Комментарий к Закону Тульской области от 8 мая 2008 г. N 995-ЗТО
"О животном мире"
Комментируемая статья устанавливает предмет регулирования настоящего Закона.
Законом регулируются отношения в сфере охраны и использования животного мира, в том числе в сфере рыболовства и водных биологических ресурсов, а также в сфере сохранения и восстановления среды обитания объектов животного мира в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех компонентов животного мира, создания условий для его устойчивого существования, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды на территории Тульской области.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Таким образом, настоящий Закон Тульской области принят во исполнение ст. 72 Конституции РФ и Федерального закона N 52-ФЗ.
Смежные комментируемому Закону нормы в Тульской области регулируются:
- Законом Тульской области от 8 мая 2008 г. N 997-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов в сфере особо охраняемых природных территорий Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 24 апреля 2008 г. N 61/2844);
- Законом Тульской области от 5 декабря 2007 г. N 920-ЗТО "Об охране окружающей среды на территории Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 22 ноября 2007 г. N 54/2499);
- Постановлением Администрации Тульской области от 23 апреля 2008 г. N 233 "О памятниках природы регионального значения";
- Постановлением Администрации Тульской области от 16 мая 2008 г. N 265 "О Красной книге Тульской области".
Комментируемая статья определяет полномочия Тульской областной Думы в сфере охраны и использования животного мира
К полномочиям Тульской областной Думы в сфере охраны и использования животного мира относятся:
1) принятие законов области в сфере охраны и использования животного мира;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов области в сфере охраны и использования животного мира;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Иные полномочия, в частности установлены статьей 6.1. Федерального закона N 52-ФЗ "О животном мире", а именно:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;
- учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
- разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;
- участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.
Комментируемая статья устанавливает полномочия администрации Тульской области в сфере охраны и использования животного мира
К полномочиям администрации Тульской области в сфере охраны и использования животного мира относятся:
1) осуществление государственного управления в сфере охраны и использования животного мира;
2) разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере охраны и использования животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области, а также осуществление контроля за их исполнением;
3) определение органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в сфере охраны и использования животного мира;
4) разработка и реализация областных целевых программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;
5) участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральным органом исполнительной власти;
6) введение на территории Тульской области ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
7) осуществление прав собственника от имени Тульской области на объекты животного мира, а также водные биологические ресурсы;
8) установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
9) организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, предшествующей принятию органами исполнительной власти Тульской области хозяйственных решений, способных повлиять на объекты животного мира и среду их обитания;
10) определение видов пользования животным миром, не указанных в Федеральном законе от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире";
11) расширение или ограничение прав пользователей животным миром в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
12) определение порядка добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
13) определение случаев, допускающих изъятие из среды обитания объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и других) для использования полезных свойств их жизнедеятельности;
14) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
В соответствии со статьей 7 Закона Тульской области от 5 декабря 2007 г. N 920-ЗТО "Об охране окружающей среды на территории Тульской области" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
На территории Тульской области осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в области экологической экспертизы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
Постановлением Администрации Тульской области от 18 апреля 2007 г. N 197 "Об определении экспертного органа, уполномоченного на проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр" определено, что департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам уполномоченным экспертным органом по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Положение о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам утверждено постановлением Администрации Тульской области от 5 мая 2006 г. N 230.
В соответствии с указанным положением, департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности на территории области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями губернатора и администрации Тульской области деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Комментируемая статья определяет полномочия органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в сфере охраны и использования животного мира.
Комментируемой статьей определяется порядок содержания и разведения объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания
Устанавливается, что на территории Тульской области допускается содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на основании разрешений, выдаваемых уполномоченным органом, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие ветеринарно-санитарные и зоогигиенические требования к их содержанию.
Комментируемая статья устанавливает порядок охраны животного мира и среды его обитания на особо охраняемых природных территориях Тульской области
Данная статья содержит отсылочные нормы к Закону Тульской области "Об особо охраняемых природных территориях Тульской области", который устанавливает режим особой охраны особо охраняемых природных территорий.
Необходимо отметить, что такого Закона в Тульской области не принято. На сегодняшний день принят и действует Закон Тульской области с несколько иным названием "О регулировании отдельных вопросов в сфере особо охраняемых природных территорий Тульской области". Скорее всего, законодатель имеет в виду именно этот Закон.
Комментируемой статьей определяется порядок нормирования в сфере использования и охраны животного мира и среды его обитания
Нормирование в сфере использования и охраны животного мира и среды его обитания в Тульской области заключается в установлении объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира и стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира и среды их обитания, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Разработка объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира осуществляется уполномоченным органом.
Установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира и среды их обитания осуществляется администрацией Тульской области на основании представления уполномоченного органа.
Уполномоченный орган осуществляет согласование объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Комментируемой статьей определяется порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Тульской области.
Положение о порядке ведения Красной книги Тульской области утверждено Постановлением Администрации Тульской области от 16 мая 2008 г. N 265.
Порядок учреждения и ведения Красной книги Тульской области установлен также Законом Тульской области от 5 декабря 2007 года N 920-ЗТО "Об охране окружающей среды на территории Тульской области".
В соответствии со статьей 9 указанного Закона Тульской области в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Тульской области, которая является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Тульской области.
Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Тульской области, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.
Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Ведение Красной книги Тульской области осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Тульской области.
Издание Красной книги Тульской области осуществляется не реже одного раза в 10 лет.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тульской области обеспечивает организацию издания Красной книги Тульской области, а в периоды между изданиями - подготовку и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Тульской области и исключенных из нее (с изменениями и дополнениями), которые являются составной частью Красной книги Тульской области.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Тульской области, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красную книгу Тульской области, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 8 мая 2008 г. N 995-ЗТО "О животном мире" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"