Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы администрации
муниципального образования
Богородицкий район
от 19 ноября 2008 г. N 934
Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке, реализации, мониторингу и оценке эффективности и результативности реализации муниципальных целевых программ, стратегическим целям, задачам, мероприятиям и показателям муниципальных целевых программ, а также изменению (корректировке) или досрочному прекращению реализации муниципальных целевых программ муниципального образования Богородицкий район (далее - муниципальное образование).
2. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке:
а) муниципальная целевая программа - определенный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других имеющих муниципальное значение мероприятий, обеспечивающих эффективное решение комплексных задач социально-экономического развития муниципального образования;
б) комплексная муниципальная целевая программа - программа, состоящая из подпрограмм, сформированных по отраслевому, функциональному или проблемному признакам со сроком реализации не менее трех лет;
в) муниципальные заказчики - органы местного самоуправления, структурные подразделения администрации муниципального образования Богородицкий район, бюджетные учреждения - главные распорядители средств бюджета муниципального образования Богородицкий район;
г) бюджетная заявка - потребность муниципальных заказчиков в бюджетных ассигнованиях для обеспечения нужд муниципального образования. Бюджетные заявки являются основанием для выделения средств местных бюджетов на следующий бюджетный год на разработку и (или) реализацию муниципальных целевых программ;
д) результативность - соотношение между конечными результатами показателей реализации программных мероприятий и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов программных мероприятий;
е) эффективность - критерий, используемый для мониторинга и оценки муниципальной целевой программы, который выражает степень достижения результата по отношению к качеству и объему предоставленных услуг;
ж) показатели результативности и эффективности муниципальных целевых программ - результат, отражающий достижение стратегических целей и тактических задач по реализации муниципальных целевых программ, представляемый в количественном выражении;
з) мониторинг реализации муниципальных целевых программ - систематическое наблюдение за реализацией муниципальных целевых программ с целью определения показателей результативности и эффективности муниципальных целевых программ;
и) показатели непосредственного результата (непосредственные показатели) - отражают достижение промежуточных результатов муниципальных целевых программ (степень выполнения мероприятий муниципальных целевых программ);
к) показатели конечного результата (конечные показатели) - характеризуют конечные общественно значимые результаты реализации муниципальных целевых программ.
3 Разработка и формирование муниципальных целевых программ осуществляется в сроки текущего бюджетного процесса и включает в себя следующие основные этапы:
- разработка и согласование концепции муниципальной целевой программы;
- принятие решения администрацией муниципального образования о разработке проекта муниципальной целевой программы;
- разработка проекта муниципальной целевой программы;
- оценка и согласование проекта муниципальной целевой программы.
2. Разработка и согласование концепции муниципальной целевой программы
Инициаторы постановки проблем для решения программными методами осуществляют разработку соответствующей концепции муниципальной целевой программы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Концепция муниципальной целевой программы должна содержать;
- изложение сути проблемы, решаемой программным методом;
- анализ причин возникновения проблемы, состояние (достаточность) муниципальных правовых актов для решения проблемы;
- обоснование значимости проблемы для муниципального образования и в целом, соответствие проблемы установленным приоритетам социально-экономического развития муниципального образования (включая описание исходной (ткущей) ситуации с приведением характеризующих ее основных показателей и их численных значений в период разработки концепции);
- оценку потребности в ресурсах, включая финансовые, материальные, трудовые, информационные (с указанием предполагаемого муниципального заказчика и участвующих органов местного самоуправления, предложения по объемам и источникам финансирования муниципальной целевой программы на вариантной основе);
- ожидаемый результат решения проблемы (бюджетный, социально-экономический, экологический и другие - с указанием положительного эффекта от реализации муниципальной целевой программы на примере показателей, характеризующих исходную (текущую) ситуацию) и планируемые сроки реализации.
3 Инициатор направляет концепцию муниципальной целевой программы в администрацию муниципального образования, которая осуществляет отбор проблем, подлежащих решению программно-целевым методом.
4. Администрация муниципального образования оценивает и согласовывает концепции муниципальных целевых программ с учетом следующих факторов:
- соответствие решаемых проблем полномочиям муниципального образования;
- соответствие программе социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу;
- соответствие стратегическим целям и тактическим задачам развития муниципального образования;
- невозможность эффективного решения указанных проблем в приемлемые сроки за счет использования действующих механизмов и обоснованности применения программного метода;
- обоснованность предложенных механизмов привлечения финансовых ресурсов для решения указанных проблем.
5. Концепция муниципальной целевой программы не может быть согласована в случаях;
- несоответствия предложенного решения проблемы полномочиям муниципального образования;
6. несоответствия предложенного решения проблемы в сроки, определенные в концепции муниципальной целевой программы, программе социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу, стратегическим целям и тактическим задачам развития муниципального образования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. В случае согласования концепции муниципальной целевой программы принимается муниципальный правовой акт о разработке муниципальной целевой программы, определяются муниципальный заказчик, сроки ее реализации и разработки.
3. Разработка проекта муниципальной целевой программы
1. Муниципальный заказчик осуществляет разработку проекта муниципальной целевой программы самостоятельно либо определяет разработчика (в случае нескольких разработчиков - головного разработчика) проекта муниципальной целевой программы на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае привлечения разработчиков муниципальный заказчик формирует и передает разработчику (головному разработчику) техническое задание на разработку проекта муниципальной целевой программы, содержащее:
- концепцию муниципальной целевой программы, ранее согласованную с администрацией муниципального образования;
- развернутую формулировку назначения и цели муниципальной целевой программы с количественно определенными конечными показателями;
- ориентировочную потребность в материально-технических, природных, трудовых и информационных ресурсах;
- объем предполагаемых затрат на разработку муниципальной целевой программы с указанием источников, объемов и порядка финансирования.
3 Муниципальный заказчик в процессе разработки проекта муниципальной целевой программы согласовывает с основными исполнителями муниципальной целевой программы перечень мероприятий, возможные сроки их выполнения, объемы и источники финансирования.
4. Проект муниципальной целевой программы содержит паспорт муниципальной целевой программы (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку), основное содержание, приложения к муниципальной целевой программе.
5. В основном содержании муниципальной целевой программы приводятся следующие разделы:
а) Раздел 1 "Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом".
В разделе содержится описание проблемы с обоснованием необходимости ее решения в настоящий момент и целесообразности использования программно-целевого метода для ее реализации.
При анализе причин возникновения проблем приводятся соответствующие показатели статистической и иной отчетности за предыдущие три года. Удельные значения показателей по муниципальному образованию сравниваются со значениями аналогичных показателей других муниципальных образований.
б) Раздел 2 "Цели и задачи муниципальной целевой программы".
В разделе описываются цели и задачи, а также конечные результаты, которые должны быть достигнуты в случае реализации муниципальной целевой программы.
Цели муниципальной целевой программы должны соответствовать следующим требованиям:
- специфичность (деятельность, направленная на достижение поставленных целей, должна соответствовать компетенции муниципальных заказчиков);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе);
- измеримость (степень достижения поставленных целей должна быть отражена при помощи соответствующих количественных показателей);
- привязка к временному графику (для поставленных целей должны быть определены конкретные сроки их достижения и отдельные промежуточные контрольные точки (этапы)).
В разделе приводится перечень тактических задач и обоснование необходимости их решения для достижения поставленных целей.
Тактические задачи муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- поставленным целям муниципальной целевой программы и обеспечивать их достижение;
- полномочиям муниципального образования;
- компетенции муниципального заказчика и предполагаемых исполнителей муниципальной целевой программы.
в) Раздел 3 "Перечень мероприятий по реализации муниципальной целевой программы".
Раздел содержит конкретные программные мероприятия в укрупненном виде (приложение N 2 к настоящему Порядку). Мероприятия определяют содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, этапы и сроки выполнения. В соответствии с каждым мероприятием разрабатывается система количественных показателей ее реализации.
Также в разделе должны быть предусмотрены мероприятия для осуществления мониторинга хода реализации муниципальной целевой программы.
Если для реализации муниципальной целевой программы необходимо провести разработку, изменение или признание утратившими силу муниципальных правовых актов - в данном разделе приводятся соответствующие мероприятия (приложение N 3 к настоящему Порядку).
Мероприятия муниципальной целевой программы должны соответствовать:
- тактическим задачам муниципальной целевой программы и обеспечивать их выполнение;
- полномочиям муниципального образования;
- компетенции муниципального заказчика и исполнителей муниципальной целевой программы.
г) Раздел 4 "Перечень показателей результативности и эффективности".
Раздел содержит перечень целевых показателей (приложение N 4 к настоящему Порядку), их плановые значения по годам, паспорта показателей (приложение N 5 к настоящему Порядку), методику оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы, разработанную муниципальным заказчиком с учетом ее специфики, позволяющую оценить ход реализации муниципальной целевой программы по годам. В разделе описывается система сбора значений показателей реализации муниципальной целевой программы и формирование отчетности.
Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- измеримость и ориентированность на результат;
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание сути измеряемой характеристики);
- объективность (показатели должны объективно отражать происходящие изменения в процессе реализации муниципальной целевой программы, однозначно указывать, каким образом улучшение или, напротив, ухудшение значения показателя отражает ход реализации - обеспечивать в совокупности с другими показателями полноту и комплексность отражения хода реализации муниципальной целевой программы, значимости ее результатов для социально-экономического развития муниципального образования;
- не стимулировать исполнителей муниципальной целевой программы к завышению, искажению результатов их деятельности в ущерб целям муниципальной целевой программы;
- показатели должны быть доступными для отслеживания в процессе мониторинга, а также для их последующей проверки;
- экономичность (показатели должны быть экономичными, получение данных должно производиться с минимально возможными затратами, учитывая соотношение значимости показателей к затратам на их получение).
д) Раздел 5 "Организационно-экономический и финансовый механизм управления муниципальной целевой программой".
В разделе излагается комплекс мер и действий, обеспечивающих решение проблемы, и описывается организационно-функциональная структура межведомственного управления процессом реализации муниципальной целевой программы и принципы осуществления контроля за ходом ее реализации.
е) Раздел 6 "Ресурсное обеспечение муниципальной целевой программы".
Раздел содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых- с указанием источников финансирования, материальных - по видам продукции, трудовых - по профессионально-квалификационным группам, информационных - по видам информационных услуг). Расчеты представляются по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящему Порядку.
ж) Раздел 7 "Социально-экономическая эффективность муниципальной целевой программы".
В разделе приводятся методы, с помощью которых осуществляется расчет результативности и эффективности муниципальной целевой программы, ее основные экономические и социальные результаты и их влияние на экономику муниципального образования. Приводится методика оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы, разработанная муниципальным заказчиком с учетом ее специфики, позволяющая оценить ход реализации по годам. Оценка эффективности и результативности осуществляется по годам и этапам в течение всего срока реализации муниципальной целевой программы, а при необходимости эффективность оценивается и после ее реализации.
В соответствии с целями и задачами муниципальной целевой программы приводится описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при ее реализации, дается общая оценка вклада муниципальной целевой программы в экономическое развитие муниципального образования.
з) Раздел 8 "Возможные риски в ходе реализации муниципальной целевой программы".
В данном разделе приведены возможные ситуации при реализации мероприятий муниципальной целевой программы, возникновение которых может негативно отразиться на реализации муниципальной целевой программы в целом, не позволит достичь плановых значений показателей. В соответствии с выделенными рисками муниципальным заказчиком должны быть предусмотрены индикаторы наступления рисков, определена система их мониторинга, сформированы предложения по осуществлению мероприятий для их предотвращения и их ресурсному обеспечению.
6. Муниципальный заказчик в установленном порядке подготавливает соответствующий проект муниципального правового акта (проект решения Собрания представителей муниципального образования, проект постановления главы администрации муниципального образования) об утверждении муниципальной целевой программы.
7. Проект муниципального правового акта об утверждении муниципальной целевой программы направляется главе администрации муниципального образования для проведения оценки и экспертизы. При необходимости муниципальный заказчик может представить результаты независимой экспертизы проекта муниципальной целевой программы.
- В муниципальную программу муниципального образования Богородицкий район могут входить муниципальные программы муниципальных образований, расположенных на территории Богородицкого района, составленные в соответствии с настоящим порядком и объемами финансирования, утвержденными в бюджетах этих муниципальных образований.
4. Реализация муниципальных целевых программ
1. Реализация муниципальной целевой программы осуществляется в течение периода, на который она принята, путем выполнения предусмотренных мероприятий. Детализация мероприятий муниципальной целевой программы (в том числе выбор конкретных объектов) осуществляется муниципальных заказчиком в рамках ежегодного планирования деятельности по реализации конкретной муниципальной целевой программы
2. Муниципальный заказчик организует реализацию утвержденной муниципальной целевой программы:
- осуществляет в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отбор поставщиков продукции, исполнителей работ, услуг по каждому программному мероприятию;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и целевое использование бюджетных ассигнований;
- осуществляет управление исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты муниципальных правовых актов, необходимых для реализации муниципальной целевой программы;
- представляет в установленные сроки отчетность о реализации муниципальной целевой программы.
3. До начала реализации муниципальной целевой программы муниципальный заказчик разрабатывает и согласует проект муниципального правового акта администрации муниципального образования об утверждении положения об управлении реализацией муниципальной целевой программой, в котором определяются:
- порядок взаимодействия исполнителей муниципальной целевой программы, включая план ее реализации;
- детальные программные мероприятия (декомпозиция укрупненных мероприятий, приведенных в паспорте утвержденной муниципальной целевой программы, в том числе выбор конкретных объектов), условия участия в них исполнителей;
- механизмы ресурсного обеспечения детализированного уровня программных мероприятий в ходе реализации муниципальной целевой программы.
4. Муниципальные заказчики информируют финансовый орган муниципального образования о заключенных договорах по финансированию реализации муниципальных целевых программ из федерального бюджета, бюджета Тульской области, бюджета и внебюджетных источников муниципального образования Богородицкий район и бюджетов поселений.
5. Мониторинг реализации муниципальных целевых программ
1 Организатором и исполнителем мероприятий мониторинга реализации муниципальной целевой программы является муниципальный заказчик.
2. Муниципальный заказчик при организации и исполнении мероприятий мониторинга результатов муниципальной целевой программы:
- производит сбор данных для определения непосредственных и конечных показателей, оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и обеспечивает надлежащий уровень качества собираемых данных;
- ежеквартально и ежегодно составляет и представляет для оценки отчеты о ходе и результатах реализации муниципальной целевой программы, в которых приводит непосредственные и конечные показатели оценки результативности и эффективности муниципальной целевой программы и другую информацию, отражающую ход реализации муниципальной целевой программы;
- ежеквартально производит оценку рисков реализации муниципальной целевой программы и разрабатывает решения по уменьшению рисков;
- ежегодно проводит оценку эффективности и результативности муниципальной целевой программы;
- организует обработку и хранение полученных в результате мониторинга данных.
3. Муниципальный заказчик определяет источники получения данных для расчета показателей. В случае необходимости муниципальный заказчик заключает договоры (соглашения) с организациями, представляющими данные для мониторинга. Основными источниками данных являются:
- данные государственной статистики;
- данные ведомственной статистики органов местного самоуправления;
- данные, полученные в результате проведения социологических исследований;
- данные опросов предприятий, ассоциаций и общественных организаций;
- обмен информацией с органами местного самоуправления других муниципальных образований;
- данные, получаемые в ходе работы со средствами массовой информации и общественными организациями;
- экспертн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.