Комментарий к Закону Тульской области от 7 октября 2008 г. N 1089-ЗТО
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Тульской области"
Комментируемая статья определяет предмет регулирования Закона, который в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" регулирует отношения по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Тульской области.
В соответствии с частью 1 статьи 4 закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вышеперечисленными пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 закона N 209-ФЗ.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в вышеперечисленных пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 закона N 209-ФЗ, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в вышеперечисленных пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 закона N 209-ФЗ.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Комментируемая статья определяет полномочия Тульской областной Думы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
К полномочиям Тульской областной Думы по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:
1) осуществление законодательного регулирования по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Тульской области;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья определяет полномочия администрации Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
К полномочиям администрации Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) утверждение областных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджета Тульской области;
4) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
6) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) образование координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства;
8) утверждение перечней государственного имущества Тульской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) определение уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
10) представление бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированной информации по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информации, полученной органами государственной власти Тульской области в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
11) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья определяет полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства является Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области, положение о котором утверждено постановлением Администрации Тульской области от 31 мая 2006 г. N 263).
К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся:
1) разработка и реализация областных целевых программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
3) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджета Тульской области;
4) проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноза развития малого и среднего предпринимательства в Тульской области;
5) методическое обеспечение органов местного самоуправления в Тульской области и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
6) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области и обеспечение ее деятельности;
7) формирование региональной информационной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Тульской области на основе информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечение ее функционирования;
8) ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
9) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Комментируемая статья определяет в каких формах может оказываться поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в Тульской области.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Что конкретно представляют собой формы поддержки субъектов МиСП закреплено в нормах федерального закона 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
В соответствии со статьей 17 указанного 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 18 209-ФЗ закрепляет положения об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, оказавшие имущественную поддержку в соответствии с частью 1 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования субъектами малого и среднего предпринимательства или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленным таким субъектам и организациям государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, установленных частью 2 настоящей статьи.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 статьи 18 закона N 209-ФЗ перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
В случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренная частью 1 настоящей статьи передача прав владения и (или) пользования имуществом осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.
Статья 19 209-ФЗ говорит об информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:
1) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;
3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).
Информация, указанная в части 2 статьи 19 закона N209-ФЗ, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции.
О консультационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства говорит статья 20 закона N209-ФЗ.
Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (статья 21 закона N 209-ФЗ).
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;
2) создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;
3) учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (статья 22 закона N 209-ФЗ).
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности (статья 23 закона N 209-ФЗ).
В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности.
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
2) финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (статья 24 закона N 209-ФЗ).
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности;
3) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;
4) реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (статья 25 закона N 209-ФЗ).
Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может осуществляться в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 комментируемой статьи в случаях, предусмотренных законодательством Тульской области, субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, могут оказываться иные формы поддержки за счет средств бюджета Тульской области.
Комментируемая статья говорит о координационном и совещательном органе в области развития малого и среднего предпринимательства.
1. В Тульской области в качестве координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства создается Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации Тульской области. В качестве совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства может быть создан Общественный экспертный совет по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Положение о Координационном совете по развитию малого предпринимательства при администрации Тульской области утверждено постановлением Администрации Тульской области от 19 декабря 2005 г. N 849.
Координационный Совет по развитию малого предпринимательства при администрации Тульской области является постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях совершенствования на территории Тульской области государственной поддержки малого предпринимательства, координации деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства.
Совет осуществляет реализацию возложенных на него задач во взаимодействии с органами государственной власти Тульской области, органами местного самоуправления, субъектами малого предпринимательства, общественными организациями, а также иными организациями.
Основными задачами Совета являются:
- подготовка рекомендаций по устранению административных, нормативных и иных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
- разработка предложений по формированию областных целевых программ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Тульской области;
- разработка предложений по развитию региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- обобщение и распространение опыта деятельности субъектов малого предпринимательства и структур поддержки малого предпринимательства;
- координация деятельности создаваемых Советом рабочих групп.
Для реализации возложенных на него задач Совет имеет право:
- запрашивать и получать от органов государственной власти области и органов местного самоуправления необходимую информацию по вопросам своей деятельности;
- формировать постоянные и временные рабочие (экспертные) группы;
- привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученных и специалистов в соответствующих областях.
Состав Совета утверждается постановлением администрации Тульской области.
Председатель Совета:
- осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета;
- утверждает планы работы Совета, созывает заседания Совета, утверждает повестку дня заседаний.
Секретарь Совета оповещает членов Совета о предстоящем заседании, ведет протоколы заседаний, оформляет соответствующую документацию Совета и выполняет другие функции в соответствии с поручениями председателя Совета.
Члены Совета принимают участие в работе Совета на общественных началах.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал под руководством председателя Совета, в его отсутствие - под руководством заместителя председателя.
Решение Совета принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов Совета от числа присутствующих. В случае равенства количества голосов, решающим является голос председательствующего на заседании Совета.
Решения Совета оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
Организационно - техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета осуществляет департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области.
Часть вторая комментируемой статьи определяет цели создания Координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, к руководителю уполномоченного органа с предложением создать при данном органе Общественный экспертный совет по вопросам развития малого и среднего предпринимательства руководитель уполномоченного органа обязан рассмотреть вопрос о его создании. О принятом решении по указанному вопросу руководитель уполномоченного органа в течение месяца в письменной форме уведомляет такие некоммерческие организации.
При формировании персонального состава Общественного экспертного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при уполномоченном органе руководитель указанного органа обязан обеспечить участие представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в работе совещательного органа в количестве не менее двух третей от общего числа его членов.
Порядок создания Общественного экспертного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при уполномоченном органе определяется уполномоченным органом.
Комментируемая статья определяет порядок вступления в силу комментируемого закона и иные его заключительные положения.
Комментируемый Закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением пункта 2 статьи 3 настоящего Закона.
Текст Закона опубликован: Газета "Тульские известия", N 205, 9 октября 2008 г.
Пункт 2 статьи 3 комментируемого Закона вступает в силу с 1 января 2009 года.
Широкова Т.В.
Тула,
17 декабря 2008 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тульской области от 7 октября 2008 г. N 1089-ЗТО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тульской области" - Система ГАРАНТ, 2008 г.
Автор
Широкова Т.В. - сотрудник ООО "Гарант-Тула"