Решение Тульского областного суда от 11 июня 2009 г. по делу N 3-27/2009
(извлечение)
Именем Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 3-27/2009 по заявлению Земляковой Лидии Ивановны, Мячиковой Ольги Викторовны, Борониной Татьяны Ильиничны, Штраух Надежды Ивановны, Майоровой Людмилы Викторовны, Шириной Елены Александровны, Шевченко Алексея Григорьевича, Квасниковой Анны Михайловны, Тарасовой Анны Митрофановны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Тульской области от 14 марта 2005 года N 555-ЗТО "О переименовании муниципального образования "город Богородицк и Богородицкий район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Богородицкого района Тульской области" в части исключения территории, занятой жилыми домами N 1, N 2, N 3 микрорайона совхоза "Товарковский", из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области в части, касающейся установления границ муниципального образования, и включения территории, занятой указанными жилыми домами, в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления муниципального образования рабочий поселок Товарковский Богородицкого района Тульской области в части, касающейся установления границ муниципального образования,
установил:
28 февраля 2005 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области N 555-ЗТО "О переименовании муниципального образования "город Богородицк и Богородицкий район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Богородицкого района Тульской области".
14 марта 2005 года указанный Закон подписан губернатором Тульской области и 29 марта 2005 года официально опубликован в областной общественно-политической газете "Тульские известия" N 77-80.
Частью 1 статьи 3 указанного Закона области статусом городского поселения наделено муниципальное образование рабочий поселок Товарковский Богородицкого района и установлены его границы согласно картографическому описанию (приложение 4) и карте-схеме (приложение 2).
Частью 2 статьи 3 того же Закона статусом сельского поселения наделено муниципальное образование Товарковское Богородицкого района и установлены его границы согласно картографическому описанию (приложение 8) и карте-схеме (приложение 2); село Товарково определено его административным центром.
Жители домов NN 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" села Товарково Землякова Л.И., Мячикова О.В., Боронина Т.И., Штраух Н.И., Майорова Л.В., Ширина (Кузьмичева) Е.А., Шевченко А.Г., Квасникова А.М., Тарасова А.М. обратились в суд с заявлением об оспаривании вышеназванного Закона Тульской области от 14 марта 2005 года N 555-ЗТО в части исключения территории, занятой жилыми домами N 1, N 2, N 3 микрорайона совхоза "Товарковский", из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области в части, касающейся установления границ муниципального образования, и включения территории, занятой указанными жилыми домами, в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления муниципального образования рабочий поселок Товарковский Богородицкого района Тульской области в части, касающейся установления границ муниципального образования, ссылаясь на его противоречие Конституции РФ и федеральному законодательству, в частности, подп. 12 п. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Определением суда от 11.06.2009 года производство по делу в части требований о признании оспариваемых положений Закона области противоречащими Конституции РФ прекращено, как не подлежащее в этой части рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В обоснование своего заявления заявители сослались на то, что с момента сдачи в эксплуатацию указанных жилых домов (1977 и 1986 гг.), где располагаются занимаемые ими жилые помещения, микрорайон совхоза "Товарковский" относился к территории села Товарково. Оспариваемым Законом, по мнению заявителей, произведено преобразование в форме разделения муниципального образования Богородицкий район с изменением границ расположенных в нем поселений, в результате которого занимаемая их домами территория микрорайона совхоза Товарковский была включена в состав территории городского поселения - рабочего поселка Товарковский, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления муниципального образования рабочий поселок Товарковский, без учета мнения и согласия населения обоих населенных пунктов. Тем самым, по утверждению заявителей, нарушены их права на участие в принятии решений по вопросам местного самоуправления, а также они лишаются социальных льгот, установленных для сельского населения, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты на оплату жилья, коммунальных услуг.
В дополнительном заявлении сослались также на противоречие оспариваемого Закона области ст. 5 Европейской Хартии местного самоуправления, подп. 13 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, и указали, что включение микрорайона совхоза "Товарковский" в состав рабочего поселка Товарковский и связанное с этим присвоение нового почтового адреса повлечет, помимо ранее указанного, существенные материальные затраты на переоформление правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, перерегистрацию прав, переоформление пенсий, пособий.
В судебном заседании заявители Землякова Л.И., Штраух Н.И., Тарасова А.М., Боронина Т.И. и ее представитель по доверенности Тищенко С.Н. поддержали заявленные требования по тем же основаниям. Кроме того, указали, что при принятии оспариваемого Закона не были соблюдены требования Федерального закона о том, что границы муниципальных образований должны устанавливаться и изменяться с учетом исторически сложившихся земель населенных пунктов.
Заявители Мячикова О.В., Майорова Л.В., Ширина Е.А., Шевченко А.Г., Квасникова А.М. в судебное заседание, о котором извещены надлежаще, не явились; в адресованной суду телеграмме просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Тульской областной Думы по доверенностям Буданцева О.А. и Крючкова И.Н. с заявленными требованиями не согласились, полагая их необоснованными, указав, что Закон Тульской области N 555-ЗТО от 14 марта 2005 года принят Тульской областной Думой в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права заявителей не нарушает. Пояснили, что оспариваемым Законом области границы муниципальных образований, расположенных в границах муниципального образования Богородицкий район, не изменялись, а впервые устанавливались; преобразование муниципального образования не осуществлялось; при установлении же границ муниципальных образований учет мнения населения в силу закона не требуется.
Представитель губернатора Тульской области по доверенности Шемчук Л.И. в ходе судебного разбирательства дела по существу в разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда; доводов против их удовлетворения не приводила; в судебных прениях поддержала позицию представителя Тульской областной Думы.
Представитель администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представители администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района в лице главы муниципального образования Жиляковой Н.А., действующей от имени администрации МО без доверенности на основании ст. ст. 32, 34 Устава муниципального образования Товарковское, и по доверенности Квасникова Е.В., а также представитель администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Булавина О.В., в разрешении заявления полагались на усмотрение суда, не возражая против удовлетворения заявления жителей микрорайона совхоза "Товарковский".
Представители администрации муниципального образования рабочий поселок Товарковский по доверенностям Григорьева Т.В. и заменившая ее в ходе судебного разбирательства Телышева Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство жилых домов, в которых проживают заявители, выделялся совхозу "Товарковский" в 1975 году решением исполкома Товарковского поселкового Совета депутатов трудящихся из земель рабочего поселка и согласно картографическим материалам за 1992 год указанные жилые дома территориально относятся к рабочему поселку Товарковский.
В ходе судебного разбирательства представитель Телышева Н.В. изменила свою правовую позицию, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда, не возражая против удовлетворения заявления жителей микрорайона совхоза Товарковский.
Выслушав объяснения заявителей Земляковой Л.И., Штраух Н.И., Тарасовой А.М., Борониной Т.И. и ее представителя Тищенко С.Н., представителей Тульской областной Думы Буданцевой О.А. и Крючковой И.Н., представителя губернатора Тульской области Шемчук Л.И.; представителей администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Жиляковой Н.А. и Квасниковой Е.В., представителей администрации муниципального образования рабочий поселок Товарковский Григорьевой Т.В. и Телышевой Н.В., представителя администрации муниципального образования Богородицкий район Булавиной О.В., заслушав пояснения начальника Богородицкого отдела Управления Роснедвижимости по Тульской области Пашкевич В.В., привлеченной в качестве специалиста, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В порядке реализации полномочий Российской Федерации по вышеуказанному предмету совместного ведения принят Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Как предусмотрено пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 16 Устава (Основного закона) Тульской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области является областная Дума.
Установленные вышеприведенными нормами федерального законодательства полномочия субъекта РФ в области организации местного самоуправления реализованы путем принятия, в частности, Закона Тульской области от 14 марта 2005 года N 555-ЗТО "О переименовании муниципального образования "город Богородицк и Богородицкий район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Богородицкого района Тульской области".
Судом установлено, что Закон Тульской области от 14 марта 2005 года N 555-ЗТО "О переименовании муниципального образования "город Богородицк и Богородицкий район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Богородицкого района Тульской области" был принят по результатам рассмотрения законопроекта в трех чтениях на 10-м (экстренном) заседании Тульской областной Думы 28.02.2005 года постановлением N 10/329 в первом чтении, постановлением N 10/346 во втором чтении и постановлением N 10/359 в третьем чтении в качестве закона большинством голосов (35, 30 и 30 соответственно) от установленного числа депутатов (48).
14.03.2005 года вышеназванный Закон Тульской области подписан губернатором Тульской области и зарегистрирован в Реестре законов области под реестровым номером N 555-ЗТО; официально опубликован в газете "Тульские известия" 29.03.2005 г. N 77-80 и согласно положениям статьи 4 данного Закона вступил в силу через десять дней после его официального опубликования.
Изложенное свидетельствует о том, что Закон Тульской области от 14.03.2005 года N 555-ЗТО принят законодательным органом Тульской области в пределах своей компетенции и полномочий, с соблюдением предусмотренных законодательством требований к форме нормативного правового акта, процедуры принятия и правил введения в действие законов субъекта РФ, установленных статьями 16, 20, 21 Устава (Основного закона) Тульской области, статьями 10, 11, 17, 18, 21, 22 Закона Тульской области от 14.12.1994 года N 4-ЗТО "О законах области", статьями 7, 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Картографическим описанием, содержащимся в приложении N 4 к Закону Тульской области от 14.03.2005 года N 555-ЗТО, определена граница муниципального образования рабочий поселок Товарковский Богородицкого района с муниципальным образованием Товарковское Богородицкого района, в частности, "от оси автодороги, разделяющей село Товарково и рабочий поселок Товарковский, затем по оси автодороги до оси полевой дороги, по оси полевой дороги, границе огородов".
Картографическим описанием, содержащимся в приложении N 8 к данному Закону области, определена граница муниципального образования Товарковское Богородицкого района с муниципальным образованием рабочий поселок Товарковский Богородицкого района, в частности, "по оси полевой дороги, пролегающей по полосе отвода коллективных садов и границе огородов до оси автодороги, разделяющей рабочий поселок Товарковский и село Товарково".
Тем самым, территория микрорайона совхоза "Товарковский" с расположенными на нем жилыми домами N 1, 2, 3 вошла в состав муниципального образования рабочий поселок Товарковский.
Проверяя содержание оспариваемых заявителями положений вышеназванного Закона Тульской области от 14.03.2005 года N 555-ЗТО на предмет их соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 83 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что при реализации вышеприведенных требований статьи 85 настоящего Закона применяется его статья 10, согласно части 2 которой границы территории муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 11 данного Федерального закона.
В силу пунктов 3 и 12 этой нормы территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. При этом территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
Оспариваемые заявителями положения Закона Тульской области от 14.03.2005 г. N 555-ЗТО данным требованиям Федерального закона не соответствуют.
Так, судом установлено, что решениями исполкома Товарковского поселкового Совета депутатов трудящихся от 23 сентября 1975 года N 13 "Об отводе земельного участка под строительство центральной усадьбы совхоза "Товарковский" и исполкома Богородицкого городского Совета депутатов трудящихся от 2 декабря 1975 года N 20 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство центральной усадьбы совхоза "Товарковский" указанному совхозу был выделен и предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 3 га под строительство центральной усадьбы совхоза "Товарковский". Проект застройки жилого микрорайона и производственных комплексов совхоза "Товарковский" был одобрен решением исполкома Товарковского поселкового Совета депутатов трудящихся от 10 февраля 1976 года N 2.
Жилой дом N 1 микрорайона совхоза "Товарковский" был сдан в эксплуатацию в 1976 году, жилые дома N 2 и N 3 указанного микрорайона были сданы в эксплуатацию в 1986 году, что подтверждается техническими паспортами на данные дома.
Решением исполкома Товарковского сельского Совета депутатов трудящихся от 10.08.1977 года N 13-37 и решением исполкома Товарковского сельского Совета народных депутатов от 23.07.1986 года N 10-32 были утверждены совместные решения администрации и профсоюзного комитета совхоза "Товарковский" о предоставлении жилых помещений соответственно в домах N 1 и NN 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский", на основании которых соответственно в августе 1977 года и в сентябре - октябре 1986 года выданы ордера, в том числе и семьям заявителей, на право занятия в данных домах жилплощади (ордер N 11, ордера NN 21, 24, 40, 48, 51, 60).
Согласно договору найма от 25.08.1986 года совхозом "Товарковский" в пользование Майоровой Л.В. и членам ее семьи предоставлено в пользование служебное жилое помещение в виде отдельной квартиры N 15 дома N 3 в новом микрорайоне совхоза села Товарково.
Из представленных заявителями паспортов и выписок из похозяйственных книг усматривается, что заявители проживают и зарегистрированы по адресу: село Товарково, микрорайон совхоза "Товарковский", в частности, Тарасова А.М. - в доме N 1 с 09.02.1978 г.; в доме N 2 - Землякова Л.И. с 06.05.1988 г., Мячикова О.В. с 16.09.1986 г., Боронина Т.И. с 29.10.1986 г.; в доме N 3 - Штраух Н.И. с 05.04.2001 г., Майорова Л.В. с 28.11.1986 г., Ширина Е.А. с 03.10.1986 г., Шевченко А.Г. с 09.09.1986 г., Квасникова А.М. с 18.11.1986 г..
Прописка (регистрация) заявителей по указанному месту жительства производилась Товарковским сельским Советом депутатов, Товарковской сельской администрацией.
В удостоверениях, выданных администрацией Тульской области Борониной Т.И. 28.03.1996 года, Майоровой Л.В. - 22.04.1996 г., подтверждающих их право на льготы и компенсации, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", населенным пунктом их проживания также указано село Товарково.
Такой же населенный пункт - село Товарково - указан в адресе жилых домов N 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" в технических условиях на газоснабжение квартир перечисленных домов от 12.09.2005 года, в свидетельствах о государственной регистрации права собственности на данные квартиры, выданных в 2001 - 2006 гг.
С момента заселения жилых домов микрорайона совхоза "Товарковский" и до настоящего времени все вопросы местного значения на территории микрорайона совхоза "Товарковский" решались сельскими органами государственной власти - Товарковским сельским Советом депутатов трудящихся, затем Товарковским сельским Советом народных депутатов и их исполкомами, Товарковской сельской администрацией, впоследствии - органами местного самоуправления Товарковского сельского округа, а в настоящее время - органами местного самоуправления муниципального образования "Товарковское".
В частности, разрешение на резку деревьев в микрорайоне совхоза "Товарковский" выдавалось исполкомом Товарковского сельского Совета народных депутатов (решение от 01.11.1983 г. N П-16-46); решение о принятии экстренных мер по завершению работ и осуществлении пуска коммунальных услуг в дома микрорайона совхоза "Товарковский" принималось исполкомом Товарковского сельского Совета народных депутатов (решение от 20.11.1986 г. N 13-43); земельные участки в микрорайоне совхоза "Товарковский" предоставлялись гражданам для строительства гаражей (решение от 18.04.1991 г. N 4-4). ведения личного подсобного хозяйства (решение от 06.07.1992 г. N 20) администрацией Товарковского сельского Совета народных депутатов, что видно из свидетельств о праве собственности на землю.
Регистрация договоров передачи квартир жилых домов N 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" от СПК "Товарковский" в собственность граждан производилась администрацией Товарковского сельского округа, что подтверждается выданными ею свидетельствами, в частности, от 31.07.2001 г. N 42.
Начиная с 1977 года регистрация актов гражданского состояния жителей микрорайона совхоза "Товарковский", совершение нотариальных действий (удостоверение договоров, завещаний жителей микрорайона и т.п.) производились местными органами власти и управления села Товарково.
При осуществлении Всероссийской переписи населения в октябре 2002 года жители микрорайона совхоза "Товарковский" учитывались как сельское население.
Решением Собрания представителей муниципального образования Богородицкий район от 27.10.2005 г. N 49-479 на администрацию Товарковского сельского округа была возложена обязанность по передаче в собственность оборудования для индивидуального отопления гражданам, проживающим в домах N 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" села Товарково.
В конце 2007 года неприватизированные квартиры жилых домов микрорайона совхоза "Товарковский", а также расположенная в селе Товарково канализационная насосная станция, обслуживающая эти дома, приняты в муниципальную собственность муниципального образования Товарковское.
Местные налоги (земельный, на имущество физических лиц) уплачиваются заявителями в бюджет муниципального образования Товарковское.
Жители домов N 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" с момента их заселения и на протяжении всего периода участвовали в выборах местных органов государственной власти - Товарковского сельского Совета депутатов трудящихся, Товарковского сельского Совета народных депутатов, а в дальнейшем - органов местного самоуправления Товарковского сельского округа, органов местного самоуправления муниципального образования Товарковское.
В частности, как видно из постановления избирательной комиссии муниципального образования Богородицкий район от 22.06.2005 года N 2-1, а также решения Собрания депутатов муниципального образования Товарковское от 14.11.2008 года N 27-122 и постановления администрации муниципального образования Товарковское от 29.12.2008 г. N 47, территория микрорайона ПСК "Товарковский" соответственно входила в Левинский избирательный округ и в избирательный участок N 153, и жители микрорайона, как избиратели данного округа и указанного избирательного участка, принимали участие в выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования Товарковское в октябре 2005 года и марте 2009 года.
В выборах местных органов власти и органов местного самоуправления рабочего поселка Товарковский жители микрорайона совхоза "Товарковский" никогда не участвовали, поскольку не являлись их избирателями, что видно, в частности, из того же постановления избирательной комиссии муниципального образования Богородицкий район от 22.06.2005 года N 2-1, решения Собрания депутатов муниципальное образование рабочий поселок Товарковский от 26.09.2008 года N 33-110 и постановления администрации муниципального образования рабочий поселок Товарковский от 22.12.2008 г. N 56.
Местные органы власти и самоуправления рабочего поселка Товарковский никогда не осуществляли управление территорией микрорайона совхоза "Товарковский" и не решали вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения данной территории.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются, помимо вышеперечисленных доказательств, объяснениями заявителей, представителей администрации муниципального образования Товарковское и администрации муниципального образования рабочий поселок Товарковский; представителями других заинтересованных лиц не оспаривались и ничем по делу не опровергнуты.
Таким образом, место проживания заявителей - микрорайон совхоза "Товарковский", с момента заселения жилого дома N 1, то есть, начиная с 1977 года и на протяжении многих лет относился и до настоящего времени относится к территории, на которой управление осуществлялось сначала органами государственной власти села Товарково, а с введением местного самоуправления на территории Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления села Товарково (единый бюджет, выборные органы, регистрация места жительства, недвижимости, актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий и т.п.); жители микрорайона совхоза "Товарковский", как жители села Товарково, участвовали в выборах депутатов Товарковского сельского Совета, впоследствии - Собрания депутатов муниципального образования Товарковское; до настоящего времени платят местные налоги в бюджет муниципального образования Товарковское.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что территория села Товарково и соответственно сельского поселения - муниципального образования Товарковское исторически сложилась в границах с учетом территории микрорайона совхоза "Товарковский".
Однако, при установлении границ муниципального образования Товарковское и муниципального образования рабочий поселок Товарковский законодатель Тульской области в нарушение указанных выше норм Федерального закона разделил исторически сложившиеся земли населенного пункта село Товарково, не включив их часть, а именно микрорайон совхоза "Товарковский" с расположенными в нем жилыми домами N 1, 2, 3, в состав сельского поселения Товарковское, а отнес их к территории муниципального образования рабочий поселок Товарковский.
При установленных вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии Закона Тульской области от 14.03.2005 года N 555-ЗТО в оспариваемой части федеральному законодательству и считает, что оспариваемый Закон области нарушает права заявителей, поскольку они лишаются социальных льгот, установленных для сельского населения, а также нарушает их право на осуществление местного самоуправления через избранных ими представителей в Собрание депутатов муниципального образования Товарковское.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По приведенным мотивам и на основании вышеуказанных норм материального и процессуального права заявление жителей микрорайона совхоза "Товарковский" села Товарково подлежит удовлетворению.
Утверждение представителей заинтересованных лиц - администрации муниципального образования рабочий поселок Товарковский Телышевой Н.В. и Тульской областной Думы Крючковой И.Н. о том, что изначально адресом жилых домов N 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" являлся рабочий поселок Товарковский, впоследствии на основании справки администрации Товарковского сельского округа от 28.04.2000 г., исправленный на село Товарково, что, по их мнению, следует из технических паспортов на указанные жилые дома, является несостоятельным, поскольку опровергается совокупностью вышеуказанных доказательств, в том числе объяснениями заявителей о том, что никогда в адресе их места жительства и регистрации не указывался рабочий поселок Товарковский; а также содержащимися в паспортах сведениями об их регистрации с 1977 г. и с 1986 г.; договором найма жилого помещения на имя Майоровой Л.В. от 25.08.1986 г., удостоверениями от 1996 года на имя Борониной Т.И. и Майоровой Л.В. о льготах, а то обстоятельство, что технические паспорта на жилые дома N 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" были составлены позднее - соответственно в 1986, 1999 и 1997 годах, напротив, свидетельствует о том, что при их составлении была допущена ошибка в указании населенного пункта и впоследствии устранена путем исправления записи "рабочий поселок Товарковский" на "село Товарково".
Ссылка тех же представителей заинтересованных лиц на то, что земельный участок под строительство жилых домов микрорайона совхоза "Товарковский" был выделен из земель рабочего поселка и согласно картографическим материалам 1992 - 1993 гг. микрорайон совхоза "Товарковский" территориально относится к рабочему поселку Товарковский при установленных судом приведенных выше обстоятельствах не имеет правового значения.
Так, согласно справкам Богородицкого территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тульской области от 22.05.2009 г. N 792, Отдела по вопросам строительства и архитектуры администрации муниципального образования Богородицкий район от 12.05.2009 г. N 12/5, муниципального архива администрации муниципального образования Богородицкий район от 22.05.2009 г. N 149, администрации муниципального образования Богородицкий район от 10.06.2009 г. N 2803 генеральные планы рабочего поселка Товарковский и села Товарково не утверждались и до настоящего времени не утверждены; карта об административно-территориальном делении Богородицкого района до принятия оспариваемого Закона отсутствовала.
Данные обстоятельства подтвердила в судебном заседании также и привлеченный к участию в деле специалист Богородицкого территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тульской области Пашкевич В.В.
Судом с помощью специалиста Пашкевич В.В. исследованы карта рабочего поселка Товарковский и карта землеустройства совхоза "Товарковский" села Товарково, изготовленные Всесоюзным институтом сельскохозяйственной аэрофотосъемки и геодезии в 1991 году и зарегистрированные в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Богородицкого района соответственно 02.06.1993 г. под инвентарным номером N 133-2 и 26.05.1992 г. под инвентарным номером N 126-3, и установлено, что данные картографические материалы были изготовлены в связи с проведением земельной реформы с целью балансового учета земель, и, кроме того, карта-план в виде проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Товарковский" Богородицкого района Тульской области, утвержденная решением исполкома Богородицкого районного Совета народных депутатов от 13.03.1979 года N 4-53, которая также является картой сельскохозяйственного землепользования. Поэтому отражение в указанных картографических материалах расположения жилых домов N 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский" на землях рабочего поселка Товарковский не может свидетельствовать об административном подчинении территории данного микрорайона органам управления рабочего поселка, поскольку осуществление местного управления не связано непосредственно с балансовым учетом земель.
Доводы представителей заинтересованных лиц - администрации муниципального образования рабочий поселок Товарковский Телышевой Н.В. и Тульской областной Думы Крючковой И.Н. о том, что территория микрорайона совхоза "Товарковский" окружена со всех сторон землями муниципального образования рабочий поселок Товарковский и не имеет общих границ с муниципальным образованием Товарковское, а потому не может быть включена в черту муниципального образования Товарковское, не основан на нормах действующего законодательства. Из подпункта 14 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ следует, что территория муниципального образования одного уровня не может входить в территорию другого муниципального образования того же уровня. Вместе с тем, запрета на то, что территория муниципального образования одного уровня (его часть) не может располагаться в границах другого муниципального образования того же уровня, нормы указанного Федерального закона не содержат.
Довод представителя Тульской областной Думы Крючковой И.Н. о том, что оспариваемым Законом области село Товарково и рабочий поселок Товарковский впервые были наделены статусом сельского и городского поселения и впервые определены их границы в составе Богородицкого муниципального района, в связи с чем оснований считать, что произошло изменение границ указанных муниципальных образований, а равно преобразование, не имеется, суд полагает правильным, поскольку таким статусом ранее они не обладали, а ссылку заявителей на изменение без согласия населения границ поселений - соответственно необоснованной. Однако данный довод заинтересованного лица не может повлиять на вывод суда об удовлетворении заявленных требований при наличии к тому иных правовых оснований, приведенных выше. При разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд в силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Ссылку представителя Тульской областной Думы Крючковой И.Н. на то, что Собрания депутатов муниципальных образований Товарковское и рабочий поселок Товарковский в соответствии с постановлением губернатора Тульской области от 12.11.2007 года N 88-пг согласовали границы своих муниципальных образований в том виде, как установлено Законом области от 14.03.2005 г. N 555-ЗТО, суд считает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство имело место после принятия оспариваемого Закона.
Факты, установленные решениями Богородицкого городского суда Тульской области от 24.11.2008 года по делу об оспаривании постановления главы муниципального образования Товарковское N 60 от 29.11.2007 года "О принятии жилищного фонда социального использования СПК "Товарковский" и от 06.03.2009 года по делу об установлении факта территориального расположения жилых домов 1, 2, 3 микрорайона совхоза "Товарковский", в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ преюдициального значения для разрешения данного дела не имеют.
Удовлетворяя требования заявителей, суд считает, что Закон Тульской области от 14.03.2005 года N 555-ЗТО должен быть признан недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он действовал в течение длительного времени - более четырех лет и на основании его норм были реализованы права граждан и организаций.
На основании статьи 88, части 1 статьи 103 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с заинтересованного лица - Тульской областной Думы, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 2000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Земляковой Лидии Ивановны, Мячиковой Ольги Викторовны, Борониной Татьяны Ильиничны, Штраух Надежды Ивановны, Майоровой Людмилы Викторовны, Шириной Елены Александровны, Шевченко Алексея Григорьевича, Квасниковой Анны Михайловны, Тарасовой Анны Митрофановны об оспаривании в части Закона Тульской области от 14 марта 2005 года N 555-ЗТО "О переименовании муниципального образования "город Богородицк и Богородицкий район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Богородицкого района Тульской области" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Тульской области от 14 марта 2005 года N 555-ЗТО "О переименовании муниципального образования "город Богородицк и Богородицкий район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Богородицкого района Тульской области" в части исключения территории, занятой жилыми домами N 1, N 2, N 3 микрорайона совхоза "Товарковский", из территории, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области в части, касающейся установления границ муниципального образования, и включения территории, занятой жилыми домами N 1, N 2, N 3 микрорайона совхоза "Товарковский", в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления муниципального образования рабочий поселок Товарковский Богородицкого района Тульской области в части, касающейся установления границ муниципального образования, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение о настоящем решении суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тульские известия".
Взыскать с Тульской областной Думы государственную пошлину в доход государства в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.Д.Жуган |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 11 июня 2009 г. по делу N 3-27/2009
Текст решения размещен на официальном сайте Тульского областного суда в сети Internet http://www.oblsud.tula.sudrf.ru