Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М,
судей Баутдинова М.Т, Сат Л.Б,
с участием прокурора Ооржак С.А,
при секретаре Кужугет К.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению образования администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва о возложении обязанности ежемесячно предоставлять в Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Центр занятости населения Кызылского района" информацию о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) по апелляционной жалобе представителя Управления образования администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва Аракчаа В.Ю. на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 6 апреля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Республики Тыва обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - Управление образования), ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что за январь и февраль 2018 года ответчиком не представлена ежемесячная информация о наличии (отсутствии) вакантных мест (должностей) в ГКУ Республики Тыва "Центр занятости населения Кызылского кожууна". Обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости населения информацию о наличии (отсутствии) вакантных рабочих мест (должностей) возложена на всех работодателей без исключения в силу закона. Просит суд возложить обязанность на Управление образования администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва ежемесячно предоставлять в ГКУ Республики Тыва "Центр занятости населения Кызылского кожууна" информацию о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест (должностей).
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 6 апреля 2018 года исковое заявление прокурора удовлетворено, на Управление образования администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва возложена обязанность устранить нарушения требований ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" путем ежемесячного предоставления информации о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест в Государственное казенное учреждение Республики Тыва "Центр занятости населения Кызылского кожууна". С ответчика взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб. в бюджет муниципального района "Кызылский кожуун Республики Тыва".
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Аракчаа В.Ю, действующий по доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в виду неправильного применения норм материального права и принять новое решение. Считает, что ч.3 ст.25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" направлена на защиту прав инвалидов при трудоустройстве. Также считает, что указанная норма права содержит требование направлять сведения в орган занятости населения только о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и не содержит указания информировать при их отсутствии.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" одним из направлений государственной политики в области занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.
В силу п.п. 3, 4 и. 1 ст. 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно п. 1 ст. 8, ст. 25 указанного Закона, граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства. Гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 вышеуказанного Закона работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Руководствуясь вышеизложенными положениями Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", установив, что ответчиком не представлены данные о наличии вакантных рабочих мест (должностей) либо об их отсутствии в ГКУ РТ "Центр занятости населения Кызылского района" за январь и февраль 2018 года и, исходя из установленной законом соответствующей обязанности, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
Судебная коллегия находит решение суда законным, а выводы обоснованными и мотивированными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном толковании норм материального права.
Как правильно указано судом первой инстанции, предоставление информации в органы службы занятости населения о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) способствует анализу ситуации на рынке труда, противное препятствует данному органу владеть полной информацией, приводит к невозможности надлежащего исполнения службой функций, возложенных федеральным законодательством.
Кроме того, во исполнение положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" об обязанности работодателей представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, Правительством Республики Тыва принято постановление от 14 августа 2015 года N 389 "Об утверждении положения о представлении работодателям информации о наличии или об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) в органы службы занятости населения Республики Тыва" (далее - Положение).
Указанное Положение разработано в целях реализации государственной политики занятости населения на территории республики, развития и повышения эффективности программ, реализуемых через органы службы занятости населения Республики Тыва, направленных на предотвращение безработицы, содействие гражданам в трудоустройстве, повышение качества предоставляемых услуг работодателям в подборе необходимых работников.
Согласно п.2.1 Положения, информацию о наличии или об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) работодатели представляют в органы службы занятости населения по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, до 28 числа текущего месяца. Представление сведений о вакантных рабочих местах (должностях) по истечении указанного срока приравнивается к непредставлению информации.
Этим же положением предусмотрено, что в случае непредставления в центры занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, судом по делу обоснованно установлено бездействие ответчика в части непредставления им в ГКУ РТ "Центр занятости населения Кызылского района" за январь и февраль 2018 года сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей), поскольку это нарушает права неограниченного круга лиц, состоящих из безработных граждан и граждан, желающих сменить работу, проживающих на территории района, на получение полной и достоверной информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, заработной плате и условиях работы, в целях их последующего замещения.
При разрешении данного спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение, отмену решения, не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что примененная судом первой инстанции ч.3 ст.25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" регулирует трудовые отношения и направлена на защиту прав инвалидов, является несостоятельной. Как следует из конструкции ч.3 ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также системного толкования норм вышеуказанного закона и Трудового кодекса РФ, а также постановления Правительства Республики Тыва от 14 августа 2015 года N 389 "Об утверждении положения о представлении работодателям информации о наличии или об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) в органы службы занятости населения Республики Тыва" они напрямую обязывают работодателей ежемесячно информировать службу занятости о наличии или отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Судебная коллегия установила, что судом при вынесении решения неправильно разрешен вопрос о судебных расходах.
Суд взыскал государственную пошлину с ответчика в бюджет муниципального района в размере 6000 руб. Вместе с тем в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
В силу чего Управление образования администрации, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
В связи с этим решение суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины подлежит отмене, поскольку в силу пункта 4 статьи 103 ГПК РФ, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 6 апреля 2018 отменить в части взыскания с Управления образования администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.