Комментарий к Закону Тульской области от 12 ноября 2007 г. N 898-ЗТО
"О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области"
Целью комментируемого Закона является законодательное регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тульской области и иными законами Тульской области отдельных земельных отношений в Тульской области в пределах полномочий области.
В соответствии со ст. 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
- резервирование,
- изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
- иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Что касается иных полномочий, то в соответствии с Земельным кодексом РФ они определяются по "остаточному" принципу. То есть к полномочиям субъекта РФ в области земельных отношений относится все, что не отнесено к полномочиям органов федеральной и муниципальной власти.
Исходя из таких "иных" полномочий в Тульской области в настоящее время приняты и действуют следующие нормативные акты в сфере земельных отношений:
· Закон Тульской области от 18 марта 2008 г. N 984-ЗТО "Об установлении на территории Тульской области цены земли при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (принят постановлением Тульской областной Думы от 29 февраля 2008 г. N 59/2781)
· Закон Тульской области от 29 декабря 2006 г. N 789-ЗТО "Об областной целевой программе "Содействие в реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007годы)" в Тульской области (2007-2011 годы)" (принят постановлением Тульской областной Думы от 20 декабря 2006 г. N 41/1791) (с изменениями и дополнениями)
· Закон Тульской области от 18 ноября 2006 г. N 755-ЗТО "Об Областной целевой программе "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Тульской области на 2006-2010 годы" (принят постановлением Тульской областной Думы от 2 ноября 2006 г. N 38/1626) (с изменениями и дополнениями)
· Закон Тульской области от 30 июня 2004 г. N 456-ЗТО "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 17 июня 2004 г. N 61/1745) (с изменениями и дополнениями)
· Закон Тульской области от 7 июня 2004 г. N 452-ЗТО "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области" (принят постановлением Тульской областной Думы от 27 мая 2004 г. N 60/1733) (с изменениями и дополнениями)
· Постановление Администрации Тульской области от 16 июля 2007 г. N 350 "Об утверждении тарифов на услуги, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, оказываемые оператором на рынке земли" (с изменениями и дополнениями)
· Постановление Администрации Тульской области от 21 марта 2007 г. N 133 "О содержании ходатайства о переводе земель или земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и составе прилагаемых к нему документов"
· Постановление Администрации Тульской области от 13 марта 2007 г. N 118 "Об определении органа, ответственного за реализацию подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на территории Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 28 декабря 2006 г. N 646 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 28 декабря 2006 г. N 645 "Об утверждении средних и минимальных значений удельных показателей кадастровой стоимости земель Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 12 октября 2006 г. N 508 "Об определении оператора на рынке земли"
· Постановление Администрации Тульской области от 24 марта 2006 г. N 146 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 10 марта 2006 г. N 122 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Тульской области" (с изменениями и дополнениями)
· Постановление Администрации Тульской области от 25 ноября 2008 г. N 750 "Об утверждении кадастровой стоимости лесных земель лесного фонда на территории Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 7 июня 2005 г. N 422 "Об утверждении Порядка согласования проектов договоров аренды земельных участков"
· Постановление Администрации Тульской области от 27 апреля 2005 г. N 332 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 19 апреля 2005 г. N 292 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 1 апреля 2004 г. N 176 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений Тульской области"
· Постановление Администрации Тульской области от 29 мая 2002 г. N 308 "Об областной межведомственной комиссии по обеспечению эффективности использования земельных ресурсов и контролю за поступлением в бюджет области доходов от арендной платы за землю" (с изменениями и дополнениями)
Также субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Комментируемая статья определяет порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в собственности области.
Предоставление может осуществляться двумя способами:
- с предварительным согласованием места размещения объекта строительства;
- без предварительного согласования места размещения объекта строительства.
I. 1) Для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства заинтересованное лицо должно сначала подать заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в администрацию Тульской области.
То есть заявитель просит администрацию области выбрать для него конкретный земельный участок в том районе, где он хотел бы осуществлять строительство и согласовать, то есть разрешить конкретное место размещения будущего объекта строительства - здания либо иного сооружения.
4) Комментируемая статья не ограничивает, на каком праве может быть предоставлен земельный участок для строительства. Соответственно земельный участок может быть предоставлен на правах:
- Собственности (ст. 15 ЗК РФ);
- Аренды (ст. 22 ЗК РФ);
- Безвозмездного срочного пользования (ст. 24 ЗК РФ);
- Постоянного бессрочного пользования (ст. 20 ЗК РФ).
При этом необходимо учитывать, что предоставление земельного участка для строительства на вышеперечисленных правах осуществляется с соблюдением норм земельного законодательства РФ.
5) Администрация области обязана в двухнедельный срок со дня получения заявления направить в соответствующий орган местного самоуправления обращение об обеспечении выбора земельного участка.
6) Орган местного самоуправления обязан предоставить в администрацию области акт о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной и санитарно-защитной зоны.
Срок предоставления такого акта комментируемым законом не установлен.
7) После предоставления органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка администрация области в двухмесячный срок принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта.
Перечень причин, по которым заявителю может быть отказано в согласовании места размещения объекта комментируемый закон не устанавливает.
Пунктом 7 ст. 31 Земельного кодекса РФ закреплено, что копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Пункт 9 ст. 31 ЗК РФ гласит, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
8) Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 8 ст. 31 ЗК РФ указанное решение действует в течение трех лет.
9) Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается в двухнедельный срок администрацией области после получения заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка.
Таким образом, после получения разрешения о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке заинтересованное лицо должно подать в администрацию области заявление о предоставлении земельного участка.
II. При предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в собственности области, без предварительного согласования места размещения объекта администрация области принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Помимо этого, частью 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Это правило действует за исключением случаев, когда земельный участок, который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Порядок приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) установлен статьей 38 Земельного кодекса РФ.
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным Кодексом РФ.
Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков утверждены постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 Земельного Кодекса (см. комментарий к статье 3 Закона).
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 Земельного Кодекса (см. комментарий к статье 3 Закона).
III. Публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков для строительства осуществляется в газете "Тульские известия" и в печатном средстве массовой информации, учрежденном для опубликования муниципальных правовых актов муниципального района (городского округа) по месту нахождения земельного участка.
Комментируемая статья определяет порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности области, для целей, не связанных со строительством.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в собственности области, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в администрацию области.
Таким образом комментируемая статья четко определяет, что для целей, не связанных со строительством земельный участок может быть предоставлен на праве:
- Собственности (ст. 15 ЗК РФ);
- Аренды (ст. 22 ЗК РФ);
В заявлении, которое заинтересованное лицо подает в Администрацию Тульской области должны быть указаны:
- цель использования земельного участка,
- размер земельного участка;
- местоположение земельного участка;
- испрашиваемое право на землю;
- в случае предоставления земельного участка в аренду - сроки пользования земельным участком.
После получения заявления от заинтересованного в предоставлении земельного участка лица, орган по управлению государственным имуществом Тульской области должен осуществить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются заявителю.
В указанной информации должно содержаться:
1) указание на то, на каком праве (аренда или собственность) предоставляется земельный участок;
2) условия (за плату или бесплатно) его предоставления;
3) предполагаемые размеры земельного участка;
4) местоположение земельного участка;
5) срок, в течение которого принимаются заявления от других лиц о предоставлении земельного участка;
6) другие необходимые сведения.
Опубликование указанной информации необходимо для того, чтобы иные лица, которые также заинтересованы в предоставлении данного земельного участка имели возможность заявить о своем намерении в Администрацию области.
В случае наличия более одного заявления о предоставлении земельного участка испрашиваемый земельный участок предоставляется в собственность либо в аренду на торгах (конкурсах, аукционах), решение о проведении которых принимает администрация области (см. комментарий к статье 3 Закона).
Данная информация должна быть заблаговременно опубликована в газете "Тульские известия" и в печатном средстве массовой информации, учрежденном для опубликования муниципальных правовых актов муниципального района (городского округа) по месту нахождения земельного участка.
В месячный срок со дня опубликования информации, предусмотренной частью 3 комментируемой статьи, администрация области направляет в соответствующий орган местного самоуправления обращение об обеспечении изготовления проекта границ земельного участка и его утверждении.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования информации, указанной в части 3 комментируемой статьи, иные заявления о предоставлении соответствующего земельного участка не поступили, администрация области после представления утвержденного проекта границ земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче земельного участка в аренду с приложением проекта его границ.
Таким образом, комментируемый закон не упоминает о том, что в предоставлении земельного участка может быть отказано.
На практике, это, конечно, может произойти. Отказ в предоставлении земельного участка возможен по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
Например, земельный участок может быть ограничен в обороте (статья 27 Земельного кодекса РФ) либо земельным законодательством разрешен отказ в предоставлении земельного участка (пункт 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).
В остальных случаях, в соответствии с пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в предоставлении земельных участков не допускается.
Комментируемая статья определяет правила проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель, находящихся в собственности Тульской области, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
I. Торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков из земель, находящихся в собственности области, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков организуются и проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, часть 1 комментируемой статьи содержит отсылочную норму на федеральное законодательство, регулирующее данный вопрос.
Порядок приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) установлен статьей 38 Земельного кодекса РФ.
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного Кодекса РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным Кодексом РФ.
Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков утверждены постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 Земельного Кодекса.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2 Земельного Кодекса.
В соответствии со статьей 38.1. ЗК РФ, которая определяет порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства:
1. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
2. Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
3. Аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион).
4. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса.
5. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
6. В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
7. Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
8. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
9. Организатор аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о проведении аукциона на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
10. Извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
11. Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
12. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, - для физических лиц;
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
13. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи документов.
14. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона.
15. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе
16. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока ее приема, возвращается в день ее поступления заявителю.
17. Заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
1) непредставление определенных пунктом 12 настоящей статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки.
18. Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 настоящей статьи оснований, не допускается.
19. Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.
20. Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
21. Организатор аукциона обязан вернуть внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, в течение трех дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
22. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить внесенный задаток заявителю в течение трех дней со дня регистрации отзыва заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
23. Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
24. Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а также о плате за подключение;
2) победитель аукциона;
3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.
25. Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
26. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:
1) в аукционе участвовали менее двух участников;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
27. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
28. Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
29. Информация о результатах аукциона публикуется организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В соответствии со статьей 38.2. ЗК РФ, которая определяет особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства:
1. Аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее для целей настоящей статьи - аукцион) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
2. Аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.
3. В извещении о проведении аукциона кроме сведений, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 - 9 пункта 10 статьи 38.1 настоящего Кодекса, должны быть указаны:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного участка;
2) цена выкупа земельных участков, указанных в пункте 5 статьи 30.2 настоящего Кодекса и предназначенных для жилищного и иного строительства, в расчете на единицу площади;
3) начальная цена предмета аукциона (начальная цена права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства);
4) размер арендной платы за земельный участок, предназначенный для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на единицу площади и порядок ее изменения;
5) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем;
6) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
7) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
8) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
4. Дополнительно к указанным в подпунктах 6 - 8 пункта 3 настоящей статьи требованиям могут быть установлены другие требования, касающиеся комплексного освоения земельного участка. При этом не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы победителя аукциона, кроме установленных настоящей статьей.
5. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок документы, указанные в пункте 12 статьи 38.1 настоящего Кодекса, а также документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с правилами землепользования и застройки и нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка, право на заключение договора аренды которого приобретается на аукционе.
6. Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи документов.
7. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения.
II. Администрация области определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель, находящихся в собственности области, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, начальную цену предмета таких торгов (конкурсов, аукционов), "шаг аукциона" при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, сумму задатка и порядок его внесения.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель, находящихся в собственности области, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков выступает администрация области или действующая на основании договора с ней специализированная организация.
Извещение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель, находящихся в собственности области, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков публикуется организатором таких торгов (конкурсов, аукционов) в газете "Тульские известия".
Комментируемая статья определяет порядок установления на территории области публичных сервитутов.
В соответствии со статьей 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Таким образом, сервитут - это ограничение прав собственника земельного участка, в соответствии с которым другое лицо или лица имеют право пользования чужим земельным участком, на который наложен сервитут.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Вопросы государственной регистрации сервитутов регулирует статья 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Таким образом, в соответствии с законодательством РФ сервитут подлежит государственной регистрации и является платным.
Публичные сервитуты устанавливаются в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, без изъятия земельных участков, по представлению органов государственной власти области, органов местного самоуправления, по ходатайству заинтересованных физических лиц, с учетом результатов общественных слушаний.
Решения об установлении публичного сервитута и о его прекращении принимаются администрацией области.
В соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса РФ публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Представление или ходатайство об установлении публичного сервитута подается в администрацию области.
Представление или ходатайство об установлении публичного сервитута должно содержать:
1) сведения о земельном участке, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут: кадастровый номер, категория земель, к которой относится земельный участок, его местоположение, площадь, вид разрешенного использования;
2) сведения о правах на земельный участок и его обременениях;
3) информацию о целях установления публичного сервитута, обоснование необходимости его установления;
4) информацию о предлагаемом сроке и сфере действия публичного сервитута.
Представление или ходатайство, не соответствующее требованиям, установленным частью 3 комментируемой статьи, то есть без приложения необходимых документов, возвращается лицу, которым оно подано, без рассмотрения по существу.
В трехнедельный срок со дня поступления в администрацию области представления или ходатайства об установлении публичного сервитута администрация области принимает решение о проведении общественных слушаний, а в случае, если цель, для достижения которой предлагается установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом, в том числе путем установления частного сервитута, - решение об отказе в установлении публичного сервитута без проведения общественных слушаний.
Формы проведения общественных слушаний, а также порядок их организации и проведения определяются администрацией области.
В двухнедельный срок со дня принятия решения о проведении общественных слушаний орган по управлению государственным имуществом области публикует извещение о проведении общественных слушаний по вопросу об установлении публичного сервитута в газете "Тульские известия" и направляет такое извещение собственникам, землепользователям и (или) землевладельцам земельного участка, в отношении которого предлагается установить публичный сервитут.
Общественные слушания по вопросу установления публичного сервитута проводятся в срок, указанный в извещении о проведении общественных слушаний, но не позднее месяца со дня его опубликования.
Решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении должно быть принято в течение трех месяцев со дня поступления в администрацию области представления или ходатайства об установлении публичного сервитута, за исключением случаев, установленных частью 5 комментируемой статьи.
Комментируемая статья устанавливает порядок изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, для государственных или муниципальных нужд, помимо случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) невозможностью использования земельного участка в связи с установлением публичного сервитута;
2) строительством объектов, размещение которых предусмотрено документами территориального планирования.
Что касается случаев, установленных Земельным кодексом РФ, то, в соответствии со ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Статья 49 ЗК РФ устанавливает, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статья 279 Гражданского кодекса РФ устанавливает правила выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Комментируемая статья устанавливает порядок предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных участков.
Право на получение в безвозмездное срочное пользование земельных участков в виде служебных наделов на территории области помимо категорий работников, имеющих право на их получение в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют следующие категории работников:
1) работники организаций транспорта;
2) работники организаций лесного хозяйства;
3) работники организаций лесной промышленности;
4) работники охотничьих хозяйств;
5) работники государственных природных заповедников и национальных парков.
Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование гражданам, относящимся к категориям работников, указанным в части 1 комментируемой статьи, при условии, если они проработали в соответствующих организациях не менее 5 лет, и при наличии у этих организаций свободных земельных участков в размерах, не превышающих 0,2 га на одного работника.
Таким образом, комментируемая статья устанавливает порядок предоставления в безвозмездное срочное пользование служебных наделов, имеющихся у организации, где работают лица, имеющие право на их получение в соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ.
Что касается общих оснований, предоставления земли в безвозмездное срочное пользование, то они устанавливаются статьей 24 ЗК РФ.
В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного Кодекса, на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель находящихся в собственности граждан или юридических лиц организаций, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 Земельного Кодекса;
5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.
Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.
Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.
Комментируемая статья устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Тульской области.
Комментируемая норма части первой статьи 7 устанавливает, что арендная плата за землю может быть определена по каждому конкретному земельному участку на основании независимой оценки в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и рыночной стоимости объекта оценки.
При этом комментируемый Закон дает оговорку, что этот порядок действует, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим нормативный порядок регулирования данного вопроса федеральным законодательством:
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2002 г. вступил в действие Земельный кодекс РФ, пунктом 7 статьи 1 которого установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата. В силу пункта 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды и общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. До настоящего времени общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Правительством РФ не установлены.
Таким образом, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 65 ЗК РФ) и, соответственно, ссылка на определения арендной платы за землю независимой оценкой соответствует действующему законодательству РФ.
Однако, ситуация может измениться, когда все-таки Правительством РФ будет принят соответствующий нормативный акт, регулирующий общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с п. 4 ст. 22 ЗК РФ.
Что касается правил проведения оценки для определения суммы арендной платы за землю, то в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценочная деятельность должна производиться в соответствии со стандартами оценочной деятельности, которые определяют требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.
На сегодняшний день приняты и действуют ниже перечисленные федеральные стандарты оценки, которыми оценочные организации обязаны руководствоваться в совей деятельности:
· Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"
· Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)"
· Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)"
Государственный контракт на выполнение оценочных работ при предоставлении земель (земельных участков), находящихся в собственности области, в аренду заключается по результатам ежегодного конкурса, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Размер арендной платы устанавливается сроком на один год, по истечении которого подлежит пересмотру в соответствии с частью 1 комментируемой статьи.
При расторжении договора аренды земель (земельных участков), находящихся в собственности области, с прежним арендатором и заключении договора аренды с новым арендатором в случае, если с даты оценки рыночной стоимости объекта оценки прошло более шести месяцев, осуществляется повторная оценка объекта оценки в соответствии с частью 1 комментируемой статьи.
Государственным унитарным предприятиям области земли (земельные участки), находящиеся в собственности области, могут быть предоставлены в аренду на льготных условиях, состоящих в установлении минимального размера арендной платы.
Данное положение не применяется при наличии двух или более претендентов на заключение договора аренды земель (земельных участков), находящихся в собственности области.
Минимальный размер арендной платы за пользование землями (земельными участками), находящимися в собственности области, определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации.
При наличии двух или более претендентов на заключение договора аренды земель (земельных участков), находящихся в собственности области, размер арендной платы определяется по итогам торгов на право заключения договора аренды, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, но не ниже размера арендной платы, определенного в соответствии с частью 1 комментируемой статьи.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли (земельные участки), находящиеся в собственности области, устанавливаются администрацией области при утверждении примерной формы договора аренды земель (земельных участков), находящихся в собственности области.
Порядок согласования проектов договоров аренды земельных участков" утвержден постановлением Администрации Тульской области от 7 июня 2005 г. N 422 .
Комментируемая статья определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий в Тульской области.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), подлежат включению в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Перечень земель, использование которых для других целей не допускается, разрабатывается органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса, и утверждается администрацией области.
На сегодняшний день такой перечень Администрацией Тульской области не утвержден.
Комментируемая статья определяет случаи бесплатного предоставления земельных участков из собственности Тульской области в собственность гражданам и юридическим лицам.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется бесплатно:
1) в случаях, если земельный участок с расположенным на нем жилым домом предоставлен гражданину, являющемуся собственником такого жилого дома, в аренду до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
2) в случаях, связанных с переоформлением в собственность земельных участков, приобретенных гражданами в пожизненное наследуемое владение в порядке наследования после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
3) в иных случаях, установленных законами области.
2. Право на бесплатное предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, в случаях, указанных в пункте 1 части 1 комментируемой статьи, может быть использовано лицом однократно и в отношении одного земельного участка.
В добавление к нормам комментируемой статьи можно отметить, что существуют иные основания для бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц. Они установлены федеральным законодательством и статьей 10 комментируемого Закона. (см. комментарии к статье 10 Закона).
Комментируемая статья устанавливает случаи предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов за плату или бесплатно.
Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату в размере нормативной цены земельных участков, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется без проведения торгов бесплатно:
1) в случаях, если земельный участок предоставлен гражданину в аренду до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
2) в случаях, связанных с переоформлением в собственность земельных участков, приобретенных гражданами в пожизненное наследуемое владение в порядке наследования после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
3) в иных случаях, установленных законами области.
Право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с частью 2 настоящей статьи может быть использовано гражданином однократно и в отношении одного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 ст. 13 комментируемого Закона положения комментируемой статьи 10 Закона применяются к отношениям по предоставлению в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не урегулированным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормы комментируемой статьи не могут противоречить и приняты во исполнение Федерального законодательства, которым также предусмотрены случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков.
В соответствии Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" установлена процедура бесплатной передачи в собственность граждан земельных участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Пункт 8 ст. 3 названного закона 93-ФЗ дополняет Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" статьей 25.2 в соответствии с которой право собственности на выше перечисленные участки может быть зарегистрировано на основании любого документа устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок.
В дополнение к указанной норме Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дополнен статьей 28, пункт 3 которой гласит, что граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Также в целях приведения в соответствие указанным выше нормам внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с указанными изменениями обязанность юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность не распространяется на на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
- садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;
- организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.
В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками переоформляются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Комментируемая статья определяет условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для сенокошения и выпаса скота на условиях аренды. Максимальных размеры площади для предоставления для таких земельных участков установлены пунктом 2 комментируемой статьи, в соответствии с которым:
Предоставление гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота осуществляется в следующих размерах из расчета на одно животное:
крупный рогатый скот - до 1,5 га;
мелкий рогатый скот - до 0,5 га;
иной скот - до 0,15 га.
О размере арендной платы за пользование такими земельными участками см. комментарий к статье 7 комментируемого Закона.
Комментируемая статья устанавливает переходные положения комментируемого Закона.
1. Положения статьи 10 комментируемого Закона применяются к отношениям по предоставлению в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не урегулированным законодательством Российской Федерации. Смотри комментарий к статье 10 Закона.
2. Часть 2 комментируемой статьи посвящена вопросу о порядке включения и исключения земельных участков из границ населенных пунктов Тульской области и полномочий органов власти Тульской области по этому вопросу.
До 1 января 2010 года либо до принятия генеральных планов муниципальных образований Тульской области полномочия о включении и исключении земельных участков в границы населенных пунктов принадлежат Администрации Тульской области по представлению органа по управлению государственным имуществом области.
Данная норма принята в полном соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Указанный Федеральный закон был дополнен статьей 4.1. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ.
Статья 4.1 вступила в силу с 1 января 2007 г.
В соответствии с частью 4 указанной статьи:
- орган государственной власти Российской Федерации,
- орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
- орган местного самоуправления,
- физическое
- юридическое лицо,
заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
К указанному заявлению прилагается:
- кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта,
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица,
- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц.
- правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта для физических и юридических лиц.
В соответствии с частью 5 указанной статьи 4.1. орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления Заявления о включении либо исключении земельного участка из границы населенного пункта:
1) подготавливает и направляет в орган по управлению государственным имуществом Тульской области заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования.
Части 12 и 13 указанной статьи 4.1. гласят, что в течение пяти рабочих дней с даты проведения публичных слушаний по вопросу включения либо исключения земельного участка из границы населенного пункта орган местного самоуправления направляет заявление заинтересованного лица и заключение о результатах таких публичных слушаний в орган по управлению государственным имуществом Тульской области.
В соответствии с частью 14 статьи 4.1 191-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления и заключения о результатах таких публичных слушаний по вопросу включения либо исключения земельного участка из границы населенного пункта документов орган по управлению государственным имуществом Тульской области направляет эти документы для согласования в:
1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае, если предполагается включение земельных участков в границу населенного пункта либо исключение земельных участков из границы населенного пункта и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков, предоставленных воинским формированиям или органам, организациям, предприятиям, учреждениям, осуществляющим функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности;
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
3. Части 3 и 4 комментируемой статьи посвящены полномочиям органов власти Тульской области по управлению и распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в федеральной собственности которые:
- не предоставлены в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам;
- либо предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям
в случае включения их в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В соответствии с комментируемой статьей управление и распоряжению такими земельными участками осуществляется администрацией Тульской области.
Установлено ограничение, что Администрация Тульской области осуществляет управление земельными участками за исключением случаев, когда эти участки включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 3.2. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такой перечень утверждается Правительством Российской Федерации исключительно в отношении особо ценных и продуктивных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям.
Необходимо отметить, что в целом, нормы частей 3 и 4 комментируемой статьи приняты в соответствии со статьей 3.2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Указанной статьей 3.2 Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен Федеральным Законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс".
Это было сделано, прежде всего, для того, чтобы свободные земель из земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются, либо являются малоэффективными можно было использовать для жилищного строительства.
С введением статьи 3.2. в закон 137-ФЗ стало возможно включать такие земельные участки в границы населенных пунктов.
Что касается конкретных полномочий Администрации Тульской области в отношении таких земельных участков, то в соответствии с указанной статьей 3.2. эти полномочия передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков сельскохозяйственного назначения для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 3.2. Закона 137-ФЗ.
Указанные полномочия Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации имеет право осуществлять переданные ему полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе:
- прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, аренды земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы им в предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации порядке либо принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на указанные земельные участки в соответствии с пунктом 9 статьи 3.2. закона 137-ФЗ;
- принять решение о разделе земельных участков сельскохозяйственного назначения, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы ему соответствии со статьей 3.2 закона 137-ФЗ;
- предоставить такие земельные участки для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельных участков при наличии заявления федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых в соответствии с настоящей статьей принудительно прекращены, обязаны предоставить им в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации другие земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения, включенным в границы населенных пунктов.
5. Юридическим лицам, которые обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на право аренды указанных земельных участков, за использование таких земельных участков устанавливаются до 1 января 2010 года, а в отношении земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), - до 1 января 2013 года, следующие размеры арендной платы на год:
два процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
три десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полтора процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
6. Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации за использование иных, помимо указанных в части 5 настоящей статьи, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размеров арендной платы за указанные земельные участки устанавливается в соответствии с частями 1 - 4, 7 статьи 7 комментируемого Закона. Смотри комментарий к статье 7 Закона.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются при утверждении органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, осуществляющих распоряжение указанными земельными участками, примерной формы договора аренды таких земельных участков.
Широкова Т.В.
Тула,
17 декабря 2008 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комменатрий к Закону Тульской области от 12 ноября 2007 г. N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"