Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
муниципального образования
Тепло-Огаревский район
от 8 сентября 2010 г. N 278
Положение о порядке подготовки, внесения и рассмотрения
проектов нормативных правовых актов администрации
муниципального образования Тепло-Огаревский район
Настоящее Положение устанавливает единые требования к подготовке проектов нормативных правовых актов администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район.
1. Основные понятия
Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Нормативный правовой акт - правовой акт, изданный в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Проект нормативного правового акта - предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в орган местного самоуправления и (или) должностному лицу местного самоуправления, депутатом (депутатами) представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов (далее - экспертиза) - деятельность, направленная на выявление в тексте муниципального правового акта (далее - МПА) или его проекта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных действий (коррупционных рисков).
Коррупциогенность МПА и их проектов - наличие в МПА одного или нескольких коррупциогенных факторов.
Коррупциогенный фактор - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
2. Общие положения
2.1. По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления муниципального образования несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Тульской области.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным Конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу (Основному закону) Тульской области, законам, иным нормативным правовым актам Тульской области.
Подготовка и оформление проектов МПА администрации муниципального образования (далее акты) производится в соответствии с общими требованиями по оформлению документов и правилами оформления проектов актов администрации муниципального образования, закрепленных Инструкцией по делопроизводству в администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район и подразделениях администрации, утвержденной постановлением главы муниципального образования Тепло-Огаревский район от 11.04.2008 г. N 125.
2.2. Проекты актов вносятся на рассмотрение с документами, послужившими основанием для их разработки:
нормативными правовыми актами, во исполнение которых подготовлен проект;
поручениями главы администрации муниципального образования;
пояснительной запиской, подписанной лицом, ответственным за подготовку проекта, и содержащей краткое изложение вопроса, подлежащего регулированию актом, а также необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений с приложением необходимых документов;
другими документами (программами, положениями, планами и т.п.).
2.3. В случае упоминания в акте какой-либо организации вместе с проектом акта и иными документами представляются также копии учредительных документов этой организации, а в случае необходимости сведения о текущем финансово-экономическом состоянии.
2.4. Акты администрации муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если более поздняя дата вступления в силу не установлена самим нормативным правовым актом.
Акты администрации муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию (обнародованию) в течение 7 дней со дня их принятия.
Акты администрации муниципального образования по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Иные акты, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
В актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
2.5. Если проект влечет за собой изменения или дополнения других актов, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются одновременно с ним в виде отдельного акта.
2.6. Ответственность за подготовку и оформление проектов постановлений, представление обоснования, за точность содержания проектов (в том числе приложений), правильность их согласования с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей подразделений администрации, вносящих проекты, и исполнителей, которые готовят эти документы.
3. Организация подготовки проектов постановлений
администрации муниципального образования
3.1. Проекты актов на стадии их подготовки относятся к документам, содержащим служебную информацию. Структура акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
3.2. Акты должны содержать заголовок, в краткой форме отражающий их содержание.
3.3. Если требуется разъяснение целей, мотивов принятия акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула.
Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Преамбула должна излагаться кратко и не превышать 1/3 текста документа.
3.4. Проекты актов по организации исполнения федерального законодательства, законов области, других нормативных правовых актов должны содержать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт.
При этом указываются их реквизиты: вид документа, его дата, номер и заголовок.
3.5. В постановляющей части указывается в повелительной форме: кому, в какие сроки и какие действия предписывается выполнить.
Текст проекта акта излагается простым и ясным языком, должен быть предельно кратким, отражать суть вопроса и исключать возможность двоякого толкования. Не допускается употребление устаревших, многозначных и оценочных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
3.6. В проектах актов, содержащих поручения с указанием срока исполнения, контроль возлагается на должностных лиц администрации муниципального образования в соответствии с распределением обязанностей.
4. Предварительное рассмотрение проекта нормативного правового акта
4.1. Проекты актов до их оформления на соответствующий бланк подлежат согласованию с заинтересованными подразделениями администрации, организациями (в случае необходимости) и предварительной юридической экспертизе в секторе по правовой работе администрации.
4.2. Предварительная юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его содержания, порядка принятия, опубликования, соответствия требованиям юридической техники (в том числе наличия необходимых реквизитов).
4.3. Поступившие на согласование проекты актов визируются лицами, определенными Инструкцией по делопроизводству в администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район и подразделениях администрации, утвержденной постановлением главы муниципального образования Тепло-Огаревский район от 11.04.2008 г. N 125 (далее - Инструкция), в срок не более 3 дней.
Согласование оформляется визой (подпись, расшифровка подписи и дата согласования).
4.4. Проекты актов, предусматривающие расходы за счет средств бюджета муниципального образования Тепло-Огаревский район, подлежат согласованию с финансовым управлением до направления их на правовую юридическую экспертизу.
4.5. Предварительная юридическая экспертиза проектов актов осуществляется сектором по правовой работе администрации в течение 5 рабочих дней с даты их поступления. Экспертиза наиболее объемных и сложных проектов может проводиться до 30 календарных дней.
4.6. При наличии у лица, визирующего проект акта, особого мнения (замечания), как правило, он излагает его отдельно и прилагает к проекту акта.
По проектам актов, внесенным с разногласиями, подготавливаются предложения для их рассмотрения должностным лицом администрации муниципального образования в соответствии с распределением обязанностей. В целях подготовки таких предложений исполнитель проекта обеспечивает обсуждение его с заинтересованными органами и организациями, с целью поиска взаимоприемлемого решения.
Если замечания носят принципиальный характер, согласующий и исполнитель имеют различные точки зрения, может оформляться лист разногласий. При этом на листе проекта, где располагаются визы согласующих лиц, исполнитель делает запись: "Лист разногласий прилагается".
Лист разногласий оформляется исполнителем документа в произвольной форме, обязательным является указание спорных пунктов проекта акта, а также изложение точек зрения исполнителя и согласующего, подписывается ими.
При снятии замечаний делается отметка "Замечания сняты" или "Замечания устранены", подпись визирующего и дата.
Решение по разногласиям, возникшим при согласовании проекта акта, принимает первый заместитель главы администрации муниципального образования.
4.7. Возвращаются без рассмотрения представленные для предварительной юридической экспертизы проекты актов:
не имеющие визы лиц, установленные Инструкцией;
имеющие разногласия в процессе согласования, без оформления их в установленном порядке;
содержащие положения, не подкрепленные соответствующими обоснованиями, расчетами.
4.8. При проведении предварительной экспертизы определяется нормативность акта и необходимость проведения антикоррупционной экспертизы, согласования проекта акта в Управлении Федеральной антимонопольной службы России по Тульской области, отделе Управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Тульской области, других органах и организациях.
4.9. Если в процессе юридической экспертизы проекта выявляется необходимость внесения в него существенных изменений, он подлежит возврату исполнителю проекта для доработки и повторного визирования.
5. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
5.1 .В целях выявления (предотвращения появления) в муниципальных нормативных правовых актах, их проектах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов и действующих муниципальных нормативных правовых актов.
5.2. Антикоррупционная экспертиза проводится на основе Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96.
5.3. Предварительная антикоррупционная оценка проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится сектором по правовой работе администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район одновременно с юридической экспертизой проекта на предмет соответствия действующему законодательству.
Предварительная антикоррупционная оценка действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится сектором по правовой работе администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район в соответствии с планом, принятым в муниципальном образовании Тепло-Огаревский район.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня направляют проект акта в прокуратуру Тепло-Огаревского района.
Для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру Тепло-Огаревского района направляются муниципальные нормативные правовые акты, принятые по вопросам, которые касаются:
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного и природоохранного законодательства;
социальных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности, должности муниципальной службы.
5.3.1. Коррупционными факторами являются:
5.3.1.1. факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или Российской Федерации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или Российской Федерации (их должностных лиц) при принятии нормативных актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
5.3.1.2. факторы, связанные с наличием правовых пробелов:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействии) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
5.3.1.3. факторы системного характера:
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
5.4. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в прокуратуру Тепло-Огаревского района, размещают эти проекты на официальном сайте администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
5.5. Требование прокурора и заключения по результатам антикоррупционной экспертизы возвращаются исполнителю и устраняются в трехдневный срок. В отдельных случаях первым заместителем главы администрации срок может быть продлен до семи дней.
6. Порядок подписания и регистрации актов
6.1. После устранения нарушений, выявленных в ходе антикоррупционной экспертизы, акт вновь проходит процедуру согласования. Проработанные и завизированные проекты актов оформляются исполнителем на бланк.
6.2. После подписания акта главой администрации муниципального образования документ передается в сектор делопроизводства для регистрации и выпуска.
Сектор делопроизводства присваивает ему регистрационный номер и дату.
6.3. Акты регистрируются в пределах календарного года, раздельно для каждого вида документа.
6.4. Оформленный акт тиражируется сектором делопроизводства и направляется адресатам в соответствии с указателем рассылки, составленным и подписанным исполнителем.
При этом акты, изменяющие или дополняющие ранее принятые акты, направляются тем органам и организациям, которым они рассылались ранее.
Если акты направляются в адрес организаии, отсутствующей в указателе рассылки, то исполнитель дополнительно включает в указатель рассылки точное наименование этой организаций и ее почтовый адрес.
6.5. В копиях актов подпись главы администрации муниципального образования не воспроизводится. Подлинность акта заверяется печатью сектора делопроизводства.
6.6. Все акты в обязательном порядке доводятся до отдела по контролю, муниципальной службе и кадрам (при наличии пункта о контроле).
В обязательном порядке постановления рассылаются:
прокуратуре Тепло-Огаревского района для проведения антикоррупционной экспертизы в отношении актов, отнесенных к нормативным;
отделу по организационной и информационно-аналитической работе (акты, подлежащие включению в федеральный регистр);
6.7. Рассылка актов осуществляется в течение 1-3 дней со дня регистрации, срочных - в день регистрации.
В случае необходимости в день регистрации органам местного самоуправления направляется копия акта по факсимильной связи и одновременно на бумажном носителе - через почтовое отделение связи.
В отдельных случаях адресатам рассылаются выписки из актов согласно указателю рассылки.
6.8. Акты, подлежащие опубликованию передаются исполнителем на бумажном и электронном носителях в ГУ "Редакция газеты "Наша жизнь" для официального опубликования, в отдел информационной и аналитической работы администрации МО Тепло-Огаревский район - для размещении на сайте администрации в сети интернет и направлению для включения в федеральный регистр.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район Тульской области от 8 сентября 2010 г. N 278... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.