Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
главы администрации
города Тулы
от 4 мая 2008 г. N 1557
Порядок
разработки и согласования производственной программы
организации коммунального комплекса города Тулы
1. Настоящий Порядок разработки и согласования производственной программы организации коммунального комплекса (далее - Порядок) подготовлен на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в целях:
- формирования инструментария по реализации органами местного самоуправления своих полномочий при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- создания единого методологического подхода по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса.
2. Настоящий Порядок рассматривает вопросы разработки и согласования производственной программы организаций коммунального комплекса по обеспечению производства ими товаров (оказания услуг) в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения и энергообеспечения.
3. Целями разработки производственной программы организации коммунального комплекса (далее - производственная программа) являются:
3.1. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг).
3.2. Планирование мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций коммунального комплекса.
3.3. Формирование финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ.
3.4. Расчет тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
4. Производственные программы в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ разрабатываются организациями коммунального комплекса на период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (регулируемый период).
5. Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования и не может быть менее одного года с учетом положений частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ.
6. При разработке производственных программ на период более 1 года планирование показателей производственной деятельности организаций коммунального комплекса необходимо осуществлять на основании прогноза социально-экономического развития города Тулы и динамики потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При этом для повышения эффективности реализации мероприятий целесообразно разрабатывать среднесрочные (период до трех лет) и долгосрочные (более трех лет) производственные программы.
7. Производственная программа в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ включает:
7.1. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества товаров (оказываемых услуг), производимых организацией коммунального комплекса в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организаций коммунального комплекса.
7.2. План мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Производственные программы организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Обоснование прогнозируемого объема и качества производимых организациями коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) производится с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период.
7.3. В качестве таких показателей должны быть использованы:
7.3.1. В сфере водоснабжения:
- объем производства товаров и услуг (объем выработки воды);
- объем воды, используемой на собственные нужды;
- объем пропущенной воды через очистные сооружения;
- объем отпуска в сеть;
- объем потерь;
- объем реализации товаров и услуг, в том числе по группам потребителей (объем реализации воды).
7.3.2. В сфере водоотведения и очистки сточных вод:
- объем производства товаров и услуг (объем отведенных стоков);
- объем отведенных стоков, пропущенный через очистные сооружения;
- объем реализации товаров и услуг, в том числе по группам потребителей (объем отведенных стоков).
8. Объем производства товаров и услуг определяется следующим образом:
8.1. В сфере водоснабжения - как сумма объемов: реализации воды, потерь, воды, используемой на собственные нужды.
8.2. В сфере водоотведения и очистки сточных вод - как сумма объемов отведенных стоков.
9. Для определения объема воды, используемой на собственные нужды, а также объема потерь устанавливаются соответствующие нормативы.
10. Объем воды (отведенных стоков), пропущенный через очистные сооружения, определяется:
- при наличии приборов учета на очистных сооружениях - исходя из их показаний с учетом фактически сложившихся объемов воды (отведенных стоков), пропущенных через очистные сооружения за 3 года, предшествующих периоду регулирования;
- при отсутствии приборов учета на очистных сооружениях - исходя из установленной мощности соответствующего оборудования. В случае отклонения установленной мощности очистных сооружений от фактической более чем на 20 процентов - по фактической.
11. Объем отпуска в сеть рекомендуется определять:
- при наличии приборов учета на вводах в сеть - исходя из их показаний с учетом фактически сложившихся объемов воды (отведенных стоков), пропущенных через очистные сооружения за 3 года, предшествующих периоду регулирования;
- при отсутствии приборов учета на вводах в сеть - как сумма объемов реализации воды и потерь.
12. Объем реализации товаров и услуг определяется:
12.1. В сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - по группам потребителей:
- для населения, проживающего в многоквартирных домах - на основании заключенных договоров с управляющими организациями (товариществами собственников жилья или (либо) жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами с каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени);
- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых не оборудованы приборами учета воды, - на основании заключенных договоров;
- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых оборудованы приборами учета воды, - с учетом фактически сложившегося водопотребления за 3 года, предшествующих периоду регулирования.
13. План мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса разрабатывается в целях повышения качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) на основании анализа состояния систем коммунальной инфраструктуры.
14. В план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса должны быть включены:
14.1. Перечень мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры.
К мероприятиям по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры следует относить комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (протяженности эксплуатируемых сетей, пропускной способности сетей) в целях улучшения условий производства и увеличения объема товаров и оказания услуг.
К мероприятиям по капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры необходимо относить комплекс работ, обеспечивающих восстановление исправности, полное или близкое к полному восстановление ресурса производственных мощностей (сетей и (или) оборудования (включая замену или восстановление базовых элементов)).
Кроме того, в план целесообразно включать иные мероприятия, направленные на повышение рационального использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), сокращение потерь, совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса и т.п.
14.2. Срок реализации мероприятий должен соответствовать сроку реализации производственной программы.
14.3. Финансовые потребности на реализацию мероприятий определяются исходя из экономически обоснованных расходов и прибыли.
Ожидаемый эффект от реализации мероприятий необходимо определять как в количественном (стоимостном), так и в качественном показателях.
14.3.1. Количественный (стоимостный) показатель ожидаемого эффекта определяется как разница между результатом реализации мероприятий, выраженным в экономии расходов на производство товаров (оказание услуг), и величиной финансовых потребностей на реализацию указанных мероприятий.
14.3.2. Качественный показатель ожидаемого эффекта определяется как соотношение величин показателей, характеризующих надежность снабжения потребителей товарами (услугами), доступность товаров и услуг для потребителей предоставления товаров и услуг организации коммунального комплекса, рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса.
15. К показателям, характеризующим надежность снабжения потребителей товарами (услугами), относятся:
15.1. В сфере водоснабжения:
- уровень потерь в сетях;
- износ систем водоснабжения;
- аварийность систем водоснабжения;
- протяженность сетей, нуждающихся в замене.
15.2. В сфере водоотведения и очистки сточных вод:
- уровень потерь в сетях;
- износ систем водоотведения и очистки сточных вод;
- аварийность систем водоотведения;
- протяженность сетей, нуждающихся в замене.
16. К показателям, характеризующим доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, относятся:
- численность населения, получающего услуги организации коммунального комплекса;
- годовое количество часов предоставления услуг.
17. К показателям, характеризующим рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), относятся:
- удельное ресурсопотребление;
- охват абонентов приборами учета воды.
18. К показателям, характеризующим совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса, относятся:
- коэффициент использования установленной производственной мощности;
- коэффициент соотношения численности административно-управленческого персонала к численности рабочих.
19. Качественный показатель ожидаемого эффекта необходимо определять:
- на начало и конец регулируемого периода, если положительный эффект реализации производственной программы заключается в минимизации величины показателя (уровня потерь в сетях, износа систем коммунальной инфраструктуры, аварийности систем коммунальной инфраструктуры и т.п.);
- на конец и начало регулируемого периода, если положительный эффект реализации мероприятий заключается в максимизации величины показателя (численность населения, получающего услуги организации коммунального комплекса, годовое количество часов предоставления услуг, охват абонентов приборами учета воды и т.п.).
20. Уровень потерь в сетях определяется как отношение суммарного годового объема потерь в системе водоснабжения к суммарной протяженности водопроводных сетей.
21. Износ систем водоснабжения (водоотведения) определяется по данным бухгалтерского учета.
22. Аварийность систем водоснабжения (водоотведения) определяется как отношение суммарного годового количества аварий в системе водоснабжения (водоотведения) к суммарной протяженности водопроводных (канализационных) сетей.
23. Протяженность сетей, нуждающихся в замене, определяется по данным технических осмотров.
24. Численность населения, получающего услуги организации коммунального комплекса, определяется исходя из числа граждан, проживающих (зарегистрированных) в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, оборудованных централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения.
25. Годовое количество часов предоставления услуг определяется исходя из числа дней и режима предоставления услуг в год.
26. Удельное ресурсопотребление определяется как соотношение годового потребления ресурса к объему реализации товаров и услуг организации коммунального комплекса.
27. Охват абонентов приборами учета воды определяется как соотношение числа абонентов, подключенных к системе централизованного водоснабжения и имеющих приборы учета, к общему числу абонентов, подключенных к системе централизованного водоснабжения.
28. Коэффициент использования установленной производственной мощности определяется как соотношение среднесуточного объема производства товаров и услуг организации коммунального комплекса к установленной мощности используемого оборудования.
29. В качестве условия включения мероприятия в план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса определяется наличие положительного эффекта от его реализации.
30. Примерная форма производственной программы в сфере водоснабжения приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
31. Примерная форма производственной программы в сфере водоотведения и очистки сточных вод приведена в приложении 2 к настоящим Рекомендациям.
Порядок разработки, согласования и пересмотра производственных программ организаций коммунального комплекса.
32. Разработанные производственные программы, расчет необходимых финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период действия тарифов направляются в орган регулирования для проверки обоснованности производственных программ, расчета соответствующих им финансовых потребностей и тарифов в установленный органом регулирования срок, но не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов.
33. В качестве критериев обоснованности производственной программы применяются следующие:
- наличие обосновывающих расчетов и расшифровок по каждому показателю производственной деятельности организации коммунального комплекса на регулируемый период;
- наличие обосновывающих расчетов по каждому мероприятию по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, включая показатели ожидаемого эффекта;
- наличие обосновывающих расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, по каждой статье расходов с конкретизацией применяемых в расчетах нормативных и методических документов и иных источников информации;
- отсутствие в расчетах арифметических ошибок;
- соответствие применяемых организацией коммунального комплекса подходов при формировании производственной программы, расчете необходимых финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги законодательной, нормативной и методической базам в сфере регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- соответствие сроков реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса сроку реализации ее производственной программы;
- соответствие производственной программы показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса.
34. Срок осуществления проверки не превышает 30 календарных дней с момента представления организациями коммунального комплекса производственных программ и соответствующих им расчетов. В случае необходимости уточнений, наличия недостоверной или неполной информации органы регулирования вправе запрашивать у организаций коммунального комплекса дополнительную информацию в письменной форме с обоснованием запросов. Дополнительную информацию рекомендуется представлять организацией коммунального комплекса не позднее 5 рабочих дней после получения запроса.
35. При необоснованности производственной программы или ее несоответствии показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы, включающие:
35.1. При необоснованности производственной программы - предложение о приведении в соответствие критериям, указанным в пункте 33 настоящих Рекомендаций.
35.2. При несоответствии производственной программы показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса:
- осуществление расчета финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на основании показателей производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемых на основании мониторинга выполнения ее производственной программы;
- приведение плана мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса (по перечню, срокам реализации, объемам финансовых потребностей) в соответствие с показателями производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемыми на основании мониторинга выполнения ее производственной программы.
36. Изменение производственной программы осуществляется при отклонении величин показателей производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемых на основании мониторинга выполнения производственной программы организации коммунального комплекса, от величин показателей, учитываемых при разработке указанной производственной программы, в том числе:
- уровня потерь в сетях - более 10 процентов
- аварийности систем водоотведения - более 20 процентов
- численности населения, получающего услуги - более 5 процентов
организации коммунального комплекса
- удельного ресурсопотребления - более 10 процентов
- охвата абонентов приборами учета воды - более 5 процентов
37. При обоснованности производственной программы, финансовых потребностей и соответствующих им тарифов орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
38. В случае когда в соответствии с законодательством о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса в отношении организации коммунального комплекса функции регулирования выполняют органы регулирования различных уровней, производственные программы и соответствующие им расчетные материалы в порядке взаимодействия согласовываются указанными органами регулирования.
39. Согласование производственных программ и соответствующих им расчетных материалов осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 533.
40. Согласование производственных программ и соответствующих им расчетных материалов осуществляется в течение 45 календарных дней с момента представления документов, соответствующих критериям, указанным в пункте 33 настоящих Рекомендаций.
41. Органы регулирования, организации коммунального комплекса вправе привлекать экспертные организации для проведения экспертизы обоснованности (разработки) проектов производственных программ, проверки обоснованности (расчета) финансовых потребностей для их реализации.
42. Контроль за реализацией мероприятий производственной программы осуществляется органами регулирования путем проведения мониторинга выполнения производственных программ.
43. Мониторинг выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ проводится в соответствии с методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утверждаемой Минрегионом России по согласованию с Минэкономразвития России и ФСТ России.
44. Пересмотр производственных программ в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ осуществляется по окончании периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
45. Досрочный пересмотр производственных программ в соответствии с частями 5 - 7 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ осуществляется:
- по результатам мониторинга выполнения производственных программ;
- при объективном изменении условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющем на стоимость товаров и услуг этой организации.
46. При осуществлении полномочий по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса органы регулирования вправе:
- определять порядок запроса информации у организаций коммунального комплекса для проверки обоснованности производственных программ, расчета необходимых финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги указанных организаций;
- определять перечень и формы представления информации для проверки обоснованности производственной программы;
- утверждать нормы и нормативы, применяемые при расчете финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ организаций коммунального комплекса;
- утверждать положения о подразделении органа регулирования, осуществляющего проверку обоснованности производственных программ, расчета необходимых финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; мониторинг выполнения производственных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.