Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Суворовский район
от 31 декабря 2010 г. N 1528
Порядок
проведения оценки эффективности деятельности
муниципальных унитарных предприятий и организаций
муниципального образования Суворовский район
Настоящей Порядок проведения оценки эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и организаций муниципального образования Суворовский район (далее - Порядок) разработан с целью формирования оптимального состава имущества, максимальным образом соответствующего системе полномочий муниципального образования.
Порядок распространяется на муниципальные унитарные предприятия и организации, доля в уставном капитале которых принадлежит муниципальному образованию Суворовский район (далее - предприятия (организации)).
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования Суворовский район.
1. Общие положения
Статья 1. Основные термины и понятия
В настоящем Порядке отдельные термины и понятия имеют следующие значения:
бюджетная эффективность деятельности предприятия (организации) - влияние результатов деятельности предприятия (организации) на доходы и расходы бюджета муниципального образования Суворовский район;
социальная эффективность деятельности предприятия (организации) - социальные последствия деятельности предприятия (организации) для населения в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения муниципального образования;
экономическая эффективность предприятия (организации) - стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловивших получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением имеющегося ограниченного количества ресурсов или обеспечение заданного выпуска при минимальных затратах;
общественная значимость деятельности предприятия (организации) - социально-экономические последствия деятельности предприятия (организации) для населения в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) данного предприятия (организации);
общественная полезность деятельности предприятия (организации) - степень желания населения получать выгоды от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия (организации), которая выражается в создании новых или повышении эффективности предоставляемых населению товаров, работ, услуг, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки.
2. Организация оценки бюджетной и социальной эффективности
деятельности предприятий (организаций)
Статья 1. Порядок определения процедуры оценки эффективности
1. Процедура оценки включает в себя:
1) сбор данных, характеризующих эффективность деятельности предприятий (организаций);
2) оценку эффективности деятельности предприятий (организаций);
3) оценку качества управления предприятиями (организациями);
4) применение результатов проведенной оценки эффективности деятельности предприятий (организаций).
Статья 2. Порядок представления муниципальными унитарными предприятиями (организациями) отчетности об эффективности управления муниципальной собственностью
1. В целях проведения оценки эффективности деятельности предприятий (организаций) они ежеквартально представляют в соответствующие структурные подразделения администрации муниципального образования Суворовский район, курирующие деятельность предприятий (организаций), следующие документы:
1) По итогам отчетного года:
- годовую бухгалтерскую отчетность, налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отметкой налоговой инспекции (в случае применения упрощенной системы налогообложения).
2) По итогам отчетного квартала:
- отчет о финансово-хозяйственной деятельности в составе форм отчетности, утвержденных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, с отметкой налоговой инспекции (в случае применения иных систем налогообложения).
3) По итогам каждого отчетного периода - пояснительную записку с информацией по следующим вопросам:
- финансовый план на текущий отчетный год;
- выполнение утвержденных показателей эффективности деятельности предприятия (организации) за отчетный период;
- расшифровка объема выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, в том числе изменения по видам выполняемых работ, услуг в отчетном периоде;
- расшифровка себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
- расшифровка прочих доходов;
- расшифровка прочих расходов;
- динамика стоимости основных средств по сравнению с соответствующим периодом года, следующего за отчетным, и причины ее изменения, сведения о наличии неиспользуемых основных средств;
- доля непрофильных активов предприятия (организации) в общей величине активов;
- информация о наличии просроченных долговых обязательств, включая объем и состав дебиторской и кредиторской задолженности, ее динамику;
- расшифровка задолженности по уплате налогов, сборов и неналоговых платежей в бюджеты разных уровней;
- копии актов налоговых инспекций, аудиторских отчетов (заключений) (в случае наличия);
- информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия (организации) или угрожают его финансовому положению.
2. Документы, указанные в пункте 1 статьи 3 настоящего Порядка, представляются предприятиями (организациями) в сроки не позднее 4 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Руководитель предприятия (организации) несет дисциплинарную ответственность за несвоевременное представление указанных документов в установленном порядке.
Статья 3. Проведение оценки эффективности деятельности предприятий (организаций)
1. Оценка эффективности деятельности предприятий (организаций) проводится на основе данных, представленных предприятиями (организациями).
2. Оценка эффективности деятельности предприятий (организаций) производится по каждому предприятию и организации, ведущему на момент оценки хозяйственную деятельность и не находящемуся в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства.
3. Руководители предприятий (организаций) обеспечивают:
1) достижение показателей деятельности предприятий (организаций), соответствующих установленным критериям для сохранения муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию Суворовский район;
2) своевременность представления и достоверность информации о деятельности предприятий (организаций).
4. Структурные подразделения администрации муниципального образования Суворовский район, курирующие деятельность предприятий (организаций), осуществляют:
1) сбор данных о фактически достигнутых за отчетный период величинах показателей эффективности деятельности предприятий (организаций) по видам экономической деятельности;
2) контроль достоверности данных, представляемых руководителями предприятий (организаций);
3) оценку деятельности предприятий (организаций) за отчетный период в соответствии с системой критериев для сохранения предприятий (организаций) по видам экономической деятельности;
4) выявление предприятий (организаций), не удовлетворяющих критериям для сохранения предприятий (организаций), на основе оценки эффективности и анализа причин сложившейся ситуации;
5) представление не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами результатов оценки эффективности деятельности предприятий (организаций) за отчетный период по видам экономической деятельности по формам согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему Порядку и предложений о ликвидации предприятий, их преобразовании в открытые акционерные общества, о целесообразности смены их руководства.
Управление экономического развития администрации муниципального образования Суворовский район представляет в Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами информацию по формам согласно приложениям 1, 3 к настоящему Порядку.
Финансовое управление администрации муниципального образования Суворовский район представляет в Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами информацию по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
5. Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Суворовский район осуществляет:
1) контроль за своевременным представлением данных о результатах оценки социальной, экономической и бюджетной эффективности деятельности предприятий за отчетный период по видам экономической деятельности;
2) сводную оценку эффективности деятельности организаций, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию Суворовский район, и управления муниципальным имуществом, закрепленным за предприятиями, в том числе по видам экономической деятельности;
3) подготовку и представление на рассмотрение Комиссии:
а) сведений о результатах оценки социальной, экономической и бюджетной эффективности деятельности предприятий за отчетный период по видам экономической деятельности по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку;
б) сведений о предприятиях, не удовлетворяющих установленным критериям для сохранения муниципальных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Суворовский район, на основе оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности и анализа причин сложившейся ситуации;
в) предложений о реорганизации предприятий, их ликвидации, преобразовании в открытые акционерные общества, приватизации муниципального имущества;
4) в случае отрицательной оценки эффективности деятельности организаций, доля уставного капитала в которых принадлежит муниципальному образованию Суворовский район, продажу акций, находящихся в собственности муниципального образования, в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Система критериев и методика их расчетов
для сохранения муниципальных унитарных предприятий
(организаций) на основе оценки эффективности их деятельности
Статья 1. Критерии для сохранения предприятий (организаций)
1. Система критериев для сохранения предприятий (организаций) является необходимым и достаточным условием для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества и сохранение его в составе муниципальной собственности муниципального образования Суворовский район.
2. В состав критериев для сохранения предприятий (организаций) входят:
Статья 2. Социальная эффективность
1. Социальная эффективность определяется через оценку общественной значимости, общественной полезности деятельности предприятия, полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) предприятиями (организациями), и риск повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых, реализуемых) предприятиями (организациями), в случае прекращения их деятельности или в случае смены акционеров.
2. Общественная значимость предприятий (организаций) определяется долей (в процентах) населения района, являющегося потребителем производимых данным предприятием (организацией) товаров, работ, услуг.
Общественная значимость предприятий (организаций) оценивается по балльной системе:
1) 5 баллов - в случаях, если товарами, работами, услугами пользуются 50 процентов и более населения района (высокое значение);
2) 3 балла - в случаях, если товарами, работами, услугами пользуются от 15 процентов до 50 процентов населения района (среднее значение);
3) 1 балл - в случаях, если товарами, работами, услугами пользуются до 15 процентов населения района (низкое значение).
3. Общественная полезность деятельности предприятий (организаций) определяется по следующим критериям:
- социальные последствия деятельности предприятия (организации), в том числе создание новых рабочих мест, индекс роста заработной платы;
- расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия (организации) (увеличение числа населения района, имеющего к ним доступ);
- создание новых видов товаров, работ, услуг;
- снижение себестоимости товаров, работ, услуг (по сравнению с периодом, предшествующим отчетному).
Общественная полезность деятельности предприятий (организаций) оценивается по балльной системе:
1) 5 баллов - в случаях, если предприятие (организация) имеет положительные характеристики по 4 и более из указанных критериев (высокое значение);
2) 3 балла - в случаях, если предприятие (организация) имеет положительные характеристики по 3 из указанных критериев (среднее значение);
3) 1 балл - в случае, если предприятие (организация) имеет положительные характеристики по 2 и менее из указанных критериев (низкое значение).
4. Риск повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых, реализуемых) предприятиями (организациями), в случае прекращения их деятельности или в случае смены акционеров оценивается по балльной системе:
1) 5 баллов - в случае оценки риска от 70 процентов и более (высокий риск);
2) 3 балла - в случае оценки риска от 35 процентов до 70 процентов (средний риск);
3) 1 балл - в случае оценки риска от 0 процентов до 35 процентов (отсутствие риска).
В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются:
а) медицинские товары, медикаменты, медицинская техника и протезно-ортопедические изделия;
б) продовольственные товары первой необходимости (хлебобулочные изделия, молочная и мясная продукция);
в) услуги жилищно-коммунального хозяйства;
г) услуги по перевозке пассажиров;
д) ритуальные услуги;
е) услуги бань;
ж) услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства;
з) услуги по проведению занятий с детьми в кружках, секциях (включая спортивные);
и) ремонтно-реставрационные, восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры;
к) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха;
л) иные товары, работы, услуги по предложению отраслевых органов администрации с приложением обоснований такого включения.
Нумерация статей приводится в соответствии с источником
Статья 7. Бюджетная эффективность
1. Бюджетная эффективность предприятий (организаций) - положительное влияние деятельности предприятия (организации) на доходы и (или) расходы бюджета муниципального образования.
2. Показатель бюджетной эффективности рассчитывается как результат деления суммы поступивших в бюджет муниципального образования Суворовский район от предприятия (организации) денежных средств на сумму расходов на содержание предприятия (организации), понесенных бюджетом муниципального образования Суворовский район.
3. К суммам поступивших в бюджет муниципального образования Суворовский район денежных средств (притоков) для расчета бюджетной эффективности относятся:
1) доходы бюджета муниципального образования Суворовский район от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, в части поступлений, формирующих доходную часть бюджета муниципального образования Суворовский район;
2) платежи по погашению бюджетных кредитов;
3) доходы бюджета муниципального образования Суворовский район от перечисления части прибыли унитарных муниципальных предприятий;
4) дивиденды по принадлежащим городу акциям открытых акционерных обществ и прочие доходы от участия муниципального образования Суворовский район в организациях различных форм собственности;
5) иные притоки в зависимости от конкретных условий.
4. К суммам расходов (оттоков) на содержание предприятий (организаций), понесенных городским бюджетом, относятся:
1) предоставление бюджетных инвестиций на условиях закрепления в муниципальной собственности муниципального образования Суворовский район долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ либо пакетов акций акционерных обществ;
2) предоставление бюджетных средств в виде бюджетных кредитов;
3) предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
4) бюджетные ассигнования, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов;
5) иные оттоки в зависимости от конкретных условий.
5. Отдельно учитываются:
а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доходы бюджета;
б) муниципальные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по муниципальной гарантии уменьшает бюджетную эффективность.
6. При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, если предприятие, учреждение или организация участвует в реализации каких-либо инвестиционных проектов и проект оказывает на них влияние, в том числе:
а) прямое финансирование предприятия, учреждения или организации, участвующих в реализации инвестиционного проекта;
б) изменение налоговых поступлений от предприятия, учреждения или организации, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации инвестиционного проекта;
в) выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных инвестиционным проектом.
7. Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств.
8. Бюджетная эффективность предприятий (организаций) оценивается по балльной системе:
1) 5 баллов - в случаях, если результат деления суммы денежных средств, поступивших в бюджет муниципального образования Суворовский район от предприятия (организации), на сумму расходов на содержание предприятия (организации), понесенных бюджетом муниципального образования Суворовский район, больше единицы (высокое значение). Предприятие (организация) признается бюджетно-эффективным;
2) 3 балла - в случаях, если результат деления суммы денежных средств, поступивших в бюджет муниципального образования Суворовский район от предприятия (организации), на сумму расходов на содержание предприятия (организации), понесенных бюджетом муниципального образования Суворовский район, находится в пределах от 0,85 до 1 (среднее значение);
3) 1 балл - в случаях, если результат деления суммы денежных средств, поступивших в бюджет муниципального образования Суворовский район от предприятия (организации), на сумму расходов на содержание предприятия (организации), понесенных бюджетом муниципального образования Суворовский район, меньше 0,85 (низкое значение).
Статья 8. Экономическая эффективность
1. Экономическая эффективность - стабильная положительная динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, включая:
а) рост рентабельности и фондоотдачи;
б) положительное состояние расчетов с дебиторами и кредиторами;
в) рост чистой прибыли;
г) рост показателя чистых активов;
д) достаточный уровень средней заработной платы работников (для предприятий и учреждений). Под достаточным уровнем средней заработной платы работников предприятия, учреждения подразумевается размер, в 2 раза превышающий установленную в Тульской области на момент оценки величину прожиточного минимума.
2. Оценка экономической эффективности организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию Суворовский район, проводится на основании годового отчета и информации, получаемой в порядке, установленном действующим законодательством.
1) В случае выполнения всех планируемых мероприятий в рамках программы деятельности предприятия или плана финансово-хозяйственной деятельности организации предприятию (организации) присваивается 5 баллов.
2) В случае выполнения 85 процентов - 99 процентов всех запланированных мероприятий предприятию (организации) присваивается 3 балла.
3) В случае выполнения менее 85 процентов запланированных мероприятий предприятию (организации) присваивается 1 балл.
Статья 9. Оценка эффективности деятельности предприятия (организации)
1. Итоговый показатель формируется посредством сложения баллов, набранных по всем критериям.
2. Максимальная оценка эффективности деятельности предприятия (организации) составляет 25 баллов.
3. Деятельность предприятия (организации) признается эффективной в случае, если после проведенной оценки предприятие (организация) набрало 13 и более баллов.
4. Применение результатов оценки эффективности
деятельности предприятий (организаций)
Статья 1. Оценка критериев сохранения предприятий (организаций)
1. Для проведения итоговой оценки критериев сохранения предприятий (организаций) в муниципальной собственности муниципального образования Суворовский район (далее - оценка критериев) администрацией муниципального образования Суворовский район формируется Комиссия по оценке эффективности деятельности предприятий (организаций) муниципального образования (далее - Комиссия).
2. Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами направляет в Комиссию для рассмотрения результаты оценки эффективности деятельности предприятий за отчетный период по видам экономической деятельности, а также предложения о реорганизации предприятий, их ликвидации, преобразовании в открытые акционерные общества, о целесообразности смены их руководства, приватизации муниципального имущества, представленные в Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами соответствующими структурными подразделениями администрации муниципального образования Суворовский район.
3. Комиссия осуществляет:
1) проведение итоговой оценки эффективности деятельности предприятий (организаций) за отчетный период в соответствии с системой критериев, изложенной в настоящем Порядке;
2) проведение сводной оценки эффективности управления муниципальным имуществом, закрепленным за предприятиями (организациями), по видам экономической деятельности;
3) подготовку и представление на рассмотрение главе администрации муниципального образования Суворовский район:
а) сведений о результатах итоговой оценки эффективности деятельности предприятий (организаций) за отчетный период по видам экономической деятельности по форме приложения 4 к настоящему Порядку;
б) сведений о предприятиях (организациях), не удовлетворяющих установленным критериям для сохранения предприятий (организаций), на основе оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности и анализа причин сложившейся ситуации;
в) предложений о реорганизации предприятий (организаций), их ликвидации, преобразовании в открытые акционерные общества, приватизации муниципального имущества;
г) предложений о продаже акций, находящихся в собственности муниципального образования Суворовский район.
Статья 2. Принятие решений по результатам оценки
1. Результаты проведенной оценки в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляются Комиссией главе администрации муниципального образования Суворовский район и подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте муниципального образования Суворовский район.
2. По результатам оценки эффективности деятельности предприятий (организаций) администрацией муниципального образования Суворовский район может быть принято одно из следующих решений:
1) изменение организационно-правовой формы предприятия путем его реорганизации в открытое акционерное общество с последующим включением акций вновь созданной организации в программу приватизации муниципального имущества на следующий финансовый год;
2) о смене руководства предприятия;
3) об отчуждении принадлежащих муниципальному образованию Суворовский район акций организаций, доля в уставном капитале которых принадлежит муниципальному образованию;
4) иные решения, а также рекомендации и предложения по повышению эффективности работы предприятий (организаций) или предложения по их перепрофилированию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.