Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы Администрации
Щекинского района
Положение об организации срочного захоронения трупов в военное время
1. Общие положения
Задачи по вопросам "Срочного захоронения трупов" в чрезвычайных ситуациях и в военное время определены Законом РФ "О гражданской обороне" N 28- ФЗ, 1998 г.
Обязательность и своевременность решения этой задачи вызвана, прежде всего необходимостью предотвращения вспышек эпидемических заболеваний при массовой гибели людей, особенно в летний период, в связи с отсутствием необходимого количества специализированных модулей, оборудованных холодильными установками.
Погребение (захоронение) тел (останков) погибших является частью мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения и осуществляется с целью предотвращения вспышек инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий для проживания.
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", разработка и осуществление мер, направленных на срочное захоронение трупов в военное время относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований.
Для квалифицированного участия в идентификации личности в условиях массовой гибели людей применяется терминология судебной медицины катастроф, которая включает в себя такие понятия, как "чрезвычайное происшествие", "чрезвычайные условия", "экстремальная ситуация", "катастрофа", "авария", "военный конфликт" и др.
"Авария" - выход из строя какого-либо механизма, машины и т.п. во время работы, движения.
"Катастрофа" - понимается как "событие с несчастными трагическими последствиями". Ее относят и к явлениям природы и к акции человека с реальной угрозой для жизни людей и необходимостью помощи извне. Как правило, катастрофа связана с очагами массового поражения людей.
"Чрезвычайный" - "исключительный, очень большой, превосходящий все".
"Происшествие" - "событие, нарушившее обычный ход вещей".
"Чрезвычайная ситуация" - внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка при промышленных авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, значительным экологическим ущербом, человеческими жертвами, вследствие этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидации последствий этих аварий, катастроф, стихийных бедствий и военных конфликтов.
"Военные конфликты" - это любое столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы. В зависимости от целей и масштабов они могут быть ограниченными (локальные и региональные) и неограниченными (мировая война).
"Война региональная" - военный конфликт с участием государств (коалиций государств), ограниченный пределами региона, затрагивающий интересы большинства, расположенных в нем стран, в котором военные действия ведутся на 2-х или более фронтах.
"Война мировая" - военный конфликт между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, распространившийся на весь мир или охвативший значительную его часть и затрагивающий интересы большей части общества.
2. Срочное захоронение трупов в военное время
Срочное захоронение трупов в военное время возлагается на соответствующие структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их силы:
- коммунально-технические (создание и обеспечение специальных команд для сбора погибших; сбор погибших и доставка их к местам проведения судебной медицинской экспертизы; доставка погибших к месту захоронения после судмедэкспертизы);
- санитарного надзора, санитарно-эпидемиологического контроля (организация и проведение судебной медицинской экспертизы; захоронение умерших от ран, болезней в медицинских учреждениях; создание санитарно-эпидемиологических групп для выявления и захоронения трупов в очаге особо опасных инфекций и проведение текущей и заключительной дезактивации в очаге особо опасной инфекции; транспорта, доставляющего трупы; осуществление контроля за полнотой и качеством проведения дезинфекции другими службами);
- специалистов похоронных служб.
При необходимости могут привлекаться воинские подразделения и формирования общего назначения.
Сбор погибших, доставка их к местам захоронения, оформление могил и кладбищ производятся специально назначенными командами. В распоряжение этих команд выделяются необходимые транспортные средства, инструменты, материалы, обмундирование подменного фонда и дезинфицирующие средства, необходимые для производства захоронения и оформления могил и кладбищ.
Личный состав команд по организации захоронения обязан знать порядок захоронения погибших. В медицинских учреждениях захоронение умерших от полученных ран (болезней), оформление могил и кладбищ производится в порядке, определенном руководителем гражданской обороны.
Захоронение осуществляется, как правило, не позднее чем через сутки после гибели.
Перед захоронением производится опознание погибших по имеющимся при них документам. В случае отсутствия при погибшем документов, удостоверяющих его личность, командир команды по организации захоронения немедленно докладывает об этом по команде для принятия мер по установлению личности погибшего.
Для опознания погибшего назначается комиссия в составе представителей медицинской службы, прокуратуры и командира команды по организации захоронения. В случае, когда принятые для опознания меры не дали результатов, производится описание внешности (облика) погибшего, для чего составляется его карточка, или осуществляется фотографирование в анфас и профиль.
Постановлениями руководителей органов местного самоуправления утверждаются Положения о коммунально-технической службе, в котором, в том числе, уточняются задачи по срочному захоронению трупов; организационная структура, должностные обязанности руководящего состава и штаба; состав сил и средств организаций, входящих в состав службы.
Коммунально-технические службы муниципальных образований планируют в полном объеме, разрабатывают и утверждают у руководителей органов местного самоуправления "Планы срочного захоронения трупов в военное время" в муниципальном образовании.
В которых указываются:
- Места, выделенные для захоронения;
- Маршруты вывоза трупов;
- Силы и средства, привлекаемые для захоронения трупов;
- Учреждения, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор;
- Пункты санитарной обработки личного состава;
- Пункты специальной обработки одежды и обуви личного состава;
- Пункты специальной обработки техники, привлекаемой для захоронения;
- Места складирования дезинфицирующих веществ;
- Места хранения вещей погибших.
- К плану прилагается:
- Ордера на выделение территорий для захоронения;
Договора на поставку дезинфицирующих веществ, материальных средств.
3. Опознание погибших в военных конфликтах и ЧС
Процесс опознания погибших в военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях происходит непрерывно, параллельно с исследованием поступающих на пункты приема обработки и отправки погибших (ППООП) и накоплением банка данных.
Доставка погибших на (ППООП) осуществляется транспортом общего назначения или санитарным транспортом в сопровождении работников правоохранительных органов.
Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, установление личности граждан по неизвестным трупам является следственным действием, содействие в проведении которого оказывает судебно-медицинская служба.
На судебных медиков возлагаются все полномочия как специалистов, владеющих необходимыми знаниями, так и руководителей, организаторов и исполнителей работы по сбору идентификационной информации и предъявлению трупов для опознания.
Все доставленные на ППООП трупы неопознанных лиц в ходе судебно-медицинской сортировки распределяются дежурными экспертами морга (холодильной камеры) на три группы:
"Пригодные" для опознания по внешним признакам (сохранены лица, уши, туловище, конечности, имеются особые приметы) условное обозначение "П".
"Условно-пригодные" для опознания по внешним признакам (отсутствуют голова, деформировано или обезображено лицо, но на оставшихся частях тела имеются ориентиры для опознания - татуировки, родимые пятна, рубцы и др.) - "УП".
"Непригодные для опознания" - по внешним признакам (тела сильно разрушены, большие гнилостные изменения, воздействия взрыва и т.д.) - "НП".
При сортировке носилки с телами, подлежащими опознанию, маркируются специальными бирками: "П" - белого цвета, "УП" - желтого цвета, "НП" - красного цвета.
Подготовка трупов к опознанию проводится в отделении экспертизы трупов и идентификации.
Работа судебно-медицинских экспертов в местах катастроф и аварий осуществляется, как правило, поэтапно (сортировка, исследование трупов для установления причин смерти, исследование механизма давности образования повреждений, обнаружение идентификационных признаков, необходимых для опознания).
Постоянная готовность судебно-медицинских формирований к работе достигается заблаговременной отработкой в повседневных условиях всего комплекса мероприятий, план которых должен предусматривать использование всех имеющихся и требуемых в различной обстановке ресурсов.
Четкая организация и эффективность в работе подразделений судебно-медицинской экспертизы в очагах массового поражения людей достигается путем соблюдения принципа последовательности технологического процесса на этапах приема трупов, производства их исследований, идентификации личности и выдачи для захоронения.
Коммунально-техническая служба муниципального образования планирует в полном объеме мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время, с привлечением сил и средств подразделений ритуальных услуг во взаимодействии с медицинской, инженерной, охраны общественного порядка и автотранспортной службами.
4. Выбор и выделение мест для проведения массовых погребений
Выбор и выделение мест для проведения массовых погребений определяется на основании положительной санитарно- гигиенической экспертизы в соответствии с СаНПиН 2.1. 1279-03.
Участки под захоронения выбираются сухие, открытые, лучшие на опушках лесов и рощ.
Для четкой организации обеспечения похорон погибших (умерших) и осуществления взаимодействия исполнительной власти всех уровней, создается Межведомственная похоронная комиссия. В органах местной исполнительной власти создаются окружные и районные похоронные комиссии.
Определяются участки под массовое погребение. Участок для проведения массовых захоронений должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь уклон в сторону противоположную от населенного пункта, открытых водоемов, мест из которых население использует грунтовые воды для хозяйственно-питьевых целей;
- не затопляться при паводках;
- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод;
- иметь сухую пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы примерно 6-18%.
При определении размера участка под захоронение следует исходить из установленного строительными нормами и правилами норматива (глава П-60-75) - 0,01 га на 1000 человек, расстояние до населенных пунктов и жилых кварталов должно быть не менее 300 м. Территория захоронения впоследствии должна быть огорожена по периметру.
Перед въездом к месту захоронения должна быть предусмотрена площадка для подвоза и разгрузки трупов. У мест захоронения предусматриваются площадки для отдачи воинских почестей и других ритуальных обрядов.
Создаваемые массовые погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в случае угрозы затопления либо других стихийных бедствий.
Памятники, мемориальные сооружения и декоративную скульптуру на братских могилах рекомендуется устанавливать на участках вне мест размещения захоронений, для чего следует резервировать места для таких архитектурных объектов.
5. Транспортировка погибших (умерших) к местам погребений и кремации
Транспортировка и доставка погибших (умерших) к местам погребения осуществляется в кратчайшие сроки с подготовленных площадок от моргов и хранилищ трупов, с оформленными документами на погребение.
В морге врачом патологоанатомом в результате вскрытия оформляется врачебное свидетельство о смерти.
Органы ЗАГС на основании врачебного свидетельства о смерти выдают государственное (гербовое) свидетельство о смерти, которое является основанием для выдачи тела родственникам или сопровождающим труп к месту погребения, кремации.
Для перевозки погибших (умерших) к месту погребения при необходимости допускается использование автотранспорта не перевозящего пищевое сырье и продукты питания. Отличительные знаки на транспортные средства, привлекаемые для перевозки трупов, выдаются военными комендатурами.
По окончании перевозки и захоронения погибших (умерших) транспорт должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке.
После дезинфекции проводится санитарно-эпедимиологический и дозиметрический контроль автотранспорта.
6. Проведение массовых захоронений в братских могилах
Погребение погибших (умерших) на отведенных участках, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение под массовые захоронения осуществляется в гробах и без гробов (в патологоанатомических пакетах) силами Ритуальной службы и похоронными командами от всех городских специализированных служб, занимающихся похоронным делом.
Размер братской могилы определяется из расчета 1,2 м2 площади на одного умершего.
В одну братскую могилу можно захоронить до 100 трупов. Специальным решением административных органов, имеющих соответствующие полномочия, эта цифра может быть увеличена.
Количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливается в зависимости от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод. При захоронении без гробов количество уровней может быть увеличено.
Расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняется слоем земли с укладкой по верху хвороста и еловых веток.
При размещении гробов в несколько уровней, расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда.
Глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м.
Дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее, чем на 0,5 м.
Толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м.
Надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м.
Для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.
Захоронение погибших (умерших), имеющих высокий радиационный фон, допускается на специально отведенных участках кладбища, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности, глубина могилы должна быть достаточно большой, чтобы не допускать повышения уровня радиации.
При погребении больных, умерших вследствие тяжелых инфекционных заболеваний, обязательна их дезинфекция. Для этого труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или 10% раствором хлорной извести, засыпаемой на дно могилы слоем в 2-3 см.
Извлечение останков погибшего (умершего) из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года.
7. Регистрация и учет массовых погребений
Регистрация и учет массовых захоронений производится на общих основаниях в книге захоронений кладбищ, на которых определены номера участков для погребения в братских могилах;
Администрацией кладбища, на котором производится захоронение, составляется акт в 3-х экземплярах, в котором указывается:
- дата захоронения;
- регистрационный номер захоронения;
- номер участка захоронения;
- количество захороненных;
- номер свидетельства о смерти и дата его выдачи и орган его выдавший на каждого захороненного;
- номер танатологического отделения, в котором находился труп;
- регистрационный номер трупа;
- фамилия, имя, отчество трупа;
- адрес его обнаружения;
- адрес его места жительства;
- дата его рождения;
- пол.
Первый экземпляр акта остается на кладбище.
Второй экземпляр акта поступает в архив.
Третий экземпляр акта передается в Департамент здравоохранения.
При захоронении неопознанных тел погибших (умерших) их учет производится по той же схеме, только без паспортных данных.
8. Финансирование работ по организации массового погребения
Финансирование работ по организации массового погребения в братских могилах, кремации и других захоронений жертв военных действий и крупномасштабных катастроф, а также финансирование содержания мест погребений, установка памятников, создание мемориалов будет осуществляться за счет средств федерального и местных бюджетов.
9. Нормативно-правовые документы,
регламентирующие похоронное дело в Российской Федерации:
Закон Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 г.;
Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 1034-1 от 19.04.1991 г.;
Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" N 2060-1 от 19.12.1991 г.;
Постановление Министерства здравоохранения Российской Федерации N 35 от 08.04.2003 г. "Санитарные правила и нормы СаНПиН 2.1.1279-03".
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 1052 "О мерах по обеспечению работ по эксгумации и идентификации тел погибших в период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Щекинского района Тульской области от 23 марта 2009 г. N 3-216 "Об организации срочного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.