Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 2 октября 2008 г. N 620
Концепция
долгосрочной целевой программы "Организация отдыха
и оздоровления детей в Тульской области на 2009-2011 годы"
17 мая 2011 г.
Постановлением Администрации Тульской области от 17 мая 2011 г. N 397 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Существовавшая до 1991 года на территории Тульской области система организации детского отдыха характеризовалась полной доступностью. Это обеспечивалось разветвленной сетью детских оздоровительных учреждений (в середине 80-х годов детей принимали более 50 загородных стационарных лагерей) и малыми затратами семей на пребывание в них детей. Финансирование осуществлялось профсоюзами, содержание лагерей было возложено на хозяйствующие субъекты.
После появления у организаций полномочий по самостоятельному определению порядка использования собственных средств, а также утраты профессиональными союзами ряда функций, оплата отдыха и оздоровления детей стала производиться за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Кроме того, часть средств выделялась работодателями и изыскивалась родителями детей. Тем не менее, общие затраты на оздоровление детей за 20 лет значительно снизились.
Как следствие на территории области на протяжении 18 лет отмечается постоянная тенденция к сокращению численности загородных оздоровительных учреждений. В 2008 году детей принимал только 21 сезонный загородный лагерь. Этот процесс обусловлен депрессивным состоянием многих предприятий оборонной и приборостроительной промышленности, закрытием шахт Подмосковного угольного бассейна. Им принадлежала значительная часть ликвидированных детских оздоровительных учреждений. Дополнительным фактором служит отказ крупных промышленных предприятий (в том числе и успешно функционирующих) от содержания лагерей в целях максимизации прибыли. Доход, получаемый от реализации путевок, не позволяет аккумулировать ресурсы, необходимые для консервации лагеря на зимний период и его подготовку к летнему сезону. Причиной является отсутствие современного менеджмента, нежелание реализовывать путевки на свободном рынке, недостаточность у собственников средств для инвестирования в развитие учреждений.
В связи с нежеланием работодателей выделять соответствующие ассигнования, а также более качественными условиями проживания и оздоровления, предоставляемыми санаторными учреждениями, в Тульской области отмечено изменение соотношения основных форм отдыха. В 2006 году в оздоровительных лагерях побывало 25% от общего числа отдохнувших летом детей, в санаториях - 6%. В 2007 году данное соотношение составило 22% и 12%, в 2008 году - 24% и 10%. Это повлекло снижение общего количества детей, отдохнувших в загородных санаторных и оздоровительных учреждениях, при росте общих затрат на приобретение путевок в данные учреждения. При этом эффективность оздоровления ребенка в санаторном оздоровительном лагере (94%) незначительно превышает аналогичный показатель для оздоровительного лагеря (89%).
В Тульской области по состоянию на 1 января 2008 года проживало 167260 детей школьного возраста. По итогам профилактических осмотров детского населения школьного возраста, проведенных муниципальными учреждениями здравоохранения в 2007 году, 23,3% относятся к I группе здоровья, 54,2% - ко II группе, 20,1% - к III группе, 2,2% - к IV группе, 0,2% - к V группе. В Тульской области проживает более 30 тысяч детей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и в районах, имеющих статус зоны с правом на отселение.
В 2008 году общее число детей в возрасте до 17 лет, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления, составило более 97000 человек, в том числе летом - 78866 детей. Из них в санаторные учреждения и загородные лагеря было направлено 8,3 тысячи и 18,6 тысяч детей соответственно. Таким образом, значительное количество детей, имеющих показания к пребыванию в загородных учреждениях, в том числе и проживающих на "чернобыльских" территориях, оказывается не охваченным данным оздоровлением, что негативно сказывается на их здоровье.
В качестве замены предлагается отдых детей на базе лагерей с дневным пребыванием, палаточных лагерей, многодневных походов. Сложившаяся на данный момент структура оздоровления детей решает, в основном, вопросы их отдыха и занятости в каникулярный период.
При этом выделение путевок является эффективным механизмом адресной социальной поддержки семей с детьми, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведение специализированных профильных лагерей для одаренных детей позволит более эффективно развивать и использовать образовательный потенциал населения.
Наличие ряда проблем в действующей системе детского оздоровления на территории Тульской области требует комплексного и целевого подхода в их решении. Использование программно-целевого метода с оценкой эффективности и результативности проводимых мероприятий позволит не только повысить уровень предоставляемых оздоровительных услуг для детей на территории Тульской области, но и осуществить дальнейшее развитие и совершенствование сложившейся системы.
В результате реализации мероприятий программы более 70% детей в возрасте от 7 до 17 лет будет обеспечено организованным отдыхом и оздоровлением в течение года.
Постановлением Администрации Тульской области от 17 мая 2011 г. N 397 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели, задачи, основные мероприятия и сроки
реализации долгосрочной целевой программы
Долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) нацелена на:
а) комплексное решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей в Тульской области;
б) обеспечение детей Тульской области современными оздоровительными услугами, оказываемыми государственными и муниципальными учреждениями Тульской области, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Для достижения поставленных целей будут решаться следующие задачи:
совершенствование и развитие системы отдыха и оздоровления детей в Тульской области за счет повышения качества оздоровительных услуг;
обеспечение в первоочередном порядке отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
дальнейшее совершенствование областных профильных программ отдыха и оздоровления одаренных детей, детей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных организаций, детей, проявивших особые способности и таланты в сфере культуры и искусства, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение условий для сохранения и дальнейшего развития материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления;
совершенствование в государственных и муниципальных учреждениях, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, условий для выполнения санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское обслуживание, закаливание организма, режим питания, формирование навыков здорового образа жизни.
Решение проблемы обеспечения доступности качественных оздоровительных услуг, оказываемых учреждениями, расположенными в Тульской области, реализация мер, направленных на сохранение действующих оздоровительных учреждений, развитие материально-технической базы муниципальных лагерей, позволят повысить эффективность решения задач Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 года:
поддержка молодых семей, имеющих детей (путем предоставления льготных путевок, организации оздоровления детей во всех видах лагерей и иных формах организованного отдыха);
усиление профилактической направленности медицинской деятельности (путем укрепления здоровья детей, относящихся к I и II группам здоровья, достижения эффекта снижения заболеваемости детей в течение учебного года);
создание благоприятных условий для реализации высокого образовательного потенциала населения и условий для развития массового спорта и спорта высоких достижений (путем проведения специализированных профильных и тематических лагерей для одаренных детей, в том числе и спортсменов);
снижение дифференциации в уровне жизни населения Тульской области (путем повышения качества оздоровительных услуг, оказываемых муниципальными лагерями для детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума).
В рамках Программы предусматривается реализация двух подпрограмм: "Организация отдыха и оздоровления детей" и "Развитие загородной оздоровительной базы".
В рамках первой подпрограммы будет осуществляться:
предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей (закупка путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей, организация палаточных лагерей, многодневных походов и др.);
организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
организация областных профильных лагерей органами исполнительной власти Тульской области, в компетенцию которых входит осуществление подобного вида деятельности (департамент социального развития Тульской области, департамент образования Тульской области, департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике);
информационное сопровождение оздоровительной кампании детей. Будет создана база данных о тульских оздоровительных лагерях с возможностью доступа к ней через сеть Интернет. Это позволит в режиме реального времени фиксировать негативные отзывы о качестве оздоровительных услуг и принимать соответствующие меры. Вместе с тем, у оздоровительных учреждений появится возможность довести информацию о предоставлении услуг по оздоровлению детей до населения иных регионов, с целью привлечения дополнительных средств в сферу организации детского отдыха на территории Тульской области.
В рамках второй подпрограммы предусматривается укрепление материально-технической базы муниципальных и государственных учреждений Тульской области, деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Сроки реализации Программы: 2009-2011 годы.
Постановлением Администрации Тульской области от 17 мая 2011 г. N 397 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
На реализацию Программы планируется направить средства бюджета Тульской области, предусмотренные на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей.
Государственный заказчик Программы: департамент социального развития Тульской области.
Органы исполнительной власти Тульской области - участники реализации мероприятий Программы: департамент образования Тульской области, департамент здравоохранения Тульской области, департамент социального развития Тульской области, департамент Тульской области по спорту, туризму и молодежной политике, департамент культуры Тульской области, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию. Также участвуют исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов Тульской области.
Выделение средств бюджета Тульской области в рамках Программы планируется осуществлять по следующим основным направлениям:
мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей;
развитие загородной оздоровительной базы.
Использование в рамках единой Программы средств бюджета Тульской области на мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и на развитие муниципальных загородных оздоровительных учреждений позволит загрузить в полном объеме реконструированные лагеря, обеспечить им благоприятные условия для начала работы и не допустить срыва детской оздоровительной кампании.
Реализация Программы будет способствовать:
интенсификации развития оздоровительных учреждений (за счет внедрения систем отопления, систем доочистки воды, строительства стационарных корпусов и дач, переноса туалетов, умывальников и душевых с улиц в жилые помещения);
адаптации оздоровительных учреждений к изменениям цен на энергоносители и коммунальные услуги;
созданию информационной системы, обеспечивающей непрерывный мониторинг качества оздоровительных услуг и незамедлительному реагированию на жалобы;
реализации невостребованных путевок на рынке Москвы и Московской области, где предъявляются высокие требования к качеству услуг по оздоровлению детей в лагерях;
усилению конкуренции среди поставщиков детских оздоровительных путевок, что будет вызвано появлением на рынке оздоровительных учреждений, предлагающих качественные услуги по низким ценам;
повышению безопасности пребывания детей в лагере, что будет обусловлено наличием всего комплекса оборудования, необходимого для надлежащего соблюдения санитарных и пожарных норм;
возможности долгосрочного планирования использования бюджетных средств на конкурсной основе, обусловленной наличием конкуренции и гарантированным открытием лагерей-поставщиков.
Средства бюджета области, направляемые на развитие загородной оздоровительной базы, будут использованы для проведения мероприятий по развитию и совершенствованию сложившейся материально-технической базы муниципальных оздоровительных лагерей, а именно (с указанием ожидаемых затрат на весь срок действия Программы):
а) на подготовку проектов и последующую реконструкцию, проведение капитальных ремонтов (с ориентировочным объемом необходимых средств бюджета Тульской области):
жилых корпусов с оборудованием в них отопления, санитарных узлов, водоснабжения (муниципальное учреждение "Оздоровительный лагерь "Юность", оздоровительный лагерь имени Саши Чекалина - филиал муниципального оздоровительного учреждения социального обслуживания детей и молодежи "Орленок" (со стационаром), загородный оздоровительный лагерь "Салют", муниципальное образовательное учреждение "Детский оздоровительный лагерь для детей и подростков "Ласточка") - 2,0 млн. рублей;
пищеблоков, медицинских блоков (корпусов) и закупку для них современного оборудования длительного использования (муниципальное учреждение "Оздоровительный лагерь "Юность", оздоровительный лагерь имени Саши Чекалина - филиал муниципального оздоровительного учреждения социального обслуживания детей и молодежи "Орленок" (со стационаром) - 2,8 млн. рублей;
б) электромонтажные работы, замена внешней и внутренней электропроводки в корпусах и зданиях (загородный оздоровительный лагерь "Салют", оздоровительный лагерь имени Саши Чекалина - филиал муниципального оздоровительного учреждения социального обслуживания детей и молодежи "Орленок" (со стационаром), оздоровительный лагерь "Орленок" - структурное подразделение муниципального оздоровительного учреждения социального обслуживания детей и молодежи "Орленок" (со стационаром), муниципальное образовательное учреждение "Детский оздоровительный лагерь для детей и подростков "Ласточка", муниципальное учреждение "Оздоровительный лагерь "Юность") - 3,6 млн. рублей;
в) укрепление базы стационарного палаточного лагеря "Мыс доброй надежды" (Веневский район) как площадки для проведения палаточных лагерей, организованных муниципальными образованиями - 300 тыс. рублей.
При подготовке Программы муниципальным образованиям будет предложено осуществлять укрепление материально-технической базы лагерей на условиях софинансирования.
Общие затраты на организацию отдыха и оздоровления детей, развитие загородной оздоровительной базы, с учетом бюджетов иных уровней составят:
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность (млн. руб.) |
|||
всего |
в том числе по годам: |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
|||
Финансовые ресурсы |
млн. руб. |
683,8832 |
61,1927 |
295,6622 |
327,0283 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджет области |
млн. руб. |
671,0082 |
59,00 |
290,1920 |
321,8162 |
местные бюджеты |
млн. руб. |
12,8750 |
2,1927 |
5,4702 |
5,2121 |
из них: |
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
млн. руб. |
22,6813 |
1,9508 |
5,0195 |
15,7110 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
бюджет области |
млн. руб. |
17,9906 |
1,5481 |
4,0245 |
12,4180 |
местные бюджеты |
млн. руб. |
4,6907 |
0,4027 |
0,9950 |
3,2930 |
Контроль и анализ исполнения мероприятий Программы осуществляет департамент социального развития Тульской области, который обобщает информацию о ходе реализации Программы с отчетом исполнителей Программы и ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы из бюджета Тульской области.
Объемы финансирования мероприятий Программы на 2009-2011 годы за счет средств бюджета области ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании проекта бюджета области на соответствующий год.
Постановлением Администрации Тульской области от 17 мая 2011 г. N 397 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Реализация мероприятий программно-целевым методом с оценкой эффективности и результативности мероприятий позволит осуществить дальнейшее развитие и совершенствование сложившейся системы детского отдыха на территории Тульской области и позволит достичь следующих результатов:
а) обеспечение организованным отдыхом и оздоровлением более 70% детей в возрасте от 7 до 17 лет от общего количества детей данной возрастной группы;
б) повышение эффективности оздоровительной работы в Тульской области в летний период по следующим основным формам: в загородных оздоровительных лагерях - на 2%, в лагерях с дневным пребыванием - на 2%, и стабильность показателя оздоровительного эффекта в санаторных оздоровительных лагерях - 95%;
в) обеспечение организованным отдыхом и оздоровлением более 60% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общего количества детей данной категории;
г) полное удовлетворение потребности в оздоровлении на базе загородных оздоровительных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - воспитанников государственных образовательных учреждений Тульской области (школы-интернаты и детские дома), от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - воспитанников данных учреждений;
д) увеличение доли воспитанников государственных образовательных учреждений Тульской области (коррекционные школы), получивших оздоровление в лагерях с дневным пребыванием детей, от общего количества воспитанников данных учреждений на 1,6%;
е) увеличение доли детей - участников областных профильных программ, от общего количества получивших оздоровление в летний период детей на 0,3%;
ж) укрепление материально-технической базы муниципальных загородных оздоровительных учреждений Тульской области, и улучшение их деятельности на рынке оздоровительных услуг, в том числе:
увеличение доли детей, получивших оздоровительные услуги в летний период в муниципальных загородных оздоровительных учреждениях Тульской области, от общего количества детей, получивших оздоровление в загородных оздоровительных учреждениях Тульской области, на 2,5%;
увеличение доли койко-мест, размещенных в стационарных жилых корпусах муниципальных загородных оздоровительных учреждений Тульской области, оборудованных канализацией и водоснабжением, от общего количества койко-мест в данных учреждениях на 25,2%;
повышение эффективности оздоровительной работы в летний период в муниципальных загородных оздоровительных учреждениях Тульской области (в разрезе данных учреждений, являющихся участниками Программы);
участие всех муниципальных загородных оздоровительных учреждений Тульской области в размещении заказов на право поставки детских оздоровительных путевок (на оказание услуг по оздоровлению детей).
Реализация Программы в период 2009-2011 годов позволит достичь:
улучшения демографической ситуации за счет сохранения и улучшения здоровья детей, которые достигнут детородного возраста в период с 2012 по 2020 годы;
обеспечения адресной поддержки малоимущих семей с несовершеннолетними детьми;
выравнивания качества услуг, предоставляемых загородными оздоровительными лагерями, и обеспечения их равнодоступности всем детям, проживающим на территории Тульской области;
обеспечения экономии средств работодателей и Фонда социального страхования при оформлении родителям пособий по уходу за заболевшими детьми;
повышения образовательного уровня детей;
возможность привлечения муниципальными учреждениями отдыха и оздоровления детей дополнительных средств за счет реализации путевок за пределами Тульской области;
увеличения объема используемых на территории региона средств, выделяемых на проведение оздоровительной кампании детей из различных источников.
обеспечения доступности оздоровительных услуг для детей, организация отдыха которых до 1 января 2010 года финансировалась за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 2 октября 2008 г. N 620 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.