Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XV
Иные формы непосредственного участия населения города
в осуществлении местного самоуправления
Статья 78. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 79. Право граждан присутствовать на заседании Тульской городской Думы
Доступ жителей на заседания Тульской городской Думы свободный, кроме случаев, когда Тульская городская Дума проводит закрытое заседание.
Если помещение, в котором проводится заседание, не может вместить всех желающих присутствовать, организуется прямая трансляция заседания.
Порядок посещения заседаний гражданами муниципального образования регулируется Регламентом Тульской городской Думы.
Статья 80. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования Тульской городской Думой, Главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Тульской городской Думы или Главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Тульской городской Думы, назначаются Тульской городской Думой, а по инициативе Главы муниципального образования - Главой муниципального образования.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением "О депутатских публичных слушаниях", утвержденным решением Тульской городской Думы, и предусматривает заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Статья 81. Собрание граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Тульской городской Думы, Главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе Тульской городской Думы или Главы муниципального образования, назначается соответственно Тульской городской Думой или Главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Тульской городской Думой, она же определяет порядок его назначения и проведения. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом ТОС.
С инициативой о проведении собрания граждан от населения вправе выступить инициативная группа граждан численностью не менее 5 человек, собравшая в поддержку своей инициативы не менее 1 процента подписей граждан, проживающих на территории, на которой планируется проведение собрания граждан, но не менее 10 подписей.
Инициатива граждан о проведении собрания должна быть оформлена в виде письменного заявления инициативной группы в Тульскую городскую Думу. В заявлении указываются вопросы, выносимые на рассмотрение собрания, с обоснованием необходимости их обсуждения; ориентировочные сроки проведения; территория, на которой собрание должно проводиться; фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства членов инициативной группы; контактные телефоны уполномоченного представителя инициативной группы.
В решении Тульской городской Думы о назначении собрания граждан указываются предлагаемые для обсуждения вопросы; дата, время и место проведения собрания, определяемые с учетом пожеланий инициаторов; территория, на которой будет проводиться собрание, в случае, если оно проводится на части муниципального образования; предполагаемое число участников.
Решением Тульской городской Думы также формируется комиссия по подготовке и проведению собрания.
3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое во вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом ТОС.
4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормативными правовыми актами Тульской городской Думы, уставом ТОС.
6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 82. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Тульской городской Думы, уставом ТОС, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется нормативными правовыми актами Тульской городской Думы, уставом ТОС.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 83. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Тульской городской Думы или Главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Тульской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовыми актами Тульской городской Думы.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Тульской городской Думой. В нормативном правовом акте Тульской городской Думы о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета Тульской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Тульской области.
Статья 84. Правотворческая инициатива граждан
1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом Тульской городской Думы.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Тульской городской Думы и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 85. Право гражданина быть выслушанным Тульской городской Думой или должностным лицом, компетентным принять решение по поводу жалобы
Гражданин, подавший жалобу в связи с нарушением его законных прав и интересов на территории муниципального образования, относящихся к ведению местного самоуправления города, вправе быть выслушанным Тульской городской Думой или должностным лицом, компетентным принять решение по данной жалобе. Порядок приема граждан устанавливается органом, который данный прием организует.
Статья 86. Право граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления
Каждый житель муниципального образования вправе получать информацию, касающуюся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством.
Статья 87. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Тульской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основанием для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления являются конкретные противоправные решения или действия (бездействие) при исполнении своих обязанностей депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления, повлекшие тяжкие последствия для положения экономики муниципального образования, грубое нарушение прав и свобод жителей муниципального образования в случае их подтверждения в судебном порядке.
2. Основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Процедура отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
Право отзыва не может быть использовано в течение первых 12 месяцев со дня избрания и в течение последних 6 месяцев перед истечением срока, на который избран соответствующий депутат Тульской городской Думы, выборное должностное лицо местного самоуправления.
Правом на возбуждение вопроса об отзыве обладают граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного округа и обладающие избирательным правом.
Каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в выборах, а равно избирательное объединение, выдвинувшие кандидата в депутаты или на выборную должность, могут образовывать инициативную группу по возбуждению вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии с законодательством Тульской области. О собрании инициативной группы должно быть уведомлено лицо, в отношении которого возбуждается инициатива отзыва, не позднее чем за 10 дней до дня проведения собрания.
Инициативная группа после вынесения решения суда обращается в муниципальную избирательную комиссию с заявлением о регистрации группы, в котором указываются:
1) фамилия, имя, отчество депутата или выборного должностного лица местного самоуправления, в отношении которого возбуждается инициатива отзыва;
2) основания возбуждения вопроса об отзыве;
3) фамилии, имена, отчества, годы рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
Муниципальная избирательная комиссия незамедлительно по получении заявления информирует о нем депутата или выборное должностное лицо местного самоуправления и представляет ему копию заявления, решения и приложенных к нему документов. Ознакомившись с ними, лицо вправе представить в избирательную комиссию в письменном виде аргументы в свою защиту, а также присутствовать на заседании комиссии и давать пояснения по существу вопроса.
Муниципальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня получения заявления принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей соответствующее свидетельство.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа приступает к сбору подписей в поддержку отзыва. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение двух месяцев - при сборе подписей в поддержку отзыва выборного должностного лица местного самоуправления и в течение одного месяца - при сборе подписей в поддержку отзыва депутата Тульской городской Думы.
Листы для сбора подписей избирателей в поддержку отзыва депутата Тульской городской Думы, выборного должностного лица местного самоуправления (подписные листы) должны содержать формулировку основания отзыва в соответствии с решением суда, данные о подписавшемся в объеме сведений, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
По окончании сбора подписей инициативная группа подсчитывает число собранных подписей, о чем составляет итоговый протокол.
Тульская городская Дума после рассмотрения всех поступивших документов в соответствии с федеральным законодательством принимает решение о проведении голосования по отзыву и назначает дату его проведения. О дате рассмотрения вопроса должен быть уведомлен депутат Тульской городской Думы, выборное должностное лицо местного самоуправления, в отношении которого возбуждена инициатива отзыва.
Тульская городская Дума обязана назначить голосование по отзыву, если в поддержку этого предложения собрано 5 процентов подписей от числа избирателей территории муниципального образования или соответствующего избирательного округа по выборам депутатов Тульской городской Думы.
Если будет установлено, что число действительных подписей окажется менее числа, установленного настоящим Уставом, или будут установлены другие нарушения законодательства, выносится решение об отказе в проведении отзыва.
Отказ в проведении голосования по отзыву может быть обжалован инициаторами проведения голосования в суд.
Депутат Тульской городской Думы, выборное должностное лицо местного самоуправления после уведомления его о поступившем предложении об отзыве вправе выступать на собраниях (конференциях) избирателей, в печати, по радио по поводу обстоятельств, послуживших основанием для предложения об отзыве.
Лица, предоставившие ложную информацию, послужившую поводом для постановки вопроса об отзыве, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Голосование по отзыву проводится не ранее 30 дней и не позднее 45 дней со дня, следующего за днем принятия решения городской Думой о назначении даты голосования по отзыву.
Финансирование деятельности комиссий, связанной с возбуждением вопроса об отзыве и проведением голосования по отзыву, осуществляется за счет средств местного бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов либо местного референдума.
Итоги голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Полномочия депутата Тульской городской Думы, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день официального опубликования соответствующей избирательной комиссией итогов и результатов голосования.
Статья 88. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
1. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иным федеральным законам, законам Тульской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.