Комментарий к Закону Тульской области от 18 июля 2008 г. N 1073-ЗТО
"О стандартах качества государственных услуг Тульской области"
Комментируемая статья устанавливает предмет регулирования Закона, который регулирует отношения, связанные со стандартами качества государственных услуг Тульской области, и направлен на повышение эффективности и качества деятельности органов исполнительной власти Тульской области по обеспечению реализации прав и интересов граждан путем внедрения в практику их деятельности стандартов качества государственных услуг Тульской области.
Комментируемый закон не устанавливает стандартов качества государственных услуг, его нормы устанавливают Принципы разработки стандартов качества государственных услуг Тульской области; Требования к содержанию стандарта качества государственной услуги и порядок проведения оценки соответствия качества государственных услуг.
Принятие комментируемого закона связано, прежде всего, с административной реформой РФ, концепция которой на в 2006 - 2010 годы одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
В соответствии с указанной концепцией основной ее целью является разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.
Концепцией административной реформы в РФ определяется, что в 2006 году должна быть осуществлена разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, их внедрение на федеральном и региональном уровнях;
В 2007 году в рамках административной реформы осуществляется работа в том числе по направлению внедрения приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов и электронных административных регламентов;
В 2008 году в рамках административной реформы осуществляется работа по следующим направлениям:
- разработка и внедрение основных стандартов государственных услуг и административных регламентов (в том числе электронных административных регламентов) в органах исполнительной власти в ходе реализации ведомственных и региональных программ проведения административной реформы;
В Разделе "Стандартизация и регламентация" концепции административной реформы указывается, что отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, то есть обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время не существует необходимой нормативно-правовой базы для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включая услуги общего экономического характера, не сформированы перечни государственных услуг. Не эффективна существующая система обратной связи с пользователями государственных услуг.
Административно-управленческие процессы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостаточно организованы и часто не эффективны. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Целями мероприятий этого направления являются разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
В первую очередь должны быть разработаны и внедрены стандарты массовых общественно значимых государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан. Это, в частности, услуги, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним (включая земельные участки), выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, регистрацией и трудоустройством безработных граждан, и другие государственные услуги. Перечень государственных услуг, которые предоставляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в отношении которых требуется первоочередная разработка и внедрение стандартов и административных регламентов, должен быть утвержден Правительственной комиссией по проведению административной реформы.
Комментируемая статья устанавливает понятия, применяемые для целей Закона:
Вводятся три понятия:
1) получатель государственной услуги - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее - гражданин) или организация, обратившиеся непосредственно, а также через своего представителя в орган, оказывающий государственную услугу, для реализации прав либо законных интересов или исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей;
2) орган, оказывающий государственную услугу - орган исполнительной власти Тульской области, а также государственное учреждение, иная некоммерческая или коммерческая организация, уполномоченные оказывать государственную услугу в соответствии с действующим законодательством;
3) стандарт качества государственной услуги - совокупность требований к качеству государственной услуги.
Комментируемая статья устанавливает принципы разработки стандартов качества государственных услуг Тульской области:
1) выполнимость требований стандартов;
2) максимальный учет при разработке стандартов интересов получателей государственных услуг;
3) обеспечение единообразного применения стандартов качества государственных услуг.
Комментируемая статья определяет требования к содержанию стандарта качества государственной услуги:
1. Стандарт качества государственной услуги должен отражать факторы, определяющие качество государственной услуги.
2. Стандарт качества государственной услуги содержит требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качество государственной услуги в целом, а также на каждом этапе ее оказания, включая:
1) обращение за государственной услугой, ее оформление и регистрацию;
2) ожидание государственной услуги, ее получение;
3) оценку качества государственной услуги;
4) рассмотрение жалоб (претензий) получателя государственной услуги.
3. Исходя из особенностей оказания государственных услуг, стандарт качества государственной услуги также должен содержать:
порядок обращения в орган, оказывающий государственную услугу, в том числе получение бланков обращений (заявлений) и регистрация обращений (заявлений);
перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;
состав и последовательность действий получателя государственной услуги и органа, оказывающего государственную услугу;
срок оказания государственной услуги;
перечень оснований для отказа в оказании государственной услуги;
порядок исправления возможных недостатков оказанной государственной услуги;
порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб (претензий).
Таким образом, каждый стандарт качества, регламентирующий порядок предоставления соответствующей государственной услуги должен в обязательном порядке соответствовать установленным комментируемой статьей требованиям.
Комментируемой статьей определены требования к структуре стандарта качества государственной услуги.
1. Структура стандарта качества государственной услуги содержит следующие разделы:
1) категорию получателей государственной услуги;
2) описание государственной услуги;
3) требования к информационному обеспечению получателей государственной услуги при обращении за оказанием государственной услуги и в ходе получения государственной услуги;
4) порядок получения государственной услуги;
5) защиту интересов получателя государственной услуги.
2. Структура стандарта качества государственной услуги должна обеспечивать:
своевременную, полную и достоверную информацию о государственной услуге и порядке ее оказания (наименование, содержание, предмет услуги, ее количественные и качественные характеристики, единицы изменения услуги, сведения о получателях услуги, включая льготную категорию граждан и т.п.);
учет потребностей и предпочтений получателей государственной услуги;
предоставление предусмотренных действующим законодательством льгот и преимуществ при оказании государственной услуги;
защиту экономических интересов получателя государственной услуги, в том числе путем обеспечения соразмерности сопутствующих оказанию услуги расходов;
возмещение вреда, причиненного при оказании (отказе в оказании) государственной услуги;
обжалование действий (бездействия) и решений, принятых при оказании государственной услуги.
3. Стандарт качества государственной услуги утверждается администрацией Тульской области.
4. Администрацией Тульской области могут разрабатываться дополнительные требования к качеству государственной услуги, в том числе для отдельных этапов оказания государственной услуги.
Соответственно, стандарты качества, регламентирующие порядок предоставления соответствующей государственной услуги должны соответствовать в совокупности требованиям, установленным статьями 4, 5 комментируемого закона.
Комментируемая статья определяет порядок проведения оценки соответствия качества государственных услуг
Указанная статья содержит отсылочную норму, согласно которой порядок проведения оценки соответствия качества фактически оказанных государственных услуг установленным стандартам качества государственных услуг Тульской области устанавливается администрацией Тульской области.
В настоящее время соответствующий нормативный акт Администрацией Тульской области не принят.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 18 июля 2008 г. N 1073-ЗТО "О стандартах качества государственных услуг Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"