Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания представителей
МО Узловский район
от 29 августа 2008 г. N 49-375
Муниципальная целевая программа "Одаренные дети" (2009 - 2011 годы)
Узловский район комитет образования 2008 год Муниципальная целевая программа
"Одаренные дети" на 2009 - 2011 годы
Паспорт программы
Наименование муниципальной целевой программы |
Муниципальная целевая программа "Одаренные дети" на 2009-2011 годы |
Срок реализации муниципальной целевой программы |
- 2009-2011 годы |
Заказчик | - Администрация МО Узловский район |
Основной разработчик муниципальной целевой программы |
- Комитет образования администрации МО Узловский район |
Исполнители муниципальной целевой программы |
- Администрация МО Узловский район, - комитет образования, - информационно-методический центр комитета образования, - образовательные учреждения района |
Цели и задачи муниципальной целевой программы |
Цель Программы: - формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Задачи Программы: - создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; - создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей; - стимулирование творческой деятельности одаренных детей; - разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми; - обеспечение фундаментальной образовательной подготовки одаренных детей; - воспитание сознательного гражданина России; - создание одаренным детям условий для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности; |
- осуществление издательской деятельности по проблеме, поставленной в Программе "Одаренные дети". Принципы реализации Программы: - гуманизм; - демократизм; - научность и интегративность; - индивидуализация и дифференциация; - систематичность; - развивающее обучение; интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития. |
|
Приоритетные направления муниципальной целевой программы |
- развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им - ориентироваться в сложном мире социальных отношений; - формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы ее развития, внутренней энергии, направленной на творческое - самовыражение, самоутверждение и самореализацию; - утверждение здорового образа жизни детей и подростков; - развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей; - развитие и поддержка образовательных учреждений по работе с одаренными детьми; - осуществление муниципальной поддержки и социальной защиты одаренных детей; - развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми; - осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации Программы |
Объемы и источники финансирова- ния, в том числе по годам |
Общий объем финансирования Программы составляет 973,9 тыс. руб. Финансирование мероприятий Программы из бюджета МО Узловский район по годам: - 2009 г. - 308,7 тыс.руб. - 2010 г. - 319,2 тыс.руб. - 2011 г. - 346,0 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной целевой программы |
- увеличение количества одаренных детей, которым оказывается поддержка со стороны администрации муниципального образования; - дальнейшее развитие системы работы с одаренными детьми; - повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми; - оснащение и материальная поддержка образовательных учреждений по работе с одаренными детьми; - ежегодная выплата единовременного материального вознаграждения главы администрации МО Узловский район одаренным детям за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта; - проведение ежегодных мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей; - повышение эффективности выявления и поддержки талантливых детей и молодежи; - увеличение количества учащихся, учителей, педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью; - повышение эффективности системы воспитания в образовательных учреждениях через увеличение числа занимающихся в системе дополнительного образования; - создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации; - формирование положительного общественного мнения о ходе реализации Программы |
1. Введение
Муниципальная целевая программа "Одаренные дети" на 2009-2011 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года N 292-р; НГР: P0201409
Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы муниципальной поддержки талантливых детей.
Последовательное осуществление мероприятий должно привести к укреплению интеллектуального потенциала района.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по улучшению положения детей в Российской Федерации, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, в том числе поддержка одаренных детей.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и, прежде всего, уникальных способностей особо одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.
При определении стратегии программы "Одаренные дети" исходим из следующего содержания понятия "одаренность":
Психофизиологические особенности:
- наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
- природно-обусловленная потребность к умственному труду;
- стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности; интуитивность#.
Интеллектуальные способности:
- познавательный интерес;
- информационная эрудиция;
- высокий уровень интеллектуального развития;
- нестандартность мышления;
- способность к абстрагированию;
- диалектическое мировоззрение.
Творческий (креативный) потенциал:
- оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
- инициативность;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- неординарность подходов;
- интенсивность умственного труда.
Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры;
- инициативно-активная ответственность, активность;
- высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
Работа с одаренными детьми требует изменений в организации и содержании учебного процесса в ОУ:
- ориентирование на достижения мировой гуманитарной культуры как основы образования, а также на достижения в области экономических, физико-математических знаний как основы современного физико-математического, экономического и естественно-научного образования;
- опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;
- создание авторских программ и концепций на основе федеральных с учетом реализации Программы;
- включение в вариативную часть учебных планов специальных курсов, факультативов по выбору;
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации Программы;
- разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
- учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;
- обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей;
- использование модульно-развивающей системы обучения;
- дальнейшее развитие системы предпрофильной подготовки 9-классников и сети профильных классов на старшей ступени образования.
3. Цель и задачи муниципальной целевой Программы
Цель Программы:
- формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи Программы:
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми;
- обеспечение фундаментальной образовательной подготовки одаренных детей;
- воспитание сознательного гражданина России;
- создание одаренным детям условий для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности;
- осуществление издательской деятельности по проблеме, поставленной в Программе "Одаренные дети".
Принципы реализации Программы:
- гуманизм;
- демократизм;
- научность и интегративность;
- индивидуализация и дифференциация;
- систематичность;
- развивающее обучение;
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
4. Перечень мероприятий по реализации муниципальной целевой Программы
Наименование мероприятия |
Срок исполне- ния |
Объем финансиро- вания (тыс. рублей) - всего |
В том числе за счет средств | Ответствен- ные за выполнение мероприятий |
Непосредственные показатели (с указанием квартальных плановых значений, а также по годам) |
||||||
федера- льного бюджета |
бюджета Тульской области |
местных бюджетов |
бюджета других областей РФ |
внебюджет- ных источников |
|||||||
2009 (тыс. рублей) |
2010 (тыс. рублей) |
2011 (тыс. рублей) |
|||||||||
4.1. Укрепление материальной базы пищеблоков образовательных учреждений | |||||||||||
Единовременное материальное вознаграждение главы администрации МО Узловский район талантливой молодежи |
Июнь ежегодно |
105,0 | 105,0 | Администра- ция МО Узловский район, Комитет образования, руководители ОУ |
35,0 | 35,0 | 35,0 | ||||
Целевая поддержка участия детей в областных и всероссийских олимпиадах, конкурсах |
Ежегодно | 125,0 | 125,0 | Администра- ция МО Узловский район, комитет образования |
40,0 | 40,0 | 45,0 | ||||
Районный конкурс "Ученик года" |
Февраль ежегодно |
16,5 | 16,5 | ИМЦ комитета образования, руководители ОУ |
5,0 | 5,5 | 6,0 | ||||
Познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Самый умный" |
Апрель ежегодно |
16,6 | 16,6 | ИМЦ комитет образования, руководители ОУ |
5,3 | 5,3 | 6,0 | ||||
Районный конкурс экономических и социальных проектов "Твой шанс" |
Апрель ежегодно |
40,0 | 40,0 | ИМЦ комитета образования, руководители ОУ |
12,0 | 12,0 | 16,0 | ||||
Районный конкурс "Юная хозяйка дома" |
Март ежегодно |
7,5 | 7,5 | ИМЦ комитета образования, руководители ОУ |
2,5 | 2,5 | 2,5 | ||||
Районный конкурс исследователь- ских работ и проектов младших школьников "Я -исследователь " |
Март ежегодно |
10,5 | 10,5 | ИМЦ комитета образования, руководители ОУ |
3,0 | 3,5 | 4,0 | ||||
Конкурс "Интернет - сайтов" |
Февраль ежегодно |
9,0 | 9,0 | ИМЦ комитета образования, руководители ОУ |
2,0 | 3,0 | 4,0 | ||||
Проведение муниципального форума и участие во Всероссийском форуме "Одаренные дети" |
Март - май ежегодно |
45,0 | 15,0 | 30,0 | Комитет образования, ИМЦ, руководители ОУ |
13,0 | 15,0 | 17,0 | |||
Издание журнала "Одаренные дети - наше будущее" |
Июнь ежегодно |
7,00 | 7,0 | Комитет образования |
2,0 | 2,0 | 3,0 | ||||
Интеллектуаль- ный марафон |
Декабрь ежегодно |
15,0 | 15,0 | ИМЦ комитета образования |
4,5 | 5,0 | 5,5 | ||||
Районный конкурс для мальчиков 7-8 классов "Дело мастера боится" |
Февраль ежегодно |
9,0 | 9,0 | ИМЦ комитета образования |
3,0 | 3,0 | 3,0 | ||||
Фестиваль школьных театральных коллективов в рамках Всероссийской недели "Театр и дети" |
Апрель ежегодно |
12,5 | 12,5 | ИМЦ комитета образования, ДДЮТ, руководители ОУ |
3,5 | 4,0 | 5,0 | ||||
Краеведческая конференция |
Апрель ежегодно |
5,0 | 5,0 | ИМЦ | 1,5 | 1,5 | 2,0 | ||||
Фестиваль-кон- курс "Маленькие чудеса" для детей дошкольного возраста по номинациям: - изодеятель- ность и художественный труд; - театрализован- ная деятельность; - песенно-танце- вальное творчество |
Апрель - май ежегодно |
21,2 | 6,2 | 15,0 | Комитет образования, руководители ОУ |
6,6 | 7,1 | 7,5 | |||
Фестиваль "Болдинская осень" для детей дошкольного возраста |
Октябрь ежегодно |
11,5 | 11,5 | ИМЦ комитета образования, заместители заведующих ДОУ по воспитатель- ной и методиче- ской# работе |
3,5 | 4,0 | 4,0 | ||||
Конференция по математике |
Февраль ежегодно |
4,0 | 4,0 | ИМЦ комитета образования |
1,0 | 1,5 | 1,5 | ||||
Церемония награждения золотых и серебряных медалистов |
Июнь ежегодно |
354,0 | 354,0 | Комитет образования, руководители ОУ |
112,0 | 117,0 | 125,0 | ||||
Посещение лучшими узловскими школьниками губернаторской новогодней елки |
Январь ежегодно |
105,0 | 105,0 | Администра- ция МО Узловский район, комитет образования |
35,0 | 35,0 | 35,0 | ||||
Спартакиада детей дошкольного возраста |
Январь, июнь ежегодно |
13,6 | 13,6 | ИМЦ, заместители заведующих ДОУ по воспитатель- ной и методической работе |
5,3 | 3,8 | 4,5 | ||||
Проведение конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья |
В течение года |
5,0 | 5,0 | Комитет образова-ния #, ДООЦ, ДДЮТ, руководители ОУ |
1,5 | 1,5 | 2,0 | ||||
Организация работы профильных лагерей |
Январь, март, июнь ежегодно |
7,5 | 7,5 | Комитет образования, руководите- лиОУ |
2,5 | 2,5 | 2,5 | ||||
Поддержка лидеров детского обществен-ного # движения через работу профильных лагерей, клуба "Ли-дер"# и функциониро- вание# детского обще-ственного # объединения "РОССИЧ". |
В течение года |
28,5 | 28,5 | Комитет образования, ДДЮТ, руководители |
9,0 | 9,5 | 10,0 | ||||
Итого: | 973,9 | 888,9 | 85,0 | 308,7 | 319,2 | 346,0 |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Организационно-экономический и финансовый механизм управления
муниципальной целевой программой
Механизм управления реализацией программы базируется на принципах партнерства администрации МО Узловский район, комитета образования, руководителей образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников программы.
Решение задачи по формированию и эффективному управлению реализацией программы осуществляется путем обоснованного выбора форм и методов управления на основе разграничения уровней управления и распределения функций между органами управления.
Управление реализацией программы будет осуществляться на трех уровнях:
- стратегический и тактический уровни - государственный заказчик - координатор - администрация МО Узловский район;
- оперативный уровень - комитет образования администрации МО Узловский район.
Администрация МО Узловский район осуществляет следующие функции:
- рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий программы;
- подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий программы;
- осуществляет координацию деятельности по реализации программы;
- ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации программы, расходы на реализацию мероприятий программы;
- с учетом хода реализации программы в текущем году подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы в очередном финансовом году.
Комитет образования администрации МО Узловский район-исполнитель программы, в рамках своей компетенции:
- осуществляет общее руководство реализацией Программы (организация, координация, контроль);
- определяет приоритетные направления просветительско-образовательной работы;
- корректирует составляющие элементы Программы;
- вносит предложения об уточнении расходов на реализацию мероприятий программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- осуществляет управление деятельностью исполнителей мероприятий программы в рамках выполнения программных мероприятий;
- осуществляет отбор исполнителей услуг;
- организует и проводит семинары по проблемам работы с одаренными детьми;
- подготавливает методические рекомендации для работы по Программе;
- осуществляет мониторинг реализации муниципальной целевой программы.
При организации и исполнении мероприятий мониторинга результатов муниципальной целевой программы комитет образования выполняет следующие функции;
- производит сбор данных для определения непосредственных и конечных показателей, оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и обеспечивает надлежащий уровень качества собираемых данных;
- ежеквартально и ежегодно составляет отчеты о ходе и результатах реализации муниципальной целевой программы, в которых приводит непосредственные и конечные показатели оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и другую информацию, описывающую состояние реализации муниципальной целевой программы на момент составления отчета;
- ежеквартально производит оценку рисков реализации муниципальной целевой программы и разрабатывает предложения по уменьшению рисков;
- организует обработку и хранение полученных в результате мониторинга данных.
Администрация МО Узловский район на основе мониторинга;
- вносит в установленном порядке предложения о корректировке мероприятий по реализации программы либо о прекращении ее выполнения;
- по завершении программы предоставляет доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
5. Ресурсное обеспечение муниципальной целевой программы
Наименование ресурсов | Единица измере- ния |
Потребность | |
всего | в том числе по годам |
||
Финансовые ресурсы | тыс. руб. |
973,9 | |
Финансовые ресурсы (с указанием статей расходов): ст. 226- 0100 |
тыс. руб. |
973,9 | |
- бюджет МО Узловский район | тыс. руб. |
973,9 | 2009 г. - 308,7 2010 г. - 319,2 2011 г. - 346,0 |
6. Социально-экономическая эффективность
муниципальной целевой программы
Оценка эффективности реализации программы проводится на основе сравнения с данными за 2004 - 2008 годы и с учетом необходимости достижения следующих показателей:
- улучшение положения одаренных детей;
- развитие системы выявления и поддержки одаренных детей;
- оказание материально-технической поддержки образовательным учреждениям по работе с одаренными детьми, базовым и экспериментальным площадкам Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (ИПК и ППРО ТО) отрабатывающим новые технологии работы с одаренными детьми;
- ежегодная выплата единовременного материального вознаграждения главы администрации МО Узловский район лучшим молодым узловчанам;
- обеспечение ежегодного участия одаренных детей во Всероссийской олимпиаде школьников по учебным предметам, конкурсах, фестивалях, форумах, интеллектуальных марафонах, мастер-классах, мероприятиях по обеспечению их досуга;
- увеличение количества образовательных учреждений и УДО, работающих с одаренными детьми; - увеличение количества используемых инновационных образовательных технологий; - повышение квалификации педагогов образовательных учреждений и УДО муниципального образования, работающих с одаренными детьми;
- обеспечение доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям;
- увеличение количества учащихся, учителей, педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью;
- повышение эффективности системы воспитания в образовательных учреждениях через увеличение числа занимающихся в системе дополнительного образования;
- формирование положительного общественного мнения о ходе реализации Программы.
Социально-экономический эффект от реализации программы выражается в увеличении количества молодых узловчан, отмеченных президентскими и муниципальными грантами.
7. Возможные риски в ходе реализации муниципальной целевой программы
Реализация программы сопряжена с определенными рисками. Так, в процессе реализации программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий программы на ситуацию в сфере в целом.
Возможными рисками при реализации мероприятий муниципальной целевой программы выступают следующие факторы:
- несвоевременное и недостаточное финансирование мероприятий программы;
- несвоевременное выполнение услуг.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации программы предусматриваются:
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей программы;
- мониторинг выполнения программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка мероприятий программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач.
Председатель комитета образования |
Т. Болдырева |
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания представителей муниципального образования Узловский район Тульской области от 29 августа 2008 г. N 49-375... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.