Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N 49-АПГ18-17 настоящее решение отменено
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А,
при секретаре судебного заседания Хажиевой Р.И,
с участием прокурора Сафина А.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еникеева В.М. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2097 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", со дня его принятия; о признании недействующим пункта 2460 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", со дня его принятия,
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2015 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2015 год).
В дальнейшем в вышеуказанный Приказ были внесены изменения приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года N 1506, от 25 декабря 2014 года N 1842, от 14 апреля 2015 года N387, от 16 июля 2015 года N886, от 03 сентября 2015 года N1362, от 30 ноября 2015 года N1819, от 30 ноября 2016 года N1769, от 30 января 2017 года N74, от 30 марта 2017 года N311, от 30 июня 2017 года N 729, от 29 сентября 2017 года N1198, от 24 ноября 2017 года N 1513, от 19 декабря 2017 года N1684, от 27 декабря 2017 года N1729, от 09 февраля 2018 года N100, от 02 апреля 2018 года N326.
Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Пунктом 2097 Перечня на 2015 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: адрес
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2016 год).
В дальнейшем в вышеуказанный Приказ были внесены изменения приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 31 марта 2016 года N467, от 30 июня 2016 года N972, от 03 октября 2016 года N1475, от 30 ноября 2016 года N1770, от 30 января 2017 года N75, от 30 марта 2017 года N312, от 30 июня 2017 года N730, от 29 сентября 2017 года N1199, от 24 ноября 2017 года N1514, от 29 ноября 2017 года N1552, от 19 декабря 2017 года N1685, от 27 декабря 2017 года N1730, от 09 февраля 2018 года N101, от 02 апреля 2018 года N329, от 17 мая 2018 года N607.
18 сентября 2015 года данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Пунктом 2460 Перечня на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: адрес
Еникеев В.М. являясь в период с 13 ноября 2010 года по 20 октября 2017 года собственником указанного нежилого здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 2097 Перечня на 2015 год и пункта 2460 Перечня на 2016 год, полагая, что принадлежащий ему ранее объект недвижимого имущества не соответствует требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемый объект фактически по назначению не использовался, находится в полуразрушенном состоянии, в помещениях нет отопления, частично отсутствуют окна, какие-либо предприятия общественного питания, офисные помещения или магазины в нем не размещены, здание пустует. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Представитель административного истца Мякишев А.С. в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Указал, что Еникеев В.М. как бывший собственник спорного нежилого здания еще не заплатил налог на имущество за 2015 - 2016 годы.
Еникеев В.М. в судебное заседание не явился, о времени о месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление административного истца о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка административного истца не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Мухамедьянова Л.И. требования не признала, указала, что приказы приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Пояснила, что спорный объект включен в Перечни по признакам подп.1 п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с размещением нежилого здания с кадастровым номером N... на земельном участке с кадастровым номером N... вид разрешенного использования которого установлен как "магазины, склады, деловое управление". Кроме того, фактическое использование спорного объекта недвижимости в техническом паспорте указано как "административное здание", что соответствует подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, проверив Перечень на 2015 год и Перечень на 2016 год в оспариваемых частях на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Единой датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з является 1 января 2015 года.
Решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц" на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан введен налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 (редакция от 3 ноября 2016 года).
В силу пункта 3 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35 в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года N 483, от 3 ноября 2016 года N 472, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу:
определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 и 2016 годы, утверждены уполномоченным органом Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативные правовые акты в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 данной статьи в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Информационным письмом от 20 февраля 2018 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило Еникееву В.М. о невозможности исключения из Перечня на 2015 год пункта 2097, поскольку наименование объекта с кадастровым номером N... определен как "административное здание", что соответствует подпункту 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан определяет по результатам обследования зданий (строений, сооружений) в целях выявления вида фактического использования.
Из материалов дела следует, что Еникеев В.М. с 13 ноября 2010 года являлся собственником объекта недвижимого имущества нежилого 2-этажного здания с общей площадью 1331 кв.м, инвентарный номер N N.., литер А, расположенного по адресу: адрес, запись регистрации N.., свидетельство о государственной регистрации права от 13 ноября 2010 года (том 1, л.д.12).
04 октября 2017 года между Еникеевым В.М. и П.В.И. заключен договор купли-продажи нежилого 2-этажного здания с кадастровым номером: N.., расположенного по адресу: адрес, общей площадью 1331 кв.м, договор зарегистрирован 20 октября 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (том 1 л.д.14-18).
Из налогового уведомления N82998107 от 19 декабря 2017 года в адрес Еникеева В.М. следует, что административным истцом налог за 2015 -2016 годы на имущество: здание с кадастровым номером: N.., расположенное по адресу: адрес не уплачен. Таким образом, оспариваемые нормативные акты затрагивают имущественные права административного истца.
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N.., собственником которого является П.В.И., категория земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования земельного участка является - "магазины, склады. Деловое управление".
Доказательств того, что нежилое здание с кадастровым номером N... является административно-деловым центром либо торговым центром (комплексом), административным ответчиком не представлено и судом не добыто.
Представитель административного истца пояснил суду, что здание с кадастровым номером N... фактически по назначению не использовалось с 2010 года, находится в полуразрушенном состоянии, в помещениях нет отопления, частично отсутствуют окна, какие-либо предприятия общественного питания, офисные помещения, магазины. Налог на имущество физических лиц Еникеевым В.М. за 2015.2016 годы не оплачен.
Допрошенный в судебном заседании свидетель П.В.И... пояснил, что он стал собственником спорного недвижимого имущества в 2017 году, на основании договора купли-продажи заключенного с Еникеевым В.М. 04 октября 2017 года. В настоящее время здание фактически не используется, находится в полуразрушенном состоянии, необходима реконструкция здания.
Согласно акту обследования от 30 мая 2018 года, составленного комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, объект с кадастровым номером N... фактически не используется по предназначению, на момент обследования находится на реконструкции.
Объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами N... и N...
Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N... является "магазины, склады, деловое управление".
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
В пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N.., на котором частично расположен спорный объект недвижимости, установлен как "магазины, склады, деловое управление", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 04 мая 2018 года.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).
Такой вид разрешенного использования земельных участков как "магазины, склады, деловое управление" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, относиться к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9, и, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N.., на котором расположено ранее принадлежащее Еникееву В.М. на праве собственности здание, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такое здание не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Административным ответчиком вышеуказанные требования законодательства не исполнены.
Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что спорное здание, как "административное" не используется по фактическому назначению, объект недвижимости полностью пустует, что подтверждается актом обследования от 30 мая 2018 года, составленного комиссией Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Данные технического учета (технический паспорт здания) и представленные на обозрение суда фотоснимки также опровергают доводы представителя ответчика, позволяющие отнести здание с кадастровым номером N... как объект, используемый в целях делового или коммерческого назначения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный ответчик не представил доказательств того, что указанные помещения используются для размещения в них офисов или офисной инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Объект недвижимости, указанный в пункте 2097 Перечня на 2015 год и в пункте 2460 Перечня на 2016 год, признаков налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет.
Следовательно, включение нежилого здания с кадастровым номером N... в Перечень на 2015 год и в Перечень на 2016 год, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Еникеева В.М. в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в завышенном размере, установленном для административно-деловых и торговых центров (комплексов).
Таким образом, суд признает недействующим пункт 2097 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 и пункт 2460 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N 1433, поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2015 и 2016 год), признание отдельных положений с момента принятия нормативных актов будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах, пункт 2097 Перечня на 2015 год и пункт 2460 Перечня на 2016 год подлежат признанию недействующими с момента принятия приказов Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 и от 11 сентября 2015 года N 1433.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Еникеева В.М. удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 2097 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, объекта недвижимого имущества - нежилого здания, общей площадью 1331 кв.м с кадастровым номером N.., по адресу: адрес.
Признать недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 2460 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, объекта недвижимого имущества - нежилого здания, общей площадью 1331 кв.м с кадастровым номером N.., по адресу: адрес
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.