Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
правительства Тульской области
от 28 октября 2011 г. N 146-р
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Водные объекты и водные ресурсы Тульской области на 2012-2017 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программно-целевым методом
Экологическая обстановка на территории Тульской области в последние годы стабилизировалась, но остается сложной, уровень загрязнения окружающей среды - высоким.
По степени суммарной техногенной нагрузки Тульская область уступает в Центральном федеральном округе только Московской области. Общее состояние природной среды и принятие мер по ее оздоровлению требует постоянного внимания со стороны органов государственной власти Тульской области.
Несмотря на то, что за последние годы наблюдается тенденция к уменьшению объема сброса сточных вод, доля сброса загрязненных сточных вод в водные объекты остается очень высокой, не более 5 процентов можно отнести к нормативно очищенным.
Большинство действующих очистных сооружений городов и поселков области, в том числе в городе Туле, работает со значительной гидравлической перегрузкой и требует срочной модернизации и реконструкции. Ряд населенных пунктов Ефремовского, Тепло-Огаревского, Щекинского районов Тульской области не имеет очистных сооружений, что приводит к существенному техногенному загрязнению поверхностных водоемов и почвы.
Серьезной проблемой является обеспечение населения качественной питьевой водой, дефицит которой составляет до 90 тыс. куб. метров в сутки.
Водоснабжение населения Тульской области полностью осуществляется за счет подземных источников. Вместе с тем, значительное количество населенных пунктов Веневского, Воловского, Ясногорского, Плавского и других районов области не имеет собственных источников водоснабжения. Это диктует необходимость проведения разведочных и поисково-эксплуатационных работ с осуществлением лабораторного контроля качества питьевой воды с дальнейшей передачей выявленных источников в эксплуатацию муниципальным образованиям.
На состояние водоносных горизонтов существенное влияние оказывает деятельность промышленных предприятий, свалки бытовых и промышленных отходов, значительное количество неэксплуатируемых водоотводящих скважин, представляющих потенциальную опасность. В этой связи необходимо проведение детальных исследований в данном направлении, разработка и реализация комплекса мероприятий по улучшению сложившейся ситуации.
Гидротехнические сооружения большинства водных объектов требуют срочного проведения работ по их реконструкции и капитальному ремонту.
Гидротехнические сооружения 18 водных объектов находятся в аварийном состоянии, 20 - в предаварийном, 42 требуют ремонта. Их эксплуатация в существующем режиме может привести к возникновению опасных для населения чрезвычайных ситуаций. В 2007-2011 годах на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений выделялись средства федерального бюджета в виде субсидий бюджету Тульской области в объеме свыше 57 млн. рублей.
Управление в области использования и охраны водных объектов основывается на том, что природные ресурсы, в том числе водные, в соответствии с Конституцией Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Учитывая масштабность поставленных Водной стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, целей и задач, решение которых требует реализации комплексной системы мер, мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса целесообразно осуществлять в рамках предлагаемой долгосрочной целевой программы "Водные объекты и водные ресурсы Тульской области на 2012-2017 годы" (далее - Программа) с использованием программно-целевого метода, поскольку эти мероприятия:
входят в число приоритетов для формирования Программы, а их реализация позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения и качества окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность Российской Федерации, а также закрепить и расширить глобальные конкурентные преимущества страны в сфере водного хозяйства и в смежных с ним отраслях;
носят межотраслевой и межведомственный характер;
носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения, общее развитие экономики, а также на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в отраслях, использующих водные ресурсы (энергетика, транспорт, аграрный сектор, рыбное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство).
Необходимость обеспечения конституционных прав граждан на экологически безопасную среду обитания обуславливает социальную значимость мероприятий по улучшению качества природной среды и соответствует приоритетам социально-экономического развития области.
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.
Изложенные в настоящей Концепции проблемы предполагают бюджетные расходы разных уровней в течение длительного времени и не могут быть решены в пределах одного финансового года, а многопрофильный характер предлагаемых к решению вопросов определяет целесообразность использования программно-целевого метода для их решения на территории области.
Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в водных ресурсах, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей национальной экономики, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.
2. Цели, задачи, основные мероприятия и сроки
реализации долгосрочной целевой программы
Целью Программы является улучшение состояния водных объектов и обеспечение рационального использования водных ресурсов Тульской области.
Задачами Программы являются:
повышение рациональности использования водных ресурсов;
снижение объема сброса загрязненных сточных вод;
ликвидация локальных вододефицитов региона и обеспечение населения качественной питьевой водой;
улучшение состояния, сохранение и восстановление водных объектов;
предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений;
развитие системы государственного мониторинга водных объектов.
Основные мероприятия Программы:
строительство, реконструкция систем водоподачи из подземных источников (гидрогеологические скважины, водозаборы из подземных источников);
строительство очистных сооружений;
строительство, реконструкция объектов инженерной защиты, сооружений берегоукрепления;
мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений;
охрана и увеличение пропускной способности водных объектов (расчистка, дноуглубительные, русловыпрямительные работы);
участие в организации государственного мониторинга водных объектов.
Программа реализуется в один этап.
Сроки реализации: 2012-2017 годы.
3. Ресурсное обеспечение и механизмы
управления долгосрочной целевой программой
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2012 - 2017 годах представлена в таблице.
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
||||||
всего |
годы |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
Финансовые ресурсы |
млн. руб. |
518,3760,0 |
9,4000 |
135,4000 |
168,4600 |
149,6000 |
44,5160 |
11,0000 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет* |
млн. руб. |
392,2088 |
4,4000 |
104,8320 |
129,7728 |
115,6080 |
29,0160 |
8,5800 |
бюджет области |
млн. руб. |
117,3000 |
5,0000 |
29,0000 |
34,0000 |
33,8000 |
15,5000 |
- |
местные бюджеты |
млн. руб. |
8,8672 |
- |
1,5680 |
4,6872 |
0,1920 |
- |
2,4200 |
* - Перечень мероприятий, реализация которых планируется с 2013 года, представлен для включения в проект федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2013-2020 годах".
В целом по Программе объем капитальных вложений составит 253,1100 млн. рублей, в т.ч.:
2012 год - 4,5000 млн. рублей;
2013 год - 70,0000 млн. рублей;
2014 год - 94,2100 млн. рублей;
2015 год - 84,4000 млн. рублей;
2016 - 2017 год - 0 млн. рублей;
по статье "прочие расходы" 265,2660 млн. рублей, в т.ч.:
2012 год - 4,9000 млн. рублей;
2013 год - 65,4000 млн. рублей;
2014 год - 74,2500 млн. рублей;
2015 год - 65,2000 млн. рублей;
2016 год - 44,5160 млн. рублей;
2017 год - 11,0000 млн. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы по объектам капитального строительства определен в соответствии с разработанными и утвержденными в установленном порядке проектами.
Финансирование мероприятий по статье "прочие расходы" осуществляется исходя из фактических лимитов бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы.
Государственным заказчиком Программы является министерство природных ресурсов и экологии Тульской области.
Исполнителями Программы являются министерство природных ресурсов и экологии Тульской области и муниципальные образования Тульской области (по согласованию).
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком Программы и включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию, корректировку и контроль исполнения предусмотренных Программой мероприятий.
Приоритетные направления реализации Программы определяются государственным заказчиком Программы.
Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
4. Социально-экономический эффект
реализации долгосрочной целевой программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
обеспечить жителей 7-ми населенных пунктов области, не имеющих собственных источников водоснабжения, качественной питьевой водой;
ликвидировать локальный вододефицит региона за счет ремонта и реконструкции водозаборов, увеличения производительности водозаборов в рамках Программы - 5000 м3/сут;
обеспечить повышение рациональности использования водных ресурсов за счет сокращения потерь воды в системах жилищно-коммунального хозяйства путем реконструкции водопроводной сети в 44 населенных пунктах;
обеспечить сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них, в том числе путем строительства очистных сооружений мкр. Сокольники г. Новомосковска, н.п. Восточный Ефремовского района, а также строительства канализационного коллектора в п. Теплое Тепло-Огаревского района;
обеспечить предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем осуществления капитального ремонта гидротехнических сооружений в 4-х районах Тульской области, обследования зарегистрированных в реестре недвижимого имущества бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Тульской области, а так же осуществления дренирования ул. Восточная и ул. Овражная в г. Богородицке Богородицкого района;
обеспечить охрану и увеличение пропускной способности водных объектов путем расчистки р. Дон и руч. Рогожня;
обеспечить развитие системы государственного мониторинга водных объектов посредством организации работы наблюдательной сети за состоянием дна и берегов водных объектов, расположенных на территории Тульской области.
Осуществление запланированных мероприятий на водных объектах области позволит предотвратить возможный экономический ущерб от вредного воздействия вод на сумму более 2 000,0 млн. рублей.
Для оценки результативности и эффективности реализации Программы будут использованы следующие показатели:
а) показатели непосредственного результата:
протяженность реконструированных водопроводных сетей - 300 км;
протяженность расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек - с 10,5 до 16,7 км;
степень готовности объектов капитального строительства за отчетный год (в процентах);
б) показатели конечного результата:
производительность отремонтированных водозаборов составит 5000 м3/сут;
объем доведенных до гигиенических нормативов хозяйственно-бытовых сточных вод (до 30400 м3 /сут);
количество населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям (7 населенных пунктов);
количество гидротехнических сооружений, обеспеченных безопасной эксплуатацией (с 5 до 9 сооружений);
количество постов наблюдения на водных объектах (организовать работу на 3 постах).
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тульской области от 28 октября 2011 г. N 146-р "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.