Постановление Администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района
от 30 июля 2010 г. N 50/1
"Об утверждении и введении в действие муниципальной целевой Программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в
муниципальных учреждениях муниципального образования
рабочий поселок Дубна Дубенского района на 2010-2012 годы"
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района, администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие муниципальную целевую Программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района на 2010-2012 годы".
2. Контроль над исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
3. Главному специалисту делопроизводства администрации муниципального образования муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района (Бирюкова-Александрова В.Я.) опубликовать настоящее постановление в районной газете "Наследие".
4. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
И.о. главы администрации Дубенского района |
О.Е.Родионов |
Муниципальная целевая программа муниципального образования
рабочий поселок Дубна Дубенского района "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального
образования рабочий поселок Дубна Дубенского района на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением администрации муниципального образования
рабочий поселок Дубна Дубенского района от 30.07.2010 года N 50/1)
Муниципальная долгосрочная целевая программа МО рабочий поселок Дубна Дубенского района "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района на 2010-2012 годы"
Паспорт муниципальной целевой программы муниципального образования
рабочий поселок Дубна Дубенского района "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального
образования рабочий поселок Дубна Дубенского района на 2010-2012 годы"
Наименование программы |
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района на 2010-2012 годы". |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района. |
Основные разработ-чики Программы |
Сектор экономики и финансов администрации рабочий поселок Дубна Дубенского района |
Цели и задачи Программы |
Цель программы - снижение расходов поселкового бюджета на энергоснабжение муниципальных зданий за счет рационального использования всех энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования. Задачи программы: - уменьшение потребления энергии и связанных с этим затрат в среднем на 3 % ежегодно по учреждениям с наиболее высокими показателями энергоемкости; - совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов муниципальными учреждениями; - внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий) в муниципальных зданиях; - повышение уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010-2012 годы. Программа реализуется в два этапа: первый этап - 2010-2011 годы второй этап - 2011-2012 годы. |
Основные мероприятия Программы |
- разработка проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий; - проведение энергомониторинга использования тепловой и электрической энергии в муниципальных зданиях; - разработка нормативных документов по энергоэффективности; - проведение конкурсов на право заключения контрактов, направленных на рациональное использование энергоресурсов; - разработка типового Положения о материальном стимулировании работников муниципальных учреждений за экономию энергетических ресурсов; - модернизация систем освещения помещений, зданий муниципальных учреждений; - проектирование и монтаж узлов учета отопления и холодного водоснабжения. |
Исполнители Программы |
Администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района. |
Объемы и источни- ки финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы из бюджета муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района составляет 400 000 рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- повышение заинтересованности в энергосбережении; - сокращение расходов за тепловую и электрическую энергию в муниципальных учреждениях; - экономия потребления воды в муниципальных учреждениях. |
Целевые индикато- ры и показатели Программы |
Удельное потребление энергии в зданиях муниципальных учреждений, в которых планируются энергосберегающие мероприятия: 2010 - 236 кВт*ч/кВ.м. год. 2011 - 227 кВт*ч/кВ.м. год. 2012 - 200 кВт*ч/кВ.м. год. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляют: - администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района. - Контроль за Программой включает в себя периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании финансовых средств. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время экономика и бюджетная сфера муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию, руб./Гкал:
год |
Тарифы, руб./Гкал |
Рост, % |
2005 |
670,4 |
- |
2006 |
750,9 |
12,0 |
2007 |
936,6 |
24,7 |
2008 |
1098 |
17,2 |
2009 |
1318 |
20,0 |
Основным источником обеспечения объектов поселка электрической энергией является ОАО "Тульская сбытовая компания".
Тарифы на электрическую энергию:
год |
Тарифы, руб./кВт. ч |
Рост, % |
2005 |
1,94 |
- |
2006 |
2,15 |
10,8 |
2007 |
2,55 |
18,6 |
2008 |
2,86 |
12,1 |
2009 |
3,69 |
29,0 |
Рост тарифа на электроэнергию в 2010 году на 25% к 2009 году.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат районного бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные учреждения (далее - муниципальные здания), и как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению Администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
На январь 2010 года перечень муниципальных зданий включал 3 объекта с охватываемой отапливаемой площадью 1875,3 квадратных метров.
N п/п |
Объекты |
Кол-во объектов |
Отапливаемая площадь, кв.м. |
Годовое потребление энергии, кВт/год |
1 |
МУК "ДПБ" |
1 |
552,7 |
14300 |
2 |
МУК "ЦКиД" |
1 |
1145,4 |
16800 |
3 |
Администрация |
1 |
177,2 |
1932 |
4 |
Всего |
3 |
1875,3 |
33032 |
Муниципальные здания находятся в оперативном управлении муниципальных учреждений. В условиях роста стоимости энергоресурсов, дефицита поселкового бюджета, экономического кризиса, крайне важным становится обеспечение эффективного использования энергоресурсов в муниципальных зданиях.
Основными недостатками деятельности учреждений в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, выявленными при проведении энергетических обследований, являются:
- потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;
- недостаточный контроль соответствующих служб (как ответственных за эксплуатацию здания, так и энергоснабжающих организаций) за соблюдением необходимых параметров работы систем.
В результате в муниципальных зданиях наблюдаются потери тепла и неэффективная теплоотдача отопительных приборов. Главными недостатками являются потери тепловой энергии и увеличение расходов на теплоснабжение. Во многих зданиях остается устаревшая система освещения помещений с лампами накаливания, что приводит к большому расходу электроэнергии. Внутренние системы теплоснабжения физически и морально устарели, не удовлетворяют потребностям учреждений.
Затраты на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений превышают сумму 28 млн. руб. в год. При этом, примерно 20% этих затрат являются следствием отсутствия эффективных методов использования ресурсов и эффективного управления потреблением энергии.
В числе основных причин, по которым энергосбережение муниципальных зданий выходит на первый план, является необходимость:
- снижения расходов районного бюджета на оплату коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению, поддержание систем теплоснабжения в рабочем состоянии;
- снижения экологической напряженности, связанной с развитием энергетики;
- улучшения микроклимата в муниципальных зданиях;
- уменьшения роста затрат на коммунальные услуги в муниципальных учреждениях при неизбежном увеличении тарифов.
В муниципальном образовании рабочий поселок Дубна Дубенского района предполагаемый потенциал энергосбережения составляет порядка 15%. В настоящее время капитальный ремонт и реконструкция муниципальных зданий осуществляется без учета влияния данных работ по энергопотреблению. По-прежнему основу необходимости проведения этих работ определяют предписания надзорных органов. Сложившаяся система контроля за потреблением услуг в муниципальных учреждениях не стимулирует их работников к обеспечению режима энергосбережения. Зачастую при выборе оборудования и приборов систем тепло-, электро- и водоснабжения превалирует только их стоимость. Персонал зданий в большинстве случаев не имеет должной квалификации, что становится причиной сбоев в их работе, преждевременному выходу оборудования из строя.
Процесс энергосбережения можно обеспечить программно-целевым методом. Наибольший и быстрый эффект могут дать мероприятия по установке современных автоматизированных систем тепло- и энергоснабжения. Окупаемость данных мероприятий составляет 5-6 лет в зависимости от типа и объема зданий. Вместе с тем, данные мероприятия необходимо проводить параллельно с подготовкой обслуживающего персонала или передачи их на обслуживание энергосервисным организациям.
Без надлежащей эксплуатации дорогостоящее оборудование будет выходить их строя, что потребует дополнительных бюджетных средств. При разработке проектов реконструкции и модернизации инженерного оборудования муниципальных зданий необходимо обеспечить унификацию оборудования, что позволит обеспечить оптовые закупки запасных частей к нему и снизить их стоимость.
Процесс по повышению энергоэффективности в муниципальных зданиях должен иметь постоянный характер, а не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями.
II. Цели и задачи целевой программы
Главная цель целевой программы - снижение расходов поселкового бюджета на энергоснабжение муниципальных зданий за счет рационального использования всех энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- уменьшение потребления энергии и связанных с этим затрат в среднем на 15-20 процентов;
- совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов муниципальными учреждениями;
- внедрение энергоэффективных устройств (оборудования и технологий) в муниципальных зданиях;
- повышения уровня компетентности работников муниципальных учреждений в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов.
III. Сроки реализации целевой программы
Реализация мероприятий целевой Программы предусмотрена в период с 2010 по 2012 год и осуществляется в два этапа.
Первый этап (2010-2011 годы) программы включает в себя:
- организацию постоянного энергомониторинга муниципальных зданий;
- создание базы данных по всем муниципальным зданиям;
- проведение энергоаудита наиболее энергозатратных зданий муниципальных учреждений;
- обучение сотрудников муниципальных учреждений по системе энергомониторинга зданий;
- проведение капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий и их инженерных систем с учетом результатов энергоаудита;
- разработку типового Положения о материальном стимулировании работников муниципальных учреждений за экономию энергетических ресурсов.
Второй этап (2011-2012 годы) включает в себя:
- организацию постоянного энергомониторинга муниципальных зданий;
- проведение энергоаудита наиболее энергозатратных зданий муниципальных учреждений;
- увеличение объемов капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий и их инженерных систем;
- проведение конкурсов на право заключения контрактов, направленных на рациональное использование энергоресурсов;
- переход освещения на энергосберегающие лампы освещения и сенсорные приборы включения.
По итогам второго этапа реализации целевой программы к 2012 году среднее удельное потребление в зданиях муниципальных учреждений, где реализованы мероприятия, должно снизиться не менее чем на 20% к уровню 2009 года.
IV. Система программных мероприятий
Программа включает реализацию следующих мероприятий:
4.1. проведение энергоаудита муниципальных зданий, включаемых в программу энергоэффективности.
Данное мероприятие предусматривает детальное обследование муниципальных зданий с целью выявления потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выработке мер по его реализации. В этих целях предварительно проводится первоначальный осмотр зданий и выявление реальной возможности реализовать энергосберегающие мероприятия, а также предварительная технико-экономическая оценка и затем создается перечень данных по всем муниципальным зданиям поселка.
Информация подразделяется на две группы данных:
- начальная (базовая) инфомация об объекте, которая является относительно постоянной и характеризует основные строительно-конструктивные качества здания, его техническое оборудование и энергоснабжение;
- переменная информация, связанная с изменениями уровней потребления энергии в зависимости от периода времени, используемых технологий.
Перечень данных заполняется на основании технических паспортов и информации, предоставленной руководителями учреждений, что позволяет произвести анализ энергопотребления и представить отчеты по всей информации и обо всех объектах.
Стандартные отчеты охватывают:
- описание зданий (данные о площадях, конструкции, сооружениях и источниках теплоснабжения здания);
- список объектов (разделяются на сектора, целевые группы);
- объекты и пользователи (объединяются по целевым группам в целом);
- суммарные расходы (потребление энергии в кВт*ч, и стоимости для временных периодов отобранного года, квартала и целевой группы);
- потребление энергии объектами в кВт*ч по годам (краткий обзор потребления энергии по отобранным объектам в кВт*ч в течение всех введенных в базу лет);
- удельные расходы (полное потребление объектами энергии в кВт*ч, удельное потребление в кВтч/м и стоимость платежных периодов для отобранных объектов в течение одного года);
- тип теплоснабжения и потребления (полный обзор типов отопления и источников теплоснабжения в зданиях, разделенный по целевым группам).
Специализированные отчеты охватывают следующую информацию об объектах:
- дата постройки;
- удельные расходы на отопление;
- по режиму эксплуатации здания (список объектов с указанным циклом эксплуатации - весь год или сезонный (лето или зима);
- по виду технической системы (список объектов выбранных по типу технических систем (отопление, вентиляция и т.д.);
- работа, проводимая на объектах по повышению энергоэффективности (список объектов с продолжающимся или законченным выполнением мероприятий по энергоэффективности, с описанием энергосберегающих мероприятий).
Анализ перечня данных позволяет выбрать здания с наибольшим удельным потреблением и стать первым звеном в системе отбора объектов для энергоаудита и планирования последующей реализации энергосберегающих проектов в рамках выделенного финансирования. Все определенные в ходе энергоаудита энергосберегающие мероприятия со сроком окупаемости не более 5 лет реализуются в первоочередном порядке. Отбор организаций для осуществления энергоаудита производится на конкурсной основе.
4.2. Разработка проектно-сметной документации, проведение капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий.
Данными мероприятиями предусматривается выполнение в муниципальных зданиях следующих работ: замена окон, дверей, теплогидроизоляция трубопроводов, установка автоматизированных тепловых узлов, ремонт ограждающих конструкций, систем электроснабжения и освещения в зданиях, реконструкция систем теплоснабжения и тепловых узлов в зданиях и др.
4.3. Проведение энергомониторинга использования тепловой и электрической энергии в зданиях муниципальных учреждений.
Создание системы энергомониторинга необходимо по следующим обстоятельствам. В результате реализации энергосберегающих мероприятий энергопотребление в зданиях снижается до уровня, рассчитанного при энергоаудите, и остается на данном уровне в течение некоторого времени. Как показывает опыт реализации многих проектов, через несколько лет энергопотребление снова начинает расти. Через 3-5 лет энергопотребление иногда возвращается к тому же уровню, как и до реализации энергосберегающих мер. Аналогичные тенденции имели место и в новых зданиях. Чтобы избежать этого, требуется вести постоянный мониторинг энергопотребления. Энергомониторинг доказал, что он не только полезный инструмент после реализации проекта по энергоэффективности, но и в течение всего срока эксплуатации здания. Международный опыт внедрения энергомониторинга как отдельной меры показывает, что достигаемая экономия энергии и воды составляет от 5 до 15% от уровня их потребления.
4.4. Разработка системы профессиональной эксплуатации и технического обслуживания муниципальных зданий.
Существующая система эксплуатации и технического обслуживания муниципальных зданий далека от совершенства и не позволяет поддерживать его конструкции и инженерные системы на должном уровне, что также влияет на эффективность использования энергии в самих зданиях. Для обеспечения надлежащей их эксплуатации в течение срока службы и для минимизации расходов на эксплуатацию, обслуживание и ремонт необходимо разработать правильные режимы, точно определяющие обслуживание на требуемом уровне для различных систем и частей здания. Требуемый уровень должен соответствовать государственным правилам, техническим стандартам и конкретным дополнительным требованиям со стороны владельца зданий. Эксплуатацией и обслуживанием зданий должен заниматься квалифицированный и обученный персонал, ответственный за реализацию всех согласованных режимов и предоставление текущей отчетности и принятие решений в случае возможных отклонений.
В рамках Программы планируется разработка системы профессиональной эксплуатации и технического обслуживания зданий, обучение обслуживающего персонала учреждений бюджетной сферы и проведение конкурсов на право заключения договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов.
4.5. Разработка следующих нормативных документов по энергоэффективности и энергосбережению:
- Положение о порядке отбора объектов для реализации энергосберегающих мероприятий;
- Положение об установлении долгосрочных лимитов потребления энергоресурсов;
- Положение об оценке эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и потенциала энергосбережения;
- Положение об учете экономии средств от проведения энергосберегающих мероприятий по целевой программе при планировании;
- проведение конкурсов на право заключения договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов;
- разработка типового Положения о материальном стимулировании работников муниципальных учреждений за экономию энергетических ресурсов;
- модернизация систем освещения помещений, зданий муниципальных учреждений;
Мероприятия предусматривают переход освещения зданий муниципальных учреждений с обычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы, установку сенсорных систем включения освещения.
Мероприятия программы подлежат уточнению:
- по результатам проведенного энергоаудита муниципальных зданий, включенных в программу и на основании проектно-сметной документации, указываются виды и стоимость проводимых работ, приобретаемого оборудования, а также наименования муниципальных учреждений, в которых будут проводиться данные мероприятия программы;
- при получении экономии средств поселкового бюджета при реализации программы, в том числе в результате экономии энергоресурсов.
Перечень программных мероприятий с указанием объемов финансирования, заказчиков целевой программы и сроков приведен в приложении N 1*.
V. Ресурсное обеспечение целевой программы
Финансовое обеспечение мероприятий целевой программы осуществляется за счет средств районного бюджета и бюджетов поселений.
К реализации мероприятий могут привлекаться средства областного и федерального бюджетов в рамках финансирования областных и федеральных программ по энергосбережению и энергоэффективности и внебюджетные источники.
Общий объем финансирования целевой программы из бюджета составляет 400000 тыс. руб., в т.ч.
2010 год - 75200 тыс. руб
2011 год - 100000 тыс. руб.
2012 год - 115800 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы за счет средств поселкового бюджета носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проектов бюджетов на очередной финансовый год. В связи с дефицитом поселкового бюджета для реализации программы потребуется привлечение средств из других бюджетов (федерального, областного) и внебюджетных источников.
VI. Система управления реализацией целевой программы
Текущее управление реализацией целевой программы осуществляет:
- Администрация муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района.
Заказчики контролируют выполнение программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, направляемых на реализацию программы, осуществляют управление ее исполнителями, готовят ежеквартальные и ежегодные отчеты о реализации целевой программы, ежегодно осуществляют оценку достигнутых целей и эффективности реализации целевой программы.
Главным ответственным лицом за еженедельный контроль энергопотребления и реализацию энергосберегающих мероприятий является руководитель муниципального учреждения, эксплуатирующего помещения.
VII. Оценка эффективности реализации целевой программы
При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть достигнуты конкретные результаты:
- экономия энергоресурсов и средств поселкового бюджета по каждому муниципальному зданию, вошедшему в программу, не менее 20%;
- обеспечение нормальных климатических условий во всех муниципальных зданиях;
- сокращение бюджетных расходов на тепло- и энергоснабжение муниципальных учреждений;
- повышение заинтересованности в энергосбережении;
- сокращение расходов тепловой и электрической энергии в муниципальных учреждениях;
- экономия потребления воды в муниципальных учреждениях.
Основным целевым показателем (индикатором) по оценке эффективности реализации Программы является удельное потребление энергии в зданиях муниципальных учреждений, в которых осуществлены мероприятия:
2010 - 236 кВт*/кВ.м. год.
2011 - 227 кВт*/кВ.м. год.
2012 - 190 кВт*/кВ.м. год.
Экономия электроэнергии, тепловой энергии, воды планируется в виде разницы между прогнозируемым потреблением без реализации энергосберегающих мероприятий и потреблением электроэнергии, тепловой энергии, воды с учетом реализации энергосберегающих мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района от 30 июля 2010 г. N 50/1 "Об утверждении и введении в действие муниципальной целевой Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях муниципального образования рабочий поселок Дубна Дубенского района на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Наследие" от 3 сентября 2010 г. N 35