Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В,
судей Дулуша В.В, Кочергиной Е.Ю,
при секретаре Оюн С-С.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Аленушка" с. Кара-Хаак муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва о возложении обязанности по ежемесячному представлению информации о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест в государственное казенное учреждение Республики Тыва "Центр занятости населения Кызылского района" по апелляционной жалобе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Аленушка" с. Кара-Хаак муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 26 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Аленушка" с. Кара-Хаак муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва (далее - детский сад "Аленушка", учреждение). В обоснование исковых требований ссылается на допущенные ответчиком нарушения законодательства в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Так, в ходе проведенной органами прокуратуры проверки установлено, что за январь-февраль 2018 года учреждением ежемесячная информация о наличии (отсутствии) вакантных рабочих мест должностей в ГКУ РТ "Центр занятости населения Кызылского района" представлена не была. Просил обязать детский сад "Аленушка" ежемесячно представлять в ГКУ РТ "Центр занятости населения Кызылского района" информацию о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест (должностей).
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 26 марта 2018 года исковые требования прокурора удовлетворены полностью. С ответчика взыскана государственная пошлина в бюджет муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва в размере 6 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом неверно истолкованы нормы материального права, из которых не следует, что при отсутствии у работодателя вакантных рабочих мест он должен ставить об этом в известность орган государственной службы занятости населения. Такая обязанность, как полагает представитель ответчика, возникает у работодателя только при наличии вакансий.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ооржак С.Ф, участвовавший в деле, просит в связи с необоснованностью доводов жалобы решение суда оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, надлежащим образом извещен времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассматривает дело в его отсутствие.
Прокурор Дажымба Б.Б. и представитель третьего лица - ГКУ РТ "Центр занятости населения Кызылского района" Ондар Г.С. с апелляционной жалобой не согласились и просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" деятельность государственной службы занятости населения направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.08.2015 N 389 утверждено Положение о представлении работодателями информации о наличии или об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) в органы службы занятости населения Республики Тыва
В соответствии с п.п. 1.3, 2.1, 2.2 указанного Положения, информацию о наличии или об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) работодатели представляют в органы службы занятости населения по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, до 28 числа текущего месяца.
Информация о наличии или об отсутствии вакантных рабочих мест (должностей) представляется работодателями по форме "Сведения о потребности в работниках" согласно приложению к указанному Положению.
Положение обязательно для исполнения всеми работодателями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (п.1.3 Положения).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в нарушение требования п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" ответчик за январь-февраль 2018 года информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в ГКУ РТ "Центр занятости населения Кызылского района" не представил.
Данное обстоятельство в суде первой инстанции ответчиком не оспаривалось.
Правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к обоснованным выводам о том, что ответчик, являясь работодателем, обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), однако указанную обязанность не исполнил, что является основанием для удовлетворения требования прокурора.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по представлению органам службы занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) возникает у работодателя только при наличии вакансий, является необоснованным.
Из совокупности приведенных выше норм Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что представление работодателями в установленный срок в органы государственной службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения. Данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями.
Таким образом, при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен также уведомить об этом орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации на рынке труда.
Обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) возложена на всех работодателей без исключения. В случае непредставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелись ли у работодателя вакансии в отчетном периоде.
Бездействие ответчика, выразившееся в непредставлении ГКУ РТ "Центр занятости населения Кызылского района" сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) нарушает права неограниченного круга лиц, состоящих из безработных граждан и граждан, желающих сменить работу, на получение полной и достоверной информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, заработной плате и условиях работы, в целях их последующего замещения.
Требование прокурора, направленное на защиту прав неопределенного круга лиц, правомерно удовлетворено судом. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.
Вместе с тем, с решением суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины в бюджет муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва в размере 6 000 руб. нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
По смыслу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 руб.
Поскольку прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, то с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина, которую должны были уплатить истцы (граждане), т.е. 300 руб, а не 6 000 руб, как определено судом.
Ввиду неправильного применения норм процессуального права решение суда в указанной части подлежит изменению. В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 26 марта 2018 года изменить.
Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Аленушка" с. Кара-Хаак муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва государственную пошлину в бюджет муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва в размере 300 рублей".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 мая 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.