Комментарий к Закону Тульской области от 5 декабря 2007 г. N 920-ЗТО
"Об охране окружающей среды на территории Тульской области"
Комментируемая статья устанавливает какими нормативными актами в Тульской области могут регулироваться вопросы в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с комментируемой статьей законодательство Тульской области в сфере охраны окружающей среды состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Тульской области.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральное законодательство, и Закон Тульской области гласят, что по вопросам охраны природной среды могут быть приняты помимо Закона также иные нормативные акты на уровне субъекта РФ, например постановления Администрации и Губернатора Тульской области.
В настоящее время в Тульской области приняты и действуют следующие нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей природной среды:
Закон Тульской области от 8 мая 2008 г. N 997-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов в сфере особо охраняемых природных территорий Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 24 апреля 2008 г. N 61/2844)
Закон Тульской области от 8 мая 2008 г. N 995-ЗТО "О животном мире" (принят постановлением Тульской областной Думы от 24 апреля 2008 г. N 61/2842)
Закон Тульской области от 29 декабря 2006 г. N 787-ЗТО "Об Областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Тульской области на 2007-2011 годы" (принят постановлением Тульской областной Думы от 20 декабря 2006 г. N 41/1788) (с изменениями и дополнениями)
Постановление Администрации Тульской области от 23 апреля 2008 г. N 233 "О памятниках природы регионального значения"
Постановление Администрации Тульской области от 16 мая 2008 г. N 265 "О Красной книге Тульской области"
Постановление Администрации Тульской области от 5 мая 2006 г. N 230 "Об утверждении Положения о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам" (с изменениями и дополнениями)
Постановление Администрации Тульской области от 5 марта 2008 г. N 108 "Об утверждении перечней должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль и региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Тульской области" (с изменениями и дополнениями)
Постановление Администрации Тульской области от 18 апреля 2007 г. N 197 "Об определении экспертного органа, уполномоченного на проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр"
Комментируемая статья определяет объекты охраны окружающей среды в Тульской области.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
1) земли, недра, почвы;
2) поверхностные и подземные воды;
3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
4) атмосферный воздух.
Комментируемая статья устанавливает полномочия Тульской областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К ним относятся:
1) принятие законов области в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов области в области охраны окружающей среды;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья определяет полномочия администрации Тульской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К ним относятся:
1) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Тульской области;
2) разработка и принятие нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Тульской области, а также осуществление контроля за их исполнением;
3) утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Тульской области, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Тульской области);
4) установление порядка осуществления производственного экологического контроля и представления сведений о его результатах;
5) утверждение порядка проведения экологического аудита на территории Тульской области;
6) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
7) организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории Тульской области;
8) учреждение Красной книги Тульской области и определение порядка ее ведения;
9) образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
10) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Тульской области;
11) организация взаимодействия органов исполнительной власти Тульской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в области охраны окружающей среды;
12) координация деятельности органов исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды;
13) определение органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в области охраны окружающей среды;
14) определение органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в области экологической экспертизы;
15) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
16) утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов;
17) проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
18) осуществление мер по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;
19) введение ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории Тульской области, а также стимулирование производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
20) введение ограничений на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулирование передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
21) определение порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов, по представлениям территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти;
22) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья определяет полномочия органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в области охраны окружающей среды
Органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в области охраны окружающей среды в настоящее время является Департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам"
Положение о нем утверждено постановлением Администрации Тульской области от 5 мая 2006 г. N 230.
В соответствии с указанным Постановлением - Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности на территории области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями губернатора и администрации Тульской области деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере лесных и водных отношений.
К полномочиям органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в области охраны окружающей среды (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Тульской области), относятся:
1) осуществление государственного управления в области охраны окружающей среды;
2) участие в определении и реализации основных направлений охраны окружающей среды на территории Тульской области;
3) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Тульской области;
4) разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Тульской области в области охраны окружающей среды, а также осуществление контроля за их исполнением;
5) разработка и реализация областных целевых программ в области охраны окружающей среды, участие в реализации на территории области федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
6) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Тульской области;
7) осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Тульской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
8) внесение предложений по установлению нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
9) привлечение виновных лиц к административной ответственности за совершение экологических правонарушений;
10) обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
11) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
12) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области;
13) контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
14) ведение Красной книги Тульской области;
15) внесение предложений об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, организация управления и контроля в области охраны и использования таких территорий;
16) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Тульской области;
17) участие в организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Тульской области;
18) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории Тульской области;
19) выдача разрешений на выбросы и сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в соответствии со своей компетенцией;
20) установление сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха;
21) организация совместно с органами местного самоуправления городских и сельских поселений работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и сельских поселениях Тульской области;
22) установление лимитов на размещение отходов производства и потребления;
23) участие в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
24) участие в реализации мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
25) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья устанавливает основные положения об экологическом аудите в Тульской области
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;
В Тульской области экологический аудит проводится с целью установления достоверности соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Экологический аудит осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности в добровольном порядке по собственной инициативе или по предложению уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области.
Общие требования к центрам по обучению специалистов в области экологического аудита в системе Госкомэкологии России порядок их аккредитации утверждены Госкомэкологией РФ 31 мая 1999 г. N 01-22/24-154.
Комментируемая статья устанавливает основные положения об экологической экспертизе в Тульской области и полномочия Органа исполнительной власти Тульской области, уполномоченного в области экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
На территории Тульской области осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
В соответствии с указанным Федеральным законом:
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Орган исполнительной власти Тульской области, уполномоченный в области экологической экспертизы, осуществляет в пределах своей компетенции следующие полномочия:
1) осуществление в установленном порядке организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
2) осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
3) осуществление информирования населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;
4) получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Тульской области;
5) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Тульской области и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории Тульской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
6) образование экспертной комиссии и утверждение ее персонального состава для проведения экологической экспертизы конкретного объекта, назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии;
7) привлечение к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии экспертов государственной экологической экспертизы и выдача им соответствующих заданий;
8) оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы на договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы;
10) определение срока, в течение которого положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу;
11) утверждение заключения общественной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам, утвержденным . постановлением Администрации Тульской области от 5 мая 2006 г. N 230 департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере лесных и водных отношений.
Комментируемая статья устанавливает основные положения об общественной экологической экспертизе в Тульской области.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в области экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется органу исполнительной власти Тульской области, уполномоченному в области экологической экспертизы, который в течение четырнадцати календарных дней с момента регистрации заключения в указанном органе рассматривает представленное заключение и принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении заключения.
Орган исполнительной власти Тульской области, уполномоченный в области экологической экспертизы, имеет право не утверждать заключение общественной экологической экспертизы в случаях:
1) нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
2) несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов;
3) несоответствия экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам, утвержденным . постановлением Администрации Тульской области от 5 мая 2006 г. N 230 департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере лесных и водных отношений.
Комментируемая статья определяет общий порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов в Тульской области.
В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Тульской области, которая является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Тульской области.
Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Тульской области, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.
Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Положение о порядке ведения Красной книги Тульской области утверждено постановлением Администрации Тульской области от 16 мая 2008 г. N 265 "О Красной книге Тульской области"
В соответствии с указанным положением Красная книга Тульской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Тульской области.
Ведение Красной книги Тульской области осуществляется департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Тульской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями.
Издание Красной книги Тульской области осуществляется не реже одного раза в 10 лет.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тульской области (Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам) обеспечивает организацию издания Красной книги Тульской области, а в периоды между изданиями - подготовку и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Тульской области и исключенных из нее (с изменениями и дополнениями), которые являются составной частью Красной книги Тульской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 5 декабря 2007 г. N 920-ЗТО "Об охране окружающей среды на территории Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"