Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы администрации
муниципального образования
Алексинский район
от 21 июля 2008 г. N 1466
Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ
1. Общие положения
1. Настоящий порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ (далее по тексту - Порядок) устанавливает требования к разработке, реализации, мониторингу и оценке эффективности и результативности реализации муниципальных целевых программ, а также изменению (корректировке) или досрочному прекращению реализации муниципальных целевых программ.
2. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке:
Муниципальная целевая программа - определенный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач социально-экономического развития Алексинского района.
Комплексная муниципальная программа - программа, состоящая из подпрограмм, сформированных по отраслевому, функциональному или проблемному признакам, со сроком реализации не менее трех лет.
Заказчики - структурные подразделения администрации Алексинского района, территориальные органы федеральных служб.
Координатор - заместитель главы администрации Алексинского района, курирующий направление социально-экономического развития муниципального образования, по которому разрабатывается программа. Координатор осуществляет методическое руководство и координацию разработки, утверждения и реализации муниципальной программы.
Бюджетная заявка - потребность заказчиков в бюджетных ассигнованиях. Бюджетные заявки являются основанием для выделения средств бюджета муниципального образования на следующий бюджетный год на разработку и (или) реализацию муниципальных программ.
Результативность - соотношение между конечными результатами показателей реализации программных мероприятий и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов программных мероприятий.
Эффективность - критерий, используемый для мониторинга и оценки муниципальной программы, который выражает степень достижения результата по отношению к качеству и объему предоставленных услуг.
Показатели результативности и эффективности муниципальных программ - результат, отражающий достижение стратегических целей и тактических задач по реализации муниципальных программ, представляемый в количественном выражении.
Показатели непосредственного результата (непосредственные показатели) - отражают достижение промежуточных результатов муниципальных целевых программ (степень выполнения мероприятий муниципальных целевых программ).
Показатели конечного результата (конечные показатели) - характеризуют конечные общественно значимые результаты реализации муниципальных целевых программ.
Мониторинг реализации муниципальных программ - систематическое наблюдение за реализацией муниципальных программ с целью определения показателей результативности и эффективности муниципальных программ.
3. Разработка и формирование муниципальных целевых программ осуществляется в сроки текущего бюджетного процесса и включает в себя следующие основные этапы:
- разработка и согласование концепции муниципальной целевой программы;
- принятие решения администрацией Алексинского района о разработке проекта муниципальной целевой программы;
- разработка проекта муниципальной целевой программы;
- оценка и согласование проекта муниципальной целевой программы;
- принятие решения администрацией Алексинского района об утверждении муниципальной целевой программы.
4. Отбору проектов муниципальных целевых программ предшествует установление администрацией Алексинского района пределов финансирования для вновь принимаемых муниципальных целевых программ в ходе формирования проекта бюджета Алексинского района на следующий финансовый год.
2. Разработка и согласование концепции муниципальной программы
1. Инициатором постановки проблем для решения программно-целевым методом вправе выступать органы местного самоуправления, юридические и физические лица.
2. Инициаторы осуществляют разработку соответствующей концепции муниципальной целевой программы.
3. Концепция муниципальной целевой программы должна содержать:
- изложение сути проблемы, решаемой программным методом;
- анализ причин возникновения проблемы, состояние (достаточность) нормативных правовых актов для решения проблемы;
- обоснование значимости проблемы для района в целом, соответствие проблемы установленным приоритетам социально-экономического развития района (включая описание исходной (текущей) ситуации с приведением характеризующих ее основных показателей и их численных значений в период разработки концепции);
- оценку потребности в ресурсах, включая финансовые, материальные, трудовые, информационные;
- ожидаемый результат решения проблемы (бюджетный, социально-экономический, экологический и другие - с указанием положительного эффекта от реализации муниципальной целевой программы на примере показателей, характеризующих исходную (текущую) ситуацию и планируемые сроки реализации.
4. Инициатор направляет концепцию муниципальной целевой программы в администрацию Алексинского района, которая осуществляет отбор проблем, подлежащих решению программно-целевым методом.
5. По поручению администрации Алексинского района управления (экономики и инвестиций, по бюджету и финансам, правовое) администрации Алексинского района согласно своим полномочиям оценивают концепции муниципальных целевых программ с учетом следующих факторов:
- соответствие решаемых проблем полномочиям Алексинского района;
- соответствие программе социально-экономического развития Алексинского района на среднесрочную перспективу;
- соответствие стратегическим целям и тактическим задачам развития Алексинского района;
- невозможность эффективного решения указанных проблем в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов и обоснованности применения программного метода;
- обоснованность предложенных механизмов привлечения финансовых ресурсов для решения указанных проблем.
6. Управление экономики и инвестиций администрации Алексинского района направляет инициатору положительное или отрицательное заключение о целесообразности разработки муниципальной целевой программы.
7. Концепция не может быть согласована в случаях:
- несоответствия предложенного решения проблемы полномочиям органов местного самоуправления Алексинского района;
- несоответствия предложенного решения проблемы в сроки, определенные в концепции муниципальной целевой программы, программе социально-экономического развития Алексинского района на среднесрочную перспективу, стратегическим целям и тактическим задачам развития Алексинского района.
8. В случае согласования концепции муниципальной целевой программы принимается нормативный правовой акт администрации Алексинского района о разработке муниципальной целевой программы, определяются заказчик муниципальной целевой программы, сроки ее реализации и разработки.
3. Разработка проекта муниципальной целевой программы
1. Заказчик осуществляет разработку проекта муниципальной целевой программы самостоятельно либо определяет разработчика (в случае нескольких разработчиков - головного разработчика) проекта муниципальной целевой программы на конкурсной основе в соответствии с законодательством.
2. В случае привлечения разработчиков заказчик формирует и передает разработчику (головному разработчику) техническое задание на разработку проекта муниципальной целевой программы, содержащее:
- концепцию муниципальной целевой программы, ранее согласованную управлениями экономики и инвестиций, по бюджету и финансам, правовым;
- развернутую формулировку назначения и цели муниципальной целевой программы с количественно определенными конечными показателями;
- ориентировочную потребность в материально-технических, природных, трудовых и информационных ресурсах;
- объем предполагаемых затрат на разработку муниципальной целевой программы с указанием источников, объемов и порядка финансирования.
3. Заказчик в процессе разработки проекта муниципальной целевой программы согласовывает с основными исполнителями муниципальной целевой программы перечень мероприятий, возможные сроки их выполнения, объемы и источники финансирования.
4. Проект муниципальной целевой программы содержит паспорт муниципальной целевой программы (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку), основное содержание, приложения к муниципальной целевой программе.
5. В основном содержании муниципальной целевой программы приводятся следующие разделы:
а) раздел 1 "Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом".
В разделе содержится описание проблемы с обоснованием необходимости ее решения в настоящий момент и целесообразности использования программно-целевого метода для ее реализации.
При анализе причин возникновения проблем приводятся соответствующие показатели статистической и иной отчетности за предшествующие три года;
б) раздел 2 "Цели и задачи муниципальной целевой программы".
В разделе описываются цели и задачи, а также конечные результаты, которые должны быть достигнуты в случае реализации муниципальной целевой программы.
Цели муниципальной целевой программы должны соответствовать следующим требованиям:
- специфичность (деятельность, направленная на достижение поставленных целей, должна соответствовать компетенции заказчиков муниципальной целевой программы);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе);
- измеримость (степень достижения поставленных целей должна быть отражена при помощи соответствующих количественных показателей);
- привязка к временному графику (для поставленных целей должны быть определены конкретные сроки их достижения и отдельные промежуточные контрольные этапы).
В разделе приводится перечень тактических задач и обоснование необходимости их решения для достижения поставленных целей.
Тактические задачи муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- поставленным целям муниципальной целевой программы и обеспечивать их достижение;
- полномочиям органов местного самоуправления Алексинского района;
- компетенции заказчика и предполагаемых исполнителей муниципальной целевой программы;
в) раздел 3 "Перечень мероприятий по реализации муниципальной целевой программы".
Раздел содержит конкретные программные мероприятия в укрупненном виде (приложение 2 к настоящему Порядку). Мероприятия определяют содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, этапы и сроки выполнения. В соответствии с каждым мероприятием разрабатывается система количественных показателей ее реализации.
Также в разделе должны быть предусмотрены мероприятия для осуществления мониторинга хода реализации муниципальной целевой программы.
Если для реализации муниципальной целевой программы необходимо провести разработку, изменение или признание утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов, - в данном разделе приводятся соответствующие мероприятия согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Мероприятия муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- тактическим задачам муниципальной целевой программы и обеспечивать их выполнение;
- полномочиям органов местного самоуправления Алексинского района;
- компетенции заказчика и исполнителей муниципальной целевой программы;
г) раздел 4 "Перечень показателей результативности и эффективности".
Раздел содержит перечень целевых показателей (приложение 4 к настоящему Порядку), их плановые значения по годам, описание системы сбора значений показателей реализации муниципальной программы и формирования отчетности.
Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- измеримость и ориентированность на результат;
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание сути измеряемой характеристики);
- объективность (показатели должны объективно отражать происходящие изменения в процессе реализации муниципальной целевой программы, однозначно указывать, каким образом улучшение или, напротив, ухудшение значения показателя отражает ход реализации муниципальной целевой программы);
- обеспечивать в совокупности с другими показателями полноту и комплексность отражения хода реализации муниципальной целевой программы, значимости ее результатов для социально-экономического развития Алексинского района;
- не стимулировать исполнителей муниципальной целевой программы к завышению, искажению результатов их деятельности в ущерб целям муниципальной целевой программы;
- показатели должны быть доступными для отслеживания в процессе мониторинга, а также для их последующей проверки;
- экономичность (показатели должны быть экономичными, получение данных должно производиться с минимально возможными затратами, учитывая соотношение значимости показателей к затратам на их получение);
д) раздел 5 "Организационно-экономический и финансовый механизм управления муниципальной целевой программой".
В разделе излагается комплекс мер и действий, обеспечивающих решение проблемы, и описывается организационно-функциональная структура управления процессом реализации муниципальной целевой программы и принципы осуществления контроля за ходом ее реализации;
е) раздел 6 "Ресурсное обеспечение муниципальной целевой программы".
Раздел содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых - с указанием источников финансирования, материальных - по видам продукции, трудовых - по профессионально-квалификационным группам, информационных - по видам информационных услуг). Расчеты представляются по формам, приведенным в приложениях 5, 6 к настоящему Порядку;
ж) раздел 7 "Социально-экономическая эффективность муниципальной целевой программы".
В разделе приводятся методы, с помощью которых осуществляется расчет результативности и эффективности муниципальной целевой программы, ее основные экономические и социальные результаты и их влияние на экономику района. Оценка эффективности и результативности осуществляется по годам и этапам в течение всего срока реализации муниципальной целевой программы, а при необходимости эффективность оценивается и после ее реализации.
В соответствии с целями и задачами муниципальной целевой программы приводится описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при ее реализации, дается общая оценка вклада муниципальной целевой программы в экономическое развитие района.
6. Заказчик в установленном порядке подготавливает проект нормативного правового акта администрации Алексинского района об утверждении муниципальной целевой программы.
7. Глава администрации Алексинского района принимает решение об утверждении муниципальной целевой программы.
4. Реализация муниципальных целевых программ
1. Реализация муниципальной целевой программы осуществляется в течение периода, на который она разработана, путем выполнения предусмотренных мероприятий. Детализация мероприятий программы (в том числе выбор конкретных объектов) осуществляется заказчиком в рамках ежегодного планирования деятельности по реализации конкретной муниципальной целевой программы.
2. Заказчик организует реализацию утвержденной муниципальной целевой программы:
- осуществляет в соответствии с законодательством отбор поставщиков продукции, исполнителей работ, услуг по каждому программному мероприятию;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и целевое использование выделенных бюджетных ассигнований;
- осуществляет управление исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты муниципальных нормативных правовых актов, необходимых для реализации муниципальной целевой программы.
3. Заказчики муниципальных целевых программ информируют управления по бюджету и финансам, экономики и инвестиций администрации Алексинского района о финансировании муниципальных целевых программ из бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.
5. Мониторинг реализации муниципальных целевых программ
1. Организатором и исполнителем мероприятий мониторинга реализации муниципальной целевой программы является заказчик муниципальной целевой программы.
2. Заказчик при организации и исполнении мероприятий мониторинга результатов муниципальной целевой программы:
- производит сбор данных для определения непосредственных и конечных показателей, оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и обеспечивает надлежащий уровень качества собираемых данных;
- ежеквартально и ежегодно составляет и представляет для оценки отчеты о ходе и результатах реализации муниципальной целевой программы, в которых приводит непосредственные и конечные показатели оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и другую информацию, отражающую ход реализации муниципальной целевой программы;
- ежегодно проводит оценку эффективности и результативности муниципальной целевой программы;
- организует обработку и хранение полученных в результате мониторинга данных.
3. Заказчик определяет источники получения данных для расчета показателей. В случае необходимости заказчик заключает договоры (соглашения) с организациями, представляющими данные для мониторинга. Основными источниками данных являются:
- данные государственной статистики;
- данные, полученные в результате проведения социологических исслед
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.