Комментарий к Закону Тульской области от 12 ноября 2007 г. N 900-ЗТО
"О порядке предоставления государственных гарантий Тульской области"
Статья 1. Основные понятия, используемые в целях настоящего Закона
Основные понятия, используемые в статье 1 комментируемого закона заимствованы из параграфа 6 главы 23 ГК РФ - Банковская гарантия.
В соответствии со статьей 368 ГК РФ, которая дает понятие банковской гарантии в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
По сути своей, комментируемый Закон во многом дублирует положения ГК РФ о банковской гарантии.
Отличием является лишь то, что в соответствии с нормами комментируемого закона Гарантом выступает не банк, иное кредитное учреждение или страховая организация, а Тульская область.
Гарантия Тульской области это обязательство Тульской области, согласно которому Тульская область погасит долг того лица, в пользу которого выдана гарантия перед его кредитором.
Комментируемой статьей устанавливается, что Бенефициар - лицо (кредитор), в пользу которого выдается Гарантия Тульской области.
Это означает, что, Бенефициар это то лицо, обязательства перед которым возникли или могут возникнуть у Принципала, то есть у должника;
Принципал - это то лицо, которое обращается за гарантией, так как Бенефициар требует дополнительного обеспечения обязательства, возникшего перед ним у Принципала.
Комментируемая статья, да и Закон в целом дает лишь понятие Принципала, не ограничивая круг лиц, которые могут стать им.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что обратиться за гарантией Тульской области может любое лицо, как физическое, так и юридическое, а также муниципальное образование Тульской области.
При этом, необходимо отметить, что хотя Законом прямо не ограничивается круг лиц, которые могут обратиться к Тульской области с просьбой выдать гарантию по его обязательствам, косвенно в ч. 7 ст. 2 комментируемого Закона упоминается о том, что гарантия Тульской области выдается по инвестиционным проектам
Статья 2. Общие положения
Часть 1 статьи 2 определяет перечень документов, на основании которых предоставляются области.
Этими документами являются:
1) закон Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год;
2) решения администрации Тульской области;
3) договора о предоставлении государственной гарантии Тульской области.
Необходимо отметить, что для получения Гарантии Тульской области необходимо, наличие всех трех документов, указанных в Законе.
То есть, в законе Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год должно быть прописано о предоставлении гарантии;
Также по этому поводу должно быть принято решение администрации Тульской области и заключен договор о предоставлении государственной гарантии Тульской области.
2. Договор о предоставлении Гарантии Тульской области заключается между Гарантом и Принципалом.
В случае, если в момент предоставления Гарантии Тульской области невозможно установить Бенефициара или Бенефициарами является неопределенный круг лиц, Договор о предоставлении Гарантии Тульской области заключается между Гарантом и Принципалом. Получателем такой Гарантии является Принципал.
3. Помимо основного Договора заключается также Договор об обеспечении регрессных требований Гаранта, который заключается между Гарантом и Принципалом.
Этот Договор определяет порядок и сроки возмещения Принципалом Гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных Гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по Гарантии Тульской области.
Таким образом, в случае если Тульская область, выступая в качестве Гаранта оплачивает за основного должника денежные средства, то согласно Договору об обеспечении регрессных требований эти средства должны быть возвращены в бюджет области.
4. Форма, содержание Гарантии Тульской области, Договора о предоставлении Гарантии Тульской области и Договора об обеспечении регрессных требований Гаранта устанавливаются в соответствии с требованиями гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации.
5. Гарантию Тульской области, Договор о предоставлении Гарантии Тульской области и Договор об обеспечении регрессных требований Гаранта оформляет финансовый орган Тульской области.
6. Гарантии Тульской области предоставляются в пределах общей суммы предоставляемых Гарантий Тульской области, указанной в законе Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона.
7. Государственные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств бюджета Тульской области предоставляются на конкурсной основе. Порядок конкурсного отбора устанавливается администрацией Тульской области.
В настоящее время порядок предоставления государственных гарантий Тульской области по инвестиционным проектам не принят, но в Тульской области действует постановление Администрации Тульской области от 28 марта 2003 г. N 163 "Об утверждении Порядка проведения конкурсов инвестиционных проектов и оказания государственной поддержки за счет средств бюджета Тульской области"
Статья 3. Право предоставления Гарантий Тульской области
Комментируемая статья четко устанавливает, что право предоставлять Гарантии Тульской области принадлежит администрации Тульской области.
Статья 4. Порядок представления и рассмотрения документов на предоставление Гарантий Тульской области
Комментируемая статья определяет порядок и сроки предоставления и рассмотрения документов на предоставление Гарантий Тульской области, а также указывает причины по которым может быть отказано в предоставлении гарантий Тульской области.
Статья 5. Требования к обеспечению исполнения обязательств Принципала перед Гарантом
Комментируемая статья устанавливает способы обеспечения регрессных требований Тульской области по Гарантиям Тульской области к Принципалу.
В качестве таких способов устанавливаются: банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества.
Размер такого обеспечения должен составлять не менее 100 процентов от суммы предоставляемой .
Предоставляемое Принципалом обеспечение исполнения своих обязательств перед Гарантом должно иметь высокую степень ликвидности, то есть если это имущество, то оно должно иметь спрос на рынке и в случае необходимости может быть реализовано по рыночной стоимости в самые короткие сроки.
Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации или по денежным обязательствам перед бюджетом Тульской области, а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме Гарантии Тульской области.
Указанные нормы позволяют обеспечить возврат денежных сумм, уплаченных по предоставленным Гарантиям Тульской области в бюджет области.
Оценка имущества, предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим оценочную деятельность в РФ является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Оценка ликвидности банковской гарантии, поручительства осуществляется финансовым органом Тульской области в установленном им порядке.
Статья 6. Исполнение Гарантий Тульской области
Комментируемая статья устанавливает порядок исполнения Гарантий Тульской области и порядок отражения такого исполнения в отчете об исполнении бюджета Тульской области на текущий год.
Исполнение Гарантий, (в случае необходимости) осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, предусмотренных на указанные цели в законе Тульской области о бюджете Тульской области на соответствующий финансовый год (см. комментарий к статье 2), и подлежит отражению в отчете об исполнении бюджета Тульской области.
Статья 7. Порядок учета Гарантий Тульской области
Согласно комментируемой статье общая сумма обязательств, вытекающих из Гарантий Тульской области в валюте Российской Федерации, а также Гарантий Тульской области в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), включается в состав государственного внутреннего долга Тульской области как вид долгового обязательства.
Финансовый орган Тульской области ведет учет выданных Гарантий Тульской области, исполнения обязательств Принципала, обеспеченных Гарантией Тульской области, осуществления Гарантом платежей по выданным Гарантиям Тульской области в государственной долговой книге Тульской области.
Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность принципал представить в финансовый орган Тульской области информацию:
1) о получении кредита в срок не позднее первого рабочего дня, следующего за днем его получения;
2) о целевом использовании полученных средств в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их использования;
3) о платежах по исполнению своих обязательств перед , обеспеченных Гарантией Тульской области, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их осуществления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 12 ноября 2007 г. N 900-ЗТО "О порядке предоставления государственных гарантий Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"