Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального образования
Воловский район
от 24 февраля 2009 г. N 51
Муниципальная целевая Программа "Реформирование финансов
муниципального образования Воловский район на 2009 - 2010 годы"
(далее - Программа реформирования)
1. Паспорт Программы реформирования
Наименование Программы реформирования
Муниципальная целевая программа "Реформирование финансов муниципального образования Воловский район на 2009 - 2010 годы"
Основание для разработки Программы реформирования
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 N 467-р "Об утверждении "Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006 - 2008 г.г.";
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";
Приказ Минфина Российской Федерации от 30 октября 2008 N 536 "О проведении в 2008 году отбора муниципальных образований для распределения субсидий на реформирование муниципальных финансов";
Закон Тульской области от 3 ноября 2006 N 751-ЗТО (ред. от 30 июня 2008) "Об областной целевой программе "Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы";
Постановление администрации Тульской области от 10.07.2008 N 378 "Об утверждении Положения об условиях предоставления, распределения и расходования субсидий по реформированию муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области";
Постановление администрации Тульской области от 1 сентября 2008 года N 500 "О проведении в 2008 году конкурсного отбора муниципальных районов (городских округов) Тульской области для предоставления субсидий по реформированию муниципальных финансов"
Основной заказчик Программы
Администрация муниципального образования Воловский район
Основной разработчик Программы реформирования
Финансовое управление Администрации муниципального образования Воловский район
Цель Программы реформирования
Создание базы для перехода на управление по результатам в органах местного самоуправления муниципального образования Воловский район
Задачи Программы реформирования
1. Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат;
2. Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления;
3. Внедрение методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования;
4. Повышение деловой активности предпринимательских структур;
5. Совершенствование долговой политики;
Мониторинг качества управления муниципальными финансами.
Сроки и этапы реализации реализации
Программы реформирования 2009 - 2010 годы:
I этап - со дня опубликования Программы по 30 июля 2009 года
II этап - с 1 июля 2009 года до 1 июля 2010 года
Основные мероприятия Программы реформирования
Основными мероприятиями программы реформирования являются:
В рамках направления А "Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат":
1. Создание системы учета потребностей в объемах оказания муниципальных услуг (работ);
2. Стандартизация муниципальных услуг (работ);
3. Формирование ведомственных целевых программ;
4. Совершенствование процедуры формирования и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ.
В рамках направления В "Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления":
1. Передача функций оказания муниципальных услуг (работ) автономным учреждениям;
2. Оптимизация планирования и мониторинг реализации средств местного бюджета в объекты муниципальной собственности, не включенные в долгосрочные муниципальные целевые программы;
3. Повышение эффективности управления собственностью муниципального образования Воловский район;
4. Реформирование транспортного обслуживания;
5. Повышение прозрачности и доступности сведений об объектах муниципальной собственности.
В рамках направления С "Внедрение методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования":
1. Утверждение местного бюджета на трехлетний период;
2. Формирование и практическое применение реестра расходных обязательств.
В рамках направления D "Повышение деловой активности предпринимательских структур":
1. Реализация комплексных мер по повышению деловой активности субъектов малого предпринимательства.
В рамках направления Е "Совершенствование долговой политики":
1. Внедрение формализованных процедур управления муниципальным долгом, принятия новых долговых обязательств, их рефинансирование;
2. Оптимизация процесса планирования и финансирования кассовых разрывов местного бюджета;
3. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности местного бюджета и муниципальных бюджетных учреждений;
4. Оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках направления F "Мониторинг качества управления муниципальными финансами":
1. Обязательная публичная независимая экспертиза муниципальных правовых актов в сфере бюджетной и налоговой политики;
2. Организация оперативного учета недополученных доходов местного бюджета;
3. Создание методики оценки финансовых последствий от предоставления налоговых льгот;
4. Организация мониторинга качества управления местными финансами и платежеспособности бюджетов поселений муниципальных районов.
Объемы и источники финансирования Программы реформирования
Общий объем финансирования Программы реформирования за счет средств бюджетов всех уровней составит 2000 руб., в том числе:
- за счет бюджета муниципального образования Воловский район 1000 тыс. руб.
- софинансирование из бюджета Тульской области - 1000 тыс. руб. Из них:
в 2009 году - за счет средств бюджетов всех уровней составит 500 тыс. руб. том числе:
- за счет бюджета муниципального образования Воловский район - 200 тыс. руб.;
- софинансирование из бюджета Тульской области - 300 тыс. руб.
в 2010 году - за счет средств бюджетов всех уровней составит 1500 тыс. руб., в том числе:
- за счет бюджета муниципального образования Воловский район 800 тыс. руб.
- софинансирование из бюджета Тульской области - 700 тыс. руб.
Ожидаемые результаты от реализации Программы реформирования
I этап
Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат:
- проведение анализа соответствия полномочий, выполняемых отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования Воловский район, полномочиям, закрепленным за администрацией муниципального образования Воловский район действующим законодательством;
- формализация критериев подхода к определению муниципальных услуг (работ);
- проведение сравнительной оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) (отдельно по видам услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в сферах образования, здравоохранения, культуры и т. д.) и фактически оказанных муниципальных услуг (выполненных работ) за последние три отчетных финансовых года.
- внесение изменений в консолидированный перечень муниципальных услуг (работ);
- проведение за последние три отчетных финансовых года инвентаризации действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Тульской области, действующих муниципальных правовых актов с точки зрения наличия стандартов муниципальных услуг (работ).
- апробация различных инструментов обратной связи с потребителями муниципальных услуг (работ), анализ результатов этой апробации;
- установление требований к системам информирования потребителей об оказываемых муниципальных услугах, организация обратной связи с потребителями муниципальных услуг (работ), организация контроля качества предоставления муниципальных услуг (работ).
- проведение оценки всех функций и задач отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район с точки зрения оказания ими муниципальных услуг;
- разработка порядка формирования показателей для оценки результатов выполнения функций и задач отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования Воловский район, а также разработка порядка проведения такой оценки;
- проведение оценки результатов деятельности отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район и объемов их бюджетного финансирования за последние три отчетных финансовых года;
- установление порядка разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район, индикаторов оценки их результативности и планируемых результатов их деятельности, а также порядка корректировки средств местного бюджета, оказываемых отраслевым (функциональным) органам администрации муниципального образования Воловский район исходя из уровня достижения ими результатов;
- разработка и утверждение методики проведения оценки эффективности ведомственных целевых программ отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район;
- разработка и утверждение порядка подготовки и утверждения докладов о результатах и основных направлениях деятельности отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район;
- разработка и утверждение докладов о результатах и основных направлениях деятельности отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район;
- инвентаризация целей и задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития муниципального образования на средне- и долгосрочную перспективу, и их отражение в действующих долгосрочных муниципальных целевых программах;
- формирование порядка разработки, реализации и мониторинга реализации долгосрочных муниципальных целевых программ;
- утверждение процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения долгосрочных муниципальных целевых программ с учетом фактических достигнутых результатов их реализации;
- утверждение порядка заключения муниципальных контрактов (договоров, соглашений) на весь срок действия долгосрочных муниципальных целевых программ.
Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления:
- разработка методических рекомендаций по оценке эффективности деятельности муниципальных бюджетных учреждений (в том числе утверждение критериев оценки необходимости создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги);
- проведение оценки возможности создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений, оказывающих муниципальные услуги;
- инвентаризация оказываемых муниципальных услуг и объемов их бюджетного финансирования за последние три отчетных финансовых года;
- проведение комплексной оценки муниципальных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, на предмет возможности их оказания автономными учреждениями;
- разработка и утверждение порядка создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений;
- корректировка (уточнение) действующего в муниципальном образовании перечня муниципальных услуг (в сфере образования, здравоохранения, культуры и т. д.), оказание которых может осуществляться автономными учреждениями, внесение поправок в нормативно-правовой акт, утверждающий данный перечень.
- проведение оценки бюджетной и социальной эффективности реализуемых и планируемых инвестиционных проектов и оценки обеспеченности муниципального образования Воловский район объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- разработка и утверждение порядка оценки бюджетной и социальной эффективности реализуемых и планируемых инвестиционных проектов и оценки обеспеченности муниципального образования объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- разработка и утверждение правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, не включенные в долгосрочные муниципальные целевые программы.
- формирование и утверждение системы критериев оценки эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Воловский район, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности;
- проведение оценки эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Воловский район, за последние три отчетных финансовых года;
- разработка и утверждение порядка представления отчетности муниципальными унитарными предприятиями и организациями, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципального образования Воловский район;
- разработка отчетности об эффективности управления собственностью и утверждение процедуры проведения мониторинга деятельности и долговых обязательств муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Воловский район.
- проведение оценки ежегодной потребности населения в получении транспортных услуг;
- разработка и внесение изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Воловский район от 24 октября 2008 г. N 37-6 "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями муниципального образования Воловский район;
- разработка и внесение изменений в Соглашение по взаимодействию по решению социально-экономических вопросов между администрацией Тульской области и муниципальным образованием Воловский район от 23 января 2007 года в части включения представителей администрации муниципального образования в состав конкурсной комиссии по отбору транспортных компаний, оказывающих транспортные услуги населению на маршрутах, проходящих по территории района и включения администрации муниципального образования стороной по договору на транспортное обслуживание населения с наделением ее функциями контроля за деятельностью транспортных компаний, осуществляющих перевозки населения по территории района;
- разработка предложений по ремонту дорого областного значения и утверждение их администрацией Тульской области.
- проведение анализа итогов инвентаризации объектов муниципальной собственности, в том числе находящихся по организациям, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию Воловский район, за последние три отчетных финансовых года.
- разработка и утверждение положения о раскрытии информации о муниципальной собственности Воловского района, в том числе по отдельным объектам муниципальной собственности;
- разработка и утверждение порядка оценки рыночной стоимости объектов муниципальной собственности Воловского района, в том числе с привлечением независимых организаций;
- проведение оценки рыночной стоимости объектов муниципальной собственности Воловского района, в том числе с привлечением независимых организаций.
Внедрение методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования:
- проведение оценки и анализа причин отклонений утвержденных доходов и расходов местного бюджета от фактических показателей (в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации) за последние три отчетных финансовых года;
- подготовка и утверждение порядка формирования проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом показателей местного бюджета за отчетный финансовый год.
- полная инвентаризация расходных обязательств муниципального образования Воловский район с точки зрения наличия нормативного регулирования предусматриваемых в местном бюджете расходов, в том числе по расходам, связанным с предоставлением муниципальных услуг муниципальными учреждениями за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- разработка и утверждение формализованного порядка по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств;
- разработка и утверждение порядка определения объемов расходов местного бюджета на реализацию соответствующих расходных обязательств.
- установление порядка использования (учета) данных реестра расходных обязательств муниципального образования Воловский район при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район.
Повышение деловой активности предпринимательских, структур:
- проведение оценки динамики доли продукции субъектов малого предпринимательства в общем объеме промышленного производства территории за последние три отчетных финансовых года;
- установление порядка информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства по вопросам муниципального стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности;
- установление порядка мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства (включая финансово-экономические показатели деятельности), в том числе отбор и формализация критериев оценки и мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства, отбор механизмов проведения мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства по отобранным критериям оценки, установление механизмов трансформации результатов мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства в обоснованные решения органов местного самоуправления по развитию субъектов малого предпринимательства.
Совершенствование долговой политики:
- проведение оценки долговых обязательств местного бюджета, в том числе с группировкой по видам долговых обязательств и срокам их погашения за последние три отчетных финансовых года;
- разработка и утверждение методики расчета долговой нагрузки на местный бюджет с учетом действующих и планируемых долговых обязательств;
- разработка и утверждение методики расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку местного бюджета.
- проведение оценки причин возникновения временных кассовых разрывов при исполнении местного бюджета и финансовых последствий их возникновения за последние три отчетных финансовых года.
- подготовка и утверждение изменения в постановление главы администрации муниципального образования Воловский район от 16 августа 2007 года N 279 "Об утверждении методики прогнозирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджета муниципального образования Воловский район и порядка формирования финансового резерва при исполнении бюджета муниципального образования Воловский район";
- публикация в СМИ и сети Интернет результатов планирования временных кассовых разрывов местного бюджетов.
- проведение инвентаризации кредиторской задолженности местного бюджета, в том числе муниципальных бюджетных учреждений за последние три отчетных финансовых года. Анализ факторов и причин возникновения кредиторской задолженности местного бюджета, в том числе муниципальных бюджетных учреждений;
- разработка и утверждение плана мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности местного бюджета, в том числе бюджетных учреждений, ее переоформления в форму иных обязательств;
- разработка и утверждение процедуры мониторинга кредиторской задолженности местного бюджета и бюджетных учреждений, а также оперативной отчетности о ее состоянии и основных кредиторах.
- разработка и принятие постановления главы администрации муниципального образования Воловский район "Об утверждении Порядка урегулирования (признания) задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Воловский район и ее погашения".
- проведение инвентаризации дебиторской и просроченной кредиторской задолженности органов местного самоуправления организациям жилищно-коммунального хозяйства;
- подписание органами местного самоуправления актов сверки взаимной задолженности с организациями жилищно-коммунального хозяйства;
- разработка и утверждение порядка урегулирования (признания) просроченной кредиторской задолженности органов местного самоуправления организациям жилищно-коммунального хозяйства и сроков ее погашения.
Мониторинг качества управления муниципальными финансами:
- проведение оценки фактических финансовых последствии реализации проектов муниципальных правовых актов в сферах бюджетной и налоговой политики, принятых в отчетном финансовом году;
- установление обязательности процедур проведения публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в сферах бюджетной и налоговой политики;
- совершенствование и утверждение порядка проведения публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в сферах бюджетной и налоговой политики.
- разработка и утверждение порядка проведения мониторинга недополученных доходов местного бюджета (далее - недополученных доходов (с учетом инфляции);
- проведение оценки потерь бюджета от недополученных доходов (с учетом инфляции) за последние три отчетных финансовых года;
- установление порядка проведения реструктуризации задолженности организаций по местным налогам, пеням и штрафам перед бюджетом муниципального образования Воловский район;
- организация координации действий органов местного самоуправления муниципального района и поселений муниципального образования Воловский район по реструктуризации задолженности организаций по местным налогам, пеням и штрафам перед бюджетом муниципального образования Воловский район;
- утверждение методики оценки потерь бюджета муниципального образования от недополученных доходов (с учетом инфляции);
- размещение в СМИ материалов с разъяснением последствий получения заработной платы "в конвертах";
- проведение совместных проверок наличия у индивидуальных предпринимателей трудовых договоров с работниками.
- проведение оценки объема налоговых льгот в разрезе отраслей экономики муниципального района по каждому виду налоговых льгот за последние три отчетных финансовых года;
- разработка и утверждение порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;
- утверждение запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке их финансовой эффективности.
- разработка и утверждение системы показателей и методики качества управления местными финансами и платежеспособности бюджетов поселений;
- проведение оценки уровня качества управления местными финансами и платежеспособности бюджетов поселений за последний отчетный финансовый год;
- разработка и утверждение порядка применения результатов мониторинга качества управления местными финансами и платежеспособности бюджетов поселений при предоставлении им финансовой помощи.
II этап
Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат:
- утверждение форм отчетности, которые будут задействованы при планировании объемов муниципальных услуг (работ) и контроле их оказания (выполнения);
- разработка формализованного порядка проведения стоимостной оценки потребности в муниципальных услугах (работах) (раздельно по видам муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в сферах образования, здравоохранения, культуры и т. д.);
- установление порядка организации управленческого учета в органах администрации муниципального образования Воловский район и подведомственных им бюджетных учреждениях в разрезе муниципальных услуг (работ);
- разработка и утверждение порядка программного финансирования оказываемых муниципальных услуг;
- учет результатов оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг (работ) субъектами бюджетного планирования Воловского района при формировании расходов бюджета.
- публикация в средствах массовой информации (далее - СМИ) и сети Интернет результатов стоимостной оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) и фактически запланированных на эти услуги (работы) расходов местного бюджета.
- разработка и утверждение унифицированных требований к структуре и содержанию муниципальных стандартов муниципальных услуг (работ);
- разработка и утверждение муниципальных стандартов муниципальных услуг (работ) (в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики);
- разработка и утверждение порядка оценки соответствия качества фактически оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) муниципальным стандартам муниципальных услуг (работ), в том числе в рамках сбора соответствующей информации от потребителей муниципальных услуг (работ);
- публикация в СМИ и сети Интернет муниципальных стандартов муниципальных услуг (работ), результатов оценки соответствия фактически оказанных муниципальных услуг (выполняемых работ) муниципальным стандартам муниципальных услуг (работ), в том числе в разрезе поставщиков муниципальных услуг (исполнителей работ) и фактов несоответствия результатов их деятельности утвержденным муниципальным стандартам муниципальных услуг (работ).
- разработка и утверждение ведомственных целевых программ отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район;
- проведение оценки доли расходов бюджета муниципального образования Воловский район, формируемых в рамках ведомственных целевых программ (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).
- публикация в СМИ и сети Интернет ведомственных целевых программ отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район, отчетов об их исполнении и принятых к отраслевым (функциональным) органам администрации муниципального образования Воловский район административных и финансовых мерах ответственности.
- оценка соответствия фактически достигнутых в рамках реализации долгосрочных муниципальных целевых программ результатов плановым значениям;
- публикация в СМИ и сети Интернет долгосрочных муниципальных целевых программ, а также отчетов о ходе и результатах их реализации.
Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления:
- разработка предложений по порядку и плану создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги, а также возможности предоставления муниципальных услуг негосударственными организациями (по результатам оценки, проведенной ранее);
- публикация в СМИ и сети Интернет планируемых и фактических результатов создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений.
- разработка и утверждение процедуры включения в местный бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов;
- разработка и утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (или переработки) реализации инвестиционных проектов;
- публикация в СМИ и сети Интернет результатов оценки реализованных за последний отчетный финансовый год инвестиционных проектов, включая оценку бюджетной и социальной эффективности отдельно по каждому инвестиционному проекту.
- разработка системы критериев и методики их расчета для сохранения муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Воловский район (не ниже 25 процентов), на основе оценки эффективности их деятельности;
- публикация в СМИ и сети "Интернет" реестров и результатов деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Воловский район.
- разработка целевой долгосрочной областной программы "Развитие дорожной сети муниципального образования Воловский район на период 2009-2014 годы";
- разработка новых маршрутов;
- разработка и внедрение системы контроля за деятельностью транспортных компаний, осуществляющих перевозку пассажиров по территории района;
- публикация в СМИ и сети Интернет на сайте Администрации муниципального образования Воловский район сведений о количественных и качественных характеристиках маршрутов транспорта общего пользования, а также объемах субсидирования этих маршрутов.
- публикация в СМИ и сети Интернет информации о стоимости объектов, находящихся в муниципальной собственности, в том числе по отдельным объектам собственности.
Внедрение методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования:
- публикация в СМИ и сети Интернет изменений объемов доходов и расходов бюджета на плановый период, вносимых в рамках проекта местного бюджета на текущий финансовый год, с обоснованиями причин и финансово-экономических последствий соответствующих изменений.
- публикация в СМИ и сети "Интернет" реестра расходных обязательств муниципального образования.
Повышение деловой активности предпринимательских структур:
публикация в СМИ и сети Интернет результатов мониторинга субъектов малого предпринимательства.
Совершенствование долговой политики:
- публикация в СМИ и сети Интернет сведений о долговых обязательствах местного бюджета, в том числе по видам долговых обязательств и срокам их погашения.
- оценка соответствия в последнем отчетном году всех операций по долговым обязательствам области установленной процедуре.
- осуществление реального прогнозирования временных кассовых разрывов при исполнении бюджета муниципального образования Воловский район;
- формирование финансового резерва при исполнении бюджета;
- публикация в СМИ и сети Интернет результатов планирования временных кассовых разрывов местного бюджетов.
- оценка уровня просроченной кредиторской задолженности;
- публикация в СМИ и сети Интернет информации о состоянии кредиторской задолженности местного бюджета и бюджетных учреждений, в том числе просроченной кредиторской задолженности местного бюджета и бюджетных учреждений.
- публикация в СМИ и сети Интернет сведений о составе и объеме взаимной задолженности органов местного самоуправления и жилищно-коммунальных организаций по видам жилищно-коммунальных услуг.
Мониторинг качества управления муниципальными финансами:
- установление порядка раскрытия информации о результатах независимой публичной экспертизы (негосударственными, общественными и научными организациями) законопроектов в области бюджетной и налоговой политики;
- осуществление практического применения порядка независимой публичной экспертизы (негосударственными, общественными и научными организациями) законопроектов в области бюджетной и налоговой политики;
- публикация в СМИ и сети Интернет результатов публичной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в сферах бюджетной и налоговой политики.
- публикацию в СМИ и сети "Интернет" данных об объемах недополученных доходов местного бюджета (с учетом инфляции), реструктурированных платежей
- публикация в СМИ и сети "Интернет" данных об объемах предоставляемых налоговых льгот и оценок их эффективности;
- оценка соотношения объемов налоговых льгот к налоговым доходам бюджета за последний отчетный год.
- публикация в СМИ и (или) в сети Интернет результатов качества управления местными финансами и платежеспособности бюджетов поселений.
Контроль за реализацией Программы реформирования
Контроль за реализацией Программы реформирования осуществляется администрацией муниципального образования Воловский район, Собранием представителей муниципального образования Воловский район, руководителем рабочей группы по разработке и управлению реализацией Программы реформирования
Перечень используемых сокращений
СМИ - средства массовой информации.
2. Концепция Программы реформирования финансов
муниципального образования Воловский район на 2009 - 2010 годы
I. Обоснование необходимости реформы финансов
муниципального образования Воловский район
Актуальность принятия данной Концепции была определена подходами к бюджетной реформе на федеральном уровне, закрепленными в Концепции эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 N 467-р.
Изменение нормативно-правовой базы в бюджетно-налоговой сфере, процесс реформирования финансов области, совершенствование проводимых реформ в сфере местного самоуправления требуют продолжения реформирования на муниципальном уровне.
Настоящая Концепция разработана на период с 2009 по 2010 годы в соответствии с Законом Тульской области от 3 ноября 2006 N 751-ЗТО (ред. от 30 июня 2008) "Об областной целевой программе "Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы", Постановлением администрации Тульской области от 10.07.2008 N 378 "Об утверждении Положения об условиях предоставления, распределения и расходования субсидий по реформированию муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области", Постановлением администрации Тульской области от 1 сентября 2008 года N 500 "О проведении в 2008 году конкурсного отбора муниципальных районов (городских округов) Тульской области для предоставления субсидий по реформированию муниципальных финансов".
Концепция реформирования финансов муниципального образования Воловский район на 2009 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана с учетом основных направлений реформирования системы управления финансами в целях осуществления реформы бюджетного процесса в муниципальном образовании Воловский район.
В настоящее время система управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район является в определенной мере организованной и интегрированной в общую систему управления муниципальным образованием Воловский район. Управление муниципальными финансами Воловского района осуществляется в полном соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Вместе с тем, анализ системы управления муниципальными финансами муниципального образования Воловский район, проведенный в рамках подготовки проекта Концепции, выявил наличие потенциала для совершенствования и развития системы управления муниципальными финансами.
На сегодняшний день перед органами местного самоуправления стоит задача поиска новых подходов к управлению финансами и повышению эффективности и результативности бюджетного процесса. Решение данной проблемы лежит, в первую очередь, в плоскости оптимизации внутренних ресурсов бюджета муниципального образования Воловский район, определении и внедрении в практику бюджетного планирования и финансирования новых технологий бюджетирования, ориентированного на результат.
В сложившихся условиях решение стоящих перед органами местного самоуправления проблем в первую очередь может быть достигнуто за счет структурных, институциональных преобразований, за счет повышения качества финансового управления и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов.
С целью стабилизации и достижения качественно нового уровня управления муниципальными финансами, целенаправленного, скоординированного решения обозначенных задач, необходима выработка единой стратегии социального, экономического и финансового планирования.
II. Определение целей реформы муниципальных
финансов на местном уровне
§1. Правовые основы Концепции
Концепция реформирования финансов муниципального образования Воловский район разработана в соответствии с:
1) Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
4) постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";
5) распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1313-р;
6) распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р "Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах";
7) приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 года N 223 "О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
8) Законом Тульской области от 3 ноября 2006 N 751-ЗТО (ред. от 30 июня 2008) "Об областной целевой программе "Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы";
9) постановлением администрации Тульской области от 10.07.2008 N 378 "Об утверждении Положения об условиях предоставления, распределения и расходования субсидий по реформированию муниципальных финансов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области";
10) постановлением администрации Тульской области от 1 сентября 2008 года N 500 "О проведении в 2008 году конкурсного отбора муниципальных районов (городских округов) Тульской области для предоставления субсидий по реформированию муниципальных финансов".
§2. Цели реформы финансов
муниципального образования Воловский район
Основными задачами, стоящими перед муниципальным образованием Воловский район в сфере увеличения доходов и оптимизации расходов муниципального бюджета являются:
- усиление деятельности администрации муниципального образования Воловский район по собираемости налогов и сборов;
- повышение качества среднесрочного бюджетного планирования;
- обеспечение прозрачности действий по предоставлению в пользование объектов муниципальной недвижимости.
Комплексный характер настоящей Концепции обусловливает характер и содержание стратегических целей реализации Концепции:
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования Воловский район;
- повышение качества жизни населения муниципального образования Воловский район посредством модернизации системы управления бюджетным потенциалом муниципального образования Воловский район в логике результативного финансового планирования и администрирования, следования лучшей практике управления муниципальными финансами.
Постановка данных целей реализации Концепции определяется следующими факторами:
- эффективное социально-экономическое развитие является затруднительным при отсутствии одновременного изменения методологии и практики бюджетирования, модернизации финансово-бюджетной системы;
- ограниченность собственных доходных источников и дефицитность бюджета муниципального образования Воловский район при возрастающей социальной нагрузке на бюджет порождает необходимость поиска внутренних резервов для оптимального использования бюджетных ресурсов, выявления источников внутренней экономии, сокращения финансовой зависимости бюджета муниципального образования Воловский район от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- проводимая в Российской Федерации реформа бюджетного процесса и управления расходами (в том числе реструктуризация бюджетного сектора и бюджетных учреждений), реализованная в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации, кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве, принципиальное
- изменение методологии бюджетного планирования (переход от сметного планирования к результативному бюджетированию деятельности субъектов бюджетного планирования) диктуют необходимость движения региональных и муниципальных процессов управления в финансово-бюджетной сфере в едином идеологическом и методологическом направлении;
- необходимость подготовки нормативно-правового регулирования и практического руководства в целях сокращения адаптационного к нововведениям периода и совмещения процедур и механизмов реформирования в едином временном цикле;
- необходимость подведения правовой и методологической основы, фундамента социально-экономического развития под практическую реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 N 1313-р и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 года N 223 "О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Закона Тульской области от 3 ноября 2006 N 751-ЗТО (ред. от 30 июня 2008) "Об областной целевой программе "Реформирование финансов Тульской области на 2006 - 2008 годы";
- целесообразность выстраивания эффективных моделей результативного управления бюджетными ресурсами муниципального образования Воловский район в условиях ограниченности, дефицитности соответствующих ресурсов при возрастающей социальной нагрузке на бюджет - как единственное безальтернативное направление для формирования стабильной и сбалансированной средне- и долгосрочной финансово-бюджетной политики;
- сложившаяся на территории муниципального образования ситуация - наличие программно-целевого блока в сфере социальной политики при отсутствии такового в сфере экономической и финансово-бюджетной политики, что создает диспропорцию в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития муниципального образования Воловский район. Именно взаимодействие отдельных мероприятий в рамках реализации Концепции позволит добиться максимального экономического и структурного эффектов за счет применения методологии комплексного решения поставленных задач и достижения заявленных целей реформирования в традициях сформировавшейся на сегодняшний день лучшей практики управления муниципальными финансами;
Таким образом, реализация Концепции должна позволить устранить негативные факторы и проблемные ситуации, сложившиеся в финансово-бюджетной сфере муниципального образования Воловский район, и обеспечить необходимую и достаточную нормативно-правовую и методическую основу для устойчивого социально-экономического и территориального развития муниципального образования Воловский район.
Стратегические цели реализации Концепции, в свою очередь, разбиваются на комплекс целей тактического характера - векторов для раскрытия бюджетного потенциала:
- создание эффективной системы планирования и контроля результативности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Воловский район;
- повышение устойчивости и сбалансированности финансово-бюджетной политики муниципального образования Воловский район, улучшение качества администрирования бюджета муниципального образования Воловский район в среднесрочном и долгосрочном периодах;
- формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Воловский район;
- внедрение в практику методологии результативного бюджетирования субъектов бюджетного планирования;
- совершенствование механизмов эффективного управления муниципальным имуществом.
Реализация обозначенных тактических целей Концепции в комплексе позволит достичь заявленных стратегических целей, создать благоприятные условия для социально-экономического и территориального развития муниципального образования Воловский район, существенно повысить эффективность деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации муниципального образования Воловский район.
III. Задачи реформирования финансов
муниципального образования Воловский район
Для достижения поставленных целей в рамках реализации Концепции необходима системная реализация мероприятий по следующим направлениям:
- организация бюджетного планирования, ориентированного на результат;
- определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления;
- внедрение методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования;
- повышение деловой активности предпринимательских структур;
- совершенствование долговой политики;
- мониторинг качества управления муниципальными финансами;
- реализация административной реформы.
Каждое заявленное к реализации мероприятие раскрывается через систему стоящих перед ним задач.
В рамках организации бюджетного планирования, ориентированного на результат, предусматривается решение следующих задач:
- создание системы учета потребностей в объемах оказания муниципальных услуг (работ);
- стандартизация муниципальных услуг (работ);
- формирование ведомственных целевых программ;
- совершенствование процедуры формирования и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ.
В рамках определения оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления предусматривается решение следующих задач:
- передача функций оказания муниципальных услуг (работ) автономным учреждениям;
- оптимизация планирования и мониторинг реализации средств местного бюджета в объекты муниципальной собственности, не включенные в долгосрочные муниципальные целевые программы;
- повышение эффективности управления собственностью муниципального образования Воловский район;
- реформирование транспортного обслуживания;
- повышение прозрачности и доступности сведений об объектах муниципальной собственности.
В рамках внедрения методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование работы по:
- утверждению местного бюджета на трехлетний период; формированию и практическому применению реестра расходных обязательств.
В рамках повышения деловой активности предпринимательских структур необходимо провести реализацию комплексных мер по повышению деловой активности субъектов малого предпринимательства.
В рамках совершенствование долговой политики предусматривается решение следующих задач:
- внедрение формализованных процедур управления муниципальным долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования;
- оптимизация процесса планирования и финансирования кассовых разрывов местного бюджета;
- снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности местного бюджета и муниципальных бюджетных учреждений;
- оздоровление организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках мониторинга качества управления муниципальными финансами предусматривается решение следующих задач:
- обязательная публичная независимая экспертиза муниципальных правовых актов в сфере бюджетной и налоговой политики;
- организация оперативного учета недополученных доходов местного бюджета;
- создание методики оценки финансовых последствий от предоставления налоговых льгот;
- организация мониторинга качества управления местными финансами и платежеспособности бюджетов поселений.
IV. Анализ ожидаемых результатов проведения
реформы муниципальных финансов
Возникновение экономических и структурных эффектов под воздействием реализации мероприятий Программы реформирования обеспечивается в результате концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализацию мероприятий управленческих задач в рамках базовых направлений реформирования.
Экономический эффект под воздействием реализации мероприятий Программы реформирования возникает в результате построения системы взаимосвязанных управленческих задач и выражается в разнице суммы значений источников экономического эффекта и суммы расходов на финансирование Программы реформирования в целом (в соответствии с Планом использования субсидий на реформирование муниципальных финансов).
Возникновение экономических эффектов сопряжено с появлением качественных изменений управленческих характеристик (структурных эффектов), что обусловлено повышением уровня качества управления муниципальными финансами в ходе реализации Программы реформирования.
Структурные эффекты, возникающие под воздействием реализации мероприятий в рамках управленческих задач Программы реформирования, приведены в таблице К.1.
Структурные эффекты, возникающие под воздействием реализации мероприятий Программы реформирования
Наименование структурного эффекта
Уменьшение затрат времени (и соответствующих издержек) получателей муниципальных услуг (работ).
Увеличение количества пользователей муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) на территории муниципального образования Воловский район, за счет стандартизации муниципальных услуг (работ).
Увеличение степени удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью муниципальных услуг (работ) (по результатам социологических исследований).
Снижение доли обоснованных жалоб на действия и решения должностных лиц органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, касающихся качества и условий предоставления муниципальных услуг (работ).
Увеличение числа отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район, в которых внедрены методы управления по результатам, количества подведомственных отраслевым (функциональным) органам администрации муниципального образования Воловский район организаций, муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, в которых внедрены методы управления по результатам.
Повышение публичности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Воловский район в процессе планирования и исполнения муниципального бюджета за счет раскрытия информации обо всех существенных аспектах их финансовой деятельности.
Индикатор достижения структурного эффекта
Не менее чем на 10 процентов от уровня на начало 2009 года.
Не менее чем на 5 процентов от уровня на начало 2009 года.
Не ниже 25 процентов от общего числа пользователей муниципальных услуг.
Не менее чем на 30 процентов от уровня на начало 2009 года.
80 процентов от общего числа отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район;
не ниже 50 процентов от общего количества подведомственных отраслевым (функциональным) органам администрации муниципального образования Воловский район организаций, муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, в которых внедрены методы управления по результатам.
Наличие единой системы информационного обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования Воловский район.
Возникновение структурных эффектов, перечисленных в таблице К.1., обусловлено повышением уровня качества управления муниципальными финансами под воздействием реализации мероприятий Программы реформирования.
Ожидаемый результат от проведения реформы муниципальных финансов состоит в том, что финансирование будет осуществляться по отдельным функциям муниципального управления, трудоемкость и характер выполнения которых будет разработан в результате реализации настоящей Программы. Таким образом, реализуется проектно-целевой подход, и в результате осуществляется достижение уровня, при котором:
- отклонение объемов стоимостной оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) (в том числе по каждой из муниципальных услуг (работ)) от объемов фактических расходов местного бюджета на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) (в том числе по каждой из муниципальных услуг (работ)) в текущем финансовом году не превышает 20 процентов;
- в отчетном финансовом году и (или) в истекшем периоде текущего финансового года не менее 70 процентов расходов местного бюджета (без учета субвенций из бюджета Тульской области и расходов на обслуживание муниципального долга), приходящихся на оплату оказания муниципальных услуг (выполнения работ), имеют муниципальные стандарты муниципальных услуг (работ);
- в текущем финансовом году не менее 50 процентов расходов местного бюджета (без учета субвенций из бюджета Тульской области и расходов на обслуживание муниципального долга) приходится на финансирование ведомственных целевых программ отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования Воловский район;
- в текущем финансовом году не менее 40 процентов расходов местного бюджета (без учета субвенций из бюджета Тульской области и расходов на обслуживание муниципального долга), предусмотренного на финансирование всех муниципальных контрактов (договоров, соглашений), приходится на финансирование муниципальных контрактов, заключенных на весь срок выполнения муниципальных долгосрочных целевых программ;
- в текущем финансовом году доля расходов местного бюджета на финансирование оказания муниципальных услуг (выполнения работ), оказываемых автономными учреждениями, составляет не менее 35 процентов всех расходов местного бюджета на финансирование оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
- в расходах местного бюджета в текущем финансовом году отсутствуют вложения в объекты муниципальной собственности, удовлетворяющие критериям их досрочного прекращения;
- в текущем финансовом году не менее 80 процентов муниципальных унитарных предприятий и организаций, а также хозяйственных обществ и товариществ, доли уставного (складочного) капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Воловский район, удовлетворяют установленным критериям;
- в отчетном финансовом году и (или) в истекшем периоде текущего финансового года доля расходов местного бюджета на организацию транспортного обслуживания, распределяемая в рамках открытых конкурсов на обслуживание транспортных маршрутов, составляет не менее 70 процентов от общего объема расходов местного бюджета, предусмотренных на эти цели;
- в текущем финансовом году оценка стоимости объектов муниципальной собственности проводилась по утвержденной процедуре в отношении всех объектов собственности;
- не менее 80 процентов расходов местного бюджета распределены на плановый период между главными распорядителями бюджетных средств;
- не менее 90 процентов расходов местного бюджета в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году регулируются муниципальными правовыми актами, определяющими порядок расчета стоимости реализации расходных обязательств муниципального образования Воловский район;
- все операции по долговым обязательствам местного бюджета за отчетный финансовый год и (или) прошедший период текущего финансового года полностью соответствуют установленной процедуре;
- прирост просроченной кредиторской задолженности местного бюджета, в том числе по привлекаемым средствам на покрытие временных кассовых разрывов местного бюджета, и кредиторской задолженности местного бюджета отсутствует;
- просроченная кредиторская задолженность местного бюджета и бюджетных учреждений отсутствует, а прирост кредиторской задолженности местного бюджета и бюджетных учреждений ни в одном месяце отчетного финансового года и (или) в истекшем периоде текущего финансового года не превышает 1/12 годовых расходов местного бюджета;
- за отчетный финансовый год и (или) в истекшем периоде текущего финансового года размер просроченной кредиторской и дебиторской задолженности организациям жилищно-коммунального хозяйства составляет не более 15 процентов к объему фактически предоставленных ими отраслевым (функциональным) органам администрации муниципального образования Воловский район жилищно-коммунальных услуг;
- в отчетном финансовом году и (или) в отчетном периоде текущего финансового года все проекты муниципальных нормативных правовых актов в сферах бюджетной и налоговой политики прошли обязательную публичную независимую экспертизу;
- объем недополученных доходов местного бюджета за отчетный финансовый год и (или) в истекшем периоде текущего финансового года не превышает 5 процентов доходов местного бюджета за соответствующий период;
- объем налоговых льгот за отчетный финансовый год и (или) в истекшем периоде текущего финансового года составляет менее 7 процентов налоговых доходов местного бюджета за соответствующий период;
- увеличение за текущий финансовый год средней по главным распорядителям средств местного бюджета оценки качества финансового менеджмента в сравнении с отчетным финансовым годом.
Краткое описание социально-экономического положения муниципального образования
Воловский район образован 26 ноября 1926 года. Расположен на юго-востоке Тульской области. Граничит на севере с Богородицким районом, на востоке - с Куркинским районом, на юге - с Ефремовским и Каменским районами, на западе - с Тепло-Огаревским районом Тульской области.
Занимает площадь 1080 кв. км. (4,2% территории Тульской области). Численность населения на 01.01.2008г. - 14376 чел. Численность сельского и городского населения района составляет соответственно 10800 чел. (75,1%) и 3576 чел (24,9%).
В состав муниципального образования Воловский район входят муниципальные образования: рабочий поселок Волово, сельские поселения: Баскаковское, Борятинское, Верхоупское, Двориковское и Турдейское, включающих 118 сельских населенных пунктов. Административный центр - рабочий поселок Волово. Расстояние от Тулы - 101 км. Население - 3576 человек.
Район расположен на водоразделе рек Волги и Дона. Здесь берут начало река Упа (бассейн Волги), река Непрядва (бассейн Дона), притоки реки Красивой Мечи (бассейн Дона), которая пересекает район с севера на юг. Рядом с пос. Волово находится одноименное озеро (в XIX в. - Влово) и одна из высших точек Среднерусской возвышенности - Воловский бугор (277 м). Воловские недра содержат крупные месторождения известняков; повсюду встречаются пески различных цветов (белые, темные, коричнево-желтые), глины. Предполагают, что в Рязано-Саратовском прогибе земной коры Восточно-Европейской равнины, который захватывает и Воловский район, могут быть залежи нефти. Почвы - преимущественно оподзоленные и выщелоченные черноземы. Первые встречаются в северной части района, вторые - в южной, в основном на водоразделах.
Большая часть территории района занята степными участками, расположенными по водораздельным пространствам. Леса занимают отдельные небольшие участки, чаще всего вдоль рек. Преобладающие породы деревьев - дуб, ель, береза, многие мягкиелиственные породы. В пределах района произрастает более 1000 видов травянистой растительности, из них около 100 видов - лекарственные растения. В Турдейском природном заказнике обитают охраняемые животные: лось, косуля, кабан, бобр и др. Самый крупный хищник края - волк. Изредка встречаются барсук, куница, горностай. Из соседних районов иногда заходят европейские благородные олени. Большинство птиц - перелетные. В последние годы появились тетерева и аисты. В реках водятся различные рыбы: сазан, лещ, щука, окунь, голавль и др. В прудах и водохранилищах разводят зеркального карпа и толстолобика.
По характеру хозяйственной деятельности муниципальное образование - район аграрно-промышленного производства, в котором в объеме отгруженной продукции сельское хозяйство занимает 25,4 %, промышленность - 73,7 %. Профильными продуктами района являются: зерно, свекла, щебень. Промышленность обеспечивает переработку сырья и продуктов сельского хозяйства. Работают Воловский молочный завод, Карасевский крупозавод, Воловский хлебозавод. Залежи известняка добывают 2 каменных карьера и перерабатываются на 2-х щебеночных заводах: "Турдейский" и 464 КНИ.
Сельское хозяйство - основное занятие населения. Большая часть местных хозяйств многоотраслевые, занимаются земледелием и животноводством; одно - садоводством.
С севера на юг район пересекает железнодорожная магистраль Москва - Донбасс. В восточной части района проходит автомагистраль М4 "Дон", в западной части - автодорога Москва - Тула - Ефремов - Воронеж.
Большая часть территории нынешнего Воловского района до 1926 г. входила в состав Богородицкого и Ефремовского уездов Тульской губернии. Земли эти, издавна лежавшие на пути кочевников из южных степей к Москве, Туле, другим русским городам (в топонимике района, в частности, сохранилось название одной из татарских стоянок, или "туров" - Турдей). Осваивались с трудом, никакой естественной и крепостной защиты тут не было. Активное их заселение началось лишь в конце XVII в., уже после возникновения Богородицка и Ефремова. Периодически власти переводили сюда крестьян из других местностей. Возникновение села Волово (старое название по церкви - Знаменское) относится ко второй половине XVIII в. После отмены крепостного права была образован; Воловская волость, состоявшая из 6 селений. В 1874 г., с открытием Елецкой ветки Сызрано-Вяземской железной дороги, началось развитие села Волово. Вблизи озера появились одноименная станция и пристанционные поселок, а в 1899-1901 гг., с вступлением в строй Данковс-Козельской ветки Рязано-Уральской железной дороги, также прошедшей через Волово, село стало железнодорожным узлом.
В 1924 г. был образован Воловско-Карасевский район, чьи административные учреждения располагались на станции Караси. В 1926 г. райцентр был переведен в Волово, район стал называться Воловским. Ныне существующие границы Воловского района с центром в рабочем поселке Волово были определены в 1966 г. Сегодня Волово - современный населенный пункт. Здесь есть Дом культуры, Дом детского творчества, работают библиотеки, краеведческий музей, две средние школы, детский сад, центральная районная больница, поликлиника.
Качество жизни населения
Общепринято рассматривать в срезе трех составляющих: демографической ситуации, уровня доходов и занятости, состояния социальной сферы и инфраструктуры.
На протяжении последних восьми лет в муниципальном образовании создалась крайне сложная демографическая ситуация: численность постоянного населения резко убывает (сокращение в 2008 г. к 2001 г. составило 14,4% при 8,9% в среднем по Тульской области). На постоянном уровне сохраняется рождаемость: ежегодно в районе рождается от 100 до 130 человек.
Таблица 1
Основные демографические показатели
Показатель | 2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Численность постоянного населения, тыс. чел. |
16,7 | 15,9 | 15,4 | 15,0 | 14,7 | 14,5 | 14,4 | 14,3 |
Родившихся, тыс. чел. | 0,118 | 0,095 | 0,118 | 0,101 | 0,122 | 0,131 | 0,110 | 0,136 |
Умерших, тыс. чел. | 0,401 | 0,393 | 0,479 | 0,411 | 0,372 | 0,343 | 0,297 | 0,315 |
Младенческая смертность, на 1000 родившихся |
26,423 | 28,2 | 15,394 | 17,41 5 |
||||
Естественный прирост (убыль), тыс. чел. |
- 0,284 |
- 0,298 |
- 0,361 |
- 0,310 |
- 0,250 |
- 0,212 |
- 0,187 |
- 0,179 |
Коэффициент естественного прироста, человек на 1000 населения |
- 17,0 |
- 18,0 |
- 22,7 | - 20,4 |
- 16,8 |
- 14,7 | - 13,0 |
- 12,4 |
На протяжении 2001 - 2008 гг. сокращалась численность населения в трудоспособном возрасте (табл.2). Сокращение было значительным и составило 11,4%. Происходило также снижение численности населения, старше трудоспособного возраста. Но весьма негативной стала четко формирующаяся тенденция сокращения численности населения моложе трудоспособного возраста. За восемь лет это сокращение составило 36,2% . Это связано с оттоком молодых уроженцев Воловского района и уже создает значительные сложности для реального сектора экономики.
Таблица 2.
Динамика возрастной структуры населения, чел.
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Население моложе трудоспособного возраста |
3152 | 2741 | 2549 | 2355 | 2221 | 2101 | 2036 | 2010 |
Население в трудоспособном возрасте |
9364 | 8547 | 8505 | 8402 | 8425 | 8379 | 8323 | 8295 |
Население старше трудоспособного возраста |
4224 | 4584 | 4337 | 4261 | 4114 | 4055 | 4017 | 4005 |
Значительное сокращение численности трудоспособного населения сопровождалось сокращением численности экономически активного населения (на 7,2%). При этом 40% экономически активного населения Воловского района работает за его пределами из-за отсутствия достойных рабочих мест (табл.3).
Уровень зарегистрированной безработицы колебался в рассматриваемый период времени в пределах 0,9 - 1,4%. При этом уровень зарегистрированной безработицы в 2008 г. оказался ниже, чем в среднем по Тульской области (2,58%).
Таблица 3
Экономическая активность и занятость населения
Показатель | 2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Численность экономически активного населения, тыс. чел., Из них: |
11,1 | 10,9 | 10,7 | 10,6 | 10,4 | 10,3 |
- занято в экономике | 5,0 | 4,8 | 4,5 | 4,3 | 4,1 | 4,1 |
- безработные | ||||||
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. |
0,05 3 |
0,066 | 0,062 | 0,04 8 |
0,080 | 0,06 0 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % | 0,9 | 1,4 | 1,12 | 1,04 | 1,57 | 1,4 |
В период 2000 - 2008 годов среднедушевые доходы населения Воловского района росли как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 2008 году денежные доходы в среднем на душу населения муниципального образования Воловский район составили 8600 рублей в месяц и выросли по сравнению с 2000 годом на 7634 рублей, или в 8,9 раза.
Основным источником доходов населения муниципального образования Воловский район является заработная плата, поэтому ее динамика (табл. 4) является важнейшим индикатором уровня жизни населения.
Таблица 4
Доходы населения
Показатель | 2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. |
966 | 1358 | 1935 | 2553 | 3256 | 3989 | 4803 | 6616 | 8600 |
Реальная начисленная заработная плата (в процентах к предыдущему году) |
152 | 141 | 142, 5 |
132 | 127,5 | 122, 5 |
120, 4 |
138 | 130 |
Задолженность по заработной плате, млн. руб. |
5,6 | 9,6 | 8,4 | 4,1 | 3,5 | 1,1 |
Таблица 5
Основные социально-экономические показатели мо Воловский район
Показатели | 2003г | 2004 г |
2005 г |
2006 г |
2007 г. |
2008 г. |
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности по крупным и средним предприятиям (млн. руб. в действующих ценах) |
89,9 | 116, 9 |
97,8 | 101, 6 |
227, 7 |
258, 5 |
- обрабатывающие производства | 10,4 | 14,6 | 3,1 | 2,5 | 1,6 | - |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
12,2 | 8,0 | ||||
2. Инвестиции в основной капитал по средним и крупным предприятиям, млн. руб. |
30,4 | 39,7 | 19,9 | 69,2 | 101, 2 |
72,1 9 мес. |
3. Продукция сельского хозяйства: | ||||||
- мясо (скот и птица на убой в живой массе), тыс. тонн |
2,2 | 1,8 | 1,9 | 2,1 | 1,8 | 2,1 |
- молоко, тыс. тонн | 10,7 | 10,4 | 9,3 | 7,1 | 6,9 | 6,5 |
- яйца, млн. шт. | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 7,1 | 4,8 | 5,0 |
4. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млн. руб. (до 2005 г. объем работ, выполненных по договорам строительного подряда) |
||||||
5. Оборот розничной торговли, млн. руб. в действующих ценах |
141,3 | 172, 6 |
188, 4 |
195, 4 |
218, 3 |
229 |
6. Индекс потребительских цен на товары и услуги |
||||||
7. Объем платных услуг населению по крупным и средним предприятиям (млн. руб. в действующих ценах) |
10,5 | 11,2 | 12,7 | 55,9 | 61,3 | 70,1 |
Таблица 6.
Основные показатели сельскохозяйственного
сектора экономики МО Воловский район
2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Объем сельскохозяйственной продукции, произведенной хозяйствами всех категорий, всего, в фактических ценах, млн. руб. |
360, 4 |
488, 9 |
510,2 | 576, 9 |
823, 4 |
|
растениеводство | 243, 1 |
339, 5 |
346,7 | 401, 7 |
610, 1 |
|
животноводство | 117, 3 |
149, 4 |
163,5 | 175, 2 |
213, 3 |
|
Производство сельскохозяйственной продукции по видам: |
||||||
зерно, тыс. т | 29,1 | 45,4 | 40,0 | 34.2 | 40.8 | |
картофель, тыс. т | 26,7 | 17,8 | 28,5 | 26,5 | 24,7 | |
овощи, тыс. т | 5,0 | 4,4 | 4,0 | 4,4 | 7,8 | |
мясо (в убойном весе), тыс. т | 1,7 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | |
молоко, тыс. т | 11,3 | 10,4 | 9,3 | 7,1 | 6,9 | |
яйца, млн. шт. | 5,6 | 5,9 | 5,5 | 7,1 | 4,8 | |
Число крупных и средних сельхозпредприятий | 14 | 7 | 9 | 8 | 7 | |
Объем сельскохозяйственной продукции, произведенной сельхозорганизациями, всего, в фактических ценах, млн. руб. |
103, 7 |
170, 2 |
156,5 | 182, 5 |
238, 1 |
|
Объем сельскохозяйственной продукции, произведенной населением, всего, в фактических ценах, млн. руб. |
246, 6 |
282, 2 |
328,4 | 356, 0 |
515, 1 |
|
Число крестьянских (фермерских) хозяйств | 107 | 108 | 109 | 106 | 106 | |
Объем сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, всего, млн. руб. |
10,1 | 36,6 | 25,3 | 38,4 | 70,1 | |
Численность работников организаций в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел. |
1,7 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата в сельскохозяйственном производстве, руб. |
642, 6 |
2076 ,3 |
2734, 4 |
3048 ,3 |
5213 ,8 |
Таблица 7 - Основные показатели строительства МО Воловский район
2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. по кругу крупных и средних организаций (инвестиции в основной капитал с учетом индивидуального жилищного строительства). |
17,6 | 37,6 | 19,9 | 69,2 | 101, 2 |
72,1 |
в том числе за счет средств федерального бюджета, млн. руб. |
- | 0,5 | 1,8 | 7,7 | 1,4 | 0,8 |
Число строительных организаций | - | - | - | - | - | - |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млн. руб.1)2) |
||||||
Ввод в действие: | ||||||
жилых домов, тыс. м2 общей площади | 0,4 | 0,6 | 0,0 | 0,4 | 1,1 | 1,4 |
Система управления финансами муниципального образования Воловский район за последние пять лет размер доходов консолидированного бюджета муниципального образования Воловский район увеличился более чем в два раза - с 102651,1 млн. рублей в 2003 году до 208468,4 млн. рублей в 2008 году. С 2005 года собственные доходы бюджета муниципального образования имеют тенденцию к росту.
Таблица 8
Объем доходов и расходов консолидированного бюджета
муниципального образования (млн. руб.)
Показатель | 2003 г. |
2004 г. | 2005 г. |
2006 г. | 2007 г. |
2008 г. |
Собственные доходы | 54424, 7 |
20439,8 | 26623, 8 |
23201,4 | 29044, 3 |
36361,5 |
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений |
48226, 4 |
68958,8 | 79499, 2 |
88669,7 | 142878 ,7 |
181422, 4 |
Итого доходов | 102651 ,1 |
90398,6 | 106123 | 111871, 1 |
171923 | 208468, 4 |
Расходы | 97182, 5 |
96278,9 | 102022 ,1 |
117239, 4 |
173185 ,3 |
217783, 9 |
Выводы
Воловский район обладает определенным потенциалом для социально-экономического развития. Однако, муниципальное образование подошло к тому рубежу, когда требуется изменить подходы к муниципальному управлению и скорректировать систему управления муниципальными финансами муниципального образования.
Рациональным шагом в этом направлении представляется проведение комплексной и системной реформы системы управления муниципальными финансами муниципального образования, которая позволит путем внедрения новых подходов к организации управления в органах местного самоуправления изменить подходы к целеполаганию и взаимодействию с населением и хозяйствующими субъектами, расположенными на территории муниципального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования Воловский район Тульской области от 24 февраля 2009 г. N 51 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.