Комментарий к Закону Тульской области от 12 ноября 2007 г. N 902-ЗТО
"О жилищном фонде Тульской области"
Комментируемая статья устанавливает понятие жилищного фонда Тульской области. Это совокупность жилых помещений, принадлежащих Тульской области на праве собственности.
В зависимости от целей использования жилищный фонд Тульской области подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма в соответствии с комментируемым Законом;
2) специализированный жилищный фонд - жилые помещения, предназначенные для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области от 3 мая 2007 года N 820-ЗТО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области".
Комментируемая статья определяет порядок управления жилищным фондом Тульской области, государственного учета и контроля за его использованием и сохранностью.
Государственный учет жилищного фонда Тульской области, контроль за его использованием и сохранностью осуществляет орган по управлению государственным имуществом Тульской области.
Указанным органом является Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, положение о котором утверждено постановлением Администрации Тульской области от 21 января 2008 г. N 34.
Управление жилищным фондом Тульской области производится в порядке, установленном администрацией Тульской области.
В настоящее время принято и действует Положение о комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Тульской области, утвержденное постановлением Администрации Тульской области от 22 декабря 2006 г. N 618.
Комиссия создана в целях решения вопросов признания помещений жилищного фонда Тульской области жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Основными задачами Комиссии являются:
- рассмотрение вопросов о техническом состоянии жилых домов (жилых помещений) жилищного фонда Тульской области;
- решение вопросов о признании помещения жилищного фонда Тульской области жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Комментируемая статья устанавливает категории граждан, имеющие право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.
Во-первых, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Во-вторых, реабилитированные лица, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае их возвращения для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.
Перечень лиц, указанных в комментируемой статье является исчерпывающим, то есть никаким другим лицам, помимо поименованных выше по договорам социального найма жилье из собственности Тульской области предоставляться не может.
Данная норма полностью согласуется с ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ в соответствии с которым жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации указанным в нем категориям граждан.
Что касается малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, то этой категории лиц по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
Комментируемая статья определяет порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма
Положение об организации работы по ведению учета граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма в городе Туле утверждено Постановлением Главы администрации города Тулы от 29 февраля 2008 г. N 703
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право граждане, отнесенные к категориям граждан, указанным в статье 3 комментируемого Закона, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным пунктами 1-3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Указанные граждане обращаются с заявлением по месту жительства, либо по месту пребывания в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (см. комментарий к статье 2 Закона).
При обращении в орган учета представляют подлинники и копии документов, подтверждающих право граждан на предоставление жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма, действительные на дату обращения в орган учета. Копии после сличения с подлинниками документов заверяются органом учета и приобщаются к материалам учетного дела. Заявление о принятии на учет регистрируется органом учета в книге регистрации заявлений граждан с целью принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма, по форме, указанной в приложении 4 к настоящему Закону.
Гражданину-заявителю должностным лицом органа учета, принявшим представленные документы, выдается расписка в получении документов, копий документов с указанием их перечня, даты и времени их получения органом учета, фамилии и должности принявшего документы должностного лица. Датой и временем получения органом учета документов считаются дата и время представления полного комплекта документов, указанных в части 2 комментируемой статьи.
При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами в один день, их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом документов.
Орган учета в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривает его и принимает решение.
Решение фиксируется в книге регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма.
На гражданина, принятого на учет, формируется одно учетное дело, в котором должны содержаться все документы (копии), являющиеся основанием для принятия на учет.
Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета.
Орган учета не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет доводит до сведения гражданина принятое решение.
Орган учета ежегодно исходя из срока приема заявлений проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете. Результаты перерегистрации заносятся в Книгу очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области, предоставляемых по договорам социального найма.
Граждане, принятые на учет, обязаны в течение 10 дней сообщать в орган учета об изменении обстоятельств, влияющих на решение вопроса о предоставлении жилого помещения (изменение жилищных условий, состава семьи и пр.).
Орган учета вправе затребовать от гражданина представления документов, подтверждающих изменение этих обстоятельств.
Право состоять на учете сохраняется за гражданином до получения им жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма или до снятия его с учета.
Гражданин снимается с учета в случае:
1) подачи им по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты им оснований, дающих ему право на получение жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма;
3) выявления в документах, представленных им в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
4) выезда его на место жительства в другое муниципальное образование;
5) получения им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
6) предоставления ему в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Орган учета не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или снятии с учета гражданина доводит до сведения органа, уполномоченного администрацией Тульской области на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, о принятом решении.
Уполномоченный орган на основании сведений, полученных из органов учета, включает гражданина в сводный список на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.
Сводные списки граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области формируются по каждой категории в отдельности, исходя из даты постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.
Ведение списков осуществляется в специальных журналах, прошнурованных, пронумерованных, скрепленных печатью. В журналах не допускаются подчистки, поправки, а изменения, вносимые на основании документов, должны заверяться должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение списков.
Граждане, поставленные на учет в один и тот же день в органах местного самоуправления, указываются уполномоченным органом в сводном списке по алфавиту.
Копии сводных списков направляются в органы местного самоуправления. Сводные списки вывешиваются для всеобщего обозрения.
Комментируемая статья устанавливает порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 60 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Типовой договор социального найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315.
Таким образом, предоставление жилья по социальному найму - это предоставление жилья для пользования. При этом распоряжаться предоставленным жильем, то есть продать подарить и т.д. наниматель не имеет права.
В соответствии со ст. 61 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Основные права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма установлены статьей 67 Жилищного Кодекса РФ.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке:
1) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;
2) сдавать жилое помещение в поднаем;
3) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;
4) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;
5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Помимо этого в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (статья 2) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях приватизации.
Указанная норма о приватизации жилого помещения действует согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) до 1 марта 2010 г.
Статья 83 Жилищного кодекса РФ устанавливает правила расторжения и прекращения договора социального найма жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.
В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками граждан на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа.
Жилые помещения жилищного фонда Тульской области предоставляются на всех членов семьи, проживающих совместно с гражданином, включенных им в заявление о принятии на учет. Общая площадь предоставляемого жилого помещения, приходящаяся на одного человека, не должна быть менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органом местного самоуправления, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение площадью менее нормы предоставления на одного человека может предоставляться только с согласия гражданина без снятия его с учета.
Жилое помещение может быть предоставлено одиноким гражданам общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений.
Перед принятием решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда Тульской области уполномоченный орган информирует орган учета о необходимости представления обновленных документов на гражданина, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Закона.
Гражданин уведомляется о принятом уполномоченным органом решении о предоставлении ему жилого помещения жилищного фонда Тульской области по договору социального найма в письменной форме с указанием даты прибытия в уполномоченный орган для оформления договора социального найма.
В случае отказа гражданина от предлагаемого жилого помещения это жилое помещение предоставляется другому гражданину в порядке очередности, о чем принимается соответствующее решение.
Отказ гражданина оформляется в виде письменного заявления произвольной формы с указанием причины отказа.
Копия решения о предоставлении гражданину жилого помещения направляется уполномоченным органом в орган учета для принятия решения о снятии гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 12 ноября 2007 г. N 902-ЗТО "О жилищном фонде Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"