Областное трехстороннее соглашение между Администрацией Тульской области, Тульской Федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей на 2011-2012 годы
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением установленного срока действия
Администрация Тульской области, именуемая в дальнейшем Администрация, в лице губернатора Тульской области Дудки В.Д., действующего на основании Устава (Основного Закона) Тульской области, Тульская Федерация профсоюзов, именуемая в дальнейшем Профсоюзы, в лице Председателя Тульской Федерации профсоюзов Каенкова И.А., действующего на основании Устава Тульской Федерации профсоюзов, Тульский областной союз работодателей, именуемый в дальнейшем Работодатели, в лице президента Тульского областного союза работодателей Тарасова Ю.З., действующего на основании Устава некоммерческой организации "Тульский областной союз работодателей", все вместе именуемые в дальнейшем Стороны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Тульской области "О социальном партнерстве в сфере труда", в пределах своей компетенции приняли на себя обязательства и заключили настоящее соглашение (далее - Соглашение) по основным вопросам проведения социально-экономической политики, реализации конституционных прав граждан в области труда, занятости, социальной защиты и разрешения коллективных трудовых споров в рамках социального партнерства, в целях повышения уровня и качества жизни населения, снижения бедности на основе устойчивого развития и модернизации экономики Тульской области.
Суммы бюджетных средств, необходимые для реализации обязательств Соглашения, включаются в проекты бюджетов соответствующего уровня на соответствующий год.
Стороны признают необходимость заключения соглашений на всех уровнях социального партнерства и коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организациях) Тульской области всех форм собственности. Настоящее Соглашение является основой при ведении коллективных переговоров по их заключению.
Стороны Соглашения в объеме своих полномочий принимают меры, направленные на обеспечение реализации заключенных соглашений и коллективных договоров, оказывают содействие в развитии социального партнерства на всех уровнях.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
1. В целях развития экономики области, предпринимательства, обеспечения занятости населения и развития трудовых ресурсов
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Осуществляют деловое взаимодействие для обеспечения роста макроэкономических показателей:
в 2011 году:
- индекса физического объема валового регионального продукта - 107,2 процента;
- индекса промышленного производства - 105,6 процента;
- индекса производства продукции сельского хозяйства - 104,2 процента;
в 2012 году:
- индекса физического объема валового регионального продукта - 106,2 процента;
- индекса промышленного производства - 105,6 процента;
- индекса производства продукции сельского хозяйства - 102,7 процента.
1.1.2. Осуществляют согласованные действия, направленные на создание условий для участия малых и средних предприятий в реализации государственных, областных и муниципальных программ развития территорий.
1.1.3. Принимают меры, направленные на кадровое обеспечение модернизации и технологического развития региона, совершенствование механизмов поддержки и расширения занятости населения, повышение качества рабочей силы.
1.1.4. Осуществляют согласованные действия по сдерживанию уровня официально регистрируемой безработицы для достижения его докризисного уровня - не более 1 процента от численности экономически активного населения.
1.1.5. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в результате массового увольнения работников организаций. При определении уровня массового высвобождения работников руководствуются следующими критериями:
а) при ликвидации организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) при сокращении численности или штата работников в размере 10 процентов в течение 30 календарных дней в организациях с численностью до 50 человек;
в) при сокращении численности или штата работников организаций в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Рекомендуют территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений включать в территориальные трехсторонние соглашения критерии уровня массового высвобождения работников, разработанные исходя из численности работников организаций, расположенных на территории муниципальных образований, и уровня социально-экономического развития территорий.
1.1.6. Определяют масштабы привлечения и использования иностранных работников с учетом ситуации на рынке труда Тульской области.
1.1.7. Проводят согласованную политику при подготовке и принятии решений в отношении неплатежеспособных организаций, направленную на предотвращение возникающих социальных конфликтов.
При возникновении предпосылок для проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, разрабатывают и осуществляют меры по опережающему профессиональному обучению, переквалификации и социальной поддержке работников.
1.1.8. Разрабатывают и принимают меры, направленные на преодоление негативных тенденций от влияния теневой экономики и неформального рынка труда, недопущение "скрытых" форм оплаты труда.
1.1.9. Осуществляют согласованные действия по обеспечению трудоустройства молодых специалистов и содействию студенческой занятости.
1.1.10. Организуют ежегодно Праздник труда с проведением конкурсов профессионального мастерства с участием социальных партнеров всех уровней.
1.2. Администрация и Работодатели:
1.2.1. В соответствии с потребностями регионального рынка труда проводят анализ и взаимные консультации по перспективной потребности в кадрах для формирования заказа на их подготовку в системе профессионального образования, принимают меры по обеспечению подготовки и повышению квалификации кадров, в том числе непосредственно на производстве.
1.2.2. При реализации на территории области инвестиционных программ и проектов, в рамках действующего законодательства, создают условия для занятости областных организаций при выполнении подрядных работ, а также для использования материалов, сырья и комплектующих, производимых организациями Тульской области.
1.2.3. При реализации на территории области инвестиционных программ и проектов, проведении подрядных (субподрядных) работ обеспечивают приоритетное участие в них местных организаций, всесторонне используя областные производственные мощности.
1.2.4. Обеспечивают приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на региональном рынке труда.
1.3. Администрация:
1.3.1. Привлекает Работодателей и Профсоюзы к разработке и обсуждению хода реализации антикризисных мер и приоритетных направлений посткризисного развития Тульской области.
1.3.2. Проводит согласованную политику с Работодателями и Профсоюзами при разработке основных параметров программ и прогнозов социально-экономического развития региона, включая прогноз трудовых ресурсов.
1.3.3. Осуществляет приоритетную поддержку местных товаропроизводителей в рамках действующего законодательства.
1.3.4. Обеспечивает формирование государственного заказа и подготовку квалифицированных рабочих кадров через систему начального и среднего профессионального образования для экономики и социальной сферы региона с учетом заявок работодателей и потребностей рынка труда.
1.3.5. Осуществляет анализ заявок на квотирование иностранной рабочей силы с учетом необходимости приоритетного найма российских граждан, прежде всего тех, кто потерял работу.
Выдает положительные заключения на привлечение и использование труда иностранных работников организацией-заявителем при отсутствии фактов: высвобождения работников-граждан России в течение предыдущих двух лет в связи с сокращением численности, занижения размера заработной платы, создания работодателем социально-бытовых условий проживания привлекаемых работников, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
1.3.6. В организациях, где предполагается массовое сокращение работников, размещает информацию о проведении ярмарок вакансий, услугах государственной службы занятости и проводит иную информационно-разъяснительную работу о возможности трудоустройства и профессионального обучения профессиям и специальностям, востребованным на областном рынке труда с учетом стратегии развития региона.
1.3.7. Обеспечивает ежемесячно через средства массовой информации доведение до населения информации о рынке труда, возможностях службы занятости населения по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечень профессий, на которые имеется устойчивый спрос.
1.3.8. Рекомендует главам муниципальных образований:
- осуществлять поддержку и развитие малого и среднего бизнеса как фактора расширения базы экономического роста и развития конкуренции;
- принимать меры по сдерживанию уровня официально регистрируемой безработицы для достижения его докризисного уровня.
1.4. Профсоюзы и Работодатели:
1.4.1. Организуют проведение конкурсов профессионального мастерства в организациях Тульской области.
1.4.2. Рассматривают включение в коллективные договоры обязательств по:
- сохранению и развитию производства, повышению производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечению занятости;
- предоставлению высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, возможности переобучения их новым профессиям, а также оплачиваемого времени для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора;
- развитию системы внутрипроизводственного обучения персонала, предусматривая на эти цели соответствующее финансирование;
- выделению временных рабочих мест для трудоустройства в свободное от учебы время несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе для детей работников организации.
1.5. Работодатели:
1.5.1. Принимают меры по обеспечению прибыльной работы организаций, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий.
1.5.2. Развивают партнерские связи с учебными заведениями профессионального образования.
1.5.3. Осуществляют ликвидацию организаций, изменение форм собственности, полную или частичную приостановку производства, влекущих за собой сокращение рабочих мест или существенное ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее чем за три месяца) сообщения об этом соответствующим профсоюзам и территориальным органам службы занятости населения.
1.5.4. Информируют выборные органы первичных профсоюзных организаций по вопросам экономической и финансовой деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства, предоставляют право председателям первичных профсоюзных организаций получать информацию по социально - трудовым вопросам.
1.5.5. Согласовывают с профсоюзными органами привлечение иностранной рабочей силы в организацию.
Обеспечивают в первоочередном порядке трудоустройство российских граждан на рабочие места, предусматриваемые для привлечения иностранной рабочей силы.
1.6. Профсоюзы:
1.6.1. Выступают в поддержку требований работников организации о приостановке выполнения решения по массовому высвобождению работающих или его поэтапному проведению.
1.6.2. При проведении процедур банкротства обеспечивают контроль действия коллективного договора и действий работодателя при расторжении трудовых договоров в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании с учетом соответствующих положений Федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
2. В целях повышения уровня жизни, регулирования оплаты труда и социальной защищенности населения области
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Принимают меры по доведению величины средней заработной платы в области до уровня не менее 4 - кратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области.
2.1.2. С целью снижения бедности в Тульской области, на основе регулярно проводимого Администрацией совместно с Профсоюзами мониторинга численности низкооплачиваемых групп работников принимают меры по доведению их заработной платы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области.
2.1.3. Принимают согласованные меры по недопущению опережающего роста тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с ростом заработной платы.
2.1.4. Содействуют организации и проведению периодичных, дополнительных и углубленных медицинских осмотров граждан, целевых программ, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению.
2.1.5. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, оздоровительных, санаторных объектов на территории области. Не допускают снижения объемов финансирования и уровня обеспечения объектами по сравнению с предыдущим годом.
2.1.6. Взаимодействуют в организации оздоровления и отдыха детей. Не допускают снижения объемов финансирования и уровня оздоровления детей по сравнению с предыдущим годом. Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, дифференцированно в зависимости от среднедушевого дохода семьи, но не выше 30 процентов ее полной стоимости. Устанавливают размер единовременной денежной компенсации для оплаты части стоимости путевки, самостоятельно приобретенной родителем, дифференцированно в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
2.1.7. Рекомендуют территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений включать в территориальные трехсторонние соглашения обязательства по доведению величины средней заработной платы в муниципальных образованиях до уровня не менее 4 - кратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области, исходя из перспектив финансово-экономического развития территорий.
2.2. Администрация и Работодатели:
2.2.1. Предусматривают меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям.
2.3. Администрация:
2.3.1. При формировании социальных статей проекта бюджета Тульской области рассматривает предложения Профсоюзов и Работодателей.
2.3.2. Осуществляет взвешенный подход к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, соизмеряя их повышение с минимизацией негативных социальных последствий от роста тарифов на уровень жизни населения области.
2.3.3. Включает в состав Экспертного совета при департаменте Тульской области по тарифам представителей Профсоюзов и Работодателей.
2.3.4. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и принимает меры для обеспечения ее своевременной выплаты работникам внебюджетной сферы.
2.3.5. Совершенствует, с участием соответствующих органов отраслевых профсоюзов, нормативную правовую базу по оплате труда работников государственных учреждений Тульской области с учетом результатов введения отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере.
2.3.6. Обеспечивает сохранение действующих выплат работникам, имеющим почетные звания, отраслевые нагрудные знаки, ученые степени по профильной специальности.
2.3.7. Учитывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при определении размеров финансирования организаций здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и других учреждений бюджетной сферы (далее - учреждения бюджетной сферы) и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы Тульской области.
Обеспечивает единые подходы к регулированию заработной платы для работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджета Тульской области и местных бюджетов.
2.3.8. Принимает меры по сближению уровней оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы Тульской области с уровнями оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы на территории Центрального Федерального округа, в том числе на основе их повышения, совершенствования организации и оплаты труда.
2.3.9. В полном объеме и в установленные сроки выделяет средства на оплату труда учреждениям, финансируемым из бюджета области.
2.3.10. Предусматривает в проекте бюджета Тульской области на соответствующий финансовый год средства:
- на повышение фонда оплаты труда работникам учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджета области, с учетом увеличения на 6,5 % с 1 июня 2011 года;
- на оплату труда работникам государственных учреждений Тульской области и муниципальных общеобразовательных учреждений за вторую половину декабря финансового года с производством окончательного расчета до 1 января следующего года;
- на доплату низкооплачиваемым категориям работников бюджетных учреждений до размера минимальной заработной платы, установленного федеральным законодательством;
- на оплату дополнительных отпусков работникам государственных учреждений Тульской области, финансируемых из бюджета области, работающих с ненормированным рабочим днем;
- на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях, финансируемых из областного бюджета, в пределах общего объема средств по главным распорядителям (получателям) средств бюджета области.
2.3.11. Предусматривает внесение изменений в нормативные правовые акты Тульской области по оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджета области, в части увеличения размеров базовой единицы и должностных окладов (окладов) с 1 июня 2011 года на 6,5 %.
2.3.12. Направляет денежные средства, высвобождаемые с 1 июня 2011 года в результате отмены региональной надбавки работникам бюджетных учреждений бюджетной сферы Тульской области, на дополнительное увеличение размеров базовой единицы и должностных окладов (окладов).
2.3.13. Рекомендует главам администраций муниципальных образований:
- при формировании социальных статей проектов бюджетов муниципальных образований рассматривать предложения соответствующих профсоюзных органов и территориальных объединений работодателей;
- в полном объеме выделять средства на оплату труда учреждениям, финансируемым из муниципальных бюджетов, в том числе за вторую половину декабря финансового года с производством окончательного расчета до 1 января следующего года;
- производить повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений в размерах и в сроки, установленные для работников государственных учреждений Тульской области;
- в целях своевременной выплаты заработной платы установить сроки направления средств на оплату труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из муниципальных бюджетов;
- производить ежемесячные выплаты педагогическим работникам денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания;
- сохранить практику не взыскания с нанимателей и собственников жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные услуги на период задержки выплаты заработной платы, при предоставлении подтверждающих документов;
- принимать меры по недопущению опережающего роста тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с ростом заработной платы;
- предусмотреть в проекте местных бюджетов на соответствующий финансовый год средства:
на выплату пособий на санаторно-курортное лечение работникам учреждений культуры и системы органов по работе с молодежью в размерах, установленных нормативными правовыми актами Тульской области для работников государственных учреждений Тульской области;
на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях, финансируемых их муниципального бюджета согласно заявкам руководителей учреждений в пределах предусмотренных ассигнований;
- на оплату дополнительных отпусков работникам муниципальных бюджетных учреждений согласно "Списку производств, цехов, профессий и должностей, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, работа в которых дает право на дополнительных отпуск и сокращенный рабочий день".
2.4. Профсоюзы и Работодатели:
2.4.1. Предусматривают в коллективных договорах:
- сроки выплаты заработной платы;
- конкретный размер денежной компенсации в случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику - не ниже одной трехсотой действующей в это время и увеличенной на 1 пункт ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
- оплату в размере средней заработной платы периода приостановки работником исполнения трудовых обязанностей по причине задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней;
2.4.2. Включают в коллективные договоры обязательства:
- по выплате месячной заработной платы работникам, полностью отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области на 2011-2012 годы;
- по установлению в организациях внебюджетного сектора экономики тарифной ставки 1-го разряда (оклада) в соответствии с положениями отраслевых (межотраслевых) соглашений, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области;
- по росту заработной платы в размере, не ниже индекса потребительских цен в Тульской области.
2.4.3. Разрабатывают и включают в коллективные договоры мероприятия со сроками реализации:
- по доведению величины средней заработной платы в организации до уровня не менее 4 - кратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области;
- по доведению средней заработной платы работников организации до среднего уровня заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности.
2.4.4. Предусматривают в коллективных договорах положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне, установленном отраслевым (межотраслевым) соглашением, но не ниже 70 процентов от общего его размера.
2.4.5. Предусматривают в коллективных договорах порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
2.5. Работодатели:
2.5.1. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, производят их выплату с уплатой процентов (денежной компенсации) в соответствии с обязательствами, предусмотренными в коллективном договоре.
2.5.2. Устанавливают размер тарифной ставки 1-го разряда (оклада) в соответствии с положениями отраслевых (межотраслевых) соглашений, а при их отсутствии - не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Тульской области.
2.5.3. Производят выплату месячной заработной платы работникам (в том числе занятым у индивидуальных предпринимателей) внебюджетного сектора экономики, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области на 2011-2012 годы.
2.6. Профсоюзы:
2.6.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюзов и других работников, уплачивающих взнос солидарности в профсоюзы, организаций, присоединившихся к Соглашению, в случае наделения первичных профсоюзных организаций полномочиями на представительство в установленном порядке.
3. В целях улучшения условий, охраны труда и экологии
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Участвуют в реализации программ улучшения условий и охраны труда, направленных на снижение рисков несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и улучшение демографической ситуации.
3.1.2. Рассматривают вопросы условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества с целью обеспечения достойных условий труда.
3.1.3. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и информируют работников о вновь принимаемых правовых актах по вопросам охраны труда.
3.1.4. Организуют взаимодействие с органами надзора и контроля с целью согласования действий в трудовой сфере и обменом информацией.
3.1.5. Реализуют мероприятия по снижению показателей производственного травматизма.
3.1.6. Обеспечивают в полном объеме социальные гарантии пострадавшим в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
3.1.7. Участвуют в проведении ежегодного смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда среди организаций Тульской области, Дней охраны труда в организациях и областного Дня охраны труда.
3.2. Администрация:
3.2.1. Обеспечивает дальнейшее развитие системы государственного управления охраной труда области.
3.2.2. Содействует работодателям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда в организациях.
3.2.3. Обеспечивает организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда в государственных учреждениях, финансируемых из бюджета области.
3.2.4. Обеспечивает реализацию долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2009-2013 годы".
3.2.5. Развивает систему обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет внедрения новых форм обучения.
3.2.6. Оказывает содействие в проведении углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
3.3. Профсоюзы и Работодатели:
3.3.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:
- мероприятия по улучшению условий и охраны труда, а также средства на их финансирование;
- предоставление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- обязательства по сокращению числа рабочих мест с вредными условиями труда и выводу работников с тяжелых работ и работ во вредных условиях труда;
- предоставление времени с оплатой в размере средней заработной платы уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда, не освобожденным от основной работы, для выполнения возложенных на них обязанностей по общественному контролю за состоянием и условиями охраны труда, а также для их обучения.
3.3.2. Проводят мониторинг состояний условий и охраны труда в организациях для разработки мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.
3.3.3. Предусматривают в коллективных договорах оплату времени простоя при превышении параметров микроклиматических условий (превышение или понижение температурного режима на рабочих местах по сравнению с допустимыми значениями, установленными СанПиН), как простоя по вине работодателя - не менее 2/3 среднего заработка.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Информируют работников при поступлении на работу и в процессе работы об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов.
3.4.2. Обеспечивают условия для осуществления контроля состояния условий и охраны труда в организациях, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.4.3.Оценивают состояние условий труда путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Получают заключение государственной экспертизы условий труда о качестве проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.4.4. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, способствующего загрязнению окружающей среды.
3.4.5. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профзаболевание или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации.
3.4.6. Направляют работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами, на углубленные медицинские осмотры.
3.4.7. За счет собственных средств направляют работников организаций на обучение по охране труда с отрывом от производства.
3.4.8. Обеспечивают финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.5. Профсоюзы:
3.5.1. Взаимодействуют с органами государственного управления охраной труда, органами надзора и контроля при осуществлении контроля за соблюдением норм и правил охраны труда.
3.5.2. Осуществляют контроль соблюдения нормативных правовых актов по охране труда в организациях, а в случае выявления нарушений требуют от работодателя устранить их.
3.5.3. Формируют институт уполномоченных лиц по охране труда.
3.5.4. Информируют работников организаций о необходимости соблюдения установленных правил охраны труда, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах с целью исключения роли человеческого фактора из организационных причин производственного травматизма.
3.5.5. Добиваются выполнения мероприятий по созданию условий труда, отвечающих требованиям законодательных актов.
3.5.6. Защищают интересы трудящихся, работающих с вредными и опасными условиями труда. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда на малых предприятиях.
4. В целях защиты пенсионных прав и социальных гарантий работающего населения
4.1. Стороны совместно
4.1.1. Участвуют в решении вопросов поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ведения персонифицированного учета в Тульской области.
4.2. Администрация
4.2.1. Рассматривает на межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет Тульской области налоговых платежей организации, являющиеся должниками по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.3. Работодатели
4.3.1.Осуществляют обязательное пенсионное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусматривают в коллективном договоре раздел "Обязательное пенсионное страхование" и мероприятия по добровольному пенсионному обеспечению застрахованных лиц.
4.3.2. Рассматривают возможность по введению в организациях системы негосударственного пенсионного обеспечения работников.
4.3.3. Создают совместно с профкомами в организациях комиссию по пенсионным вопросам.
4.3.4. Обеспечивают сохранность и своевременно передают на архивное хранение документы по заработной плате работников, стажу и работе во вредных условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
4.3.5. Обновляют Перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей работников, для которых установлено льготное пенсионное обеспечение, в соответствии с законодательством. Одновременно с преставлением индивидуальных сведений представляют Перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей работников, для которых установлено льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, в электронном виде с использованием программного обеспечения "Перечень льготных профессий предприятия".
4.3.6. В целях пенсионного обеспечения работников своевременно и качественно представляют в территориальные органы Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области отчетность в соответствии с требованиями пенсионного законодательства для ведения персонифицированного учета.
4.3.7. Обеспечивают своевременную выплату пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству.
4.3.8. Своевременно, в установленные действующим законодательством сроки, обеспечивают уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.3.9. Выдают работникам предприятия копию индивидуальных сведений, представляемых в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.3.10. Предоставляют в территориальные органы Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области списки работников, уходящих на пенсию в ближайшие 2 года, и полный пакет документов, необходимых для назначения пенсии работнику, за 6 месяцев до возникновения у него права на трудовую пенсию, индивидуальные сведения за период до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на вновь принятых сотрудников.
4.4. Профсоюзы
4.4.1. Добиваются включения в коллективный договор раздела "Обязательное пенсионное страхование" и мероприятий по добровольному пенсионному обеспечению застрахованных лиц, осуществляют общественный контроль за их выполнением.
4.4.2. Участвуют в мероприятиях по торжественному вручению в организациях пенсионных удостоверений с приглашением представителей территориальных органов Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области.
4.4.3. Контролируют своевременность и правильность внесения записей в трудовых книжках, полноты сведений в других документах о стаже, необходимых для реализации пенсионных прав застрахованных лиц - членов профсоюза.
4.4.4. Осуществляют контроль за деятельностью работодателя по выполнению законодательства о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования, об обязательном пенсионном страховании и обеспечении, ведению и хранению документов, подтверждающих право работников на пенсионное обеспечение.
5. В целях обеспечения социального партнерства в сфере труда
5.1. Стороны совместно:
5.1.1.Реализуют меры, направленные на повышение роли Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) в формировании и реализации государственной политики в сфере труда:
- проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам формирования и проведения социально-экономической политики в регионе;
- участие Комиссии в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития.
5.1.2. Обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес
5.1.3. Участвуют в постоянно действующих комиссиях, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, рассматривающих социально - трудовые вопросы.
5.1.4. Способствуют предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров, развивают на территории области систему участия работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
5.1.5. Принимают меры по проведению в области переговорной кампании по заключению соглашений и коллективных договоров в единые сроки с едиными требованиями, изложенными в Соглашении.
5.1.6. Проводят согласованную политику по созданию и укреплению первичных профсоюзных организаций в организациях области.
5.1.7. Содействуют развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого предпринимательства.
5.1.8. Принимают меры по развитию территориального социального партнерства, повышению эффективности работы его органов.
Ежегодно проводят конкурс среди муниципальных образований по развитию социального партнерства.
5.1.9. Организуют обучение представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
5.1.10. Организуют проведение на региональном уровне ежегодного всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".
5.2. Администрация:
5.2.1. Направляет проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти в сфере труда (до их внесения в Тульскую областную Думу или до принятия по ним решений администрацией области), а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в Комиссию для принятия соответствующих решений. Решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее сторон, доводятся до сведения Тульской областной Думы и подлежат обязательному рассмотрению администрацией Тульской области.
5.2.2. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почетных званий Российской Федерации, учитывает мнение профсоюзов, результаты выполнения отраслевого, окружного и настоящего Соглашения, коллективного договора.
5.2.3. Рекомендует главам муниципальных образований:
- осуществлять поддержку, не противоречащую Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", преимущественно организациям, действующим в системе социального партнерства и обеспечивающим реализацию обязательств по соглашениям и коллективным договорам;
- предоставлять безвозмездно координационным советам организаций профсоюзов оснащенные помещения для проведения мероприятий в рамках социального партнерства, территориальным (городским, районным) организациям профсоюзов безвозмездно помещения для осуществления организационно-уставной деятельности.
5.3. Профсоюзы и Работодатели:
5.3.1. Предусматривают в коллективных договорах обязательство по ежемесячному перечислению первичной профсоюзной организации членских профсоюзных взносов и фиксированного размера денежных средств на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу в организациях.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Обеспечивают, при наличии письменных заявлений работников, ежемесячное и бесплатное перечисление на счет профсоюза членских взносов одновременно с выплатой заработной платы работникам организации.
5.4.2. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
5.4.3. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации обеспечивают условия для ее создания при проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, осуществлении контроля его выполнения, а также при рассмотрении трудовых споров работников с работодателями.
5.4.4. Не позднее I квартала соответствующего года заключают коллективные договоры с профсоюзными комитетами. Признают соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального мира.
5.4.5. Рассматривают требования и предложения, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие решения.
5.5. Профсоюзы:
5.5.1. Ежегодно, не позднее ноября, выходят с инициативой по вступлению в переговоры с работодателем по подготовке проекта коллективного договора и заключению коллективного договора на следующий год (или внесения изменений и дополнений в действующий коллективный договор).
5.5.2. Организуют работу с малыми и средними предприятиями по заключению договоров о сотрудничестве, в которых берут на себя обязательства по оказанию помощи организациям в вопросах охраны труда и соблюдения трудового законодательства, а также в решении социальных вопросов.
5.5.3. Не выступают организаторами коллективных действий в случае выполнения Администрацией и Работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также в отраслевых, территориальных соглашениях, коллективных договорах.
6. Действие соглашения, обеспечение контроля его выполнения
6.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует до 31 декабря 2012 года.
6.2. Соглашение действует в отношении:
- работодателей, являющихся членами Тульского областного союза работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
- работодателей, не являющихся членами Тульского областного союза работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
- органов государственной власти области в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в части 1 настоящего пункта.
6.3. Соглашение подлежит публикации в газете "Тульские известия" в 10-дневный срок со дня подписания.
После заключения настоящего Соглашения директор департамента труда и занятости населения Тульской области предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории Тульской области и не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему. Порядок присоединения работодателей к настоящему Соглашению осуществляется в порядке присоединения при заключении Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тульской области.
6.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
6.5. Итоги выполнения Соглашения подводятся 1 раз в год на заседании Комиссии.
6.6. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Председатель |
И.А. Каенков |
Президент |
Ю.З. Тарасов |
Губернатор |
В.Д. Дудка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областное трехстороннее соглашение между Администрацией Тульской области, Тульской Федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей на 2011-2012 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 г. и действует до 31 декабря 2012 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Тульские известия" от 13 октября 2010 г. N 153
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением установленного срока действия