Комментарий к Закону Тульской области от 17 декабря 2007 г. N 929-ЗТО
"О приватизации имущества, находящегося в государственной
собственности Тульской области"
Комментируемая статья определяет отношения, регулируемые комментируемым Законом.
Комментируемый Закон принят в соответствии и во исполнение Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и регулирует отношения, возникающие при приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области, и связанные с ними отношения по управлению имуществом области.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Часть 2 статьи 3 закона 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" гласит, что сфера его действия, не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Таким образом, сфера действия комментируемого закона также не распространяется на приведенный выше перечень имущества и оно не может быть приватизировано в соответствии с комментируемым законом.
Комментируемая статья устанавливает перечень законодательных актов Тульской области, которые регулируют отношения по приватизации имущества Тульской области.
Законодательство Тульской области о приватизации имущества области состоит из:
- Закона Тульской области от 9 ноября 1999 года N 158-ЗТО "О государственной собственности Тульской области",
- настоящего Закона
- иных нормативных правовых актов Тульской области.
Среди иных нормативных актов, принятых в Тульской области необходимо отметить:
1) Постановление Администрации Тульской области от 27 октября 2008 г. N 669 "О мерах по реализации Закона Тульской области "О приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области" которым утверждены:
- Порядок подведения итогов продажи имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области, и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области, без объявления цены;
- Порядок оплаты имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области, отчуждаемого в соответствии с законодательством о приватизации;
- Порядок осуществления от имени Тульской области полномочий высшего органа управления открытого акционерного общества - общего собрания акционеров в случае, если в собственности Тульской области находится 100 процентов акций открытого акционерного общества;
- Порядок голосования победителем конкурса в органах управления открытого акционерного общества при продаже акций, находящихся в государственной собственности Тульской области, до перехода к победителю конкурса права собственности на указанные акции, по вопросам, указанным в пункте 19 статьи 20 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- Порядок разработки и утверждения условий конкурса при приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области, путем его продажи на конкурсе, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий
·2) Распоряжение территориального управления Минимущества России по Тульской области от 9 июня 2004 г. N 110-р "Об утверждении перечня документов, необходимых для принятия решения о приватизации земельных участков, и порядка приватизации земельных участков"
Помимо этого, Тульской областной Думой ежегодно принимаются Законы Тульской области о прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Тульской области на текущий год.
Комментируемая статья определяет полномочия Тульской областной Думы в сфере приватизации имущества области.
К полномочиям Тульской областной Думы в сфере приватизации имущества области относятся:
1) принятие закона Тульской области о приватизации имущества области;
2) принятие закона Тульской области о прогнозном плане (программе) приватизации имущества области на очередной финансовый год;
3) заслушивание отчета органа по управлению государственным имуществом Тульской области о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации имущества области за прошедший год и получение ежеквартальной информации от специализированного государственного учреждения при администрации Тульской области (далее - специализированное учреждение по продаже государственного имущества) о продаже имущества области в порядке, установленном законодательством о приватизации;
4) осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере приватизации.
Комментируемая статья определяет полномочия администрации Тульской области в сфере приватизации имущества области.
К полномочиям администрации Тульской области в сфере приватизации имущества области относятся:
1) организация разработки и представление губернатору Тульской области для внесения в Тульскую областную Думу проекта закона Тульской области о прогнозном плане (программе) приватизации имущества области на очередной финансовый год;
2) информационное обеспечение приватизации имущества области в соответствии с настоящим Законом;
3) установление порядка подведения итогов продажи имущества области и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи имущества области без объявления цены;
4) установление порядка оплаты имущества области, отчуждаемого в соответствии с законодательством о приватизации;
5) принятие решения о предоставлении рассрочки в случае приватизации имущества области путем его продажи без объявления цены;
6) принятие решений об использовании специального права на участие Тульской области в управлении открытыми акционерными обществами (далее - специальное право ("золотая акция")) при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий и о прекращении действия специального права ("золотой акции");
7) назначение представителя Тульской области в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества в случае принятия решения об использовании специального права ("золотой акции"), замена соответствующего представителя в совете директоров (наблюдательном совете) или ревизионной комиссии открытого акционерного общества, а также утверждение положения о деятельности таких представителей Тульской области;
8) определение порядка осуществления от имени Тульской области полномочий высшего органа управления открытого акционерного общества - общего собрания акционеров в случае, если в собственности Тульской области находится 100 процентов акций открытого акционерного общества;
9) установление порядка голосования победителем конкурса в органах управления открытого акционерного общества при продаже акций, находящихся в государственной собственности Тульской области, до перехода к победителю конкурса права собственности на указанные акции, по вопросам, указанным в пункте 19 статьи 20 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества";
10) определение в случае продажи имущественного комплекса унитарного предприятия Тульской области порядка согласования указанным унитарным предприятием с победителем конкурса и собственником в лице органа по управлению государственным имуществом Тульской области совершения сделок и иных действий, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", до перехода к победителю конкурса права собственности на указанное унитарное предприятие;
11) принятие решения о возможности увеличения уставного капитала, созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества с долей акций, находящихся в государственной собственности Тульской области, с сохранением, уменьшением доли Тульской области или без сохранения доли Тульской области в уставном капитале данного открытого акционерного общества в соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества";
12) установление порядка разработки и утверждения условий конкурса при приватизации имущества области путем его продажи на конкурсе, порядка контроля за их исполнением и порядка подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий;
13) принятие решения об установлении ограничений, предусмотренных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и иными федеральными законами, которыми обременяется отчуждаемое в порядке приватизации имущество области, и обременения соответствующего имущества области в установленном законодательством порядке публичным сервитутом;
14) принятие решения о прекращении обременения приватизируемого (приватизированного) имущества области, в том числе публичного сервитута, или об изменении их условий;
15) осуществление контроля за приватизацией имущества области;
16) направление в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о результатах приватизации имущества области за прошедший год;
17) направление в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложений о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году в порядке, определенном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";
18) осуществление иных полномочий в сфере приватизации имущества области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья устанавливает полномочия органа по управлению государственным имуществом Тульской области в сфере приватизации имущества области.
К полномочиям органа по управлению государственным имуществом Тульской области в сфере приватизации имущества области относятся:
1) разработка проектов законов Тульской области о прогнозном плане (программе) приватизации имущества области на очередной финансовый год, проектов нормативных правовых актов Тульской области, направленных на регулирование отношений, возникающих при приватизации имущества области, и связанных с ними отношений по управлению имуществом области;
2) принятие решений об условиях приватизации имущества области;
3) представление в Тульскую областную Думу отчета о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации имущества области за прошедший год;
4) обращение в суды с исками и выступление в судах от имени Тульской области в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Тульской области в связи с приватизацией имущества области;
5) принятие на основании прогнозного плана (программы) приватизации имущества области решений о преобразовании государственных унитарных предприятий Тульской области в открытые акционерные общества;
6) установление в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", начальной цены приватизируемого имущества области;
7) составление в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" передаточного акта и его утверждение;
8) принятие от имени Тульской области решений об учреждении открытого акционерного общества или об участии в открытом акционерном обществе, об утверждении денежной оценки вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых Тульской областью в оплату акций открытого акционерного общества, заключение от имени Тульской области письменного договора о создании открытого акционерного общества при приватизации имущества области путем внесения имущества области в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
9) согласование вопросов о совершении государственным унитарным предприятием Тульской области, имущественный комплекс которого приватизирован путем продажи его на конкурсе, сделок и иных действий, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в порядке, определенном администрацией Тульской области;
10) заключение от имени Тульской области договора доверительного управления акциями открытого акционерного общества в соответствии с законодательством о приватизации;
11) осуществление иных полномочий в сфере приватизации имущества области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья определяет полномочия специализированного учреждения по продаже государственного имущества в сфере приватизации имущества области.
К полномочиям специализированного учреждения по продаже государственного имущества в сфере приватизации имущества области относятся:
1) совершение от имени Тульской области сделок приватизации имущества области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области о приватизации;
2) представление губернатору Тульской области и в Тульскую областную Думу ежеквартальной информации о продаже имущества области в соответствии с настоящим Законом;
3) осуществление иных полномочий в сфере приватизации имущества области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья определяет порядок планирования приватизации имущества Тульской области.
Полномочия по самостоятельному планированию приватизации имущества находящегося в собственности субъектов Российской Федерации предоставлены субъектам РФ статьей 10 федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с указанной статьей порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.
1. Органы исполнительной власти Тульской области не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года направляют в орган по управлению государственным имуществом Тульской области предложения о приватизации находящихся в их ведении государственных унитарных предприятий Тульской области, а также находящихся в собственности Тульской области акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного имущества области.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в собственности Тульской области, иные юридические лица и граждане вправе направлять в орган по управлению государственным имуществом Тульской области, свои предложения о приватизации имущества области в очередном финансовом году.
3. Прогнозный план (программа) приватизации имущества области составляется на очередной финансовый год и содержит:
1) цели приватизации, приоритеты при проведении приватизации, механизм реализации, экономическое обоснование;
2) перечень государственных унитарных предприятий Тульской области, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества;
3) перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Тульской области и предполагаются к приватизации, с указанием количества акций, находящихся в собственности Тульской области, и количества акций, предполагаемых к приватизации;
4) перечень открытых акционерных обществ, в уставные капиталы которых планируется внесение имущества области, с указанием приобретаемой доли собственности Тульской области в их уставных капиталах;
5) перечень иного имущества области, планируемого к приватизации;
6) указание на использование специального права ("золотой акции") в установленных законодательством случаях;
7) по каждому объекту приватизации - его наименование, данные, позволяющие индивидуализировать объект приватизации, сведения о земельных участках, способ приватизации, предполагаемые сроки приватизации и иные необходимые для приватизации сведения;
8) прогнозируемые доходы от приватизации имущества области, в том числе по каждому объекту приватизации;
9) размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации имущества области.
4. Проект закона Тульской области о прогнозном плане (программе) приватизации имущества области вносится губернатором Тульской области в Тульскую областную Думу одновременно с проектом закона Тульской области о бюджете Тульской области на очередной финансовый год.
Комментируемая статья определяет порядок принятия решения об условиях приватизации имущества области.
1. Решение об условиях приватизации имущества области принимается органом по управлению государственным имуществом Тульской области в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации имущества области.
2. В решении об условиях приватизации имущества области должны содержаться следующие сведения:
1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
2) способ приватизации имущества;
3) нормативная цена;
4) срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
5) об обременениях, в том числе публичных сервитутах, при наличии таковых;
6) иные необходимые для приватизации имущества сведения.
3. В случае приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия Тульской области решением об условиях приватизации имущества области также утверждается:
1) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия Тульской области, определенный в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества";
2) перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия Тульской области.
4. В случае приватизации имущества области путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество решением об условиях приватизации имущества области:
1) утверждается состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия Тульской области, определенный в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества";
2) утверждается перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия Тульской области;
3) утверждается устав открытого акционерного общества;
4) до первого общего собрания акционеров назначается директор (генеральный директор), определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, назначаются члены ревизионной комиссии (ревизор) открытого акционерного общества.
5. Со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации имущества области и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия органа по управлению государственным имуществом Тульской области, выраженного от имени Тульской области:
1) сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;
2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;
3) получать кредиты;
4) осуществлять выпуск ценных бумаг;
5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.
Комментируемая статья определяет порядок информационного обеспечение приватизации имущества Тульской области.
Информационное обеспечение процесса приватизации имущества области осуществляется администрацией Тульской области в газете "Тульские известия" в соответствии с требованиями Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Таким образом, комментируемая статья содержит отсылочную норму к Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Статья 15 закона 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определяет правила информационного обеспечения приватизации государственного и муниципального имущества.
В частности, указанная статья 15 закона 178-ФЗ гласит, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества.
Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества подлежат следующие сведения:
- наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения;
- наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
- способ приватизации;
- начальная цена;
- форма подачи предложений о цене;
- условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
- порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);
- исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;
- срок заключения договора купли-продажи;
- порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи;
- ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества;
- иные указанные в настоящем Федеральном законе сведения, а также сведения, перечень которых устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются:
- порядок определения победителей;
- размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов;
- место и срок подведения итогов;
- условия конкурса (при продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе);
- форма бланка заявки (при продаже акций на специализированном аукционе).
При продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательному включению в информационное сообщение подлежат также следующие сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:
- полное наименование, почтовый адрес и место нахождения открытого акционерного общества;
- размер уставного капитала открытого акционерного общества, общее количество и категории выпущенных акций, их номинальная стоимость;
- площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество открытого акционерного общества;
- обязательства открытого акционерного общества, в том числе перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами;
- балансовый отчет открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения;
- перечень основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется открытым акционерным обществом;
- численность работников открытого акционерного общества;
- сведения о доле продукции (работ, услуг) открытого акционерного общества, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.
С иными сведениями об открытом акционерном обществе покупатели имеют право ознакомиться в месте, указанном в информационном сообщении.
Со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество (далее - претендент), имеет право предварительного ознакомления с информацией о подлежащем приватизации имуществе.
Информация о результатах сделок приватизации государственного и муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации в месячный срок со дня совершения указанных сделок.
Обязательному опубликованию подлежит следующая информация о совершенных сделках приватизации государственного и муниципального имущества:
- наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
- цена сделки приватизации;
- имя (наименование) покупателя.
Часть 2 комментируемой статьи определяет, что Администрация Тульской области вправе устанавливать дополнительный перечень сведений, подлежащих опубликованию в информационном сообщении.
Комментируемая статья определяет порядок предоставления отчета о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации имущества Тульской области.
Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации имущества области за прошедший год представляется органом по управлению государственным имуществом Тульской области губернатору Тульской области и в Тульскую областную Думу ежегодно не позднее 1 июня текущего года.
Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации имущества области за прошедший год должен содержать следующие сведения:
1) перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов государственных унитарных предприятий Тульской области, акций открытых акционерных обществ и иного имущества области с указанием способа, срока и цены сделки приватизации;
2) размер денежных средств, полученных в результате приватизации имущества области в прошедшем году и поступивших в бюджет Тульской области.
Ежеквартальная информация специализированного учреждения по продаже государственного имущества о продаже имущества области представляется губернатору Тульской области и в Тульскую областную Думу не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Широкова Т.В.
Тула,
8 января 2009 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 17 декабря 2007 г. N 929-ЗТО "О приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"