Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
правительства Тульской области
от 28 октября 2011 г. N 148-р
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Развитие общего и дополнительного образования
в Тульской области на 2013-2016 годы"
27 ноября 2012 г., 15 марта, 17 июня, 7 августа, 16 октября 2013 г.
1. Содержание проблемы
и обоснование ее решения программно-целевым методом
Россия - федеративное государство, объединяющее субъекты со своим специфическим уровнем социально-экономического, культурного, образовательного потенциала.
Сочетание единой федеральной политики, направленной на повышение качества образования, ориентированного на экономику, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечить интеграцию интересов государства и регионов.
В Тульской области значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общественной жизни повышается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Качество жизни и образовательный потенциал населения Тульской области во многом определяются уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития.
В сфере общего и дополнительного образования Тульской области функционируют более 650 дневных образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования, с общей численностью более 170 тысяч обучающихся.
Благодаря реализации программных и проектных мероприятий в образовании Тульской области начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики:
осуществляется обновление структуры сети образовательных учреждений; возобновлено строительство и реконструкция учреждений образования, осуществляемые за счет бюджетных средств;
обеспечивается развитие инфраструктуры путем оснащения образовательного процесса современным учебным оборудованием, совершенствования медицинского обеспечения обучающихся, модернизации условий для питания обучающихся, укрепления материальной базы для занятий физической культурой и спортом;
формируется образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создана и совершенствуется региональная система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
осуществлено обновление механизмов финансирования образовательных учреждений за счет введения нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования;
реализуется комплекс мер социальной поддержки педагогов.
При этом очевидны несовершенство материально-технической базы образовательных учреждений, их инфраструктуры, неразвитость механизмов привлечения общественных и профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования и реализации образовательной политики. Не в полном объеме выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
На начало 2011 года для организации подвоза 5180 учащихся, проживающих в сельской местности, к образовательным учреждениям и обратно задействовано 105 школьных автобусов, что составляет 54 процента от общей потребности. Для обеспечения подвоза всех нуждающихся в нем учащихся необходимо приобретение 90 школьных автобусов.
Одной из актуальных проблем в системе образования является создание условий по безопасному пребыванию детей в образовательных учреждениях и сохранению их здоровья, в первую очередь, в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.
По состоянию на 1 января 2011 года около 70 процентов зданий образовательных учреждений Тульской области, реализующих программы общего и дополнительного образования, имеют срок эксплуатации более 30 лет и нуждаются в проведении текущих и капитальных ремонтов.
За период с 2009 года по 2011 год доля государственных образовательных учреждений, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией, увеличилась с 68,5 процента до 100 процентов образовательных учреждений.
Несмотря на проводимую работу по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования остаются нерешенными следующие основные вопросы: ремонт и замена ветхих участков электросетей, огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачных помещений, отсутствие нормативного количества эвакуационных выходов.
Количество учителей на протяжении последних лет имеет тенденцию к сокращению, если в 2006 году их численность составляла 10 990 человек, то в 2009 году - 10 058 человек. Происходит "старение" педагогических кадров, для сохранения в образовательных учреждениях лучших педагогов, а также для пополнения школ новым поколением учителей необходимо на региональном уровне развивать систему моральных и материальных стимулов работников образования.
В этих целях целесообразно продолжить работу, направленную на конкурсное выявление и поддержку лидеров-учителей, успешно реализующих новые педагогические подходы и технологии на практике.
Для привлечения молодых учителей в систему образования, повышения привлекательности профессии необходимо совершенствование и развитие мер социальной поддержки молодых учителей.
В связи с этим система образования Тульской области нуждается в дальнейшем развитии.
Настоящая концепция основывается на принципах образовательной политики, определенных в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", на положениях национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и направлениях деятельности, представленных в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61.
Концепция определяет приоритеты развития общего и дополнительного образования региона в целом, а также муниципальных районов и городских округов Тульской области. Эти приоритеты с учетом региональных особенностей закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2011 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Стратегия развития образования в Тульской области определяет следующие условия и механизмы их достижения, которые:
обеспечат качественные изменения в самом образовании, системе образования и образовательных средах региона для предоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной, творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современного развития региона;
создадут условия для заинтересованного участия общества в развитии образования;
в полной мере будут учитывать общественный запрос со стороны различных групп населения;
будут способствовать эффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическому развитию Тульской области.
Круг проблем, связанных с развитием общего и дополнительного образования в Тульской области в соответствии с запросом российского государства, имеет комплексный характер:
развитие единой образовательной среды Тульской области;
обеспечение доступности и качества образования;
внедрение в систему образования Тульской области эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.
Успешное комплексное решение масштабных и разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход.
Можно выделить основные преимущества программно-целевого метода:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности между исполнителями.
Поддержание и развитие системы общего и дополнительного образования должно осуществляться с помощью комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам исполнения мероприятий.
Мероприятиями долгосрочной целевой программы "Развитие общего и дополнительного образования в Тульской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа) будет охвачена вся территория Тульской области.
Ориентировочный размер целевой группы, охваченной мероприятиями Программы - 174,6 тысяч человек, обучающихся в системе общего и дополнительного образования.
Распоряжением Правительства Тульской области от 17 июня 2013 г. N 648-р раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2. Цели и задачи, основные мероприятия
и сроки реализации долгосрочной целевой программы
Целью Программы является развитие системы общего и дополнительного образования в Тульской области в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности; повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации всех категорий обучающихся образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в целях развития инфраструктуры образовательных учреждений и повышения качества условий обучения;
развитие региональной системы моральной и материальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области;
развитие региональной системы поддержки талантливых учащихся образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области, формирование общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка;
обеспечение организационно-методического, информационного, просветительского и кадрового сопровождения процесса поддержки российской культуры и русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации.
Для реализации целей и задач Программы предусмотрены следующие мероприятия:
создание условий для реализации образовательными учреждениями программ общего и дополнительного образования;
капитальный ремонт, строительство и реконструкция образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования;
региональная поддержка педагогических работников образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области;
региональная поддержка талантливых учащихся образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области;
проведение мероприятий по повышению квалификации педагогических работников образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области.
Реализация Программы производится в один этап - с 2013 по 2016 годы.
Распоряжением Правительства Тульской области от 16 октября 2013 г. N 973-р в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение
и механизмы управления долгосрочной целевой программой
Государственный заказчик Программы - министерство образования Тульской области.
Исполнители мероприятий Программы:
министерство образования Тульской области;
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области;
администрации муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию);
государственное учреждение капитального строительства "ТулоблУКС" (по согласованию);
муниципальное учреждение "Управление капитального строительства город Новомосковск" (по согласованию);
государственные образовательные учреждения Тульской области, подведомственные министерству образования Тульской области (по согласованию).
Реализация мероприятий Программы потребует вложения финансовых средств из бюджета Тульской области и местных бюджетов.
Предварительная потребность затрат на реализацию мероприятий Программы представлена в таблице.
млн. руб.
Наименование ресурсов |
Единица измерения |
Потребность |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Финансовые ресурсы |
млн. руб. |
449,1962 |
158,4262 |
104,7705 |
104,2005 |
81,7990 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
млн. руб. |
8,6113 |
8,6113 |
- |
- |
- |
бюджет области: капитальные вложения прочие |
млн. руб. |
354,2003
30,0000 324,2003 |
119,3973
10,0000 109,3973 |
82,4015
10,0000 72,4015 |
82,4015
10,0000 72,4015 |
70,0000 -
70,0000 |
местные бюджеты |
млн. руб. |
86,3846 |
30,4176 |
22,3690 |
21,7990 |
11,7990 |
Механизм управления реализацией Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти области и администраций муниципальных районов и городских округов Тульской области, а также четкого разграничения полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы.
Государственный заказчик:
подготавливает при необходимости проект постановления правительства Тульской области о внесении изменений в Программу или ее досрочном прекращении;
организует реализацию Программы, осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для реализации Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы;
запрашивает у исполнителей информацию, необходимую для оценки результативности и эффективности Программы;
предоставляет в установленном порядке отчеты о реализации Программы в министерство экономического развития Тульской области;
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет состав программных мероприятий, плановые значения показателей, механизм реализации Программы;
заключает с администрациями муниципальных районов и городских округов Тульской области - исполнителями мероприятий Программы соглашения о предоставлении субсидий на исполнение мероприятий Программы, реализуемых за счет средств бюджета Тульской области.
Исполнители - министерство образования Тульской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, администрации муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию), государственное учреждение капитального строительства "ТулоблУКС" (по согласованию), муниципальное учреждение "Управление капитального строительства город Новомосковск" (по согласованию), государственные образовательные учреждения Тульской области, подведомственные министерству образования Тульской области (по согласованию):
формируют планы реализации мероприятий Программы, в отношении которых они являются исполнителями;
организуют работу по размещению государственного (муниципального) заказа по программным мероприятиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд за счет средств, предусмотренных бюджетной росписью на соответствующее мероприятие Программы;
разрабатывают в пределах своих полномочий локальные акты, необходимые для реализации Программы;
анализируют эффективность использования средств бюджета Тульской области в рамках Программы;
организуют самостоятельно или участвуют в организации экспертных проверок хода реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляют контроль за исполнением мероприятий Программы;
представляют в установленном порядке отчеты о реализации Программы государственному заказчику;
вносят предложения и участвуют в уточнении состава мероприятий и расходов на реализацию Программы, а также в совершенствовании механизма реализации Программы.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Тульской области ежегодно уточняются.
Предоставление средств бюджета Тульской области бюджетам муниципальных районов (городских округов) Тульской области на реализацию мероприятий Программы осуществляются в виде субсидий на основании соглашения, форма которого утверждается министерством образования Тульской области.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования мероприятий Программы на создание условий для реализации образовательными учреждениями программ общего и дополнительного образования, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования, в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете Тульской области на текущий финансовый год и плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству образования Тульской области на реализацию Программы.
Уровень софинансирования из бюджетов муниципальных районов (городских округов) Тульской области мероприятий Программы определяется в соответствии с Порядком разработки и реализации долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303.
Объем субсидий местным бюджетам определяется министерством образования Тульской области.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Тульской области при следующих условиях:
а) наличие в бюджете муниципального района (городского округа) Тульской области на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований, а также документов, подтверждающих расходные обязательства муниципального района (городского округа) Тульской области по финансированию соответствующих мероприятий Программы с учетом установленного уровня софинансирования;
б) обязательство муниципальных районов (городских округов) Тульской области по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между министерством образования Тульской области и администрациями муниципальных районов (городских округов) Тульской области о предоставлении субсидии из бюджета Тульской области бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий Программы;
в) заключение соглашений о предоставлении субсидии между министерством образования Тульской области и администрациями муниципальных районов (городских округов) Тульской области.
Соглашение должно содержать следующие положения:
а) наличие нормативного правового акта муниципального района (городского округа) Тульской области, устанавливающего расходное обязательство муниципального района (городского округа) Тульской области, на исполнение которого предоставляется субсидия;
б) целевое назначение субсидии;
в) осуществление контроля за соблюдением муниципальным районом (городским округом) Тульской области условий, установленных при предоставлении субсидии;
г) срок и порядок предоставления установленной министерством образования Тульской области формы отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального района (городского округа) Тульской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
д) размер предоставляемой субсидии, условия предоставления и расходования субсидии;
е) порядок возврата субсидии в случае нарушения условий ее предоставления;
ж) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения;
з) сведения о размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального района (городского округа) Тульской области на финансирование мероприятий Программы с учетом установленного уровня софинансирования;
и) показатели эффективности и результативности использования субсидии.
Для перечисления субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Тульской области уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Тульской области представляют главному распорядителю бюджетных средств:
а) заявку на выделение средств;
б) документы, подтверждающие расходы, источником финансового обеспечения которых является субсидия:
сметную документацию, утвержденную и проверенную в установленном порядке;
документы, подтверждающие основание заключения муниципального контракта с конкретным подрядчиком (протоколы, составленные в ходе проведения процедуры размещения муниципального заказа, либо согласование контрольного комитета Тульской области размещения заказа у единого подрядчика);
муниципальный контракт;
акт выполненных работ;
накладная, счет, счет-фактура;
в) документы, подтверждающие софинансирование расходов за счет средств бюджета муниципального района (городского округа) Тульской области в соответствии с заключенным соглашением.
Министерство образования осуществляет перечисление субсидии на счета финансовых органов администраций муниципальных районов (городских округов) Тульской области, открытые в территориальных органах Федерального казначейства для обслуживания исполнения бюджетов муниципальных районов (городских округов) Тульской области.
Размер средств бюджета муниципального района (городского округа) Тульской области на реализацию мероприятий Программы, указанных в соглашении, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии за счет средств бюджета Тульской области.
Перечисление субсидии приостанавливается в случае нецелевого и (или) неэффективного использования субсидии, неполного освоения субсидии.
Решение о приостановлении перечисления субсидий принимает министерство финансов Тульской области в установленном им порядке по представлению министерства образования Тульской области.
Если администрация муниципального района (городского округа) Тульской области не устранила нарушения в течение 3 месяцев со дня принятия министерством финансов Тульской области решения о приостановлении перечисления субсидии, министерство образования Тульской области готовит предложения о прекращении предоставления субсидии этому муниципальному району (городскому округу) Тульской области.
Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов, документов, информаций и целевое использование субсидий возлагается на администрации муниципальных районов (городских округов) Тульской области.
Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Распоряжением Правительства Тульской области от 16 октября 2013 г. N 973-р в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Социально-экономический эффект реализации
долгосрочной целевой программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить долю обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными условиями, с 57 до 95 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 23 процента, в 2014 - на 5 процентов, в 2015 - на 5 процентов, в 2016 - на 5 процентов;
увеличить долю детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, с 54 до 68 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 5 процентов, в 2014 - на 3 процента, в 2015 - на 3 процента, в 2016 - на 3 процента;
увеличить долю образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, материально-техническая база которых обновлена, с 39 процентов до 71 процента, в том числе по годам: в 2013 - на 8 процентов, в 2014 - на 8 процентов, в 2015 - на 8 процентов, в 2016 - на 8 процентов;
увеличить долю государственных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, материально-техническая база которых обновлена, до 100 процентов;
увеличить долю образовательных учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования, оснащенных автотранспортными средствами для перевозки обучающихся, с 54 процентов до 88 процентов, в том числе по годам: в 2013 - на 6 процентов, в 2014 - на 10 процентов, в 2015 - на 9 процентов, в 2016 - на 9 процентов;
поощрить не менее 80 педагогических работников образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области, в том числе по годам: в 2013 - 20 человек, в 2014 - 20 человек, в 2015 - 20 человек, в 2016 - 20 человек;
поощрить не менее 200 победителей и призеров конкурсных мероприятий из числа талантливых учащихся образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области, в том числе по годам: в 2013 - 50 человек, в 2014 - 50 человек, в 2015 - 50 человек, в 2016 - 50 человек;
увеличить количество педагогических работников, прошедших обучение в рамках проблемных курсов по вопросам поддержки российской культуры и русского языка как общенационального достояния
народов Российской Федерации на 1200 человек, в том числе по годам:
в 2013 - 300 человек, в 2014 - 300 человек, в 2015 - 300 человек,
в 2016 - 300 человек;
увеличить количество молодых учителей общеобразовательных учреждений, взявших ипотечный кредит с получением средств государственной поддержки, на 45 человек.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению эффективности работы и оптимизации использования государственных ресурсов в сфере общего и дополнительного образования и обеспечит устойчивое развитие системы образования в регионе.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тульской области от 28 октября 2011 г. N 148-р "О разработке долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.