Комментарий к Закону Тульской области от 9 июня 2008 г. N 1024-ЗТО
"О видах избирательных систем, порядке и условиях их применения при
проведении муниципальных выборов в Тульской области"
Комментируемая статья устанавливает виды избирательных систем при проведении муниципальных выборов в Тульской области.
1) При выборах глав муниципальных образований устанавливается мажоритарная избирательная система относительного большинства.
Суть данной системы заключается в том, что при проведении выборов победившим признается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
2) При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления в Тульской области:
а) избирательная система относительного большинства, когда избранным считается зарегистрированный кандидат (кандидаты), набравший (набравшие) большее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам);
б) избирательная система, при которой депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов по единому избирательному округу, при этом к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, получившие не менее семи процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании (далее - пропорциональная избирательная система);
в) избирательная система, при которой часть депутатов от их установленной численности избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, остальные депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов по пропорциональной избирательной системе (далее - смешанная избирательная система).
Таким образом, если по выборам главы МО все достаточно ясно, то при выборах депутатов Законом признается возможным применение нескольких видов избирательных систем. Вид их конкретного применения в том или ином МО Тульской области устанавливает статья 2 комментируемого Закона.
Необходимо отметить, что комментируемый Закон не упоминает об обязательном минимуме участия избирателей в голосовании.
Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися необходимо, чтобы в голосовании приняли участие не менее 20 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования: Закон Тульской области от 13 апреля 2005 г. N 567-ЗТО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" пп. 1 ч. 2 ст. 79; Закон Тульской области от 13 апреля 2005 г. N 568-ЗТО "О выборах главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления" (пп. 1 ч. 8 ст. 72).
Комментируемая статья четко разграничивает применение той или иной избирательной системы в зависимости от статуса муниципального образования Тульской области и численности избирателей в нем на день принятия решения о назначении выборов депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления:
1) в муниципальных образованиях, наделенных статусом муниципального района, вне зависимости от численности избирателей, применяется смешанная избирательная система.
При этом не менее половины депутатов избирается по пропорциональной избирательной системе, а другая часть - по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
Статусом муниципального района на сегодняшний день в Тульской области обладают следующие МО:
Алексинский район
Арсеньевский район
Белевский район
Богородицкий район
Веневский район
Воловский район
Дубенский район
Ефремовский район
Заокский район
Каменский район
Кимовский район
Киреевский район
Куркинский район
Ленинский район
Новомосковский район
Одоевский район
Плавский район
Суворовский район
Тепло-огаревский район
Узловский район
Чернский район
Щекинский район
Ясногорский район
2) в муниципальных образованиях, наделенных статусом городского округа и имеющих численность избирателей не менее 400 тысяч человек, применяется пропорциональная избирательная система.
То есть избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии (избирательные объединения), которые принимают участие в выборах, а затем в зависимости от того, какое количество голосов набрала та или иная партия (избирательное объединение) распределяются депутатские места.
Принять участие в таком распределении депутатских мест может только та партия (избирательное объединение) которая набрала при голосовании не менее 7% голосов избирателей принявших участие в голосовании.
Распределение производится по специальному списку кандидатов, начиная от кандидатов, которые стоят в списке первыми, и далее по числу распределенных для избирательного объединения депутатских мест.
Статусом городского округа, имеющего численность избирателей не менее 400 тысяч человек на сегодняшний день в Тульской области обладает МО город Тула.
3) в муниципальных образованиях, наделенных статусом городского округа, городского поселения и имеющих численность избирателей не менее 20 тысяч человек, применяется смешанная избирательная система.
Таким образом, так же как и для МО, имеющих статус муниципального района, так же и для МО со статусом городского округа, городского поселения и имеющих численность избирателей не менее 20 тысяч человек устанавливается одинаковая избирательная система - смешанная.
При этом не менее половины депутатов избирается по пропорциональной избирательной системе, а другая часть - по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
4) Для всех остальных МО Тульской области, а именно:
- МО, наделенных статусом городского округа, городского поселения и имеющих численность избирателей более 10 тысяч, но менее 20 тысяч человек применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства с образованием одномандатных избирательных округов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одномандатный избирательный округ - избирательный округ, в котором избирается один депутат;
- МО, наделенных статусом городского округа, городского поселения и имеющих численность избирателей менее 10 тысяч человек;
- МО, наделенных статусом сельского поселения, вне зависимости от численности избирателей;
применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства с образованием многомандатных избирательных округов.
Многомандатный избирательный округ - избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
Таким образом, отличие одномандатных избирательных округов от многомандатных избирательных округов заключается в том, что если в МО образуются одномандатные избирательные округа, то население этого МО делится на несколько округов, в каждом из которых образуется своя избирательная комиссия, и каждый округ избирает только одного "своего" депутата, за которого проголосовало большее число избирателей этого округа.
Если же образован многомандатный избирательный округ, то в нем существует несколько депутатских мест (не более 5), то есть избиратели избирают сразу нескольких депутатов.
Преимущество образования многомандатных избирательных округов заключается в том, что в этом случае экономится достаточно большое количество бюджетных средств, так как образуется всего одна, а не несколько избирательных комиссий, не потребуется и изготовление избирательных бюллетеней по отдельным округам, так как все избиратели смогут использовать один и тот же бюллетень, подготовленный для голосования в многомандатном округе.
Именно этим обстоятельством и обусловлено решение законодателей об образовании в МО, где количество избирателей составляет менее 10 тысяч человек и МО, наделенных статусом сельского поселения, многомандатных избирательных округов.
Комментируемая статья устанавливает, что положения законов Тульской области, а также уставов муниципальных образований, содержащие иные, чем установлены настоящим Законом, виды избирательных систем и порядок их применения, распространяются только на правоотношения, возникшие в связи с проведением дополнительных выборов депутатов представительных органов, сформированных на муниципальных выборах 30 октября 2005 года.
Это положение означает, что положения настоящего Закона будут распространяться на вновь назначенные выборы глав МО и депутатов представительных органов МО после 30 октября 2005 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 9 июня 2008 г. N 1024-ЗТО "О видах избирательных систем, порядке и условиях их применения при проведении муниципальных выборов в Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"