Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Главы администрации
муниципального образования
Плавский район
от 11 декабря 2008 г. N 699
Методика мониторинга качества управления муниципальными финансами
и платежеспособности городского и сельских поселений Плавского района
1. Общие положения
В основе Методики мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности городского и сельских поселений Плавского района (далее - Мониторинг) лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы управления муниципальными финансами и платежеспособности городского и сельских поселений Плавского района (далее - муниципального образования).
В качестве исходных данных для проведения оценки используются официальные статистические данные, финансовая отчетность и информация муниципальных образований, муниципальные правовые акты поселений Плавского района.
2. Порядок оценки финансового положения и качества управления
муниципальными финансами.
В целях обеспечения проведения Мониторинга комплексная оценка производится по итогам финансового года.
Оценка финансового положения и оценка качества управления муниципальными финансами измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина балльной оценки финансового положения и качества управления муниципальными финансами по итогам года составляет 15,5 балла.
Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае если значение индикатора V находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшее качество управления финансами), то значение оценки индикатора М равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимальное качество управления финансами), то значение оценки равно 1.
Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:
Mi =(Vi-Vmin)/(V max - V min), где :
Mi - оценка по индикатору i;
Vi - фактическое значение индикатора i;
Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами);
Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами).
В случае если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение, равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).
Для индикаторов установлен различный вес относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового положения и качество управления финансами.
Итоговая оценка финансового положения (качества управления финансами) определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам и соответствующего им веса относительной значимости индикаторов W по следующей формуле:
Р = SUM (Mi xWi), где:
Р - комплексная оценка финансового положения (качества управления финансами) муниципального образования;
М i - оценка по индикатору i;
W i - удельный вес индикатора i.
3. Оценка финансового положения
и качества управления муниципальными финансами
Индикаторы оценки финансового положения и качества управления муниципальными финансами отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии муниципального образования.
Индикаторы сгруппированы по направлениям, отражающим отдельные элементы финансового положения и качества управления муниципальными финансами.
4. Значения и формулы расчета индикаторов оценки финансового положения
и качества управления муниципальными финансами
Для проведения комплексной оценки по итогам финансового года применяются индикаторы Р.
1. Индикатор Р1: исполнение бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов.
Индикатор характеризует исполнение бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов.
Формула расчета значения индикатора:
V = А / В * 100%, где:
V - исполнение бюджета муниципального образования по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов;
А - объем поступления доходов без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов;
В - объем уточненного плана по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов в соответствии с решением о бюджете на очередной финансовый год.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) -100%.
Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) -99%.
Отношение фактически поступивших доходов без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов к уточненному плану по доходам без учета безвозмездных поступлений из других бюджетов:
меньше 100% - 0
100% - 1,600
от 100% до 105% - 1,300
свыше 105% - 1,000
2. Индикатор Р2: соотношение среднемесячной заработной платы муниципальных служащих поселений к среднемесячной заработной плате муниципальных служащих района.
Индикатор отражает соблюдение требования, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Формула расчета значения индикатора:
V = A/B* 100%, где:
V - соотношение среднемесячной заработной платы муниципальных служащих поселения к среднемесячной заработной плате муниципальных служащих района;
А - среднемесячная заработная плата муниципального служащего в сельском (городском) поселении;
В - среднемесячная заработная плата муниципального служащего района. Минимальный риск неплатежеспособности - 90%.
Максимальный риск неплатежеспособности - 100%.
3. Индикатор РЗ: доля первоочередных расходов в общем объеме расходов бюджета. Индикатор отражает финансовую гибкость бюджета муниципального образования.
Формула расчета значения индикатора:
V = (A + B + C)/D* 100%, где:
А - расходы бюджета муниципального образования на оплату труда и начисления на оплату труда;
В - расходы бюджета муниципального образования на оплату коммунальных услуг; С - расходы на обслуживание долга;
D - всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением субвенций из бюджета области.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 20%. Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 70%.
Значительная доля социально значимых расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. Сокращение доходов бюджета муниципального образования приведет к необходимости решения вопроса: снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства.
4. Индикатор Р4: зависимость бюджета от финансовой помощи.
Индикатор характеризует зависимость доходов муниципального образования от перечислений из бюджетов других уровней.
Формула расчета значения индикатора:
V = A/B* 100%, где:
А - доходы бюджета муниципального образования от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
В - всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 5%.
Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) -40%.
Чем ниже значение данного индикатора, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов, что может негативно сказаться на исполнении расходных обязательств, в том числе на обслуживании долговых обязательств.
5. Индикатор Р5: объем кредиторской задолженности муниципального образования. Индикатор отражает уровень выполнения бюджетных обязательств муниципальным образованием.
Формула расчета значения индикатора:
V = A/B*100%, где:
А - кредиторская задолженность муниципального образования на конец отчетного периода;
В - объем расходов бюджета муниципального образования, за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%.
Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) -5%.
Возникновение кредиторской задолженности бюджета свидетельствует о низком качестве управления финансами в муниципальном образовании или о несвоевременном финансировании. Распределение финансовых ресурсов муниципального образования в ходе бюджетного процесса призвано обеспечить максимальную эффективность расходов бюджета для населения муниципального образования. Достигаемая в ходе бюджетного процесса эффективность распределения расходов искажается при росте просроченной кредиторской задолженности из-за несоответствия фактического объема расходов объему расходов, утвержденному решением о бюджете муниципального образования.
6. Индикатор Р6: изменение кредиторской задолженности по оплате труда.
Индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате труда.
Формула расчета значения индикатора:
V = (An - Аn-1 ) / В * 100%, где:
А - кредиторская задолженность бюджета муниципального образования на последнюю отчетную дату;
В - среднемесячные расходы бюджета муниципального образования на оплату труда за отчетный период;
n - последний отчетный период.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) -0%. Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) -5%.
7. Индикатор Р7: изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда. Индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по начислениям на оплату труда.
Формула расчета значения индикатора:
V = (Аn - Аn-1) / В * 100%, где
А - кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда бюджета муниципального образования на конец года;
В - среднемесячный объем расходов бюджета муниципального образования по начислениям на оплату труда за отчетный период;
n - последний отчетный период.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%. Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.
8. Индикатор Р8: изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг. Индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате коммунальных услуг.
Формула расчета значения индикатора:
V= (An - A n-1 ) / В * 100%, где:
А - кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджета муниципального образования на конец года;
В - среднемесячный объем расходов бюджета муниципального образования на оплату коммунальных услуг за отчетный период;
n - последний отчетный период.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%. Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 5%.
9. Индикатор Р9: формирование кассовой наличности на начало финансового года. Индикатор отражает способность муниципального образования обеспечить непрерывность финансирования расходов и мероприятий бюджета за счет средств образовавшихся в результате превышения доходов над расходами на начало финансового года (оборотная кассовая наличность).
Размер кассовой наличности должен составлять не менее 30% среднемесячного объема расходов.
10. Индикатор Р10: отсутствие просроченных долговых обязательств.
Индикатор отражает практику добросовестного (своевременного и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования. Формула расчета значения индикатора:
V = А / В * 100% , где:
А - просроченные долговые обязательства муниципального образования на конец отчетного периода;
В - объем собственных доходов бюджета муниципального образования на последний отчетный период.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%. Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 0,5%.
11. Индикатор Р11: отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета. Индикатор отражает структуру муниципального долга по срочности долга. Формула расчета значения индикатора:
V = А / В * 100% , где:
А - объем краткосрочного (до 1 года) долга муниципального образования на конец отчетного периода;
В - всего доходов бюджета муниципального образования без учета средств субвенций из бюджета области.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 10%. Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - 20%.
Большая доля краткосрочных обязательств свидетельствует о высокой зависимости муниципального образования от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает финансовой стабильности муниципального образования.
12. Индикатор Р12: соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.
Индикатор характеризует деятельность органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения.
Формула расчета значения индикатора:
V = А, где:
А - установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальных услуги по муниципальному образованию.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) -100%.
Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) -80%.
13. Индикатор Р13: исполнение бюджета по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета и выполнение полномочий.
Индикатор характеризует исполнение бюджета муниципального образования по социальным отраслям расходов, предусмотренных расходными обязательствами бюджета.
Формула расчета значения индикатора
V= (Af - Ар) / А р, где:
А - расходы на выполнение полномочий;
f - утверждено законом о бюджете муниципального образования;
р - фактически израсходовано.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) - 0%. Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) - "-5%".
14. Индикатор Р14: доля закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с действующим законодательством, в общем объеме расходов муниципального района (городского округа) на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.
Индикатор отражает соблюдение органами местного самоуправления муниципального образования действующего законодательства при проведении закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд. При этом процедура открытого конкурса в сравнении с другими способами закупок: закрытым конкурсом, запросом котировок и закупками у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)- может быть наиболее эффективна при значительном масштабе проводимых закупок.
Формула расчета значения индикатора:
V = A/B * 100%, где:
А - общая стоимость закупок, размещенных в соответствии с действующим законодательством;
В - всего расходов бюджета муниципального образования на закупку товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) -100%.
Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) -80%.
15. Индикатор Р15: оценка потерь бюджета от предоставления муниципальных налоговых льгот.
Индикатор отражает наличие учета потерь местного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот. Сведения о предоставляемых муниципальным образованием налоговых льготах в разрезе налогов и направлений расходования средств должны включаться в состав решения о бюджете в виде отдельного приложения.
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) -предоставление налоговых льгот при наличии оценки эффективности предоставляемых (предоставленных) налоговых льгот (в том числе в виде установления ставки налога меньше максимального уровня). Непредставление льгот приравнивается к минимальному риску.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.