Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Собрания представителей
Щекинского района
от 28 февраля 2011 г. N 26/235
Отчет
главы администрации щекинского района о результатах своей деятельности
и деятельности администрации Щекинского района по итогам 2010 года
Уважаемые депутаты Собрания представителей Щекинского района!
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования Щекинский район выносит на ваше обсуждение отчет о своей деятельности в 2010 году и выполнении возложенных на нее полномочий.
Самым ярким и значимым событием прошедшего года, несомненно, было празднование 65-й годовщины Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Этот праздник вошел в наши сердца как символ героизма и беспримерного мужества народа, отстоявшего свободу и независимость Родины. Подготовка к этому знаменательному событию началась задолго до его наступления. Была проведена большая работа, чтобы ни один ветеран не остался без внимания. Хочу выразить глубокую признательность администрациям поселений, руководителям предприятий и организаций, профсоюзам, ветеранским и молодежным организациям за активную помощь в организации и проведении этого грандиозного по своим масштабам праздника.
Я не буду останавливаться подробно на событиях года 65-летия Великой Победы, скажу только, что в 2009 - 2010 гг. 78 ветеранов войны и 6 солдатских вдов получили необходимые субсидии и возможность приобрести благоустроенное жилье.
2010-й год был Годом учителя, и щекинские педагоги в очередной раз подтвердили свою репутацию "лучших в области", подготовив рекордное количество выпускников-медалистов.
Год назад, подводя итоги 2009 года, мы ставили перед собой высокие цели и сложные задачи. Нам пришлось приложить максимум усилий по их воплощению в жизнь. Работая в непростых экономических и финансовых условиях, мы смогли сделать так, чтобы 2010-й год стал для нашего района годом дальнейшего развития.
Два последних года стали серьезной проверкой как для страны и Тульского региона, так и для Щекинского района. Но, несмотря на трудности, прошедший год прошел с положительной динамикой. Экономика района восстанавливается, о чем свидетельствуют показатели роста производства на предприятиях района.
Приведу основные показатели, которые характеризуют экономическую ситуацию в 2010 году и определяют тенденции ее развития. Сразу оговорюсь, что экономические показатели в отдельных случаях носят оперативный характер и рассчитаны исходя из нашей оценки с учетом данных, полученных от органов государственной статистики и федеральной налоговой службы.
Ситуация в экономике района в целом повторяет тенденции общерегионального масштаба. Об этом свидетельствует ряд цифр - индикаторов - по итогам 2010 года, к которым относятся объем отгруженной продукции, уровень безработицы, среднемесячная зарплата и т.д. В целом можно отметить улучшение ситуации по всем показателям. Отчасти это связано с низкими результатами 2009 года.
Крупными и средними промышленными предприятиями района за 2010 год отгружено продукции на сумму 12 млрд. 223 млн. рублей, что больше соответствующего периода 2009 года на 55 процентов.
По состоянию на 1 января 2011 года статус безработного имели 769 человек, что на 296 человек меньше, чем на 1 января 2010 года.
Уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,4 процента экономически активного населения - год назад этот показатель составлял 1,89 процента.
Среднемесячная заработная плата, начисленная в предприятиях и организациях всех видов экономической деятельности района, за 2010 год составила 15039,4 рубля, превысив уровень соответствующего периода прошлого года на 11,5 процента.
Потенциал, накопленный в сфере материального производства, своевременно принятые антикризисные меры, четко расставленные приоритеты позволили смягчить влияние неблагоприятных условий, сохранить социальную и финансовую стабильность.
Традиционное подведение итогов социально-экономического развития является методологической основой планирования дальнейшей работы, анализом упущенных возможностей, поиском эффективных путей движения вперед.
В целом отличительной особенностью деятельности администрации в 2010 году стала работа в режиме экономии, что продиктовано непростой финансово-экономической ситуацией. Поиск резервов и исключение неэффективных расходов уже становятся нормой для большинства учреждений бюджетной сферы, всех подразделений администрации. Это и дало возможность не допустить сворачивания реализации муниципальных программ и сокращения услуг.
Оптимизация учреждений и выполняемых функций, проведенная в социальной сфере, и, как следствие, экономия бюджетных средств позволили нам в 2010 году перераспределить финансовые потоки и перейти от "латания дыр" при решении возникающих проблем к уже какой-то системной работе.
В минувшем году мы стали активно заниматься организацией проектно-изыскательских работ, что позволило на условиях софинансирования принимать участие в различных областных и федеральных программах. Тем самым решать проблемы нашего района, привлекая дополнительные средства, например, из бюджета области.
Акцентирую ваше внимание на том, что работа по обеспечению участия в реализации региональных и федеральных программ требует осуществления целого ряда процедурных мероприятий, в т.ч. обеспечения подготовки проектно-сметной документации, софинансирования, согласовательных и иных процедур. И все это было сделано совместно с органами местного самоуправления поселений.
Эффективно в 2010 году сработал муниципальный заказ. В целях экономии бюджетных средств проведено 43 открытых аукциона и 228 котировок на размещение муниципальных заказов, в результате чего заключено муниципальных контрактов на общую сумму 161 млн. рублей. Экономия бюджетных средств, образовавшаяся за счет снижения цены товаров, работ и услуг, составила 7 млн. рублей (или 4,2 процента от общей суммы). Такое пополнение бюджета стало возможным благодаря прозрачности конкурсных процедур.
Необходимо уточнить, что размещение муниципального заказа в минувшем году проходило в условиях постоянно меняющихся правил и нормативов.
В 2010 году активизировала свою работу межведомственная комиссия по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет Щекинского района налоговых платежей. На заседаниях комиссии были заслушаны руководители предприятий, имеющих задолженности организаций по заработной плате и платежам в бюджет, страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и в Фонд социального страхования.
Погашена задолженность в Пенсионный фонд 14-ю работодателями. Сократилась задолженность по взносам в Фонд социального страхования. По данным статистики, на 1 января 2011 года задолженность по выплате заработной платы на предприятиях и в организациях Щекинского района отсутствует.
Мой сегодняшний отчет дает возможность ознакомиться с работой в основных сферах социально-экономической деятельности. Кроме того, мы традиционно продолжаем встречаться с жителями, и на встречах каждый лично может задать интересующий вопрос работникам служб, поэтому в своем отчете хотелось бы остановиться не только на достигнутом в ушедшем году, но и на задачах, которые предстоит решать в 2011 году.
Несмотря не непростую ситуацию в экономике и финансовой сфере, администрация района продолжала выполнение стратегических задач, поставленных Президентом страны Д.А. Медведевым и конкретизированных губернатором Тульской области В.Д. Дудкой. Это прежде всего:
- повышение качества жизни наших земляков;
- создание для жителей района условий комфортного и безопасного проживания;
- эффективное использование бюджетных средств, увеличение доходной части бюджета,
- улучшение инвестиционной привлекательности района;
- повышение эффективности деятельности системы здравоохранения и образования.
Теперь позвольте перейти к характеристике основных направлений деятельности администрации района в 2010 году.
1. Экономика
1.1. Промышленность
Деятельность районной администрации, выполнение возложенных на нее функций, а также эффективность использования имеющихся ресурсов во многом зависят от положения дел в экономике, поскольку именно здесь в основном образуется налогооблагаемая база для формирования районного бюджета, а значит - создаются условия для дальнейшего развития муниципального образования. Поэтому начать мне хотелось бы именно с положения дел в реальном секторе экономики.
Доля Щекинского района в областном объеме промышленного производства по-прежнему превышает 5 процентов. По объему промышленного производства район на протяжении последних лет входит в первую пятерку муниципальных образований в Тульской области.
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) работы предприятий и организаций всех видов экономической деятельности по Щекинскому району составил 528 млн. рублей, что больше соответствующего периода прошлого года на 213 млн. рублей.
Положительная динамика показателей по итогам 2010 года в промышленной сфере говорит о постепенном преодолении предприятиями кризисных явлений. Показатели 2010 года к уровню докризисного 2008 года составляют 88 процентов.
Этот вывод подтверждает и дальнейшая реализация большой группы инвестиционных проектов на территории района.
1.2. Инвестиционная политика
За последние годы у нас успешно реализуются несколько инвестиционных проектов, среди них - новые производства на ОАО "Щекиноазот", "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша" в городе Советске, ЗАО "Стальинвест" в пос. Первомайский. Губернатор В.Д. Дудка отметил активную работу градообразующего предприятия ОАО "Щекиноазот" по модернизации производства и внедрению инноваций, что позволит в дальнейшем развивать территориально-промышленный комплекс в Щекинском районе.
Реализация инвестиционных проектов, соглашения о которых заключены на Тульских экономических форумах, продолжалась и в 2010 году, несмотря на объективные трудности финансового и экономического характера. В ходе их реализации в 2010 году было создано 240 новых рабочих мест.
ОАО "Щекиноазот" реализует инвестиционные проекты "Производство метанола М-450. Расширение действующего предприятия" и "Модернизация производства капролактама - строительство новой стадии производства циклогексанона". По состоянию на 01.01.2011 освоено более 6 млрд. рублей.
В инвестиционный проект "Строительство водородной установки", который реализует ОАО "Щекиноазот" будет инвестировано еще более 1 млрд. рублей. Завершение строительства и ввод его в действие планируется осуществить в 2012 году.
ЗАО "Стальинвест" реализует два инвестиционных проекта:
- "Организация производственного комплекса по изготовлению современных энергосберегающих, экономичных кровельно-фасадных материалов". Общий объем планируемых инвестиций 2,2 млрд. руб., на 01.01.2011 освоено 1,3 млрд. руб., создано 52 рабочих места (по завершении проекта предполагается 380 рабочих мест);
- "Организация производства стальных металлоконструкций", в ходе реализации которого освоено 665 млн. руб., создано 90 рабочих мест.
ООО "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша" успешно завершило инвестиционный проект "Строительство завода по производству гигиенических принадлежностей". Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди строительства фабрики. Общая сумма инвестиций превысила 2 млрд. рублей, а стоимость современного оборудования, которое будет введено в эксплуатацию, составит 997 млн. рублей. За три года реализации данного проекта было создано 250 рабочих мест.
В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации поставлена задача по улучшению инвестиционного климата. Поставленная задача на уровне района решается путем создания подготовленных промышленных площадок в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, позиционирования района на экономических форумах, оказания поддержки предприятиям района в вопросах модернизации и комплексного технологического перевооружения.
1.3. Сельское хозяйство
2010 год был крайне тяжелым для сельского хозяйства. Аномальная засуха нанесла отрасли большой урон. Но сельхозпредприятия достойно прошли через эти испытания.
Говоря об итогах деятельности сельскохозяйственного комплекса района в 2010 году, следует отметить, что щекинские аграрии сработали намного успешнее, чем их коллеги из других районов Тульской области. Щекинский район стал победителем областного соревнования работников АПК, заняв первое место среди районов Тульской области.
В аграрном секторе района получен урожай зерновых культур 77,1 тыс. тонн, что на треть ниже уровня 2009 года. Средняя урожайность зерновых культур составила 28,9 центнера с гектара - самая высокая урожайность по области. Среди хозяйств района самая высокая урожайность зерновых в колхозе "Новая жизнь" - 43,1 центнера с гектара, в колхозе "Родина" - 34 центнера и в ООО "Племенное хозяйство "Лазаревское" - 33 центнера с гектара.
В минувшем году в шести сельскохозяйственных предприятиях, занимающихся производством молока, получено 14 тысяч 869 тонн молока, что на 250 тонн больше уровня 2009 года. 39 процентов всего произведенного молока приходится на долю колхоза "Новая жизнь".
Кстати, по надоям молока щекинские животноводы вышли на первое место в области, чему в немалой мере способствует постоянное обновление дойного стада - приобретение племенного чистопородного скота.
Хозяйствами района произведено 13,6 тыс. тонн мяса - плюс к уровню 2009 года составил 1650 тонн. 93,7 процента произведенного в районе мяса приходится на долю племенного хозяйства "Лазаревское".
Высокая экономическая эффективность производства сельскохозяйственных предприятий района в текущем году обусловлена, в том числе, значительной государственной поддержкой растениеводства и животноводства за счет средств федерального и регионального бюджетов. За 2010 год хозяйствами получено 145,8 млн. рублей субсидий, в том числе из федерального бюджета 55,4 млн. рублей и 90,3 млн. рублей из регионального бюджета, из них: 34,5 млн. рублей - на ликвидацию последствий засухи 2010 года.
Прибыль по хозяйствам ожидается свыше 200 млн. рублей.
В 2010 году сельскохозяйственные предприятия продолжали активно вкладывать средства в модернизацию производства. Племхозяйство "Лазаревское" 130 млн. рублей вложило в приобретение новой техники и строительство мини-элеватора. ООО "Плава" направило 30 млн. рублей на строительство современного плодохранилища. Племзавод-колхоз "Новая жизнь" 40 млн. рублей инвестировал в строительство новых помещений для содержания крупного рогатого скота.
В 2010 году фактическое использование сельскохозяйственных угодий района составило 74,8 процента. Общая посевная площадь в 2010 году составила 47074 га и увеличилась на 400 гектаров к уровню 2009 года.
К сожалению, 19,7 тыс. гектаров еще не используется, т.е. 25,2 процента во всех категориях хозяйств. А это означает, что есть чем заниматься и отделу по развитию АПК, и комитету по управлению муниципальной собственностью, да и администрации района в целом.
1.4. Малый бизнес
Год от года все более значительную роль в экономике района играет малый и средний бизнес. Последние два кризисных года подтвердили, что это наиболее динамично развивающийся сектор экономики Щекинского района. Администрация района рассматривает его как наиболее приемлемый на сегодняшний день, направленный на удовлетворение потребности населения в товарах и услугах. С этой целью в 2010 году была продолжена работа по долгосрочной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Щекинском районе на 2009 - 2011 годы".
В ходе реализации мероприятий программы оказана финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства в виде предоставления заемных денежных средств через Фонд экономического развития г. Щекино и Щекинского района. В 2010 году было выделено 3 млн. рублей заемных средств, что в 2 раза больше, чем в 2009 году.
Малый бизнес активно участвует в исполнении муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках Федерального закона N 94-ФЗ. Объем размещения муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства составляет около 50 процентов от общего объема. 372 предприятия малого и среднего бизнеса участвовали в исполнении муниципального заказа: ремонтировали учреждения здравоохранения и образования, поставляли продукты питания, работали на благоустройстве городов и поселков. Объем выполненных ими муниципальных заказов превысил в прошлом году 40 млн. рублей.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства за последние годы показывает, что число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно увеличивается. По состоянию на 1 января 2011 года в Щекинском районе осуществляют финансово-хозяйственную деятельность 685 предприятий малого и среднего бизнеса и 2306 индивидуальных предпринимателей.
Количество малых предприятий в 2010 году выросло на 5 процентов (с 636 единиц в 2009 году до 666 единиц в 2010 году), а индивидуальных предпринимателей - на 4 процента (с 2209 единиц в 2009 году до 2306 единиц в 2010 году).
Средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, за 2010 год составляет более 13 тысяч человек. Доля работоспособных жителей района, занятых в малом предпринимательстве, составляет 34 процента.
Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет муниципального образования за 2010 год составила 12,5 процента от общей суммы налоговых поступлений. В денежном выражении налоговые поступления увеличились на 9,3 млн. рублей и составляют 64,7 млн. руб.
Развитие и поддержка быстро развивающегося сектора малого бизнеса является важным элементом экономики муниципального образования. На сегодняшний день при возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основным источником создания новых рабочих мест. Он последовательно формирует тот средний слой общества, который становится важнейшим фактором укрепления социальной стабильности.
В результате наблюдаются изменения во взаимоотношениях между предпринимателями и их наемными работниками - уменьшается количество "серых" зарплат, осуществляется заключение коллективных договоров, улучшаются условия труда.
Предпринимательское сообщество участвует в жизни района, проявляя активную гражданскую позицию. Это и поддержка многих наших инициатив, и участие в благотворительных акциях, и финансовая поддержка при реализации ряда проектов.
1.5. Рынок труда
В течение 2010 года администрация района совместно с Центром занятости населения города Щекино проводила еженедельный мониторинг рынка труда в части предстоящих высвобождений рабочей силы, изменений в режиме производственной деятельности, задолженности по заработной плате в организациях всех форм собственности, контроль за уровнем безработицы в муниципальном образовании.
На стабилизацию положения на рынке труда были направлены мероприятия областной Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тульской области в 2010 году, утвержденной Постановлением администрации Тульской области от 14.01.2010 N 27.
В соответствии с Программой администрация Щекинского района в 2010 году приняла участие в организации общественных и временных работ на 18 предприятиях и организациях района, где были созданы 1157 дополнительных рабочих мест. По совместительству с основной деятельностью, таким образом, были заняты 1062 человека, работающих в режиме неполного рабочего времени и находящихся под угрозой увольнения по причине временной приостановки работ.
При непосредственном участии администрации района в рамках Программы были организованы 204 временных рабочих места для трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, ищущих работу в свободное от учебы время. В рамках мероприятий Программы 34 безработных принимали участие в общественных работах, организованных ОАО "Щекиноазот", ООО "Жилдомсервис", муниципальное учреждение "Дружина".
Для 37 выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования была организована стажировка. 66 работников были направлены на опережающее обучение. 87 безработных жителей нашего района попробовали себя в малом бизнесе и самозанятости. Из них 57 человек после регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей создали дополнительно 30 рабочих мест для безработных граждан.
Постановлением администрации Тульской области от 17.01.2011 N 20 утверждена Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тульской области в 2011 году. В Программе появились новые направления, такие как опережающее профессиональное обучение и стажировка для женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их выхода с такого производства и для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Опережающее профессиональное обучение и стажировка предусмотрены также для работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. Участниками данной Программы стали ООО "Щекинский завод РТО", ОАО "Щекиноазот", ОАО "Керамика", ЗАО "Кислотоупор", ЗАО "Щекинский хлебокомбинат" и др.
2. Бюджетная политика
Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в экономике района все еще остаются определенные негативные явления, вызванные мировым финансовым кризисом. Тем не менее, район, используя прочный экономический потенциал, сохранил стабильное финансовое состояние.
Бюджет МО Щекинский район за 2010 год выполнен по доходам в сумме 1 млрд. 293 млн. 884,2 тыс. рублей, или на 98,2 процента к уточненному плану.
По сравнению с 2009 годом доходы возросли на 283 млн. 991,6 тыс. руб. или на 28,1 процента.
В структуре полученных доходов наибольший удельный вес приходится на следующие доходные источники:
- налог на доходы физических лиц - 58,5 процента;
- налоги на совокупный доход - 13,8 процента;
- налог на имущество - 11,6 процента;
- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, - 6,4 процента.
В разрезе доходных источников исполнение плана за 2010 год сложилось следующим образом:
Налог на доходы физических лиц поступил в сумме 266 млн. 381,2 тыс. руб., или 100 процентов к уточненному плану за год. По сравнению с исполнением за 2009 год доходы по данному источнику возросли на 21,3 млн. руб.
Налоги на совокупный доход поступили в сумме 63,2 млн. руб., или 100 процентов к плану. По сравнению с 2009 годом рост составил 5,25 млн. руб.
Налог на имущество организаций поступил в 2010 году в сумме 52,7 млн. руб. Доходы по данному источнику выросли на 6,4 млн. руб.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, выполнены в сумме 29,1 млн. руб. По сравнению с 2009 годом они заметно уменьшились - на 3,8 млн. руб. Думаю, что комитет по управлению муниципальной собственностью будет активнее работать в этом направлении.
Платежи при пользовании природными ресурсами поступили в сумме 4,79 млн. руб. По сравнению 2009 годом рост составил 1,4 млн. руб.
Расходная часть бюджета муниципального образования за 2010 год исполнена в сумме 1 млрд. 307 млн. рублей, в том числе за счет доходов бюджета МО Щекинский район - 1 млрд. 293 млн. 994,2 тыс. рублей и средств от продажи акций в сумме 13 млн. 177,8 тыс. рублей. Освоение расходов составляет 95 процентов к уточненному плану 2010 года. По сравнению с 2009 годом абсолютная сумма расходов увеличилась на 190 млн. 79,7 тыс. рублей, или на 17 процентов.
Рост расходов бюджета района объясняется:
увеличением объема социальных выплат в связи с выделением субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательствами;
строительством жилого дома в рамках долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 - 2012 годы";
проведением капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с ФЗ N 185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
проведением мероприятий по энергоэффективности, противопожарной безопасности учреждений социально-культурной сферы в рамках муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Расходы в 2010 году производились с учетом целесообразности и реальной необходимости расходных обязательств. В первоочередном порядке осуществлялось финансирование заработной платы с начислениями, расходов по оплате за потребленные топливно-энергетические ресурсы.
С особым удовлетворением могу сказать, что за прошедший 2010 год не было нарушено ни одно финансовое обязательство - зарплата работникам бюджетной сферы выплачивалась в срок, выполнялись муниципальные целевые программы, наша доля софинансирования областных и федеральных программ вносилась вовремя и в полном объеме.
И еще несколько слов об эффективности проводимой бюджетной политики. Приняты меры по сокращению и ликвидации кредиторской задолженности Щекинского района - на 01.01.2011 она полностью ликвидирована.
В 2010 году район погасил все долги коммерческим банкам и по состоянию на 01.01.2011 задолженности по заимствованиям перед кредитными учреждениями администрация Щекинского района не имеет.
По результатам мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области, проводимого по итогам 9 месяцев, Щекинский район занял первое место - из 31 показателя по 18 достигнуты максимальные результаты.
Консолидированный бюджет Щекинского района за последние 5 лет претерпел радикальные перемены. Иными словами, за пять лет нашей с вами совместной работы собственные доходы его увеличились практически вдвое. А если точнее - они выросли на 192 процента: с 324 млн. рублей в 2005 году до 621 млн. в 2010 году.
Если же брать доходы консолидированного бюджета, то они выросли на 218 процентов, более чем в 2 раза, и составили в этом году более 1,3 миллиарда рублей.
Коротко о структуре расходов районного бюджета.
В структуре произведенных расходов в 2010 году наибольший удельный вес имели расходы на образование - 46,9 процента в общем объеме бюджета, на здравоохранение - 19,4 процента, на жилищно-коммунальное хозяйство - 14,3 процента.
В 2010 году было осуществлено финансирование 18 муниципальных программ на общую сумму 54629,0 тыс. рублей, в том числе: 11-ти муниципальных долгосрочных целевых программ на сумму 34 млн. 90 тыс. рублей и 7-ми ведомственных целевых программ на сумму 20,5 млн. рублей.
Для сравнения: в 2009 году было предусмотрено к финансированию 17 муниципальных целевых программ, исполнение по которым составило 20,9 млн. рублей.
Расходы на реализацию муниципальных целевых программ в 2010 году возросли на 33 млн. 719,2 тыс. рублей, или в 2,6 раза.
Остановлюсь еще на одной статье расходов. Впервые в 2010 году сумма средств, направленных из бюджета на проведение проектно-изыскательских работ составила почти 2 млн. рублей (в предшествующие годы она была значительно меньше). Это дало возможность работать на перспективу, проводить экспертизы планируемых проектов.
Более результативно осуществлялось управление муниципальным имуществом и в целях получения дополнительных доходов, и для выполнения полномочий местного самоуправления. За 2010 год собственникам объектов недвижимости было продано 297 земельных участка общей площадью 1184 гектара. Получено средств от продажи земли на сумму 23,6 млн. рублей, из них в бюджет района - 11,8 млн. рублей. Остальная часть - в бюджеты поселений. В соответствии с Планом приватизации муниципального имущества, утвержденным Собранием представителей, было приватизировано 5 объектов муниципального имущества. Доходы от приватизации составляют 70 млн. рублей с учетом продажи акций.
Доходы от муниципального имущества стали хорошим подспорьем для муниципалитета в период финансово-экономической нестабильности. Тем не менее, проблемы повышения эффективности использования имущества существуют, мы о них знаем и намерены в 2011 году улучшить свою работу.
3. ЖКХ и обеспечение жильем
Одно из ключевых направлений, затрагивающих интерес каждого жителя, деятельность системы жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому сфера ЖКХ находится под особым контролем администрации района. Острота ситуации здесь всем хорошо известна: степень износа инженерных сетей в Щекинском районе достигает 75 - 80 процентов.
При этом хочу отметить, что предприятия ЖКХ Щекинского района в 2010 году, как и в 2009 году, не допустили снижения качества предоставляемых услуг, вовремя начали подготовку к отопительному сезону 2010 - 2011 гг.
За апрель - сентябрь 2010 г. подготовлено 55 котельных, произведена замена и ремонт сотен котлов и насосов. Большая работа была произведена по капитальному ремонту ветхих инженерных сетей. Общий объем финансирования составил 50 млн. рублей.
Хочу сказать, что последние 5 лет на подготовку к отопительному сезону и работе в зимних условиях из районного бюджета и бюджетов поселений ежегодно направляется 50 - 60 млн. рублей, что позволяет вести системную работу по замене ветхих инженерных сетей, подготовке всего теплового хозяйства.
Результатом такой целенаправленной работы становится нормальный ход отопительного сезона, сокращение числа жалоб жителей на работу организаций ЖКХ.
В настоящее время администрация района разработала "Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Щекинский район на 2011 - 2015 гг.". Она подготовлена в целях реализации комплекса мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих потребности развития жилищного строительства с 2011 по 2015 гг. в муниципальных образованиях Щекинского района, и улучшения качества предоставляемых населению коммунальных услуг. В этом вопросе мы надеемся на понимание и поддержку администрации Тульской области.
В 2010 году в муниципальную адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов вошли 102 дома, которые были включены в региональную адресную программу.
Общий объем финансирования составил 77,4 млн. руб., в том числе: средства Фонда - 67,60 млн. руб., средства местного бюджета - 5,59 млн. руб., средства собственников помещений в многоквартирных домах - 3,85 млн. руб.
Управляющими организациями и ТСЖ были проведены конкурсы по выбору подрядных организаций, заключены договоры на проведение капитального ремонта в 102 многоквартирных домах. Кстати, благодаря экономии выделенных средств удалось отремонтировать дополнительно еще 4 дома.
Третий год продолжается строительство 207-квартирного жилого дома на уч. 2В по улице Лукашина. Он строится по программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда. Безусловно, строительство этого важного объекта затянулось по причине недостаточного финансирования и, надо признать, администрация района не проявила должной настойчивости в решении данного вопроса.
В 2010 году на строительство этого дома было выделено 83,5 млн. руб., которые уже освоены полностью. Выполнены работы по возведению ограждающих конструкций здания (все 9 этажей), по прокладке внешних инженерных сетей. В 2011 году на строительство областным бюджетом выделяется 110 млн. рублей, что даст возможность сдать этот жилой дом в эксплуатацию в первом квартале 2011 года.
Мы планируем и в этом году продолжить сотрудничество с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Данная форма взаимодействия государства и собственников жилых помещений позволяет нам решать социально значимые задачи - улучшать техническое состояние домов, качество их обслуживания, выполнять работы по капитальному ремонту конструкций жилых домов, модернизировать внутридомовое инженерное оборудование, обеспечивать нуждающихся благоустроенным жильем.
В 2010 году в эксплуатацию было введено 8997 кв. метров индивидуального жилья, или 56 индивидуальных жилых домов. Для сравнения - в 2009 году этот показатель составил 9952 кв. метра.
В 2010 году было подготовлено и выдано 38 разрешений для индивидуального жилищного строительства, что также меньше, чем в 2009 году. Снижение показателей по вводу жилья в 2010 году объясняется последствиями финансово-экономического кризиса.
Однако в ближайшей перспективе (может быть уже в 2011 году) данный показатель будет гораздо выше, так как с 01.01.2011 вступило в силу решение Собрания представителей Щекинского района от 13 декабря 2010 года "О предоставлении льготы по арендной плате за земельные участки с разрешенным использованием "для индивидуального жилищного строительства" и для жилищного строительства" на территории муниципального образования Щекинский район", что будет являться существенным стимулом для жилищного строительства, в т.ч. индивидуального, и ввода в эксплуатацию в течение трех лет, не растягивая в нормативные сроки 10 лет.
Жилищная проблема - одна из самых острых, которую решает наша администрация. Именно поэтому четыре года назад Собранием представителей была принята программа "Обеспечение жильем молодых семей на территории Щекинского района на 2006 - 2010 годы".
В прошедшем году в рамках Программы 28 молодых семей (получивших субсидии в 2009 году) приобрели квартиры.
К сожалению, в 2010 году только 3 семьи приняли участие в Программе. В настоящее время они занимаются подбором жилья.
Кроме того, за счет остатков средств федерального и областного бюджетов 2007 - 2009 гг. администрация района подготовила материалы на предоставление социальных выплат еще 3 молодым семьям, которые были утверждены администрацией Тульской области. И в декабре 2010 года им были выданы свидетельства на получение субсидий. Предполагается, что в 2011 году в этой важной социальной программе примут участие 84 молодые семьи из Щекинского района.
Для улучшения жилищных условий селян, а также закрепления молодых семей и молодых специалистов на селе наш район уже 4 года участвует в Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года". В 2006 - 2010 гг. субсидии на приобретение жилья получили 43 участника названной Программы. В 2010 году свидетельства на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья в сельской местности получили 4 участника Программы на общую сумму 2,5 млн. рублей. В списки участников Программы на 2011 год включены 4 семьи из нашего района.
Несколько слов о дорожном строительстве. В 2010 году мы стали больше внимания уделять ремонту дорог. В Щекино, к примеру, был проведен капитальный ремонт городских дорог на сумму 4,2 млн. рублей (ул. Болдина - 11,49 тыс. кв. м), ямочный ремонт на сумму 2,5 млн. руб.
Ямочный ремонт дорог регионального значения на территории Щекинского района был проведен на сумму 16,1 млн. руб.
4. Энергосбережение
Остановлюсь на проблеме энергосбережения. Уже несколько лет она - одна из главных для нас.
В Щекинском районе утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования Щекинский район на 2010 - 2015 годы".
В рамках Программы реализуются следующие мероприятия, направленные на экономию энергоресурсов:
- проведено обследование приборов учета потребления энергоресурсов во всех бюджетных учреждениях Щекинского района;
- устанавливаются приборы учета на все виды коммунальных услуг в бюджетных учреждениях и к концу прошедшего года они были установлены в 96 процентах учреждений;
- проводится энергетическое обследование бюджетных учреждений;
- осуществляется внедрение энергосберегающих технологий на предприятиях ЖКХ Щекинского района.
Во все учреждения здравоохранения приобретены теплосчетчики. Произведена установка приборов учета на 32 объектах на сумму 3 млн. 466 тыс. 600 руб.
Произведена замена и установка 23 приборов учета электроэнергии на сумму 174,1 тыс. рублей.
В соответствии с Программой предусмотрен раздел на установку оконных и дверных блоков в 2010 году. Таким образом, на программу "Энергоэффективность в сфере здравоохранения Щекинского района Тульской области на 2010 год" было запланировано 7 млн. 10 тыс. рублей; освоено - 5,95 млн. рублей (85 процентов).
На сегодняшний день в рамках программы энергосбережения в образовательных учреждениях установлено: 35 из 62 требуемых теплосчетчиков, 31 из 69 требуемых водосчетчиков, переведены на электросчетчики нового образца 61 из 79 требуемых. Все образовательные учреждения, потребляющие природный газ, обеспечены приборами учета.
В 2010 г. на реализацию целевой программы "Энергоэффективность в учреждениях образования Щекинского района на 2010 год" из средств местного бюджета было выделено 8,55 млн. руб. В рамках этой программы были проведены следующие мероприятия: в 14 образовательных учреждениях были установлены пластиковые окна, в двух установлены узлы регулирования подачи теплоносителя.
В 2010 году мероприятия по энергосбережению дали экономию бюджетных средств около 2,5 млн. рублей.
В 2010 году организован приборный учет на водозаборных сооружениях в селе Селиваново и поселке Головеньковский. Установлены газовые счетчики с электронным корректором в 4 котельных города Щекино. Произведена замена пяти километров тепловых сетей в городе Щекино и поселке Первомайский. Всего на объектах коммунальной инфраструктуры в 2010 году на мероприятия по экономии энергетических ресурсов выделены более 10 млн. рублей.
Таким образом, в районе начата важная работа по повышению эффективности использования электроэнергии, тепла и воды, что в недалеком будущем позволит значительно уменьшить бюджетные расходы.
5. Демографическая ситуация и охрана труда
Население Щекинского района на 1 января 2010 года составило 106200 человек, в том числе городское - 88233; сельское - 23972; дети - 16300; работающие - 47,7 процента; неработающие - 52,3 процента.
В 2010 году на щекинской земле родились 1037 младенцев (в 2009 году - 1021). Родившиеся вторыми и последующими детьми у своих матерей в 2010 году составили 45 процентов от общего количества (в 2009 году - 44 процента, в 2008 - 37 процентов). В 2010 году комитет ЗАГС вручил при государственной регистрации рождения родителям новорожденных 1016 знаков "Родившемуся на Тульской земле". Этот памятный знак учрежден администрацией Тульской области в 2008 году в целях реализации комплекса мер по улучшению демографической ситуации в области и направленных на поддержку молодых семей и повышение рождаемости.
К сожалению, за этот же период из жизни ушли 2331 житель нашего района (в 2009 году - 2336). Основными причинами смерти граждан в 2010 году стали:
- сердечно-сосудистые заболевания - 986, или 42 процента от общего числа умерших (в 2009 году - 1198);
- онкологические заболевания - 355, или 15 процентов от общего числа умерших (в 2009 году - 310);
- заболевания, связанные с алкогольной зависимостью, - 93, или 3 процента от общего числа умерших (в 2009 году - 115).
Как видите, демографическая ситуация в районе остается сложной, хотя за последние 3 года наметились сдвиги в лучшую сторону.
Проблемы демографической ситуации России и Тульской области в целом характерны и для Щекинского района. Общероссийская тенденция старения населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, а также на систему здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения. Повышение доли граждан старшего возраста оказывает существенное влияние на показатель смертности населения. В нашем районе на одного работающего жителя приходится один неработающий (из числа пенсионеров и детей до 18 лет).
Вопросы социального партнерства как одно из важнейших направлений государственной политики в сфере труда связаны с необходимостью установления правовых мер, способствующих преодолению негативных моментов во взаимоотношениях работников и работодателей, оптимальному согласованию их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты.
Организационной формой партнерства в сфере труда является деятельность Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая возобновила свою работу в 2007 году. Комиссия сформирована из представителей органов местного самоуправления, территориального объединения работодателей и координационного совета председателей профсоюзных организаций - по 7 человек от каждой из сторон. В 2010 году проведено 6 заседаний комиссии.
На территории района действует Территориальное трехстороннее соглашение администрации МО Щекинский район, координационного совета председателей профсоюзных организаций Щекинского района и территориального объединения работодателей. Данное соглашение защищает интересы более 26 тысяч трудящихся предприятий и организаций Щекинского района.
В 2010 году продолжился процесс развития социального партнерства в сфере труда. Напомню, что по итогам 2009 года наш район занял второе место в конкурсе по развитию социального партнерства среди муниципальных образований Тульской области. В настоящее время подводятся результаты этого конкурса по итогам 2010 года.
Заключение коллективных договоров в организациях района позволяет более эффективно решать социально-трудовые вопросы на местах. Чествование людей труда, регулярные публикации в СМИ, проведение профессиональных конкурсов, праздников труда способствует снижению социальной напряженности в рабочих коллективах и в обществе в целом.
В результате принимаемых мер последовательно уменьшается количество несчастных случаев на производстве.
6. Социальная сфера
В своем послании Тульской областной Думе губернатор В.Д. Дудка отметил, что "не развитие экономики, при всей ее важности, является самоцелью, а человек, атмосфера благополучия и процветания каждого жителя Тульской земли".
Эффективность деятельности органов местного самоуправления оценивается по состоянию социальной сферы и степени социальной защищенности жителей муниципального образования. Отсюда социальная направленность всех наших мероприятий, преимущественное развитие социальной сферы, социальные приоритеты бюджетной политики.
Начну с самого главного и важного - здоровья человека.
6.1. Здравоохранение
Охрана здоровья населения является важнейшим направлением социальной политики администрации Щекинского района. Среди критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления значительное место занимают показатели состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения.
Источниками финансирования лечебно-профилактических учреждений Щекинского района являются средства местного бюджета, средства фонда медицинского страхования, а также средства, полученные от оказания платных услуг населению и т.д.
Консолидированный бюджет здравоохранения из всех источников финансирования составил в 2010 году 519 млн. 970 тыс. руб. (2009 г. - 468 млн. 247 тыс. руб.). Районный бюджет направил в муниципальное здравоохранение 253 млн. 145 тыс. руб. (или 42,2 процента от всего бюджета здравоохранения).
На протяжении 2008 - 2010 гг. доля муниципальных медицинских учреждений в нашем районе, применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи, составляет 100 процентов. А это значит - муниципальное здравоохранение получает все необходимое и оказывает качественную медицинскую помощь.
Показатели, о которых я говорил выше, отражают степень внедрения в муниципальном образовании современных организационно-экономических и финансовых моделей управления здравоохранением, мотивирующих учреждения на сокращение неэффективных расходов, повышение качества и объема предоставляемых услуг.
На подготовку учреждений здравоохранения к работе в осенне-зимний период 2010 - 2011 гг., капитальный и текущий ремонт было выделено 13 млн. 117 тыс. руб. (2009 г. - 7,5 млн. руб.).
К примеру, в Щекинской районной больнице был сделан ремонт вентиляции операционного блока, капитальный ремонт помещений 3-го этажа в хирургическом корпусе. В Щекинской городской больнице - ремонт пола в 3-этажном корпусе, ремонт путей эвакуации приемного отделения в 2-этажном корпусе, частично произведена замена окон и входных групп в больничных корпусах и поликлинике.
В Первомайской городской больнице на средства районного бюджета произвели ремонт приемного отделения, замену ввода теплотрассы в главный корпус, частично заменили окна.
Этот список можно продолжать и продолжать, т.к. в прошедшем году ремонты были проведены в 10 лечебно-профилактических учреждениях.
В рамках реализации ведомственной целевой программы "Подготовка МУЗ "Крапивенская участковая больница" к отопительному сезону 2010 - 2011 гг.", утвержденной Постановлением администрации Щекинского района, установлена и введена в эксплуатацию модульная котельная (сумма средств муниципального бюджета 2 млн. руб.).
За счет средств областного бюджета по программе "Мероприятия по подготовке объектов социальной сферы к работе в зимних условиях 2010 - 2011 гг." был выполнен капитальный ремонт внутренних сетей канализации на сумму 985,66 тыс. руб. акушерского корпуса МУЗ "Щекинская районная больница".
Уже несколько лет мы уделяем самое серьезное внимание пожарной безопасности в учреждениях здравоохранения. В настоящее время все 12 учреждений здравоохранения оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и речевого оповещения людей о пожаре, выводом сигнала на пульт пожарной части, прямой телефонной связью.
За период 2006 - 2010 гг. на противопожарные мероприятия израсходовано 33 млн. 476 тыс. руб., в том числе в 2010 году - 5,77 млн. руб.
В 2010 году завершено оборудование лечебных учреждений кнопками тревожной сигнализации на сумму 71,3 тыс. руб. За счет средств местного бюджета приобретены резервные источники энергоснабжения (бензогенераторы) на сумму 275 тыс. руб. (в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих стационары).
Качественное лечение немыслимо без современной диагностической аппаратуры. С целью повышения уровня диагностики заболеваний и качества лечебного процесса в 2010 году в муниципальных учреждениях здравоохранения приобретено оборудование, твердый и мягкий инвентарь на сумму 13,6 млн. рублей, что выше уровня 2009 г. в 3,5 раза (2009 г. - 3,8 млн.), в том числе из средств муниципального бюджета 8,6 млн. рублей.
В наших медицинских учреждениях появились современные лапароскопы, цифровые радиовизиографы, переносные рентгенологические установки с микропроцессорным управлением и т.д.
Доступность и качество медицинской помощи в значительной степени зависят от укомплектованности медицинских учреждений компетентными врачами и средним медицинским персоналом. Медицинские кадры являются главным ресурсом нашего здравоохранения, способным во много раз повысить эффективность деятельности системы здравоохранения в целом.
По состоянию на 1 января 2011 года в муниципальных учреждениях здравоохранения работали 194 врача и 663 средних медработника. В пересчете на 10 тысяч жителей это составило 19 врачей и 62 средних медицинских работника. По сравнению с 2009 годом произошло незначительное уменьшение числа медицинских работников.
Таким образом, укомплектованность врачами составляет лишь 38 процентов, среднего медперсонала - 52,1 процента.
В районе продолжает ощущаться недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием и специалистов со средним медицинским образованием. Основными причинами выбытия медицинских работников являются увольнение в связи с уходом на пенсию, увольнение в связи с переходом на работу в учреждения здравоохранения г. Москвы, переход на другую работу.
Администрация района в 2010 году принимала необходимые меры по закреплению медицинских работников в учреждениях здравоохранения нашего района. Одна из таких мер - повышение зарплаты. В муниципальном образовании отмечен рост заработной платы работников здравоохранения в 2009 - 2010 гг. Средняя заработная плата составила 13766,93 руб. против 12505,09 руб. в 2009 году (рост на 9,2 процента).
В т.ч.: врачи - 22066,35 руб. (2009 г. - 21373,52 руб.) - рост на 3,2 процента;
- средний медперсонал - 14144,65 руб. (2009 г. - 12775,48 руб.) - рост на 9,7 процента;
- младший медперсонал - 10671 руб. (2009 г. - 8431,97) - рост на 21 процент;
- прочие - 10504,01 руб. (2009 г. - 9900,48 руб.) - рост на 5,7 процента.
В целях уменьшения недостатка кадров врачей продолжается реализация долгосрочной муниципальной программы по решению вопросов кадрового обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения, действие которой продлено до 2012 года.
Комитетом здравоохранения начиная с 2005 года совместно с администрацией Щекинского работа проводится работа по целевому направлению выпускников средних школ района для обучения в медицинском институте Тульского государственного университета с последующим трудоустройством в учреждениях здравоохранения района. В 2011 году обучение по целевому направлению заканчивают 2 специалиста, получившие направления на обучение в 2005 году, которые начнут работать в лечебных учреждениях нашего района.
В последние годы в районе немало сделано для развития здравоохранения. За 5 прошедших лет (2006 - 2010 гг.) отмечается повышение качества медицинской помощи благодаря укреплению материально-технической базы, улучшению обеспеченности кадрами и повышению их квалификации. Сегодня мы можем говорить о следующих позитивных изменениях:
- рост показателя рождаемости на 21,4 процента (2006 г. - 7,7 на тысячу населения, 2009 г. - 9,4 на тысячу населения, 2010 г. - 9,8 на тысячу населения);
- снижение показателя смертности на 2,7 процента (2006 г. - 22,5 на тысячу населения, 2009 г. - 21,6 на тысячу населения, 2010 г. - 21,9 на тысячу населения);
- снижение показателя естественной убыли населения на 18,2 процента (2006 г. - 14,8 на тысячу населения, 2009 г. - 12,2 на тысячу населения, 2010 г. - 12,1 на тысячу населения);
- снижение показателя младенческой смертности в 2,2 раза (2006 г. - 12,6, 2009 г. - 8,9 на тысячу населения, 2010 г. - 5,8 процента).
6.2. Образование
В Щекинском районе уже несколько лет ведется планомерная работа по повышению качества школьного образования. Принимаются меры по укреплению авторитета учителя, его социального статуса. Все работники учреждений образования перешли на новую систему оплаты труда, ориентированную на конечный результат и качество выполняемой работы.
Последние пять лет бюджет муниципального образования имеет ярко выраженную социальную направленность. В 2010 году доля бюджета образования из общего консолидированного бюджета составила 42,9 процента.
В 2010 году объем финансирования из средств местного бюджета по сравнению с 2009 г. увеличился. Были профинансированы расходы на капитальный ремонт, пожарные мероприятия, энергосбережение.
В 2010 году большое внимание уделялось оптимизации образовательных учреждений и выполняемых функций. Было реорганизовано 4 учреждения образования: две школы путем присоединения к ним малокомплектных школ. Экономия бюджетных средств от этого мероприятия составила 3,8 млн. рублей.
Оптимизация комплектования общеобразовательных учреждений позволила сократить 29 классов-комплектов, экономия от этого мероприятия составляет около 4 млн. руб. в год.
Сокращение штатной численности аппарата управления и структурных подразделений комитета по образованию дало экономию за год в 2,9 млн. рублей.
Общая экономия от проведенных мероприятий по оптимизации в 2010 году составила 14,4 млн. руб.
Рост расходов местного бюджета в 2010 году к 2009 году составляет 6 процентов.
В целом бюджет образования исполнен за 12 месяцев 2010 г. в сумме 597,5 млн. руб., что составляет 99,8 процента к плану.
В 2010 г. в рамках муниципальной комплексной целевой программы "Развитие муниципальной системы образования Щекинского района" по статье "Капитальный и текущий ремонт" были выделены средства в объеме 6,3 млн. руб.
В 2010 году объем средств, выделенных на проведение ремонтных работ (областной и местный бюджет), увеличен в 2,6 раза по сравнению с 2009 г. (2009 г. - 2,4 млн. руб.). За счет выделенных средств проведен ремонт в 25 образовательных учреждениях по приоритетным направлениям: ремонты кровель, инженерных сетей.
Однако анализ материально-технической базы образовательных учреждений показывает, что растет износ несущих конструкций, инженерных сетей зданий, соответственно, возрастает потребность в проведении текущих и капитальных ремонтов. На сегодняшний день у нас приостановлена деятельность двух образовательных учреждений в связи с тем, что здания, где они размещаются, находятся в аварийном состоянии и требуют полного капитального ремонта (средняя школа N 21, детский сад N 10).
Приоритетным направлением деятельности администрации района является создание безопасных условий для учебы и досуга подрастающего поколения. В Щекинском районе реализуется программа по обеспечению безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений.
В 2010 г. на выполнение всех мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений (таких как пропитка деревянных конструкций, замер сопротивления изоляции, установка и обслуживание АПС, приобретение и перезарядка первичных средств пожаротушения и др.) из местного бюджета было выделено 6,3 млн. руб.
Согласно программе к началу 2010 года все образовательные учреждения были оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что позволило в 2010 году приступить к следующему этапу - вывод сигнала срабатывания автоматической пожарной сигнализации на пульт пожарной части и обеспечение прямой связью образовательных учреждений. В 2010 году на эти мероприятия было выделено 2,25 млн. руб.
Одной из ключевых на сегодня является проблема оценки учебной деятельности, одним из подходов к этому является проведение единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). В этом году в ЕГЭ принимали участие 582 человека, а в прошлом году - 711.
Все выпускники по результатам обязательных экзаменов по русскому языку и математике преодолели минимальный порог, а значит, все выпускники получили аттестаты (в 2009 году 18 получили справки). В этом году выпускница средней школы N 6 по русскому языку набрала 100 баллов, 3 человека из гимназии N 1 - 94 балла. Нулевых работ в этом году не было.
В 2010 году 33 выпускника были награждены золотой медалью "За особые успехи в учении" и 40 серебряной. В 2010 году медалисты составили 12,4 процента от общего числа выпускников, что на 1,9 процента больше, чем в прошлом учебном году. По этому показателю наш район уже третий год занимает второе место в Тульской области после города Тулы.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в 2010 году свидетельствуют о выполнении муниципальными общеобразовательными учреждениями государственных требований к содержанию, уровню и качеству подготовки выпускников.
В районе активно идут процессы модернизации образования, основной целью которых является создание условий для обеспечения доступности качественного образования.
Год Учителя назвал десятки новых имен талантливых щекинских педагогов. Победителем конкурсного отбора на получение премии Президента РФ Новикова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы лицея N 1. Еще пять педагогов получили грант губернатора Тульской области.
Наши педагоги принимали активное участие в областных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства, где становились победителями и призерами.
6.3. Молодежная политика
Молодежная политика - приоритетное направление деятельности администрации района. Но основная нагрузка по финансированию молодежной политики в соответствии со 131-м законом ложится главным образом на поселения.
В настоящее время на территории Щекинского района проживают 24,8 тыс. молодых людей, что составляет 22,8 процента от всего населения.
Формирование активного молодого поколения - всегда было одной из главных стратегических задач развития Щекинского района. В муниципальном образовании реализуется целевая программа "Молодежь Щекинского района на 2009 - 2011 гг.", которая предусматривает целый комплекс мероприятий по формированию условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Объем бюджетного финансирования на 2010 г. по программе составляет 342 тыс. рублей. Одним из направлений нашей молодежной политики является оказание поддержки талантливым молодым людям, содействие в сфере труда и занятости, правовая поддержка молодых граждан, организация различного рода мероприятий, в том числе в рамках Года молодежи и т.д.
В 2010 году в районе было проведено свыше 110 различных мероприятий. В числе наиболее заметных, получивших общественный резонанс, отмечу Форум молодежных инициатив, Туристический слет школьников; конкурсы молодых семей и молодежных социальных проектов, соревнования "Школа безопасности" и т.д.
Большое внимание администрация Щекинского района уделяет участию талантливых детей и молодежи в конкурсах и фестивалях областного, всероссийского и международного уровней. И нас радует, что их творчество в области музыкального и изобразительного искусства высоко оценивают специалисты. Тому подтверждение - победы на многих международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.
Так, только в 2010 году во Всероссийских и региональных конкурсах и соревнованиях было завоевано более 200 призовых мест.
Для талантливой и одаренной молодежи в районе учреждены стипендии администрации Щекинского района: в 2009 году они присуждены 15 лучшим представителям нашей молодежи, а в 2010 году - 10. Четыре молодых щекинца получили премию губернатора Тульской области.
Мы продолжаем работать над тем, чтобы молодежная политика становилась не набором отдельных мероприятий, а системной работой, когда каждый молодой человек получил возможность реализоваться в профессии, творчестве, спорте.
Нужно отметить, что работа с молодежью является ключевым направлением в деятельности администрации района по вопросам кадровой политики. Особое внимание уделяется работе с резервом кадрового состава: в нем почти 50 процентов составляют работники до 35 лет. Существенно изменилась и возрастная структура администрации: 26 процентов составляют работники в возрасте до 35 лет. Из числа принятых на муниципальную службу в 2010 году 80 процентов составляют граждане в возрасте до 40 лет.
6.4. Физкультура и спорт
В 2008 году в районе количество занимающихся физической культурой и спортом - 8,32 процента от общего числа жителей, в 2009 году этот показатель незначительно увеличился и составил 8,9 процента. И в 2010 году он остается примерно на том же уровне. Всего в районе систематически занимаются спортом немногим более 9 тыс. человек. На протяжении ряда лет в районе развиваются более 20 видов спорта. В связи с этим администрация района прилагает все усилия для создания условий для полноценных занятий физкультурой и спортом.
Отрадно, что за последние годы произошло заметное оживление спортивной жизни в районе. В 2009 - 2010 гг. было проведено более 80 спортивных мероприятий. Самыми массовыми из них стали:
- День здоровья, в рамках которого была проведена общегородская эстафета по центральным улицам города;
- День физкультурника, с привлечением работающей молодежи ведущих предприятий района;
- Олимпийский день;
- Всероссийский турнир по боксу;
- турниры по вольной борьбе;
- чемпионат и первенство России по акватлону и подводному регби.
Основные направления формирования здорового образа жизни - организация спортивно-массовой работы, летнего отдыха детей и подростков; профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
Именно через занятия спортом, пропаганду здорового образа жизни мы занимаемся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних.
В 2010 году Щекинский район стал одним из участников областной программы "Преодоление", которой предусмотрены мероприятия, способные вернуть несовершеннолетних правонарушителей к нормальной жизни.
Одним из активных участников программы "Преодоление" стало муниципальное учреждение "Молодежно-патриотическое объединение "Дружина". В октябре - декабре 2009 года активисты "Дружины" привлекли в клуб боевых искусств около 30 несовершеннолетних.
Организаторы программы "Преодоление" выделили около 700 тысяч рублей на приобретение тренажеров, современного скалодрома. И сегодня спортивный зал МПО "Дружина" оборудован практически всем необходимым для занятий физкультурой и спортом. В сентябре 2010 года при поддержке администрации Тульской области в Доме спорта "Юбилейный" администрация района провела региональную спартакиаду для "трудных" подростков "Новый старт", в которой приняли участие команды 5 районов Тульской области.
Для решения задач, названных выше, используется спортивная база независимо от ведомственной принадлежности: спортивные залы образовательных учреждений, ДЮСШ N 1, Дом спорта "Юбилейный", стадион им. Холодкова. Участниками спортивно-массовых мероприятий, спортивных праздников являются школьники, студенты и работающая молодежь.
Статистика свидетельствует, что к концу обучения в средней школе большая часть детей получает одно-два хронических заболевания. Мы обязаны устранить эти тенденции и широкой пропагандой здорового образа жизни, и доступными программами реабилитации наркоманов и алкоголиков из молодежной среды, и развитием сети объектов для занятий массовыми видами спорта.
Для этого администрация подготовила программу дальнейшего развития сети спортивных сооружений. В рамках ее предполагается в течение 2 - 3 лет построить примерно 7 современных спортивных площадок для полноценных занятий физкультурой и спортом. В 2011 году будут построены две такие площадки при средних школах N 6 и N 20.
Имеющихся спортивных сооружений в районе пока недостаточно. В связи с этим администрация района приняла решение о подготовке проекта строительства современного Ледового дворца. В прошлом году была выбрана площадка под строительство, а в нынешнем году мы начнем там проектно-изыскательские работы, необходимые для работы над проектом.
6.5. Культура
Сегодня в районе за счет средств поселений функционируют 20 учреждений культуры клубного типа. В клубных учреждениях культуры действуют более 200 клубных формирований с числом участников около 2500 чел. Большой пласт среди них составляют кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества.
Работники культуры активно участвуют в подготовке и проведении социально важных кампаний. Так, в 2010 году были разработаны планы мероприятий:
- по профилактике безнадзорности;
- по борьбе с наркоманией и по профилактике вредных привычек;
- работы с детьми в летний период;
- работы с детьми в рамках акции "Будь здоров".
В течение 2010 года учреждениями культуры поселений Щекинского района были проведены сотни различных мероприятий. Из числа наиболее крупных финансируемых и подготовленных комитетом культуры необходимо отметить:
- праздничное новогоднее представление для детей-инвалидов и детей из необеспеченных семей "Елка главы";
- фестиваль "Рождественские встречи";
- открытый фестиваль-конкурс "Музыкальная провинция",
- праздничное мероприятие, посвященное Дню России;
- День молодежи, Бал медалистов.
Неизменно ежегодно растет количество мероприятий, проводимых библиотечными учреждениями Щекинского района. В 2009 году состоялось около 200 таких мероприятий.
Щекинская межпоселенческая Центральная библиотека на протяжении многих лет работает с тремя основными группами читателей: юношество, группа семейного чтения и группа инвалидов.
Особый подход требуется к последней группе читателей: по их запросам подбирается литература, а некоторым книги доставляются на дом.
Уже не один год в ЩМЦБ поддерживается традиция семейного чтения. За 2010 год было зарегистрировано 250 семейных формуляров, в которых зарегистрировано 602 читателя.
В библиотеках Щекинской межпоселенческой Центральной библиотеки работают клубы по интересам. В Щекинской Детской библиотеке N 1 - клуб для дошкольников "Домовенок", краеведческий клуб "Истоки", клуб для подростков "Ориентир".
Многие мероприятия, проводимые в Щекинской межпоселенческой Центральной библиотеке, были посвящены экологической тематике. Пропаганда изданий, посвященных проблемам сохранения среды обитания и их влиянию на здоровье человека, является одной из основных задач в работе библиотеки.
Работники библиотек стремятся активно противодействовать распространению нарастающего бедствия - наркомании. Деятельность библиотек по профилактике наркомании стала приоритетным направлением работы библиотек. Использовались все формы и методы библиотечной работы - от книжных выставок, обзоров, бесед до уроков доброты и спектаклей.
В 2010 году в библиотеках района шире стали использоваться компьютерные технологии и возможности Интернета. На областном фестивале-конкурсе "Радиосвязь" видеоролик-презентация, подготовленная в Щекинской межпоселенческой Центральной библиотеке, заняла первое место в номинации "Моя библиотека". В 2010 году были подготовлены первые в районе электронные книги - "Память в камне" (где собраны данные обо всех братских захоронениях защитников Отечества) и "Книга как средство духовно-нравственного воспитания молодежи" (об итогах Недели православной книги в 2010 году).
В целях формирования электронного каталога библиотечного фонда Щекинской межпоселенческой Центральной библиотеки 10,2 процента (при плане 5,3 процента) библиотечного фонда в 2010 году занесено в электронный каталог.
Большую роль в культурной жизни района играют музыкальные школы. В 2010 году из бюджета района на содержание детских музыкальных школ было выделено 22,55 млн. рублей (примерно столько же в 2009 году). В 2010 году в музыкальных школах района обучались 1334 учащихся (для сравнения, в 2008 г. - 1535). В 2010 году 13 процентов обучающихся в детских музыкальных школах детей окончили учебный год на "отлично".
Учащиеся детских музыкальных школ в 2010 году приняли участие в 8 международных конкурсах, фестивалях и выставках, 15 всероссийских, 7 областных, 5 городских и районных конкурсах.
Всего на международных, всероссийских, районных конкурсах и выставках наши юные таланты в 2010 году получили 54 диплома победителей, что на 12 наград больше, чем в 2009 году. В 2010 году увеличилось количество учащихся ДМШ, принимающих участие в конкурсах международного уровня, а также на 22 процента увеличилось количество победителей - участников конкурсов различных уровней.
За 2010 год детские музыкальные школы Щекинского района подготовили и провели около 200 концертных программ. Этот показатель остается стабильным на протяжении нескольких последних лет.
6.6. Работа с обращениями граждан
Не могу не коснуться еще одной важной проблемы - работы с письмами и обращениями граждан, в которых наиболее наглядно отражаются самые узкие места в нашей работе, черствость и бездушие отдельных чиновников, руководителей организаций и предприятий района.
Все факты, указанные в письмах и устных обращениях, рассматриваются в установленные сроки. По вопросам, входящим в компетенцию администрации района и органов местного самоуправления, принимаются необходимые меры.
За 2010 год в администрацию Щекинского района поступило 724 обращения, что на 13 процентов больше, чем в 2009 году. Данная тенденция роста обращений сохраняется на протяжении последних лет.
Из общего количества поступивших обращений в администрацию Щекинского района письменные обращения составили 70,6 процента, личный прием - 15,1 процента, "телефон доверия" - 7 процентов, по системам электронной связи - 7,5 процента, повторные - 5,8 процента.
Почти в 2 раза по сравнению с 2009 г. сократилось количество обращений, зафиксированных по "телефону доверия", что свидетельствует о росте правовой грамотности населения. Жители для решения оперативных вопросов жизнеобеспечения, прежде всего, стали обращаться непосредственно в администрации поселений, на территории которых они проживают. Помимо поставленных на контроль обращений по "телефону доверия" еще по 263 телефонным обращениям специалистами "общественной приемной" администрации были оперативно приняты меры по их разрешению или даны разъяснения.
Наметилась положительная тенденция снижения повторных обращений. Так, их количество в 2010 году сократилось по сравнению с 2009 г. почти в 2 раза.
По-прежнему большинство обратившихся - наиболее незащищенные слои населения: пенсионеры - 33,7 процента, в том числе инвалиды - 5,5 процента, участники Великой Отечественной войны - 8,4 процента.
На уровне прошлого года (30 процентов от всех обращений) остаются вопросы ЖКХ (ремонт жилищного фонда, подготовка к зиме, водоснабжение и газификация населенных пунктов).
Из всех поступивших обращений рассмотрено - 79,6 процента, на исполнении - 4,3 процента. Положительные решения приняты по 18,4 процента всех рассмотренных обращений.
В истекшем году в администрации района открыты еще два дополнительных канала связи с жителями района. В "общественной приемной" установлена электронная приемная обращений граждан. Всего за 2010 год принято и зарегистрировано 54 электронных обращения граждан, из них 29 получено по новому каналу связи. Распоряжением администрации от 11.08.2010 был введен дополнительный канал связи "Лично в руки" посредством установки в фойе администрации почтового ящика, корреспонденция из которого изымается лично главой администрации. Эта работа только началась, но, думаю, что у нее хорошие перспективы.
На базе общественной приемной организовано консультирование граждан по правовым вопросам специалистами комитета по правовой работе. Каждый 3-й четверг месяца прием малоимущего населения ведут специалисты комитета по правовой работе и взаимодействию с правоохранительными органами администрации Щекинского района. За три месяца 20 жителей г. Щекино и района получили бесплатную юридическую помощь.
6.7. Информационная открытость органов местного самоуправления
Одним из основных направлений развития информационного общества Президент России Д.А. Медведев назвал повышение информационной открытости власти, прозрачность и доступность услуг для граждан. Одним из наиболее доступных источников информации для граждан района является официальный портал МО Щекинский район. В 2010 году его содержание и структура приведены в соответствие с требованиями Федерального закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Сегодня наш портал содержит исчерпывающую информацию о деятельности органов местного самоуправления Щекинского района. Прежде всего, это ежедневно обновляющаяся новостная лента, анонсы и планы мероприятий, сведения о полномочиях органов местного самоуправления, подробная информация о функциях структурных подразделений, контактная информация, фото- и видеогалереи.
Для обеспечения "обратной связи" с населением функционируют "электронная приемная" и "гостевая книга". Хотелось бы особо отметить роль "гостевой книги". Она содержит не только отзывы и пожелания, высказываемые населением о работе органов власти района, но является эффективным инструментом рассмотрения обращения граждан. Проблемы, по которым граждане обращаются в "гостевую книгу", решаются оперативно в 5 - 7-дневный срок.
Для эффективного взаимодействия населения с органами власти района по электронным каналам связи на портале создан единый сервис электронной почты. Теперь граждане могут напрямую обращаться в структурные подразделения для получения информации и решения своих вопросов.
Постоянное обновление информации позволили повысить популярность портала, о чем свидетельствует динамика его посещаемости. За год она возросла на 80 процентов и составила в 2010 году в среднем 90 посещений в сутки.
В 2011 году планируется открыть рубрику "Вопрос-ответ", в которой каждое структурное подразделение будет размещать наиболее часто встречающиеся вопросы и ответы на них, раздел, содержащий информацию о секциях, кружках, студиях учреждений образования и культуры района, а также мультимедийный раздел с возможностью прослушивания на портале программ районного радиовещания.
Информационная открытость была узким местом в деятельности администрации района. Сегодня, кроме портала, работает местное радиовещание. Новое оборудование и электронные технологии позволили сделать передачи районного радио более интересными, разнообразными, о чем свидетельствуют обращения жителей.
Сегодня информацию о деятельности органов местного самоуправления Щекинского района можно найти в газете "Щекинский химик", рекламном еженедельнике "Визитка Щекино". Тиражи этих изданий от 5 до 10 тысяч экземпляров. Чего не скажешь о районной газете "Щекинский вестник", учредителем которой является администрация района. К сожалению, мизерный тираж менее чем в 1000 экземпляров должен заставить новое руководство этой газеты всерьез задуматься о способах возвращения популярности у читателей. Тем более "Щекинский вестник" стоит на пороге своего 80-летия!
Именно с необходимостью распространения информации о своей деятельности заставили администрации крупнейших поселений МО город Щекино и МО рабочий поселок Первомайский заняться выпуском ежемесячных информационных бюллетеней. В них - отчеты о наиболее значимых событиях, рассказы о ветеранах, спортивных мероприятиях. И, как показывают социологические опросы, такая форма информирования получила поддержку у щекинцев и первомайцев.
К сожалению, этими примерами исчерпывается список муниципальных образований, где занимаются вопросами информирования. Думаю, что главам поселений необходимо обратить внимание на недостаточную работу по формированию информационной и коммуникационной инфраструктуры своих муниципальных образований. До сих пор в большинстве из них отсутствует широкополосный доступ в "Интернет", нет официальных сайтов, на низком уровне находится защита информации. До сих пор большинство поселений не готово к проведению торгов на электронных площадках. Не проведена регистрация и на официальном общероссийском сайте. Главам поселений необходимо критически пересмотреть свою позицию и качественно изменить ситуацию в 2011 году.
По словам председателя Правительства РФ В.В. Путина повышение качества жизни граждан должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются практически ежедневно, например, запись на прием к врачу. Проект "Электронная регистратура", позволяющий автоматизировать и максимально упростить для граждан запись на прием к врачу, начал воплощаться в жизнь в районе в 2010 году. Был изучен опыт внедрения подобного проекта в нескольких регионах, выбрана экспериментальная площадка - Щекинская стоматологическая поликлиника. Сегодня найдено максимально сбалансированное решение, учитывающее специфику медицинских учреждений района. В марте - апреле 2011 года "Электронная регистратура" начнет запись пациентов на прием.
Уважаемые депутаты!
Подводя итоги своего доклада, могу сказать с полной уверенностью, что администрации Щекинского района в отчетном году удалось сохранить положительные наработки прошлых лет и организовать стабильное функционирование всего хозяйственного и социального комплекса муниципального образования.
Основополагающими целями нашей деятельности в 2010 году являлись: создание благоприятных условий для экономического развития территории и повышения благосостояния населения.
Для достижения вышеназванных целей администрация района стремилась максимально эффективно использовать муниципальное имущество, осуществляла постоянный мониторинг за решением вопросов местного значения, разрабатывала и реализовывала различные целевые муниципальные программы и т.д.
Наши усилия направлены на решение главной задачи - улучшение условий жизни и повышение уровня благосостояния населения.
"Работая сегодня, всегда думать о будущем" - именно из этого принципа мы исходили при постановке задач на 2011 год. А они для нас следующие:
- повышение инвестиционной привлекательности района, снятие бюрократических барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса;
- привлечение дополнительных доходов в бюджет района, более эффективное использование муниципального имущества и земельных ресурсов;
- увеличение финансирования программ, связанных с переселением жителей из ветхого фонда, благоустройством дворовых территорий и ремонтом жилья.
Это - концептуальные проблемы, не подменяющие собой другие направления работы в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальной политики, градостроительства и иных направлений работы администрации.
Нам необходимо обеспечить четкое взаимодействие органов местного самоуправления муниципального района и поселений. Только скоординированная работа позволит нам обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие всех муниципальных образований района. Очень важно, чтобы основной целью органов местного самоуправления стало повышение качества и доступности муниципальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления всех уровней, повышение эффективности принимаемых ими решений, а не создание дополнительных барьеров.
В условиях ограниченности финансовых возможностей очень важно не допустить снижения уровня бюджетной обеспеченности муниципальной социально-культурной сферы. Бюджетные ассигнования должны напрямую зависеть от объема и качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями. Следует продолжить работу по дальнейшей оптимизации сети бюджетных учреждений, численности работников.
Один из показателей эффективности работы администрации - это достижение целевых индикаторов. Третий год губернатором области устанавливается перечень показателей и заданий с их контрольными значениями, которые должны быть достигнуты по итогам года. Поручение губернатора на 2010 год содержало 145 показателей, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности города: от уровня рождаемости и смертности, выполнения функций по содержанию жилищно-коммунальной сферы, обеспечения образовательного процесса на территории района до обеспечения высоких динамичных темпов роста по налоговым поступлениям в муниципальный бюджет. Выполнены на уровне заданного многие показатели, кроме тех, влияние на которые оказала кризисная ситуация. Впервые за многие годы в районе отмечается повышение уровня рождаемости. Грустно, но уровень смертности по-прежнему высок. А это значит, что работа на здоровый образ жизни, улучшение условий проживания наших земляков - тема для нашей дальнейшей работы - открыта.
В завершение своего выступления я хочу поблагодарить своих коллег - работников администрации, руководителей предприятий за совместную работу и вас, уважаемые депутаты. Плодотворная совместная работа администрации и Собрания представителей приносит свои положительные результаты. А это значит, что совместными усилиями мы с вами сможем выполнить все намеченное!
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания представителей муниципального образования Щекинский район Тульской области от 28 февраля 2011 г. N 26/235... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.