектов капитального строительства к тепловым сетям и надбавок к ценам (тарифам) на услуги теплоснабжения для потребителей (далее - плата за подключение и надбавки к ценам (тарифам)) |
Ожидаемые результаты |
Расширение, надежность энергоснабжения; Снижение потерь в тепловых сетях до 2-3% ; Экономия топлива до 25%; Снижение стоимости единицы отпускаемой тепловой энергии от энергоисточника в 1,1-1,2 раза; Доведение себестоимости тепловой энергии от всех котельных города до рентабельного состояния; Уменьшение валовых выбросов вредных веществ в 1,5-3,0 раза; |
Контроль за исполнением программы |
Заместитель главы администрации города Тулы по жизнеобеспечению |
1. Введение
В целях реализации Концепции приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", ее главного организационно-финансового механизма - Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", а также в соответствии с Федеральным законом от 30.12.04 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26.12.05 N 184-ФЗ), Законом Тульской области от 16.03.2000 г. N 179-ЗТО "Об обеспечении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг и порядке их реализации и распоряжением главы администрации города Тулы от 16.08.2007г. N 1/271-р, ЗАО "Тулатеплосеть" разработало проект инвестиционной программы "Развитие системы теплоснабжения на территории муниципального образования город Тула на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
Необходимость принятия срочных и эффективных мер в системе ЖКХ в России является сегодня очевидной для всех. Если до настоящего времени сектор ЖКХ еще оставался, в силу социальных причин, единственной отраслью экономики, где государство не могло отказаться от дотационной политики, то начавшиеся преобразования в энергетике страны явились отправной точкой структурных изменений и в других секторах экономики, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Теплоснабжение жилищно-коммунального сектора города осуществляется, в основном, от местных и групповых отопительных котельных. По данным ЗАО "Тулатеплосеть", в эксплуатации находится около 130 котельных, степень износа которых колеблется от 100 до 23 процентов, суммарной производительностью - 1,06 тыс. Гкал/час. Каждая котельная обслуживает свой теплорайон и разводящие сети. Разводка тепловых сетей - 2 и 4 трубная, имеется 12 центральных тепловых пунктов, в которых приготавливается горячая бытовая вода. Часть населения получает горячую бытовую воду от газовых колонок.
Теплом от ТЭЦ ОАО "Тулачермет" и ТЭЦ ОАО "КМЗ" снабжаются потребители Криволучья и Южного районов. Подача тепла осуществляется соответственно по теплопроводам D 400 мм и D 500 мм. Потребители тепла Южного района обеспечиваются горячим водоснабжением
Генеральным планом Тулы предусматривается значительный объем строительства на новых площадках (в том числе индивидуальная застройка) и реконструкция в существующих районах. Предполагается строительство новых теплоисточников в районах интенсивного строительства (Зареченский р-н Клоково) и модернизация существующих котельных в районах реконструкции.
Прогнозируемые потребности в тепле для нового строительства на расчетный срок (2025 г.) по административным районам представлены в нижеследующей таблице.
Таблица 1.
N п/п |
Район | Насел., тыс чел. |
Ж. фонд, тыс. м2 |
Расходы тепла, МВт | Примечание | |||
Отопл. | Вентил | ГВСср. | Итого | |||||
1 | Зареченский | 74,7 | 2317 | 200/62 | 16 | 28/5 | 244/67 | Районы нового строительства и реконструкции |
2 | Пролетарский | 14,0 | 460 | 41/21 | 3 | 6/2 | 50/23 | |
3 | Привокзальный | 27,9 | 859 | 74/20 | 7 | 11/2 | 92/22 | |
4 | Центральный | 48,9 | 1402 | 114/- | 14 | 19/- | 147/- | |
5 | Советский | 2,1 | 62 | 5/- | 1 | 1/- | 7/- | Реконструкция |
Всего по городу |
167,9 | 5100 | 434/103 | 41 | 65/9 | 540/11 2 |
||
Всего Гкал/час. |
-466/- 97 |
Примечание: под чертой - в том числе для индивидуального строительства.
Схема теплоснабжения города Тулы представлена в приложении 1.
Таблица 2.
Суммарные расходы тепла для нужд
жилищно-коммунального сектора
N п/п п |
Показатель | Насел. , тыс. чел. |
Ж. фонд, млн. м2 |
Расходы тепла, МВт | |||
Отопл. | Вентил . |
ГВСср. | Итого | ||||
1 | Существую- щий сохраняемый жилой фонд |
362,4 | 10,8 | 785/102 | 70 | 135/11 | 990/113 |
2 | Новое стр-во |
167,6 | 5,1 | 434/103 | 41 | 65/9 | 540/112 |
Всего | 530 | 15,9 | 1219/205 | 111 | 200/20 | 1530/225 | |
Всего, Гкал/час. |
-1319/-194 |
Для решения проблем в сфере теплового хозяйства города назрела острая необходимость в разработке и реализации Программы развития системы теплоснабжения города и модернизации теплового хозяйства с поэтапным выполнением следующих мероприятий:
- реконструкция и расширение действующих и строительство новых источников теплоты (с ориентацией на экологически чистые котлоагрегаты) и ликвидация мелких морально устаревших и нерентабельных теплоисточников;
- техническое перевооружение систем транспортирования и распределения тепловой энергии с применением эффективных теплогидроизоляционных конструкций (ППУ по технологии "труба в трубе");
- применение газа в качестве основного вида топлива на источниках теплоснабжения;
- внедрение приборов и средств учета и контроля расхода тепловой энергии и топлива;
- использование для районов нового строительства блок-модульных котельных (БМК), ГТ ТЭЦ полной заводской готовности, а для индивидуальной застройки - автономных генераторов тепла, работающих на газе;
- разработка специализированной организацией "Схемы теплоснабжения" города в увязке с перспективами развития электро- и топливоснабжения.
Для обеспечения потребностей строящихся объектов капитального строительства, достижения баланса интересов потребителей коммунальных услуг и самих предприятий коммунального комплекса, а также для соблюдения доступности услуг и эффективности функционирования предприятия, данная Программа предусматривает привлечение денежных средств путем введения механизма платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и установления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей городского округа (части территории).
Установление тарифов на подключение к системе теплоснабжения и надбавок к тарифам на услуги теплоснабжения для потребителей необходимо для реализации Программы, целями которой являются:
- снижение производственных затрат путем повышения экономической эффективности производства товаров (оказания услуг), внедрение современных технологий;
- создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации системы теплоснабжения;
- полное возмещение затрат организации ЗАО "Тулатеплосеть", связанных с реализацией Программы;
- обеспечение доступности для потребителей услуги теплоснабжения после установления тарифа на подключение к системе теплоснабжения и надбавки к тарифу на услуги теплоснабжения для потребителей.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.04 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", проект Программы разработан ЗАО "Тулатеплосеть" на основе технического задания.
Предприятием выполнен расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной Программы.
Для снижения рисков инвестирования при обосновании финансовой потребности проектом предусмотрено использование бюджетных средств.
Разработанный проект Программы предусматривает выполнение работ на сумму 1080 млн. руб. Эти денежные средства могут быть обеспечены за счет средств, поступающих от оказания услуг по теплоснабжению в части установленной надбавки к цене (тарифу) для потребителей муниципального образования город Тула (части территории), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Источники финансирования ЗАО "Тулатеплосеть" были рассмотрены с учетом критериев доступности этой Программы для потребителей услуги теплоснабжения, а также с учетом достижения задач, поставленных Концепцией реформирования в части гарантированного качества услуг, безопасности, внедрения современных технологий, снижения химической опасности и повышение объема оказываемых услуг.
Кроме того, ЗАО "Тулатеплосеть" предлагает для наибольшей доступности этой программы для потребителей и снижения рисков инвестирования, предусмотреть частичное обеспечение финансовых потребностей за счет средств местного бюджета.
Программа разработана для решения задач, связанных с:
- активизацией процесса развития социальной инфраструктуры города путем повышения качества оказываемой услуги теплоснабжения;
- внедрением современных технологий;
- ростом мощности системы теплоснабжения, связанным с увеличением зон теплоснабжения, числа новых пользователей, новым строительством.
Достижение поставленных задач в условиях развития города и повышения комфортности проживания возможно за счет использования лучших отечественных и зарубежных технологий и оборудования, используемых при строительстве и модернизации объектов хозяйственной деятельности ЗАО "Тулатеплосеть".
В данной Программе представлен комплекс необходимых к выполнению мероприятий в части оказываемой предприятием ЗАО "Тулатеплосеть" услуги теплоснабжения.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- обеспечение инженерными коммуникациями существующих объектов, площадок нового массового многоэтажного, индивидуального жилищного строительства, расширяемых, реконструируемых, перепрофилируемых, объектов соцкультбыта, промпредприятий с учетом их перспективного развития;
- повышение надежности и качества работы систем теплоснабжения города Тулы в соответствии с нормативными требованиями;
- обеспечение бесперебойной и качественной подачи тепловой энергии;
- обеспечение инженерными коммуникациями объектов по выданным техническим условиям на теплоснабжение;
- осуществление комплексной модернизации и реконструкции существующей системы теплоснабжения;
- обеспечение доступности услуг ЗАО "Тулатеплосеть" для потребителей г. Тулы.
3. Описание действующей системы теплоснабжения,
основных технико-экономических показателей
Основным поставщиком тепловой энергии в городе является ЗАО "Тулатеплосеть". На сегодняшний день предприятие ЗАО "Тулатеплосеть" эксплуатирует 122 муниципальных котельных:
- количество отопительных котельных - 43;
- количество смешанных котельных -61;
- количество котельных поставляющих только горячую воду - 18.
В том числе:
- неавтоматизированных котельных - 43;
- подвальных котельных - 4;
- котельных без ХВП-37.
Суммарная установленная мощность котельных составляет 1053,002 Гкал/час.
В соответствии с режимно-наладочными картами, которые имеет каждый котел, фактическая суммарная мощность котельных 879,35 Гкал/час, что составляет 83% от установленной мощности котельных. Это вызвано в основном техническим состоянием оборудования и низким КПД газогорелочных устройств.
В котельных установлено 595 котлов разной производительности, от 0.1 до 50 Гкал/час. 519 котлов работают в водогрейном режиме и 76 котлов в паровом.
Из них 7 котлов ПТВМ-50, установленных на двух крупнейших районных котельных города: 4 котла суммарной мощностью 200 Гкал/час в Зареченском районе и 3 котла суммарной мощностью 150 Гкал/час в Советском районе г. Тулы.
70 % от всего количества, установленных котлов составляют котлы малой мощности до 0,7 Гкал/час, с КПД не более 75%.
Общее количество установленных насосных агрегатов в котельных составляет 976 шт.
Общая протяженность тепловых сетей составляет в двухтрубном исполнении 455 км, в т.ч.: отопление 358,9 км, горячее водоснабжение 96,1 км. Средний диаметр тепловых сетей - 159 мм.
Протяженность тепловых сетей в однотрубном исполнении, которые эксплуатируются более 30 лет, т.е. выработавших свой ресурс, составляет 264,8 км, от 20 до 30 лет - 127,4 км, до 20 лет - 517,8 км.
Собственником котельных и тепловых сетей является администрация города Тулы.
В 2007 г. общий полезный отпуск произведенной тепловой энергии составил 2536,3 тыс. Гкал, в том числе собственными котельными - 2128,1 тыс. Гкал, поставленной со стороны - 408,2 тыс. Гкал, в т.ч. ОАО "Тулачермет" - 297,2 тыс. Гкал, ОАО "Тульский патронный завод" - 19,2 тыс. Гкал. Объем оказанных услуг по транспортировке (передаче) тепловой энергии как собственного производства, так и выработанной сторонними производителями, составил 2284,95 тыс. Гкал, в том числе собственного производства 1867,31 тыс. Гкал.
Следует отметить ряд положительных факторов в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Так, за период с 2003-2007 гг. произошло улучшение основных показателей технической эффективности работы предприятия - снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на отпуск единицы продукции (тепла). Фактические удельные расходы ТЭР в 2007 году составили:
по газу - 155,06 м. куб./Гкал (- 1.07% к уровню 2003г.)
по воде - 4,09 м. куб./Гкал (- 24,5% к уровню 2003 г.)
по электроэнергии - 26,48 кВтч/Гкал (- 2,43% к уровню 2003 г.)
Устойчивая тенденция к снижению удельных расходов ТЭР сложилась в связи с внедрением в производство новых технологий, вводом в эксплуатацию современных основных средств теплоэнергетического назначения, повышением уровня наладки и контроля режимов работы котельного оборудования и тепловых сетей, усилением контроля над расходованием топливно-энергетических ресурсов путем замены устаревших приборов на высокоэффективные приборы и средства контроля нового поколения (РГА, ВЭПС и т.д.).
Снижение удельных расходов ТЭР, рациональное ведение технологических процессов, осуществление постоянного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия - все эти факторы, в конечном итоге, привели к значительному снижению издержек производства. В основном снижение произошло по затратам на топливно-энергетические ресурсы: газ, электроэнергию, воду, стоки.
Следует отметить, что в 2007 г. план ремонтного фонда выполнен на 124,9%. Расходы на капитальный и текущий ремонты основных производственных фондов составили 134,5 млн. руб., что на 30,6 млн. руб. больше показателя прошлого года.
4. Анализ существующих проблем и тенденций
изменения рынка коммунальных услуг
Котельные
За период с 1994 года по 2005 от различных ведомств на баланс ЗАО "Тулатеплосеть" было принято 50 котельных, с установленной мощностью более 200 Гкал/час. Эти котельные находились в неудовлетворительном техническом состоянии и потребовали значительного отвлечения средств для приведения их в рабочий режим. В настоящее время оборудование и здания этих котельных требуют реконструкции и замены.
13 котельных эксплуатируются более 50 лет, еще 68 более 40 лет. Остальные котельные эксплуатируются в среднем 25-30 лет, оснащены морально и физически устаревшим оборудованием. На котельных установлено 114 металлических и 25 кирпичных дымовых труб, которые в связи с длительным сроком эксплуатации требуют ежегодного обследования и значительных затрат для ремонта и замены.
Износ основного оборудования и зданий котельных составляет более 65%.
Основное и вспомогательное оборудование котельных находится в работе более 40 - 50 лет. В период эксплуатации оборудование неоднократно подвергалось текущим и капитальным ремонтам. На большинстве котельных установлены котлоагрегаты с КПД до 80%, что приводит к повышенному расходу топлива на выработку 1 Гкал.
Ввиду длительной эксплуатации оборудования и техническому износу, по показателям безаварийной работы, оперативный персонал вынужден эксплуатировать оборудование на пониженных параметрах, что приводит к понижению КПД котлоагрегатов и котельной в целом.
Дальнейшая эксплуатация основного и вспомогательного оборудования потребует капитальных вложений во всевозможные виды ремонта, которые не дадут гарантии длительной и безаварийной эксплуатации, что приведет к убыточному производству выработки тепловой энергии.
Программой предусматривается выполнение мероприятий по оснащению котельных жаротрубными котлами отечественного или иностранного производства в максимальной степени унифицированных.
С учетом мировых тенденций установленные котлы должны быть оснащены управляющей автоматикой процесса горения, без присутствия обслуживающего персонала. Для решения вопросов, связанных с эксплуатацией автоматической системы (т.е. с периодическим наблюдением обслуживающего персонала) количество обслуживающего персонала должно быть снижено на оптимальный уровень.
Тепловые сети
Следствием крайне неудовлетворительного состояния тепловых сетей за последние три отопительных сезона является увеличение количества порывов тепловых сетей и аварийных отключений.
За последнее время увеличивается количество порывов при гидравлических испытаниях тепловых сетей после отопительного сезона. Так в 1998 году было 163 порыва, в 1999 г. - 178, в 2000 г. - 213, в 2001 г. - 278, в 2002 г. - 337, в 2003 г. - 519, в 2004 г. - 341, в 2005 г. - 399, в 2006 - 186 порывов. На 15 июня 2007 г. в результате предварительных гидравлических испытаний произошло 214 порывов тепловых сетей.
Амортизационный износ тепловых сетей города в среднем составляет 65%.
Динамика количества прорывов при гидравлических испытаниях
тепловых сетей после отопительного сезона за 1998-2007 годы
600----------------------------------------------------------------\
| | | | | 519 | | | | |
500-+------+------+------+------+--.---+------+------+------+------|
| | | | | | | 399 | | |
400-+------+------+------+-337--+------+-341--+--.---+------+------|
| | | 278 | . | | . | | | |
300-+------+--213-+--.---+------+------+------+------+------+--214-|
| 178 | . | | | | | | 186 | . |
200-+---.--+------+------+------+------+------+------+---.--+------|
| | | | | | | | | |
100-+------+------+------+------+------+------+------+------+------|
| | | | | | | | | |
0-+------+------+------+------+------+------+------+------+------|
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 на 15
июня 2007
Согласно установленным нормативам Госстроя, в городе Туле ежегодно должно меняться 35,3 км отопительных тепловых сетей, из расчета 10% от общей протяженности. Тем не менее, плановое задание, которое ниже норматива, из-за отсутствия финансовых средств не выполняется.
В период с 1995 по 2002 гг. (период интенсивной приемки ведомственного жилья в муниципальную собственность, а также приема ведомственных котельных и тепловых сетей) общая протяженность сетей в изношенном состоянии возросла в 1,5 раза, а темпы замены сетей за этот период снизились в 1,4 раза.
Для выхода на нормативную замену тепловых сетей в 3-х летний срок необходимо ежегодно менять порядка 93,3 км трубопроводов.
Таким образом, можно констатировать, что одна из важнейших составляющих городской коммунальной инфраструктуры система теплоснабжения, в том числе теплоснабжения жилых домов, в городе Туле имеет высокую степень износа, требует целенаправленных усилий по ее ремонту и реконструкции.
Тепловые сети в основном эксплуатируются более сорока лет и находятся в изношенном состоянии. Тепловая изоляция в значительной мере потеряла свои теплоизоляционные свойства, а также имеются ее многочисленные повреждения, что приводит к образованию открытых участков трубопроводов, вследствие чего увеличиваются тепловые потери в окружающую среду, что приводит к необходимости держать повышенную температуру теплоносителя и как следствие приводит к перерасходу топлива.
Изношенность трубопроводов приводит к частым прорывам, что влияет на большой расход подпиточной воды. Целесообразна замена тепловых сетей на новые бесканальной прокладки из стальных труб с индустриальной тепловой изоляцией ППУ (ГОСТ 30732-2001) из пенополиуритана в полиэтиленовой оболочке в соответствии СП 41-105-2002.
Для решения этой проблемы необходимо провести модернизацию тепловых сетей, предусматривающею полную или частичную замену труб, компенсаторов, арматуры, теплоизоляционных и строительных конструкций. Целью данного мероприятия является восстановление эксплуатационных свойств теплосети с целью повышения надежности функционирования тепловых сетей для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения жилого сектора и уменьшения тепловых потерь при транспортировке теплоносителя за счет улучшения эксплуатационных свойств теплоизоляции на трубопроводах.
Распределение тепла и доведение его до потребителя должно осуществляться по новым распределительным трубопроводам с предварительной изоляцией. Новый трубопровод с предварительной изоляцией будет уложен непосредственно в землю на песчаное основание, будет обсыпан песком и засыпан плотным грунтом.
КИП и А
Котельные агрегаты оснащены устаревшей релейной автоматикой 70-х годов с работающей защитой только по отключению газа в случае нарушения контролируемых параметров. Розжиг горелок котлов в котельных осуществляется оператором вручную с помощью запального факела. Установка и поддержание таких параметров, как разряжение в топке, соотношение воздуха/топлива, поддержание температуры воды на выходе котельной производится вручную и зачастую не эффективно, что приводит к неоптимальной работе котлов, снижая их КПД и безопасность. Устройства, автоматически прекращающие подачу топлива к горелкам, не отвечают современным требованиям безопасности и надежности. Приборы и средства автоматизации на протяжении срока эксплуатации подвергались текущим и капитальным ремонтам, и многие отработали свой ресурс, не отвечают современным требованиям.
В соответствии с планом реконструкции требуется полная замена устаревшей автоматики на современную автоматику, с возможностью автоматического контроля и управления.
Электроснабжение котельных от трансформаторных подстанций не соответствует требованиям надежности бесперебойной работы технологического оборудования в части требований категории надежности электроснабжения потребителей 2-й категории.
Распределительные устройства 0,4 кВ собственных нужд не соответствует современным требованиям ПУЭ и ПТЭУ:
- отсутствует АВР;
- защита потребителей 0,4 кВ выполнена на предохранителях;
- оборудование и кабельные коммуникации находятся в эксплуатации более 30 лет.
Некоторые котельные подключены к одному источнику электроснабжения, что противоречит ПУЭ: потребители 2 категории надежности электроснабжения должны обеспечиваться от 2-х независимых взаимно резервирующих источников питания (ПУЭ-2000 п. 1.2.19).
По перечисленным выше причинам, силовое электрооборудование котельных требует замены.
В рамках реализации Программы будут предусмотрены мероприятия направленные на модернизацию существующей системы автоматического контроля управления работой оборудования котельной. Новая система автоматического управления, разработанная с учетом современных требований в области электронных систем и систем автоматики на базе промышленных микропроцессорных контролеров, имеющих высокий технический уровень, будет удовлетворять всем требованиям автоматизированного управления работой оборудования котельной во всех режимах его функционирования с выдачей необходимой информации в системы диспетчерского управления. Она обладает высокой точностью, быстродействием и надежностью функционирования.
Функционально система автоматизации разделяется на три уровня: верхний уровень, средний уровень, нижний уровень.
Первый (нижний) уровень включает в себя средства непосредственно автоматизации объекта, т.е. локальные системы удаленного сбора информации и управления.
Второй (средний) уровень представляет собой устройство сбора информации и управления. Сюда поступает вся информация от средств автоматизации, установленных по месту технологического оборудования.
На третьем (верхнем) уровне центр управления, для обмена с центральным (или вышестоящим) диспетчерским пунктом.
Системы отопления жилых домов
Внедрение эффективных экономических стимулов к экономии тепла для жителей сдерживается необходимостью значительных затрат на квартирные приборы учета тепла и неприспособленность существующих систем с однотрубной разводкой к поквартирному регулированию.
Оплата за отопление квартир рассчитывается исходя из расценок на отопление 1 кв. м жилья. В домах-новостройках при заселении нередко демонтируются квартирные регуляторы тепла радиаторов отопления, и площадь нагревательных приборов значительно увеличивается. Из-за отсутствия счетчиков воды потребление жителями составляет, в среднем, 300 литров горячей и холодной воды на человека в сутки. Эти показатели значительно превышают принятые нормы потребления. Это приводит к тому, что кроме прямых потерь воды бесполезно теряется тепло, электроэнергия на перекачку, затрачиваются деньги на содержание излишних мощностей насосов, водоподогревателей, оборудования подготовки воды и водозаборов, очистных сооружений, а также чрезмерных диаметров трубопроводов.
Кроме этого, внутренние системы отопления жилых домов, принятые от ведомств, в которых не было капитального ремонта на протяжении 40 - 50 лет, имеют значительные образования отложений в трубопроводах и радиаторах. От жителей этих домов регулярно поступают жалобы на неудовлетворительное теплоснабжение. В связи с этим теплоснабжающая организация вынуждена завышать параметры теплоносителя (в основном по его количеству), что также ведет к перерасходу топлива и энергоресурсов.
Важное направление экономии тепловой энергии - максимальное приближение производства тепловой энергии к ее потребителям. Это может быть достигнуто за счет строительства модульных котельных и перехода на индивидуальные источники отопления жилых квартир.
5. Программные мероприятия
Таблица 3.
Мероприятия
инвестиционной программы ЗАО "Тулатеплосеть"
"Развитие системы теплоснабжения
на территории муниципального образования город Тула
на 2008 - 2010 годы"
N п/п |
Мероприятия | Срок исполнения |
Источник финансирования |
Объем финансирования - прогноз, млн. руб. |
Исполнитель | |||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего | |||||
1. | Закрытие схемы системы теплоснабжения от Фрунзенской районной котельной с установкой ИТП по ГВС у потребителей |
2008 - 2010 гг. |
Собственные средства предприятия Средства бюджетов всех уровней Надбавка к тарифу на услуги теплоснабжения для потребителей Тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры. |
40,5 | 113,4 | 116,1 | 270,0 | ЗАО "Тулатеплосеть" |
2. | Реконструкция существующих котельных * |
2008 - 2010 гг. |
Собственные средства предприятия Средства бюджетов всех уровней Надбавка к тарифу на услуги теплоснабжения для потребителей Тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры. |
44,6 | 124,7 | 127,7 | 297,0 | ЗАО "Тулатеплосеть" |
3. | Реконструкция магистральных тепловых сетей в городе Туле с применением заводских предизолированных трубопроводов |
2008 - 2010 гг. |
Собственные средства предприятия Средства бюджетов всех уровней Надбавка к тарифу на услуги теплоснабжения для потребителей Тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры. |
77,0 | 215,5 | 220,5 | 513,0 | ЗАО "Тулатеплосеть" " |
Итого по программе | 162,1 | 453,6 | 464,3 | 1080,0 |
* Конкретизация мероприятия по объектам представлена в приложениях 2-4.
6. Состав и структура финансовых источников для реализации Программы
Финансовые потребности, необходимые для реализации Программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации услуг теплоснабжения в части установленных надбавок к тарифам для потребителей города Тулы, за счет платы за подключение к сетям теплоснабжения, средств бюджетов всех уровней, и составят за период с 2008 по 2010 год 1080 млн. руб.
Таблица 4.
Размер денежных средств, необходимых для реализации программы, млн. руб.
(период реализации 2008 - 2010 гг.)
Всего | Теплоснабжение |
1080,0 | 100% |
В том числе: | |
- за счет средств бюджетов всех уровней, собственных средств |
20% |
- за счет платы за подключение |
45% |
- за счет надбавки к тарифу | 35% |
В таблице 4 представлен расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации Инвестиционной программы.
Денежные средства, полученные за счет надбавки к тарифу, будут направлены на реализацию Программы в части строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Денежные средства, полученные за счет платы за подключение, будут направлены на реализацию Программы в части строительства или модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанных с увеличением производственных мощностей.
Денежные средства бюджетов всех уровней и собственные средства будут направлены на реализацию Программы в части строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Таблица 5.
Финансовые потребности,
необходимые для реализации программы
Направление | Кап. вложения за период, млн. руб. |
Всего, млн. руб. |
||
2008 Год |
2009 год |
2010 год |
||
Теплоснабжение | 162,1 | 453,6 | 464,3 | 1080,0 |
7. Оценка риска при возможных срывах в реализации Программы
При реализации Программы "Развитие системы теплоснабжения на территории муниципального образования город Тула на 2008 - 2010 годы" возможно невыполнение контрольных показателей Программы. Данный риск является ключевым риском при реализации всей Программы и включает в себя:
I. Превышение стоимости мероприятий Программы.
Причины:
- изменения законодательства Российской Федерации;
- рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый при расчетах Инвестиционной программы;
- иные изменения, влияющие на стоимость реализации мероприятий Инвестиционной программы.
II. Нехватка финансовых средств для реализации мероприятий Программы.
Причины:
- временные разрывы между периодом поступления денежных средств по договорам на подключение и сроками финансирования строительства объектов (превышающие запланированные);
- невыполнение обязательств застройщиков по условиям платежей по договорам на подключение;
- неточность прогнозирования стоимости Программы или объема присоединяемой мощности.
III. Несвоевременность реализации мероприятий по строительству (модернизации) объектов в рамках Программы.
Причины:
- несвоевременное выполнение работ со стороны подрядных организаций (проектная организация, строительно-монтажные организации, торгово-закупочные компании).
Для минимизации последствий в случае наступления вышеперечисленных рисков необходимо предусмотреть введение механизма корректировки Программы в рамках заключения договора между администрацией города Тулы и ЗАО "Тулатеплосеть" по развитию системы теплоснабжения города Тулы.
Мероприятиями, позволяющими снизить данные риски, могут быть:
- привлечение заемных средств;
- частичное обеспечение финансовых потребностей за счет средств муниципальных образований, при этом могут быть рассмотрены и средства федерального бюджета;
- использование собственных средств.
8. Технико-экономическое обоснование Программы
По объектам вложения инвестиции делятся на реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции - это вложения средств в обновление имеющейся материально-технической базы предприятия; наращивание его производственной мощности; освоение новых видов продукции или технологий; новое строительство.
Финансовые инвестиции - это долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и другие.
При анализе экономической эффективности производилась оценка реальных инвестиций, финансовые инвестиции рассматривались с точки зрения снижения риска проекта.
Вся совокупность сравнительно-аналитических показателей инвестиционных проектов подразделяется на три группы.
В первую группу включены показатели, предназначенные для определения влияния реализации инвестиционных проектов на производственную деятельность предприятия. Они называются показателями производственной эффективности инвестиционных проектов.
Во вторую группу включены показатели, называемые показателями финансовой эффективности инвестиционных проектов.
Вся совокупность показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности инвестиционных проектов в дальнейшем называется показателями экономической эффективности.
Показателями производственной эффективности в рамках данного проекта являются снижение объемов потерь; экономия материальных и трудовых ресурсов; энергосбережение; усовершенствование технологии; внедрение средств механизации и автоматизации производства; совершенствование способов организации труда, производства и управления; улучшение качества предоставляемых услуг; снижение химической опасности; внедрение современных технологий.
В качестве основных показателей экономической эффективности определены чистый дисконтированный доход, срок окупаемости Программы за период с 2008 по 2010 годы, индекс доходности инвестиций и показатель рентабельности.
1. Срок окупаемости рассчитывается по формуле:
И
Т = -----------
Со
где И - объем инвестиций, требуемый для реализации Программы;
Со - среднегодовое сальдо суммарного денежного потока
Рассчитаем срок окупаемости инвестиций за период 2008-2010 годы:
Ток = 1080,0 : 197,1 = 5,5 года
2. Индексом доходности инвестиций (ИДИ) называют отношение суммы чистого дохода от операционной деятельности за весь срок реализации Программы к сумме инвестиционных вложений на реализацию Программы.
Расчет производится по формуле:
Т
Сум Дчm
m=1
ИДИ = ---------- + 1
Т
Сум Кm
b=1
где Дчm - чистый доход на шаге m реализации инвестиционного проекта;
Кm - капитальные вложения на шаге m реализации инвестиционного проекта;
Т - общий полезный срок реализации (использования) инвестиционного проекта.
ИДИ = (197,1/1080,0) + 1 = 1,18
Расчет показывает, что индекс доходности инвестиций больше единицы, что свидетельствует об эффективности настоящей Программы.
3. Чистый дисконтированный доход
ЧДД = Сум m ЧДП m x E m
где Em - коэффициент дисконтирования;
ЧДПm - эффект (сальдо) денежного потока на m-ом шаге.
Коэффициент дисконтирования Em для периода m рассчитывается следующим образом:
1
E = -------------
(1 + i)
где i - процент, ставка (норма) дисконта;
m - период, в котором происходит приток и отток средств.
Для экономической оценки инвестиционной программы норма дисконта должна быть на уровне банковской ставки рефинансирования и учитывать инфляцию и степень риска. Настоящая Программа имеет низкий уровень риска, так как она направлена на повышение надежности системы теплоснабжения за счет модернизации и реконструкции сетей ЗАО "Тулатеплосети". При низком уровне риска для экономической оценки настоящей Программы принята норма дисконта 12%.
Рассчитаем коэффициент дисконтирования по годам:
1
E = ------------------ = 0,983
2009 1
(1 + 0,12)
1
E = ------------------ = 0,797
2010 2
(1 + 0,12)
Год | 2008 год |
2009 Год |
2010 Год |
Em | 1 | 0,893 | 0,797 |
ЧДД | 56,4 | 59,4 | 60,6 |
ЧДД = 56,4 + 59,4 + 60,6 = 174,6 млн. руб.
Положительное значение ЧДД (при заданной норме дисконта) свидетельствует об эффективности настоящей Программы.
4. Индекс рентабельности инвестиций:
ИРИ = (2262,6 - 2135,9) / 1080,0 + 1 = 1,12
Таким образом, данный проект является рентабельным - индекс рентабельности инвестиций больше 1.
Таблица 6.
Расчет эффективности программы
в части услуги теплоснабжения
N п/п |
Показатели | 2008 год |
2009 Год |
2010 год |
1. | Полезный отпуск продукции (услуг), тыс. Гкал |
2134,5 | 2138,8 | 2145,2 |
2. | Тариф (средневзвешенный) ожидаемый, руб./Гкал |
792,1 | 918,8 | 1010,7 |
3. | Объем выручки без кап. вложений, млн. руб. | 1773,2 | 2056,9 | 2262,6 |
4. | Себестоимость продукции, млн. руб. | 1684,5 | 1947,9 | 2135,9 |
5. | Валовая прибыль, млн. руб. | 88,7 | 109 | 126,7 |
6. | Налоги, млн. руб. | 34,1 | 42,5 | 50,7 |
7. | Прибыль после налогообложения, млн. руб. | 54,6 | 66,5 | 76,0 |
9. Критерии оценки выполнения Программы
Успешная реализация Программы позволит:
- при проектировании и строительстве предусмотреть применение во всех котельных нового современного оборудования, что позволит увеличить КПД новых котельных до 92 - 95 % и сократить потребление топлива на единицу вырабатываемого тепла;
- предусмотреть использование системы автоматического регулирования отпуска тепловой энергии потребителям, установить узлы коммерческого учета и систему диспетчеризации, что позволит сократить потребление тепловой энергии на 15 - 30 %;
- предусмотреть применение прогрессивных технологий прокладки трубопроводов тепловых сетей (предварительно изолированных труб), отвечающих требованиям ГОСТ 30732-2001, и современного технологического оборудования (пластинчатых теплообменников, насосов зарубежного производства и т.д.). При этом потери теплоносителя в реконструируемой и модернизируемой системе теплоснабжения будут существенно ниже нормируемой величины.
10. Организационно-экономический и финансовый
механизм управления Программой
Управление процессом выполнения Программы и контроль ее исполнения осуществляется администрацией города Тулы. Другие инвесторы вправе осуществлять собственный контроль использования выделенных ими ресурсов и вносить в администрацию города Тулы предложения по повышению эффективности их использования.
Исполнители Программы мероприятий отчитываются перед администрацией города о выполнении мероприятий Программы и эффективности использования выделенных средств, в порядке, установленном администрацией города Тулы.
Ответственный за реализацию программы - Заместитель главы администрации города Тулы по жизнеобеспечению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.