Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Собрания депутатов
муниципального образования
Иевлевское Богородицкого района
от 15 декабря 2010 г. N 17-57
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов (их проектов) органов местного
самоуправления муниципального образования Иевлевское Богородицкого района
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), разрабатываемых органами местного самоуправления муниципального образования Иевлевское Богородицкого района (далее - ОМСУ), и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Для целей настоящего порядка используются следующие основные термины и понятия:
а) муниципальный нормативный правовой акт - это правовой акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами;
б) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов их проектов - деятельность, направленная на выявление в тексте нормативно правового акта или его проекта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности и разработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных действий;
в) коррупциогенные факторы - это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
г) коррупциогенность - закрепленный в нормативном правовом акте или его проекте механизм правового регулирования, создающий условия для возникновения коррупциогенных действий и (или) решений субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей.
1.2. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) являются:
а) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (их проектов);
б) оценка муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
в) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (их проектов);
г) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов (их проектов);
д) сотрудничество органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти в области юстиции, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти Тульской области, а также их должностными лицами (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (их проектов).
2. Антикоррупционная экспертиза
2.1. Экспертиза на предмет коррупциогенности муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
2.2. При проведении анализа правоприменения и мониторинга действующих муниципальных нормативных правовых актов, а также в случае внесения изменений в такие акты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проводится антикоррупционная экспертиза.
2.3. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов.
2.4. Обязательная антикоррупционная экспертиза на предмет коррупциогенности муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) ОМСУ проводится комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) ОМСУ (далее - комиссией).
2.5. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов:
2.5.1. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта обеспечивает возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта, за исключением проекта муниципального нормативного правового акта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2.5.2. Для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает на официальном сайте муниципального образования Богородицкий район в сети Интернет проект муниципального нормативного правового акта и информационное сообщение по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2.5.3. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность органом, осуществляющим независимую антикоррупционную экспертизу, составляется экспертное заключение.
2.5.4. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
2.5.5. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляется инициатором проведения независимой антикоррупционной экспертизы в ОМСУ по почте или курьерским способом, либо в виде электронного документа.
2.5.6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению комиссией совместно с проведением обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.5.7. Положения проекта муниципального нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, устраняются на стадии доработки проекта муниципального нормативного правового акта разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта с учетом мнения комиссии.
2.5.8. В случае несогласия с результатами независимой антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте муниципального нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, комиссия прикладывает к проекту муниципального нормативного правового акта письменное обоснование своего несогласия.
2.5.9. По результатам рассмотрения заключения независимой антикоррупционной экспертизы инициатору проведения независимой антикоррупционной экспертизы не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента поступления заключения независимой антикоррупционной экспертизы в ОМСУ направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов. Исполнителем по данному ответу является разработчик проекта муниципального нормативного правового акта с учетом заключения, выданного комиссией по результатам обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.5.10. Срок приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляет 7 (семь) рабочих дней после даты размещения проекта муниципального нормативного правового акта в сети Интернет для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
2.6. Обязательная антикоррупционная экспертиза - экспертиза на коррупциогенность проектов муниципальных нормативных правовых актов ОМСУ, проводимая комиссией муниципального образования:
2.6.1. Комиссией осуществляется экспертиза на коррупциогенность при проведении правовой экспертизы всех проектов муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых ОМСУ.
2.6.2. Проект муниципального нормативного правового акта по истечении 7 (семи) рабочих дней после даты его размещения в сети Интернет для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы направляется разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в комиссию для проведения обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.6.3. К проекту муниципального нормативного правового акта прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой антикоррупционной экспертизы.
2.6.4. При поступлении проекта муниципального нормативного правового акта на обязательную антикоррупционную экспертизу к нему прилагается справка, содержащая сведения о размещении в сети Интернет проекта муниципального нормативного правового акта с целью обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы, сведения о наличии заключений независимой антикоррупционной экспертизы, поступивших в ОМСУ, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и заключения независимой антикоррупционной экспертизы.
2.6.5. Срок проведения обязательной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта комиссией не может превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления проекта муниципального нормативного правового акта в комиссию для проведения обязательной антикоррупционной экспертизы.
2.6.6. Результаты обязательной антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении, подготавливаемом по итогам правовой экспертизы.
2.6.7. Замечания, изложенные в заключении по результатам осуществления экспертизы на коррупциогенность, о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, должны учитываться разработчиками проекта муниципального нормативного правового акта.
2.6.8. Положения проекта муниципального правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении обязательной антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта муниципального правового акта разработчиком проекта муниципального правового акта.
В случае получения от комиссии заключения по результатам осуществления экспертизы на коррупциогенность проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в его тексте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик проекта муниципального нормативного правового акта в течение 3 (трех) рабочих дней устраняет замечания, изложенные в указанном заключении, и представляет проект муниципального нормативного правового акта на повторное согласование в комиссию. В данном случае срок повторного согласования проекта муниципального нормативного правового акта не может превышать 2 (двух) рабочих дней.
2.7. Поступающие в ОМСУ требования и заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры и заключения Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области подлежат обязательному рассмотрению ОМСУ.
При рассмотрении требований и заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы органов прокуратуры и заключений Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области участие комиссии обязательно.
2.8. Антикоррупционная экспертиза ранее принятых муниципальных нормативных правовых актов:
2.8.1. Экспертиза на коррупциогенность ранее принятых муниципальных нормативных правовых актов ОМСУ муниципального образования организуется и проводится по графику антикоррупционной экспертизы ранее принятых муниципальных нормативных правовых актов (далее - график) комиссией.
2.8.2. График один раз в 6 (шесть) месяцев утверждается главой муниципального образования по представлению председателя комиссии.
Проект графика разрабатывается комиссией.
Муниципальные нормативные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
- информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций;
- предложений заинтересованных организаций о проведении независимой антикоррупционной экспертизы.
2.8.3. Графиком определяются члены комиссии, ответственные за проведение антикоррупционной экспертизы документов, включенных в график муниципальных нормативных правовых актов.
2.8.4. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы ранее принятых муниципальных нормативных правовых актов составляется одно из следующих заключений:
- об отсутствии в муниципальном нормативном правовом акте типичных и иных коррупционных факторов;
- о необходимости отменить муниципальный нормативный правовой акт;
- о необходимости внести изменения или дополнения в муниципальный нормативный правовой акт.
2.8.5. Заключение, указанное в пункте 2.8.4 настоящего Порядка, направляется с сопроводительным письмом на имя главы муниципального образования.
2.9. В случае наличия разногласий по устранению выявленных комиссией коррупциогенных факторов, нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта) с приложенными замечаниями направляется разработчиком в Богородицкую межрайонную прокуратуру.
2.10. Принятые нормативные правовые акты направляются старшим делопроизводителем администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района в Богородицкую межрайонную прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы в течение трех дней со дня регистрации нормативного правового акта.
3. Коррупциогенные факторы
3.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
3.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление не устоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
<< Назад |
Приложение 1. >> Информационное сообщение |
|
Содержание Решение Собрания депутатов муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области от 15 декабря 2010... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.