Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Тульской области
от 25 апреля 2009 г. N 269
Концепция долгосрочной целевой программы
по улучшению положения детей в Тульской области на 2009 - 2016 годы
28 октября 2011 г., 25 апреля 2012 г., 16 апреля, 7 августа, 30 октября, 26 декабря 2013 г.
Распоряжением Правительства Тульской области от 7 августа 2013 г. N 765-р в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Содержание проблемы
и обоснование ее решения программно-целевым методом
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области численность детей в возрасте от 0 до 17 лет по состоянию на 01.01.2009 составила 237,8 тыс. человек, или 15,3 процента от общей численности населения. За период с 2006 по 2008 годы численность детского населения области уменьшилась на 12953 человека, или на 5,2 процента.
В существующей неблагоприятной демографической ситуации создание условий для повышения качества жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений социальной политики в Тульской области.
Целенаправленная деятельность по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка способствовала улучшению некоторых важнейших показателей. Благодаря внедрению современных методов диагностики состояния плода и матери уровень младенческой смертности по сравнению с 2007 годом снизился на 17 процентов, уровень материнской смертности - на 7,2 процента, заболеваемость детей первого года жизни уменьшилась на 4,7 процента.
За последние три года на 14,4 процента снизилось количество детей-инвалидов по всем возрастным группам.
По состоянию на 01.01.2009 в области зарегистрировано 5050 инвалидов в возрасте до 18 лет (2006 год - 5854 чел., 2007 год - 5259 чел., 2008 год - 5152 чел.).
В целях снижения детской инвалидности в первую очередь должны быть реализованы мероприятия по ее профилактике, в том числе фетальный кардиомониторинг состояния матери и плода во время беременности и в родах, повышение эффективности медицинских мероприятий по выхаживанию недоношенных новорожденных детей, особенно с низкой массой тела, оснащение техническими средствами реабилитации лечебно-профилактических учреждений.
Большинство детей-инвалидов воспитывается в семьях. На протяжении ряда лет осуществляются системные меры по улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами, их социальной адаптации и интеграции в окружающую социальную среду.
Так, палаточный лагерь для детей-инвалидов "Мыс доброй надежды" ежегодно оказывает реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. Проведение областных фестивалей творчества детей-инвалидов и спортивных праздников способствует преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами, их социальной интеграции в среде сверстников.
В области удалось стабилизировать ситуацию с семейным неблагополучием и детской безнадзорностью: в 2007 году количество безнадзорных детей составляло 4705 чел., в 2008 году - 4466 чел.
Наблюдается устойчивая положительная динамика криминогенной активности среди несовершеннолетних. В 2006 году с участием несовершеннолетних было совершено 1453 правонарушения, в 2007 году - 1167, в 2008 году - 1010.
В регионе создано 18 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 1 территориальный центр социальной помощи семье и детям, а также 5 отделений для несовершеннолетних в составе комплексных центров социального обслуживания населения. Большинство центров нуждается в капитальном и текущем ремонте, замене мебели, оборудования и инвентаря.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства.
По состоянию на 01.01.2009 в области насчитывалось (без учета усыновленных) 5850 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 6235 чел., 2006 год - 6610 чел.). Более 1500 детей данной категории находятся в учреждениях сферы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, что требует создания условий для совершенствования медицинского обслуживания и охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их полноценного развития, воспитания и социальной адаптации. Остается пока нерешенной проблема обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем.
Около 60 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся под опекой (попечительством) в семьях, более 15 процентов воспитываются приемными родителями. Улучшению условий проживания, воспитания и развития детей будет способствовать материальная поддержка приемных и опекунских семей.
В области сложилась определенная система работы с одаренными детьми. Важную роль в региональной системе выявления и поддержки талантливых детей играет олимпиадное движение и, в первую очередь, всероссийская олимпиада школьников по различным учебным предметам.
В региональном этапе всероссийской олимпиады ежегодно принимают участие около полутора тысяч учащихся общеобразовательных учреждений Тульской области.
Победители (около 3,5 процента от общего числа участников) и призеры, набравшие необходимое количество баллов, принимающие участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, ежегодно показывают свою конкурентоспособность не только на областном, но и на российском уровне. Около 25 процентов учащихся общеобразовательных учреждений Тульской области, участвующих в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, занимают призовые места.
Большую роль в подготовке талантливой молодежи к участию в различных олимпиадах играют педагогические и иные работники образовательных учреждений, использующие новые педагогические технологии и обеспечивающие высокую результативность участников всероссийской и иных олимпиад.
Поощрение победителей и призеров олимпиад, а также педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников на различных олимпиадах, будет способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала области.
Непременным условием для полноценного развития детей является повышение роли материнства и отцовства в воспитании подрастающего поколения.
В 2008 году в рамках Года семьи были предприняты значимые усилия, направленные на повышение общественного статуса семьи и возрождение семейных традиций: проведен областной конкурс "Отцовство - долг и дар", в целях морального и материального поощрения многодетных матерей учреждена областная награда - Почетный знак Тульской области "Материнская слава".
Традиционным стало празднование Международного дня семьи и Дня матери. Проведение мероприятий, направленных на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, способствует укреплению института семьи, повышению статуса семьи и материнства в обществе, устранению таких асоциальных явлений, как социальное сиротство и безнадзорность несовершеннолетних.
Социальная значимость проблем, связанных с положением детей в Тульской области, определяет необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка, создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, материальную поддержку семей с детьми, в том числе приемных и опекунских, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержку одаренных детей, расширение спектра мер государственной поддержки семей с детьми.
Реализация долгосрочной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы (далее - Программа) будет способствовать созданию условий для повышения качества жизни и здоровья детей, а также совершенствованию сложившейся системы реализации социальной политики в отношении детей на территории Тульской области.
Ориентировочный размер целевых групп, которые планируется охватить программными мероприятиями:
2780-3500 детей в возрасте 2-5 лет из малоимущих семей, привитых против пневмококковой инфекции, ежегодно;
240 детей, воспитывающихся в домах ребенка, привитых против пневмококковой инфекции, ежегодно;
1440 детей-инвалидов, получающих услуги по социальной реабилитации, ежегодно;
50 детей-инвалидов, больных сахарным диабетом, проживающих в малоимущих семьях, обеспеченных тест-полосками к глюкометрам, ежегодно;
не менее 130 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшивших жилищные условия, ежегодно;
10000-13000 несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получающих услуги по социальной реабилитации, ежегодно;
2000 детей школьного возраста из малоимущих семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях, участвующих в празднике Новогодней елки, ежегодно;
65 детей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении ими служебных обязанностей, получающих единовременную материальную помощь, ежегодно;
10-15 инфраструктурных объектов ежегодно.
Распоряжением Правительства Тульской области от 7 августа 2013 г. N 765-р в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Цели, задачи, основные мероприятия
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также семей с несовершеннолетними детьми.
Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
расширение спектра и повышение качества государственных услуг, предоставляемых детям в сфере здравоохранения;
обеспечение условий для социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество;
расширение спектра мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
совершенствование системы мер по профилактике семейного неблагополучия, расширение спектра и повышение качества социальных услуг, предоставляемых детям и семьям с детьми в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
обеспечение условий для образования детей, высоко мотивированных к учебной деятельности, развития интеллектуальных и творческих возможностей одаренных детей;
расширение спектра мер государственной поддержки семей с детьми.
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий в рамках шести подпрограмм.
В рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" предусматривается реализация следующих мероприятий;
профилактика и лечение патологии беременных женщин и недоношенных детей;
профилактика заболеваемости детей;
укрепление материально-технической базы детских учреждений здравоохранения.
В рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" предусматривается реализация следующих мероприятий:
оказание материальной помощи семьям с детьми-инвалидами;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов;
социальная реабилитация и адаптация детей-инвалидов.
В рамках подпрограммы "Дети-сироты" предусматривается реализация следующих мероприятий:
медицинское обслуживание и охрана здоровья детей;
укрепление материально-технической базы учреждений, в которых содержатся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья;
развитие системы социальной адаптации детей-сирот;
оказание социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
улучшение жилищных условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
кадровое обеспечение работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация следующих мероприятий:
осуществление общих мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
материально-техническое обеспечение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
профессиональная ориентация, подготовка и трудоустройство несовершеннолетних;
информационное и научно-методическое обеспечение.
В рамках подпрограммы "Одаренные дети" предусматривается реализация мероприятий по материальной поддержке одаренных детей и учителей, подготовивших победителей и призеров олимпиад школьников.
В рамках подпрограммы "Поддержка семьи" предусматривается:
проведение мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и материнства;
оказание материальной поддержки семей с детьми;
научно-методическое обеспечение.
Срок реализации Программы - 2009-2016 годы. Программа реализуется в 1 этап.
Распоряжением Правительства Тульской области от 16 апреля 2013 г. N 475-р в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение
и механизмы управления долгосрочной целевой программой
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы составляет 1266140,4 тыс. рублей.
Распоряжением Правительства Тульской области от 26 декабря 2013 г. N 1194-р таблица раздела 3 настоящего приложения изложена в новой редакции
Наименование ресурсов |
Потребность (тыс. руб.) |
||||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
ВСЕГО |
1492286,1 |
65567,5 |
133214,0 |
2414,0 |
223136,7 |
375941,2 |
224821,0 |
240759,7 |
226432,0 |
Федеральный бюджет, |
69383,9 |
16434,8 |
- |
- |
19896,7 |
12658,9 |
10472,3 |
9921,2 |
- |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения * |
69383,9 |
16434,8 |
- |
- |
19896,7 |
12658,9 |
10472,3 |
9921,2 |
- |
Бюджет Тульской области |
1420982,2 |
48892,7 |
132974,0 |
2174,0 |
203000,0 |
363042,3 |
214108,7 |
230598,5 |
226192,0 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения * |
1243300,2 |
45980,0 |
130700,0 |
- |
175022,4 |
329893,0 |
178812,5 |
193201,0 |
189691,3 |
Прочие расходы |
177682,0 |
2912,7 |
2274,0 |
2174,0 |
27977,6 |
33149,3 |
35296,2 |
37397,5 |
36500,7 |
Внебюджетные источники |
1920,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
240,0 |
<*> Строительство дома-интерната для умственно отсталых детей, пос. Товарковский, Богородицкий район Тульской области.
Государственным заказчиком - координатором Программы является министерство труда и социальной защиты Тульской области.
Государственными заказчиками являются: министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство здравоохранения Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство образования Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются: министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство здравоохранения Тульской области, министерство труда и социальной защиты Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство образования Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию, государственные учреждения Тульской области, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения (по согласованию), государственные образовательные учреждения Тульской области (по согласованию), государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" (по согласованию), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области (по согласованию), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого" (далее - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого) (по согласованию).
Государственный заказчик - координатор Программы:
осуществляет координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы;
ежегодно при необходимости вносит в правительство Тульской области предложения по уточнению механизма реализации Программы, плановых значения показателей, объемов расходов на реализацию Программы;
осуществляет мониторинг и контроль за реализацией Программы;
для осуществления мониторинга Программы производит сбор данных для определения фактических значений показателей непосредственного и конечного результатов; составляет и представляет для оценки результативности и эффективности реализации Программы ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации Программы; производит оценку рисков реализации Программы и разрабатывает решения по их минимизации.
Государственные заказчики, исполнители Программы в рамках своей компетенции:
осуществляют отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о реализации мероприятий в установленном порядке;
вносят предложения об уточнении показателей (при необходимости), расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации.
Распоряжением Правительства Тульской области от 30 октября 2013 г. N 995-р в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровый ребенок" позволит продолжить совершенствование доступности и качества медицинской помощи детям, снизить заболеваемость органов дыхания детей, проживающих в домах ребенка, с 969 случаев на 1000 детей до 650, сократить показатель младенческой смертности с 7,8 промилле до 5,9.
Исполнение мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" позволит осуществить дальнейшее развитие системы социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество, создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов. К 2017 году предполагается увеличить долю детей-инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, от общего числа детей-инвалидов на 3,1 процента.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" позволит создать условия для всестороннего развития и жизнеобеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей-сирот, осуществить поддержку приемных и опекунских семей, улучшить жилищные условия 836 детям данной категории, снизить численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по состоянию на начало финансового года, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями, с 224 до 97 человек.
Исполнение мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволит увеличить численность прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие значительное снижение числа безнадзорных детей и противоправного поведения несовершеннолетних. К 2017 году предполагается снизить удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения до 1,55 процента, увеличить численность получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей на 9,7 процента.
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет совершенствоваться государственная система адресной поддержки одаренных детей путем поощрения учащихся общеобразовательных учреждений - победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников, а также педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников, участвующих во всероссийской и иных олимпиадах. К 2017 году предполагается оказать материальную поддержку 350 одаренным детям - победителям регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников, и 105 учителям, подготовившим победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
Реализация мероприятий подпрограммы "Поддержка семьи" позволит создать условия для совершенствования государственной системы адресной поддержки семей с детьми путем расширения спектра мер адресной социальной помощи, в том числе увеличить долю приемных и опекунских семей, воспитывающих 7 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и многодетных семей, воспитывающих 7 и более детей, получивших адресную социальную помощь для приобретения колесных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих помимо места водителя не менее 7 мест для сидения, с 46,3% до 97,5% от общего числа нуждающихся.
В целом реализация мероприятий Программы будет способствовать оптимизации использования государственных ресурсов в сфере детства, повышению качества жизни семей с детьми и улучшению общего социального климата в области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 25 апреля 2009 г. N 269 "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.