Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Тульской области
от 15 марта 2010 г. N 210
Концепция (стратегия) по профилактике бродяжничества и
ресоциализации лиц без определенного места жительства и занятий,
в том числе граждан, утративших социальные связи, из числа лиц,
освобождаемых из мест лишения свободы, в Тульской области до 2012 года
I. Ресоциализация лиц без определенного места жительства - требование времени
Устойчивый рост числа лиц без определенного места жительства обусловил необходимость формирования государственной политики в отношении данной категории граждан.
Проблема существования указанной социальной группы затрагивает интересы Российской Федерации и всех ее субъектов.
Бродяжничество как образ жизни для многих бездомных и иных лиц, утративших социально-полезные связи, создает реальную угрозу нравственности, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, правам и законным интересам других граждан.
В Тульской области зарегистрированы более 17 тысяч граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Из них 13,5% (2295 чел.) - лица без определенного места жительства.
Пополнение численности лиц без определенного места жительства происходит в первую очередь за счет граждан, утративших социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.
Ежегодно по отбытии срока наказания освобождаются более 3-х тысяч человек, и около 2-х тысяч человек условно-досрочно. Как правило, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, утратили связь с семьей, родственниками, лишились жилья, не имеют денежных средств на заключение договора найма жилого помещения и нуждаются в материальной помощи. Именно этим объясняется совершение повторных преступлений, 30% из которых приходятся на первый год после освобождения из мест отбывания лишения свободы.
Лица без определенного места жительства, в том числе граждане, утратившие социальные связи, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы (далее - БОМЖ), нередко имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвергаются риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. Трудоустройство является одной из основных проблем данной категории населения.
К причинам, не позволяющим лицам БОМЖ самостоятельно решить вопрос с трудовым и бытовым устройством, следует отнести и такую проблему, как отсутствие у многих из них общегражданского паспорта. В 2008 году таких лиц было 148, а в 2009 году их число возросло и составило 153 человека.
Уязвимость лиц БОМЖ создает предпосылки для роста рецидивной преступности. Проблемы данной категории граждан не всегда решаются последовательно, государством не в полной мере обеспечиваются условия для их социализации.
Существующая тенденция к увеличению количества лиц БОМЖ требует, наряду со специальными государственными мерами, комплексного подхода в достижении состояния физического и духовного здоровья, обеспеченности необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, а также в восстановлении гармоничных отношений с социальным окружением.
Формирование государственной политики в отношении лиц БОМЖ диктует необходимость создания правовых основ и гарантий, направленных на удовлетворение потребностей граждан данной категории - полноправных участников социального процесса.
Правовые основы работы с указанными гражданами ограничиваются социальным обслуживанием в рамках Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
В целях предоставления временного приюта, оказания материальной помощи, содействия в трудоустройстве, определения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в области действуют специализированные учреждения: социальная гостиница в городе Туле и дом ночного пребывания в городе Алексине. В них развернуто 51 койко-место, ежегодно оказывается необходимая помощь более тысяче человек данной категории в виде дезинфекции, предоставления отдельного койко-места, постельного белья и принадлежностей личной гигиены, горячего питания, продуктовых наборов, одежды.
Практика показывает, что создание только специализированных социальных учреждений не решает проблему социальной защиты данной категории граждан.
Поддержание стабильности в обществе, установление баланса интересов различных социальных групп является основой политики Российской Федерации по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь всех граждан.
II. Цели и основные задачи государственной социальной
политики в отношении лиц БОМЖ
Цель государственной социальной политики в отношении лиц БОМЖ - обеспечение социальных гарантий гражданам данной социальной группы в виде комплексного решения вопросов социальной реабилитации, повышения их социальной защищенности и качества жизни.
Для достижения поставленной цели предусматривается принятие комплекса мер, способствующих получению лицами БОМЖ социальных гарантий по медицинскому обслуживанию, трудоустройству, социальному обеспечению и реализации прав и свобод человека и гражданина.
В целях социальной защиты бездомных предусматривается учет лиц БОМЖ, разработка и принятие необходимых нормативных правовых актов.
Задачи Концепции (стратегии):
совершенствование нормативной правовой базы по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц БОМЖ в Тульской области;
осуществление мероприятий по социальной и трудовой реабилитации лиц данной категории с целью восстановления способностей к бытовой, социальной, профессиональной деятельности, а также адаптации в общество;
совершенствование межведомственного взаимодействия по профилактике преступлений и правонарушений;
организация системы профессионального образования лиц БОМЖ, содействие их занятости.
III. Принципы государственной социальной политики в отношении лиц БОМЖ
Государственная социальная политика в отношении лиц БОМЖ базируется на следующих принципах:
Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность государства по созданию условий надежной социальной защиты и улучшению социального положения.
Принцип равенства всех граждан - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.
Принцип преемственности государственной социальной политики - обеспечение социальных гарантий поддержки граждан данной социальной группы.
Принцип соединения правового и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с гражданами данной социальной группы.
Принцип социальной эффективности - позитивная направленность мер повышения благосостояния и социального благополучия, поддержания социального статуса, укрепления социальных связей и удовлетворения социально-бытовых запросов.
Принцип единства политики - общность взглядов на социальную защиту граждан данной категории, консолидация средств, направляемых на решение их первоочередных проблем.
Принцип социального участия - содействие в достижении экономической независимости, повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве.
Принцип социального партнерства - взаимодействие государства, общества и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе лиц БОМЖ, в осуществлении мероприятий, имеющих целью благосостояние и социальное благополучие граждан данной категории, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими защиту, помощь и услуги.
IV. Основные направления по ресоциализации лиц БОМЖ
Повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни лиц БОМЖ предполагается осуществить по следующим направлениям:
усиление правовой защиты путем разработки нормативных правовых, методических и организационных основ системы социальной реабилитации и адаптации;
совершенствование механизма межведомственного взаимодействия;
оптимизация сети специализированных учреждений;
содействие трудовой занятости, обеспечение гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, обеспечение равного доступа к программам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
оказание помощи посредством содействия в социальной реабилитации, пенсионном обеспечении, установлении инвалидности, помещении в дома-интернаты;
организация эффективной психологической помощи;
обеспечение доступности информации о предпринимаемых мерах по улучшению правового и социального положения, о деятельности учреждений социальной сферы в части предоставления социальных услуг;
обеспечение подготовки лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, к адаптации по избранному месту жительства, путем оказания лицам, готовящимся к освобождению, профориентационных услуг, оформления паспортов заключенным до их освобождения;
обеспечение доступности всех форм медицинской помощи, в том числе стационарной, амбулаторной и скорой медицинской;
организация обязательного медицинского страхования;
организация выдачи документов, удостоверяющих личность.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции (стратегии)
Реализация мероприятий Концепции (стратегии) позволит:
создать эффективную систему комплексной реабилитации лиц БОМЖ путем межведомственного взаимодействия;
внедрить инновационные технологии и методики в деятельность учреждений системы социальной реабилитации граждан данной категории;
проводить превентивные меры по сокращению числа лиц БОМЖ;
повысить социальный статус и качество жизни лиц БОМЖ и в итоге создать условия для реализации их конституционных прав и свобод.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тульской области от 15 марта 2010 г. N 210 "Об утверждении Концепции (стратегии) по профилактике... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.