Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 10 июня 2009 г. N 423
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 13 марта 2009 г. N 128
Концепция долгосрочной целевой программы
"Социальное развитие села Тульской области до 2012 года"
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программно-целевым методом
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, сложившийся низкий уровень социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
В результате спада сельскохозяйственного производства, ухудшения финансового положения сельскохозяйственных организаций, изменений в организационно-экономическом механизме развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Нестабильность финансово-экономического положения хозяйствующих в сельской местности субъектов, в том числе и агропромышленного комплекса, привела к интенсивному развитию отрицательных демографических процессов на селе, снижению мотивации труда и сокращению профессионального кадрового обеспечения.
Численность населения области, проживающего в сельской местности, на 01.01.2008 составила 312,8 тыс. человек и имеет постоянную тенденцию к ежегодному его сокращению (таблица N 1).
Таблица N 1
2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Численность сельского населения Тульской области 1) (тыс. человек) |
320,9 |
315,5 |
312,8 |
1) Оценка на 1 января соответствующего года
Основным источником водоснабжения населения, проживающего в сельской местности, являются подземные воды. Забор воды осуществляется посредством артезианских скважин и шахтных колодцев. Всего в системе водоснабжения в сельской местности задействовано 449 водозаборов, порядка 3 тыс. скважин и 1,6 тыс. шахтных колодцев. Общая длина сетей водоснабжения составляет 4412 км.
Только в трех районах области вода соответствует санитарным нормам, в остальных отмечается превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ (железо, стронций и др.). Станции улучшения качества воды, установки обезжелезивания и бактерицидные установки на водозаборных сооружениях на селе, как правило, отсутствуют.
Состояние службы эксплуатации систем водоснабжения в сельской местности находится на крайне низком техническом уровне, содержание систем водоснабжения возложено, как правило, на сельхозтоваропроизводителей, балансодержателей водопроводных сетей. В результате этого водозаборы часто выходят из строя и простаивают, население вынуждено пользоваться поверхностными источниками воды. По причине ненадлежащего технического обслуживания, несвоевременного ремонта, сокращения финансирования на ремонт систем водоснабжения их износ составил по хозяйствам от 50 до 90%. Срочному ремонту или замене подлежат 200 артезианских скважин, 350 водонапорных башен, более 900 км водопроводных сетей.
В сельской местности Тульской области проложено 4122 км сетей газоснабжения. Природный газ подведен к более чем 500 населенным пунктам, что позволило газифицировать 65,7 тыс. квартир. Несмотря на это, уровень газификации на селе остается неудовлетворительным и составляет всего 43%, в то время как по городам и поселкам городского типа он почти в два раза выше.
Жилой фонд в сельской местности по состоянию на 01.01.2008 составляет 8,752 млн. кв. м. В частной собственности находится 7,716 млн. кв. м, на долю государственной, муниципальной форм собственности приходится 1,336 млн. кв. м. Темпы жилищного строительства еще не достаточны, так в 2003-2007 годах в сельской местности было введено в действие всего 222,7 тыс. кв. м жилой площади. Практически все жилые дома построены населением за счет собственных или заемных средств (таблица N 2).
Таблица N 2
2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Ввод в эксплуатацию жилых домов в сельской местности Тульской области, (тыс. кв. м общей площади) |
37,6 |
65,6 |
67,2* |
* Предварительные статистические данные по состоянию на 01.01.2009
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств.
Водопроводом оборудовано 62% сельского жилищного фонда, канализацией - 53%, центральным отоплением - 72%, газом - 43%, горячим водоснабжением - 81% площади сельских жилых помещений.
Разрыв между городом и сельской местностью по отдельным показателям составляет от 27 до 38%, а по обеспеченности сетевым или сжиженным газом более чем в 2 раза.
В сложившихся условиях сельские поселения области не в состоянии эффективно участвовать в удовлетворении жизненных потребностей проживающего на их территории населения без государственной поддержки.
Необходимость решения вышеуказанных вопросов программно-целевым методом обусловлена еще и социально-политической остротой проблем села и широким спектром задач, решаемых агропромышленным комплексом области, необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
На федеральном уровне решение этих вопросов осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Выделение финансовых средств из федерального бюджета в рамках этой программы обусловливается наличием обязательного софинансирования мероприятий из бюджета Тульской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Мероприятиями долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Тульской области до 2012 года" (далее - Программа) ориентировочно планируется охватить 22 муниципальных образования Тульской области.
2. Цели, задачи, основные направления
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
Целью Программы является повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности, на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов и повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий.
Задачи Программы:
повышение уровня газификации сельских населенных пунктов;
повышение уровня обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий;
обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В рамках Программы планируются к реализации следующие основные мероприятия (направления):
развитие газификации в сельской местности;
развитие водоснабжения в сельской местности;
развитие жилищного строительства в сельской местности;
поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Программа реализуется в 1 этап: 2009-2012 годы.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы управления
долгосрочной целевой программой
Средства бюджета Тульской области планируется направить на мероприятия по развитию газификации, водоснабжения сельских населенных пунктов в виде субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства, на мероприятия по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию мероприятий Программы составит 817,540 млн. рублей, из них капитальные вложения - 408,055 млн. рублей (таблица N 3).
Таблица N 3
Источники финансирования |
Объем финансирования (млн. рублей) | ||||
всего | в том числе по годам | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Развитие газификации в сельской местности | |||||
Федеральный бюджет | 60,469 | 14,819 | 15,150 | 15,200 | 15,300 |
Бюджет области | 135,570 | 29,830 | 35,815 | 35,285 | 34,640 |
Местный бюджет | 7,490 | 1,830 | 1,690 | 1,920 | 2,050 |
Итого по 1 разделу | 203,529 | 46,479 | 52,655 | 52,405 | 51,990 |
2. Развитие водоснабжения в сельской местности | |||||
Федеральный бюджет | 56,100 | 9,500 | 15,500 | 15,450 | 15,650 |
Бюджет области | 113,685 | 6,770 | 35,070 | 35,600 | 36,245 |
Местный бюджет | 6,641 | 1,700 | 2,377 | 1,489 | 1,075 |
Итого по 2 разделу | 176,426 | 17,970 | 52,947 | 52,539 | 52,970 |
3. Развитие жилищного строительства в сельской местности | |||||
Федеральный бюджет | 204,885 | 32,085 | 57,600 | 57,600 | 57,600 |
Бюджет области | 81,900 | 15,000 | 22,300 | 22,300 | 22,300 |
Местный бюджет | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Внебюджетные источники |
122,700 | 20,100 | 34,200 | 34,200 | 34,200 |
Итого по 3 разделу | 409,485 | 67,185 | 114,100 | 114,100 | 114,100 |
в том числе: | |||||
жилищное строительство для граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий |
|||||
Федеральный бюджет | 73,184 | 11,984 | 20,400 | 20,400 | 20,400 |
Бюджет области | 29,000 | 5,300 | 7,900 | 7,900 | 7,900 |
Местный бюджет | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Внебюджетные источники |
43,700 | 7,400 | 12,100 | 12,100 | 12,100 |
Итого | 145,884 | 24,684 | 40,400 | 40,400 | 40,400 |
обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там |
|||||
Федеральный бюджет | 131,701 | 20,101 | 37,200 | 37,200 | 37,200 |
Бюджет области | 52,900 | 9,700 | 14,400 | 14,400 | 14,400 |
Местный бюджет | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Внебюджетные источники |
79,000 | 12,700 | 22,100 | 22,100 | 22,100 |
Итого | 263,601 | 42,501 | 73,700 | 73,700 | 73,700 |
4. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов |
|||||
Федеральный бюджет | 19,400 | 19,400 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Бюджет области | 8,400 | 8,400 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Местный бюджет | 0,300 | 0,300 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Итого | 28,100 | 28,100 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Итого по Программе | |||||
Федеральный бюджет | 340,854 | 75,804 | 88,250 | 88,250 | 88,550 |
Бюджет области | 339,555 | 60,000 | 93,185 | 93,185 | 93,185 |
Местный бюджет | 14,431 | 3,830 | 4,067 | 3,409 | 3,125 |
Внебюджетные источники |
122,700 | 20,100 | 34,200 | 34,200 | 34,200 |
Итого | 817,540 | 159,734 | 219,702 | 219,044 | 219,060 |
в том числе капитальные вложения: | |||||
Федеральный бюджет | 135,969 | 43,719 | 30,650 | 30,650 | 30,950 |
Бюджет области | 257,655 | 45,000 | 70,885 | 70,885 | 70,885 |
Местный бюджет | 14,431 | 3,830 | 4,067 | 3,409 | 3,125 |
Итого | 408,055 | 92,549 | 105,602 | 104,944 | 104,960 |
Объемы финансирования рассчитаны в ценах I квартала 2009 года, они могут подвергаться корректировке, исходя из возможностей бюджета области, результатов выполнения программных мероприятий в отчетном году и прогноза на следующий год.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Тульской области осуществляется в объеме, утвержденном законом Тульской области о бюджете Тульской области на соответствующий год.
Средства бюджета области предоставляются местным бюджетам в виде субсидий в порядке, определенном администрацией Тульской области.
Основанием для государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов являются: Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Тульской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы; Соглашения, ежегодно заключаемые департаментом сельского хозяйства Тульской области с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, предусматривающие взаимные обязательства о финансировании мероприятий Программы.
Средства федерального бюджета предоставляются бюджету Тульской области в виде субсидий на софинансирование объектов капитального строительства и проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 83 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года".
Государственным заказчиком Программы является департамент сельского хозяйства Тульской области.
Соисполнители Программы - органы местного самоуправления Тульской области (по согласованию), организации, независимо от форм собственности привлекаемые на конкурсной основе.
Государственный заказчик заключает с соисполнителями Программы - органами местного самоуправления Тульской области соглашения о взаимодействии сторон в целях реализации мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет плановые значения показателей и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.