Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Собрания представителей
МО Ясногорский район
от 3 марта 2011 г. N 152
Положение
о территориальном планировании
Введение
Генеральный план муниципального образования Архангельское Ясногорского района Тульской области (1 этап) выполнен Отделением территориального проектирования Государственного унитарного предприятия Тульской области "Архитектурно-проектным бюро градостроительства кадастра и землепользования" в соответствии с контрактом от 25.01.2008.
По своему географическому положению, хозяйственному потенциалу и транспортной инфраструктуре муниципальное образование Архангельское является весьма конкурентным в борьбе на рынке инвестиций. Непосредственное соседство с таким быстроразвивающимся регионом, как Москва и Московская область, делает его чрезвычайно привлекательным для частного бизнеса. Правильный и системный подход к использованию этих естественных преимуществ делает перспективы развития МО Архангельское достаточно привлекательными.
В работе использованы программные и прогнозные материалы по социально-экономическому развитию Тульской области и Ясногорского района, отдельных ее отраслей и отдельных территорий, обширная статистическая информация федерального, областного и муниципального уровня, доклады, научно-методическая литература, картографические материалы.
Графическая часть работы выполнена в электронном виде с послойным нанесением основной градостроительной информации с использованием программного обеспечения MapInfo.
1. Цели и задачи проекта
В соответствии с Градостроительным кодексом: "Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований".
Общей, социально-экономической и градостроительной, стратегической целью генерального плана МО Архангельское является создание нового качества жизни как местного населения, так и приезжающих за счет формирования условий интенсивной инвестиционной деятельности.
Существенный вклад в развитие МО Архангельское могла бы внести внутренняя миграция населения за счет создания привлекательных условий для жизни.
В связи с этим встает важная стратегическая задача провести структурную перестройку всей экономической деятельности на территории муниципального образования, а не пытаться воспроизвести старые форматы экономической деятельности двадцати - тридцатилетней давности.
Одна из важных задач, стоящих перед данной работой, - дать предложения по формированию хозяйственной активности и высокой инвестиционной привлекательности, потенциальных территорий как для создания новой жизненной среды обитания для населения, так и для успешной хозяйственной деятельности.
С учетом того, что на территории данного муниципального образования около 50 процентов земли находится в частной собственности, встает насущная потребность по полной реструктуризации сельскохозяйственного производства и превращению его в современный агробизнес. В новых условиях он не может развиваться, ориентируясь на образцы времен интенсивного колхозно-совхозного строительства.
Как локомотив развития территории здесь может являться рынок недвижимости, который сложился здесь в последние годы. Значительное количество земли здесь также находится в муниципальной и федеральной собственности, что при грамотном ее использовании обеспечивает существенные преимущества для региона.
Главные положения планировочной концепции развития МО Архангельское включают в себя следующие аспекты:
- дальнейшее развитие существующих планировочных осей и формирование новых;
- создание дополнительных планировочных подцентров;
- формирование урбанизированных территорий;
- четкое функциональное зонирование территории;
- важным направлением дальнейшего развития экономики МО Архангельское должна стать индустрия туризма, использующая имеющийся большой туристско-экскурсионный потенциал и значительные туристические ресурсы;
- вопрос охраны окружающей среды и природопользования.
В генеральном плане МО Архангельское выполнены и представлены:
- предложения условий для ведения агробизнеса;
- предложения по развитию транспортной сети с целью более активного включения района в систему транспортных связей;
- в сфере жилищного строительства сделаны предложения по расширению выпуска продукции для жилищной сферы;
- модель многоступенчатого межселенного социально-культурного обслуживания населения, основанная на перспективном развитии групповых систем населенных мест и дорожно-транспортной сети при учете межселенных трудовых, культурно-бытовых связей и особенностей сложившейся системы обслуживания;
- меры по повышению доступности качественного образования, формирования конкурентоспособного специалиста, как эффективная интеграция образовательного, научного и технологического потенциалов района, являющаяся одним из условий повышения ее устойчивого экономического роста;
- в системе здравоохранения намечены мероприятия с целью обеспечения населения качественной и доступной медицинской помощью, эффективной работы всех структур здравоохранения;
- дать предложения по созданию туристско-рекреационного комплекса, по районированию территории по ее рекреационным особенностям;
- предложить мероприятия по охране и использованию памятников истории и культуры;
- по совокупности природных и техногенных факторов выполнить комплексную оценку территории, в результате которой выделены зоны, наиболее благоприятные для различных видов деятельности.
2. Особенности экономо-географического
и геополитического положения МО Архангельское
Краткая характеристика современного состояния и основные направления развития производительных сил, анализ предшествующих проектных работ.
Муниципальное образование Архангельское расположено в южной части Ясногорского района и граничит с МО Денисовское Ясногорского района, МО Теляковское Ясногорского района, МО г. Ясногорск, МО р.п. Ревякино Ясногорского района, Заокским районом, Алексинским и Ленинским районами Тульской области.
Административным, культурным и хозяйственным центром муниципального образования является с. Архангельское. Территория, которая объединяет МО Архангельское, до начала тридцатых годов входила в состав Каширского уезда, который, соответственно, входил в Московскую губернию. После образования Тульской области южные волости Каширского уезда вошли в ее состав.
В ходе последней административной реформы четырех бывших сельских территорий Архангельская, Тайдаковская, Торминская и Ревякинская вошли в состав нового муниципального образования Архангельское. Общая площадь его составляет 17518 га, в дальнейшем граница муниципального образования изменяется, и площадь будет составлять 17435,72 га.
На территории муниципального образования никогда не было развитого промышленного производства.
Населенных пунктов на территории МО Архангельское 32, в них проживают 2989 человек.
Плотность населения района 25,2 человека на один кв. км.
Плотность автодорожной сети составляет 22,9 км на 100 км2, в том числе с твердым покрытием - 22,9 км на 100 км2.
На перспективу общее направление развития производительных сил определяется рядом внешних предпосылок и внутренних факторов, количественная и качественная оценка которых определяет возможные масштабы развития народно-хозяйственного комплекса.
Основными предпосылками дальнейшего развития производительных сил района являются:
- наличие значительных земельных ресурсов как в частной, так и в муниципальной и федеральной собственности;
- наличие непосредственной близости от МО Архангельское достаточно крупных и промышленно развитых городов на территории Московской области;
- территория достаточно благоприятная для размещения промышленного и жилищно-гражданского строительства;
- высокая привлекательность МО Архангельское в связи с возможностью курортного и туристического использования.
К факторам, сдерживающим развитие муниципального образования, относятся:
- дефицит трудовых ресурсов;
- недостаточные капиталовложения;
- слабо развитая инфраструктура.
При этом сами эти факторы в большинстве носят не абсолютный, а относительный характер.
Количество населенных пунктов в МО Архангельское 32, из них сел - 2, деревень - 28, поселков - 2.
МО Архангельское | |||
Архангельская с/т |
Ревякинская с/т |
Тайдаковская с/т |
Торминская с/т |
с. Архангельское - центр |
п. Ново-Ревякинский |
д. Тайдаково |
д. Тормино |
Расчеты показывают, что для достижения уровня 1985 г. в производстве зерна, молока, мяса при соблюдении даже минимального уровня рентабельности в агробизнесе, потребуется земельных ресурсов вдвое меньше, чем было задействовано тогда. При этом, учитывая, что зерновой рынок России отягощен перепроизводством, вряд ли произведенная зерновая продукция когда-либо потребуется.
Учитывая близость крупных промышленных центров наиболее перспективным видится производство экологически чистых продуктов животноводства. Что, собственно, подтверждают данные двадцатых годов. Зерновое производство поддерживалось частными крестьянскими хозяйствами. Все частные хозяйства, имевшие больше ста десяти (110) гектаров были ориентированы на производство молока и мяса. Земельная реформа 1918 года ликвидировала их, но количество земли в распоряжении крестьян в расчете на человека не увеличилось, а сократилось. Средний душевой надел сократился с 1,1 десятины до 0,9.
Что сразу уменьшило выход товарной продукции. Все направлялось крестьянами на потребление. Избыток трудовых ресурсов, а в то время на территории волостей, входящих сейчас в муниципальное образование, более 40 тысяч человек. Из них в возрасте до 21 (двадцати одного) года было 65 процентов.
Коллективизация не увеличила производство сельхозпродукции, а возросшая его товарность связана была с внеэкономическим принуждением крестьянства и сокращением уровня потребления.
Положение изменилось в начале 60 годов. Дополнительные ресурсы позволили увеличить производство зерна примерно вдвое. С 6 центнеров с гектара до 12 - 14. Поголовье скота так и не достигло никогда предреволюционной численности. Большинство хозяйств так и не вышли на уровень рентабельности, обеспечивающий стабильное развитие.
В настоящее время ситуация в сельскохозяйственном секторе складывается следующим образом. Минимальный уровень достижения в агробизнесе рентабельности: производство 35 - 40 центнеров с гектара зерновых, молоко - 8 тысяч литров на одну корову в год. Для достижения таких показателей требуются существенные капитальные вложения, поскольку необходимы новые системы машин и оборудования, новые технологии, новые более высокопродуктивные породы скота. Без целенаправленной экономической поддержки со стороны государства землевладельцам эту проблему не решить. И даже в этих условиях значительная часть земель сельскохозяйственного назначения вряд ли будет востребована в ближайшем обозримом будущем.
Вместе с тем вряд ли будет и востребована также агробизнесом вся сложившаяся структура деревень, сел. Она складывалась в иные времена, когда сельскохозяйственное производство требовало значительное количество рабочих рук. Современное сельхозпроизводство - 1 человек на 1000 гектар.
Поэтому уже в ближайшее время предстоит ответить на вопрос, будем мы сохранять сложившуюся структуру населенных пунктов, развивать ее, привлекать для жизни в них жителей крупных городов, создавая за счет развития транспортной инфраструктуры, массового строительства жилья в экологически чистых районах их новых жителей, создавая условия для качественно другой жизни, или будем терпеливо дожидаться, пока умрут пенсионеры, а оставшиеся трудоспособные жители разъедутся по городам.
Решение этого вопроса лежит в эффективном использовании земельных ресурсов и правильной схемы территориального развития муниципального образования Архангельское.
3. Мероприятия по территориальному планированию
3.1. Природные условия развития территории
В разделе приводится описание природных условий и ресурсов с целью принятия наиболее рациональных решений для использования территории, сохраняя и улучшая природную среду.
При написании раздела использованы материалы: Производственно-геологического объединения "Центрогеология", Подмосковной комплексной геолого-разведочной экспедиции, Тульских филиалов институтов "Гипрошахт", "Центрогипрозем", Тульского областного управления лесного хозяйства, общества охотников и рыболовов, общества охраны природы, справочная информация.
Геоморфологические условия.
МО Архангельское расположено в пределах Среднерусской возвышенности, поверхность которой представляет полого-волнистую аккумулятивную равнину, расчлененную негустой, но хорошо разработанной речной и овражно-балочной сетью.
Возвышенность имеет оглаженные, мягкие формы рельефа, глубоко врезанные речные долины и обширные полого-выпуклые и слабохолмистые водоразделы.
Широко распространен балочный рельеф. Балки имеют выпуклые склоны с крутизной, редко превышающей 8 - 10 град. Относительная глубина балок от 5 - 6 м до 10 - 15 м.
В МО Архангельское встречаются балки-лощины. Дно их плоское, иногда заболоченное, шириной от 5 до 25 м, склоны высотой 3 - 5 м, крутизной 25 - 30 град.
Овраги характеризуются крутыми незадернованными склонами, резко выраженной бровкой. Величина прироста оврагов достигает 0,5 - 2,0 м в год. Наиболее распространены донные овраги глубиной 1,0 - 1,5 м, шириной 3 - 5 м.
Геологическое строение.
В геоструктурном отношении территория находится на стыке двух докембрийских структур - Воронежского массива и Московского синеклиза.
В геологическом строении района принимают участие отложения каменноугольной, юрской, меловой систем и отложения четвертичного возраста.
Каменноугольные отложения сложены известняками, глинистыми известняками нижнего отдела и глинами с прослоями песчаников среднего отдела. На севере каменноугольные отложения залегают непосредственно под четвертичными.
Юрские отложения, представленные глинистыми и песчано-глинистыми породами, расположены на юге района.
На незначительных участках выделяются пески и песчаники мелового возраста.
Коренные отложения перекрыты моренными отложениями, сложенными бурыми валунными глинами с участием флювиогляциальных песков. Средняя мощность их равна 2 - 10 м. Толща морены перекрыта безвалунным покровным суглинком (слоем 2 - 4 м).
Современные отложения пойм представлены иловатыми суглинками, разнозернистыми песками. Пологие склоны балок перекрыты толщей делювиальных суглинков.
Инженерно-геологические условия.
Муниципальное образование Архангельское расположено в пределах пригляциальной области днепровского оледенения.
В инженерно-геологическом отношении область характеризуется сравнительно спокойным рельефом, наличием мощного делювиального покрова, возможностью и надежностью возведения тяжелых сооружений на коренных породах (нижнекаменноугольных известняках и песчано-глинистых отложениях) или на плотных суглинках морены, хорошей дренированностью территории при сравнительно неглубоком залегании подземных вод, пригодных для водоснабжения, сложностью гидрогеологических условий для подземного строительства и ведения горно-эксплуатационных работ вследствие пестрой перемежаемости пород, различного литологического состава и др.
В зависимости от гидрогеологических, геоморфологических и др. условий выделяются 4 инженерно-геологических района:
1. поймы больших и малых рек;
2. надпойменные террасы;
3. возвышенные равнины днепровского оледенения;
4. возвышенные доледниковые холмистые слабо- и среднерасчлененные равнины.
Гидрогеологические условия.
В гидрогеологическом отношении территория района находится в пределах Московского артезианского бассейна.
Геологическое строение, характеризующееся частым чередованием водоносных и водоупорных слоев, привело к образованию многочисленных водоносных горизонтов небольшой мощности, нередко гидравлически связанных между собой.
На территории МО Архангельское протекают реки: Тулица, Сулема, Вашана, Выкунька, Воронка, Вашанка, Тростник. Долины рек преимущественно трапецеидальные.
Русла рек извилистые, с песчаным или глинисто-песчаным дном. Реки мелководны, преобладающая глубина малых рек от 0,6 до 2,0 м.
По режиму реки относятся к равнинным. Основные особенности их - высокое весеннее половодье, низкие летние и осенние межени, устойчивая зимняя межень.
Первые ледовые образования наблюдаются в середине ноября, вскрытие - в конце марта, начале апреля.
Толщина льда максимальной величины достигает в феврале - начале марта и составляет 35 - 54 см.
Климатические условия.
Климат муниципального образования Архангельское умеренно-континентальный, характеризуется теплым, но неустойчивым летом, умеренно суровой и снежной зимой.
Продолжительность солнечного сияния составляет 1714 часов. Самым солнечным чаще бывает июль (сумма часов с солнцем доходит до 300). За год наблюдается 108 - 109 дней без солнца.
Глубина промерзания почвы в среднем 70 см. Относительная влажность воздуха - 79 процентов, за холодный период - 85 процентов, за теплый - 75 процентов. Абсолютная влажность - 3,0 мб.
На территории выпадает 586 - 584 мм осадков за год, за холодный период 184 - 190 мм, за теплый - 396 - 400 мм. Преобладает ливневый характер осадков, сопровождающийся грозами.
Снежный покров устанавливается в ноябре, сходит в апреле. Число дней со снежным покровом - 144 - 147. Средняя декадная высота снежного покрова - около 40 см.
Преобладающее направление ветра - юго-западное и западное. Среднее число штилей - 10 процентов от общего числа случаев.
Средняя годовая скорость ветра - 4 м/с. Наибольшую повторяемость имеют ветры со скоростью 2 - 5 м/с.
Муниципальное образование Архангельское относится ко II-В строительно-климатическому району и характеризуется: расчетной температурой самой холодной пятидневки - 26 град. C, зимней вентиляционной температурой - 14 - 15 град. C, средней температурой отопительного периода - 3,6 - 38 град. C, продолжительностью отопительного периода - 214 - 211 дней.
Территория расположена в I агроклиматическом районе и характеризуется суммой среднесуточных температур воздуха за период активной вегетации растений от 2000 до 2100 град. C, гидротермический коэффициент - от 1,2 до 1,4.
Почвы.
По почвенно-географическому районированию территория МО Архангельское относится к суббориальному (умеренному) поясу Центральной лесостепной области Среднерусской лесостепной провинции.
На территории преобладают серые лесные почвы, незначительные участки заняты светло-серыми лесными почвами, в поймах рек преобладают аллювиальные почвы.
Серые лесные почвы сформировались под лиственными лесами в условиях умеренного увлажнения на бикарбонатном тяжелом суглинке.
Содержание гумуса в них варьируется от 1,2 до 1,5 процента, мощность гумусового слоя от 17 до 25 см.
По своим природным качествам серые лесные почвы плодородны, относятся к группе хороших почв. Повышение плодородия связано с внесением органических и минеральных (преимущественно азотных) удобрений.
В поймах рек сформировались аллювиальные почвы.
Средний балл продуктивности сельскохозяйственных угодий кормовым единицам - 24,6. Почвы МО Архангельское сельскохозяйственного назначения, при необходимости могут изыматься для других нужд на компенсационной основе. Балл плодородия 20 - 30. Получение высоких урожаев требует дополнительных затрат на специальные агротехнические и мелиоративные мероприятия.
Растительность и животный мир.
Муниципальное образование Архангельское расположено в лесостепной зоне. По лесорастительному районированию В.В. Попова территория относится к дубравскому району.
Преобладают дубравы и дуброво-липовые, березовые и осиновые леса.
Лиственные леса представляют собой насаждения почти на 100 процентов обновленные. Из широколиственных пород здесь встречаются дуб, клен платановидный, липа, вяз и редко ясень, из мелколиственных - осина и береза, которые местами образуют сплошные березняки и осинники.
Леса Гослесфонда занимают 3087 га.
В травостое преобладают костер безостый, бекмания обыкновенная, лисохвост луговой и др. Склоны долин и балок заняты суходольными лугами. В травостое встречаются бедренец, каменеломка, клевер горный, василек шероховатый и др. В травостое встречаются астра ромашковая, герань кровяно-красная, девясил шершавый, лен желтый и др.
Животный мир относится к Палеоарктической области Европейско-Сибирской зоогеографической подобласти.
В лесных массивах муниципального образования преобладают лось, кабан, косуля, куница, барсук, лисица, заяц-беляк, заяц-русак и белка. В водоемах встречается выдра.
В поймах рек встречается водоплавающая и болотная дичь - бекас, коростель, болотная курочка, утки, черныш.
Число тетеревов и рябчиков резко сократилось и охота на них запрещена. В реках водятся промысловые рыбы: сазан, сом, линь, лещ и др. Охота и рыбная ловля носят любительский характер.
Сырьевые ресурсы.
Сырьевые ресурсы муниципального образования Архангельское хорошо изучены и разрабатываются, это строительный песок, известняк глина. Имеются запасы бурого угля.
3.2. Демографические и трудовые ресурсы развития территории
3.2.1. Население
Численность постоянного населения МО Архангельское составляет 2989 человек.
По данным Всероссийской переписи (октябрь 2002 г.) в национальном составе населения области преобладают русские - 95,2 процента.
Второй год в области складывается положительный миграционный прирост населения, который формируется только за счет притока населения из государств - участников СНГ. Миграционный же обмен населением с другими субъектами России, а также со странами дальнего зарубежья ежегодно снижается, и сальдо миграции с ними продолжает оставаться отрицательным.
Первоочередными мероприятиями по решению демографических проблем в регионе являются: кардинальное улучшение уровня медицинского обслуживания населения, повышение экологического контроля продуктов питания, повышение материального уровня жизни, решение жилищной проблемы, а также сохранение и возрождение сложившейся системы расселения.
Сокращение численности населения МО Архангельское происходит в основном за счет естественной убыли. Смертность превышает рождаемость в 2,3 раза.
Наблюдается идентичная картина с областными показателями по сокращению численности населения в основном за счет естественной убыли.
Выполненный прогноз численности населения по району предлагает увязку с задачами, поставленными Правительством РФ в области демографии. В первую очередь необходимо удержать инерционный процесс естественной убыли населения и создать комплекс условий, способствующих выравниванию естественной убыли и рождаемости населения. Во вторую очередь предполагается повысить рождаемость с превышением над естественной убылью населения.
3.2.2. Трудовые ресурсы
В общей численности занятого экономической деятельностью населения в Ясногорском районе в декабре 2008 года - 5435 человек составляли работники крупных и средних предприятий без учета совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам.
В районе в последние годы наблюдается тенденция в структуре занятости населения доли лиц с высшим, неполным высшим и средним специальным образованием. При этом в структуре занятости населения уменьшается удельный вес не имеющих профессионального образования.
Численность граждан Ясногорского района, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости на 2007 г., составляет 112 человек, из них признано безработными 111 человек.
Главной задачей в развитии занятости и рынка труда на ближайшую и долгосрочную перспективу является:
- сохранение и поддержание относительно высокого трудового потенциала района;
- обеспечение стабильной занятости и низкого уровня безработицы;
- повышение качества рабочей силы;
- ликвидация и смягчение территориальных диспропорций на рынке труда и в первую очередь на селе;
- поддержание положительной динамики численности трудоспособного населения;
- улучшение условий и охраны труда;
- проведение миграционной политики, способствующей развитию рынка труда.
При оптимальном сочетании демографической, миграционной и технической политики трудовые ресурсы не будут являться ограничивающим фактором развития территории МО Архангельское.
Рынок труда.
Предполагается, что численность трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет сокращаться. На такой неблагоприятный прогноз повлияла в первую очередь негативная демографическая ситуация.
Неуклонно сокращается численность занятых на государственных муниципальных предприятиях. В то же время быстрыми темпами возрастает данный показатель в частном секторе экономике.
Большая часть этих людей в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой, заняты в экономике г. Москвы, Московской области и г. Тулы.
Рост реальных денежных доходов в условиях экономической стабилизации будет способствовать оживлению покупательской активности, в результате внутренний спрос на потребительские товары станет движущей силой экономического роста.
В статью прирост вкладов в банках, приобретение недвижимости, валюты, облигаций, государственных займов и других ценных бумаг включены: прирост (уменьшение) вкладов в учреждениях Сбербанка; прирост (уменьшение) вкладов в кредитных организациях; прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках, для расчетов с использованием банковских карт; приобретение государственных и других ценных бумаг.
Превышение доходов над расходами и сбережениями является результативной статьей баланса денежных доходов и расходов и сбережений населения.
Превышение доходов над расходами и сбережениями отражает не только изменение остатка денег у населения, но также межрегиональную миграцию денежных потоков, что связано с передвижением населения (служебные командировки, перемена места работы, выезды на отдых и лечение, поездки сельского населения для продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозных рынках, поездки с целью покупки товаров и т.д.).
Сельское хозяйство. Площадь сельскохозяйственных угодий МО Архангельское составляет 11596 га. Посевные площади сельскохозяйственных культур под урожай на 1 июля 2006 года по видам и категориям хозяйств всех категорий составляют 3657 га, в том числе хозяйства населения - 286 га, посевные площади зерновых и зернобобовых культур - 1682 га, посевная площадь технических культур - 413 га, посевная площадь картофеля - 225, посевная площадь кормовых культур - 1285 га, посевная площадь овощных и бахчевых культур - 53 га. Площадь многолетних плодовых насаждений и ягодных культур составляет на 1 июля 2006 года на всех категориях хозяйств 68,6 га. Поголовье крупного рогатого скота составляет на 1 июля 2009 года на всех категориях хозяйств 1905 голов, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей насчитывается 273 голы. Поголовье свиней на 1 июля 2006 года составляет 184 головы. Поголовье овец составляет 192 головы; коз - 152. Поголовье птиц на 1 июля 2006 года составляет 7215 голов.
Производство сельскохозяйственной продукции по видам по Ясногорскому району на 2007 год: зерно - 3,1 тыс. т; картофель - 17,7 тыс. т; овощи - 6,9 тыс. т; мясо (в убойном весе) - 1,0 тыс. т; молоко - 8,9 тыс. т; яйца - 3,7 млн. шт.
Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий в весе после доработки по Ясногорскому району составляет на 2008 год 8,6 тонны. Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий по Ясногорскому району составляет на 2008 год 13,2 тыс. тонн. Валовой сбор овощей, включая закрытый грунт, в хозяйствах всех категорий по Ясногорскому району составляет на 2008 год 5,6 тыс. тонн. Производство молока всех видов в хозяйствах всех категорий по Ясногорскому району на 2008 год составляет 8,1 тыс. тонн.
Демографическая ситуация. Наблюдаемое в настоящее время снижение численности населения МО Архангельское. Темпы уменьшения населения в целом останутся прежними в ближайшем прогнозном периоде.
Число родившихся в Ясногорском районе в 2007 году равно 9,4 на 1000 населения. Число умерших 21,9 на 1000 населения.
Согласно существующим тенденциям в процессах воспроизводства сельское население, в отличие от городского, будет сокращаться более быстро.
По результатам оценки демографической ситуации на текущий год ожидается сокращение естественной убыли населения. Это обусловлено значительным снижением к концу 2008 года количества умерших и небольшим увеличением численности родившихся. К сожалению, за этим не последует снижение естественной убыли населения вследствие высокого уровня смертности из-за продолжающегося процесса старения населения МО Архангельское.
Частично компенсирующим высокую естественную убыль населения фактором будет миграционный прирост. Наблюдаемая в течение последних 5 лет тенденция к положительному миграционному сальдо сократится в прогнозном периоде.
Здравоохранение. Учреждения здравоохранения, расположенные на территории МО Архангельское:
1) Архангельский фельдшерско-акушерский пункт;
2) Торминский фельдшерско-акушерский пункт;
3) Тайдаковский фельдшерско-акушерский пункт;
4) Ревякинский фельдшерско-акушерский пункт;
5) Вашанский фельдшерско-акушерский пункт.
Численность врачей по Ясногорскому району на 2007 год составляет 15,9 человека на 10000 населения, в 2000 году численность врачей составляла 20,2 человека на 10000 населения. Численность среднего медицинского персонала по Ясногорскому району на 2007 год составляет 57,0 человека на 10000 населения, в 2000 году численность персонала равна была 80,1 человека на 10000 населения.
|
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Число случаев заболеваний с |
15,5 |
19,7 |
13,5 |
14,6 |
15,5 |
Социальная сфера. В развитии социальной сферы значительных перемен не предполагается. Обеспеченность больничными, амбулаторно-поликлиническими, фельдшерско-акушерскими, клубными, библиотечными и т.д. учреждениями прогнозируется сохранить на достигнутом уровне.
3.3. Градостроительная организация территории
3.3.1. Планировочная организация территории
Организация территории муниципального образования строится на основе ее планировочной структуры и функционального зонирования. Оптимизация функционально-планировочной структуры является одной из главных задач архитектурно-планировочной организации территории МО Архангельское.
3.3.1.1. Сложившаяся планировочная структура
Планировочная структура муниципального образования Архангельское формировалась в соответствии с направленностью природного и транспортного каркаса территории.
На формирование планировочной структуры оказало влияние развитие городов Москва, Тула, Ясногорск как крупных транспортно-распределительных и промышленных узлов. Города-"перекрестки" стали местом концентрации организационных и транспортно-распределительных логистических функций.
Планировочные оси района - речные долины являются территориями наиболее ценными для градостроительного и хозяйственного освоения, они формируют систему расселения и основные планировочные зоны.
Планировочная структура Ясногорского района характеризуется наличием двух основных осей.
Главными транспортно-планировочными осями являются:
- в широтном направлении - ось Алексин - Ясногорск с продолжением к востоку - на Венев;
- в меридианальном направлении - ось Тула - Ясногорск с продолжением к северу - на Москву, а к югу - на Харьков; ось Новомосковск - Ефремов с продолжением к северу - на Москву, а к югу - на Воронеж.
Планировочные зоны района - обширные территории с повышенным уровнем урбанизации формируются на базе городских поселений: г. Ясногорска, г. Ревякино и прилегающих к ним сельских поселений.
3.3.1.2. Перспективная планировочная структура
Проектные предложения направлены на решение главной проблемы: совершенствование территориальной организации территории за счет рационального размещения производительных сил и развития полицентрической системы расселения.
Главные положения планировочной концепции развития муниципального образования Архангельское включают в себя следующее:
- дальнейшее развитие существующих планировочных осей и формирование новых;
- создание дополнительных планировочных подцентров;
- формирование урбанизированных территорий;
- четкое функциональное зонирование территории.
В перспективной планировочной структуре предусматривается дальнейшее развитие планировочных зон и формирование новых, а именно:
- урбанизированных территорий;
- зон основных транспортных магистралей;
- зон охраняемого природного ландшафта;
- зон рекреации;
- зоны формирования парка;
- курортно-рекреационных зон.
Предлагаемая проектная планировочная структура будет способствовать преодолению территориальной диспропорции и созданию сбалансированной пространственной организации территории района.
3.3.2. Расселение
Важной стратегической задачей градостроительного развития МО Архангельское является дальнейшее совершенствование региональной системы расселения. Для выявления особенностей формирования и тенденции развития системы расселения в работе был выполнен ретроспективный анализ системы расселения на территории Ясногорского района.
В концептуальной части работы рассмотрены стратегические задачи по:
- иерархии систем расселения;
- иерархии центров по роли в системе расселения;
- дальнейшему развитию и совершенствованию сложившихся систем расселения разного уровня с акцентом на всемерное развитие групповых и местных систем расселения;
- выбору направления развития населенных мест.
Решение вопросов расселения имеет свою специфику, которая обусловлена характерными особенностями территории Ясногорского района.
Анализ взаиморасположения населенных мест разного вида, а также функциональных связей между ними определяют форму расселения МО Архангельское.
3.3.3. Функциональное зонирование
Функциональное зонирование территории является одним из главных результатов разработки Генерального плана. Это инструмент регулирования территориального развития муниципального образования, где определяется состав функциональных зон, их границы, режимы (регламенты) использования территории.
Задачами функционального зонирования территории являются:
- определение типологии и количества функциональных зон, подлежащих выделению на территории данного муниципального образования;
- привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и формирование ее перспективного функционального зонирования;
- разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий в пределах функциональных зон разного типа.
Утвержденное в соответствующем порядке функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.
Функциональное градостроительное зонирование на уровне района предполагает выделение зон приоритетного функционального использования.
По характеру преимущественной хозяйственной деятельности выделяются функциональные зоны.
1. Зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения (использования) и максимально допустимого искусственного преобразования природной среды, в том числе подзоны:
- преимущественной урбанизации;
- повышенной градостроительной ценности;
- селитебные территории.
2. Зоны экстенсивного градостроительного освоения окружающей природной среды.
Это территория, на которой преобладают земли преимущественного сельскохозяйственного назначения для производства товарной сельскохозяйственной продукции и размещения предприятий по ее переработке. Здесь предполагается первоочередное восстановление объектов АПК.
3. Зоны ограниченного хозяйственного освоения и максимально сохраняемой природной среды:
- преимущественно рекреационного использования.
Зонирование учитывает неоднородность территории и осуществляется по следующим условиям:
- инженерно-геологическим;
- природно-экологическим;
- санитарно-гигиеническим;
- проживанию населения и его хозяйственной деятельности.
Зонирование произведено в соответствии с общей территориальной структурой производства и расселения, природно-экологического каркаса района, характером размещения и режимом особо охраняемых природных территорий и др.
Величина функциональных зон установлена на основе результатов комплексной оценки территории и анализа социально-экономической ситуации.
Размещение функциональных зон, их конфигурация определены на основе перспективной планировочной структуры района в соответствии с конкретным размещением основных и второстепенных планировочных элементов.
В результате функционального зонирования вся проектируемая территория делится на отдельные участки с рекомендуемыми для них различными видами и режимами хозяйственного использования.
Функциональное зонирование территории позволяет определить соподчиненную систему поселений - от районного многофункционального центра - г. Ясногорска до многофункциональных центров муниципальных образований.
3.4. Социальная инфраструктура
3.4.1. Жилищный фонд
Существующий жилищный фонд МО Архангельское составляет 74,1 тыс. кв. м общей площади.
Жилищный фонд МО Архангельское характеризуется сравнительно низким уровнем благоустройства.
Техническое состояние жилищного фонда области за 1995 - 2005 гг. существенно ухудшилось. В 2005 г. жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному жилью, увеличился по сравнению с 1995 г. в 3,2 раза, с 2000 г. - в 3,1 раза. Доля ветхого и аварийного жилья в общей величине жилищного фонда увеличилась с 2,0 процента в 1995 г. до 6,3 процента в 2005 г. Процесс ликвидации непригодного для проживания жилья в последние годы протекал медленно.
Необходимыми направлениями в жилищной политике МО Архангельское являются:
1. Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.
2. Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.
3. Повышение доступности для населения жилья и увеличение объемов жилищного строительства.
4. Модернизация коммунальной инфраструктуры.
Для реализации намеченных направлений и показателей ввода жилья необходима также реализация следующих мероприятий:
- совершенствование государственной законодательной политики, стимулирующей финансирование строительства жилья;
- обеспечение роста инвестиций, использование механизмов ипотечного кредитования;
- внедрение новых более экономичных технологий строительства, производства строительных материалов;
- изменение структуры жилищного строительства, развитие панельного и монолитного домостроения (структура, качество и технические характеристики жилья должны соответствовать спросу и потребностям населения);
- развитие малоэтажного строительства;
- внедрение экономических и административных рычагов, обеспечивающих сокращение сроков подготовки исходных материалов и технических условий для разработки проектной документации;
- передача незавершенных строительством объектов долгостроя эффективным застройщикам;
- создание прозрачных условий для формирования рынка земельных участков под застройку, рынка подрядных работ;
- привлечение средств федерального бюджета, выделяемых для строительства жилья для льготных категорий граждан в рамках целевых федеральных программ.
В настоящей работе дана прогнозная оценка жилищной потребности населения МО Архангельское и объемов нового жилищного строительства на проектные этапы.
Площадь жилищ по проценту износа
по МО Архангельское Ясногорского района на 01.01.2007
|
Общая площадь |
В том числе площадь жилищ |
||
От 0 до 30% |
От 31 до 65% |
Свыше 65% |
||
МО Архангельское |
74,1 |
37,9 |
34,3 |
1,9 |
Площадь жилищ по материалу стен
по МО Архангельское Ясногорского района на 01.01.2007
|
Общая |
В том числе площадь жилищ в жилых зданиях |
||||
каменных, |
панельных |
блочных |
деревянных |
смешанных |
||
МО Архангельское |
74,1 |
10,3 |
7,6 |
0,4 |
52,1 |
0,2 |
3.4.2. Социальная инфраструктура оценка современного состояния
Современная социальная инфраструктура МО Архангельское, несмотря на определенное развитие по составу, вместимости и размещению по населенным пунктам, все еще недостаточно отвечает предъявляемым к ней требованиям.
В первую очередь это относится к сельской местности. Сравнительно небольшая величина сельских поселений, слабые транспортные связи сельских населенных мест с организующими районными центрами, неудовлетворительное состояние автотранспортной сети и транспортных средств обусловили недостаточную степень современных культурно-бытовых взаимосвязей в сельской местности.
В данном МО предлагается новый подход к решению социальных проблем, в частности, - социально-культурному обслуживанию населения.
Главным принципом формирования системы обслуживания является необходимость учета значения населенных пунктов в системе расселения и их взаимосвязи с другими населенными пунктами, количество обслуживаемого населения, характер градообразующей базы населенных мест, особенности их планировочной структуры, приоритетов и перспектив развития, а также максимального приближения учреждений обслуживания непосредственно к человеку.
Модель межселенного социально-культурного обслуживания населения
Принятие проектных решений по организации сферы обслуживания базируется на получении комплексного социально-экономического эффекта, главным средством которого следует рассматривать рациональную функционально-планировочную организацию сети объектов социальной инфраструктуры.
Пространственно-территориальная организация социально-культурного обслуживания основывается на перспективном развитии групповых систем населенных мест и дорожно-транспортной сети при учете межселенных трудовых, культурно-бытовых связей и особенностей сложившейся системы обслуживания.
В основе проектных предложений по развитию социальной инфраструктуры положен принцип ступенчатости обслуживания, предлагающий обеспечение населения полным комплексом услуг в пределах групповых систем населенных мест с определенным уровнем концентрации объектов так называемой "межселенной социальной инфраструктуры" в отдельных центрах.
Тенденция к пространственному тяготению объектов межселенной социальной инфраструктуры определена действием следующих факторов:
- стремлением населения получить по возможности полный комплекс услуг в одном месте при минимуме затрат времени на транспортные передвижения;
- экономическими выгодами (снижением величины удельных капитальных затрат и эксплутационных расходов) территориальной концентрации разнообразных функций в составе объединенного городского (сельского) центра.
Под влиянием этих тенденций объекты социальной инфраструктуры объединяются в локальные территориальные образования, формируются системы населенных пунктов - полифункциональных центров обслуживания.
В этих центрах помимо объектов социально-культурного обслуживания, относящихся к внутриселенной социальной инфраструктуре, направленной на удовлетворение потребностей собственного населения, предполагается размещение учреждений и предприятий, выполняющих межселенные функции и удовлетворяющих потребности сопряженного населения.
Районный - г. Ясногорск, центр с полным комплексом объектов периодического, эпизодического и уникального обслуживания.
На этом уровне представлены следующие учреждения:
в образовании: учреждения начального профессионального образования, средние специальные учебные заведения, специализированные школы;
в здравоохранении: больницы, диспансеры, поликлиники, станции скорой медицинской помощи, аптеки;
учреждения культуры: Дома культуры, районные библиотеки, кинотеатры, Дома детского творчества;
учреждения физической культуры и спорта: плоскостные спортивные сооружения, спортзалы, бассейны, детско-юношеские спортивные школы.
Иерархия центров различного ранга характеризуется определенным набором учреждений социально-культурного обслуживания по всем отраслям (здравоохранение, образование и воспитание, культура, искусство, физическая культура и спорт), определенной зоной обслуживания, а также определенной численностью обслуживаемого населения.
3.5. Туристско-рекреационный комплекс
МО Архангельское располагает достаточным рекреационным потенциалом:
- благоприятные природно-климатические условия;
- значительный объем культурно-исторического наследия.
Кроме того, район обладает значительным духовным наследием, материализованным в памятниках духовной культуры.
Духовный потенциал территории является частью историко-культурного наследия области, поэтому рассматривается в едином с ним комплексе.
Рекреация.
Тульская область и район расположены на северо-востоке Среднерусской возвышенности, на водоразделе рек Дона и Оки, обладают значительным рекреационным потенциалом:
- территориями с живописными ландшафтами;
- густой речной сетью;
- благоприятным климатом;
- разнообразным растительным и животным миром;
- уникальными природными объектами: заповедниками, заказниками;
- минеральными водами;
- рекреационными санаторно-курортными учреждениями и рекреационными объектами;
- ценным историко-культурным наследием;
- историческими городскими поселениями.
Природные условия и ресурсы.
Практически все природные условия МО Архангельское благоприятствуют развитию рекреации и ее отдельных видов - туризма, спорта, но степень использования их различна и зависит от рекреационного спроса.
Живописные ландшафты, сформированные рельефом, могут использоваться в научно-познавательном и рекреационном значении. Ландшафты представляют собой основу рекреационного развития МО Архангельское.
Водные ресурсы. Реки, пруды создают многообразие рекреационных возможностей, которые дополняют источники минеральных вод и значительные запасы пресных подземных вод.
Территория покрыта сетью рек, что придает ей привлекательный вид, благоприятный для отдыха и туризма. Основными крупными водными артериями являются реки Вашана, Тулица, Сулема, Выкунька, Воронка, Вашанка, Тростник. Имеется множество прудов.
Климат. По климатическим условиям МО Архангельское благоприятно для рекреационной деятельности. Климат умеренно-континентальный с теплым летом и умеренно холодной зимой.
Климат благоприятен для отдыха и лечения людей, проживающих в средней полосе России, с противопоказаниями жаркого сухого лета.
Богатый растительный и животный мир благоприятен для таких видов рекреационного использования, как охота и рыболовство, а также познавательного туризма.
В рекреационном отношении с точки зрения лесорастительных условий наиболее благоприятными для организации различных видов отдыха являются дубовые широколиственные леса.
Уникальные объекты природы - особо охраняемые природные территории. На территории МО Архангельское находятся уникальные объекты природы, представляющие интерес с точки зрения туризма, отдыха, научного познания.
Одним из массовых видов рекреационной деятельности является туризм. Он сочетает в себе отдых, оздоровление, культурно-познавательную деятельность и общение (научные конференции, специальные культурные программы и др.).
В зависимости от целей путешествия туризм подразделяется на:
- познавательный туризм;
- деловой туризм;
- спортивный и оздоровительный.
К познавательному туризму относится маршрутный, этнический, автомобильный.
Область и район обладают рядом благоприятных факторов для развития автотуризма: наличие разветвленной сети автомобильных дорог, имеющих удобные выходы на соседние области - Московскую, Калужскую, Рязанскую, Орловскую, Липецкую.
В районе может получить дальнейшее развитие деловой туризм, для которого необходимы объекты туристического комплекса и гостиничного хозяйства, недостаточные в настоящее время.
Основными туристическими маршрутами, сочетающими в себе отдых, оздоровление, культурно-познавательную деятельность и включающими в себя посещение объектов культурного наследия, ансамбли, достопримечательные места, исторические места, сеть учреждений досугового-культурного типа. Пролегают по существующим автодорогам: Ревякино - Желыбино, Ясногорск - Тормино.
Спортивный туризм включает в себя катание на лодках, путешествие на байдарках, спортивное ориентирование. МО Архангельское располагает значительными возможностями для водного туризма, которые представляют реки Тулица, Сулема, Вашана, Вашанка, Выкунька, Воронка, Тростник.
Специфической разновидностью спортивного туризма является охота и рыбная ловля, предпосылками для которого являются развитая сеть рек, наличие охотхозяйств на территории МО Архангельское.
К объектам инфраструктуры оздоровительного туризма относятся туристические гостиницы, турбазы, лыжные базы, базы отдыха, сеть которых не развита.
На территории МО Архангельское в результате археологических раскопок выявлены памятники археологии, многие из которых занимают значительные территории (древние курганы, городища, могильники, стоянки, курганы), памятники археологии приняты на государственную охрану. Интересны с точки зрения познавательного туризма археологические объекты, расположенные в Ясногорском районе.
Очень интересны для посещения туристами и проведения экскурсий памятники градостроительства и архитектуры.
3.6. Инженерно-транспортная инфраструктура
3.6.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожные магистрали на территории МО Архангельское отсутствуют.
Ближайшие железнодорожные станции находятся в районном центре г. Ясногорск, сообщение осуществляется в основном пассажирское по маршрутам Тула - Москва, Тула - Серпухов.
3.6.2. Автомобильные дороги
Автомобильная сеть МО Архангельское представлена автодорогами регионального и местного значения.
По территории МО Архангельское проходят автодороги с асфальтовым покрытием: Ревякино - Желыбино, Ясногорск - Тормино.
Между населенными пунктами связь осуществляется по грунтовым дорогам.
3.6.3. Инженерная инфраструктура
3.6.3.1. Водоснабжение
Основным источником питьевого водоснабжения являются подземные воды трещинно-карстовых артезианских бассейнов платформенного типа.
Необходимо провести дополнительную экспертную оценку запасов подземных вод и ее качества для хозяйственно-питьевых нужд в увязке с перспективными планами развития МО Архангельское.
Основными проблемами являются:
- снижение качества воды;
- отсутствие сооружений водоподготовки на водозаборах;
- отсутствие очистки сточных вод и речной сети, т.к. подземные и поверхностные воды представляют единый комплекс;
- отсутствие томпака на заброшенных скважинах.
3.6.3.2. Канализация
Централизованная система канализации отсутствует. Система водоотведения поселков и сельских населенных мест развита слабо.
Положение усугубляется проблемой использования и хранения навозосодержащих стоков от общественного и личного животноводства.
В некоторых населенных пунктах имеются локальные системы (выгреб), требующие очистки.
3.6.3.3. Санитарная очистка
Сбор, удаление и обезвреживание твердых бытовых отходов, а также жидких бытовых отходов из неканализованных домовладений и хозяйств являются основной задачей санитарной очистки.
Центральный сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) не организован. Практически ни одна из свалок полностью не отвечает требованиям природоохранного законодательства. Существующие санкционированные свалки не смогут принять весь образующийся объем отходов, обустройство новых свалок нежелательно по причине значительной загрязненности территории. Поэтому все более остро в перспективе назревает необходимость строительства в районе мусороперерабатывающих заводов. На ближайшую перспективу предусматривается существующие неусовершенствованные свалки переоборудовать в полигоны захоронения ТБО, объединенные для нескольких населенных пунктов, согласованные с органами санэпиднадзора и комитетом по природопользованию.
3.6.3.4. Электроснабжение
Электроснабжение потребителей МО Архангельское осуществляется от сетей Тульской энергосистемы.
Для дальнейшего развития МО Архангельское возникает необходимость увеличения электрических мощностей, для чего потребуется развитие сетей 6 и 10 кВ, а также, возможно, 35 кВ и 110 кВ и установка дополнительных трансформаторных подстанций.
3.6.3.5. Газоснабжение
Газоснабжение МО Архангельское производится в основном на базе природного и в меньших объемах сжиженного газа. Природный газ подается по газопроводам - отводам от магистральных газопроводов.
3.6.3.6. Теплоснабжение
Теплоснабжение производится от существующих групповых и промышленно-отопительных котельных. Малоэтажная застройка в основном имеет печное отопление. Топливом для крупных источников тепла является природный газ.
Первоочередной задачей района является перевод на газ котельных и локальных систем отопления в малоэтажной застройке района.
3.7. Охрана окружающей среды
Особое место в работе занимает вопрос охраны окружающей среды и природопользования, приведение нарушенных экологических и санитарных норм в первозданное экологически чистое состояние.
Для этого требуется:
- предусмотреть комплексные мероприятия по строительству и реконструкции Т.Б.О. с размещением с размещением мусоросжигающих и мусороперерабатывающих предприятий;
- предусмотреть сохранение природных систем, поддержание их цельности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности населения.
Радиационная безопасность.
МО Архангельское относится к территории чистой от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Но близость загрязненных территорий обязывает вести радиационный контроль для поддержания нормативных показателей. Особо это касается территорий вдоль автомагистралей и естественных водосборов.
3.8. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации на территории Тульской области могут быть обусловлены как природными, так и техногенными факторами.
Чрезвычайные ситуации, связанные с природными и природно-техногенными факторами.
Переработка берегов. Опасность возникновения природных катастроф, связанных с активизацией экзогенных геологических процессов на территории Ясногорского района и МО Архангельское, значительно возрастает в связи с все большим вмешательством человека в природу, усиливающим техногенную нагрузку на окружающую среду.
В связи с переработкой берегов при отсутствии берегоукрепительных сооружений ежегодно береговая линия отступает вглубь на несколько метров в год, поглощая гектары ценных сельскохозяйственных земель, причиняя ущерб населению и хозяйству.
Просадки. Лессовидные породы, склонные к просадкам, широко распространены на территории области, особенно на водоразделах и на высоких надпойменных террасах реки Ока.
На территории Тульской области присутствуют пылеватые лессовидные разности, характеризующиеся как I, так и II типом грунтовых условий по просадочности. Следствием просадок являются разнообразные деформации зданий и сооружений. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с просадочными грунтами, существует в случае строительства без учета просадочных свойств грунтов. При этом возможны неравномерные осадки и, как следствие, деформации и даже обрушения зданий и различных инженерных сооружений.
Подтопление - широко распространенное явление на застроенной части территории. Подтопление связано как с общими изменениями водного баланса, так и с техногенным нарушением поверхностного стока и утечками из водонесущих коммуникаций.
Подтопление часто является причиной снижения несущей способности оснований сооружений и, как следствие, неравномерные осадки и деформации сооружений, что представляет особую опасность для газо - и нефтепроводов.
Затопление и наводнения - широко распространенное явление на территории Тульской области и района. При катастрофических паводках возможно затопление прибрежных населенных пунктов, нанесение материального ущерба населению и хозяйству области, а также вреда жизни и здоровью людей.
При затоплении возможно:
затопление отдельных населенных пунктов, производственных объектов;
разрушение жилищных, хозяйственных и производственных строений, мостов, переправ, линий электропередачи;
затопление сельскохозяйственных угодий, гибель урожая;
гибель людей и скота.
Основные причины возникновения опасных природных процессов, с которыми могут быть связаны чрезвычайные ситуации, следующие:
Оползни:
- нарушение устойчивости склонов при их подрезке, связанной с прокладкой дорог, а также водотоками;
- произвольная нарезка дорог по кромке склонов;
- утяжеление склона при его самовольной застройке;
- нарушение растительного покрова (вырубка лесов, распашка склонов);
- повышение уровня подземных вод за счет технических утечек (из водопроводов, канализации, производств с "мокрой технологией"), распашка земель, в том числе лесных площадей.
Переработка берегов:
- отсутствие берегоукрепительных сооружений;
- слабая эффективность их функционирования.
Суффозионные и карстовые процессы:
- изменение скорости движения подземного водного потока, обусловленное природными и техногенными факторами;
- переменный режим насыщения и осушения значительных массивов пород, связанный с резким изменением уровня воды в водохранилищах.
Сдвижение пород:
- существование пустующих отработанных выработок.
Затопления и наводнения:
- плохое состояние гидротехнических сооружений;
- отсутствие или неэффективность работы защитных дамб и берегоукрепительных сооружений;
- отсутствие проектно-сметной документации и строительство с нарушением норм и правил прудов и водохранилищ;
- ежегодное разрушение временных земляных перемычек;
- наличие низководных мостов, провоцирующих появление заторных явлений;
- низкая пропускная способность водопропускных труб под автодорогами, не обеспечивающая пропуск паводковых вод, обусловливающих затопление дорог и изоляцию населенных пунктов.
Пожаровзрывоопасные объекты.
На территории области расположено более 60 пожаровзрывоопасных объектов. К данной категории относятся объекты, на которых осуществляется:
- транспортировка природного газа, нефти и нефтепродуктов;
- хранение нефтепродуктов, спирта;
- производство сахара, хлебной и мучной продукции, спирта.
Наиболее потенциально опасными участками газо- и нефтепродуктопроводов являются головные и промежуточные насосные перекачивающие станции с их технологическим оборудованием, переходы через реки, а также через железные и автомобильные дороги.
Транспорт.
Чрезвычайные ситуации возможны на всех видах транспорта. Аварии с химически опасными веществами на автомобильном и особенно на железнодорожном транспорте могут вызвать распространение зараженного воздуха на расстояние до 20 км и более от места разлива, что в условиях области определяет возможность уязвимости почти всех населенных пунктов. Износ основных фондов и, в первую очередь, локомотивов и вагонов, сброс топочного материала речным транспортом в акваторию водных путей сообщения. Сильный износ автобусов и грузового транспорта. Человеческий фактор, низкий уровень профессионализма обслуживающего персонала. Несоблюдение техники безопасности и правил движения.
Лесные пожары.
Чрезвычайные ситуации могут быть также связаны с лесными пожарами. Наибольшая вероятность возникновения лесных пожаров существует на территории лесхозов, где преобладают породы хвойных деревьев, а также в местах традиционного отдыха граждан, сбора грибов и ягод:
- самовозгорание;
- поджоги;
- неосторожное обращение с огнем;
- недостаточный уход за лесом.
4. Предложения по реализации генерального плана МО Архангельское
Разработка Генерального плана МО Архангельское как общерегионального градостроительного документа предполагает и соответствующие механизмы ее реализации.
Система механизмов, регламентирующих и обеспечивающих градостроительную деятельность, включает в себя:
- правовое обеспечение;
- экономический механизм реализации;
- организационный механизм;
- информационное обеспечение;
- научное обеспечение;
- проектное обеспечение;
- кадровое обеспечение.
Система включает механизмы как федерального, так и регионального уровней.
К механизмам федерального уровня относятся: нормативно-правовые документы федерального уровня, стратегические, прогнозные и программные документы социально-экономического развития Российской Федерации, градостроительные документы, определяющие градостроительную политику на территории Российской Федерации, национальные проекты.
Главные директивные документы федерального уровня:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
- федеральные целевые программы (ФЦП).
К механизмам регионального уровня относятся: нормативно-правовые, стратегические и прогнозные документы регионального уровня; комплексные и целевые программы социально-экономического развития области; программы развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы; градостроительные документы разного уровня и характера; крупные инвестиционные проекты; наличие организационных структур по реализации генерального плана и других градостроительных документов, проведение мониторинга их реализации.
Основным программным документом Тульской области и района на ближайший период является "Программа социально-экономического развития Тульской области до 2010 года", а также ряд целевых отраслевых программ.
Для реализации проектных предложений генерального плана целесообразно разработать:
- ряд областных законодательных и нормативных правовых актов по градостроительной деятельности:
- Закон о зонах особого градорегулирования;
- Постановления о придании соответствующего статуса проектируемым заказникам.
- Стратегию долгосрочного социально-экономического развития Тульской области и Ясногорского района;
- Градостроительный кадастр и систему градостроительного мониторинга территории области;
- Инвестиционный паспорт области и района;
- Схемы территориального планирования муниципальных районов области;
- Территориальные строительные нормы и правила застройки;
- Специальные отраслевые схемы:
- Схему "Сохранение, реставрация и использование объектов историко-культурного наследия";
- Схему организации рекреационно-туристического комплекса на территории района;
- Комплексную специализированную Схему охраны окружающей природной среды (после проведения специальных работ);
- Схему развития и территориальной организации образовательной сети;
- Схему развития и территориальной организации лечебно-профилактических учреждений;
- Схему развития и территориальной организации учреждений культуры.
- Специальные Проекты:
- Генпланы городов;
- Проекты планировки зон отдыха длительного, кратковременного, детского;
- Проекты охранных зон памятников истории и культуры;
- Историко-культурный план территории района;
- Проекты организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
- Проекты водоохранных зон рек и водохранилищ;
- Проекты охраны среды от проявления опасных геологических процессов (противооползневые, противоэрозионные, противопаводковые и др. сооружения и мероприятия).
В качестве инструментов регионального развития предлагается:
- разработка стратегических инвестиционных проектов;
- создание экономических зон, технопарков, транспортно-логистических центров.
Кроме того, для реализации проектных предложений по развитию АПК необходимо предусмотреть:
- восстановление производственной инфраструктуры (снабженческо-заготовительные и др. обслуживающие объекты) разного территориального уровня;
- формирование новых организационно-хозяйственных и организационно-правовых структур федерального, регионального и муниципального значения на основе развития различных форм кооперации и вертикальной интеграции на базе развивающихся подкомплексов АПК;
- создание на базе учебных, научных и научно-производственных организаций сети из координирующих свою работу центров агротехнологий - агротехнопарков;
- формирование в Туле Центра менеджмента для обеспечения высоких темпов роста конкурентоспособности организаций;
- усиление государственной поддержки и регулирования.
Для реализации генерального плана следует также:
- создать службу государственного градостроительного кадастра;
- провести паспортизацию памятников истории и культуры;
- организовать мониторинг:
- градостроительный;
- санитарно-экологический;
- состояния и использования объектов историко-культурного наследия;
- состояния и использования особо охраняемых природных территорий.
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания представителей Ясногорского района Тульской области от 3 марта 2011 г. N 152 "Об утверждении генерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.