Решение Арбитражного суда Тульской области от 23 июля 2009 г. N А68-2976/09
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи |
Пестрецовой Н.М., |
судей |
Андреевой Е.В., Рыжиковой Н.А., |
протокол ведет секретарь судебного заседания |
Радевич Н.М., |
рассмотрел дело по заявлению ООО "Эксэл" к Собранию представителей муниципального образования Веневский район,
третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области; Студенецкая сельская администрация;
о признании не действующим в части пункта 1.2.3 решения Собрания представителей муниципального образования Веневский район от 26.12.2007 N 22/184 "Об установлении базовых размеров арендной платы за землю",
при участии в заседании представителей:
заявителя - Медведева И.B., по доверенности;
Собрания представителей муниципального образования Веневский район - не явились, извещены;
Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области - Печурина Е.Ф., по доверенности;
Студенецкой сельской администрации - не явились, извещались;
Прокурора - Лазукина О.Г., удостоверение N 168444.
ООО "Эксэл" (с учетом уточнения заявленных требований от 23.06.2008) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать не действующим в части пункт 1.2.3 решения Собрания представителей муниципального образования Веневский район от 26.12.2007 N 22/184 "Об установлении базовых ставок размеров арендной платы", при этом заявитель считает, что принятый нормативный правовой акт не соответствует требованиям Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области".
Ответчик отзыв на заявление не представил, в судебное заседание 16.07.2009 не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен (см. расписку представителя в протоколе судебного заседания от 01.07.2009). В судебном заседании 04.06.2009 представитель ответчика пояснил, что оспариваемое решение было принято без проведения оценки спорного земельного участка в связи с отсутствием в бюджете Веневского района денежных средств на проведение такого вида работ. В судебном заседании 23.06.2009 представитель ответчика пояснил, что правопреемником по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Веневский район, вблизи населенного пункта Улыбышево Студенецкой сельской администрации, общей площадью 13,8 га, с кадастровым номером ТУО:105:1104:0000:0000, от 11.10.1996 N 884 является Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) представил отзыв на заявление от 04.06.2009 N 35-01-16/35, в котором просил удовлетворить заявленные требования.
Определением суда от 04.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Студенецкая сельская администрация, Студенецкая сельская администрация отзыв на заявление не представила, представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена (почтовое уведомление от 02.07.2009 N 789822),
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в рассмотрение настоящего дела вступил прокурор Тульской области в целях обеспечения законности (см. заявление от 30.06.2009 N 8).
Дело в порядке части 2 статьи 194 АПК РФ рассматривается в отсутствие представителей Собрания представителей муниципального образования Веневский район, Студенецкой сельской администрации.
Из представленных доказательств, пояснений лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
Установил:
ТОО "Эксэл" зарегистрировано в качестве юридического лица государственным учреждением "Московская регистрационная палата" 08.06.1993.
30.04.1998 организационно-правовая форма ТОО "Эксэл" изменена на ООО "Эксэл", общество является правопреемником ТОО "Эксэл" по всем его правам и обязанностям (пункты 1, 4 протокола собрания участников ТОО "Эксэл" от 30.04.1998 N 1/1998).
Главой администрации Веневского района Тульской области 25.07.1995 принято постановление N 427 "О предоставлении земельного участка в аренду ТОО "Эксэл" под палаточную базу", которым из земель Студенецкой сельской администрации предоставлен земельный участок общей площадью 13,8 га, в том числе 13,8 га лесных площадей, ТОО "Эксэл" в аренду на 49 лет для организации летнего отдыха (палаточная база), а также для проведения мероприятий по сохранению растительного и животного мира, окружающей среды, улучшения климата, разведения редких видов лесных птиц, без права рубки деревьев.
На основании вышеназванного постановления 11.10.1996 между Студенецкой сельской администрацией и ТОО "Эксэл" сроком на 49 лет заключен договор аренды земельного участка (кадастровый номер ТУО:105:1104:0000:0000), расположенного вблизи населенного пункта Улыбышево Студенецкой сельской администрации, площадью 13,8 га для организации летнего отдыха.
26.12.2007 Собранием представителей муниципального образования Веневский район принято решение от 26.12.2007 N 22/184 "Об установлении базовых размеров арендной платы за землю", в пункте 1.2.3 которого установлены базовые размеры арендной платы в годовом исчислении за земли, предоставляемые для рекреационного назначения, - в размере 2 руб. за 1 кв. м. Оспариваемое решение опубликовано в газете "Красное знамя" 19.01.2008.
Полагая, что пункт 1.2.3 решения не соответствует Закону Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области" и нарушает интересы заявителя по пользованию земельным участком, ООО "Эксэл" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав собранные по делу доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что требования ООО "Эксэл" подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействующим нормативного правового акта необходимо соблюдение двух обязательных условий - несоответствие данного акта закону и нарушение прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 Устава муниципального образования Веневский район, принятого местным референдумом 24.03.1997, в исключительном ведении Собрания представителей муниципального образования Веневский район находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
В силу пункта 3 статьи 46 Устава Собрание представителей муниципального образования устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 48 Устава в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные, валютные фонды, имущество органов местного самоуправления, природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, земли, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, объекты (имущество) государственной собственности, переданные на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, созданная и приобретенная на законных основаниях собственность (пункт 1); Собрание представителей муниципального образования Веневский район устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет администрация муниципального образования Веневский район (пункт 3).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято полномочным органом.
Статьей 7 Закона Тульской области от 12.11.2007 N 898-ЗТО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области" урегулирован порядок определения размера арендной платы при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в собственности области, в аренду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Таким образом, Собрание представителей муниципального образования Веневский район при принятии оспариваемого решения обязано было соблюдать требования Федерального закона N 135-ФЗ в части проведения объекта оценки (земельного участка) при установлении базовых размеров арендной платы в годовом исчислении.
Поскольку судом установлено, что оспариваемый нормативный акт в части пункта 1.2.3 не соответствует статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", он признается судом недействующим на основании части 2 статьи 195 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требования ООО "Эксэл" удовлетворить.
Признать не соответствующим требованиям статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" пункт 1.2.3 решения Собрания представителей муниципального образования Веневский район от 26.12.2007 N 22/184 "Об установлении базовых ставок размеров арендной платы" и не действующим в указанной части.
Возвратить ООО "Эксэл" из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Ставки арендной платы
Председательствующий |
Н.М. Пестрецова |
Судьи |
Н.А. Рыжикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 23 июля 2009 г. N А68-2976/09
Текст решения официально опубликован не был