Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Собрания представителей
муниципального образования
Ленинский район
от 3 июня 2009 г. N 3-1
Схема территориального планирования муниципального образования
Ленинский район Тульской области
Положения о территориальном планировании
Описание целей и задач территориального планирования
Описание мероприятий по территориальному планированию
и последовательности их выполнения
Описание целей и задач территориального планирования
Схема территориального планирования муниципального образования Ленинский район Тульской области разрабатывается в качестве документа, направленного на создание условий устойчивого территориального и социально-экономического развития района до 2025 г. Первая очередь реализации намечена до 2012 года.
На основе проведенного анализа социально-экономического положения муниципального образования Ленинский район, результатов анкетирования его жителей, выявленных системных проблем развития, в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р, а также - Законом Тульской области от 28 февраля 2007 г. N 801-ЗТО "О программе социально-экономического развития Тульской области на период до 2010 года" определена цель Схемы территориального планирования муниципального образования Ленинский район на период до 2025 года:
Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе структурных преобразований в экономике, направленных на ускорение темпов развития ее реального сектора за счет улучшения делового и инвестиционного климата.
Для реализации этой цели в период до 2012 года необходимо обеспечить решение следующих задач.
1. Достижение устойчивых темпов экономического роста на территории района в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг;
2. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования для развития производств, ориентированных на инновации;
3. Формирование и поддержка известности и авторитета муниципального образования Ленинский район как делового бизнес-пространства, расположенного вокруг областного центра;
4. Реализация мероприятий по улучшению демографической ситуации, повышению уровня занятости населения в регионе, доступности для населения социальных услуг, созданию условий для улучшения культуры труда, быта и отдыха населения района;
5. Проведение работ по выявлению, реконструкции и сохранению историко-культурного наследия Ленинского района;
6. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей муниципального образования, снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, внедрение водо- и энергосберегающих технологий производства на промышленных предприятиях, сохранение биосферы, развитие системы особо охраняемых природных территорий.
7. Обеспечение эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства района с предоставлением качественных услуг по электро- и газоснабжению поселений за счет модернизации существующих объектов инженерной инфраструктуры, а также развития привлечение инвесторов к модернизации коммунальной инфраструктуры района.
8. Повышение эффективности функционирования муниципального образования Ленинский район как транспортного узла, расположенного вблизи областного центра и имеющего развитую инфраструктуру с формированием на его территории транспортно-логистических центров.
9. Сокращение доли ветхого жилья за счет проведения капитальных ремонтов жилого фонда и строительства нового социального жилья;
10. Создание условий и формирование соответствующей сети объектов на территории муниципального образования Ленинский район в области развития сферы туризма, рекреации услуг и развлечений путем формирования туристско-рекреационных центров.
Таким образом, реализация Схемы территориального планирования муниципального образования Ленинский район будет способствовать обеспечению роста благосостояния и качества жизни населения Ленинского района.
Описание мероприятий по территориальному планированию и
последовательности их выполнения
Список основных стратегических задач развития Ленинского района
Сельское хозяйство:
- увеличение объемов производства и видов продукции животноводства, включая ее производство в домашних хозяйствах;
- согласование объемов производства продукции с потребностями внутреннего и региональных рынков;
- улучшение качества продукции;
- обновление техники и технологий;
- создание системы комплексной оценки сельскохозяйственной деятельности, как фактора определяющего размещение объектов сельского хозяйства.
Промышленность:
- поддержка развития существующих предприятий (экономическая, информационная, инвестиционная);
- создание условий для размещения и развития новых промышленных предприятий, обновление технологий на существующих предприятиях;
- уменьшение доли экологически грязных производств;
- участие в подготовке квалифицированных кадров и образовательных программах для промышленности.
Экологический, оздоровительный и познавательный туризм:
- содействие развитию действующих и создание новых организаций познавательного туризма, преимущественно вблизи археологических памятников и уникальных природных мест;
- содействие созданию инфраструктуры туризма.
Жилищное строительство:
- реализация первоочередной, среднесрочной и долгосрочной программ жилищного строительства;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие комплексного и индивидуального жилого строительства в сельских поселениях.
Малый бизнес:
- привлечение малого бизнеса к участию в реализации вариантов территориального развития (в сфере туризма, жилищного строительства, социального обслуживания).
- развитие инфраструктуры придорожного обслуживания на автодорогах района;
- создание равных условий для предпринимателей, но с обеспечением приоритетного развития местных инициатив.
Социально-культурный блок:
- обеспечение потребностей населения в социальных услугах и развитие инфраструктуры социального обслуживания;
- содействие развитию и перепрофилированию профессионального образования;
- развитие молодежной политики и обеспечение досуга молодежи (вовлечение молодежи в творческую, научную, общественную, спортивную, трудовую, предпринимательскую деятельность и т.п.);
- уменьшение оттока наиболее активной части населения;
- повышение эффективности оказания адресной социальной помощи;
- привлечение деловых кругов к участию в значимых социальных программах;
- развитие ремесел.
Инвестиционный блок:
- улучшение инвестиционного климата и создание благоприятных условий для инвестирования;
- создание системы гарантий для инвесторов;
- создание предпринимательских партнеров;
- создание реестра предпочтительных инвестиционных проектов;
- продвижение информации о зонах перспективного развития района;
- осуществление поддержки инвестиционных проектов со стороны администрации района.
Информационный блок:
- создание системы сбора, обработки и анализа информации для выявления тенденций и принятия эффективных управленческих решений;
- накопление, систематизация и продвижение информации о районе, об инвестиционных проектах, о туризме, о продукции выпускаемой предприятиями района;
- формирование и продвижение имиджа Ленинского района.
Управленческий блок:
- создание системы контроля и регулирования выполнения документов территориального планирования;
- внедрение методов стратегического управления в администрации района.
Исходя из указанных стратегических задач, необходимо осуществить следующие мероприятия по территориальному планированию:
1. Определить предполагаемое размещение зон перспективного развития в основных отраслях экономической деятельности с учетом предполагаемых сроков их освоения.
2. Определить планируемое размещение населенных мест.
3. Определить планируемое размещение объектов социальной инфраструктуры районного значения в населенных пунктах района.
4. Определить планируемое размещение и параметры дорог и транспортных сооружений районного значения с учетом предполагаемых сроков освоения зон перспективного развития.
5. Определить планируемое размещение и параметры объектов инженерной инфраструктуры районного значения с учетом предполагаемых сроков освоения зон перспективного развития.
Сельское хозяйство
В рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008-2012 годы", основными целями которой являются: повышение уровня социального и инженерного обустройства территорий сельских населенных пунктов; сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры; создание основы для повышения престижности проживания в сельской местности; увеличение роста производства сельскохозяйственной продукции; прекращение снижения и дальнейшее постепенное наращивание технического потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития отраслей сельского хозяйства, на территории муниципального образования Ленинский район планируется:
- развитие хозяйств молочного (выделение земель вокруг деревень Фалдино, Большая и Малая Стрекаловка, Плужниково и Фроловка Ильинского муниципального образования), молочно-мясного направлений (район с. Частое Шатского муниципального образования; вблизи д. Городище, Бабино, Теплое, Сине-Тулица, Страхого, Ширино Медвенского муниципального образования; в районе реки Упа Федоровского муниципального образования);
- организация сельскохозяйственного предприятия пригородного типа вблизи д. Медвенки и к северу от д. Хопилово;
- развитие животноводческих хозяйств в районе д. Белое и п. Ревякино, д. Ивановка;
- создание и размещения инвестиционного овощеводческого хозяйства в районе д. Маслово;
- размещение нового предприятия по производству мяса индейки ЗАО "Краснобор" около д. Дорохово;
- строительство предприятий по производству садовой техники инвентаря для дачи коттеджей.
Промышленность
Производственные территории для размещения промышленных зон создаются на земельных участках, находящихся в государственной собственности Тульской области и (или) муниципальной собственности, на которых могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности (ст. 3 Закона Тульской области "О промышленных округах").
С целью социально-экономического развития территорий Ленинского района и реализации промышленной политики Тульской области (в рамках Закона Тульской области "О промышленных округах в Тульской области" от 20 декабря 2007 года (Постановление N 56/2646) и Закона Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 960-ЗТО "О направлениях промышленной политики Тульской области (2008-2012 годы)" (принят постановлением Тульской областной Думы от 20 декабря 2007 г. N 56/2647)) в Схеме территориального планирования муниципального образования предусмотрена организация зон перспективного развития (ЗПР) - функциональных зон, устанавливаемых генеральным планом сельского поселения и закрепляемые в правилах землепользования и застройки поселения.
Размещение зон перспективного развития осуществляется с учетом установленных ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории района.
В первую очередь и к расчетному сроку на территории Ленинского района могут быть размещены зоны перспективного развития нескольких типов: производственные территории и селитебные территории.
К производственным территориям относятся территории, предназначенные для размещения промышленных и сельскохозяйственных предприятий (объектов), комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта и связи, инженерно-технических сетей и сооружений. В состав производственных зон при необходимости включаются санитарно-защитные зоны промышленных и сельскохозяйственных предприятий, территории отвалов и отходов, а также участки, требующие рекультивационных работ.
Планировка и застройка собственно территориально-производственных образований определяется преимущественно технологией производства и градостроительными условиями.
Производственные территории могут располагаться:
- вне земель населенных пунктов;
- в непосредственной близости от них (если предприятия занимают небольшую площадь (до 5 га), не выделяют вредных веществ (IV-III класс по санитарной классификации));
- в пределах населенных пунктов (V-IV класс по санитарной безопасности).
Зоны перспективного развития производственных территорий предназначены для формирования на территории Ленинского района территорий промышленных округов.
Промышленные округа формируются на территории муниципального образования с целью:
- повышения уровня жизни населения района;
- реализации важнейших социальных задач на основе создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления района условий для развития высокоэффективного, ресурсосберегающего, конкурентоспособного промышленного производства, способного адекватно отвечать требованиям внутреннего и внешнего рынков.
- создания условий для развития научно-технического и промышленного потенциала района, наращивания объемов промышленного производства;
- создания благоприятных условий для инвестиционной деятельности;
- увеличения доходной части бюджетов всех уровней;
- содействия оптимальному использованию природных, трудовых и финансовых ресурсов, рациональному размещению производительных сил на территории района;
- содействия развитию существующих и созданию новых производств, в том числе на базе реструктуризированных промышленных организаций;
- стимулирования субъектов промышленной деятельности, обеспечивающих безопасные условия труда и экологическую безопасность производства, а также социальную защищенность работающих;
- содействия развитию кооперационных и интеграционных связей субъектов промышленной деятельности;
- вовлечения в хозяйственную деятельность неиспользуемых земель, природных ресурсов и имущественных комплексов.
Схемой территориального планирования муниципального образования Ленинский район предлагаются к развитию территории, предназначенные для размещения зон перспективного развития новых мест приложения труда вне населенных пунктов. При этом определена очередность ввода данных территорий: первоочередные объекты (с установлением конкретного вида экономической деятельности; к расчетному сроку (с установлением рекомендуемых видов экономической деятельности (см. Основной чертеж).
Местоположение площадок предназначенных для размещения производств, были установлены с учетом Общей стратегии экономического развития муниципального образования Ленинский район и соответствующих предложений органов местного самоуправления.
Производственные территории, предназначенные для размещения зон перспективного развития (новые площадки, с установлением конкретного вида деятельности).
Стратегия развития территории района предусматривает создание ряда предприятий машиностроительного, горнодобывающего, строительного и перерабатывающего профиля, которые в основном представлены в виде инвестиционных проектов и в настоящее время либо уже реализованы, либо находятся в стадии реализации и расширения действующего производства. Общая площадь земельных участков, на которые разработаны инвестиционные предложения, и которые в перспективе рекомендуется перевести в категорию земель промышленности, составляет 1810,07 га.
Инвестиционные проекты (включая архитектурно-строительную проектную документацию) по строительству предприятий имеются у разработчиков. Предусматривается привязка технологии к существующим или реконструируемым объектам капитального строительства, имеющимся на территории.
Размещение новых площадок предлагается в следующих зонах, расположенных вблизи н.п.: д. Малиновка, с. Пятницкое, п. Обидимо (муниципальное образование Обидимское); п. Шатск (муниципальное образование Шатское); п. Иншинский, (муниципальное образование Иншинское); с. Алешня (муниципальное образование Федоровское), п. Барсуки (муниципальное образование рабочий поселок Ленинский).
Зоны перспективного развития новых мест приложения труда, с установлением рекомендуемых видов экономической деятельности вне населенных пунктов.
На перспективу до 2025 года наибольший интерес представляют территории, резервируемые для развития производства в районе населенных пунктов:
- Верхняя Иншинка - Ратово, Кураково Иншинского муниципального образования;
- Берники - Медведки - Помогалово, Верхние и Нижние Брусы Федоровского муниципального образования;
- Старое Басово - Гостеевка - Малая Еловая, Большая Еловая - Петелино - Никитино, Тихвинка - Крутое, Фалдино - Большая Стрекаловка - Плужниково Ильинского муниципального образования;
- Высокое - Новоселки - Демидово Шатского муниципального образования;
- Сине-Тулица - Городище - Торхово Медвенского муниципального образования;
- Скобелево - Восточный Рождественского муниципального образования.
Цель создания данных площадок:
1) повышение уровня жизни населения;
2) развития экономики муниципального образования Ленинский район;
3) увеличение пополняемости муниципального бюджета;
4) создание новых рабочих мест
5) развитие инфраструктуры муниципального района;
6) вовлечение в хозяйственную деятельность неиспользуемых земель, природных ресурсов и имущественных комплексов;
7) создание новых современных конкурентоспособных производств.
В соответствии с основными направлениями развития Тульской области (пункт 4 Закона Тульской области от 27 декабря 2007 г. N 960-ЗТО "О направлениях промышленной политики Тульской области (2008-2012 годы)" (принят постановлением Тульской областной Думы от 20 декабря 2007 г. N 56/2647)"), логикой развития г. Тулы и муниципального образования Ленинский район предлагается разместить промышленные предприятия:
- машиностроительной отрасли (раб. пос. Плеханово; Ильинское, Шатское, Рождественское, Хрущевское муниципальные образования, раб. пос. Ленинский);
- пищевой промышленности (Ильинское, Медвенское, Рождественское, Хрущевское муниципальные образования);
- медицинской и фармацевтической промышленностей (Шатское муниципальное образование, рабочие поселки Ленинский и Плеханово);
- деревообрабатывающей отрасли с высоким качеством обработки древесины (Медвенское, Иншинское, Хрущевское муниципальные образования);
- строительной отрасли, в том числе, по производству, керамического и облицовочного кирпича, цемента, вяжущих материалов, асфальтобетона, теплоизоляционных материалов, минераловаты, фурнитуры для окон из ПВХ на территории муниципальных образований Обидимское, Шатское, рабочий поселок Ленинский.
Согласно Схеме территориального планирования для развития производственных зон II типа предлагается зарезервировать 5565 га (35 % - сельскохозяйственные предприятия с комплексом коммунально-складских, машиностроительных и инженерных объектов и с учетом санитарно-защитных зон для каждого производственного объекта; 35 % - промышленные предприятия с комплексом коммунально-складских и инженерных объектов и с учетом санитарно-защитных зон для каждого производственного объекта, а также тех предприятий, которые предлагаются Генеральным планом г. Тулы для выноса с территории города; 20 % - для развития объектов инженерной инфраструктуры; 10 % - для развития подъездных путей по обслуживанию производственных территорий).
Транспортная инфраструктура
Сеть автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения играет роль опорного каркаса территориального и социально-экономического развития региона, формирует надежные связи между населенными пунктами и объектами транспортной системы Ленинского района. Эффективное функционирование и устойчивое развитие сети автомобильных дорог федерального и регионального значения являются необходимыми условиями экономического роста региона, повышения конкурентоспособности и снижения издержек товаропроизводителей, улучшения условий жизни населения, выравнивания уровня социально-экономического развития региона. Строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения стимулирует рост спроса на материалы и дорожную технику, создает множество новых рабочих мест в экономике. До 70 процентов затрат на выполнение дорожных работ идет на приобретение материально-технических ресурсов и является основным источником финансирования для их производителей. Около 35-40 процентов средств, направляемых в дорожное хозяйство, возвращается в бюджеты всех уровней в форме налоговых платежей предприятий и организаций дорожного хозяйства.
Цели и задачи дорожного хозяйства до 2020 года исходя из приоритетов социально-экономического развития Ленинского района, формирующих потребности населения и хозяйственного комплекса в грузовых и пассажирских автомобильных перевозках, с учетом положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года предусматривают к 2020 году:
- завершение создания единой опорной сети автомобильных дорог федерального и регионального значения без разрывов и "узких" мест;
- увеличение плотности сети автомобильных дорог общего пользования;
- повышение доли протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, по сети автомобильных дорог;
- прирост средней скорости движения транспортных потоков по сети автомобильных дорог;
- снижение транспортных расходов участников дорожного движения за счет уменьшения себестоимости автомобильных перевозок;
- увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог федерального и регионального значения по дорогам с твердым покрытием.
Схемой территориального планирования муниципального образования предусмотрено:
- строительство, реконструкция и модернизация участков автомобильной дороги, входящей в состав панъевропейского транспортного коридора N 9А1 по параметрам дорог I категории с 4-8-полосной - проезжей частью; повышение пропускной способности и безопасности движения.
- строительство восточного участка обходной автомобильной дороги - обеспечение пропуска транзитного автотранспорта в обход города;
- размещение терминалов и логистических центров грузового автомобильного транспорта в зоне обходных автодорог;
- оснащение транспортной сети необходимыми транспортными сооружениями - мостами, путепроводами и транспортными развязками в разных уровнях, внеуличными пешеходными переходами;
- реконструкция межпоселенческих дорог и создание единой системы региональных автомагистралей Ленинского района; Межпоселенческие автодороги во многих случаях формировались в результате стихийно сложившихся "наезженных" транспортных путей. Они не всегда организованы оптимальным образом, имеют сложные и опасные участки и требуют усовершенствования, включающие: сглаживание "острых кривых", расширение узких плеч и обустройство придорожной инфраструктуры (кюветов, стояночных площадок и т.п.).
Схемой предусматривается проведение следующих работ по усовершенствованию межпоселенческих автодорог:
- повышение качества дорожного покрытия участка автодороги - н.п. Шатск - н.п. Частинские Выселки;
- повышение качества дорожного покрытия участка автодороги - н.п. Присады - н.п. Казачий Хутор - н.п. Акулино;
- повышение качества дорожного покрытия участка автодороги - н.п. Тула - н.п. Демидовка - н.п. Оленино;
- повышение качества дорожного покрытия участка автодороги - н.п. Труново - н.п. Труфаново - дорога Р139;
- повышение качества дорожного покрытия участка автодороги между н.п. Георгиево и н.п. Волково;
- создание дополнительных выходов на внешние автодороги для усиления транспортных связей между областным центром и Ленинским районом в муниципальных образованиях Ильинское и Шатское;
- в крупных населенных пунктах, расположенных вдоль автомобильных дорог регионального значения сформировать участки объездных путей около н.п.: Оленино, Торхово, Алешня;
- строительство скоростной четырехполосной автомагистрали Тула - Плеханово - Ленинский с расчетной интенсивностью движения от 6000 до 14000 легковых автомобилей в сутки и расчетной скоростью движения 120 км/ч с учетом возможности расширения данной дороги до шестиполосной.
Основное назначение данной дороги: транспортная связь с интенсивными потоками, часть которых начинается в областном центре и на окружной дороге федерального значения М-2, а другая часть проходит транзитом через муниципальные образования: рабочий поселок Плеханово, Хрущевское, рабочий поселок Ленинский и Обидимское; связь с административная центрами муниципальных образований: рабочий поселок Плеханово, Хрущевское, рабочий поселок Ленинский, Обидимское и Рождественское; обслуживание населения, промышленности и сельского хозяйства;
- строительство аэродрома к северо-востоку от города с целью развития воздушного сообщения с другими регионами страны;
- строительство железнодорожной ветки от проектируемого аэропорта до г. Тула и новой автомобильной дороги от н.п. Оленино до аэропорта.
Намечены поэтапные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры. Основные первоочередные мероприятия следующие:
- строительство дороги муниципального значения, соединяющей н.п. Мыза и н.п. Молодежный.
Предложения настоящего раздела показаны на Карте (схема) развития объектов транспортной инфраструктуры.
Жилищное строительство
Оценка системы расселения Ленинского района осуществлена исходя из следующих основных положений:
1. Район рассматривается, как часть системы расселения области, поэтому его развитие района строилось с учетом расширения и усиления связей с соседствующими районами.
2. Населенные пункты - административные центры поселений выполняют следующие наиболее важные функции в поселениях:
- административного и экономического центра территории;
- центра социального обслуживания населения;
- места размещения основных трудовых ресурсов.
3. В силу специфичной конфигурации Ленинского района вокруг г. Тула и соответственно расположение районного центра п.г.т. Ленинский должна быть усилена роль отдельных населенных пунктов как подцентров, на территории которых должны размещаться объекты местного значения района, относящиеся к сфере социального обслуживания и учитываться системообразующее значение г. Тула.
4. В развитии систем расселения важное значение имеют транспортные условия. В Ленинском районе они благоприятные - практически все крупные населенные пункты района расположены на железнодорожных или автомагистралях или в пределах двухкилометровой зоны от них.
5. В связи с новыми условиями развития района некоторые положения системы расселения должны измениться. На смену агропромышленной специализации определяющего развитие системы расселения Ленинского района придет специализация в качестве многофункциональной пригородной зоны крупного областного центра. Это предусматривает создание ряда территорий комплексной жилой застройки с развитой инфраструктурой, а также пригородных производственных территорий. Дальнейшее развитие должны получить различные формы жилищного строительства: комплексная малоэтажная жилая застройка (основная доля), индивидуальная жилая застройка, секционная и блокированная жилая застройка. Предполагается сохранить роль существующих дачных и садоводческих некоммерческих товариществ.
Развитие системы расселения муниципального образования Ленинский район на расчетный срок предполагается в рамках существующих 247 населенных пунктов составит. В рамках развития системы расселения Ленинского района в результате формирования новых селитебных территорий получат дальнейшее развитие системы расселения городских и сельских поселений. Административные центры поселений должны стать центрами систем расселения соответствующих поселений. Как правило, эти населенные пункты наиболее удачно расположены к местам приложения труда и по транспортным условиям, по отношению к более мелким населенным пунктам, входящим в состав хозяйств. Кроме того, в этих населенных пунктах, уже в настоящее время имеется развитая инфраструктура обслуживания, развитие которой было связано с учетом обслуживания не только своего населения, но населения близлежащих более мелких населенных пунктов. В этих населенных пунктах доля благоустроенного фонда (включая инженерное оборудование) также выше, чем в прочих населенных пунктах.
Развитие новых зон жилищного строительства влияет на изменение границ населенных мест. При этом изъятие земель иных категорий регулируется Законом "О переводе земель или земельных участков с одной категории в другую".
Выделение зон многоэтажного строительства целесообразно в крупных, развивающихся населенных пунктах, с относительно большими объемами жилищно-гражданского строительства, в том числе "социального" жилья. При этом необходимо наличие достаточно больших площадок с благоприятным рельефом и инженерно-геологическими условиями, а также возможностей инженерного обеспечения.
Развитие зон коттеджного строительства целесообразно на территориях с благоприятными природно-ландшафтными условиями (наличие лесных массивов и водных объектов) возможность организации приусадебных участков необходимыми условиями являются удобство транспортной доступности до наиболее крупных населенных пунктов и центров социально-культурного обслуживания, а также возможность подключения к инженерным коммуникациям.
На остальной территории муниципального образования будет осуществляться ведение сельского хозяйства, будут выделяться отдельные участки спецтерриторий (полигоны ТБО, захоронения и т.п.).
Анализ современного состояния выявил ряд проблем жилищного комплекса Ленинского района:
- средний показатель жилобеспеченности - 21 м2/чел.
- низкий уровень инженерного обеспечения ряда поселений.
- неспособность большого количества сельского населения за свой счет улучшить жилищные условия.
- неудовлетворительное состояние жилого фонда в основном в малолюдных населенных пунктах (экспертная оценка).
Основной целью жилищной политики Ленинского района является формирование полноценной среды - комфортных условий проживания всех групп населения.
С учетом различных целевых программ федерального и регионального уровня по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации Схемой территориального планирования муниципального образования Ленинский район предлагается решение следующих задач:
- строительство нового жилья общей площади для обеспечения посемейного расселения населения со средним показателем обеспеченности жилищным фондом к 2015 году - 26,0 м2/чел; к 2025 году - 32 м2/чел;
- сохранение и увеличение многообразия жилой среды и застройки, отвечающей запросам различных групп населения, размещение различных типов жилой застройки (коттеджной, секционной, различной этажности, блокированной) с дифференцированной жилищной обеспеченностью;
- ликвидация аварийного и ветхого жилищного фонда во всех населенных пунктах района;
- формирование комплексной Жилой среды, отвечающей социальным требованиям доступности объектов и центров повседневного обслуживания, городского транспорта, рекреации;
- реконструкция и модернизация жилищного фонда первых лет индустриального домостроения, в т.ч. и домов барачного типа, внедрение новых более экономичных технологий строительства, производства строительных материалов;
- внедрение экономических и административных рычагов, обеспечивающих сокращение сроков подготовки исходных материалов и технических условий для разработки проектной документации;
- создание прозрачных условий для формирования рынка земельных участков под застройку, рынка подрядных работ;
- привлечение средств федерального бюджета, выделяемых для строительства жилья для льготных категорий граждан в рамках целевых федеральных программ.
Исходя из этих положений, в Схеме выделены две группы населенных пунктов, имеющих определенные различия в направлениях их дальнейшего развития:
1. Устойчиво развивающиеся населенные пункты - в основном, современные крупные несельскохозяйственные населенные пункты. В этих населенных пунктах намечается концентрация нового строительства, а также связанная с ними строительство, расширение и реконструкция инженерного оборудования (современные локальные системы водоснабжения, канализации и теплоснабжения) и благоустройство прилегающих территорий.
На данной территории предложено строительство коттеджных поселков, малоэтажная индивидуальная усадебная застройка с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, блокированная и секционная застройка. Их функциональное значение - стационарное проживание людей в загородных, более благоприятных экологически и эстетически, условиях. Участки коттеджных поселков, блокированных и секционных домов имеют чисто селитебное и рекреационное значение, в них, как правило, отсутствует аграрная функция.
Материалами Схемы территориального планирования муниципального образования Ленинский район для целей малоэтажного жилищного строительства на период до 2015 года предложены следующие земельные участки (табл. 1; Основной чертеж).
Таблица 1
Расположение земельных участков
первоочередного жилищного строительства
Муниципальное образование |
Населенный пункт | Площадь, км2 |
Иншинское | Рассвет | 0,2208 |
Зайцево | 1,0483 | |
Заря | 1,0528 | |
Шевелевка | 0,7664 | |
Темнеево | 0,8029 | |
Медвенское | Торхово | 0,5742 |
Ильинское | Варваровка | 0,8823 |
Тихвинка | 0,2562 | |
Шатское | Частое | 0,7892 |
Оленино | 0,1897 | |
Частинские Выселки | 0,6903 | |
Казачий хутор | 0,1188 | |
Красный хутор | 0,1391 | |
Теплое | 0,1932 | |
Федоровское | Восход | 1,9250 |
Янчерово | 0,8138 | |
Георгиево | 2,4281 | |
Интюшево | 2,5039 | |
Бол. Хлыново | 1,0523 | |
Непрейка | 0,6878 | |
Темнеево | 1,4967 | |
Итого: | 19,9539 |
Также в рамках развития инвестиционной привлекательности района на период Администрацией Ленинского района разработаны и находятся в стадии реализации проекты по вводу жилищного строительства на площади 1299,85 га.
В районах, на которых встречаются ограничения на ведение любых видов строительства (залежи полезных ископаемых, районы распространения неблагоприятных геологических процессов: карст, суффозия, оползни и прочее) после проведения необходимых инженерно-геологических исследований и проведения сметных работ по определению финансовых и организационных затрат на проведение защитных инженерных мероприятий на расчетный период до 2025 года в районе н.п. Струково и Горюшино в муниципальном образовании Иншинское под малоэтажное жилищное строительство предлагаются выделить земельные участки площадью соответственно 0,7458 км2 и 0,5763 км2.
Данные предложения по коттеджному строительству основаны на том, что указанные земельные участки представляются наиболее привлекательными исходя из: месторасположения, сочетания природно-климатических, транспортно-географичес-ких, экологических и рекреационных характеристик.
В настоящее время освоение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства наиболее предпочтительно осуществлять комплексно - совместно со вводом в действие инженерных коммуникаций, объектов социально-культурного назначения, благоустройства и озеленения территории, создания особой среды проживания, удовлетворяющей потребностям платежеспособных застройщиков.
Вышеуказанные участки рекомендованы специалистами органов управления муниципального образования Ленинский район. Они будут обеспечены необходимой градостроительной документацией, в том числе проектами планировки и застройки в полном объеме, с предоставлением имущественных прав на недвижимость застройщикам.
2. Сохраняемые населенные пункты с одновременным включением их в состав зон перспективного жилого строительства. Численность постоянного населения по этим населенным пунктам, в большинстве случаев, будет уменьшаться. При этом в связи с предполагаемым развитием комплексной малоэтажной жилой застройки ожидается приток наличного населения, а также создание новых рабочих мест по его обслуживанию. Основные мероприятия по развитию сохраняемых населенных пунктов те же, что и по развиваемым населенным пунктам, но главный упор должен делаться на реконструкцию и на новое строительство.
К сносу намечается весь ветхий и непригодный к жилью жилищный фонд, который в настоящее время имеют износ 50-65 % и к расчетному сроку подойдут к предельному сроку своего существования.
Количество существующего сохраняемого жилищного фонда к концу расчетного срока останется с 1-% амортизации в деревянных домах и 25 % в кирпичных домах.
В виду отсутствия исходных данных объемы ввода потребного жилья будут уточнены дополнительно и включены в планы градостроительного развития района при разработке генпланов территорий муниципальных образований района.
Небольшое количество застройки средней и повышенной этажности (около 10% общего объема) предлагается использовать для создания архитектурного облика поселений городского типа, в основном, в границах существующей селитьбы. В этих типах застройки более рационально размещать преимущественно социальное жилье (многоэтажная высокоплотная застройка) и жилье повышенной комфортности (застройка средней этажности).
В связи с этим вблизи существующих населенных пунктов предлагается зарезервировать земли под селитебное освоение общей площадью 6348,5 га.
Схемой территориального планирования муниципального образования Ленинский район представлены существующие и новые границы всех населенных пунктов. Новые участки жилищного строительства предлагается также включить в границы существующих населенных пунктов (см. Основной чертеж).
Предлагаемые под жилищную застройку участки предполагается использовать как для нужд постоянного населения:
- исполнение жилищных сертификатов для увольняемых военнослужащих, выполнение программ переселения из районов Крайнего Севера, в т.ч. по программам крупных хозяйствующих субъектов, таких как ОАО "Газпром", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "АЛРОСА" и др.,
- выполнение федеральных целевых программ "Переселение соотечественников из стран Ближнего и дальнего Зарубежья"; "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и др.;
- исполнение закона Тульской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы" (принят Постановлением Тульской областной Думы N 35/1456 от 14 июля 2006 года). Сущность программы в создании финансово-экономических механизмов и институтов, позволяющих активной части сельского населения района направить средства, получаемые от индивидуальной сельскохозяйственной деятельности (мелкотоварного производства) на улучшение своих социально-бытовых условий, путем строительства одноквартирных жилых домов (усадеб), совмещаемых с подсобными хозяйствами (подворьем). Подразумевается, что строиться будет современное комфортное жилье, обустроенное локальными системами жизнеобеспечения (водоснабжения, канализация, теплоснабжение, информационные коммуникации). Программа предусматривает строительство в населенных пунктах жилых массивов с применением методов промышленного строительства из качественных местных материалов. В связи с этим, предполагается относительная унификация строящихся домов, для привязки технологии и цен на производство строительной продукции к гарантируемым ценам на сельхозпродукцию.
- выполнение Закона Тульской области "Об Областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008-2012 годы". Среди основных задач данной программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих на селе и нуждающихся в улучшении жилищных условий; обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там; повышение уровня газификации сельских населенных пунктов; повышение уровня обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой;
- на коммерческой основе;
- так и для размещения "второго жилья" для жителей областного и районного центров (наличное население).
Предварительные маркетинговые исследования показывают, что стоимость 1 кв. м жилья на указанных участках будут стоить в среднем на 10-20 % ниже стоимости жилья в многоэтажных домах в районном и областном центрах, при том, что является более привлекательными с позиции комфортности проживания, которая будет обеспечена при условии комплексной застройки участков.
Привлекательность комплексной застройки предлагаемых участков возрастает в связи с тем, что индивидуальные дома будут обеспечены капитальными гаражами, что становится важным фактором при растущей автомобилизации населения (до 250-300 легковых автомобилей на 1 тыс. жителей к расчетному сроку), при этом участки обладают хорошей транспортно-временной доступностью, и будут обеспечены современной дорожной инфраструктурой.
Строительство и эксплуатация объектов индивидуального жилищного строительства будут способствовать увеличению занятости, созданию новых рабочих мест в области сферы строительства, ЖКХ, торговли, оказания различных платных услуг, образования и здравоохранения для местного населения, будет способствовать дальнейшему социальному развитию сельских поселений Ленинского района. По оценке число постоянных рабочих мест в этом случае составит дополнительно 1500-2000 человек.
Перевод вышеуказанных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений повысит налогооблагаемую базу Ленинского муниципального района за счет собираемых земельного налога и налога на недвижимость, что создаст финансовые условия для выполнения ряда социальных программ.
Привлечение на территорию поселения платежеспособных застройщиков как наиболее активной части общества даст новый импульс развитию Ленинского района.
Для решения вопросов территориальной планировки в сфере жилищного строительства на первую очередь и на этап до расчетного срока необходимо:
- произвести перевод присоединяемых земель в категорию земель населенных пунктов с определением их градостроительного зонирования;
- развитие индустрии малоэтажного жилищного строительства;
- плановое расширение наиболее привлекательных поселков малоэтажными домами;
- сокращение доли ветхого жилья за счет проведения капитальных ремонтов жилого фонда и строительства нового социального жилья.
В рамках данного тезиса предполагается:
- на территории муниципального образования малоэтажная застройка с одновременным ее включением в состав населенного пункта и с возможностью альтернативного выбора доступных ипотечных программ для населения, и особенно для молодых специалистов и семей;
- резервирование земель под расширение населенных пунктов с перспективным переводом близлежащих сельскохозяйственных земель в категорию земель поселений и их градостроительное освоение с применением малоэтажной, коттеджной и среднеэтажной застройки.
Основные направления развития системы
культурно-бытового обслуживания
Система обслуживания базируется на схеме размещения производительных сил района и формирует социальную составляющую системы расселения.
Для Ленинского района предлагается 3-х уровневая структура обслуживания: 1 уровень - районный; 2 уровень - административных центров поселений; 3 уровень - местный.
Для каждого уровня обслуживания проектом предлагаются свои критерии и параметры для определения объемов культурно-бытовых учреждений различных групп, соответствующие его значимости в иерархии обслуживания. Параметры обслуживания указывают, какая численность населения и какие нормативы должны быть использованы при расчетах потребностей в учреждениях культурно-бытового обслуживания в каждом конкретном случае.
Основные направления формирования системы культурно-бытового обслуживания сельских населенных пунктов.
- создание иерархической системы обслуживания, при которой население сельской местности будет иметь возможность получения практически всего спектра услуг в области образования, здравоохранения, культуры и спорта, торговли и бытового обслуживания.
Объекты повседневного спроса (детсады, школы, амбулатории или фельдшерско-акушерские пункты с малым стационаром для оказания первой медицинской помощи, аптека, магазины, почта, досуговый центр и т.д.) должны размещаться в крупных населенных пунктах сельского поселения, возможна организация части услуг выездными бригадами (торговля, бытовое обслуживание, культурные мероприятия).
Следующим уровнем в организации системы обслуживания становится формирование центров социального притяжения на базе административных центров сельских поселений со стабильными транспортными связями между ними и прилегающими сельскими населенными пунктами. В них, помимо учреждений повседневного спроса, для собственного населения размещаются объекты обслуживания более высокого ранга, потребность в которых носит периодический характер или услугами которых пользуется часть населения, как правило, в активном трудовом или обучающемся возрастах (спецшколы, больницы, поликлиники с диагностическими центрами, дома культуры, библиотеки, музеи, кафе, рестораны, спортивные сооружения, универмаги, рынки и пр.). Емкость этих учреждений рассчитывается исходя из совокупной численности центрального поселения и тяготеющих населенных пунктов.
Уникальные объекты эпизодического спроса (театры, выставочные залы, спорткомплексы, научные центры, больница и прочие учреждения) концентрируются в районном центре п.г.т. Ленинский и о бластном центре г. Туле.
В условиях рыночной экономики строительство учреждений обслуживания, рассчитанных по нормативам, в полном объеме зависит от ряда факторов:
- объемов финансирования;
- востребованности предоставляемых услуг;
- приоритетами экономической политики области, района и муниципального образования;
- рентабельностью отрасли (услуги);
- наличием инвесторов и так далее.
Расчет потребной мощности объектов соцкультбыта определяется при разработке "генплана территории муниципальных образований и генпланов населенных мест в соответствии с требованиями СНиП.
Образование и воспитание. Развитие населенных пунктов в сельской местности осуществляется с развитием социальной инфраструктуры села, проблемы которого могут быть решены только в рамках специально разработанных программ. В связи с этим одной из задач Схемы территориального планирования муниципального образования Ленинский район является заложить рациональную систему обслуживания населения учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, просвещения, массового отдыха.
Принятие проектных решений по организации сферы обслуживания базируется на получении комплексного социально-экономического эффекта, главным средством которого следует рассматривать рациональную организацию сети объектов социальной инфраструктуры с учетом сложившейся системы расселения и приоритетных направлений ее развития.
Главным принципом, положенным в основу формирования системы обслуживания принята необходимость комплексного подхода к размещению системы обслуживающих учреждений с учетом значения населенных пунктов в расселении и их взаимосвязи с организующими пунктами (муниципальными образованиями, точками роста, межрайонными центрами), количества обслуживаемого населения, характера, особенности градообразующей базы, и стремление к максимальному приближению учреждений обслуживания непосредственно к потребителю.
Важнейшей концептуальной задачей Ленинского района в решении Схемы территориального планирования является развитие системы дошкольного и среднего образования, которая может потребовать трансформации сети образовательных учреждений в связи с федеральными решениями. Основная цель образовательной системы - удовлетворение потребностей и ожиданий заказчиков образовательных услуг в качественном образовании. На ее достижение направлены основные мероприятия Приоритетного национального проекта "Образование", в состав которого входят, в частности, такие направления, как - "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", "Внедрение современных образовательных технологий", "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня", "Повышение уровня воспитательной работы в школах".
При сохранении малокомплектных школ необходимо обеспечить качественное образование для старших школьников в базовых, укрупненных школах с соответствующей материальной базой и лучшими квалифицированными кадрами.
На ближайшую перспективу до 2012 года намечены следующие мероприятия:
1. решение проблемы канализирования и водоотведения:
- МОУ1 "Ямно-Селезеневская основная общеобразовательная школа",
- МОУ 'Плехановская начальная общеобразовательная школа";
- МДОУ2 "Детский сад общеразвивающего вида п. Петелино",
- МДОУ "Детский сад комбинированного вида п. Рождественский",
- МДОУ "Детский сад комбинированного вида п. Плеханово",
- МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида п. Октябрьский",
- МОУ "Ленинская средняя общеобразовательная школа N 2",
- МОУ "Барсуковская средняя общеобразовательная школа"
- МОУ "Медвенская средняя общеобразовательная школа",
- МОУ "Федоровская основная общеобразовательная школа",
- МОУ "Рассветская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Лапина",
- МОУ "Прилепская средняя общеобразовательная школа N 17",
2. ремонт спортивных залов:
- МОУ "Рассветская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Лапина",
- МОУ "Медвенская средняя общеобразовательная школа"
3. ремонт кровли в 12 МОУ:
- МДОУ "Детский сад с. Зайцево",
- МДОУ "Детский сад комбинированного вида п. Иншинский",
- МДОУ "Детский сад комбинированного вида п. Барсуки",
- МДОУ "Детский сад п. Шатск",
- МОУ "Ленинская средняя общеобразовательная школа N 1",
- МОУ "Шатская средняя общеобразовательная школа"
- МОУ "Иншинская средняя общеобразовательная школа им. Л.Н. Толстого",
- МОУ "Алешинская средняя общеобразовательная школа",
- МОУ "Рождественская средняя общеобразовательная школа",
- МОУ "Петелинская средняя общеобразовательная школа",
- МОУ "Плехановская средняя общеобразовательная школа N 17",
- МОУ "Плехановская начальная общеобразовательная школа".
4. капитальное строительство и реконструкция МОУ:
- МОУ "Хрущевская средняя общеобразовательная школа им. А.И.Миронова" (пристройка спортивного зала).
- МДОУ "Детский сад п. Шатск".
- МОУ "Федоровская основная общеобразовательная школа" (реконструкция конторы СПК "Овощное" под школу).
- МОУ "Зайцевская основная общеобразовательная школа" (реконструкция раздаточного пункта).
5. приобретение транспорта для подвоза учащихся, проживающих в сельской местности, к месту учебы (в рамках исполнения закона Тульской области N 753-ЗТО от 18 ноября 2006 г. "Об областной целевой программе "Развитие образования в Тульской области на 2007-2009 гг.").
На отдаленную перспективу до 2025 года необходимо:
- открытие частных детских садов и учреждений начального и среднего образования;
- формирование элитных новых учреждений образования в районе вновь создаваемых коттеджных поселков;
- сохранение малокомпактной школы в п. Зайцево;
- в муниципальном образовании Ильинское в н.п. Ильинка строительство детского дошкольного учреждения на 150 мест.
- развитие системы профессионального образования Ленинского района путем создания сети учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры основных рабочих профессий.
Кроме того, исходя из существующей потребности района в квалифицированных кадрах среднего звена, рекомендуется на базе существующих крупных системообразующих предприятий района (ЗАО "Тулаэлектропривод", ООО "Тульский бройлер", ОАО "Птицефабрика Тульская", ООО "Малиновский карьер") открыть постоянно действующие курсы по подготовке профильных специалистов.
Совершенствованию системы образования в районе будут способствовать реализация Приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня".
Здравоохранение. Основной проблемой системы здравоохранения является:
- необходимость для жителей (восточной, и южной частей района) ездить в районную больницу через областной центр, что достаточно проблематично для больных;
- в муниципальных образованиях Медведенское, Иншинское, Ильинское, Обидимское отсутствуют собственные участковые больницы, что также осложняет доступ к услугам здравоохранения;
- в некоторых населенных пунктах района наблюдается острая потребность в ФАП, а именно: в д. Слободка, Петровском, Сергиевское, Руднево, Берники.
Наряду с программами по совершенствованию системы здравоохранения, в частности, приоритетным национальным проектом "Здоровье" и региональными программами, реализуемыми в области, Схема территориального планирования муниципального образования Ленинский район в целях совершенствования системы здравоохранения предлагает:
На период до 2025 года:
- преобразование амбулатории в п. Иншинский в участковую больницу мощностью 30 койко-мест с численностью врачей не менее 3;
- организация ФАПов в н.п. Сергиевский, Варфаломеево, Слободка, Петровский, Старое Басово, Руднево, Берники, Георгиево;
- преобразовать ФАП п. Торхово в сельскую амбулаторию с занятостью не менее 2 врачей;
- развитие системы передвижных ФАПов;
- организация специальных маршрутов общественного транспорта в участковую и районную больницы;
- развитие института врачей общей терапии и семейной практики;
- улучшение качества услуг районной больницы за счет включения в национальные проекты и другие программы;
- в районе н.п. Петелино и Ильинка организовать санаторий для лечения детей с нарушенным психологическим и неврологическим статусом с организацией на базе имеющихся коневодческих заводов Центра верховой езда (метод лечения Иппотерапия)3;
- вынос из санитарно-защитной зоны ОАО "Тулаэлектропривод" МУЗ "Плехановская амбулатория"и ее реформирование в МУЗ "Участковая больница п.г.т. Плеханово". В больнице пре
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания представителей муниципального образования Ленинский район Тульской области от 3 июня 2009 г. N 3-1 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.