Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
муниципального образования
город Алексин Алексинского района
от 26 октября 2010 г. N 365
Муниципальная программа "Повышение эффективности бюджетных
расходов муниципального образования город Алексин
Алексинского района на период до 2013 года"
1. Паспорт программы "Повышение эффективности бюджетных
расходов муниципального образования город Алексин
Алексинского района на период до 2013 года"
Перечень характеристик |
Содержание |
1.1. Наименование Программы |
"Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования город Алексин Алексинского района на период до 2013 года" (далее - программа). |
1.2. Основной разработчик Программы |
МУ "Финансовое управление администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района" (далее - финансовое управление). |
1.3. Цели Программы |
Создание условий для повышения эффективности деятельности муниципального образования город Алексин Алексинского района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. |
1.4. Основные задачи Программы |
- Обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей; - Создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ; - Повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления и организаций, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности; -Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления; - Совершенствование методик принятия и мониторинга муниципальных целевых программ; -Переход к утверждению "программного" бюджета; -Реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего аудита. |
1.5. Сроки и этапы реализации Программы |
Реализация Программы рассчитана на три года: I этап- 2010 год; II этап - 2011 год; III этап- 2012 год |
1.6. Перечень основных мероприятий |
1. Регулирование правового положения муниципальных учреждений; 2. Переход к финансированию муниципальных учреждений в соответствии с муниципальным заданием; 3. Формирование бюджетных обязательств на основании программ, с учётом эффективности их исполнения; 4. Разработка и внедрение методик внутреннего аудита. |
1.7. Исполнители основных мероприятий |
Структурные подразделения администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района. |
1.8. Объемы и источники финансирования, направления расходов |
Реализация Программы не влечет дополнительных расходов средств бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района |
1.9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: Обеспечить рациональное и эффективное использование средств бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района |
1.10. Орган, осуществляющий контроль за реализацией Программы |
Администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района |
I. Необходимость разработки и реализации Программы
На данном этапе развития финансовой системы муниципального образования город Алексин Алексинского района сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом:
- структура и динамика расходов слабо увязаны с целями социально-экономической программы;
- отсутствуют действенные методики оценки деятельности бюджетных учреждений, организаций и предприятий, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
- планирование программных и непрограммных расходов методологически не взаимоувязано;
- не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
- формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- продолжает расти бюджетная сеть;
- отсутствуют технологии взаимосвязи финансирования и муниципальных заданий.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования город Алексин Алексинского района в условиях адаптации бюджетной системы к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления финансами муниципального образования город Алексин Алексинского района.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности муниципального образования город Алексин Алексинского района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
- создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, учреждений и унитарных предприятий муниципального образования город Алексин Алексинского района по обеспечению муниципальных услуг;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, учреждений и унитарных предприятий, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
III. Перечень мероприятий по реализации муниципальной Программы
Для решения задач указанных во втором разделе необходимо провести мероприятия по установленному плану:
План мероприятий по реализации программы "Повышение
эффективности бюджетных расходов муниципального образования
город Алексин Алексинского района на период до 2013 года"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственное структурное подразделение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Реализация мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений муниципального образования город Алексин Алексинского района. |
2010-2011г. |
Финансовое управление Комитет имущественных и земельных отношений Юридический отдел; Управление по экономике |
2. |
Реализация методик формирования бюджета в соответствии с программно-целевым принципом. |
2011г. |
Финансовое управление Структурные подразделения администрации |
3. |
Осуществление реализации Федерального закона 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд" путем внедрения электронных площадок. |
2011г. |
Управление по экономике |
4. |
Разработка технологии осуществления внутреннего аудита на различных этапах формирования и исполнения бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района. |
2011 г. |
Финансовое управление Комитет имущественных и земельных отношений Управление по экономике |
5. |
Переход к финансированию учреждений и организаций из бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района в объемах, необходимых для выполнения муниципального задания. |
2012 г. |
Финансовое управление |
6. |
Проведение внутреннего аудита расходных обязательств бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района |
2012 г. |
Финансовое управление Комитет имущественных и земельных отношений Управление по экономике |
7. |
Проведение мониторинга результатов реализации программы. |
2012 г. |
Администрация муниципального образования город Алексин Алексинского района. |
Содержанию мероприятий по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям.
3.1. Создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, учреждений и унитарных предприятий муниципального образования город Алексин Алексинского района по обеспечению муниципальных услуг
Для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района, учреждений и унитарных предприятий, занятых в сфере оказания муниципальных услуг.
Это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между субъектами бюджетных отношений, а так же сбалансированности процесса финансирования учреждений.
В целях реализации поставленной задачи необходимо осуществление мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений муниципального образования город Алексин Алексинского района.
В ходе исполнения данных мероприятий, необходимо:
-Усовершенствовать порядок составления, утверждения и ведения смет казенных, автономных, бюджетных учреждений, что позволит усилить контроль за расходованием бюджетных средств на подготовительном этапе подготовки бюджета на очередной финансовый год и осуществлять текущий и последующий контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных ассигнований;
- Установить предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности учреждения и унитарного предприятия, превышение которых влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с руководителем учреждения, это позволит увеличить ответственность руководителей учреждений и их заинтересованность в более рациональном использовании бюджетных средств и принятии экономически обоснованных бюджетных обязательств;
- Утвердить нормативы затрат на оказание соответствующими муниципальными учреждениями услуг физическим и (или) юридическим лицам;
- Разработать порядок формирования и утверждения муниципального задания муниципальным учреждениям;
- Определить порядок финансового обеспечения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений;
- Установить требования к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения и определить порядок составления, утверждения и оценки исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.
На втором этапе реализации Программы осуществить переход к финансированию муниципальных учреждений из бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района в объемах, необходимых для выполнения муниципального задания.
3.2. Реализация методик формирования бюджета в соответствии с программно-целевым принципом. Главными недостатками существующей системы постатейного бюджетирования являются отсутствие системы оценки результативности и эффективности бюджетных расходов, а также низкий уровень ответственности и инициативности заказчика финансирования мероприятий, отсутствие заинтересованности в экономии средств. Чтобы качественным образом усовершенствовать систему управления муниципальными финансами, необходимо внедрение новых методов бюджетирования, в частности бюджетирования ориентированного на результат. Бюджет, ориентированный на результат, должен позволять проследить взаимосвязь между поставленными целями, осуществленными бюджетными расходами, выполненными мероприятиями и достигнутыми результатами. Такая логика построения бюджета способствует повышению его прозрачности, а также повышению степени контроля за реализацией программ и расходованием бюджетных средств.
Для этого необходимо: провести работу по усилению роли реестра расходных обязательств как инструмента оптимизации муниципальных расходов; обеспечить раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств; разработать инструмент оценки результативности бюджетных расходов и обеспечить учет подобной оценки в бюджетном планировании.
Реестр расходных обязательств представляет собой перечень нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование реестра расходных обязательств является обязательным для муниципальных образований. Однако далеко не везде он стал реальным инструментом совершенствования бюджетного процесса. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств муниципального образования с целью оценки того, насколько эти обязательства соответствуют полномочиям соответствующего органа местного самоуправления, его целям и задачам. Результаты подобной инвентаризации необходимо использовать при определении перечня бюджетных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, при проведении границы между платными и бесплатными услугами.
Осуществление данных мероприятий позволит отказаться от бюджетных расходов, не соответствующих полномочиям муниципального уровня власти, не способствующих достижению его целей и задач; оптимизировать соотношение между платными и бесплатными услугами, а также избежать избыточных расходов бюджета, не обусловленных масштабами и качеством предоставляемых муниципальных услуг.
Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств предусматривает, что первоочередному включению в бюджет подлежат расходы на финансирование действующих расходных обязательств, отраженных в реестре. Принятие новых расходных обязательств может осуществляться лишь в объеме разницы между объемом действующих обязательств и бюджетными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета. Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств является эффективным инструментом обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, поскольку позволяет повысить финансовую дисциплину, т.е. избежать ситуации, когда в условиях невыполнения уже принятых обязательств принимаются новые, в результате чего нагрузка на местный бюджет существенно возрастает.
Важным шагом в реализации данной программы является разработка нормативных правовых актов, регламентирующих разработку и реализацию долгосрочных целевых программ. В рамках данного подхода будет обеспечено четкое разделение и оптимальное сочетание целевых программ как инструмента бюджетного планирования и учёта исполнения принятой социально-экономической программы развития муниципального образования.
В целях наиболее эффективного использования программно-целевого принципа бюджетного планирования, необходимо разработать подходы к распределению бюджетных средств между программами на конкурсной основе.
Для этого необходимо распределение основной части средств бюджета принимаемых обязательств только между новыми или действующими бюджетными целевыми программами в зависимости от формализованной оценки их обоснованности и результативности, а также соответствия приоритетам программы социально-экономического развития.
При этом проработать возможности и технологии сокращения финансирования или досрочного прекращения реализации бюджетных целевых программ в случае несоответствия заранее установленным промежуточным критериям и индикаторам результативности с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).
Наряду с формированием финансовых стимулов для распространения программно-целевых методов планирования необходимо создать и поддерживать заинтересованность субъектов бюджетного планирования в инициировании долгосрочных целевых программ путем расширения их полномочий при управлении программными расходами по сравнению с управлением сметными расходами (с учетом мер по упорядочению бюджетной классификации). Одной из главных задач в ходе реализации данного направления Программы - это усовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы разработки, принятия и оценки реализации программ, установки стандартов и индикаторов, позволяющих не только оценить эффективность реализации целевых программ, но и проведение экономического анализа возможности реализации данной программы с наименьшими финансовыми вложениями бюджетных средств. Разработать нормативно-правовые акты, позволяющие субъекту бюджетного процесса привлекать внебюджетные источники финансирования в целях реализации целевых программ.
3.3. Проведение внутреннего аудита расходных обязательств бюджета. Одним из элементов эффективного и рационального использовании бюджетных средств является осуществление предварительного, текущего и последующего контроля каждого этапа бюджетного процесса. Реализация данного принципа предусмотрена Бюджетным Кодексом Российской Федерации (статья 270.1) и связана с проведением внутреннего аудита. Под аудитом результативности управления бюджетными средствами понимается система регулярного наблюдения и оценки результатов деятельности муниципальных учреждений, унитарных предприятий и муниципальных долгосрочных целевых программ,связанных с достижением своих целей, выполнением задач и программ, а также своевременного выявления и устранения ошибок и отклонений в работе, контроль достоверности полученных результатов.
В целях реализации данного направления Программы, необходимо разработать нормативно-правовую базу и технологии осуществления внутреннего аудита на различных этапах формирования и исполнения бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района и использовать результаты проведенной работы при распределении бюджетных ассигнований с целью стимулирования направлений, на которых выявлено эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
IV. Перечень показателей результативности и эффективности Программы
4.1. В ходе проведения мониторинга реализации мероприятий раздела 3.1. Программы, необходимо провести анализ динамики финансирования бюджетных учреждений, оценить качество предоставляемых услуг, оценить эффективность принимаемых бюджетных обязательств.
В качестве показателей результативности проводимых мероприятий, используются следующие индикаторы:
Изменение объемов финансирования муниципальных учреждений в 2010, 2011, 2012 годах в денежном эквиваленте, и выявление причин отклонения;
Изменение объемов предоставляемых услуг населению и предприятиям муниципального образования город Алексин Алексинского района муниципальными учреждениями в 2010, 2011, 212 годах, в том числе динамика предоставления платных услуг (внебюджетная деятельность);
Оценка качества предоставляемых услуг муниципального образования город Алексин Алексинского района муниципальными учреждениями в 2010, 2011, 212 годах (наличие жалоб со стороны заказчиков; количество представлений от организаций, осуществляющих функции надзора; количество проверок и выявленных в ходе их проведений нарушений и т.д.);
Сопоставление показателей вышеперечисленных индикаторов.
4.2. В ходе проведения мониторинга реализации мероприятий раздела 3.2. необходимо провести оценку следующих индикаторов:
Изменение структуры бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района, т.е. изменение числа принимаемых программ в общем объёме принятых обязательств, снижение объемов финансирования по мероприятиям (количество муниципальных целевых программа и объем финансирования по ним; объем средств выделенных для софинансирования межрегиональных, областных и федеральных программ.).
Наличие регулярного (ежеквартального) анализа отчетов реализации принятых программ, и анализ практики корректировки программ, в ходе их реализации (количество программ прошедших процедуру корректировки, после проведения анализа отчёта её исполнения, объем средств бюджета привлеченных (высвободившихся) в ходе проведения данных процедур).
Оценка объемов услуг предоставляемых населению муниципального образования город Алексин Алексинского района в ходе реализации программ сравнительный анализ за предшествующие периоды;
Оценка качества услуг предоставляемых населению муниципального образования город Алексин Алексинского района в ходе реализации программ (наличие жалоб со стороны заказчиков; количество представлений от организаций, осуществляющих функции надзора; количество проверок и выявленных в ходе их проведений нарушений и т.д.)
4.3. В ходе проведения мониторинга реализации мероприятий раздела 3.3. индикаторами послужат:
Анализ динамики проведения проверок муниципальных учреждений и предприятий (количество проведенных контрольных мероприятий (камеральных и выездных) структурными подразделениями администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района и другими контролирующими организациями; количество контрольных мероприятий по исполнению выставленных предписаний по устранению выявленных нарушений и сроки их реализации).
Выявление в ходе проведения контрольных мероприятий нецелевого, неэффективного использования средств бюджета или принятия бюджетных обязательств, для оценки данного индикатора, необходимо оценить следующие показатели: оценка объем средств бюджета имеющих нецелевое использование, объем средств поступивших в бюджет муниципального образования город Алексин Алексинского района в ходе наложения штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; объем бюджетных средств подлежащих изъятию в бесспорном порядке, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
V. Организационно-экономический и финансовый механизм
управления муниципальной Программой
Контроль за исполнением Программы осуществляет МУ "Финансовое управление администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района". В целях осуществления управления муниципальной программой структурные подразделения администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района, муниципальные учреждения и предприятия, задействованные в реализации муниципальных целевых программ ежеквартально в срок до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом, обязаны представлять копии отчетов о реализации принятых программ, с пояснительными записками и копии заключении по ним, выданные соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района, контролирующими реализацию муниципальных целевых программ.
VI. Социально-экономическая эффективность
муниципальной Программы
Реализация Программы приведет к более эффективному расходованию средств бюджета муниципального образования город Алексин Алексинского района, улучшит качество контроля за расходованием бюджетных средств на всех этапах исполнения бюджета.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области от 26 октября 2010... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.